Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономика переселенческой политики России: XVIII — XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Российское государство на протяжении многих веков вынуждено было проводить политику, направленную на присоединение новых территорий, а на вновь присоединенных территориях организовывать процесс колонизации. Такая жесткая необходимость была связана, в первую очередь, с экономическим развитием государства. Совокупный прибавочный продукт, хотя и медленно, увеличивался практически почти… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История развития государственной миграционной 6 политики России
    • 1. 1. Миграция населения как объект научного исследования
    • 1. 2. Исследования миграции населения в XIX — в начале XXI вв
    • 1. 3. Теоретические разработки проблем миграционной политики
      • 1. 3. 1. Миграционная политика России
      • 1. 3. 2. Миграционная политика СССР
      • 1. 3. 3. Миграционная политика России (1990-ые годы XX в и 41 начало XXI в.)
  • Глава II. Механизмы и инструменты реализации 49 государственной миграционной политики
    • 2. 1. Меры государственной миграционной политики II половины 53 XVIII века в России
    • 2. 2. Меры государственной миграционной политики периода 69 проведения реформ 1906−1914 гг
    • 2. 3. Анализ эффективность экономических мер государственной 105 миграционной политики
  • Глава III. Государственная миграционная политика 1990-ых 108 годов XX века
    • 3. 1. Основные направления миграционной политики
    • 3. 2. Классификация мер миграционной политики
    • 3. 3. Анализ эффективности мер государственной миграционной 126 политики

Экономика переселенческой политики России: XVIII — XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российское государство на протяжении многих веков вынуждено было проводить политику, направленную на присоединение новых территорий, а на вновь присоединенных территориях организовывать процесс колонизации. Такая жесткая необходимость была связана, в первую очередь, с экономическим развитием государства. Совокупный прибавочный продукт, хотя и медленно, увеличивался практически почти целиком за счёт роста численности рабочих рук, то есть за счёт прироста земледельческого населения и освоения новых пространств, при экстенсивном характере земледелия [34, с.661]. Следовательно, для получения экономической выгоды, необходимо было в короткие сроки осваивать земли и вводить их в сельскохозяйственный оборот. Поэтому проблемы освоения и заселения этих территорий становились вопросами миграционной политики государства на протяжении многих веков его развития.

На различных исторических отрезках времени для России были характерны различные экономические уклады, которые определяли ресурсные возможности. Так, например, длительный период господства общественной собственности на средства производства породил новые возможности и адекватные инструменты, и механизмы государственной миграционной политики. Но они оказались не применимы в условиях возврата к частной собственности и функционирования экономики по рыночным законам. Современная миграционная политика России может строиться по моделям, используемым в достаточно отдалённы от нас по времени периодах, но этот опыт не должен быть утрачен.

Различные варианты использования имеющихся ресурсов для реализации миграционной политики, определяли степень её эффективности.

Имея богатый исторический опыт проведения политики расселения, которая в определённые периоды была достаточно продуктивной, нельзя не воспользоваться им в современной ситуации. Поиски наиболее адекватных для современной социально-экономической ситуации инструментов и мер государственной миграционной политики заставляют обратиться к селекции того опыта, который был накоплен Россией за достаточно длительный период. Всё это и предопределило актуальность выбранной темы.

Цель нашего исследования заключается в выявлении возможных мер проведения эффективной государственной миграционной политики в Российской Федерации на основе анализа исторического опыта.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования, которые могут быть сформулированы следующим образом:

— провести анализ методов государственной миграционной политики Российской империи в различные исторические периоды;

— разработать классификацию различных методов и инструментов государственной миграционной политики России;

— провести анализ эффективности государственной миграционной политики Российской Федерации в 1990;ые годы XX века;

— осуществить сравнительную оценку эффективности проведения государственной миграционной политики России;

— предложить конкретные меры по улучшению эффективности проведения государственной миграционной политики, нацеленной на привлечение и приживаемость мигрантов в Российской Федерации.

Объектом исследования в нашей работе являются миграционные процессы, происходящие в России на протяжении XVIII — XX веков.

