Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование корпоративной культуры в системе управления человеческими ресурсами предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложен оригинальный фазовый подход к оценке эффективности корпоративной культуры, вбирающий в себя три этапа: а) выделение основных элементов корпоративной культуры конкретного предприятия, разработка системы показателей, которые необходимо исследовать, планирование мероприятий по сбору информации (анкетирование, интервью, фокус-группы, сравнительный анализ), составление анкет, вопросов для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Управление человеческими ресурсами предприятия
    • 1. 1. Человеческие ресурсы предприятия: основные понятия
    • 1. 2. Система управления человеческими ресурсами предприятия
  • Глава 2. Корпоративная культура в системе управления человеческими ресурсами предприятия
    • 2. 1. Корпоративная культура: понятие, структура
    • 2. 2. Типы корпоративных культур и особенности формирования корпоративной культуры российских предприятий в современной экономике
    • 2. 3. Оценка эффективности корпоративной культуры
  • Глава 3. Развитие корпоративной культуры как фактор повышения эффективности управления человеческими ресурсами
    • 3. 1. Совершенствование элементов содержания корпоративной культуры
    • 3. 2. Продвижение корпоративной культуры на различных структурных уровнях
    • 3. 3. Документационное обеспечение корпоративной культуры
  • Заключение
  • Список литературных источников

Совершенствование корпоративной культуры в системе управления человеческими ресурсами предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определена, во-первых, ключевой ролью человеческих ресурсов в совокупности факторов конкурентоспособности промышленного предприятия. Наличие необходимых материально-технических, финансовых, информационных ресурсов вовсе не гарантирует высокого конечного результата. Переход к рыночной экономике в России и других государствах постсоветского пространства потребовал проведения глубоких экономических, социальных и культурных преобразований в управлении народным хозяйством. На современном этапе конкурентное преимущество имеют те производственные субъекты, которые способны адаптироваться к сложным рыночным условиям хозяйствования, четко представляют себе перспективы своего дальнейшего развития и организуют производственную деятельность в соответствии с выбранными стратегическими направлениями. Один из подходов к решению сложившихся проблем состоит в поиске резервов повышения эффективности деятельности предприятий.

Во-вторых, — значимостью системы управления человеческими ресурсами как главного рычага повышения эффективности их использования. В условиях современного (информационного) этапа научно-технической революции человеческий фактор превратился в решающее условие устойчивого экономического развития. При правильном управлении человеческими ресурсами работники рассматриваются как достояние предприятия, добытое в конкурентной борьбе, которое надо эффективно использовать, мотивировать и развивать в приоритетном порядке по отношению к другим ресурсам для достижения стратегических целей организации. Управление человеческими ресурсами связано с развитием всех аспектов организационной среды и требует к себе интегрированного подхода, в основе которого — четкое осознание следующего тезиса: в мире возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами национальной конкурентоспособности являются не только земля, капитал и природные ресурсы, а, в первую очередь, высококвалифицированные и мотивированные человеческие ресурсы.

Работа с кадрами должна вестись на системной, планомерной основе, что предполагает разработку комплексной системы управления человеческими ресурсами на предприятии, включающей все стадии развития персонала: от найма до высвобождения работников.

В-третьих, — важностью корпоративной культуры как относительно нового элемента системы управления человеческими ресурсами предприятий. Это предполагает создание атмосферы взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников компании сделать ее более успешной за счет поддержки инициативы на различных уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем. Для осуществления эффективного руководства предприятием важное значение имеет правильное представление о месте и роли корпоративной культуры в достижении целей организации, путях ее формирования, возможностей корректировки и поддержания ее на оптимальном уровне.

