Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура и динамика ценностных ориентаций в массовом сознании населения региона в условиях трансформации российского общества: На материалах исследований в Красноярском крае в 1991-2004 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последнее десятилетие было проведено большое количество исследований, посвященных социокультурной трансформации российского общества. Отечественными социологами накоплен значительный эмпирический материал, отражающий происходящие в нём процессы. Однако существенному продвижению в изучении качественных изменений в массовом сознании препятствует как разобщенность исследований, так и, зачастую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
    • 1. 1. Специфика анализа массового сознания с позиций постнеклассической социологии
  • ЧЬ 1.2 Ценностные ориентации как элемент массового сознания
    • 1. 3. Методика исследования ценностных ориентаций в массовом сознании населения Красноярского края
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВВ
    • 2. 1. Ориентации на ценности обыденной жизни в массовом сознании населения региона
    • 2. 2. Отношение жителей края к социальным институтам и общностям
    • 2. 3. Социально-политические ориентации в массовом сознании населения Красноярского края

Структура и динамика ценностных ориентаций в массовом сознании населения региона в условиях трансформации российского общества: На материалах исследований в Красноярском крае в 1991-2004 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Радикальные политические и экономические реформы, проводящиеся в стране с начала девяностых годов, разрушают привычный образ жизни большинства российских граждан, вносят значительные изменения в социальную структуру общества, дифференцируя его по материальному признаку, оказывают существенное влияние на систему ценностей жителей России. Социальные нормы и ценности, существовавшие в стране на протяжении семи десятилетий, в большинстве своём оказались отвергнуты. В массовом сознании населения формируется новый, во многом противоречивый конгломерат социальных ценностей. В нём причудливо сочетаются остатки прежних, социалистических, коллективистских ценностей, сохранившиеся в глубинах коллективного бессознательного элементы традиционного российского менталитета, и фрагменты системы ценностей «постиндустриального» общества.

За последнее десятилетие было проведено большое количество исследований, посвященных социокультурной трансформации российского общества. Отечественными социологами накоплен значительный эмпирический материал, отражающий происходящие в нём процессы. Однако существенному продвижению в изучении качественных изменений в массовом сознании препятствует как разобщенность исследований, так и, зачастую, недостаточная эффективность традиционно используемых социологами исследовательских средств. В свою очередь, не только обоснование применения тех или иных методик, но и, что особенно важно, интерпретация полученных данных во многом зависит от выбора исследователем научной концепции или теории. В настоящее же время при социологическом изучении ценностных ориентаций практически не используются постнеклассические подходы, что, в известной мере, обедняет полученные результаты, затрудняет формулировку адекватных выводов и разработку эффективных практических рекомендаций. В частности, вне поля зрения исследователей, как правило, остаются бессознательные слои и эмоциональные аспекты ценностей в массовом сознании населения.

Рационалистический подход при изучении массового сознания оставляет целый ряд «белых пятен», поскольку, например, данные анкетных опросов, обработанные классическими методами расходятся, а зачастую и противоречат реальному поведению респондентов. Между тем, материалы, полученные в результате многочисленных исследований, дают основания полагать, что массовое сознание населения имеет двойственную природу, а именно: наряду с осознанными элементами, оно содержит бессознательные слои, рациональные элементы сочетаются с наличием эмоциональной сферы.

Поэтому при изучении массового сознания перспективно использовать современные постнеклассические подходы. В частности, речь идёт о диатропической познавательной модели, которая открывает новые эвристические перспективы для социологического изучения ценностей в массовом сознании. Рассматривая массовое сознание в единстве собственно сознания и массового бессознательного, рациональных и эмоциональных составляющих, она позволяет более глубоко проанализировать социокультурные процессы, происходившие в российском обществе на протяжении последних пятнадцати лет.

События современного периода истории России ярко свидетельствуют о том, что проводимые в стране экономические реформы далеко не всегда учитывают особенности массового сознания жителей России. Зачастую социальные инновации внедряются «в лоб», без серьёзного научного обоснования как степени их соответствия уже существующим ценностям в массовом сознании населения, так и без прогноза социальных последствий подобных трансформаций.

Поэтому социологический поиск ответов на вопросы: не противоречит ли такая трансформация глубинному сознанию жителей России, как изменились и изменились ли вообще их ценностные ориентации в процессе реформирования социума, их отношение к себе и к обществу, готово ли население адекватно реагировать на те трансформационные процессы, которые проистекают в нашем обществе уже более 15 лет, имеет не только научное, но и большое практическое значение.

