Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации и пути их решения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень изученности проблемы. Настоящее диссертационное исследование было бы невозможным без изучения теоретических разработок проблем налогообложения в трудах отечественных и зарубежных ученых. Удовлетворяя потребности практики, начиная с XVII века, экономисты, финансисты, политики разработали основные положения теории о налогах, которые в дальнейшем определили базовые принципы теории налогов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
    • 1. 1. Теоретические и методологические основы налогообложения, их адаптация и применение в российской практике
    • 1. 2. Исторический аспект развития теории и практики налогообложения в России
    • 1. 3. Актуальные проблемы налогового законодательства, пути их решения
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Проблемы реформирования современной налоговой системы РФ
    • 2. 2. Система прямого и косвенного налогообложения, ее роль в формировании доходов бюджетов
    • 2. 3. Противоречия второй части Налогового кодекса РФ
  • ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, ИХ РОЛЬ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
    • 3. 1. Проблемы формирования налоговой базы региона
    • 3. 2. Налог с продаж, его экономическое и финансовое значение
    • 3. 3. Проблемы внедрения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
    • 3. 4. Основные направления совершенствования региональных налогов
  • ГЛАВА 4. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ, ИХ РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
    • 4. 1. Местные налоги, их значение в формировании доходов муниципальных образований
    • 4. 2. Виды местных налогов, их эволюция и тенденции развития
    • 4. 3. Проблемы совершенствования налогообложения в условиях местного самоуправления
  • ГЛАВА 5. ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
    • 5. 1. Понятие, методы и формы налогового администрирования
    • 5. 2. Процедуры налогового администрирования и их автоматизация
    • 5. 3. Методы повышения эффективности налогового администрирования

Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации и пути их решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Налоговая политика призвана быть важнейшим составным звеном экономической политики государства, обеспечивающим формирование федерального, региональных и местных бюджетов, содействующим развитию производства, предпринимательства, стимулирующим инвестиционную деятельность.

Существующая в нашей стране налоговая система требует совершенства, она не обеспечивает необходимого наполнения доходов бюджетов всех уровней. Российское налоговое законодательство не адекватно функционирующей экономике.

Актуальность темы

диссертации обусловлена практикой последних лет, которая показала бесперспективность отдельных «точечных» изменений в налоговом законодательстве. Говоря о проблеме развития системы налогообложения, о внесении тех или иных жизненно важных поправок в конкретные законы о налогах, необходимо понимать, что речь идет не об изменениях текущего (тактического) характера, которые устраняют те или иные недостатки в конкретном налоге, а о реформировании всей системы налогообложения, поиске оптимального сочетания налоговых и неналоговых методов мобилизации государственных доходов.

Одной из важнейших задач рыночной реформы считается создание адекватной налоговой системы, обеспечивающей эффективное регулирование экономических процессов, связанных с формированием, распределением и использованием доходов.

Актуальность темы

исследования подтверждается проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформой и, в частности, подготовкой федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов на 2002;2004 гг.», которая, в свою очередь, предусматривает реорганизацию налоговых органов с целью перехода на типовые функциональные структуры и сокращение их числа за счет укрупнения. В этой связи нуждаются в глубоком теоретическом осмыслении и анализе проводимые, в соответствии с частью I и принятыми главами части II Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ), изменения в налогообложении, направленные на упрощение налоговой системы и перенос акцента с фискальной функции налогов на функцию экономическую.

Важным моментом при совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является разработка методики определения налоговой нагрузки, снижения налогового бремени до оптимально возможного уровня. Предлагаемые теоретические и практические варианты решения данной задачи являются предметом острой дискуссии в научной среде в силу множественности существующих подходов.

В соответствии с этим, значительное место в диссертационном исследовании уделено определению понятий «налогового бремени», «налоговой базы», «налогового давления на организации и физические лица».

Особого внимания требует и проблема «нейтральности налогообложения», которая широко обсуждается в специальной литературе и периодической печати, а также анализ существующих методологических и методических подходов к решению этой проблемы.

Степень нейтральности налоговой системы по отношению к налогоплательщику во многом зависит от соотношения прямых и косвенных налогов в доходах федерального и региональных бюджетов, в том числе бюджета Краснодарского края.

Формирование налоговой системы в Российской Федерации идет в большей степени по модели развитых западных стран. В то же время отсутствие или недостаточное развитие большинства рыночных институтов, нахождение их в стадии становления не способствуют эффективному проведению реформ в налогообложении.

В настоящее время основной упор при разработке налоговой политики, налоговых законов, планов и проектов на всех уровнях власти делается не на регулирующую и (или) стимулирующую функции налогов, а на фискальную функцию — на максимально возможный в краткосрочной перспективе рост налоговых поступлений в бюджет. В результате российская налоговая система характеризуется чрезмерным фискальным креном.

С введением в действие части II НК РФ возрастает роль косвенного налогообложения, что требует детального теоретического анализа и методологического подхода к оценке этого явления, так как основными налоговыми показателями эффективности производства и всего воспроизводственного процесса (цикла) по-прежнему остается налог на прибыль, а состояния производственной базы — налог на имущество (в перспективе — налог на недвижимость).

Назрела необходимость коренного обоснованного выравнивания налоговых изъятий в различных секторах экономики с учетом их особенностей в целях стимулирования расширенного воспроизводства и регулирования перелива отраслевого капитала. Действующая в России налоговая система в настоящее врJ-мя не в полной мере способствует этому.

Особого методологического и методического подхода требует определение величины реальной налоговой нагрузки на производственный сектор и физических лиц, которая, по расчетам автора, в Российской Федерации приближается к максимальному уровню. Не менее важной признается проблема выработки оптимальной и эффективной концепции налогового реформирования. В наибольшей степени этому отвечает концепция поэтапного реформирования налоговой системы, так как в настоящее время в России вряд ли возможны резкие (революционные) методы реформирования.

Актуальность проблем совершенствования налогообложения в Российской Федерации, а также недостаточная разработанность путей решения этих проблем в экономическом, политическом, правовом, социальном и организационном аспектах обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Настоящее диссертационное исследование было бы невозможным без изучения теоретических разработок проблем налогообложения в трудах отечественных и зарубежных ученых. Удовлетворяя потребности практики, начиная с XVII века, экономисты, финансисты, политики разработали основные положения теории о налогах, которые в дальнейшем определили базовые принципы теории налогов и налогообложения. Первые теории налогообложения получили развитие в трудах Ф. Аквинского, Т. Гоббса, П. де Вобана, Ш. Монтескье, С. Вольтера, О. Мирабо, С. де Сисмонди, Т. Мальтуса, А. Тьера, Д. Мак-Куллоха. Проблемы развития частных налоговых теорий нашли отражение в трудах Д. Локка, Т. Джорджа, Ж. Ж. Руссо, К. Маркса, Э. Селигмана. Среди многочисленных общих теорий налогов следует выделить классическую теорию А. Смита, Д. Рикардо, А. Вагнера, а также более современные теории, разработанные Дж. Кейнсом, Д. Фридманом, А. Лаффером.

