Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная безопасность России в парадигме современных модернизационных процессов: Концептуально-методологический подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все составляющие национальной безопасности, в конечном счете, направлены на стабилизацию и укрепление социальной безопасности, однако далеко не совпадают по сущностным параметрам с нею. В последние годы все четче проявляется в науке тенденция рассматривать социальную безопасность как более или менее самостоятельный социальный и социологический феномен, обладающий собственным объектом, одной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 1. 1. Социальная безопасность в парадигме глобальных, национальных и государственных интересов
    • 1. 2. Социальная безопасность как приобретенный сегмент национальной безопасности
    • 1. 3. Концептуальная сущность социальных угроз и опасностей
  • ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 2. 1. Гражданское общество как форма согласования интересов различных социальных слоев, групп и индивидов
    • 2. 2. Социальное государство — путь к созданию условий для безопасного развития общества
    • 2. 3. Социальная безопасность и социальный менеджмент
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная безопасность России в парадигме современных модернизационных процессов: Концептуально-методологический подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в науке и политике преодолен узкий и упрощенный взгляд на безопасность только как на выявление, предупреждение, устранение и отражение военных опасностей. Существует более или менее общепризнанная концепция того, что безопасность человека и общества имеет, помимо военной, политическую, экономическую, социальную, экологическую, научно-техническую, информационную и другие составляющие. В этом категориально-понятийном ряду социальная безопасность актуализируется тем обстоятельством, что ее меры направлены непосредственно на человека, на защиту его насущных материальных, духовных и других жизненных интересов.

Научный анализ социальной безопасности России актуален тем более, что в последние годы она подвержена тяжелым испытаниям в ходе реформационных процессов. В результате их существенно расширился спектр и многообразие внутренних и внешних угроз государству, обществу, человеку. Переживаемый кризис управления, деградация экономики, антагонизация социальной структуры, резкое снижение жизненного уровня большинства граждан, отчуждение народа от собственности и власти создают обширный очаг напряженности в обществе.

Актуальность работы обуславливается также сохранением, а в некоторых случаях и усилением опасности для российского общества тенденций социально-экономического развития: преимущественно сырьевого характера производства и экспортапроблематичности возврата старых и нарастания новых внешних долговнеустойчивости политической властисползания к авторитаризму и олигархиииспользовании вооруженных сил во внутриполитической борьберазрушения традиционной системы ценностейрезкого социального 4 расслоения обществанизких показателей уровня и качества жизникриминализации социумасепаратизма и межэтнических противоречий и т. д.

Необходимость всестороннего научного исследования проблем социальной безопасности в новых социологических парадигмах диктуется и переходом общественной жизни от определенной идеологической одномерности и узости представлений о путях социально-экономического развития России к более всеобъемлющему пониманию современных социальных процессов на макро и микроуровнях.

Состояние научной разработанности проблемы. В поле зрения ученых проблемы социальной безопасности попадают в связи с теоретическим осмыслением основ гражданского общества в эпоху Ренессанса и Просвещения (Н.Макиавелли, ДжЛокк, Ж.-Ж.Руссо, А. Смит). Благодаря трудам А. де Токвиля, Г. В. Ф. Гегеля, других мыслителей, к середине XIX века сформировались базисные принципы гражданского общества: автономия и свобода личностидоговор как основа формирования общественных отношенийсобственность как условие свободного заключения договора и личной, и социальной свободы вообщеобщественное мнение как внегосударственный механизм регулирования социальных отношений и т. д.

В России идеи гражданского общества и принципы социальной безопасности стали утверждаться сравнительно недавно, где-то с конца XIX века. Теоретическое их осмысление связано с такими именами, как Б. Н. Чичерин, П. Н. Новгородцев, И. А. Ильин, С. Л. Франк, П. А. Сбронин и др.

После Октябрьской революции 1927 г. в стране был уничтожен институт собственности и вмести с ним ликвидирован класс собственников. На протяжении почти всего XX века действовала методологическая установка на то, что в социалистическом государстве по 5 определению не может возникать внутренних социальных опасностей. Это во многом предопределило стихийно обвальный характер распада СССР.

Научный и общественно-политический интерес к проблемам социальной безопасности возродился в постсоветские времена, когда представления различных частей общества о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, нравственном и безнравственном получили конфронтационную направленность, в стране возникли многочисленные очаги общественного ожесточения, порождающие непосредственную угрозу как российскому социуму, так и самой государственной целостности.

