Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование инновационной политики региона в условиях экономического кризиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создать эффективный механизм финансовой поддержки инновационных структур Чувашии. В качестве основы может служить залоговый или другой вид кредитования. Необходимо создать гарантийно-залоговые фонды в инновационной сфере, которые будут выдавать гарантии по высокоэффективным проектам. Актуальным представляется также создание специальных инновационных банков, выполняющих ряд функций, способствующих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
    • 1. 1. Инновации как один из основных факторов экономического развития регионов в период кризиса
    • 1. 2. Анализ научных подходов к оценке инновационного потенциала региона
    • 1. 3. Особенности формирования инновационной политики в регионе в условиях экономического кризиса
  • Глава. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И ПРЕДПОСЫЛОК ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 2. 1. Социально-экономические условия формирования инновационной среды в регионе
    • 2. 2. Оценка состояния инновационного процесса
  • Чувашской Республики
    • 2. 3. Методические подходы к оценке инновационного потенциала регионов Российской Федерации
  • Глава. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
    • 3. 1. Формирование региональных инновационных систем
    • 3. 2. Стимулирование инновационной активности в регионе
    • 3. 3. Разработка приоритетных направлений инновационной политики Чувашской Республики

Формирование инновационной политики региона в условиях экономического кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях экономического кризиса национальная экономика любой страны преследует две цели: минимизация последствий кризиса и формирование потенциала для будущего посткризйсного развития. В качестве модели посткризисного долгосрочного развития в нашей стране выбрана инновационная социально ориентированная экономика, которая отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.

Инновационное развитие экономики характеризуется в первую очередь высокой инновационной активностью всех экономических субъектов, постоянной разработкой и внедрением в производство новых технологий и продуктов, высокой долей высокотехнологичных секторов в ВВП и экспорте, рядом других показателей.

Для решения этой задачи необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных между собой мер, направленных на стимулирование инвестиций в инновации, на технологическое перевооружение и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики. Эти меры должны быть общесистемными, направленными на долгосрочное развитие национальной экономики, в то же время отражающими специфику развития в условиях экономического кризиса.

Восприимчивость бизнеса к инновациям в настоящее время остается низкой, также мала доля предприятий, использующих средства на приобретение новых технологий. Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций, хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются.

Эти негативные тенденции усиливаются в условиях экономического кризиса, начиная со второй половины 2008 г. Предприятия, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь экономят на развитии, откладывая на неопределенное время инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение. Поэтому необходима корректировка инновационной политики как на уровне страны в целом, так и на региональном уровне.

Инновационное развитие в каждом субъекте России имеет свои региональные особенности в зависимости от роли и места инновационной деятельности в региональном воспроизводственном процессе, а также от целей, стоящих перед местными органами власти в конкретных социально-экономических условиях. Все это требует теоретического и методологического обоснования.

Степень разработанности проблемы. Инновациям и инновационной деятельности посвящены исследования таких отечественных и зарубежных ученых, как А. А. Абросимов, В. А. Акимов, В. А. Алексеев, Э. А. Арустамов, Д. Бернал, В. В. Боков, С. В. Валдайцев, Л. И. Ванчухина, B.C. Гасилов, Д. Гелбрейт, Г. А. Глазьев, С. Ю. Глазьев, О. А. Кандинская, В. В. Ковалев, Н. Д. Кондратьев, Г. Маршалл, Э. Менсфилд, Д. Нортон, А. И. Пригожин, Б. Санто, С. Г. Струмилин, Н. В. Хохлов, С. Хьюс, И. В. Чепегин, В. А. Швандар, И. Шумпетер и др.

Однако многие вопросы, связанные с формированием инновационной политики, остаются до настоящего времени еще недостаточно исследованными. Не до конца изучено влияние региональных особенностей на инновационную деятельность, не существует окончательно сформированной оптимальной модели инновационной деятельности субъектов региона, отсутствуют методические подходы к оценке эффективности систем управления инновационными процессами. Эти и другие проблемы предопределили актуальность диссертационной работы.