Таким образом, рассмотрение динамики ценностей в массовом сознании и с той позиции, которая представлена в данной работе, позволит не только выявить наличие изменений в ценностях россиян, но и даст возможность более точно прогнозировать социальные последствия осуществляемых в стране преобразований. Поскольку сами граждане могут не только способствовать созданию нового общества, но и стать главным непреодолимым препятствием на пути его реформирования.

Степень научной разработанности проблемы.

Как в зарубежной, так и в отечественной литературе имеется значительное количество работ, посвященных изучению массового сознания. Среди работ представителей западных школ можно назвать считающиеся классическими труды X. Ортега-и-Гассета, Г. Тарда, Г. Лебона, С. Сигеле и У. Мак-Дугалла, которые появились на рубеже XIX—XX вв.еков и были посвящены исследованию отдельных конкретных проявлений психологии масс (прежде всего, психологии толпы). Исследования массового сознания и механизмов воздействия на него можно найти у таких представителей западных теоретических школ как JI. Альтюссер, Ж. Бодрияр, Э. Канетти. Серьёзное влияние на развитие исследований массового сознания оказали труды американского социолога Д. Белла, обобщившего различные подходы к интерпретации «масс», сложившиеся в западной науке, Э. Ледерера и М. Арендта, которые считали массы продуктом дестратификации общества, своего рода «антиклассом», представителей знаменитой франкфуртской школы — Г. Маркузе и Ю. Хабермаса. Широко известны работы, посвященные изучению масс и их сознания, Ф. Г. Юнгера, К. Г. Юнга, Г. Блумера, Н. Смелсера, Л. Мамфорда, Г. Зиммеля, М. Вебера, К. Маннгейма, Д. Рисмена и других западных социологов.

Широко распространённой основой для изучения ценностей и ценностных ориентаций в современной западной социологии традиционно является нормативно-ценностный подход, представленный в работах Э. ф.

Дюркгейма и его последователей Т. Парсонса, М. Вебера, А. Маршалла, В. Парето, а также теории У. А. Томаса, Ф. Знанецкого, Дж.Г. Мида, Р. Мертона, Э. Фромма. ф В отечественной науке массовое сознание традиционно изучалось с позиций социально-философского подхода. В частности, значительный вклад в разработку проблем массового сознания внесли известные учёные Э. Я. Баталов, Д. И. Дубровский, А. И. Иванов, Э. В. Ильенков, В. А. Лекторский, М. К. Мамардашвили, В. Д. Парыгин, Б. Ф. Поршнев, А. Г. Спиркин, В. Т. Толстых, Ж. Т. Тощенко, В. П. Тугаринов, Д. М. Угринович и др.

Среди отечественных социологов исследованием массового сознания ф занимались Г. К. Ашин, Э. Я. Баталов, В. Э. Бойков, Д. П. Гавра, М. К. Горшков,.

С.И. Григорьев, Б. А. Грушин, О. А. Гулевич, АЯ. Гуревич, Л. Г. Гуслякова, Г. Г. Дилигенский, Т. И. Заславская, И. М. Клямкин, Б. Г. Капустин, А. Н. Кулик, В. В. Лапкин, Н. И. Лапин, Ю. А. Левада, В. Г. Немировский, Д.В.

Ольшанский, В. И. Пантин, Ю. Е. Растов, В. О. Рукавишников, Ж. Т. Тощенко, С. В. Туманов, В. А. Ядов и др.

Проблема исследования ценностных ориентаций личности достаточно ^ глубоко представлена в работах отечественных социологов и психологов:

М.И. Бобневой, С. И. Григорьева, А. И. Донцова, А. Г. Здравомыслова, Д. А. Леонтьева, Н. И. Лапина, И. О. Мартынюка, В. Т. Лисовского, Д. Д. Невирко, В. Г. Немировского, Н. Ф. Наумовой, В. В. Ольшанского, А. А. Ручки, М.Х.

Титмы, В. А. Ядова и др. Также в данной работе уделено внимание методикам исследования ценностных ориентаций М. Мид, Т. Парсонса, Н. И. Лапина, Г. Хофстеда и Ф. Тромпенаара.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на существование большого количества трудов, посвященных исследованиям массового сознания, на сегодняшний день нет его единой социологической концепции. Щ.

