Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Региональные СМИ в структуре российского общества: Социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смена типов социальной системы, которая произошла в России, весьма существенно затронула саму инфраструктуру средств массовой информации. Вместо монолита по производству, тиражированию и распространению информации, жёстко встроенного в вертикаль партийно-государственного управления, современные российские СМИ раздробились на множество самостоятельных структур, учредителями которых наряду… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    • 1. 1. СМИ как объект социологического исследования
  • Выводы по разделу
    • 1. 2. Особенности региональных СМИ в современной России и методологические принципы их изучений-.<
  • Вывод по разделу
  • ГЛАВА. Н. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКИЕ СМИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
    • 2. 1. Место, функции и роль региональных СМИ в структуре современной России
    • 2. 2. Состояние и факторы оптимизации функционирования региональных российских СМИ
  • ВЫВОДЫ

Региональные СМИ в структуре российского общества: Социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном мире решающую роль в развитии всех без исключения процессов играет информация. Однако в условиях нынешней России, когда она переживает трансформационные процессы, связанные с переходом от централизованного авторитарного государства к так называемому «демократическому», «правовому» с соответствующими цивилизационными нормами, происходит напряжённая переоценка роли многих явлений и социальных институтов, в том числе и средств массовой информации (СМИ). Изменяются условия и ориентиры в сфере производства, распространения и обмена информацией. СМИ заново проходят процесс институционализации: новые правила, принципы и схемы деятельности, где успешно, где с трудностями осваиваются печатью, радио, телевидением. Перед СМИ возникают новые задачи. Переоценка роли СМИ в жизни общества происходит и в массовом сознании, и в официальной политике, в сознании тех, кто представляет властные структуры и другие функционирующие институты российского общества.

Смена типов социальной системы, которая произошла в России, весьма существенно затронула саму инфраструктуру средств массовой информации. Вместо монолита по производству, тиражированию и распространению информации, жёстко встроенного в вертикаль партийно-государственного управления, современные российские СМИ раздробились на множество самостоятельных структур, учредителями которых наряду с государственными стали различные партийные, политические, общественные, коммерческие организации и учреждения, отдельные граждане. Разрушенным оказалось и единое информационное пространство России. Набирающие силу центробежные процессы проявились в децентрализации, демонополизации и регионализации СМИ. Эти процессы сопровождаются существенным типологическим расширением местных СМИ, повышением их влияния на социально-политическую и общественную жизнь регионов. Благодаря тому, что каждый учредитель, редактор, издатель получил юридическое право самостоятельно определять форму, содержание и характер своей продукции, механизм доступа к аудитории, региональные СМИ стали играть всё большую роль в формировании структуры информационного пространства, определении стратегии и целей его развития.

Наряду с позитивными процессами в функционировании современных российских СМИ и, в частности, региональных проявился и ряд негативных явлений. Конкурентность, объявленная как важнейшая форма партнёрского взаимодействия в «рыночных» условиях, часто превращается в конфронтацию СМИ друг с другом, с властными структурами, с аудиторией. Следствием таких деструктивных действий становится рост напряжённости в обществе, ухудшение и без того тревожной социально-психологической атмосферы. Коммерциализация СМИ, создавая условия для появления новых видов изданий, телеи радиопрограмм, финансово независимых от властей, породила и такое явление, как «теневая журналистика». Оно проявляется в подкупе отдельных журналистов или целых редакций финансовыми, партийными или властными структурами для агрессивной прямой или косвенной рекламы своих товаров, пропаганды своих идей, продвижения нужных политических деятелей и т. п. Заказные передачи, программы, статьи, использование сотрудников СМИ в качестве орудия для достижения, как правило, неблаговидных, корыстных целей прочно вошли в быт современного российского общества.

Таким образом, функционирование современных российских СМИ имеет неоднозначные, преимущественно негативные социокультурные результаты, степень неопределённости которых тем выше, чем больше СМИ приобретают «закрытый» от гражданского общества характер, превращаются в корпоративное, монопольное средство, действующее в противоречии с интересами и потребностями подавляющего большинства населения.

Эти процессы обусловливают чрезвычайную актуальность научного осмысления сложившихся реалий дальнейшего развития общепринятых методологических подходов и привычных представлений о современной роли и месте СМИ в целом, а также их региональных структур в системах социального управления.