В-четвертых, — необходимостью дальнейшего развития корпоративной культуры, адаптации зарубежных разработок применительно к специфическим российским условиям. По мнению соискателя, в отечественной науке и практике управления человеческими ресурсами не нашли еще полного отражения вопросы содержания и структуры корпоративной культуры предприятий, а также механизмы её формирования и развития. Существующие теории управления корпоративной культурой нуждаются в более глубокой теоретической и методической проработке. Необходим учет широкого спектра факторов, влияющих на культуру промышленного предприятия. В контексте недостаточной разработанности вышеперечисленных вопросов очевидна актуальность цели, задач, объекта и предмета диссертации.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке рекомендаций по развитию корпоративной культуры в системе управления человеческими ресурсами современного предприятия.

В соответствии с этой целью в диссертационной работе были сформулированы следующие основные задачи исследования:

• определение роли корпоративной культуры в системе управления человеческими ресурсами;

• уточнение содержания и структуры корпоративной культуры предприятия;

• выявление особенностей формирования корпоративной культуры на современных российских предприятиях;

• разработка рекомендаций по продвижению корпоративной культуры на различных структурных уровнях;

• формулирование предложений по совершенствованию содержательных элементов корпоративной культуры;

• определение направлений дальнейшего развития документационно-го обеспечения корпоративной культуры предприятия.

Объектом исследования стала система управления человеческими ресурсами предприятия, а предметом исследования — корпоративная культура как новый элемент вышеназванной системы.

Теоретической и методологической основой исследования стали, во-первых, работы, посвященные системе менеджмента на современных предприятиях. В их числе книги и статьи, написанные: Д. В. Валовым, Ю. Б. Винславом, О. С. Виханским, А. И. Наумовым, М. Меско-ном, М. Альбертом, Ф. Хедоури и др.

Во-вторых, в ходе проведенного исследования диссертант опирался на труды российских и зарубежных ученых, посвященные закономерностям трудовой деятельности на предприятиях и соответствующим социально-экономических механизмам управления трудом. В числе этих авторов диссертант выделяет: Г. Л. Багиева, В. К. Борисова, В. П. Галенко, Б. М. Генкина, Н. Д. Иванова, A. JL Жукова, А Я. Кибанова, Л. А. Костина, В. В. Круглова, В. В. Кукина, В. Леонтьева, Р. Льюиса, А. Маршала, А. Г. Медведева, Н. Я. Петракова, Ю. Ю. Петрунина, А. Н. Петрова, А. А. Пороховского, В. К. Потемкина, А. И. Рофе, В. А. Спивака, В. М. Тарасевича, В. В. Томилова, Г. Хофсте-да, Д. Ф. Шавишвили, С. С. Шаталина, П. Н. Шихирева, Э. Шейна, А. А. Шулуса и др.

В-третьих, важную роль сыграли наработки по вопросам сущности, содержания, структуры организационной культуры, процессам и процедурам ее формирования и развития. В этой группе выделяются такие зарубежные и отечественные специалисты, как: И. Ансофф, К. Андерсон, Дж. Майерс, Дж. Ньюстром, Т. Питере, П. Вейл, Г. Даулинг, Т. Диал, А. Кеннеди, К. Дэвис, К. Камерон, Р. Куинн, В. Уотерман, Р. Рюттингер, Э. Шейн, Э. Капитонов, А. Погорадзе, В. Спивак, Ю. Красовский и др.

Эмпирическую и информационную базу диссертационного исследования составили материалы Росстата, других министерств и ведомствотчеты о технико-экономических и финансовых результатах деятельности различных предприятийэкономико-статистические данные, опубликованные в научных журналах и периодической печатиметодические материалы, обобщающие опыт работы консалтинговых и внедренческих фирм.

Научная новизна исследования состоит в разработке комплекса предложений по развитию содержания и форм корпоративной культуры, методов ее продвижения и документального обеспечения в системе управления человеческими ресурсами промышленного предприятия.

Основные научные результаты, полученные автором в ходе исследования, представлены в заключении диссертации.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что научные и методологические положения, разработанные автором могут быть использованы хозяйствующими субъектами различных организационноправовых форм при формировании документационного обеспечения корпоративной культуры — корпоративных кодексов, кодексов деловой этики и других документов, регламентирующих корпоративную культуру.