Целью исследования является разработка методических рекомендаций по формированию инновационной политики региона в условиях экономического кризиса. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

— изучить теоретические и методологические основы формирования инновационной политики региона в условиях экономического кризиса;

— исследовать предпосылки и условия инновационного развития экономики в регионе;

— оценить инновационный потенциал региона;

— проанализировать процесс формирования региональной инновационной системы в Чувашской Республике;

— разработать приоритетные направления инновационной политики в регионе, определить и обосновать мероприятия по активизации инновационного процесса в Чувашской Республики.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в ходе формирования инновационной политики в регионе в условиях экономического кризиса.

Объектом исследования — выступает инновационный процесс в региональных экономических системах.

Область исследования. Диссертационное исследование проведено в соответствии с п. 5.6 — «Исследование реакций региональных социально-экономических систем на изменение национальных макроэкономических параметров и институциональных условий" — п. 5.9 — «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем» паспорта специальностей ВАК РФ (экономические науки).

Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, законодательные акты РФ, субъектов РФ, указы Президента, постановления Правительства, министерств и ведомств, регулирующие инновационную сферу. Статистической базой исследования являются материалы государственных статистических органов РФ, субъектов Приволжского федерального округа и Чувашской Республики (ЧР). Методологическую основу составили научные методы, такие, как: анализ и синтез, обобщение и сравнительный анализ, статистические группировки, системный подход, экономико-математические методы и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлено, что инновационная деятельность субъектов рыночной экономики является одним из основных факторов развития региональной экономики в условиях кризиса и выступает как антикризисная мера, так как вынуждает субъекты хозяйствования региона ориентировать свою экономическую деятельность на наиболее перспективные направления, сосредоточивать свои ограниченные ресурсы на решении стратегических целей на инновационной основе.

2. Выявлены условия и предпосылки, формирующие инновационную среду в региональной экономике, которая характеризуется низкой инновационной активностью субъектов экономики региона, неравномерностью распределения инновационного потенциала по отраслям и территории региона, дефицитом в высококвалифицированных специалистах, отсутствием образовательной базы подготовки кадров для инновационного предпринимательства, недостаточным уровнем связи науки с производствомзначительным износом основных фондов в отраслях экономики, науки и научном обслуживаниинедостатком финансовых средств и т. д.

3. Определен уровень инновационного потенциала Чувашской Республики на основе комплексной оценки финансовой, организационной, материально-технической, кадровой, информационной деятельности субъектов экономики, что позволило выявить состояние их инновационного развития и разработать на этой основе методические рекомендации по его сохранению, развитию и формированию инновационной политики.

4. Предложены и обоснованы методические подходы к формированию региональной инновационной системы Чувашской Республики, которые позволили разработать систему полного учета проблем в этой области, первостепенными из которых являются: развитие инфраструктуры инновационного развитияполное и эффективное финансирование научно-технической и инновационной деятельности по всем источникамдостижение целостности системы через формирование региональной инновационной политикисоздание связей между наукой и производством на новой взаимовыгодной субъектам основесоздание системы эффективного стимулирования инновационной активности.

5. Разработаны основные направления формирования инновационной политики Чувашской Республики на основе программ развития хозяйственных комплексов и ведущих отраслей промышленности, определяющих развитие экономики региона, что позволит повысить эффективность использования государственных инвестиционных ресурсов, оптимизировать структуру государственного финансирования отдельных отраслей, обеспечить снижение риска инновационной деятельности и создать необходимые предпосылки для устойчивого развития региона.

Практическая и теоретическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений и выводов, полученных в диссертации, для дальнейшего научного анализа и развития теории и практики инновационной деятельности в региональной экономике. Результаты диссертационной работы могут быть использованы региональными органами власти при разработке стратегии социально-экономического развития, министерствами и ведомствами, занимающимися проблемами поддержки инновационной деятельности, а также другими субъектами инновационного процесса. Теоретические обобщения и практические выводы могут быть использованы в преподавании таких учебных дисциплин, как «Инновационный менеджмент», «Региональная экономика».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли свое отражение в материалах всероссийских и региональных межвузовских конференциях. Кроме того, материалы диссертации использовались в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий.