Принципы построения систем налогообложения, изложенные в трудах этих ученых, используемые на практике в развитых странах, в России в полной мере еще не реализованы.

В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции 1917 г. и в основном затрагивала сущность налогов, их формы, виды и функции. Среди представителей отечественной науки, занимавшихся изучением теории налогов и налогообложения, можно назвать таких деятелей, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов и др. Вопросы налоговой политики советского государства на определенных исторических периодах его существования рассматривались в работах A.M. Александрова, Д. А. Аллахвердяна, А. В. Брызгалина, Э. А. Вознесенского, В. П. Волобуева, В. Б. Дьяченко, В. Г. Князева, С. И. Лушина, Г. А. Рабиновича, М. В. Романовского, Г. П. Солюса и др.

Стратегия перехода к более совершенной налоговой системе, важные теоретико-методологические проблемы налогообложения в условиях социально-экономических преобразований переходного периода разрабатываются усилиями ученых А. Астахова, Н. Ветровой, И. Горского, В. Гусева, А. Дадашева, А. Иванеева, В. Князева, 3. Кахонович, Н. Мищенко, Л. Павловой, В. Панскова,.

A.Починка, Р. Рывкина, Н. Телятникова, О. Тимофеевой, В. Фролова, Д. Черника, С. Шаталова, Т. Юткиной и др.

Особо важная роль в становлении российской налоговой системы принадлежит разработке проблем финансового права и его органической части — налогового права, большой вклад в развитие которого внесли работы А. Брызгалина,.

B. Гуреева, О. Горбуновой, С. Кудреватых, С. Пепеляева, Е. Покачаловой, В.Слома.

Несмотря на относительную изученность данной проблемы, важность и ценность проведенных исследований, в настоящее время в России отсутствует четкая концепция дальнейшего развития и совершенствования современной системы налогообложения. Определение сущности современной концепции реформирования налогообложения, разработка методологии и методики механизма ее функционирования еще не обеспечена. К тому же следует отметить, что главные направления развития российской налоговой системы касались, как правило, федеральных налогов и федерального механизма налогообложения.

До настоящего времени разработка теории налогообложения велась без учета особенностей развития регионов. Вместе с этим проблемы налогообложения регионов-доноров и регионов, получающих бюджетные субсидии, изучены недостаточно, не разработаны методики учета для целей налогообложения уровня их экономического и социального развития, наличия природных ресурсов, не закреплена законодательно специфика налогообложения регионов, производящих в основном сельскохозяйственную продукцию.

К важным проблемам, не изученным до настоящего времени, относится система налогообложения регионов, где проживают коренные народы северных территорий, определение базы налогообложения, разработка системы льгот в связи с правами на родовые территории и родовые символы.

Особо детального познания и обсуждения требует проблема налогообложения природных ресурсов. Она сложна, не учитывает потенциал месторождений, не стимулирует рациональное использование природных ресурсов, а также сопутствующих полезных ископаемых. Растет число малорентабельных месторождений, не выгодных для эксплуатации частному капиталу, но стихийное закрытие которых приводит к большим бюджетным затратам регионов и местных органов самоуправления в связи с занятостью, перемещением рабочей силы, консервацией производства, потерей нефти, газа и другой продукции.

В современных условиях необходим детальный анализ и принятие немедленных решений на уровне местных органов самоуправления по развитию системы налогообложения, которая, в соответствии со ст. 15 ч. I НК РФ включает всего пять налогов.

Экономическая целесообразность введения налога на недвижимость предполагает переведение в доходы бюджетов субъектов Федерации земельного налога и налога на имущество физических лиц и по существу лишает местные бюджеты твердой и прогнозируемой системы доходов, что ставит под угрозу срыва финансирование социальных мероприятий, таких как образование, медицинское обслуживание и др.

В современной российской науке доминируют два основных подхода к построению налоговой системы, причем и в том, и в другом случае преследуется цель максимизации налоговых доходов бюджета. Один из них для достижения указанной цели предполагает усиление административного контроля за налогоплательщиками, увеличение количества налогов и повышение их ставокдругой — либерализацию фискальных отношений, что повлечет рост экономической активности организаций и расширение налоговой базы.

Нет единства и в вопросе о том, опыт каких стран представляется для России наиболее ценным. Доминирующим является мнение, что налоговая система России должна строиться с использованием теоретических и практических достижений европейских стран в области налогообложения. Однако экономика США обладает большей гибкостью и мобильностью, чем экономика стран ЕЭС, а, значит, имеет и более высокий потенциал роста, прежде всего за счет системы налогообложения, выражающейся, в частности, в сравнительно небольшом налоговом бремени.

Все это в совокупности определяет актуальность и необходимость всестороннего и глубокого исследования теории и практики налогообложения в России. Необходим научный подход к трансформации налоговой системы и ее интеграции со стратегией рыночного развития экономики России.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ концепции налогообложения и разработка на этой основе комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения в условиях реформирования российской экономики.

Для реализации цели исследования автором поставлены и решены следующие задачи:

— критически оценены теоретические и методологические основы налогообложения, теории налогов, выработанные отечественной и зарубежной наукой, и обоснованы направления адаптации и применения их в российской практике;

— исследованы исходные экономические категории налогообложения, прежде всего налога, принципы и функции налогообложения, элементы налога;

— раскрыта сущность и экономическое содержание налоговой системы, ее элементов, механизма их взаимодействия и взаимовлияния в процессе налогообложения;

— рассмотрена эволюция теории и практики налогообложения в Российской Федерации в историко-хронологическом порядке;

— проанализирована практика применения части I НК РФ, дана оценка изменениям в системе налогообложения в связи с принятием отдельных глав части II НК РФ, обоснованы и разработаны предложения по совершенствованию законодательства о налогах, внесены рекомендации в I и II части НК РФ;

— на основе анализа федеральных и региональных налогов разработаны основные положения и методы совершенствования налогообложения Российской Федерации, выявлено влияние косвенного и прямого налогообложения на формирование доходов бюджетов, определены место и роль региональных и местных налогов в регулировании экономических и социальных процессов;

— предложены механизмы совершенствования системы распределения налоговых поступлений между федеральным и региональными бюджетами, а также формирование региональных и местных бюджетов;

— введено в научный оборот понятие налогового администрирования, показана его роль в совершенствовании налоговой системы, сформулированы основные направления совершенствования методов и форм налогового администрирования, раскрыты методологические основы и факторы повышения его эффективности, разработаны концептуальные направления регламентации и автоматизации процедур налогового администрирования.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования определены теория, методология и методический аппарат налогообложения в их приложении к проблеме дальнейшего совершенствования системы налогообложения в условиях реформирования российской экономики.