Основные положения и выводы исследования могут быть также использованы в высшей школе при чтении курсов «Менеджмент», «Организационное поведение», «Управление персоналом», «Управление человеческими ресурсами», «Этика делового общения», и в бизнес-образовании различных ступеней (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, дополнительная квалификация типа МВА).

Апробация работы. Выводы и рекомендации, сформулированные диссертантом в процессе исследования, были внедрены в ГУП «Мосстройре-сурс».

Основные положения диссертации докладывались на общероссийских и региональных научно-практических конференциях, в которых соискатель принял участие, в их числе: Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование отечественной системы управления персоналом организации: опыт и проблемы» (РАГС при Президенте РФ, Москва, 2005 г.), конференция «Построение информационной системы управления развитием персонала» (Москва, сентябрь 2006 г.).

Результаты исследования изложены в 4 печатных работах автора общим объемом более 1,5 п.л., в том числе в одной публикации в издании, содержащемся в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованном ВАК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные научные результаты, полученные в ходе исследования и отражающие конкретный личный вклад соискателя в разработку указанных проблем:

1. На основе блокового (содержательного) подхода к исследованию системы управления человеческими ресурсами корпоративная культура трактуется автором как важная составляющая совокупности (пирамиды) стимулов эффективной деятельности работников. Дано определение корпоративной культуры как комплекса различных инструментов, методов отождествления индивида с корпорацией, формирования чувства сопричастности человека с предприятием, что имеет своим результатом мобилизацию дополнительных ресурсов человека на благо организации.

2. Комплексно охарактеризованы главные функции корпоративной культуры: а) накопление и передача ценностей, миссии и стратегических целей корпорацииб) формирование системы внутренних коммуникаций корпорациив) развитие системы ее внешних связейг) определение норм отношений в трудовом процессед) обеспечение самоорганизации, сплоченности коллектива, укрепление чувства коллегиальности и корпоративности. В контексте вышеизложенного подчеркнуто значение интегральной функции рассматриваемого явления, а именно — повышения конкурентоспособности корпорации в целом.

В содержательном плане раскрыты три группы основных элементов корпоративной культуры: а) миссия, стратегические цели, ценностиб) деловая этика отношений с руководством, смежниками (коллегами), подчиненнымив) традиции, ритуалы, знаки корпоративной принадлежности, в т. ч. дресс-код1.

В структурном плане выделены следующие уровни корпоративной.

1 дресс-код — дословно с англ. «кодекс одежды» культуры: а) корпорации в целомб) направления (блока структурных подразделений) — в) структурного подразделенияг) отдельного сотрудника.

3. Дана авторская трактовка факторов, присущих отечественному бизнес-сообществу и непосредственно влияющих на формирование корпоративной культуры вообще и ее конкретных форм на отдельных предприятиях: а) специфика применения правовых норм и отношения к законуб) роль неформальных связей и избирательность соблюдения этики в деловых отношенияхв) создание «команд» и централизация управленческих функцийг) «трудоголизм» в силу отсутствия системы делегирования полномочийд) повышенная склонность к рискуе) высокая степень адаптивности руководителей и ситуативность управленческих решений.

4. Предложен оригинальный фазовый подход к оценке эффективности корпоративной культуры, вбирающий в себя три этапа: а) выделение основных элементов корпоративной культуры конкретного предприятия, разработка системы показателей, которые необходимо исследовать, планирование мероприятий по сбору информации (анкетирование, интервью, фокус-группы, сравнительный анализ), составление анкет, вопросов для интервью и т. д.- б) непосредственная оценка параметров и элементов корпоративной культуры, включающая анализ выделенных элементов, проведение запланированных мероприятий по сбору дополнительной информации, определение степени восприятия персоналом предприятия ценностей корпоративной культурыв) анализ полученных результатоввыделение слабых и сильных элементов корпоративной культурыизучение инструментов организационно-экономического и документационного обеспечения корпоративной культурысоставление плана мероприятий по корректировке и развитию корпоративной культуры.