В контексте диссертационного исследования различные аспекты социальной безопасности часто рассматриваются в научных работах общественно-политического характера.1.

Значительное место отводится и социальной безопасности в работах и документах, посвященным межгосударственным отношениям, 2 поиску Россией своего места на геополитической карте мира.3.

Так или иначе проблематика диссертации становится объектом исследования и научного анализа в публикациях о национальной.

1 Андрианова Г. В. Геополитические теории XX века. — М.: ИНИОН РАН, 1996; Жинкина И. Ю. Стратегия безопасности России: проблемы формирования понятийного аппарата. — М., 1995; Иванов В. Н. Россия: обретение будущего и размышления социолога. -М.: Союз, 1997.

2 Рыбиновский JI.JI. Россия и новое зарубежье. — М.: ИСПИ РАН, 1996; Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации и России. — М., 1996; Всеобъемлющая международная безопасность. Международные принципы и нормы: Справочник. — М.: Международные отношения, 1990; Востриков C.B. Кризисы в постсовеитском пространстве Азии и безопасность. — Смоленск, 1997; Ивапнов Л. Г. Коллективная безопасность СНГ: проблемы, перспективы //Безопасность. — 1993. — № 10.

3 Путь в XXI век / Руковод. Авт. Колл. Д. С. Львов. — М.: Экономика, 1999; Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. — М.: Славянский диалог, 1996; Боков Х. Х., Алексеев C.B. Российская идея и национальная идеология народов России. — М., 1996; Заславская Т. Российское общество на социальном изломе. — М., 1997; Владимиров А., Кочетов Э. Проблема поиска пути России в XXI веке: Некоторые концептуальные подходы. — М., 1996. 6 безопасности, составной частью которой является безопасность социальная.1.

Активно категориально понятийный аппарат социальной безопасности и те или иные ее стороны используются при анализе таких сегментальных частей национальной безопасности, как экономическая, 2 экологическая, 3 военная4 и другие.5.

Лобер В. Л. Национальная безопасность Российской Федерации //Проблемы реформирования России и современный мир: Сб. ст. II — М.: Луч, 1993; Манилов В. Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели. //Военная мысль, 1995. — № 9- Национальная безопасность России: Реальность и перспективы (материалы конференции). — М., 1996; Россия: опыт национально-государственной идеологии. — М.: МГУ, 1994; Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты, социальная и социально-политическая ситуация. — М.: Республика, 1997; Тенечин В. И. Социология национальной безопасности как «новая» парадигма социологического знания. //Безопасность. — 1995. — №№ 3−4- Яновский Р. Г. Национальная безопасность России. -М.: ИСПИ РАН, 1996.

2 Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России //Вестник Российской Академии наук. — 1997. — № 9- Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения //Вопросы экономики. — 1994. -№ 12- Богданов И. Россия: Экономика и безопасность. — М.: РАН, 1996; Глазьев С. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. — М., 1996; Карчаков Г. В. О состоянии и перспективах научных исследований по вопросам экономической безопасности //Экономическая безопасность страны: Таможенные методы и средства ее обеспечения. Тезисы докладов. — М., 1995.

3 Муравых А. И. Философия экономической безопасности. — М., 1997; Сосунова H.A. Социально-экономический мониторинг. — М.: РЭФИА, 1997; Турченко В. Н. Экологическая ситуация в России. — Новосибирск: СО РАН, 1997.

4 Яновский Р. Г. Военная политика России на пороге XXI века. — М.: Луч, 1993; Арбатов А. Военная реформа: доктрина, войска, финансы // Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 4- Гражданско-военные отношения в демократической обществе. — М.: ИСК РАН, 1996.

5 См., например: Бокань Ю. Гуманитарная революция. — М.: Мир для человека, 1997; Гончаренко Л. П. Проблемы экономической безопасности личности. — М., 1997; Даниленко И. С. Семья и безопасность // Безопасность. — 1993. — № 10- Кваша А. Демографическая безопасность России // Федерация. — 1997. — № 2- Куликов A.C. Криминальный террор: угроза безопасности государства // Системы безопасности, связи и коммуникаций. — 1997. — № 1 (март — апрель) — Лекарев C.B., Порк В. А. Бизнес и безопасность: Толковый терминологический словарь. — М., 1995; Мазуров В. А. Безопасность бизнеса в регионах // Системы безопасности, связи и коммуникаций. -1996. — № 4- Маркоменко В. Россия нуждается в информационной безопасности // Независимая газета. — 1997. — 14 августаПопова И. П. Маргинальность. — М.: Союз, 1996; Романов H.A. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. — М.: РАН, 1997; Шершнев Л. И. Наркотики против России // Безопасность. — 1993. — № 4- Щипков В. А. Информационная безопасность России // Безопасность. — 1997. — № 1−2- 7.