Объектом исследования выступает система налогообложения Российской Федерации, ее специфика на всех уровнях иерархии, совокупность экономических отношений, которые возникают между налогоплательщиками с одной стороны и государством — с другой в процессе налогообложенияроль федеральных, региональных и местных налогов в воспроизводственном процессеналоговое администрирование на федеральном и региональном уровне.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики, методы единства исторического и логического, индуктивного и дедуктивного, абстракции, анализа и синтеза. Диссертационное исследование основано на системном подходе к изучаемым проблемам, применении системного анализа. В качестве важнейшего инструментария количественного анализа применяются статистические и экономико-математические методы.

Работа базируется на основных положениях теории и практики налогообложения, а также на разработках зарубежных и отечественных ученых, основополагающих законодательных и нормативных актах Российской Федерации, регламентирующих финансовые, бюджетные, налоговые, валютные, ценовые и другие области экономических отношений.

Фактологической базой исследования послужили данные Госкомстата РФ, статистическая отчетность, а также документы законодательных органов власти, нормативные и директивные документы Президента и Правительства РФ, материалы МНС РФ, Управления МНС РФ по Краснодарскому краю, а также других региональных и местных налоговых органов, авторские разработки и расчеты за период с 1992 по 2000 гг.

Достоверность научных положений и выводов подтверждена опубликованными данными государственных статистических органов РФ, экономических журналов, информационных агентств.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обобщении и дальнейшем развитии концепций налогообложения в Российской Федерации и формировании на этой основе целостного представления о направлениях и методах ее развития.

Элементы научной новизны, выносимые на защиту, содержат следующие положения диссертации:

— доказана гипотеза о неприемлемости использования в чистом виде одной из сложившихся в развитых странах теории налогообложения (кейнсианство, теория экономики предложения и монетаризм), копирования зарубежного опыта без учета особенностей экономического развития РФ;

— поставлены и раскрыты проблемы совершенствования налогообложения, внесены конкретные предложения, разработана методика их внедрения в связи с введением в действие части первой и отдельных глав части второй НК РФ, на основе чего выдвинута авторская концепция реформирования налоговой системы РФ;

— разработана вербальная модель налоговых взаимоотношений федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, выявлены негативные явления обострений экономических взаимоотношений, возникающие из-за чрезмерной централизации системы налогообложения;

— обоснована и разработана классификация регионов РФ по принципам формирования налогооблагаемых баз, научно подтверждены предложения по внесению корректив в действующую практику регионального и местного налогообложения;

— дано понятие налогового администрирования, его методологические основы, формы и методы;

— теоретически обоснованы предложения по совершенствованию информационной базы прогнозирования налоговых поступлений, основанные на механизме паспортизации региона, методическом аппарате расчета его налогового потенциала. Предложенная методика расчета налогового потенциала позволила составить Налоговый паспорт Краснодарского края, в котором оценена сегодняшняя база доходов и перспективы ее развития;

— аргументирована необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы налогообложения, механизмов реализации законов на всех уровнях иерархии;

— доказано, что важнейшим резервом роста налоговых поступлений является уход от теневой экономики к ее преимущественным легальным формам;

— на концептуальном уровне разработана система компьютерной и информационной поддержки налогового администрирования, мотивирована необходимость создания региональных и межрегиональных Центров обработки данных.

В диссертационном исследовании сформулированы и научно обоснованы рекомендации, требующие немедленного решения и внедрения. В имеющей место дискуссии о направлениях и методах совершенствования сложившейся системы налогообложения в диссертации доказательно разделяется позиция, выдвигаемая рядом авторов (в том числе самого диссертанта), по следующим направлениям:

— снижение налогового давления (нагрузки) на налогоплательщиков путем отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, прежде всего — отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, работ и услуг (таких как налог на пользователей автомобильных дорог);

— выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, которое предполагается обеспечить путем отмены необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

— упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов путем более широкого применения таких специальных налоговых режимов, как единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, четкая про-писанность норм налогового законодательства в специальной части Кодекса;

— усиление роли платежей рентного характера, прежде всего земельной и ресурсной ренты, платежей за минеральные и другие природные ресурсы, влияние которых на формирование бюджета ничтожно, хотя платежи за природные ресурсы по сравнению с другими видами налогов обладают определенной устойчивостью, и этот факт надо учитывать при формировании системы налогов.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования. Научная значимость диссертации заключается в том, что она является определенным вкладом в теорию налогообложения и методический аппарат ее применения в условиях реформирования российской экономики.

Практическая значимость работы состоит в том, что она ориентирована на широкое использование налоговыми органами всех уровней и другими государственными органами при формировании перспективной и текущей налоговой политики, разработке законодательных и нормативных актов, регламентирующих порядок налогообложения, в соответствии с положениями НК РФ, при дальнейшем исследовании различных направлений налоговой политики, бюджетно-налогового механизма.

Принципиальные позиции автора, изложенные в диссертационном исследовании, прошли научную и практическую апробацию. Полученные диссертантом результаты могут быть использованы для дальнейшего повышения уровня научной обоснованности налоговой политики субъектов Российской Федерации, развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, а также в ходе совершенствования налогового поля местных органов самоуправления.

Практическая реализация результатов исследования нашла отражение в следующих позициях:

— предложенная соискателем и примененная на практике методика расчета налогового потенциала региона, основанная на создании налогового паспорта региона, служит эффективным средством налогового планирования и прогнозирования в условиях становления рыночных отношений в экономике в целом;

— выполненный расчет поступления гарантированного налогового ресурса, а на его основе — и налогового потенциала региона, позволяет достоверно оценить минимально возможные налоговые ресурсы с целью формирования бездефицитных бюджетов. Налоговый ресурс может служить базовым показателем при межбюджетном и межрегиональном распределении ресурсов, формируемых налоговым путем. Данный показатель позволяет поставить в одинаковые условия все регионы при распределении трансфертов, причем он обеспечивает справедливое и обоснованное распределение трансфертных платежей, независимо от величины предполагаемых доходов и заявленных потребностей региона.

Апробация результатов работы. Результаты проведенного диссертационного исследования широко используются в работе налоговых и других государственных органов при осуществлении процесса реформирования современной налоговой системы Российской Федерации: при внесении дополнений и уточнений в часть I НК РФ в бюджетный комитет Госдумы РФ, МНС и Законодательное собрание Краснодарского края направлены предложения, основанные на результатах диссертационного исследованияразработки автора дали возможность УМНС РФ по Краснодарскому краю внести предложения в проект отдельных глав части II НК РФрезультаты диссертационного исследования использовались законодательными органами власти Краснодарского края при совершенствовании законодательства о развитии малого и среднего бизнесаматериалы диссертации использованы в аналитических записках, направленных в Министерство РФ по налогам и сборам, Правительство Краснодарского края, и применяются в их практической деятельности. Положения диссертационного исследования учтены при разработке законов Краснодарского края «О налоге с продаж», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" — при непосредственном участии диссертанта и под его редакцией разработаны и используются в практической работе налоговых органов Краснодарского края инструкции по применению этих законов. В настоящее время разрабатываются методические указания и рекомендации по применению новых глав НК РФ. Разработан и применен на практике «Налоговый паспорт региона», создается межрегиональный Центр обработки данных.

