Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тенденции формирования и функционирования рекреационно-туристического комплекса Новгородской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рекреационно-туристический комплекс Новгородской области разнообразен. Привлекательность обеспечиваемого им туристического продукта для различных сегментов туристического рынка бесспорна, причем это относится как к составляющей, созданной человеком, так и к природной компоненте. Рекреационные ресурсы области, особенно их природная составляющая, широко используются местным населением (охота… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Рекреационные ресурсы в современном обществе
    • 1. 1. Понятие рекреации и ее формы
    • 1. 2. Оценка рекреационных ресурсов
    • 1. 3. Формирование рекреационно-туристического комплекса
      • 1. 3. 1. Моделирование туристической активности
      • 1. 3. 2. Особенности исследования рынка туристических продуктов и услуг
      • 1. 3. 3. Количественная оценка некоторых показателей, характеризующих рынок туристической продукции и эффективность мер по ее продвижению
    • 1. 4. Современное состояние туристической индустрии в мире
    • 1. 5. Особенности рынка рекреационно-туристического продукта в России и тенденции его развития
  • 2. Рекреационные ресурсы Новгородской области
    • 2. 1. Новгородская область и ее природно-ресурсный потенциал
    • 2. 2. Структура рекреационного продукта Новгородской области
      • 2. 2. 1. Историко-культурные памятники Новгородской области
      • 2. 2. 2. Туристический комплекс области
      • 2. 2. 3. Охотничье хозяйство
      • 2. 2. 4. Лечебно-оздоровительные объекты
    • 2. 3. Состояние инфраструктуры, обеспечивающей рекреационно-туристический комплекс
  • 3. Количественная оценка природной составляющей рекреационно-туристического продукта Новгородской области
    • 3. 1. Перспективы использования природных ресурсов в рекреационно-туристическом комплексе области
    • 3. 2. Экономическая оценка альтернативных путей использования природных ресурсов Новгородской области

Тенденции формирования и функционирования рекреационно-туристического комплекса Новгородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В настоящее время туризм, является одной из ведущих отраслей мировой экономики (по своей значимости он уступает только нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению). На долю туризма приходится 10% ВВП планеты, 30% мировой торговли услугами, около 7% капиталовложений. По прогнозу ВТО к 2020 году годовой доход от туризма составит примерно 2 трлн. долларов. По тем же прогнозам, доля России в выездном туризме составит всего 1,9%, а во въездном — 2,9%. Если принять во внимание огромную территорию нашей страны с ее богатейшими природными ресурсами, уникальными и историческими памятниками, самобытными национальными традициями, то ее столь незначительная доля в международном туризме не может не удивлять.

Правительство РФ прилагает определенные усилия для продвижения этой отрасли. Большое внимание в последние годы уделяется обсуждению вопросов, связанных с разработкой Концепции развития туризма в России, а также проектом закона «Дополнения и изменения к закону «Об основах туристической деятельности в РФ».

Северо-запад и север России в рекреационно-туристическом потенциале страны занимают особое место. Это объясняется рядом причин:

1. В последние годы наблюдается тенденция вовлечения в зону туристической активности севера Европы.

2. Близость к северо-западному и северному регионам России стран Западной Европы, являющихся главными генераторами туристических потоков в мире.

3. Разнообразие туристических продуктов этих регионов.

4. Возможность путешествия в Россию из Западной Европы сухопутным и морским транспортом, что после событий 11 сентября 2001 года очень важно.

По мнению западноевропейских специалистов в области туризма северо-запад и север России обладают исключительно привлекательным туристическим комплексом: один из самых замечательных центров мировой культуры — Санкт-Петербург — в окружении древних городов и объектов с богатым историческим прошлым — Изборск, Псков, Великий Новгород, Вологда, Архангельск, Соловецкие острова. Положение Великого Новгорода в этом «кольце городов» определяется следующими факторами:

— он находится недалеко от транспортной артерии — трассы МоскваСанкт-Петербург и расположен к обеим столицам ближе, чем его соседи;

— Великий Новгород — древнейший город России;

— к истории Великого Новгорода большой интерес проявляют скандинавские страны.

