Составной частью экономической стратегии современного государства является внешнеторговая политика, одним из основных инструментов реализации которой является таможенный тариф. При этом необходимо отметить, что в результате многосторонних торговых переговоров в формате ГАТТ/ВТО были выработаны и прошли многолетнюю апробацию нормы и правила, определяющие возможности, направления и ограничения в отношении применения национальных таможенных тарифов, которыми должны руководствоваться как страны — члены ВТО, так и государства, стремящиеся стать, как, например, Россия, полноправными участниками этой влиятельной международной организации.
За длительный период сложных торговых баталий многие страны — члены ВТО накопили богатый опыт по линии разработки и применения своих таможенных тарифов, а также в области методики и техники проведения тарифных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО, сформировали обширные и достоверные источники получения статистической информации, позволяющей отслеживать результаты применения тарифов и своевременно вносить необходимые коррективы, создали эффективные процедуры принятия решений в сфере таможенного тарифа.
В отличие от них, российское государство, находящееся в настоящее время в преддверии своего присоединения к ВТО, только готовится применять международно-признанные нормы и правила, имея весьма скромный опыт в формировании и использовании национального таможенного тарифа и, особенно, в области проведения анализа и оценки результатов его применения.
Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США — не более 1,5%), то в российском бюджете — до 40−50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.
Целью курсовой работы является исследование понятие, сущности и структуры таможенного тарифа. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить историю формирования таможенного тарифа в России.
2. Раскрыть понятие, сущность и структуру таможенного тарифа.
3. Изучить виды таможенных пошлин.
4. Рассмотреть порядок разработки таможенных тарифов.
5. Раскрыть порядок установления таможенного тарифа.
Объектом исследования является таможенный тариф как инструмент внешнеторговой политики.
Предметом исследования являются нормы таможенного законодательства, регламентирующие таможенный тариф.
Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы комплексного анализа с использованием сравнительного анализа.