Проблемную ситуацию можно определить как острое противоречие между объективными целями общества, с одной стороны, и нормами и целями функционирования одной из его подсистем — СМИ, с другой. Это противоречие выражается в несоответствии прямой и обратной связи тем требованиям, которые объективно предъявляет к ним общество, в несоответствии этим требованиям реальных форм деятельности СМИ, их противодействии в достижении обществом как своих стратегических, так и конкретных тактических целей. Многообразие проявлений этого противоречия отчётливо прослеживается в процессе роста степеней свободы функционирования всех звеньев системы массовой коммуникации и, в частности, повышении роли и значимости региональных СМИ.

Наличие именно этого противоречия, необходимость его научного осмысления, обоснования направлений и методов его преодоления и предопределяют актуальность предпринятого исследования.

Степень разработанности проблемы. В советский период социологические исследования печати проводились, начиная с 20-х годов. В основном их проблематика сводилась к выявлению соответствия содержания и формы газет и журналов нуждам и потребностям рабочих и крестьян, которые в этот период активно включались в кампанию по ликвидации безграмотности, в систему политграмоты.1.

Начиная с 60-х гг., социологические исследования печати, радио, телевидения проводились в основном в прикладном направлении в рамках теории агитации и пропаганды. Большое значение имели работы Е. Г. Андрющенко, В. Г. Афанасьева, Б. А. Грушина, Ю. А. Жукова, Р. Н. Ильина, Л. Н. Когана, В. С. Коробейникова, П. В. Позднякова, Б. М. Фирсова, Ю. А. Шерковинал.

В. Э. Шляпентоха, А. Я. Юровского и многих других. Пропаганда рассматривалась как важнейшая функция СМИ и в это время в научной литературе закрепилось название данной отрасли социологии как «социология средств массовой информации и пропаганды» .

1 См.: Шафир Я. Газета и деревня. -М., 1923; его же. Рабочая газета и ее читатель. -М&bdquo- 1926; Хлебцевич Е. Читательские интересы красноармейцев. / Печать и революция. 1921. Кн. 2- Лебедев Д. Голос миллионов. -М. — Л., 1928. См.: Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975; Его же. Человек в управлении обществом. М., 1977; Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. -М., 1967; Его же. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979; Жуков Ю. А. Тридцать бесед с телезрителями. М., 1977; Ильин Телевидение и его проблемы. М., 1967; Коробейников В. С. и др. Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информации. М., 1975; Коган Л. Н. и др. Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность. Свердловск, 1973; Поздняков П. В. Эффективность коммунистической пропаганды. -М., Политиздат, 1975; Шляпентох В. Э. Некоторые методологические и методические проблемы социологии печати // Проблемы социологии печати. Вып. 1. Новосибирск, 1969, с. 108−182- Юровский А. Специфика телевидения. М., 1966 и др.

Проблематика социологии СМИ и пропаганды мало в чём изменялась вплоть до середины 80-х годов. Структура и функции СМИ в период «перестройки» рассматривались через призму задач повышения эффективности пропаганды, формирования общественного мнения, адекватного задачам совершенствования социализма. К функциям СМИ относились информирование, обучение, пропаганда, просвещение, воспитание, а также функция помощи властным структурам в деле координации подсистем общества для реализации общих целей. В связи с актуализацией проблемы эффективности коммунистической пропаганды и проблемы налаживания системы социального управления к указанным выше функциям добавлялись функции организации поведения, создания эмоционально-психологического тонуса и коммуникативная функция (функция связи между членами общества)4 Различные авторы включали в предмет исследования культурно-рекреативные, развлекательные, организационно-управленческие функции СМИ.

Значимость трудов этих и других авторов и ныне не снизилась, однако многие из них по понятным причинам попросту не востребованы современной российской наукой и практикой.

Современные споры о том, как называть социологию, изучающую функционирование прессы, радио, телевидения в обществе, — социологией СМИ, социологией средств массовой коммуникации, социологией журналистики, — отражают своеобразный резкий поворот в социологических представлениях от.

Массовая информация и общественное мнение молодежи / Под ред. В. Л. Оссовского. Киев, 1990.

4 Грушин Б. А. Эффективность средств массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. -М., 1979. трактовки СМИ как жёстко управляемой, контролируемой системы к пониманию специфики массовой коммуникации, обладающей качествами саморазвивающейся, саморегулируемой системы.5 В этой связи понимание задач, стоящих перед современной социологией, претерпевает изменения под влиянием последствий радикального изменения общественного строя, интенсивно осваиваемых новых информационных технологий.6 Одна из главных тем анализа современных российских СМИ — чьё влияние на информационные процессы оказывается преобладающим: властных структур, финансово-промышленных групп, собственников СМИ, партий и общественных организаций, общественного мнения, самих сотрудников редакций, журналистов, каков механизм этого влияния.