Положения исследования докладывались на международных, межрегиональных, республиканских, межвузовских научных и научно-практических конференциях и семинарах, в частности: на международном семинаре по налоговому администрированию в июле 1996 г. в Вашингтоне, организованном Академией развития образования США совместно с МВФ, на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции в феврале 2001 года в Москве, проводимом Правительством РФ, на научно-практической конференции Юга России «Проблемы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения», проводимой Администрацией Южного Федерального округа и Аудиторской Палатой аудиторов Юга России в апреле 2001 г. в г. Краснодаре.

Автор исследования принимал непосредственное участие в разработке учебных программ для национальных образовательных стандартов, в частности, программ курсов «Налоговые системы зарубежных стран», «Бухгалтерский учет и контроль налогообложения предприятий», «Контроль налогообложения» и др.

Материалы диссертационного исследования широко используются при изучении учебных курсов «Налоги и налогообложение», «Налоговая система РФ», «Организация работы налоговых органов» и др. на экономических факультетах Кубанского государственного аграрного университета и Института экономики, права и естественных специальностей (г. Краснодар).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 37 работах общим объемом 122,9 п.л., в том числе авторский объем — 103,5 п.л.

Объем и структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, включающих 16 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений по теме исследования. Работа изложена на 370 страницах основного текста, содержит 17 таблиц, 5 рисунков. Структура работы отражает общую идею и логику исследования.

Практика применения налогового законодательства и те теоретические выводы, которые получены в ходе исследования первого бока проблем, позволяют сделать заключение о том, что, несмотря на свою положительную роль в развитии налогового процесса в России, Налоговый кодекс не в полной мере учитывает все реалии и особенности современных условий функционирования экономики, правовой среды общества.

Важным выводом является то, что понимание налоговых органов как исключительно осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (как это заложено в ст. 32 НК РФ) в настоящее время устарело и не в полной мере отражает те цели и задачи, которые стоят сегодня перед налоговыми органами, и которых они должны достичь. Задачи, стоящие перед налоговыми органами РФ, заключаются не только в контроле, но и (возможно, в первую очередь) в обеспечении поступления платежей в казну.

Постановка вопроса именно таким образом позволит более ясно сформулировать цели, стоящие перед государственными налоговыми органами, контролировать их исполнение, анализировать результаты.

Не достаточно четко и обоснованно решается в Налоговом кодексе и непосредственно вопрос осуществления контроля со стороны государства за полнотой сбора и уплаты налогов, что также можно отнести к недоработкам и недостаткам этого законодательного акта.

Варианты решения этих проблем как в рамках существующего законодательства, так и при внесении в него поправок, разработаны при рассмотрении блока проблем, связанных с налоговым администрированием.

При решении третьего блока проблем, связанных с исследованием современной налоговой системы РФ, выработаны критерии и параметры ее эффективного функционирования, сделаны выводы о возможных вариантах развития.

Практически важным представляется решение поставленной задачи оценки параметров функционирования налоговой системы посредством исследования показателя налоговой нагрузки.

На основании статистического анализа доказано, что величина реальной (а не официальной) налоговой нагрузки в России уже приближается к критическому уровню — 50%. В этой связи можно полностью согласиться с мнением профессора В. Г. Панскова, что в российской экономике показатель налоговой нагрузки сравним со «средней температурой по больнице», т. е. не отражает реального состояния налоговой системы. Кроме того, в экономике России отмечается значительная неравномерность налоговой нагрузки по регионам и отраслям.

Решение этой проблемы возможно только в процессе реформировании налоговой системы. Для этого с практической точки зрения оценены предполагаемые формы и методики реформирования налоговой системы. Причем анализ ведется по двум направлениям: научно-теоретическая и экономическая ценность варианта реформирования и практическая возможность осуществления реформы, возможные результаты и последствия как для субъектов хозяйственной жизни, так и для государства в целом (с политической, социальной, экономической точек зрения).

При анализе по первому направлению дается классификация и группировка существующих вариантов реформирования, что само по себе делает их более понятными и доступными, а по второму направлению даны практические замечания и оценены возможные эффекты от их (вариантов реформирования) внедрения.

Анализ показывает, что большинство вариантов реформирования налоговой системы России недостаточно учитывают те условия, в которых находится экономика нашей страны, ее политическая система. Кроме того, недостаточно развиты институты рынка и не выработана идеология реформ, что также немаловажно. Предлагаемые как отечественными, так и зарубежными учеными и практиками проекты реформ зачастую решают исключительно узкий блок вопросов и проблем, иногда основаны на узко корпоративных интересах либо являются, по сути, популистскими жестами. Учитывая все это, подобные проекты, несмотря на ряд положительных идей и предложений, будут в настоящее время и в настоящих условиях функционирования экономики нежизнеспособными, оторванными от практики и интересов части слоев общества.

Проводя анализ, основанный на налоговой теории и учитывающий возможные последствия от применения того или иного варианта развития налоговой системы в процессе реформирования по указанным направлениям, необходимо отдать предпочтение системе поэтапного реформирования налоговой системы.

В работе как с точки зрения функционирования налоговой системы в целом, так и с точки зрения практики реформирования отдельных налогов, доказано, что именно система поэтапного реформирования, ориентированная на эволюционный характер реформ, является наиболее рациональной и жизнеспособной.

Практика и опыт показывают, что резкие, революционные смены курсов в налоговых приоритетах весьма опасны как для бюджета, так и для хозяйствующих субъектов. На внедрение таких изменений требуется обычно намного больше времени и затрат, чем это предполагается их авторами, а эффект от такого внедрения обычно ниже ожидаемого. Нельзя не согласиться с тем, что наша страна исчерпала лимит времени и ресурсов на проведение экспериментов, любые необдуманные и поспешные шаги в области реформирования экономики (и это в полной мере относится и к налогообложению) чреваты негативными последствиями во всех областях жизнедеятельности.

На основании выводов о необходимости проведения поэтапного реформирования и учитывая те цели, которые при этом необходимо достичь (в первую очередь поднятие товарного производства и стабильность налоговой системы), дан практический анализ тех изменений и нововведений, которые заложены в части второй Налогового. кодекса РФ по уже принятым 4 главам и по проектам остальных.

В частности, достаточно критически необходимо рассматривать положения главы 21 (НДС) Налогового ]Ь?бдекса Российской Федерации.