Основные положения научного исследования отражены в 12 научных статьях, общим объемом 2,45 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 104 наименования. Диссертация изложена на 158 страницах основного текста, содержит 14 таблиц, 11 рисунков и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В условиях экономического кризиса формирование инновационной политики региона можно рассматривать как основную задачу антикризисной программы.

2. На основе анализа состояния инновационного процесса и уровня социально-экономического развития региона выявлены предпосылки и условия, формирующие инновационную базу, которая в исследуемом регионе характеризуется рядом отрицательных моментов: низкой инновационной активностью организаций Чувашской Республикинеравномерностью распределения инновационного потенциала по отраслям и территории регионадефицитом в высококвалифицированных специалистахотсутствием образовательной базы подготовки кадров для инновационного предпринимательстванедостаточным уровнем связи науки с производствомзначительным износом основных фондов в отраслях экономики, науки и научном обслуживаниинедостатком финансовых средств и т. д.

3. Комплексная оценка финансовой, организационной, кадровой, информационной деятельности субъектов экономики позволила определить уровень инновационного потенциала регионов Российской Федерации и сгруппировать их по уровню инновационной активности, что является основой для формирования региональной инновационной политики.

4. Оценка инновационного потенциала региона позволила уточнить основные макроэкономические, финансовые и другие тенденции и условия, способствующие инновационному развитию Чувашской Республики и оказывающие негативное влияние на формирование ее инновационной среды. К числу последних относятся: низкая инновационная активность организаций Чувашской Республики, неравномерное распределение инновационного потенциала по отраслям и территории региона, наличие остро го дефицита в высококвалифицированных специалистах, отсутствие образовательной базы подготовки кадров для инновационного предпринимательства, недостаточная связь науки с производствомзначительный износ основных фондов отрасли наука и научное обслуживаниенедостаток финансовых средств и т. д.

5. Определены основные направления инновационной политики Чувашской Республики в условиях экономического кризиса, суть которых выражается в более глубокой детализации и учете региональных условий и факторов ее формирования и создании необходимой инфраструктуры для эффективных изменений в инновационной сфере.

6. Чувашская Республика моясет быть охарактеризована как республика, обладающая инновационным потенциалом, но инновационная деятельность в которой не является главным инструментом развития экономики, поэтому для активизации инновационной деятельности необходимо:

— решение проблемы в области информационного обмена между возможными участниками инновационного процесса, для чего необходимо создать информационный фонд, концентрирующий данные об инновационном законодательстве (федеральном, региональном, зарубежном), инновационных программах и проектах, инновационных институтах, фондах, предприятиях и т. д.;

— организовать подготовку и переподготовку кадров для инновационного бизнеса, ввиду актуальности этого направления для становления инновационной сферы региона можно предусмотреть дополнительные льготы по аренде, платежам за коммунальные услуги и налогам на имущество и доходы;

— создать эффективный механизм финансовой поддержки инновационных структур Чувашии. В качестве основы может служить залоговый или другой вид кредитования. Необходимо создать гарантийно-залоговые фонды в инновационной сфере, которые будут выдавать гарантии по высокоэффективным проектам. Актуальным представляется также создание специальных инновационных банков, выполняющих ряд функций, способствующих развитию деятельности в области НИОКР и нововведений. Подобные банки занимаются, кроме того, изучением внутреннего и внешнего рынков, коммерческого использования разработок и нововведений, объединения различных предприятий — институтов и организаций для проведения крупных научных разработок;

— в качестве меры стимулирования инновационной активности крупных и средних промышленных предприятий необходимо предоставлять налоговые льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, и производить компенсацию ставок по кредитам, взятым этими хозяйствующими субъектами на осуществление инновационных мероприятий. На первом этапе можно ограничить круг льготируемых предприятий группой приоритетных для республики направлений инновационного преобразования. Одновременно следует снизить, а лучше полностью отменить налог на добавленную стоимость для инновационной продукции, выпускаемой предприятиями республики;