Недостаточно разработан терминологический аппарат, а так же нет ясного понимания того, какие методы исследования следует применять, используя ту или иную концепцию массового сознания. Мало разработанной в отечественной социологии является проблема массового бессознательного. Вместе с тем, отдельные её аспекты рассматриваются, в основном, в свете неклассических и постнеклассических подходов В. В. Васильковой (синергетика), А. А. Давыдовым (системный подход в социологии, анализ квантового уровня социальной реальности), В. Г. Немировским (синергетика, диатропика, универсумный подход), З. В. Сикевич (символический подход).

Существенное внимание принципу дополнительности, как общенаучному подходу уделено в трудах Н Бора. Попытки применения принципа дополнительности в социологии были предприняты И. Т. Алексеевым, и Ф. М. Бородкиным, при отдельных аспектах анализа социальных систем, а также А. В. Тимошенко, разработавшей методику (основанную на принципе дополнительности) для изучения социальных групп. Среди гуманитарных наук принцип дополнительности использован в психологии А. Е. Шерозией для построения общей теории психологии. На этом же принципе основаны исследования американского психолога С. Грофа. Большое внимание в своих трудах принципу дополнительности уделяют Ж. Т. Тощенко и В. Г. Немировский.

Объектом научного исследования выступает массовое сознание жителей Красноярского края.

Предмет диссертационного исследования: структура и динамика ценностных ориентаций в массовом сознании населения региона в условиях трансформации российского общества.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы с позиций постнеклассического подхода выявить различные уровни ценностных ориентаций в массовом сознании жителей Красноярского края и описать их изменения в условиях трансформации российского общества для получения новой эмпирической и теоретической информации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Задачи исследования.

1. Проанализировать теоретико-методологические вопросы изучения массового сознания с позиций постнеклассической социологии.

2. Определить эвристические возможности принципов минимального универсума и дополнительности Н. Бора (как его частного случая) в качестве нового методологического подхода к изучению массового сознания;

3. Апробировать модель исследования массового сознания в единстве его сознательных и бессознательных уровней методами эмпирического социологического анализа.

4. Исследовать взаимосвязь процессов трансформации российского общества и ценностной структуры массового сознания населения Красноярского края в 1991 — 2004 гг.;

5. Изучить специфику ценностных приоритетов в массовом сознании населения региона в период с 1991 по 2004 гг.;

6. Проанализировать уровень доверия населения различным социальным институтам и общностям как трансляторам определённых социальных ценностей.

Гипотезы исследования.

Гипотеза-основание: постнеклассическая социология порождает новые эвристические возможности для изучения ценностных ориентаций в массовом сознании, что позволяет выявить их уровневую структуру и проследить динамику процессов в массовом сознании в условиях трансформации российского общества.

Гипотезы-следствия:

1. На основе принципа минимального универсума и принципа дополнительности, в массовом сознании, рассматриваемом через призму ценностных ориентаций, логично выделить следующие уровни: a. сознательные уровни (поверхностные, уровни социальных стереотипов) — b. бессознательные уровни (глубинные).

2. В условиях социальной трансформации российского общества ценности, лежащие на сознательных уровнях массового сознания, и ценности, которые содержатся на его бессознательных уровнях, не всегда совпадают по своему содержанию, имеют неодинаковую устойчивость и могут противоречить одни другим.

3. Рыночно-либеральная идеология реформ, проводимых в России в 1991 -2004 гг., не соответствует глубинным социальным стереотипам, существующим в массовом бессознательном населения региона.

4. Ценности материального благополучия являются базовыми для других категорий ценностей и реализуются в первую очередь, в то время как ориентации на духовно-нравственные и социально-политические ценности зависят от уровня жизни людей.

5. Уровень значимости ценностей, транслируемых различными социальными институтами и общностями, непосредственно зависит от степени доверия к ним населения.

Основу эмпирической базы диссертации составили материалы:

1. Результаты исследования, проведённого в 1991 г. социологами Красноярского государственного университета. Выборка составляла 1700 человек, проживающих в Красноярском крае.

2. Результаты исследования, проведённого в 1992 г. социологами Красноярского государственного университета. Выборка — 1800 жителей Красноярского края.

3. Результаты исследования, осуществлённого Красноярским краевым комитетом государственной статистики в 1995 г. совместно с социологами Красноярского госуниверситета. Было опрошено 1050 человек, проживающих в Красноярском крае.