Все составляющие национальной безопасности, в конечном счете, направлены на стабилизацию и укрепление социальной безопасности, однако далеко не совпадают по сущностным параметрам с нею. В последние годы все четче проявляется в науке тенденция рассматривать социальную безопасность как более или менее самостоятельный социальный и социологический феномен, обладающий собственным объектом, одной ей присущими видовыми характеристиками. Современная социология активно вырабатывает соответствующую категориально-понятийную базу. В данной парадигме наибольший интерес представляют работы В. В. Серебрянникова, Р. Г. Яновского, некоторых других авторов.1 Проблемам социальной безопасности, правда, в увязке с другими видами национальной безопасности, посвящены первые диссертационные исследования.2.

Однако, несмотря на многообразие подходов к изучению социальной безопасности, мы вынуждены констатировать, что концептуальные и теоретические основы данного социального и социологического феномена переживают пока начальный этап своего формирования. Еще не существует общепринятого понятийного аппарата в области социальной безопасности. Сохраняется тенденция отождествления социальной безопасности с другими видами национальной безопасности. Это служит.

1 Яновский Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. — М.: Academia, 1999; Серебрянников В. В. Социальная безопасность России: концептуальный подход. -М., 1995; Силласте Г. Социально-политическая безопасность как составная часть общей концепции национальной безопасности // Безопасность. — 1995. — № 5−6- Социальное государство и защита прав человека. — М.: РАН, 1994; Социальная и духовная безопасность Росси. — М.: МГУ, 1995; Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность Росии. — М., 1996.

2 Кутахов Ю. Л. Социально-экономические аспекты безопасности личности: Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. социол. наук. —М., 1996; Левашов В. К. Социально-политические аспекты концепции устойчивого развития (на примере России 90-х годов): Диссерт. в виде анучного доклада на соискание ученой степени докт. социол. наук. —М., 1997; Ярошинская A.A. Ядерная безопасность: философско-методологические и социальные аспекты: Диссерт. в виде анучного доклада на соискание ученой степени канд. философ, наук. —М., 1997. 8 нередко основой для упрощенных выводов при анализе современно социально-политической ситуации в России, затрудняет поиск эффективных механизмов регулирования общественных процессов.

Цель диссертационного исследования заключается в концептуальном научном раскрытии феномена социальной безопасности, в определении основных тенденций в ее стабилизации и укреплении, способов ее оптимизации.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие исследовательско-аналитические задачи:

• дать адекватную дефиницию социальной безопасности, всесторонне раскрыть категории и понятия, которые отражают ее структуру и содержание;

• показать современное состояние социальной безопасности России, основные национальные и глобальные тенденции ее эволюции;

• раскрыть причины для конституирования социальной безопасности: потребность индивидуумов, социальных групп, государств, мирового сообщества в системе безопасности для самосохранения и саморазвитиянарастание многофакторной уязвленности людей и жизненно важных объектовпоявление широкого круга чрезвычайных опасностей, для устранения которых необходима система безопасностипотребность в правовом закреплении общественно значимых параметров социальной безопасности как автономного вида национальной безопасности;

• проанализировать взаимосвязь социальных интересов и социальных угроз;

• исследовать типологию социальных опасностей, их источники и методы преодоления- 9.

• определить критерии социальных угроз, связанных с расхождением различных частей общества в представлениях о перспективных целях развития, с экономическим положением, отношением субъектов к существующей власти, с духовно-нравственными и психологическими процессами;

• рассмотреть основные цели и принципы обеспечения социальной безопасности;

• представить базисные основы концепции социальной безопасности Российской Федерации;

• выявить федеральные, региональные и местные механизмы обеспечения безопасного социального развития.

Объектом исследования являются социальная структура общества, социальные отношения и интересы, система социализации индивидов и социальная инфраструктура в парадигме социальной безопасности.