Предметом исследования — механизмы проведения государственной миграционной политики в сфере привлечения и интеграции мигрантов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных исследователей в области миграции, экономики, демографии, истории, таких как: Беркенгейм A.M., Брук С. И., Вощинин В. П., Гурвич И. А., Исаев A.A., Кауфман A.A., Ямзин И. Л., Покшишевский В. В., Воробьёва О. Д., Зайончковская Ж. А., Заславская Т. И., Ионцев В. А., Кабузан В. М., Красинец Е. С., Моисеенко В. М., Мукомель В. И., Мкртчян Н. В., Переведенцев В. И., Орлова И. Б., Регент Т. М., Рыбаковский JI.JI., Рязанцев C.B., Топилин A.B., Тихонов В., Юдина Т. Н., Хомра А. У., Хорев Б. С. и другие.

Источниками информации послужили материалы государственных ведомств Российской империи (Канцелярии опекунства иностранных, Переселенческого Управления Главного управления землеустройства и земледелия), Федеральной миграционной службы Россиизаконодательные и нормативные акты Российской Империи и Российской Федерацииисторические исследованияданные государственной статистики, обследования проведённые ФМС России.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы можно использовать для дальнейшей разработки концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Практическое значение работы заключается в возможности применения ее результатов в выработке конкретных мер управления миграционными процессами в Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертационного исследования апробировались на международной научно-практической конференции Научного Совета «Проблемы демографии, миграции и трудовых ресурсов» РАН. Основное содержание исследования изложено в 3 печатных работах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение

.

Богатый российский исторический опыт проведения государственной миграционной политики и сохранившиеся документы об использовании экономических инструментов для её реализации, позволил осуществить исследование действенности или эффективности прилагаемых государством усилий для достижения поставленных целей.

В результате проведённых исследований можно сделать следующие выводы:

1. На каждом историческом этапе проведения государственной миграционной политики России во второй половине XVIII века и в начале XX, применяемые меры и инструменты воздействия на миграционное поведение населения исходят из целей и задач, которые стоят перед государством в данном направлении, а также из реальных экономических возможностей государства, миграционного потенциала населения (внутреннего и внешнего) и рычагов воздействия, которыми располагает государство (экономических, административных, правовых и т. д.).

2 Основными инструментами воздействия на миграционное поведение населения были на первых рассматриваемых исторических отрезках материальная поддержка в натуральной форме (выделение земли на ведения сельского хозяйства, строительство фабрик, заводовпредоставление квартир для первоначального обустройстваотпуск леса на строительствооказание медицинской, продовольственной, ветеринарной, агрономической помощи, строительство дорог, проведение гидротехнических и межевых работ, помощь в предоставлении высшего образования, содержание детей-сирот переселенцев, организация работы товарно-продовольственных и лесных складов), финансовые выплаты в денежной форме (выделение денежных средств на проезд до места постоянного вселения и на продовольствие, выделение ссуд (кредитов) на ведение сельского хозяйства, развитие ремёсел и промышленности в местах вселенияпредоставление путевых ссуд, ссуд на хозяйственное обустройство, ссуды на общеполезные надобности, в исключительных случаях выделяли безвозвратные ссуды), предоставления различного вида льгот (освобождение от пограничных, торговых пошлин, освобождение от пошлин на покупку дворов богатыми колонистами, льготы по выплатам налоговльготы по финансовым обязательствам переселенцев, льготы по выплатам налогов, земских и мирских повинностей, льготный тариф для проезда переселенцев к месту вселения), правовые и административные рычаги (предоставления особого статуса, освобождение или отсрочка в исполнении воинской повинностисоздание институциональной структуры, отвечающей за проведение государственной миграционной политики: Канцелярия опекунства иностранных (1763 г.) и Переселенческое управление в составе ГУЗиЗ (1905г.)).

3. Основная «ставка» при проведении колонизационной, переселенческой политики России периода правления Екатерины II (17 621 796 гг.) делалась на привлечение внешних мигрантов европейских народов (немцы, сербы, молдаване), однако внутренний миграционный потенциал также был использован.