Признавая важность и значимость проделанной работы, приходится констатировать, что в исследованиях названных и других авторов средства массовой информации рассматривались достаточно традиционно, то есть как элементы единой централизованной системы. Территориальная их дифференциация, её последствия и влияние на конечный результат не выделялись в отдельный предмет исследования, и региональные структуры в системе СМИ отдельно не рассматривались.

Цель диссертационного исследования — раскрыть региональную специфику роли СМИ в системе социального управления в условиях современной России.

Цель обусловила следующие задачи исследования:

5 Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение. Тбилиси, 1989; Дуган Е. Я. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки. -М., 1990; Пресса и общественное мнение. -М., 1986; Ценности массового сознания в СССР и США. -М., 1989; Чубайс И. Б. Воздействие телевидения на формирование общественного мнения. Дисс., к.ф.н., -М., 1979; Habermas J. The theory of communicative action. L. 1984 и др.

6 См.: Лукницкий С. П. Средства массовой информации в системе социального управления современной России (социологический анализ) Дисс., д. с. н. М., 1998. определить современные тенденции развития СМИ в нашей странераскрыть сущность и функции региональных СМИ в системе общественных отношений современной России, в механизме формирования общественного мнения- => выявить ориентации и предпочтения различных категорий российской аудитории к конкретным видам и каналам региональных СМИопределить специфику функционирования, проблемы и перспективы развития региональных СМИ- => обосновать пути конструктивного использования потенциала региональных СМИ в направлении позитивных общественных преобразований.

Объект исследования: региональные СМИ в структуре социального управления современной России.

Предметом исследования являются роль, место, функции и специфика региональных СМИ в системе управления современного российского общества, формы и механизмы их взаимодействия с аудиторией, властными, финансово-промышленными, партийными, общественными и другими структурами.

Теоретико-методологической базой исследования явились системный и структурно-функциональный подходы к названным объекту и предмету, позволяющие достаточно полно понять и учесть влияние различных факторов внешней и внутренней среды функционирования региональных СМИ, концептуальные положения и выводы работ отечественных и зарубежных авторов по социолого-управленческим, социокультурным проблемам СМИ, а также материалы научных исследований в области управления, информационных технологий, предпринимательства, относящиеся к данной проблематике.

Эмпирическую базу исследования составили нормативные документы СССР, РФ о СМИ, статистические материалы, данные Федеральной службы ТВ и РВ, вторичный анализ социологических публикаций по проблемам СМИ. Кроме того, к анализу привлекались первичные данные социологических исследований, проведенных под руководством автора: массовый опрос жителей России по проблемам СМИ в марте-апреле 1999 г. (использовалась стандартная случайная квотная выборка, репрезентирующая городское российское население по полу и возрасту по всем регионам, включая Москву. Объём выборочной совокупности — 1162 человека.). экспертный опрос, который проводился в те же сроки (Экспертная группа в количестве 92 человек была представлена председателями, коммерческими директорами, главными редакторами и другими ответственными сотрудниками редакций телевидения, радио и прессы из всех регионов России.).

Основные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна определяются в целом тем, что состояние и развитие региональных СМИ рассматривается в контексте реформирования российского общества, в условиях фактической ликвидации государственной монополии на СМИ, захвата их частными структурами, стремительного развития новых информационных технологий, построения глобальных информационных систем и магистралей. Состоят они в следующем: 1. Установлено, что современные российские СМИ, в особенностиэлектронные, объективно находятся под контролем или, по крайней мере, в жёстком взаимодействии с органами реальной власти и, следовательно, выражают и обеспечивают достижение прежде всего их целей и интересов.

2. Показано, что регионализация средств массовой информацииодна из характерных особенностей современного их состояния в России. Этот процесс набирает силу. В нём проявляется тенденция к суверенизации входящих в РФ автономных республик, краёв и областей. Он сопровождается существенной типологической и функциональной дифференциацией местных СМИ, углублением их влияния на социально-политическую жизнь регионов.