Анализ этой главы НК РФ, произведенный в работе, построен таким образом, что содержат теоретические выводы, которые (практически без корректировки) могут служить основанием для внесения изменений и дополнений в На-логовыйДСодекс РФ.

Если при решении предыдущего блока проблем оценивались возможные эффекты и последствия от применения того или иного варианта реформирования, то здесь решаются проблемы практической оценки и целесообразности тех или иных конкретных положений действующего Законодательства.

Так, под руководством автора Управлением МНС России по Краснодарскому краю только по НДС подготовлены и направлены в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам 7 писем (из них 3 — в 2001 году), содержащих конкретные предложения по совершенствованию налогового законодательства.

Исследование данной проблемы как по принятой части НК РФ, так и по проектам, позволяет сделать автору вывод, что российская налоговая система вступает в пору некоторой зрелости. Как уже принятые положения части 2 НК, так и те, которые будут приняты в ближайшем будущем, позволят сформировать достаточно эффективную фискальную систему (что ни в коем случае не умаляет недостатки, о которых сказано выше).

Оценивая планируемые изменения в общем, можно также отметить как положительный момент то, что российская налоговая система приобретает многовариантный характер (предусмотрен ряд специальных налоговых режимов), что, несомненно, повысит стимулирующую функцию налогов.

Учитывая многоуровневость налоговой системы, проблемы ее эффективного функционирования и реформирования необходимо рассматривать также в разрезе различных уровней ее функционирования, для чего произведен анализ теории и практики регионального налогообложения.

Одной из главных проблем совершенствования местного налогообложения является вопрос о налоговом федерализме. Для реализации на практике даны конкретные предложения, а также предлагается теоретическое обоснование решения проблем регионального законодательства.

Важным итогом работы является практическая разработка (а в настоящее время уже и применение в работе Управлением МНС РФ по Краснодарскому краю) налогового паспорта региона. Налоговый паспорт региона может служить инструментом для принятия краткосрочных и долгосрочных налоговых планов, позволяет оценить налоговую базу края в целом, а также в отраслевом аспекте и по отдельным налогам.

На основании разработанного налогового паспорта региона с применением статистических и математических методов и приемов оценен налоговый потенциал Краснодарского края, даны прогнозы гарантированного и приведенного налогового ресурса по отдельным налогам и по краю в целом.

Дальнейшее использование в практической работе примененного в диссертационном исследовании метода оценки и прогнозирования налогового ресурса и налогового потенциала значительно увеличит точность прогнозов. Также достоинством примененного метода является то, что он может применяться в ситуации недостатка данных по отдельным налогам.

Значительный интерес, по мнению автора, представляет теоретическое и практическое исследование такой категории, как налоговая база региона. Автором разработана самостоятельная комплексная многоуровневая система классификации регионов по показателю налоговой базы.

Используя данную систему, автор подтвердил известную зависимость практических результатов сбора конкретных налогов в регионе от характеристик налоговой базы. Причем если большинство исследователей при оценке налоговой базы отталкиваются от показателя ВРП, то автором данная система расширена и введены такие новые детерминанты налоговой базы, как трудовые ресурсы, географическое положение региона, наличие и степень развития инфраструктуры, политические факторы и ряд других.

В диссертационной работе решен и шестой блок проблем, связанный с местными налогами. Для решения задачи поэтапно рассмотрена сущность местного налогообложения, его роль в общей системе налогов, возникающие проблемы.

При этом система местных налогов рассмотрена как составная часть национальной налоговой системы. В то же время отмечается, что, несмотря на принцип единства, необходимо разумное сочетание его с самостоятельностью территорий и муниципалитетов.

В целях поднятия роли местных налогов и совершенствования их структуры необходимо принятие следующих мер: правовая проработка местного законодательства о налогах, пересмотр некоторых норм НК РФ в этой части, совершенствование межбюджетных отношений в целях придания муниципалитетам большей самостоятельности.

Как отмечалось ранее, успешное решение ряда поставленных проблем было бы невозможно без решения в теоретическом и практическом аспектах вопросов, связанных с налоговым администрированием.

Автором одним из первых в Российской Федерации рассмотрен вопрос о значении налогового администрирования для успешного функционирования налоговой системы.

При решении этой проблемы необходимо выйти за рамки понимания налогового администрирования лишь как системы организационных мер. Целесообразно рассматривать систему налогового администрирования как систему управления государством всем комплексом налоговых отношений.

В этой связи убедительно доказывается, что налоговое администрирование — это наиболее социально выраженная сфера, и поэтому недостатки в системе ее функционирования негативно отражаются на всем обществе в целом, выходя за рамки только налоговых отношений.

Исследованы условия осуществления налогового администрирования: законодательная и нормативная база, организационные, методические и материально-технические основы, обосновано влияние условий проведения контроля за поступлением платежей в бюджет на эффективность налогового администрирования.

Показано несовершенство организационной структуры субъектов налогового контроля, недостатки в методическом обеспечении, слабый уровень развития информатизации и автоматизации.

Обобщена действующая практика взаимодействия налоговых органов с органами государственного управления, правоохранительными органами и банками в сфере налогового контроля в целях повышения его эффективности.

В качестве одного из важнейших направлений совершенствования организации налогового администрирования рассматривается обеспечение качества и повышение эффективности налогового контроля путем проведения работ по стандартизации. В работе приводятся конкретные разработки в этой области.

Впервые в российской научной практике сформулированы четкие цели и задачи налогового администрирования, представлен процесс проведения администрирования, его составляющие. Особый упор, по мнению автора, нужно делать на современные системы управления налоговыми отношениями. В обязательном порядке эта система должна иметь четкую обратную связь для скорейшего реагирования на постоянно меняющиеся условия функционирования.

Причин необходимости совершенствования налогового администрирования несколько. Это и то, что России в наследство от СССР достались достаточно косные и нединамичные властные структуры, что с полной уверенностью можно отнести и к налоговым органам. С другой стороны, хозяйствующий сегмент рынка (налогоплательщики) является наиболее динамичным звеном рыночной экономики.

Несмотря на значительные успехи, которых достигли налоговые органы как по сбору средств в бюджет, так и совершенствованию механизмов контроля и взимания налогов, уровень этих достижений все еще остается недостаточным. Именно поэтому сегодня на первый план выходит организация налогового процесса, которая включает в себя целый комплекс целей и задач, начиная от автоматизации и компьютеризации работы налогового инспектора до апробации новых методов контроля и работы с налогоплательщиками.

На уровень налогового администрирования оказывает влияние ряд факторов объективного и субъективного характера. В исследовании выявлены причины, оказывающие негативное влияние на эффективность налогового администрирования и усложняющие работу его субъектов в современных условиях.