4. Благодаря мерам миграционной политики, в период правления Екатерины II переселилось 655, 6 тысяч человек, что существенно больше чем за предыдущий период учета переселенцев (с 1740 по 1662годы — 438 тысяч). В начале XX века в Сибирь и Среднюю Азию переселилось 1.654.394 человек. Переселенцы переезжали и оседали на Дальнем Востоке, Кавказе, Европейском Севере.

5. Основной и наиболее острой проблемой периода 1906 по 1914 года была аграрная проблема: малоземелье в Европейской части России, правовые и имущественные ограничения крестьянского населения, существование общины. Для решения этой проблемы правительство проводило аграрную реформу. Её целью было формирование в деревне независимых крестьянских собственников, которые бы стали опорой государства на местах. В рамках аграрной реформы проводились изменения в политике переселения крестьянского населения на окраины государства, поскольку она приобрела важнейшее государственное значение, в связи с новыми целями государственной миграционной политики: охрана границ, экономическое развитие окраин государства и вовлечение их в общий хозяйственный оборот страны, смягчение проблемы малоземелья в Европейской России.

6. Статистические данные показывают, что в течение 1897−1916 годов на окраины государства переселилось долее 5,2 млн. человек. В этот период продолжалось освоение и заселение территорий Европейской России и Кавказа. В Сибирь и на Дальний Восток, в Казахстан и Среднюю Азию переселилось около 76,1% (или ¾) общего числа новосёлов.

Одновременно в 1897—1916 годах происходит эмиграция жителей западных губерний России, преимущественно в США 2424,2 тыс. Приток иммигрантов в Россию в конце XIX века снижается до 465 тысяч человек за 1891 — 1900 гг., но в начале XX ситуация меняется и за период с 1901 по 1915 — 1251тыс. человек переезжает в империю.

В конце XIX века чётко прослеживается тенденция, которая полностью проявляется в начале XX века. Возрастает доля иммигрантов прибывших в Россию из азиатских стран, прежде всего из Персии и Турции, и снижается из европейских стран.

В целом же, в миграционных потоках начала XX века, преобладали потоки внутренних мигрантов, переселяющихся на окраины страны. По данным Статистического Ежегодника России в Сибирь и Среднюю Азию переселилось за 1906;1914 года 567.580 семей или 1,654.394 душ, из них 352.082 семьи или 1.012.303 душ — в Сибирь и 215.498 семей или 642.091 душ в Среднюю Азию. Переселенцы водворялись и на Дальнем Востоке,.

Кавказе, Европейском Севере, но точных цифр о количестве водворенных нет.

7. Специфическими инструментами реализации государственной миграционной политики в этот период являлись: выделение земли переселенцам в виде отрубов и хуторовпродажи земли богатым переселенцам в наиболее удобных для хозяйственного освоения переселенческих районахпредоставление переселенческим обществам ссуд на общественные надобностираспространение системы мер помощи переселенцам на отставных военных в полном объёме и на самовольных переселенцев с ограничениями.

8. Все инструменты, методы, механизмы, используемые для реализации государственной миграционной политики и для достижения поставленных на каждом историческом отрезке времени целей можно систематизировать следующим образом:

— экономические меры, в которые входят материальная поддержка в натуральной форме, финансовые выплаты в денежной форме, налоговые и другие экономические льготы;

— правовые меры, в которые входят нормы внутреннего пра-ва (предоставление особого правового статуса), нормы международного права (межгосударственные взаимные обязательства о поддержке мигрантов), административные и организационные меры.

9. В 1990;ые годы XX века в связи с обострившейся миграционной ситуацией, как следствие социально-экономических и политических преобразований в России, возникла необходимость регулирования миграционных процессов с использованием новых рыночных механизмов. С 1992 года в России разрабатывается государственная миграционная политика, актуальная для сложившейся ситуации, и вырабатываются адекватные ей инструменты реализации.