Таким образом, важность Великого Новгорода в структуре туристического комплекса Северо-запада России бесспорна.

Кроме того, в условиях глобализации мировой экономики и требований перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития становится популярной идея, согласно которой территории, где природные ресурсы не представляют особой ценности для сферы материального производства, следует превратить в рекреационные зоны. Природа Новгородской области и ее географическое положение дают ей все основания претендовать на роль такой зоны.

В свете вышеизложенного есть все основания полагать, что рекреационно-туристические ресурсы Новгородской области при их рациональном использовании могут стать важным фактором ее экономического развития.

В Западной Европе и в США проблемам туризма начиная с 60-х годов прошлого века уделяется много внимания.

Литература

посвященная различным аспектам развития этой отрасли экономики, многочисленна (Bulter R.W., Ferrario F., Gunn C.A., Leiper W., Pearce D., и др.).

В России интерес к исследованиям в этой области стал бурно проявляться в 90-х годах. Здесь следует назвать работы В. И. Азара, М. М. Амирханова, Ю. В. Богданова, B.C. Боголюбова, В. Э. Гордина, М. В. Ефремовой, Ю. В. Кузнецова, М. М. Маринина, Б. Осадина, Ю. С. Путрика, В. И. Преловского и др.

То, что сейчас в России существует Национальная Академия туризма, показывает, какое большое значение у нас придается этой отрасли экономики.

О роли Новгородской области в развитии туризма свидетельствует тот факт, что несколько новгородцев являются членами этой Академии (П.М.Золин и И.Б. Фрейдман). В Великом Новгороде создан первый в России офис туризма Красная Изба. Это информационно-координационный центр туристской деятельности города, в котором можно получить любую информацию о туристском предложении. Одновременно Красная Изба является инструментом для продвижения Великого Новгорода, как направления на международном рынке.

Цель исследования — оценка возможностей Новгородской области формировать рекреационно-туристический продукт, способный стимулировать как развитие въездного туризма, так и удовлетворять спрос местного населения.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

— оценка состояния окружающей среды и природных ресурсов (в основном — леса) с точки зрения их способности обеспечить развитие рекреационно-туристического комплекса;

— анализ всех элементов туристического продукта Новгородской области;

— ранжирование привлекательности туристических продуктов по уровням, принятым для международного туризма в Западной Европе;

— проверку возможности применения принятых в мире моделей туризма к анализу условий формирования въездных туристических потоков в северо-западный регион России;

— выбор метода количественной оценки туристического продукта при принятой концепции его представления как совокупности притягательных элементов естественного (природного) происхождения;

Объектом исследования является рекреационно-туристический комплекс Новгородской области.

Предмет исследования — количественные и качественные характеристики структурных составляющих рекреационно-туристического продукта области (созданных человеком и имеющих естественное происхождение).

Теоретическую и методическую основу диссертационной работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области туризма и природоиспользования, а так же документы, определяющие законодательно-правовую среду РФ в области туризма.

Научная новизна исследования.

— рекреационные ресурсы области рассматриваются не только как база для развития въездного туризма, но и как важный фактор в обеспечении позитивных социальных процессов внутри области;

— определены компоненты туристического продукта, созданного человеком и емкость природной составляющей для трех основных рекреационно-туристических зон области — Новгородской, Боровической и Валдайской ;

— на основе анализа динамики и структуры въездных туристических потоков и доходов от них, выявлена тенденция их роста;

— доказано, что инфраструктура, обеспечивающая туризм в области, вполне адекватна стоящим перед ней задачам;

— оценен доход от использования рекреационных ресурсов местным населением (охота, рыбная ловля, маломерные речные суда);

— применение концепции полной экономической стоимости ресурса и метода Крутиллы-Фишера позволило доказать, что при существующей в области ситуации и тенденции ее развития новгородские леса выгодно использовать для заготовки древесины, несмотря на опасность в дальнейшем утраты ими свойств рекреационного ресурса.