Таким образом, работа в целом представляет собой научно-практическое исследование налоговой системы Российской Федерации в динамике ее развития, совокупности проблем и путей их решения. Исследование произведено как по общетеоретическим направлениям, так и по отдельным конкретным блокам проблем, что позволило решить поставленные перед соискателем задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон РФ от 31.07.98. № 146-ФЗ.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая).
  4. Закон РФ от 31.07.98. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
  5. Закон РФ от 09.07.99. № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
  6. Закон РФ от 09.07.99. № 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
  7. Закон РФ от 27.12.91. № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции изменений и дополнений.
  8. Закон РФ от 21.03.91. № 943−1 «О налоговых органах Российской Федерации» в редакции изменений и дополнений.
  9. Закон РФ от 06.12.91. № 1992−1 «О налоге на добавленную стоимость» в редакции изменений и дополнений.
  10. Ю.Закон РФ от 27.12.91. № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в редакции изменений и дополнений.
  11. Указ Президента РФ от 31.12.91. № 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» в редакции изменений и дополнений.
  12. Инструкция ГНС РФ от 11.10.95. № 39 «О порядке исчисления и уплаты НДС» в редакции изменений и дополнений.
  13. Л. Экономические реалии и абстрактные схемы//Вопросы экономики. 1996. -№ 12.-С.12.
  14. С. Общая теория права. М., 1982.
  15. Антология экономической классики. В 2-х т. М.: Эконов, 1991−1992. — Т.1. -775 е.- Т.2.-486 с.
  16. Е. Точки Лаффера и их количественная оценка//Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 12. — С.85−94.
  17. Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности//Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 11.
  18. БанхДева Ф. Современные концепции налогообложения и их влияние на реформирования налоговой системы//Налоги. 1999. — № 3. — С.15−18.
  19. Барт"знев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс: лекций. М.: БЕК, 1996. — 352 с.
  20. Бе?нпгам И. Принципы законодательства. О влиянии условий времени и места па законодательство. Руководство по политической экономии. М.: Гино Литография О. И. Лишкевич, 1896. — 136 с.
  21. A.M. Очерки теории советских финансов. /Выпуск 1/. М.: Финансы, 1968.- 207 с.
  22. A.M. Очерки теории советских финансов. /Выпуск 3/. М.: Финансы, 1975.- 255 с.
  23. М. Экономическая мысль в ретроспективе/ Пер. с англ. 4-е изд. М.: Дело ЛТД, 1994.-720 с.
  24. Ю. Новая экономическая политика. Систематический сборник декретов и постановлений. Ростов — на — Дону, 1921.
  25. О. Налоговая реформа в США//Мировая экономика и международные отношения. 1987. — № 6. — С.91.
  26. А.В. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике//Налоги. 2000. — № 1. — С. 16−20.
  27. А.В. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях Налогового кодекса//Налоговый вестник. 2000. — № 4. — С. 19−23.
  28. Д., Косарева 3. Отмена налогов с рабочих и служащих в СССР. /Под ред. Ф. А. Урюпина. М.: Госфиниздат, 1960. — 68 с.
  29. Дж. Конституция экономической политики//Вопросы экономики. -1994.-№ 6.-С.104−113.
  30. Дж. М. Минимальная политика рыночной системы//Вопросы экономики. 1990. — № 12. — С.7−15.
  31. Е. Налоговый вопрос и налоговая политика. Сборник экономических статей. Петроград, 1922.
  32. С. И. Исчисление и взимание налоговых платежей с заработной платы рабочих и служащих (2-е доп. изд.). М.: Госфиниздат, 1956. — 79 с.
  33. А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической ак-тивности//Экономист. 1998. — № 4. — С.69−78.
  34. В. «Кривая Лэффера» концепция и реальности политики//Мировая экономика и международные отношения. — 1984. — № 11. — С. 119.
  35. В.П. Финансовые дилеммы США. Эволюция бюджетного регулирования экономики. М.: Наука, 1987. — 178 с.
  36. Вольтер Философские повести. М., 1953.
  37. В.Ю. Некоторые вопросы теории налогов//Финансы. 1993. — № 1. -С.35−39.
  38. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс//Российский экономический журнал. — 1997. -№ 1. -С.4.
  39. С. Российская реформа и новый мировой рынок//Российский экономический журнал. 1997. — № 7.
  40. И. Вспомним о понятиях политической экономии//Диалог. -1998. № 5. — С.29−39.
  41. Т. Избранные произведения, т. 1−2, М., 1964.
  42. В. Бюджет решающего года пятилетки//Финансы СССР. 1980. — № 11.
  43. В. Налоговое право. М.: Экономика, 1995.
  44. В.И. Российское налоговое право. М.: Экономика, 1997. — 383 с.
  45. Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.-406 с.
  46. А. Общие принципы налогообложения//Хозяйство и право. 1998. -№№ 2,3.
  47. Р.Л. Международное налогообложение. М.: ЮНИТИ, 1997. — 375 с.
  48. Г. Прогресс и бедность. Исследование причин промышленного застоя и бедности, СПБ, 1896.
  49. А.И. Финансовая и денежно-кредитная система Японии. М.: Финансы, 1977.- 134 с.
  50. С.С., Павлова Л. П. Финансовая и денежно-кредитная система Канады. М.: Финансы, 1978. — 111 с.
  51. Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика /Пер. с англ В. Лукашевича и др./ под общ. ред. В. Лукашевича. Л., 1991. 360 с.
  52. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Российско-британское СП «Автокомп». — 1992. — 100 с.
  53. Л.А. Финансовая система Англии. М.: Финансы, 1971. — 128 с.
  54. В.П. История финансов СССР (1917−1950). М.: Наука, 1978.
  55. Н. Методы планирования налогов и сборов. Практическое пособие для налоговых работников. М.: Госфиниздат, 1953. — 88 с.
  56. М.Ф. Налоговое право и налоговая реформа в России. Вестник московского университета. Серия 11. Право. — 1997. — № 3. (справочная система «Гарант»).
  57. А. О различиях между официальным и реальным легальным ВВП// Вопросы экономики. 1998. -№ 11.
  58. А. Начала политической экономии. СПБ, 1908.
  59. История русской экономической мысли. М., т. 1−3, 1958
  60. Л. Очерки макроэкономического планирования. М.: Прогресс, 1982.
  61. В.В. Инфляционный сдвиг налоговой ставки на кривой Лаффэра («Экономика и технология: межвузовский сборник научных трудов». М., 1994).
  62. П. Как восстановить платежеспособность российских предпри-ятий?//Российский экономический журнал. 1998. — № 4.
  63. В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономика/Финансы. 1998. — № 8. — С.23−26.
  64. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег /Избранные произведения /Пер. с англ. М.: Экономика, 1983. — 518 с.