10. Основными механизмами и инструментами в этот период являются следующие виды помощи: материальная поддержка в натуральной форме (создание рабочих мест для вынужденных переселенцевоказание бесплатной медицинской и лекарственной помощифинансирование строительства (приобретения жилья) и инфраструктуры для вынужденных переселенцевприём и содержание беженцев и вынужденных переселенцев в ЦВР и ПППсоздание в 19 992 000 годах резервного фонда продовольственных и непродовольственных товаров) — прямые финансовые выплаты в денежной форме (предоставление малообеспеченным лицам из числа вынужденных переселенцев, получивших свидетельство о регистрации ходатайства, бесплатного проезда и провоза багажаединовременного денежного пособия на каждого члена семьи вынужденного переселенцавыплата компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в вооружённом конфликте в Чеченской Республике и покинувших её безвозвратнопредоставление долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья).

В этот период государство минимально использовало такой инструмент миграционной политики как предоставление налоговых льгот, льгот по финансовым обязательствам и т. п.

К правовым мерам поддержки вынужденных переселенцев относится предоставление особого статуса вынужденного переселенца на определённых условиях, международные обязательства стран.

К организационным мерам мы относим создание институциональной структуры, которая непосредственно проводила миграционную политику государства: Федеральной миграционной службы России (1992 год).

11. Анализ смет Переселенческого управления ГУЗиЗ и бюджета Федеральной миграционной программы, показывает, что бюджет.

Переселенческого управления в гораздо большей степени ориентирован на оказание поддержки переселенцам в обустройстве на новом месте жительства, чем бюджет Федеральной миграционной программы.

12. Исходя из исторического опыта применения мер государственной миграционной политики, были разработаны предложения по их использованию в современной государственной миграционной политике: расширить систему льгот по срокам и видам налогов, взимаемых с частных лиц и предпринимателеймигрантов, организующих производствоввести скидки на пошлины для ввоза личного имущества и капиталовразработать широкую систему беспроцентных ссуд и кредитов, в том числе, на общественные нужды и создание социальной инфраструктуры обществам переселенцев, желающих поселиться совместно и вести сельское хозяйство, и включить их в программу кредитования аграрного секторарасширять рабочие места в соответствии с квалификацией переселенцев в регионах их преимущественного расселения, или организовывать их переквалификациювыделять квоты в средних общих и профессиональных учебных заведениях и ВУЗах для обучения детей переселенцев за счёт средств государственного бюджетапредоставлять в упрощенном порядке вид на жительство.