4. Результаты исследования, выполненного в 2001 г. социологами Красноярского госуниверситета среди населения Красноярского края. Были опрошены 960 жителей в городах и сельских районах края.

5. Результаты исследования, проведённого в 2004 г. социологами Красноярского госуниверситета среди 1000 жителей Красноярского края.

6. Результаты вторичного анализа социологических опросов по проблематике массового сознания.

Во всех указанных исследованиях выборка была репрезентативной по полу, возрасту и типу поселения: многоступенчатой, районированной, составлялась в соответствии с половозрастной структурой населения края, городов и районов, где проводились опросы.

Теоретической и методологической базой исследования является постнеклассическая социология, основанная на современной научной картине мира, а также принцип системности, рассматривающий общество как целостную систему и позволяющий использование полипарадигмальных подходов к социологическому анализу. В работе использованы идеи отечественных и зарубежных социологов, изучающих массовое сознание, базовые ценности и ценностные ориентации. Автор в своей работе опирался на отдельные положения и идеи А. А. Давыдова, В. Г. Немировского, Ж. Т. Тощенко и других отечественных ученых.

Методы исследования.

В качестве методов теоретического исследования использовались: системный анализ, концептуальный синтез, гипотетико-дедуктивный метод, систематизация, классификация.

Методами сбора эмпирической информации являлись: формализованное интервью в сочетании с выборочным методом.

Для анализа полученных эмпирических данных применялись методы: вторичный анализ социологических данных, сравнительный анализ, анализ статистических распределений, факторный и корреляционный анализ.

Данные опросов населения обрабатывались при помощи пакета прикладных программ SPSS с использованием факторного и корреляционного анализа.

Научная новизна исследования определяется решением поставленных в диссертации задач и в обобщенном виде заключается в том, что теоретически:

— определены методологические возможности диатропического принципа минимального универсума и принципа дополнительности Н. Бора для изучения массового сознания;

— выделена семиуровневая структура массового сознания;

— сформулированы идеи и принципы нового подхода к изучению массового сознания населения региона в единстве его сознательных и бессознательных уровнейэмпирически:

— выявлены основные тенденции изменения структуры ценностных ориентаций в массовом сознании населения Красноярского края в период трансформации российского общества в 1991 — 2004 гг.;

— установлено противоречие между некоторыми ценностями сознательных уровней массового сознания и ценностями его бессознательных уровней, и доказано, что с течением времени происходит переход ряда ценностей из бессознательного на уровни массового сознания;

— выявлено существенное усиление фрагментарности структуры ценностных ориентаций в массовом бессознательном населения Красноярского края в период с 1991 по 2004 гг., что свидетельствует о ценностной дезинтеграции населенияаргументировано, что это является прямым следствием противоречивых социальных процессов, происходящих в трансформирующемся российском обществе;

— выявлена приоритетность реализации материальных ценностей по сравнению с социально-политическими и духовно-нравственными ценностями;

— установлено, что на уровне массового бессознательного нередко противопоставляются ценности социальных институтов (прежде всего, органов власти) и ценности малых социальных групп, составляющих микросреду общения человека.

Положения, выносимые на защиту.

1. Диатропический принцип минимального универсума (и принцип дополнительности Н. Бора как его частный случай) диктуют необходимость рассматривать состояние массового сознания с одной стороны, как одномоментный срез текучего и изменяющегося массового сознания, с другой, как способ организации его содержания, то есть структуру сознания (иными словами, в единстве процессуальных и структурных элементов). Отсюда следует, что изучать структуру массового сознания необходимо в единстве его рациональных и эмоциональных составляющих, массового сознания и массового бессознательного.

2. В соответствии с диатропическим принципом минимального универсума выделяется семиуровневая ценностная структура массового сознания. Первый уровень — когнитивный — включает когнитивные элементы ценностных ориентаций, существующих в массовом сознании. Второй уровень — аффективный — содержит эмоциональные компоненты ценностных ориентаций.

Эти два уровня находятся на «поверхности» массового сознания, вполне осознаются респондентами, и обычно выявляются при социологических исследованиях, в том числе — общественного мнения, которые проводятся, в частности, методами анкетирования и формализованного интервью. Как правило, это социальные стереотипы, слабо связанные с реальным поведением людей, о которых социологи зачастую говорят, что они «усвоены респондентами на вербальном уровне».