Методической и теоретической основой работы являются общепризнанные научные концепции и методы социологического анализа. В частности, широко используются методы сравнительного исторического анализа социальных феноменов, модельно-прогностические подходы к научной характеристике и интерпретации социальных явлений.

Источники диссертации. К ним относятся разного рода материалы и документы, в которых нашли отражение проблемы социальной безопасности России и ее регионов. Они включают как конкретные социологические исследования, осуществленные в контексте социальной безопасности, так и международные нормативно-правовые документы, касающиеся данной проблематикифедеральные и региональные законодательные, договорные, исполнительские акты, направленные на обеспечение национальной безопасностигосударственные, общественные и нормативные программы социальной безопасностинаучно-монографические и газетно-журнальные публикации, раскрывающие этот.

10 сегмент национальной безопасностистатистические материалы и исследования.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что всесторонне проанализирован малоизученный социальный феномен.

Конкретно, новизна исследования проявляется в следующем:

• впервые осуществлен системно-концептуальный подход к анализу социальной безопасности как автономного элемента безопасности национальной;

• дается адекватное научное обоснование базисных параметров социальной безопасности в парадигмах глобальных, федеральных и регионально-муниципальных социальных процессов;

• аргументировано обоснована приоритетность социальной безопасности в ряду других сегментов национальной безопасности: экономической, демографической, продовольственной, военной и т. д.

• выявлены главные направления в развитии социальной безопасности, обусловленные как современными глобальными, так и внутренними социальными изменениями;

• представлены многофакторные и многоаспектные модели безопасного социального развития России в условиях современных транформационно-модернизационных переходных процессов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выдвигаемые диссертантом научные положения и концептуальные подходы дают возможность в контексте предотвращения социальных опасностей точнее определить и глубже раскрыть сущность и структуру национальной безопасности. Обосновываемая в работе концепция позволяет оптимизировать теоретико-методологическую базу федеральной и региональной социальной политики, она поможет в создании государственных и общественных программ социальной безопасности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут найти применение в учебном процессе общеобразовательных и высших учебных заведений, для самообразования, подготовки учебников, учебных пособий, курсов и спецкурсов. Они могут быть использованы также в целях совершенствования кадрового обеспечения органов государственной службы и общественных организаций, занимающихся проблемами обеспечения социальной безопасности.

Апробация работы. Основные положения и идеи диссертации изложены в публикациях, в выступлениях на научно-практических конференциях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Критерием определения того, что является угрозами для социальной безопасности различных субъектов (личности, микрои макрогрупп, общества, государства) являются их интересы и потребности. Удовлетворение жизненно важных потребностей обеспечивает само существование субъектов, является главной причиной их активной деятельности. Лишение субъектов возможностей реализовывать свои интересы может привести их к гибели, деградации и утрате важнейших качеств. Степень безопасности или опасности отношений между субъектами прямо пропорциональна мере совпадения или противоположности их интересов.

По степени важности социальные интересы делятся на:

• наиболее существенные (жизненно важные — обеспечивающие выживание и развитие);

• существенные (утрата которых создает угрозу жизненно важным);

• малосущественные и несущественные.

Группировка интересов по важности относится к индивидуальным (личностным), групповым, классовым, а также общим интересам общества, государства, региональным, глобальным социальным интересам.

Степень социальной безопасности государства прямо пропорциональна степени солидарности субъектов социума, основанной на общих интересах. При модернизациях общества, трансформациях и переконструировании социальных структур важно не допускать критического сужения сферы общих интересов субъектов. Надежно стабильным является общество, в котором большинство людей считают приоритетными общие интересы. Положение становится критическим, нестабильным, когда их число сокращается до одной трети. Общество.

Идеология абсурда (симптомы и лечение). — М., 1995.

108 будущего — высоко солидарное общество, где гармонично учитываются разумные интересы индивидов, всех социальных групп, а также расширяется сфера общих интересов.

Сфера общих интересов есть база для взаимопонимания, согласия и сотрудничества различных социальных сил. Опасно расширение зоны несогласия, где невозможно взаимопонимание, а особенно, где господствуют антагонистические интересы, что порождает и усиливает социальные опасности. Общие интересы могут терять приоритетное значение для тех субъектов, чьи групповые или личные интересы несут весьма существенный ущерб.