Исходя из особенностей современного периода, были предложены меры социально-экономического характера, направленные на повышение миграционной привлекательности регионов и приживаемости новосёлов: создание необходимой инфраструктуры в местах расселения мигрантов и обеспечение свободного доступа к нейобеспечение жильём и занятости привлекаемого населения, исходя из условий мест вселениясокращение теневых сфер приложения труда, минимизация нелегальной трудовой миграции, расширение предоставления образовательных услуг для иммигрантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азиатская Россия, т. 1. Спб., 1914.
  2. Л.Б. К вопросу о переселенческой политике царизма в период столыпинской аграрной реформы. / Сборник научно исследовательских работ кафедры общественных наук Томск, 1968.
  3. Большая Советская Энциклопедия. Третье издание т. 15. М., 1974.
  4. Большая Советская Энциклопедия. Третье издание, т. 17. М., 1975.
  5. С.И., Кабузап В. М. Динамика и этнический состав населения России в эпоху империализма (конец 19 в. -1917). // История СССР. М., № 3, 1980.
  6. С.И., Кабузап В. М. Миграция населения в России в XVIII- начале XX века. // Вопросы истории М., № 4, 1984.
  7. А.А. Немцы в России. Очерки истории развития и настоящего положения немецких колоний на юге и востоке России. Спб., 1893.
  8. Я.Е. Население России за 400 лет (ХУ1-начале XX веков). М., 1973.
  9. Воробьёва О. Д Методологические проблемы разработки и реализации государственной миграционной политики. // Экономическая наука современной России М., № 4,2005.
  10. Ю.Воробьева О. Д. Миграционная политика. / Миграция населения. Вып. 6. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001.11 .Государственной роспись доходов и расходов за 1906 1914 гг. Спб, 1905−1913.
  11. И.Гурвич И. А. Переселение крестьян в Сибирь. М., 1889.
  12. Демографический ежегодник России. 2005 год. Статистический сборник. М., 2005.
  13. М.Демографический ежегодник России. 2006 год. Статистический сборник. М., 2006.
  14. Демографический понятийный словарь. / Под ред. Л. Л. Рыбаковского М., 2003.
  15. М.Б. Факторы межрегиональной миграции в России: соответствия положениям экономической теории. / Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения в России и их экономическое значение. М., Спб., 1994.
  16. П.Ежегодник России за 1911 г. Спб., 1912 г.
  17. .А. Рынок труда как регулятор миграционных потоков. / Миграция и рынки труда в постсоветской России. Под ред Г. С. Витковской М.:, 1998.
  18. Законодательство Екатерины II. М., 2000.
  19. Записка Председателя Совета Министров и Главноуправляющего землеустройством и земледелием о поездке в Сибирь и Поволжье в 1910 году. Спб., 1910.
  20. Записки Императрицы. М., 1989.
  21. В.А. Международная миграция. / Миграция населения. Вып. 3. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001.
  22. А.А. Переселенческое дело с начала 80-х годов. Спб., 1895.
  23. Исторический опыт регулирования миграции населения в России. / Под ред. Л. Л. Рыбаковского М., 1994.
  24. Итоги переселенческого движения за время с 1896 по 1909 (включительно). Спб., 1910.
  25. Итоги переселенческого движения за время с 1910 по 1914 (включительно). Спб., 1915.
  26. В.М. Эмиграция и реэмиграция в России в ХУШ-н. XX века. М., 1998.
  27. Кауфман А. А Переселение и колонизация. Спб., 1905.3.Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. М., 1994.
  28. Международные договоры РФ по вопросам миграции (часть первая). Сборник документов. Вып. 1 М., 2004.
  29. А9.Покшишевский В. В. Население и география М., 1978.
  30. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание I. т. XXI. Спб., 1830.
  31. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание I. т. XXII. Спб., 1830.
  32. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание 3-е. т. 25. Спб., 1905.
  33. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание 3-е. т. 32. Пг., 1915.
  34. И. Современные миграционные исследования: в поисках новых теорий и концепций. / Международная миграция: Каир+10. Вып. 12. М., 2004.
  35. Рыбаковский JI. J1. Региональный анализ миграций. М., 1973.
  36. C.B. Демографический и миграционный профиль Северного Кавказа. // Народонаселение, № 2,2003.
  37. Сборник узаконений и распоряжений Правительства, касающихся крестьянского землеустройства и землепользования. Спб., 1907.
  38. Свод законов, т. 9. Особое приложение, кн. 8, по Продолжению 1912 года Спб., 1912.
  39. С.М. Аграрная реформа Столыпина. Документы М., 1973.
  40. Смета доходов, расходов и специальных средств Переселенческого управления ГУЗиЗ 1906−1914гг. Спб., 1907−1915.
  41. И. Переселенческая политика царизма в период столыпинской аграрной реформы. / Сибирь в эпоху капитализма. Вып. 3. Новосибирск, 1967.
  42. Статистический Ежегодник России за 1912 г. Спб., 1913.
  43. Статистический Ежегодник России за 1913 г. Спб., 1914.
  44. Статистический ежегодник России. 1915 г. Пг., 1916.
  45. Теория и практика исследования. / Миграция населения. Вып. 1. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001.вв.Хомра А. У. Миграция населения: вопросы теории, методики исследования. М., 1979.
  46. ЛХорее Б.С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. М., 1978.
  47. Г. И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке. М., 2000.
  48. Юридический справочник мигранта. М., 2002.
  49. И.Л., Вощинин В. П. Учение о колонизации и переселениях. М.-Л., 1926.
Заполнить форму текущей работой