Последующие слои выступают как массовое бессознательное и могут быть выявлены в массовом сознании с помощью специальных методик, например, факторного или корреляционного анализа. Третий уровень характеризует ценностные ориентации относительно социальных институтов власти, которые транслируют социальные нормы и ценности, относительно тех социальных субъектов, с которыми люди связаны отношениями подчинения. Четвёртый уровень содержит ценностные ориентации, исторически выражающие отношение человека к различным элементам социальной структуры общества. Пятый уровень включает ориентации относительно ключевых моментов бытия, таких, как смысл жизни, отношение к смерти и т. п. На шестом уровне представлены разного рода архетипы коллективного бессознательного. Седьмой уровень массового сознания включает эмоциональные ценности, проявляющиеся в существовании ориентаций на ценностные переживания.

3. В 1991 — 2004 гг. массовое сознание жителей Красноярского края характеризовалось противоречиями между ценностными уровнями сознания и бессознательного. На сознательных уровнях жителей края беспокоили проблемы, в основном навязанные средствами массовой информации (рост цен, нехватка продуктов и т. д.), в то время как подсознательно население было обеспокоено социокультурными проблемами (кризис морали, культуры, загрязнение окружающей среды). Только спустя некоторый период времени жители Красноярского края в действительности столкнулись с трудностями своего материального положения и осознали те проблемы, которые ранее обсуждались. Таким образом, с течением времени происходит переход ряда ценностей из бессознательного на уровни массового сознания.

4. В начале трансформационных процессов в стране население региона на сознательных уровнях приветствовало социально-демократические ценности, однако подсознательно во многом этому противилось. В результате, фиксируемые на глубинных уровнях коммунистические, националистические, монархические и авторитарные ориентации к концу изучаемого периода вышли на поверхность массового сознания. В 2004 году.

13 структура ценностных ориентаций в массовом бессознательном населения Красноярского края стала существенно более фрагментарной, чем в предшествующие годы. Это.' свидетельствует об усилении процессов ценностной дезинтеграции населения, которая выступает прямым следствием противоречивых социальных процессов, происходящих в трансформирующемся российском обществе.

5. Социально-политические и духовно-нравственные ценности значимы для людей лишь в той степени, в какой реализованы их материальные ценности, которые достаточно стабильны во времени. Рост поляризации населения по материальному признаку позволяет выделить две группы ценностей: «ценности богатых» и «ценности бедных».

6. Степень доверия тому или иному социальному институту или общности во многом обуславливает принятие или отторжение людьми распространяемых этими институтами и общностями норм и ценностей. На уровне массового бессознательного нередко противопоставляется доверие социальным институтам (прежде всего, органам власти) и малым социальным группам, представляющим микросреду общения человека. Выявлено неосознанное недоверие ряда респондентов самому себе, что свидетельствует об их социально-психологическом неблагополучии.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в развитии принципов постнеклассической социологии для анализа ценностных ориентаций в массовом сознанииобоснована методологическая роль принципа минимального универсума и принципа дополнительности как его частного случая для социологического изучения массового сознаниятеоретически обоснована и эмпирически апробирована иерархическая модель ценностных ориентаций в массовом сознании, включающая его сознательные и бессознательные уровни.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования для более полного понимания процессов, происходящих в массовом сознании трансформирующегося общества: реакции населения, готовности к восприятию внедряемых демократических.

14 ценностей, социального самочувствия и т. п., которое необходимо для успешного реформирования и социального управления.

Апробация работы.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования изложены на конференциях и семинарах: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы связей с общественностью и рекламы» (Красноярск, апрель 2005 г.) — региональная научная конференция «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии» (Красноярск, апрель 2005 г) — межрегиональная научно-практическая конференция «Управление качеством образования, продукции и окружающей среды» (Бийск, июнь 2005 г.) — Международный форум «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, сентябрь 2005 г.). По результатам диссертационной работы автором опубликованы монография, 10 статей и тезисов общим объемом 9,5 п.л.

Материалы исследования используются в преподавании курсов «Современная теоретическая социология», «Методика и методология социологического исследования», «Социологические исследования в общественных связях» студентам отделения социологии и общественных связей психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем текста диссертации составляет 160 страниц. Библиографический список включает 264 наименования работ, в том числе 11 на английском языке.

Выводы различных исследователей о политических представлениях россиян в целом не противоречат нашим результатам. Так, по данным опросов ВЦИОМ, первые признаки нарастания в массовом сознании тяги к твердой власти появились в российском обществе еще весной 1992 г. Вплоть до апрельского референдума (1993 г.), значительная часть людей в стране (от 26% до 36%) видела единственный выход из политического кризиса в установлении жесткой диктатуры. Не соглашались с этим 47−51% респондентов [244, С. 15].