5. Сформулированы предложения по совершенствованию элементов содержания корпоративной культуры: а) разработаны требования, которым должна отвечать миссия, уточнены выполняемые ею внутренняя и внешняя функциидана классификация возможных типов миссийпредложен механизм согласования стратегические целей компании и работников путем оптимального соединения мотивов и стимулов (внешних и внутренних побуждений к деятельности). Отмечено, что в этом случае происходит отождествление личных и общественных целей, что минимизирует затраты по доведению задач до подчиненныхсистематизированы факторы, влияющие на формирование корпоративных ценностей, предложены принципы формирования единой системы ценностей организации с учетом различных типов корпоративной культурыб) акцентирована роль деловой этики как системы норм, регулирующих деловые отношения (коммуникации) между субъектами различных уровней в горизонтальном и вертикальном аспектахв) отмечена значимость корпоративных традиций, предложены направления их разработки в виде ритуалов, девизов, знаков корпоративной принадлежности.

6. Выделены параметры, на которые необходимо воздействовать на каждом структурном уровне корпоративной культуры. Так, на общекорпоративном уровне акцентированы параметры, характеризующие: систему ценностей, задачи организациистиль взаимоотношений высшего руководства с подчиненнымиучастие персонала предприятия в решении ключевых проблемсвязь оплаты труда с деятельностью фирмы (участие в прибыли и т. д.) — традиции, ритуалы предприятияроль предприятия: в жизни персонала, города, региона, страны, международного сообществаоткрытость деятельности предприятия, информированность общественности о ее результатах.

На уровне направления (блока структурных подразделений) предложено учитывать: подсистему ценностей, целей, задач направленияхарактер взаимоотношений между подразделениями направления и сотрудниками разных подразделенийинформированность членов коллектива о жизни, проблемах направленияадекватность роли и вклада каждого подразделения в работу направлениятрадиции и ритуалы, существующие в направлении (дополнительно к традициям и ритуалам подразделения).

К числу параметров, определяющих культуру структурного подразделения, отнесены: подсистема ценностей, целей, задач подразделенияусловия для творческого трудапрактика взаимоотношений сотрудников подразделения, их сплоченностьхарактер, стиль руководства персоналом подразделения (степень демократичности, открытости, участие сотрудников в выработке решений и т. п.) — отношение сотрудников к условиям труда (организации рабочего места, санитарно-гигиеническим условиям и т. п.) и формам его оплатыпараметры системы «культурного отбора» при поступлении на работуметоды адаптации новых сотрудников в подразделенииусловия продвижения по службе, увольнения и работы с ветеранами фирмыстепень информированности сотрудниковхарактер неформальных отношений в подразделениитрадиции и ритуалы, существующие в подразделении.

На личностном уровне подчеркнута значимость: психологических свойств сотрудника (характер, темперамент) — профессиональных данных, определяющих возможность творческой работы и стиль поведения (знания, навыки, опыт, компетенции и т. п.) — социальных параметров, влияющих на отношение сотрудника к работе, организации.

7. На основе изучения сущности корпоративной культуры и ее системного анализа сформулированы принципы формирования эффективной корпоративной культуры: а) системностиб) комплексностив) учета национальной спецификиг) историчностид) научностие) ценностной ориентацииж) сценарностиз) результативности.

8. Охарактеризованы методы (механизмы) продвижения корпоративной культуры на различных структурных уровнях путем развития ее организационного и документационного обеспечения. Систематизирован перечень документации, регламентирующей воздействие на выделенные параметры различных уровней корпоративной культуры. В их числе: корпоративный кодекс (кодекс деловой этики)1- должностные инструкцииположение о поряд.