3. Доказано, что современные российские СМИ в целом, а региональные — в особенности — формируют структуру и содержание своей информационной политики, ориентируясь на интересы подавляющего меньшинства населения страны. В регионах идёт процесс овладения региональными СМИ, главным образом — телевидением, промышленно-коммерческими организациями и банками (нередко за ними стоят криминальные структуры).

4. Установлен ряд весьма важных эмпирически верифицированных зависимостей: частные СМИ оказываются более устойчивыми к перипетиям экономических и социально-политических процессов современной Россииопределился явный сдвиг интересов аудитории (не только читательской) с общероссийского на региональный уровень, туда, где решаются все её основные проблемы жизни, а для большинства — выживанияидёт процесс регионализации массового сознания российского народа, сужения круга его интересов, повышения заинтересованности к проблемам элементарной выживаемости в конкретных условияхрегиональные СМИ стали вполне равноправным элементом системы социального управления и играют свою собственную роль в удовлетворении информационных, культурных и других жизненно важных потребностей людейодна из особенностей региональных СМИ заключается в наличии более жёсткой и оперативной обратной связи с аудиториейпо мере роста частной составляющей в форме собственности СМИ уровень использования активных форм изучения аудитории растёт.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что выявленные в ней закономерности развития региональных российских СМИ, а также сделанные в ней выводы и рекомендации могут быть использованы в разработке планов и программ, социотехнических проектов, в социальном управлении и проектировании новых СМИ, информационных технологий. Об использовании материалов исследования в этих сферах имеются справки о внедрении. Материалы диссертации могут быть также использованы при подготовке лекций и спецсеминаров по социологии управления и социологии коммуникативных систем на факультетах социологии и журналистики, для студентов и аспирантов высших учебных заведений, а также в системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов управленческого профиля.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на теоретическом семинаре кафедры социологии коммуникативных систем Московского государственного университета, на научных конференциях и проблемных совещаниях. Основные положения диссертации опубликованы в научных работах автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы.

Помимо локальных, контекстных содержательных заключений, которые были сформулированы выше, можно сделать и ряд более общих выводов. Состоят они в следующем.

1. Региональные СМИ стали вполне равноправным элементом системы социального управления и играют свою собственную, не менее ответственную роль в удовлетворении информационных, культурных и других жизненно важных потребностей людей.

2. Региональные электронные СМИ, в особенности телевидение, обладая существенно меньшими материально-техническими возможностями по сравнению с центральными, гораздо сильнее зависят от «рыночной» конъюнктуры, а точнее — от требований своих «спонсоров». Они более прагматично подходят к формированию содержательной структуры своих передач, в которой особенно отчётливо проявляется специфика современных российских СМИ. Повышая объёмы псевдохудожественных, досугово-развлекательных, спортивных и т. п. передач в ущерб общественно-политической и общеэкономической тематике, они, с одной стороны, удовлетворяют, а с другой стороны, способствуют усилению настроений эскапизма, усталости и апатии к реально происходящим событиям у массового зрителя, слушателя, читателя.

3. В потоке того, что по привычке называется новостями или событиями, которые распространяют современные российские СМИ, преобладают сообщения о бедствиях, скандалах, терроре и катастрофах, всё больше «светской», криминальной, спортивной, компроматной хроники — всё меньше того, что впрямую относится к государству, обществу и их состоянию.

4. Региональная пресса в силу особенностей читательской аудитории (восприятие информации посредством чтения предполагает более активную и дифференцированную по отношению к ней позицию, чем у телезрителя или радиослушателя) проводит ту же политику, но в других формах. Этим, в частности, объясняется сближение показателей объёмов общественно-политической и общеэкономических публикаций у региональной прессы и центральных СМИ.

заключение

.

Одна из главных задач, которую ставил перед собой автор, -показать особенности развития и функционирования региональных СМИ в современной России, определить их место и значение в процессах, приведших к значительным изменениям нашего общества. Наиболее радикальная из произошедших переменюридическое оформление возможности перевода СМИ в частную собственность, что незамедлительно привело к изменению их статуса, целей и положения в структуре российского общества.

Соискатель показывает, что реальная практика российской действительности последнего десятилетия определённо подтвердила установленный ранее социологами факт: СМИ в рыночных условиях являются таким же средством производства и одновременно товаром, как заводы, транспорт, торговые предприятия, а потому должны иметь конкретных владельцев, которые определяли бы экономическую политику СМИ и — как следствие — их информационную политику.

Диссертант приходит к выводу, что российские региональные СМИ стали вполне равноправным элементом общества и играют свою собственную роль в удовлетворении информационных, культурных и других потребностей людей.