  65. Н.М. Налоговое регулирование иностранных инвестиций//Финансы.- 1998. № 8. — С.27−29.
  66. А. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики.- М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993.
  67. Коломиец A. J1. Об основных положениях определения налоговой нагрузки регионов Российской Федерации//Налоговый вестник. 2000. — № 4. — С.8−10.
  68. A.JI., Новикова А. И. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе//Налоговый вестник. 2000. — № 3. — С.5−8.
  69. Е. 190 лет Министерству финансов России: значение исторического опыта//Министерству финансов России 190 лет. Специальное приложение к журналу «Финансы», 1993.
  70. С.П. Проблемные вопросы практики налогообложения//Финансы. -1999.-№ 4.-С.27−29.
  71. И.Ю. Льготы по налогу на прибыль, проблемы и пути их реше-ния//Финансы. 1998. -№ 11.- С.24−26.
  72. Р. Фирма, рынок, право: Пер. с англ. М.: Дело, при участии изд-ва «Catallaxy», 1993.- 192 с.
  73. И.А. Налоговая реформа в США//Финансы СССР. 1987. — № 9. С. 65.
  74. И.А. Налоговые реформы 80-х годов в США: социально-экономический аспект. М.: НИФИ, 1989. — С.4.
  75. С., Яковлева Е. Законодательное обеспечение инвестиционной дея-тельности//Российский экономический журнал. 1997. — № 11−12. — С.32−33.
  76. К. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы//Вопросы экономики. 1998. — № 10. -С.139−142.
  77. В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуа-ции//Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С.32−33.
  78. В. Пределы экономики//Леонтьев В. Избранные статьи. СПб.: Издательство газеты «Невское время», 1994. С. 133−145.
  79. В. Экономические эссе. Теории исследования, факты и политика. /Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  80. А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: МП ТПО «Квадрат», 1991.
  81. А. Налоговая составляющая экономической безопасности Рос-сии//Российский экономический журнал. 1998. — № 5. — С. 17−27.
  82. Д. Избранные философские произведения. М., 1960.
  83. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1992.
  84. Мак-Кул ох Д. О начале, успехах, особенных предметах и важности политической экономии. М., 1834.
  85. ЮО.Малахов С. А. Когда необходимо вмешаться государству7//ЭКО. 1998. — № 9. — С.123−136.
  86. Т. Опыт о законе народонаселения. СПБ, 1868.
  87. Ю2.Манько А. В. Налоговая политика в царской России//Банковское дело. 1996. — № 12. — С.38−40.
  88. А. Принципы политической экономии/ Пер. с англ. Р. И. Столнера. Под ред. С. М. Никитина. М.: Прогресс, 1983.
  89. Ю4.Марьяхин Г. Л. Очерки истории налогов с населения в СССР. М.: Финансы, 1964. — 252 с.
  90. Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая мен-тальность. /Пер. с англ. М.: Дело, 1993. — 240 с.
  91. Юб.Миллер О. Теория предложения и налоговая политика в США//Мировая экономика и международные отношения. 1989. — № 7. — С.30.
  92. Дж. С. Основы политической экономии. В 3-х т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. — Т. 3. — 448 с.
  93. Ю8.Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  94. Ю9.Мухетдинов Н. Инвестиционный процесс (материалы к спецкурсу у/Российский экономический журнал. 1997. — № 2. — С.79−80.
  95. ПО.Налоги и налоговое право. Учебное пособие. /Под ред. А. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997.
  96. Налоги. Учебное пособие. /Под ред. Д. Черника. М.: Финансы и статистика, 1996.
  97. С., Глазова Е., Степанова М. Косвенные налоги: опыт развитых стран//Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 2. — С. 1523.
  98. З.Никольский Д. Современные вопросы кредитно-денежной политики //Диалог. 1998. — № 5. — С.24−28.
  99. Л.П. Местные бюджеты капиталистических государств. М.: Финансы, 1972. — 152 с.
  100. Л.П., Лазарев А. С. Платежи за пользование лесным фондом// Финансы. 1997. — № 9.
  101. В.Г. К созданию действенного налогового механизма//Российский экономический журнал. 1992. — № 7.
  102. В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Книжный мир, 1999. — 440 с.
  103. В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе//Финансы. -1998. -№ 11. С. 18−23.
  104. В. Роль государства в современной экономической систе-ме//Вопросы экономики. 1993. -№ 11.- С.33−41.
  105. А.Б., Мельник А. Д. Перспективы расширения налоговой ба-зы//Налоговый вестник. 2000. — № 8. — С.3−8.
  106. А.Б., Саакян Р. А., Новикова А. И., Мельник А. Д. О налоговом паспорте субъектов Российской Федерации/УНалоговый вестник. 1999. — № 12. -С.4−12.
  107. И.А. Налоги на Кубани. Краснодар: Сов. Кубань, 1997. — 432 с.
  108. И.А. Налогообложение в России. Справочно-методическое пособие. М.: «Контур», 1998. — 608 с.
  109. И.А. О налогах с предприятий на территории РСФСР. Часть 1. -Краснодар: Изд-во ВХО им. Менделеева, 1991.
  110. И.А. О налогах с предприятий на территории РСФСР Часть 2. -Краснодар: Изд-во ВХО им. Менделеева, 1991.
  111. И.А. Местные налоги. Краснодар: Изд-во «Советская Кубань», 1994.
  112. И.А. Налоговая система России: взгляд изнутри. Краснодар: Изд-во «Советская Кубань», 1995.
  113. И.А. Плата при пользовании природными ресурсами. Краснодар: Изд-во «Советская Кубань», 1996.
  114. И.А. Чтобы не делать ошибок. Краснодар: Изд-во «Советская Кубань», 1996.
  115. И.А. О налогообложении имущества предприятий. Краснодар: Изд-во «Советская Кубань», 1997.
  116. И.А. Налогообложение прибыли предприятий и организа-ций//Налоговый вестник. 1998. — №№ 4,5.
  117. И.А. Единый налог на вмененный доход — явление позитив-Ное//Российский налоговый курьер. 1999. — № 8.
  118. И.А. Налоговая система России: проблемы и перспективы развития. Тезисы докладов I Всекубанской научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во НПК «АЯКС», 1999.
  119. И.А. Морские порты Краснодарского края: проблемы уплаты НДС//Консультант. 1999. — № 22.
  120. И.А. Формирование налоговой базы регионов в переходный пери-од//Налоговый вестник. 2000. — № 7.
  121. И.А. Налоговое администрирование//Налоговый вестник. 2000. -№ 10.
  122. И.А. Методы и формы налогового администрирования//Налоговый вестник. 2000. -№ 11.
  123. И.А. Современная налоговая система России и пути ее реформиро-вания//Налоговые известия Кубани 2001. — № 1.
  124. И.А. Расширять налоговую базу, ликвидировать задолжен-ность//Финансы. 2001. — № 1.
  125. Ю. Налоговый кодекс РФ и реформа финансово-кредитной системы: упорядочение фискальных отношений или ослабление налогового бреме-ни?//Российский экономический журнал. 1998. — № 4.