1 Соискатель считает, что на предприятиях положения корпоративного кодекса могут быть конкретизироваке приема на работу (испытательный срок, система оплаты, условия поступления в организацию) — концепция подбора, адаптации, мотивации и обучения персоналаположение об аттестации сотрудниковположение об общем собранииправила использования документов и информацииположение о материальной ответственностидоговор о неразглашении конфиденциальной информацииположение о структурном подразделениирегламент взаимозаменяемости сотрудников и т. д. ны в ряде локальных документов, например, в положениях о традициях и ритуалах, правилах проведения корпоративных мероприятий и неформальных встреч и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Х., Одегов Ю. Г. Управление трудовым потенциалом в условиях регулируемой рыночной экономики /Ташкентский институт народного хозяйства. Ташкент: Мех-нат, 1991.398 с.
  2. А.Г., Рапопорт B.C., Речин В. Д. и др. Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятиями. М.: Экономика, 1989.
  3. Г. А. и др. Применение ЭВМ и экономико-математических методов для задач управления кадрами. М.:. ЦНИИТЭИнефтехим, 1991.
  4. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект пресс, 2000.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999.
  6. М. Основая менеджмента. Как стать лучшим руководителем /Пер с англ. Ростов-на-Дону «Феникс», 1998, с. 134.
  7. Н.Е. Экспертные оценки и методология их использования. М.:. Экономика, 1974.
  8. Э.В., Ярощенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. М.: 1987.
  9. А.В., Деятельность корпораций. М.: БУКВИЦА, 1999.
  10. М.П. Кадровое делопроизводство: Учебно практическое пособие, М. -2003.
  11. Г. И. Модели управления персоналом. Иркутск, 1977.
  12. С.А. Управление персоналом. М., 1996.
  13. С.А. Социология организаций. -М., 2004.
  14. В.А. Социология: Энциклопедический словарь. -М., 2005.
  15. В.А., Культурология: Энциклопедический словарь.2005.
  16. Н.М., Воронцова Е. П., Лысенко Л. М. Кадровое делопроизводство. Питер 2004.
  17. И.В. Кадры управления. М.: Экономика, 1998.
  18. А.А. и др. Финансовый словарь. М.: ИНФРА-М, 2003.
  19. Л. Тендерная культура, или типология взаимоотношений полов в организациях.
  20. Большой коммерческий словарь, М.: 1996.
  21. Большой энциклопедический словарь, М.: Норинт, 1997.
  22. С. П. Организационная культура и эффективность менеджмента. Сыктывкар, 2002.
  23. А., Джонс П. Экспертные системы: принципы работы и применения. М.: Экономика, 1987.
  24. В.А. и др. Управление инновационным процессом в условиях рыночной экономики. М.: РАУ, 1991.
  25. В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1992. 111 с.
  26. П. Искусство менеджмента./ Пер. с англ. М.: Новости, 1993, с.70
  27. Е. Н. Организационная культура. Тверь, 2002.
  28. Э.Д., «Новое в культуре труда, производства, компании», Мировая экономика и международные отношения, № 12,1994.
  29. О.С., Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., — М: Гардарики, 2002.
  30. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Фирма Тардарика", 1996.
  31. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998, с. 421.
  32. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: МГУ, 1995, с. 334.
  33. Н.А. Японский опыт решения социально-экономических проблем. М.: Экономика, 1998.
  34. И.Е. Управление социальным развитием организации. М.: ИНФРА-М, 2001.
  35. М.А., Лившиц А. С. Управление персоналом в зарубежных фирмах. Иваново, 1995.
  36. И.Н., Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  37. Гражданский кодекс, М.: Тандем, 2001.
  38. В. И др. Математические методы и модели для менеджмента. Изд-во: Лань М, 2005.
  39. Девятко И. Ф, Методы социологического исследования. «Книжный дом «Университет» 2003.
  40. В.И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. Издательство: ИНФРА-М, 2003.