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные в ней количественные оценки элементов рекреационно-туристических продуктов области могут быть использованы в качестве критериев при выработке и принятии решений по их рациональному использованию.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались:

— на научно-практической конференции «Эффективность реформируемых экономик» (В. Новгород, декабрь 1998);

— на научно-практической конференции «Экономика, вступающая в XXI век» (В. Новгород, 1999);

— на совместном семинаре молодых ученых (Европейский университет, Санкт-Петербург, ноябрь 1999).

— на научно-практической конференции по стратегическому планированию и инновациям «2000 год: Экономика рубежа столетий» (В. Новгород, 2000).

— На научно-практической конференции «Проблемы формирования устойчивого социально-экономического развития региона» (Великий Новгород, 2001).

— Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и 9 приложений. Общий объем работы составляет 147 страниц машинописного текста, включая 28 рисунков и 30 таблиц. Приложения включают 16 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1 .Рекреационно-туристический комплекс Новгородской области разнообразен. Привлекательность обеспечиваемого им туристического продукта для различных сегментов туристического рынка бесспорна, причем это относится как к составляющей, созданной человеком, так и к природной компоненте. Рекреационные ресурсы области, особенно их природная составляющая, широко используются местным населением (охота, рыбная ловля, путешествия на маломерных судах).

2. Инфраструктура, обеспечивающая рекреационно-туристическую активность в области, в целом развита достаточно хорошо. Однако, в городе Старая Русса, где расположен курорт «Старая Русса», уровень ее развития нельзя считать удовлетворительным. В некоторой степени этим можно объяснить недоиспользование оздоровительного потенциала курорта (особенно в весенне-осенний периоды).

3.Хотя в Великом Новгороде наблюдается тенденция роста въездного туристического потока, пока он остается незначительным. В основном — это однодневные туры в Великий Новгород из Санкт-Петербурга. Великий Новгород посещает менее 1% иностранных гостей, прибывающих в Санкт-Петербург. Главным образом их интересуют исторические и архитектурные памятники, поэтому природная компонента туристического продукта используется слабо. Очень мало туристов посещает Валдайскую и Боровическую рекреационные зоны.

4.Экологическая обстановка в области достаточно стабильна и это должно способствовать росту привлекательности ее туристических продуктов. Правда, не может не вызывать беспокойства тенденция сокращения расходов на охрану окружающей среды.

5.Экономическая оценка альтернативных путей использования важнейшего природного ресурса области — леса — показала, что лесозаготовки более выгодны, чем рекреация. Поэтому есть все основания опасаться, что в перспективе лес как рекреационный ресурс утратит свое значение, и это, несомненно, значительно снизит рекреационный потенциал области.