В исследовании ИНДЕМ и РОМИР [95] в 1999 году выделяли «дезадаптантов» (37%), «социально ригидных» (41%), адаптантов (5%). «Социально-консервативные», увеличившись до 49%, превратились, по его мнению, в класс «равнодушных». Деидеологизация этой группы населения проявляется теперь в их полном равнодушии ко всему, что предлагает рынок политических идей. К ним примыкает группа «всеядных» (7%), готовых с энтузиазмом поддержать любые политические призывы, даже если они противоречат друг другу. Кроме того, выделяют «люмпенов» (19%) -сторонников жесткой руки, сворачивания демократических свобод, перераспределения собственности, уравниловки- «демократов» (18%), которые отдают предпочтение традиционным демократическим ценностям при некотором равнодушии к экономической проблематике- «либералов» (7%), ценящих экономические свободы, гарантии прав собственности, минимальное вмешательство государства в жизнь граждан, довольно равнодушных к демократическим ценностям. Подытоживая «вектор перемен» за десять лет, наиболее существенными исследователи считают следующие процессы: отчетливое идеологическое структурирование на полюсах политического спектраувеличение доли деидеологизированныхрасщепление демократических и либеральных ценностей.

К похожим выводам приходят авторы исследований, выполненные в рамках проекта «Томская инициатива» и подтвержденные данными опросов января декабря 2002 года. По их мнению, пропасти между элитой и «косной средой» сегодня не существует. Российское общество не сопротивлялось либеральным реформам начала 1990;х годов и не отторгало ценности, лежащие в их основе — по крайней мере, в их словесном выражении. В том числе и потому, что эти реформы органично вписывались в социокультурную ситуацию, сложившуюся в стране задолго до них [201].

Как видим, несмотря на своеобразие подходов и связанные с этим различия в полученных результатах, авторы цитированных работ едины в том, что процесс изучения трансформирующегося общества чрезвычайно сложен и зачастую дает противоречивые результаты даже в рамках одного исследования, что значительно затрудняет анализ.

Тем не менее, результаты приведённых выше исследований, в основном, совпадают с нашими данными. За исключением, пожалуй, одной особенности — специфики массового бессознательного, которое, в большинстве случаев, оставалось вне рамок социологических исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итоги нашей работы дают основание сделать вывод о некоторых тенденциях в структуре и динамике ценностей в массовом сознании населения Красноярского края за пятнадцатилетний период реформ.

Первая тенденция охватывает трехлетний период начала реформ (19 911 994гг.) и характеризуется крайней противоречивостью и запутанностью массового сознания. В начале переходного периода оно формировалось, главным образом, под давлением СМИ, где достаточно жестко отрицались старые стереотипы, заменяясь новыми, а не формировались системные представления о действительности. Все это привело к ряду противоречий: стремление к рынку и отсутствие рыночной культуры, обожествление некоторых лидеров и быстрое разочарование в них, желание перемен и страх перед ними. Очевидно, в связи с ломкой традиционных ценностных ориентиров и объектов идентификации, среди населения Красноярского края возрос процент верующих. Точнее, тех людей, которые, как правило, надеются только на Бога и своих близких.

Но, несмотря на ухудшение социально-экономических условий жизни, большинство людей на сознательном уровне отдавало предпочтение рыночно-демократическим преобразованиям. Правда, было бы ошибкой считать, что это на самом деле люди с демократическими политическими убеждениями и рыночными ориентациями. Здесь проявилось противоречие между стереотипами массового сознания, сформировавшегося под воздействием СМИ, с одной стороны, и реальными, не всегда ясно осознанными, мотивами поведения людей, выражающими их базовые ценности, — с другой.

То же самое касалось и материальных ценностей. Несмотря на возникшую остроту материальных проблем, крушение прежних идеалов и жизненных стандартов, на глубинном уровне отмечалась небольшая значимость ценностей материального характера.