В целом внедрение предложенных путей активизации инновационного процесса в Чувашской Республике будет способствовать становлению инновационной сферы регионасохранению, повышению и эффективному использованию накопленного научно-технического и инновационного потенциалаповышению конкурентоспособности продукции предприятий на мировом и отечественном рынкеукреплению межрегиональных и международных связейпривлечению иностранных инвестиций в инновационную сферу регионасозданию новых высокодоходных производств на основе использования передовых производственных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года».
  3. Закон ЧР «О науке и научно-технической политике Чувашской Республики» № 18 от 20 июня 2002 г.
  4. Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации».
  5. Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 39 «Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003−2010 годы».
  6. Закон Чувашской Республики от 15 апреля 1996 г. № 6 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике».
  7. Закон Чувашской Республики от 15 июня 1998 г. № 15 «Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике».
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  9. Основы инновационной политики РФ на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу.
  10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 1 декабря 1999 г. № 4685-II ГД «О Федеральном законе „Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике“».
  11. Постановление Правительства РФ от 03.03.2001 г. № 159 «О правительственной комиссии по научно-инновационной политике».
  12. Постановление Правительства РФ от 31.03.98 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу».
  13. Постановление Администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 6 октября 2004 г. № 175 «Об утверждении концепции инновационного развития города Чебоксары до 2010 года».
  14. Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 25 апреля 2003 г. № 101 «О порядке субсидирования лизинговых платежей субъектам малого предпринимательства».
  15. Постановление Кабинета министров Чувашской Республики «О Республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010−2015 годы и на период до 2020 года» № 179 от 29.05.2009 г.
  16. Указ Президента Чувашской Республике № 118 от 29 октября 2004 г. «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республике». .
  17. Указ Президента Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. № 19 «Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике».
  18. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г.
  19. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  20. , И.Т. Инновационный менеджмент / И. Т. Балабанов. -СПб.: Питер, 2001. 304 с.
  21. , О.В. Оценка и планирование развития инновационного потенциала региона с использованием балансовых моделей: теоретико-методический аспект / О. В. Балакирева. — Ростов н/Д., 2005. — С. 225.
  22. , Ф. Сущность понятия инновации и его классификация / Ф. Бездудный, Г. Смирнова, О. Нечаева // Инновации. 1998. — № 2−3. — С. 98.
  23. , М. Инновационный аспект экономического развития / М. Березовская // Вопросы экономики. — 1997. № 3.
  24. Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ dict/bse.
  25. , С.В. Оценка бизнеса и инноваций / С. В. Валдайцев. — М.: Филинъ, 1997.
  26. , В.В. Экономика России: учеб. пособие / В. В. Виноградов. — М.: Юристъ, 2002.
  27. , А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития / А. Вольский // Вопросы экономики. 1999. -№ 1.-С. 12.
  28. , Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку / Н. Гапоненко // Вопросы экономики. 2001. — № 9.
  29. , С.Ю. Теория долгосрочного экономического развития / С. Ю. Глазьев. -М.: ВлаДар, 1993. -310 с.
  30. , JI.M. Анализ и перспективы статистического исследования инновационной деятельности в экономике России / JI.M. Гохберг, И. А. Кузнецова // Вопросы статистики. 2004. — № 9. — С. 3−15.
  31. , В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / В. Н. Гунин. М.: ИНФРА-М, 1999. — С. 26.
  32. , В.Н. Экономическое развитие региона в период кризиса / Дикарев В. Н., Городова И. Б. — Режим доступа: http://ibl.ru.