6.Исследования рекреационно-туристических ресурсов осложняются отсутствием систематизированной информации. При проведении исследования информация собиралась из различных источников, является разрозненной, а поэтому для подтверждения ее надежности требуются значительные усилия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Среднегодовые расходы населения на туризм. Travel Trade Gazette, № 5, 2001.
  2. В.И. Очевидные проблемы туризма в России: Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000.
  3. В.И. Почем нынче путешествие: на что турист тратит деньги и кому от этого польза // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. № 5, 2000.
  4. В.И. Туризм Феномен XX века // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. — № 1, 2000.
  5. В.И. Турфирмы смотрят в зеркало. // Туризм № 7, 2001
  6. М.М., Татаринов А. А., Трусов А. Д. Экономические проблемы развития рекреационных регионов. М.: Экономика, 1997.
  7. А. Нормативная база совершенствуется // Турбизнес № 9, 2001
  8. М. Целеполагания в туристских программах и концепциях развития отрасли Туристские фирмы. Выпуск 26 — СПб: Издательство «Невский фонд», 2002 — 320 с.
  9. М.Б., Ушаковский С. М. Выставочные мероприятия дестинации, ориентированные на прием туристов. Туристские фирмы. Выпуск 26.-СПб.: Невский фонд, 2002 320 с.
  10. Ю.И., Никофоров В. И. Некоторые вопросы развития туризма в Санкт-Петербурге: Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000.
  11. Е.И., Боголюбов B.C. Методологические аспекты измерения эффективности туризма как отрасли экономики: Труды Академии туризма. Выпуск 4. СПб.: Издательство «Невский фонд», 2002.
  12. Ю.В. Роль основных факторов, влияющих на состояние и развитие въездного туризма. В кн.: Труды Академии туризма. Выпуск 3. -СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000.
  13. С. Экологический туризм: настоящее и будущее российских заповедников // Туризм № 6,2001
  14. И. Рынок труда в туризме. // Турбизнес № 4, 2000.
  15. Вестник Северо-Запада Тенденции мирового туризма // РАТА — № 10, 2001.
  16. Э.В., Бобылев С. Н., Новоселов А. Л., Чепурных Н. В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э. В. Гирусова. Предисловие д-ра экон. наук В.И. Данилова-Данильяна. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.-455 с.
  17. С. За державу стало еще обиднее // Туризм № 2, 2001.
  18. С. Россия на выставках // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. № 8, 2001.
  19. В.Э., Хорева Л. В. Туризм в постиндустриальной экономике. Труды академии туризма. Сборник научных трудов. Выпуск 4 СПб.: Невский фонд, 2002.
  20. А. Стабильность и умеренность. // Турбизнес № 10, 2001.
  21. А. Худший год для гостеприимства // Турбизнес № 15, 2001
  22. А., Козяр А. Хлеб и соль российского гостеприимства. // Турбизнес № 2(37), 2001.
  23. Е. Главное согласованность действий. // Российская туристическая газета — № 51, 2001.
  24. А.П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме. Минск: Эконом пресс, 1998.
  25. М.В. Основы технологии туристского бизнеса. Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 1999.
  26. С. ЭКСПАНС: «Наш продукт стратегический». Шесть советов профессионала профессионалам. // Туризм — № 10, 2001
  27. Земля Новгородская. Туризм и отдых. В. Новгород, 2001.
  28. JI. «Инкаминг» по-русски // Турбизнес № 2, 2001
  29. Исследование туристского потенциала Великого Новгорода (25.09.99 -05.10.99). Проект «Сатурн». Программа ТАСИС «Породненные города». Сотрудничество Страсбург Великий Новгород.
  30. Исследования экспертно-аналитической группы ЭКСПАНС Откуда нам взять 20 млрд. долларов? // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. -№ 10,2001
  31. Исследования экспертно-аналитической группы ЭКСПАНС С чего начинается управление туристическим флагманом? // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы — № 10, 2000.
  32. М. Экологический туризм на Северо Западе России / TTG -№ 3, 2001
  33. А.Т., Нистратова М. В. Франчайзинг и новые маркетинговые технологи в сфере туризма: Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000
  34. М. Мировой рынок гостинично-туристических услуг. // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. № 2, 2000
  35. Концепция реорганизации и развития туризма в РФ. Указ Президента РФ от 22.12.95 № 1284.