  41. А.И. Социальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003.
  42. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учебное пособие/Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяис», 2001.
  43. Дуглас Коултер, «Культурные различия и управление», ПТ и ПУ, № 3,1997.
  44. Журнал «Кадровое дело», № № 7,8,9,10,11. М.: Актион-пресс, 2004.
  45. ЗайцевЛ.Г. Соколова М. И. Организационное поведение.-М., 2005.
  46. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  47. К., Куинн Р., Диагностика и изменение организационной культуры/ Пер. с англ, под ред. И. В. Андреевой. СПб: Питер, 2001.
  48. А. Э. Корпоративная культура и РК. М ИКЦ «Март», 2003.
  49. Э. А. Корпоративная культура. М ОАО Росиздат, 2001.
  50. Квасова И. И. Социология культуры. М., 2005.
  51. JI.B. Менеджмент: Методологическая культура. М., 2001.
  52. В.В., Козлова JI.JI., «Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса», УП, № 11, 2000 г.
  53. Е.И., «Культура управления: измерение и изменение», УП, № 3, 1997.
  54. Т.Н., Григоренко E.J1. Эксперимент в системе менеджмента Новгород.: Издание университета им. Ярослава Мудрого, 2000.
  55. А.С. Документационное обеспечение управления кадрами: практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.
  56. Кристиан Шольц, «Организационная культура: между иллюзией и реальностью», ПТ и ПУ, № 3,1995.
  57. JI., Пуртова Е. Управленческая культура организаций. Издательство: НФ «Класс», 2004.
  58. А.А. Основы регулирования предпринимательства. -СПб.: СПбГИЭА, 1998.
  59. А.А. Организационное поведение: Текст лекций. -СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
  60. А., РЦБ. Управление персоналом, «Преобразование компании начните с корпоративной культуры», № 1,2001.
  61. Мак-Грегор Д. Человеческая сторона предприятия. М.: ИНФРА-М, 1984.
  62. С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2003.
  63. Лок Э., Рис П., Харрис Ф. Макиавелли, маркетинг и менеджмент. Спб.: ПИТЕР, 2004.
  64. М.И. «Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений», УП, № 1,2002г.
  65. Е.В. Культурология. Теория культуры. М Экзамен, 2003.
  66. М., Джексон Т., Практика работы с персоналом: Перевод с английского. М.:ГИППО, 2005.
  67. В.И., «Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры»— М.: Финпресс, 2004.
  68. Дж. Способности организации: культура и власть. 2001.
  69. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 2002.
  70. .З. Теория организации: Учебник. 2-е изд.- перераб. идоп. М.:ИНФРА-М, 2002.
  71. В.В. Кадровое делопроизводство в коммерческой организации. Изд-во: Экзамен. -2005.
  72. И. В. Крюков С.В. Жуков Д. В. и др. Технологии кадрового менеджмента. -М., 2004 г.
  73. Морис Тевене. Культура предприятия. СПб Нева, 2003.
  74. А., «Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом)», Менеджмент, № 3, 1996.
  75. Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение/Пер, с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского — СПб: Издательство «Питер», 2000.
  76. Д. Культура организации. 1995.
  77. Г. В. Рабочая книга социолога. Издательство УРСС2003.
  78. У.Г. Методы предпринимательской структуры производства: японский и американские подходы. М., 1984.
  79. В.В. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления. Минск, Высшая школа, 2003.
  80. JI.A. Культура производства: сущность и факторы развития. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990.
  81. В. Проблемы теории и практики управления, «Формирование организационной культуры экономических систем», № 1, 1995.
  82. Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М — Логос, 2002.
  83. О. С. Корпоративная культура: потенциал инновационной деятельности. Ростов-н/Д, 2002.
  84. Я. «Организационная культура руководителя», ПТ и ПУ, № 4,1992.
  85. К.Э. Теоретическая культурология (Энциклопедия культурологии). М.: Академический проект, 2005.