Сфера функционирования СМИ, считает соискатель, — это и отсвет политики, и одновременно поле реализации её возможностей. Задача субъектов управления региональными СМИ состоит в том, чтобы, вглядевшись в отражение своих действий, они смогли, наконец, войти в русло тех политических, этических, культурных и правовых норм, которые выдвигает перед средствами массовой информации современная Россия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, М., 1993.
  2. Закон РФ «О средствах массовой информации», М., 1993.
  3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». М., 1996.
  4. Федеральный закон «О Рекламе», М., 1996.
  5. Закон Российской Федерации «О связи». М., 1995.
  6. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации», М., 1995.
  7. Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию». М., 1993.
  8. О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию: Указ Президента Российской Федерации от 20.03.1993. // СПб ведомости. 1993 — 26 марта.
  9. Указ Президента РФ «Об информационном телеграфном агентстве России», 22.12.1993.
  10. Федеральная государственная программа «Развитие отечественного телевидения и радиовещания., М., 1995.
  11. Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации «О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и в службах информации, М., 29.03.1993.
  12. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении распространения программ общероссийских и региональных государственных телерадиовещательных организаций». М., 1995.
  13. Постановление правительства РФ «О Государственном фонде телевизионных и радиопрограмм», 1995.
  14. Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию», 07.05.1994.
  15. Постановление Правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации», 07.12.1994.
  16. Сборник нормативных актов по правовому регулированию СМИ, Россия, М., 1992.
  17. Законодательство РФ о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях. Феникс, М., 1994
  18. Постановление Государственной Думы ФС РФ «О федеральном законе «О телевизионном вещании и радиовещании» 12.05.95.
  19. Работы отечественных авторов
  20. Э.М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал, 1996, № 4.
  21. Г. А., Средства массовой информации Абхазии в политической системе общества, РАУ, М., 1992, 111 с.
  22. В.И., Левашов В. К., Хлопьев А. Т. «Слухи» как социальный феномен. //Социол. исслед. 1993. — № 1. — С. 82 -88.
  23. В.Г., Урсул А. Д. Социальная информация.// Вопр. философии. 1974. -№ 10. -С. 61 -74.
  24. Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: Материалы междунар. конференции, (27−29 февр. 1996 г., Москва). В 4 т.Т.2/Сост. Т. Е. Сафонова.-М.:Интеллект, 1996.-438 с.
  25. А.П. Азбука русского патриота. М., Крокус, 1992, 64 с.
  26. В.В., Средства массовой информации, как элемент избирательной кампании. Хабаровск, 1996.
  27. В.В. Средства массовой информации как элемент избирательной кампании. / Демократия и выборы: генезис, состояние и проблемы. Хабаровск, 1996, 44−46.
  28. Ю.Буданцев Ю. П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М.: Изд-во УДН, 1986. — 168 с. 11 .Варбанский A.M. Телевидение, М., Связь, 1973.
  29. Г. Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси: Ганатлеба, 1989, — 672 с.
  30. . У истоков советской печати. М., Мысль, 1985, 159 с.
  31. А.И. Научный анализ почты в газете // Социологические исследования эффективности журналистики. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 104 — 111.
  32. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. М.: Акад. пед. наук СССР, 1989. 116 с.
  33. Я.С., Юрьев В. К. Журналист и информация. М., 1993.
  34. Горский Ю Информация как средство организации и дезорганизации //Соц.-полит, журн.-1994,-N 3−6.-С. 194−209.
  35. . А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С. и другие, Моделирование исследование объектов познания на их моделях, РАН, Институт социально-политических исследований. М., 1995, с. 415
  36. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздант, 1987. — 368 с.
  37. .А. Мнение о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М. Политиздат, 1967. — 400 с.
  38. И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., Восток, 1996, 306 с.
  39. Ю.А. Манипуляция личность. Смысл. Приемы. Последствия. Екатеринбург, Изд-во Уральск, ун-та, 1995, 204 с.
  40. Л.Ю. Эффективная реклама в России. М., 1994. 25.3асурский И. Политика, деньги и пресса в современной России.