  36. В. Социальная составляющая концепции развития туризма в Российской Федерации: Труды Академии Туризма: сборник научных трудов. Выпуск 4 СПб.: Издательство «Невский фонд», 2002 — 199 с.
  37. В.И. Социальный туризм: научно-прикладные аспекты: Труды Академии Туризма: сборник научных трудов. Выпуск 3 СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000
  38. Ю.В. Актуальные проблемы развития туризма в России на современном этапе и задачи национальной академии туризма: Труды Академии Туризма: сборник научных трудов. Выпуск 4 СПб.: Издательство «Невский фонд», 2002.
  39. Ю.В. Развитие туризма на современном эапе и задачи Академии туризма.: Труды Академии Туризма. Выпуск 3 СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000.
  40. М.М. России необходим закон «О развитии туризма»: Труды Академии Туризма. Выпуск 3. СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000.
  41. К. Музеи в России в сети Интернет и не только. // РАТА № 3, 2000.
  42. В.И. Изменение общественно-экономических условий в стране и их влияние на состояние и развитие туризма: Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб.: ТОО «ОЛБИС», 1995.
  43. С.С. Влияние туризма на развитие региона: Труды Академии туризма. Выпуск 4. СПб.: Издательство «Невский фонд», 2002.
  44. Новгородская область в цифрах (сост. А.Г.Ваниев) — Великий Новгород: ИэиУ НовГУ, 2001,36с.
  45. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ. Проект, принятый во втором чтении 04.09.98.
  46. О комплексной реконструкции и реставрации памятников истории и культуры в Новгороде и Пскове. Постановление Совета Министров СССР № 816.
  47. О социальном и экономическом положении городов и районов Новгородской области.- Великий Новгород: Новгородский областной комитет по статистике, 2001.
  48. О федеральной целевой программе развития туризма в РФ. -Постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 177.
  49. Об основах туристической деятельности в РФ. Федеральный закон от 24.12.96 № 132-ФЗ.
  50. И.Б. Новгородский регион дестинация туризма. — Новгород, 1997.
  51. И. О государственной политике в сфере туризма в Российской Федерации Туристские фирмы. Выпуск 26.- СПб.: Невский фонд, 2002 — 320 с.
  52. . Информационные системы на Mitt 2000. Призыв к трезвой оценке ситуации и целесообразности. // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. № 4, 2000.
  53. . Не каждый назвавшийся туристом турист // Российская туристическая газета — № 41, 2001
  54. . О тех, кто едет к нам // Российская туристическая газета № 39, 2001
  55. . Прогнозы в туризме в свете теории ошибок. // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. № 2, 2000.
  56. . Российский туризм глазами международных экспертов // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. № 5, 2000.
  57. . Электронная коммерция бросает вызов. // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. -№ 3, 2000.
  58. . Б. О тех, кто выезжает из России // Российская туристическая газета, № 40, 2001.
  59. Осипов Д. GDS: прогресс на лицо // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. № 6, 2000
  60. Охрана окружающей среды (статистический сборник). В. Новгород: Новгородский областной комитет государственной статистики, 2000.
  61. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1998. — 208 е., ил.
  62. Парламентские слушания в Государственной Думе «О государственной политике в сфере туризма в Российской Федерации» Туристские фирмы. Выпуск 26. — СПб: «Невский фонд», 2002 — 320 с.
  63. Н.В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999.-488 с.
  64. А. Франчайзинг: чем он сможет помочь турбизнесу? // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. № 6, 2001
  65. Программа социальных реформ в РФ на период 1996—2000 гг. г. -Постановление Правительства РФ от 26.02.97 № 222.
  66. Ю.С. О некоторых причинах недостаточных темпов продвижения российского туристического продукта: Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000
  67. Ю.С. Роль и функции Москвы как главных туристских ворот России Туристские фирмы. Выпуск 25.- СПб.: Невский фонд, 2001.-224с.
  68. М. Российский туризм (вестник Департамента туризма Минэкономразвития. // Турбизнес №№ 1,5 2001