Общие социальные интересы России заключаются в формировании солидарной социальной структуры обществаутверждении и развитии гармоничных отношений между субъектами социума на основе баланса интересов каждого и приоритетности общихвосстановлении и совершенствовании государственной системы социализации людей, а также социального обеспечениясоздании достойных условий для жизни человека, развития его физических и духовных качеств, повышения его социальной активности, эффективности труда.

Совершенная социальная структура общества, отвечающая потребностям спасения, возрождения и будущего процветания Россииэто структура, ограничивающая, вытесняющая, исключающая паразитические, воинственные, антигуманные группы и элементы, дающая простор субъектам, обеспечивающим своим эффективным трудом восстановление экономики, утверждение народовластия, правопорядка и высокой нравственности.

Важно, чтобы социальная структура, меняющаяся скачкообразно на основе смены форм собственности, направлялась на сближение и преодоление взаимоисключающих интересов, порождающих различные формы конфронтации.

Следует отметить, что сейчас мы находимся в процессе глубокого изменения концепции социальной безопасности, меняется сама философия человека, его ресурсного потенциала и целей, рождается новое видение расширяющихся возможностей и судьбы человечества. Этот процесс рождает многие последствия не только для концепции безопасности, но также и для производственной деятельности, науки, политики, экономики, духовной сферы, религии и даже самой концепции мира.

Проблема безопасности относится к числу основных и доминирующих потребностей гражданина, общества и государства, гораздо более сильной, чем потребность в независимости и самореализации личности.

Необходимость уважения и оценки силы страха на обыденном уровне риска, обороны, оберегания бытовой жизни, самосохранения, безопасности как ценности — обязательное условие жизни людей, их товарищества, которые в свою очередь являются обязательными условиями самосохранения человеческого рода и развития личности.

Общество и человек успешно двигаются вперед, когда преимущества развития и недостатки безопасности перемешивают все, что составляет недостатки развития и преимущества безопасности.

Существует практически наблюдаемое реальное различие между ликвидацией опасностей угроз или отражением нападения и положительным достижением между защитой или борьбой за выживание и стремлением к развитию интересной жизни, ее совершенству.

Изучение социальной безопасности наукой, познание социально-психологических закономерностей позволяет обнаружить направленность и цель деятельности человека, т.к. основные потребности и цели заключаются не только в удовлетворении запросов тела, приобретении.