  126. А. Экономическая теория благосостояния. В 2-х т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. Т. 1. 512 с.
  127. ПиндайкР., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 1992. — 505 с.
  128. К.Н. Очерки истории бюджета советского государства. М.: Гос-финиздат, 451 с.
  129. Н.А. Налоги с предприятий и методы их минимизации в западных странах//Финансы. 1999. — № 2. — С.29−33.
  130. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под. ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  131. В. О некоторых вопросах налоговой политики//Налоговый вестник. 1995. -№ 7.
  132. Проект налогового паспорта региона//Налоговый вестник. 1999. — № 12.
  133. В. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
  134. Реформа денежного обращения в России. /Доклады и прения в 3 отделении Императорского вольного экономического общества/. СПб.: типография В. Денакова, 1896. 263 с.
  135. Д. Начала политической экономии и налогового обложения /пер. с англ. -М.: Госполитиздат, 1955.
  136. ., Мамонтова Т. О мерах по обеспечению своевременности выплаты предприятиями заработной платы//Российский экономический журнал. 1998. -Ко 4.
  137. И.Г. Международные налоговые отношения СССР с развитыми капиталистическими странами//Финансы СССР. 1988. — с.63.
  138. .Ж. Сочинения. К., 1904.
  139. Р.А., Ананьева Г. И. О некоторых аспектах налоговой нагрузки экономики и прогнозе поступления налогов в 2000 году//Налоговый Вестник. -2000. № 4. — С.4−7.
  140. Т., Керне К. Аналитическое планирование. М.: Радио и связь, 1991.
  141. П. Экономика. В 2-х т.: Пер. с англ. М.: МГП «Алгон» ВНИИ-СИ, 1992. -Т.1. 334 с.
  142. Э., Стурм Р. Этюды по теории обложения. СПб., 1908. 103 с.
  143. . Основные теории современной экономической мысли/пер. с англ. М.: Прогресс, 1968. — 600 с.
  144. Сенокосов J1.H., Петрунин В. В. Система экологических фондов и экологических платежей в России//Финансы. 1998. — № 2. — С.39−41.
  145. Н.И. Сравнительный анализ налога на прибыль в Российской Федерации и в индустриально развитых странах//Финансы. 1998. — № 10. — С. 1922.
  146. С. Де Новые начала политической экономии или о богатстве в его отношении к народонаселению. М., 1937.
  147. А. Налогообложение: модели оптимизации//Экономист. 1998. — № 2. — С.68−76.
  148. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соц-экгиз, 1962. — 588 с.
  149. Современное состояние государственных финансов капиталистических стран: проблемы бюджетного и налогового регулирования Российской Федерации. Сборник АН СССР ИНИОН. М., 1982. — 200 с.
  150. М. Все о подоходном налоге. Документы и комментарии//Налоговый вестник. 1997.
  151. А. Теория налогов. М., 1928.
  152. Н.Г. Налоговая политика советского государства в доколхозный период. Куйбышев, 1981. — 88 с.
  153. Г. П. Государственные финансы в современном капиталистическом воспроизводстве. М.: Финансы, 1974.
  154. С. Налогообложение в США и Германии//Аудитор. 1999. — № 4. -С.47−49.
  155. Д. Проекты и реальность//Налоги. 1999. — № 3. — С.3−8.
  156. В. Местные финансы. М., 1927.
  157. В. Новейшие финансовые проблемы. (1914−1923). П., 1923.
  158. В. О реформе прямых налогов в России. М., 1916.
  159. В. Финансовые очерки. М., 1916. — С.49.
  160. Н.Б. Теория реформирования налоговой системы в рыночной экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Саратов, 1999. — 34 с.
  161. Теория государства и права. Курс лекций. /Под ред. М. Матузова, А. Маль-ко. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995.
  162. Теория государства и права. Учебник. /Под ред. В. Корельского, В. Перева-лова. Екатеринбург, 1996.
  163. Я. Пересмотр международного порядка: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.-416 с.
  164. А.В. Налогообложение доходов инвесторов паевых инвестиционных фондов//Финансы. 1998. — № 2. — С.31−34.
  165. А. Налоги как орудие экономической политики. Баку, 1925. — С.32.
  166. Труды Комиссии для пересмотра системы податей и сборов. Сборник. -СПб., 1866. т. 1.
  167. Н. Опыт теории налогов. М., 1937. — С.11.
  168. В.М. Современный капитализм и налоги. Киев: Выща школа, 1987.- 111 с.
  169. А. Экономические законы в XXI веке//Диалог. 1998. — № 6. — С.41−43.
  170. Финансовое право. Учебник. /Под ред. Н. Химичевой. М.: Изд-во БЕК, 1995.
  171. Финансовое право. Учебник. /Под ред. О. Горбуновой. М.: Юрист, 1996.
  172. Финансы и кредит. Учебник. /Под ред. А. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994.
  173. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. /Пер. с англ. 2-го изд. М.: Дело, 1993. — 864 с.
  174. М. Хозяева своей судьбы//Фридман М. и Хайек Ф. О свободе. Минск, 1990. 127 с. 203 .Фридман М. Количественная теория денег. М., 1996.
  175. Ф. Дорога к рабству. /Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. — 176 с.
  176. Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959.
  177. Ф. Тенденции и принципы «геофискальной» политики//Налоги. -1999. -№ 2.
  178. П. Экономический образ мышления. /Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. М.: Дело, при участии изд-ва «Catallaxy», 1992. — 704 с.
  179. JI.B. Основы государственного хозяйства. Курс финансовой науки (изд. 4-е, переработанное и дополненное). СПб.: Типография Ю. Эрлих, 1913. — 580 с.
  180. С. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР. М.: Го-сюриздат, 1955.2Ю.Черник Д. Г., Морозов В. П., Лобанов А. В. Технология налогового контро-ля//Налоговый вестник. 2000. — № 5, 6.
  181. К.Я. Финансы развивающихся государств. М., 1965. — 292 с.
  182. Р.А. Специальная пошлина как средство защиты экономических интересов России//Финансы. 1998. — № 10. — С.23−25.
  183. З.Ширяева Л., Мамедова Н. Неоклассическая модель государственного регулирования рыночных отношений//Российский экономический журнал. 1992. — № 4. С.104−108.
  184. С., Голд Б., Сезан Ю. Система показателей эффективности производства. М.: Экономика, 1980. — С.64−66.
  185. К. Эффективная экономика шведская модель. /Пер. со шведского. -М.: Экономика, 1991.
  186. Экономика. Учебник. /Под ред. А. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 1994.
  187. Л. Основы экономического порядка не полицейские мерыЮрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. — М.: Руссико: Ордынка, 1993. — С.29−33.
  188. Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 1998. — 429 с.
  189. В.Ф. О некоторых вопросах применения части первой ГК РФ арбитражными судами//Вестник ВАС РФ. 1995. — № 5.371
Заполнить форму текущей работой