  69. Риш A.M., Сигов В. И. Формирование туристической региональной политики: Труды академии туризма. Выпуск 3 СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000
  70. В.Г., Кузнецов Д. В., Игнатова М. Ф. Проблемы, особенности и перспективы развития туризма в России: Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб.: ТОО «ОЛБИС», 1995.
  71. Н. Интернет в туризме не заменит профессионалов, но сделает их труд более творческим. // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. -№ 5, 2000
  72. В.Г. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Издательство «Ось-89», 1998. — 160 е., ил.
  73. Г. П. К вопросу о современном состоянии и перспективах развития экскурсионного дела в России : Труды Академии туризма. Выпуск 3. СПб.: Издательство «Невский фонд», 2000.
  74. Социально-экономическое положение Новгородской области (статистический сборник), Великий Новгород: Новгородский областной комитет государственной статистики, 2001.
  75. Статистика Въезд иностранных граждан в РФ в первом полугодии 2001 г. //Турбизнес-№ 14(49), 2001.
  76. Статистика Выезд граждан РФ за границу в первом полугодии 2001 г. // Турбизнес — № 14, 2001.
  77. О. За державу стало еще обиднее. // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. № 2, 2000.
  78. Туринформ ВТО подсчитала международные доходы от туризма // Туризм — № 1, 2002.
  79. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ». -Постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 177.
  80. И.Б., Золин П. М. Туристские ресурсы и индустрия Новгорода Великого. НовГУ. АСХиПП, 1997 — 96 с.
  81. Я. Связанные одной целью. // Турбизнес № 16- 17, 2001
  82. Я. Что год грядущий нам готовит? // Турбизнес № 18, 2001
  83. Р. Турфирмы на пороге массовой автоматизации. // Турбизнес на Северо Западе — № 9, 2001
  84. В.Г. Применение информационных технологий в индустрии туризма. Санкт-Петербургский государственный университет.
  85. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб.: 1998.
  86. М. Туризм и региональная власть. / Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. № 7, 2000
  87. С. Основные положения отчетного доклада Правления РАТА за период с 3 октября 1999 г. по 15 октября 2001 г. Туристские фирмы. Выпуск 26 — СПб. «Невский фонд», 2002. — 320 с.
  88. С.П., Шенгелия Н. О. Концепция программы развития туризма в РФ: Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб.: ТОО «ОЛБИС», 1995.
  89. М. Удар по мировому туризму // Турбизнес № 14, 2001
  90. Экономика Новгородской области на путях к рынку.- Великий Новгород, Издательство АО «Типография «Новгород», 1995.
  91. В., Безрукова Н. Туристический бум на рубеже тысячелетий. // Туризм-№ 5, 2001.
  92. Alreck P.L., Settle R.B. The Survey Research Handbook. Richard D. Iurwin, Inc., Homewood, Illinois 60 430, 1985.
  93. Beliyeva E.G. Marketing and Financial Analysis of the Project «The Cruise Line «From Varangians to the Greek». Graduating Work. Novgorod State University, Economic Faculty, Novgorod, 1998.
  94. Cooper C., Fletcher J., Gilbert D., Wanhill S. Tourism. Principles and Practice. Longman Ltd., England, 1997.
  95. Entering the 21st Century. World Development Report 1999/2000. Published for the World Bank. Oxford University Press.
  96. Jafari J. Tourism Market Basket of Goods and Services: Components and Nature of Tourism. Studies in Tourism Wildlife Park Conseration. Metropolitan Book Company, 1982.
  97. Jafari J. Tourism Models: The Sociocultural Aspects. Tourism Management, Vol. 8, #2, 1987.
  98. Leiper N. Tourism Systems, Department of Management Systems, Occasional Paper 2, Massey University, Aukland, New Zealand, 1990.
  99. Mathieson A., Wall G. Tourism: Economic, Physical and Social Impacts, London, Longman, 1982.
  100. Meadows D.H., Meadows D.L., Renders I., Behrens W. The Limits to Growth. Universe Book. N.Y., 1972.
  101. Pearce D.W., Turner R.K. Economics of Natural Resources and the Environment. Harvester Wheatsheat, New York, London, Toronto, Sydney, Tokyo, Singapoure, 1990.
  102. Price C. Time, Discounting and Value. Blackwell, Oxford, UK, Cambridge, USA, 1993.
  103. Schnaiberg A., Gould K.A. Environment and Society. The Enduring Conflict. St. Martin’s Press. New York, 1994.
  104. Witts S.F., Mountinho L. Tourism Marketing and Management Handbook -Student ed., Prentice Hall, Europe, 1995.
Заполнить форму текущей работой