Ill.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографические работы и коллективные сборники
  2. Р. Заговор против нации. СПб.: Лениздат, 1992.
  3. А. Политический аспект России: структура идеологии, основные субъекты. М.: Эдинториал УАСС, 1997.
  4. Г. В. Геополитические теории XX века. М.: ИНИОН РАН, 1996.
  5. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: Славянский диалог, 1996.
  6. Ю.А. Особенности социально-экономической мотивации малого бизнеса в России. Самара, 1999.
  7. Ю.А. Малый бизнес в России. М.-Самара, 1997.
  8. Безопасность: люди, город, власть: Аналитический отчет по итогам комплексного социологического исследования. М.: Социолог, ф-т МГУ, 1999.-64 с.
  9. Безопасность России. М., 1998.
  10. Безопасность человека. Уч. метод, пособие. — М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994.
  11. Белая книга российских спецслужб. М.: Обозреватель, 1995.
  12. H.A. Судьба России. М., 1990.
  13. H.A. Философия неравенства // Русское зарубежье. -Л.: Лениздат, 1991.112
  14. И. Россия: экономика и безопасность. М.: РАН, 1996.
  15. Ю. Гуманитарная революция. М.: Мир для человека, 1997.
  16. Х.Х., Алексеев C.B. Российская идея и национальная идеология народов России. М., 1996.
  17. Будущее России и новейшие социологические подходы: Материалы конференции. Ч. I и II. М., 1997.
  18. М.К., Семенов В. А. Экономика и психология. М.: Дело и Сервис, 1992.
  19. А.И. Российская нация. М.: Либрис, 1995.
  20. М. Образ общества: Избранное. М.: Юристь, 1994.702 с.
  21. E.H. Экономическая безопасность Российской Федерации. М.: Гос. Дума, 1997. — 86 с.
  22. Вернадский и современность. М.: Наука, 1986.
  23. Л.П., Крапивин В. Ф. Модель биосферы. М.: Наука, 1986.
  24. А., Кочетов Э. Проблема поиска пути России в XXI веке: Некоторые концептуальные подходы. М., 1996.
  25. Военная реформа в России: Материалы конференции. М.: ЦСК РАН, 1996.
  26. Военная реформа: оценка национальной безопасности России: (Приложение к информац.-аналитич. журналу «Обозреватель»). М.: Обозреватель, 1997.
  27. C.B. Кризисы в постсоветском пространстве Азии и безопасность России. Смоленск, 1997.113
  28. Ф.Г. Философия права. М., 1990.
  29. С.Ю. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. -М., 1996.
  30. Ю.Я., Костик А. И. Психология автоматизации и управления техникой. М.: РАН, 1996.
  31. Л.П. Проблемы экономической безопасности личности. М., 1997.
  32. Л. Область возможного: Варианты социально-политического развития России и способность российского общества переносить тяготы переходного времени. М., 1995.
  33. Г. В., Карпов В. В., Рязанов В. Т. Социалистическая предприимчивость. -М.: Экономика, 1089.
  34. В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды. М.: ВИНИТИ, 1990.
  35. Гражданская защита: (Природная и техногенная опасности не выдумка и не рок, а реальность, которой необходимо и можно противостоять). 1997. — № 4. — Апрель.
  36. Гражданско-военные отношения в демократическом обществе. -М.: ИСК РАН, 1996.
  37. Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.-480 с.
  38. В.Е., Аболина Р. Я. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М.: Молодая гвардия, 1975.
  39. Ю.И., Образцов И. В., Серебрянников В. В. Проблемы социологии армии. М., 1994.114
  40. М.С., Мансуров Т. А. Лики суверенитета. М.: Маш мир, 1994.
  41. Духовность, правопорядок, преступность. М.: Академия МВД России, 1996.
  42. .Н. Россия: человек, семья, общество, государство: Программа действий на 1996−2000 годы. М., 1996.
  43. Женщины в экстремальных ситуациях: защита прав и интересов женщины: Материалы международной конференции 23−25 января 1997 г. —М.: Изд-во РАГС, 1997.
  44. И.Ю. Стратегия безопасности России: проблемы формирования понятийного аппарата. М., 1995.
  45. B.C. Экономическая безопасность России. М.: Юристъ, 1997.-238 с.
  46. Закономерности социального развития: ориентиры и критерии, модели будущего. Новосибирск: СО РАН, 1994.
  47. Т. Российское общество на социальном изломе. -М., 1997.
  48. Т.П., Громова Р. Г. Трансформация социальной структуры российского общества // Путь в XXI век. М.: Экономика, 1999.
  49. Г. А. Россия и современный мир. М.: Обозреватель, 1995.
  50. В.Н., Мальцев В. А., Патрушев В. И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации (концептуально-технологическое обоснование). М., 1995.
  51. В.Н., Матвиенко В. Я., Патрушев В. И., Молодых И. В. Технологии политической власти (зарубежный опыт). Киев, 1994.115
  52. В.Н. Россия: обретение будущего и размышления социолога. М.: Союз, 1997.
  53. В.Н. Современное социальное управление. М.: Экономика, 2000.
  54. В.В., Панарчук A.C., Ахиезер A.C. Реформы и контрреформы в России. М.- М.: МГУ, 1996.
  55. В.В., Панарчук A.C., Баловский Р. В. Политическая антропология. -М.: МГУ, 1995.
  56. И.А. Наши задачи. В 2-х т. М., 1992.
  57. И.А. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993.
  58. Индекс потребительских настроений: технология, мониторинг, результаты: Материалы международной конференции. Москва, 20−22 января 1997.-М., 1997.
  59. В.О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997.