1995 год можно назвать переломной точкой в сознании жителей Красноярского края. С этого момента начала проявлять себя вторая тенденция. Основная ее особенность заключалась в том, что к этому времени образовавшиеся в процессе трансформации социальной структуры российского общества маргинальные (имеющие переходное положение) социальные группы в своем большинстве адаптировались к новым социально-экономическим условиям и стали менее подвижны в своем социальном статусе. Подобная ситуация имела ряд последствий. Во-первых, рост поляризации населения по материальному признаку сформировал две группы проблем: «проблемы богатых» и «проблемы бедных». К числу «проблем богатых» относятся: недостаточное финансирование науки, образования, культуры, рост преступности, обострение межнациональных отношений, коррупция в органах власти, экологический кризис, кризис морали. «Бедных» больше беспокоят иные проблемы: рост цензадержка выплаты заработной платыотсутствие уверенности в завтрашнем днеситуация в Чечнерост безработицырасслоение на богатых и бедных. Во-вторых, ценности духовно-нравственного характера начали вытесняться ценностями сугубо материального, прагматического характера. В-третьих, в 1995 году преобладающими жизненными стратегиями населения Красноярского края являлись иждивенческая и утопическая (исключение составляла немногочисленная социальная группа, удовлетворенная своим материальным состоянием).

Все это подтверждает нашу гипотезу о том, что социально-политические и духовно-нравственные ценности зависят от уровня жизни людей. В течение многих лет реформирования большинство населения региона решало для себя по сути одну задачу — выживание. Поэтому, неудивительно, что социально-экономические факторы во многом обусловили формирование ценностных ориентаций, и фактически вытеснили духовно-нравственные и демократические ориентации.

Последняя тенденция в динамике массового сознания населения Красноярского края фиксируется с 1999 г. Она характеризуется тем, что доминировавшие на глубинных уровнях ценности, которые являлись приоритетными в начале периода реформ, вышли на поверхностные уровни. В 2004 году каждый третий респондент считал приемлемой для себя коммунистическую идеологию. Более того, иждивенческие ориентации так же фиксируются и на глубинных уровнях, то есть в массовом бессознательномисключение составляет молодежь и немногочисленная социальная группа, удовлетворенная своим материальным состоянием — в основном жители города. В этот период мы наблюдаем своеобразное «выравнивание» ценностных ориентаций, как на уровне массового сознания, так и на более устойчивом уровне массового бессознательного.

Это позволяет сделать неутешительный вывод, что идеология либерально-рыночных реформ во многом противоречит как массовому сознанию, так и массовому бессознательному населения края. Люди боятся неопределенностей, противятся инновациям, связанным с непродуманной реализацией целого ряда реформ. Речь идет о реформах образования, ЖКХ, страховании гражданской ответственности и т. п., против которых неоднократно выступает общественность. Среди населения старшего и среднего возраста преобладают патерналистские и потребительские ориентации. Эти люди склонны считать, что улучшение их собственной жизни практически не зависит от них самих, поэтому у них существует потребность в защите государства посредством предоставления социальных льгот и гарантий. На наш взгляд, это как раз тот парадоксальный случай, когда ценностные ориентации граждан являются одним из «препятствий» на пути либерального реформирования общества.

Вместе с тем, среди жителей края все же есть небольшая социальная группа людей, которые придерживаются самостоятельной стратегии, и в большинстве своём полагают, что улучшение их жизни зависит непосредственно от них самих. Они не склонны считать (в отличие от.

137 приверженцев утопической стратегии), что это зависит от профсоюза, администрации города или района, губернатора или Законодательного собрания края, правительства России или Государственной думы. Это, в основном, молодежь и люди старших возрастных групп, удовлетворенные своим материальным положением.

Отсюда вытекает иллюзорность мнений об успехе демократических и рыночных реформ. На наш взгляд, любые действия властей должны учитывать подобные свойства массового сознания и массового бессознательного.