  86. М. Ю. Справочник кадровика: Практ. пособие. М Проспект, 2004.
  87. П.В. Социология менеджмента и организаций. -М., 2004.
  88. Ю., «Изменение КК: доверить консультантам или возможно провести самим», УП, № 11, 2000.
  89. В.П. Словарь культуры XX века. Под ред. Уорнера М. Спб: Питер, 2001.
  90. Р. Культура предпринимательства. М «Эком», 1992.
  91. А. П. Грушевицкая Т.Г. Культурология: Теория культуры. М., 2004.
  92. М.В. Кадровое делопроизводство. Изд-во: Приор 2005.
  93. . Ю. Организационная культура: структура понятия и подход к измерению и моделированию. Ростов-на-Дону, 2002.
  94. А.В. Социология управления. М., 2002.
  95. Э.А., Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 1998.
  96. Т. О. Организационная культура компании. М «Журнал «Управление персоналом», 2003.
  97. В. А. Корпоративная культура. СПб Питер, 2001.
  98. В. А. Делопроизводство. СПб Питер, 2003.
  99. Справочник кадровика. Делопроизводство. (Библиотека журнала «Кадровая служба предприятия». Серия «Справочник кадровика», вып. 6)
  100. М. «Ценности как ключевой элемент организационной культуры», УП, № 11(53), 2000.
  101. Твене Морис, Культура предприятия/Пер, с фр. под ред. В. А. Спивака — СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.
  102. Д. Структура социологической теории. М., 1985.
  103. В.В. Культура предпринимательства. — СПб: Издательство «Питер», 2000.
  104. В.В., Крупанин А. А. Экономико-организационные основы предпринимательства / под общей редакцией академика Г. Л. Багилева -СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1996.
  105. В.В., Песоцкая Е. В. Маркетинг в системе предпринимательства. М.: Геликон, 2000.
  106. Н.Н., Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. — М.: ПРИОР, 2002.
  107. М. 50 основных методов менеджмента: пер. с англ. Изд-во: Финстат М, 2004.
  108. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: Инфра — М., 2000.
  109. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. База рова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002.
  110. Р.Х. Социально-экономическая ответственность организации как функция управления. Дис. канд. социол. наук. — М., 1997.163 с.
  111. Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. — СПб.: Питер, 2003.
  112. С.С. Социология организаций: Учебник. — М.: Гардари-ка, 2001.
  113. Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб.: Питер, 2002.
  114. В.П. Скрытое управление человеком. — М.: ACT, 2002.
  115. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Уп равленческая антропология. — М.: Дом педагогики, 2000.
  116. В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. — М.: Юнити, 1994.
  117. Е.С. Эффективность управленческого лидерства. — М.: ТЕИС, 2002.
  118. Ackroyd S., Crowdy P.A. Can culture be managed? Working withraw material // Personal Review, 1990. № 19(5).
  119. Bates P. The impact of organization culture on approaches to problem solving // Organization Studies, 1984. № 5(1).
  120. Beckhard R. Organization Development: Strategy and models. — Addison-Wesley, Reading, MA, 1969.
  121. Beer M., Eisenstat R., Spector B. Why change programs don’t produce change // Harvard Business Review, November-December, 1990.
  122. Morgan G. Images of Organization. — Beverly Hills, Calif.: Sage.
  123. Nadler D., Tushman M. A congruence morel of organizational assessment. — Lawler Edward, 1980. J
  124. Nadler R, Tushman M. Perspectives of Behavior. — McGraw-Hill., 1977.
  125. Nadler DA., Hacbnan J.R., Birdsa K.T. Managing Organization Behavior. — Boston, 1971.
  126. Nowman W. Cultural Assumptions Underlying U.S. Management Concepts. In.: Massie J.L., Luytjes J. (eds.) Management in an International Context. — New York: Harper & Row, 1972.
  127. Williams A., Dobson P., Walters M. Changing Culture: New Organization Approaches. — London: Institute of Personnel Management, 1993.
Заполнить форму текущей работой