  60. С.П. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М., 1969.
  61. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы.-М., 1991.
  62. А. Нации в истории и современности / Пер. с нем., М., 1976.
  63. А. Идеология абсурда. М., 1995.
  64. Конверсия и сотрудничество. М., 1993.
  65. Концепция экономической безопасности Российской Федерации: Основные положения. М.: Экономическая Академия при Минэкономике РФ, 1994.116
  66. В.А. На пороге XXI века. Новосибирск: СО РАН, 1995.
  67. В.А. Наука спасет человечество. Новосибирск: СО РАН, 1995.
  68. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М.: Эдитбриал — УССР, 1998.
  69. Космос и человек. Серия: труды московского политического клуба.-М., 1995.
  70. Криминальная мотивация / Отве. Ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1986.
  71. В.Н. Какое государство мы строим. М.: Политиздат, 1991.
  72. В.И. Познания природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний. М.: Наука, 1995.
  73. Е.И. Русская социология XIX начала XX века. -М.: МГУ, 1993.
  74. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. -М.: Политиздат, 1974.
  75. Д.Ж. Социальная экология. М.: 1996.
  76. Г. И. Встречи и размышления. М.: Мир, 1995.
  77. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс И., Беренс Ш. В. Пределы роста. -М.: МГУ, 1992.
  78. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс И. За пределами роста. Учеб. пособие. -М.: Прогресс: Пантея, 1994.
  79. Л.А., Опенков М. Ю. Новые образцы познания и реальность. -М., 1997.117
  80. А.И. Философия экологической безопасности. М., 1997.
  81. Национальная безопасность России: Реальность и перспективы: (Материалы конференции). -М, 1996.
  82. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. М.: Наука, 1994.
  83. П.А. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996. — 268 с.
  84. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. М.: Минэкономики РФ., 1994.
  85. Основы экономической безопасности /Под ред. Е. А. Олейникова. М.: Интел-Синтез, 1997. — 278 с.
  86. Н.В. Аномия в посткоммунистическом обществе // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. -М., 1996.
  87. И.П. Маргинальность. М.: Союз, 1996.
  88. Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития. М.: МГУ, 1994.
  89. Ю.В. Хватит разрушать, пора строить. М.: 1997.
  90. A.A. Системы жизнеобеспечения населения Северо-Востока страны: концепции, проблемы, решения. М., 1995.118
  91. A.A. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. М., 1996.
  92. Религия и политика в современной России М.: РАГС, 1997.
  93. H.A. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. -М.: РАН, 1997.
  94. Российская наука: состояние и проблемы развития. -Новосибирск: СО РАН, 1996.
  95. Российская Федерации: безопасность и военное сотрудничество. М.: Обозреватель, 1995.
  96. Россия и национальная стратегия: социальные приоритеты, социальная и социально-политическая ситуация. М.: Республика, 1997.
  97. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М.: МГУ, 1994.
  98. А.И. Экономическая безопасность России // Вестник Российской Академии наук. 1997. — № 9.
  99. А.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  100. Т. А. Дилемма безопасности // Политические исследования. 1993. — № 5. — С. 16−28.
  101. А. Военная реформа: доктрина, войска, финансы // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 4.
  102. JI. Устойчивое социальное развитие страны: Именно это есть основа ее национальной безопасности // Независимая газета. 1995. — 18 мая.
  103. Безопасность государства безопасность каждого // Век. -1997. -№ 20.
  104. O.A. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. 1994. — № 3.
  105. П.Т., Орлов А. Д. Продовольственная безопасность России как фактор геополитики // Безопасность. 1996. — № 5−6.
  106. В.Т. Этика безопасности // Безопасность. 1992. — № 5.
  107. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. — 1997. — № 1.
  108. С.Ю. Ожидаемые направления экономической политики и их последствия // Социология власти. 1997. — № 2.
  109. И.С. Семья и безопасность. // Безопасность. 1993. -№ 10.123
  110. A.M., Петров A.A. Экономическая безопасность России: определения, гипотезы, расчеты // Безопасность. 1993. — № 10.
  111. Л.Г. Коллективная безопасность СНГ: проблемы, перспективы // Безопасность. 1993. — № 10.
  112. Н.С., Дзулиев М. И., Лабас Ю. А., Литюшкин Ю. И., Погребенков В. И., Стародубцев С. П., Урсул А. Д., Филатов С. Б. Безопасность России: системный подход // Безопасность. 1993. — № 5.
  113. Н.Д. Безопасность и синергетика // Безопасность. -1994.-№ 4.
  114. А. Демографическая безопасность России // Федерализм. 1997. № 2.
  115. А.Н., Чудаков Ю. Г. Проблемы научно-инновационной деятельности в России // Безопасность. 1995. — № 9.
  116. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. — № 9.
  117. В.Н., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 4: Социальные обязательства государства, социальная политика и социальные реформы // Российский экономический журнал. 2001. — № 1.
  118. В.А. Безопасность бизнеса в регионах // Системы безопасности, связи и телекоммуникации. 1996. — № 4.