  33. , Ю.А. Методика оценки инновационной активности организации / Ю. А. Дорошенко, С. М. Бухонова // Экономический анализ теория и практика. 2005. — № 1(34). — С. 2−8.
  34. Заседание «Меркурий-клуба» на тему: «Инновационное развитие России: роль регионов» электронный ресурс. // Торгово-промышленная палата Российской Федерации: сайт. URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/about/ index. php?idl 2=23 937&from12=21.
  35. , Н. Национальные инновационные системы в глобальном контексте / Н. Иванова // Человек и труд. 2004. — № 5. — С. 61−64.
  36. Инновационный менеджмент, учеб. пособие / под ред. П.Н. Зав-лина, А. К. Казанцева, Л. Э. Минделя. СПб.: Наука, 2000. — 560 с.
  37. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Яковлев и др.- под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, Юнити, 1997. — 327с.
  38. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Ого-левой. -М.: ИНФРА-М, 2001.-238 с.
  39. , А.В. Механизмы реализации инновационной политики государства / А. В. Клименко, А. В. Суворинов // Инновации. 2005. -№ 3. — С. 11−15.
  40. , Г. Д. Инновационные коммуникации: учеб. пособие для вузов / Г. Д. Ковалев. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 288 с.
  41. , Д.И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. -М.: Экзамен, 2001. 576 с.
  42. , И.А. Теоретические основы оценки состояния и эффективности использования научно-технического потенциала региона / И. А. Кондаков // Инвестиции. 2009. — № 6. — С. 66−68.
  43. , Б.Н. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — 2-е изд., доп. — М.: Экономика, 2005. — 624 с.
  44. , Е.А. Двойная роль инноваций / Е. А. Ларичева // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 3. — С. 22−25.
  45. , Г. Г. Инвестиции и кризис / Г. Г. Малинецкий, Т. С. Ахромеева // Инновации. 2009. — № 1. — С. 53−59.
  46. , Э. Экономика научно-технического прогресса / Э. Мэнсфилд. -М.: Прогресс, 1970.
  47. Наука Чувашской Республики, 2009: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики. — Чебоксары, 2009.
  48. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / В. И. Волков и др.: под. общ. ред. В. И. Лисова:
  49. Федеральная служба налоговой полиции РФ: Академия налоговой полиции. -М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  50. О науке и инновациях в Чувашской Республике в 2005 году: аналитическая записка / Чувашстат. Чебоксары, 2006.
  51. Определены приоритеты в развитии науки и технологий до 2015 года // Известия. 2005. — № 54, 1 апр.
  52. , А. Международное соглашение по защите интеллектуальной собственности / А. Орлов // МЭ и МО. 2001. — № 5. — С. 23.
  53. Основные экономические и социальные показатели по Чувашии в 2004 году // Советская Чувашия. 2005. — Март. — С. 2.
  54. , Ю.В. Инновационная политика в регионе: организационно-управленческие аспекты /Ю.В. Перевалов, И. М. Голова, А. Ф. Суховой. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1996. — 50 с.
  55. , Ю.В. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития /Ю.В. Перевалов, О.Н. Несте-ренко, В. А. Ятнов. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. — 166 с.
  56. Повышение инновационной активности экономики России / под ред. В. П. Логинова, А. С. Кулагина. М.: ИЭ РАН, 1994. — 212 с.
  57. , Т.В. Экономический анализ и оценка инновационной активности и конкурентоспособности регионов Приволжского федерального округа/ Т. В. Погодина // Экономический анализ: теория и практика-2004.-№ 5.-С. 16−22.
  58. , М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран: пер. с англ. / М. Портер. М.: Прогресс, 1994.
  59. Приоритеты управления научно-инновационной деятельностью в территориальных образованиях / под ред. А. А. Румянцева. — СПб.: ИСЭН РАН, 1997.-180 с.
  60. Промышленность Чувашской Республики: стат. сб. / Чувашстат — Чебоксары, 2009. 153 с.
  61. , Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райз-берг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -М.: ИНФРА-М, 1996. 496 с.
  62. Региональная экономика: учебник / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002. — 686 с.