  41. Свобод, мысль, 1996, N 10.-С. 26.3асурский Я. Н. Пресса в условиях рынка: учредители и спонсоры
  42. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика.-1992.-Ы 6, — С.3−8. 27. Зюганов Г. Воинство разрухи: о необходимости общественного контроля над телевидением. // Советская Россия, 8.10.1992.
  43. А. Пресса как оружие власти, Россия, XXI. 1995, N 11/12, С.68−86.
  44. Информационные службы и средства массовой информации. М., 1994, 59 с.
  45. Информационные технологии в структурах государственной службы. РАГС, М., 1995, 93 с.
  46. К., Графова Л. Чего же стоит наша «четвертая власть»? //Журналист.-1992. -N 11−12, — С. 26 -29.
  47. ., Шиятов В. Средства массовой информации необъективны // Российская газета 23.06.1992.-23, с. 2.,
  48. B.C. Редакция и аудитория: Социологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 255 с.
  49. B.C. Средства массовой инфрмации социальные институты обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. М., РАН, Институт социально-политических исследований, 1995, с.763
  50. Концепция перехода «Радио-7» на собственные технические средства радиовещания. М., 1995
  51. Кара-Мурза С. Телевидение вестник или колдун?, Правда, 14.06.1995.Концепция законодательства о средствах массовой информации для посттоталитарных государств, стенограф. Отчет. СПб, 1997, 170 с.
  52. С. П. Средства массовой информации в системе социального управления современной России (социологический анализ) Дисс., д. с. н. М., 1998.
  53. Межгосударственная телерадиокомпания «Мир», сборник документов и материалов. М., 1994.
  54. М.А. СМИ в условиях социально-политического конфликта //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1993. -N1, — С. 90−91.
  55. Нанеишвили Б. Д Исследование восприятия ведущих телевизионных программ молодежной аудиторией // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология,-1995, — N З.-С. 20−29.
  56. А.Н., Рекламная служба газеты- структура, принципы, функции. М., 1996.
  57. Независимые Медиа Измерения февраль, 1999.
  58. Парадигмы пропаганды: О средствах массовой информации. // День.-1993.-7−13 февр, — С.З.
  59. Г. СМИ в переходный период // Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: Материалы междунар. конференции. В 4 Т.Т.2.-М., 1996, — С.266−270.
  60. А. Информационная война за влияние в мире и политическую власть // Власть, 1996, N10, С.49−54.
  61. Прохоров Е Журналистика- «четвертая власть»?: СМИ как социальный институт // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика.-1993.-N 2.-С. 3−18.
  62. Система средств массовой информации, учебное пособие. В. А. Цвик, И. Н. Тхагушев, Д. В. Кураев и др. под ред. Я. Н .Засурского, Изд-во Моск. ун-та, М., 1996.
  63. Э. Власть прессы и пресс власти. // Труд, 24.11.1992.
  64. А. А Национальная система массовойкоммуникации.-этнополитические аспекты // Социол. исслед.-1996.-N12.-C. 50−57.
  65. А. Средства массовой информации и власть. // Диалог, 1995, N 5−6, С.27−32.
  66. A.A. В тенетах свободы: политология проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. М., 1995, 303 с.
  67. Энциклопедический социологический словарь, под ред. Осипова Г. В., РАН, Институт социально-политических исследований. М., 1995, 940 с.
  68. Юровский, А Место телевидения в системе средств массовой коммуникации // Телевизионная журналистика. М., 1994. — С. 13 -29.1. Работы зарубежных авторов
  69. Abramson A., The history of television, 1988 to 1941, Mc Farland, Jefferson, 1987
  70. Ф., Франция: государственная система и СМИ, МИД Франции. ЮЛ, М., 1994, 174 с.
  71. . Монополия средств массовой информации: Пер. с англ. М. Прогресс, 1987. 320 с.
  72. Кин Д. Демократия и средства массовой информации. // Междунар. журнал социал. наук: Новый взгляд на демократию. -М.: Междунар. Отношения / ЮНЕСКО, 1991. № 2. — С. 107 -129.
  73. Сахуан, Педро А. Как противостоять обаянию харизматических лидеров. // Международная жизнь, 1994, N 1, С.54−61.
  74. Д. Создание свободных и независимых средств массовой информации // США: экономика, политика, идеология.-1994.-Ы 2.-С.34−42.
  75. Шварценберг Р.-Ж. Воздействие на общественное мнение / Политическая социология, М., 1992, ч. З, С. 124−130.
  76. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА1. Социологический факультет
  77. Диссертационный совет (К. 053.05.41) по социологическим наукам
  78. На правах рукописи Макаров Владимир Петрович
  79. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ В СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Заполнить форму текущей работой