  119. В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. — № 9.
  120. В. Россия нуждается в обеспечении информационной безопасности // Независимая газета. 1997. — 14 августа.124
  121. И. Коррупция на рубеже веков: эволюция, кризисы и сдвиги в ценностных представлениях // Международный журнал социологических наук. Париж-Москва. — 1997. — № 16.
  122. И. Есть ли у семейного предпринимательства будущее? // Предпринимательство. 1996. — № 6.
  123. H.H. Можно ли сегодня говорит о контурах будущего? // Полис. 1994. — № 3
  124. Г. Прявящий класс. // Социс. 1994. — № 12.
  125. А., Данилевская И. Неучтенные доходы и структура ВВП // Вопросы статистики. 1997. — № 4.
  126. А. Подходы к определению параметров «теневой экономики» // Вопросы статистики. 1996. — № 1.
  127. В. Экономическая безопасность // Интерлинк. 1992.- № 3.
  128. В.Ф. Общественная система безопасности // Безопасность. 1993. — № 7.
  129. Р., Колесникова О. Дисфункции государства и ослабление социальной безопасности населения России // Вопросы экономики. 2000. — № 2. — С. 67−75.
  130. М.С., Сергеев Г. М., Шумило В. Н. Социология экономической безопасности: предпринимательство и безопасность // Безопасность. 1997. — № 3−4.
  131. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. — № 1.
  132. В.М., Котилко В. В. Региональная и федеральная слагаемые безопасности // Безопасность. 1995. — № 9.125
  133. А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики. 1996. — № 6.
  134. В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. -1996. -№ 3.
  135. В.А. Информационная безопасность России: (Обзор парламентских слушаний) // Безопасность. 1994. — № 9.
  136. Р.Г. Гражданское общество, личность и безопасность // Безопасность. 1994. — № 1−2.
  137. Р.Г. Женщина и общество в России // Вопросы философии. 1994. — № 9.
  138. Р.Г. Социальные проблемы экономической безопасности // Безопасность. 1997. — № 3−4.
  139. I. Диссертации и авторефераты диссертаций
  140. Ю.Л. Социально-экономические аспекты безопасности личности: Автореф. на соиск. ученой степени канд. социолог, наук. М., 1996.
  141. В.К. Социально-политические аспекты устойчивого развития (на примере России 90-х годов): Дисс. в виде научного докл. на соиск. ученой степени доктора социолог, наук. М., 1997.
  142. Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации»: Принят Верховным Советом РФ 19 февраля 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 1993. — № 8.
  143. Закон Российской Федерации «О безопасности»: Принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., с допол. от 25 декабря 1992 г. // Правоохранительные органы: Сб. законов. М., 1994. — Кн. 1.
  144. Закон Российской Федерации «Об обороне»: Принят Верховным Советом РФ 24 сентября 1992 г. // Правоохранительные органы: Сб. законов. М., 1994. — Кн. 1.
  145. Закон Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Принят Верховным Советом РФ 24 сентября 1992 г. // Правоохранительные органы: Сб. законов. М., 1994. — Кн. 1.
  146. Кинституция Российской Федерации. -М., 1996.
  147. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1973.
  148. Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 1998.
  149. Социально-экономическое положение России. М.: Госкомстат России, 1999.-Т. 1.
  150. Социальный статус воина и система его защиты. М.: ГАВС, 1995.127
  151. Указ Президента РФ № 232 от 2 марта 1995 г. «Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 10. — Ст. 863.
  152. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»: Принят Государственной Думой 22 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 15.- Ст. 1269.
  153. Федеральный закон «О внешней разведке»: Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3.- С. 143.
  154. Федеральный закон «О государственной охране»: Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. Одобрен Советом Федераций 15 мая 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 22.- Ст. 2594.
  155. Указ Президента РФ № 784 от 27 мая 1996 г. «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 22. — Ст. 2671.
  156. Указ Президента РФ № 725с 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры» // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 29. — Ст. 3516.128
  157. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О Федеральном дорожно-строительном управлении при Федеральной дорожной службе России» // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 29. — Ст. 3517.
  158. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О совершенствовании управления специальным строительством в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 29. — Ст. 3518.
  159. Указ Президента РФ № 732 от 19 июля 1997 г. «Вопросы Федеральной пограничной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 30. — Ст. 3598.
  160. Указ Президента РФ № 821 от 1 августа 1997 г. «О железнодорожных войсках Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 32. — Ст. 3751.
  161. Указ Президента РФ № 515 от 22 мая 1997 г. «О структуре Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 21. — Ст. 2468.
Заполнить форму текущей работой