  63. Ресурсный потенциал экономического роста / авт. кол. Н. П. Фигурнова, Е. В. Красникова, A.M. Бабашкина и др. М.: Путь России. Экон. лит., 2002. — 568 с.
  64. , А. Возможности инновационного развития в регионе / А. Румянцев // Экономист. 2004. — № 3. — С. 34−39.
  65. Рыночная экономика: словарь / под общ. ред. Г. Я. Кипермана. — М.: Республика, 1993. 524 с.
  66. , Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венг. / Б. Санто. М.: Прогресс, 1990. — 295 с.
  67. , А.А. Национальные инновационные системы: механизм формирования и развития / А. А. Семенова. — М.: Институт экономики РАН, 2004. С. 246.
  68. , Т.Я. О роли государства в инновационном процессе / Т. Я. Сильвестрова, Е. В. Школьник // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Вып. 13. 4.2. Чебоксары: Салика, 1999. — С. 246−249.
  69. Статистический ежегодник Чувашской Республики, 2009: стат. сб. / Чувашстат Чебоксары, 2009. — С. 328.
  70. , В.В. Личностные проблемы инновационного развития / Тарасов В. В. // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 3. — С. 93−97.
  71. , Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс. М.: Экономика, 1989. — 271 с.
  72. Технополисы: организация, функционирование, управление. -Екатеринбург: УИЦИ, 1992. 120 с.
  73. , А.А. Методические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента / А. А. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 3. — С. 27−34.
  74. , А.А. Управление инновационным развитием предприятия / А. А. Трифилова. -М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
  75. Управление инновациями: в 3 кн. Кн.1. Основы организации инновационных процессов: учеб. пособие / А. А. Харин, И.Л. Коленский- под ред. Ю. В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003. — 252 с.
  76. Управление инновациями: в 3 кн. Кн.2. Управление финансами в инновационных процессах: учеб. пособие / А. А. Харин, И. Л. Коленский,
  77. Н.Н. Пущенко, В.А. Старых- под ред. Ю. В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003.-295с.
  78. Управление инновациями: в 3 кн. Кн.З. Базовые компоненты управления инновационными процессами: учеб. пособие / А. А. Харин, И. Л. Коленский, Н. Н. Пущенко и др.- под ред. Ю. В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003.-240 с.
  79. , Э.А. Инновационный менеджмент / Э. А. Уткин, Н. И. Морозова, Г. И. Морозова. -М.: АКАЛИС, 1996.
  80. , Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 5-е изд. / Р. А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2005. — 448 с.
  81. , В. Необходим инновационный климат / В. Федоров,
  82. A. Цыгичко, С. Бойко // Экономист. 1997. — № 7. — С. 23−28.
  83. , Н.В. Прогнозирование социально-экономического развития регионов РФ / Н. В. Федоров, Л. П. Кураков. — М.: Пресс-сервис, 1998.-688 с.
  84. , В.Д. Критический анализ буржуазных теорий и практики управления промышленными исследованиями и разработками /
  85. B.Д. Хартман, В. Шток. М.: Прогресс, 1979. — 408 с.
  86. , М. Инновация на предприятиях и их внедрение / М. Хучек. М.: Луч, 1992
  87. ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. Особенности инновационного развития регионов накануне кризиса. Режим доступа: http://lerc.rn.
  88. , В. Особенности нового этапа инновационного развития России / В. Черковец // Экономист. 2008. — № 12. — С. 38−55.
  89. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа, 2008: стат. сб. / Чувашстат Чебоксары, 2008. — 194 с.
  90. , Л. Региональное регулирование инновационных процессов / Л. Шайбакова //Экономист. 2006. — № 9. — С. 59−64.
  91. , В.Е. Технопарки: определения, признаки показатели деятельности / В. Е. Шукшунов, A.M. Варюха // Инновации. — 1998. № 2−3.1. C.101−103.W
  92. , И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1982. 45 с.
  93. Эффективный экономический рост: Теория и практика: учеб. пособие для вузов / под общей ред. Т. В. Чечелевой. — М.: Экзамен, 2003. —320 с.
  94. Юнь, О. Инновационная деятельность в промышленности / О. Юнь, В. Борисов // Экономист. 1999. — № 9. — С. 29−37.
  95. , А.В. Российская наука на рынке / А. В. Юревич, И. П. Цапенко // Вестник РАН. 1999. — Т. 69, № 8. — С. 706−721.
Заполнить форму текущей работой