Таким образом, постнеклассический подход к социологическому изучению массового сознания является плодотворным методологическим средством для углублённого изучения тенденций изменения структуры массового сознания населения региона в условиях реформирования общества. Применение диатропического принципа минимального универсума и принципа дополнительности как его частного случая, позволило, в известной мере, преодолеть существующую в современной отечественной социологии эвристическую пропасть между массовым сознанием и массовым бессознательным. Методика анализа массового сознания, используемая в данной работе, видится нам достаточно эффективной для решения задач, связанных с социальным управлением, поскольку комплексный анализ массового сознания в единстве сознательных и бессознательных уровней наиболее адекватно отражает социальную реальность. При этом, весьма перспективным, как с научной, так и с практической точек зрения, нам представляется применение методологического принципа минимального универсума и принципа дополнительности для социологического анализа рациональных и эмоциональных ценностных ориентаций населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Р. Несколько философских штрихов к новой научной картине мира, http://www.roerich.com/aipe/russian/filstrh.htm
  2. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 5. -С. 63−70.
  3. Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2000. — 342 с.
  4. A.JI. Политический спектр России. Структура, идеологии, основные субъекты. М., 1997. — 192 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 2005. — 362 с.
  6. А.В. Материалистические / постматериалистические ценности России // Социс. 1994. — № 11. — С. 73−81.
  7. Е., Лесная Л. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. — С. 37−46.
  8. Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // Социс. 1999. — № 4. — С. 58−62.
  9. Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветских наций // Социс. 1998. — № 4. — С. 57−67.
  10. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  11. А.С. Специфика российского общества, культуры, ментальности как теоретическая и практическая проблема // Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 9. / РНИСиНП. -М., 2001.-286 с.
  12. Г. К. «Массы» теории // Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990. — С. 181−182.
  13. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. / Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — 446 с.
  14. Н. Политическое сознание. http://www.nicbar.narod.ru/theoriapolitiki24.htm
  15. Е. Трансформация ценностей демократического государства (1995−1999). Посткоммунистическая трансформация и формирование демократического общества в России. http ://www.hrpubl isher. org/j ournal/anal iz/transform, htm
  16. B.X. Социальные иллюзии: опыт анализа // Социс. 2001. -№ 5.-С. 110−116.
  17. JI.A. Российское общество в преддверии рынка // Мир России. -М., 1992.-№ l.-T. 1.-С. 39−65.
  18. JI.A. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. М.: Academia, 2001. — 183 с.
  19. Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. — 346 с.
  20. М.Р. Научный анализ феномена «массовое сознание» // Новые идеи в философии: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2001. — Вып. 10. — С. 149−151.
  21. А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций // Электронный социологический журнал «Кредо». № 21, 2000. www.credo.osu.ru/021/007/shtml
  22. В. Э. Образ В.В. Путина в массовом сознании // Социология власти. 2000. — № 2. — С. 5−19.
  23. В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. — № 7. — С. 46−52.
  24. Бор Н. Избр. науч. тр. в 2-х т. Т. II. — М., 1971. — 584 с.
  25. Л.Г., Солдатова Г. С. Социология личности. Новосибирск: НГПУ, 1997.-238 с.
  26. М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. — 176 с.
  27. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. М., 1997. — Т. 18. — № 2. — С. 18−33.
  28. Л.Г. Первые контуры постпереходной эпохи // Социс. 2001. — № 4.-С. 3−15.
  29. Л.Г., Петухов В. В. Год после кризиса в оценках россиян // Свободная мысль. М., 1999. — № 9. — С. 90−97.
  30. Л.Г. Становление новой политической идентичности в постсоветской России. Эволюция социально-политических ориентаций и общественного запроса // Россия: становление демократических ценностей? М.: Московский центр Карнеги, 1999. — С. 43−86.
  31. И.В., Першин Н. И. Особенности массового политического сознания (по результатам социологического исследования жителей города Волгограда) // Проблемы социально-гуманитарного знания: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 2000. — С. 196−201.
  32. Е.Г. К вопросу о методологических принципах исследования феномена массового политического сознания // Научные школы Волгоградского государственного университета. Социальная философия. Волгоград, 2000. — С. 281−300.
  33. С.И., Пешков В. П., Обухов С. П. Политическая социология: Массовые настроения на переломе веков, 1998 2003 гг. / Центр исслед. полит, культуры России. — М.: Рус. летописец, 2003. — 191 с.
  34. В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Научные доклады высшей школы. Философия науки. М., 1968. — № 2. С. 73−82.
  35. Ю.Г., Нечипуренко В. Н., Попов А. В., Самыгин С. И. Социология. Курс лекций. Ростов-н/Д, 2000. — 511 с.
  36. Выборы в Красноярском крае и закон о референдуме. http://www.politcom.ru/aaacsocl 1 .php
  37. Д.П., Соколов Н. П. Исследование политических ориентаций // Социс. 1999. — № 1. — С. 66−77.
  38. З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социс. 1998. — № 10. — С. 61- 69.
  39. М.К. Общественное мнение. История и современность. М.: Политиздат, 1988. — 382 с.
  40. М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992−2002 гг. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. — 512 с.
  41. И.В. Генезис понятия «массовое» в западной интеллектуальной традиции // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. 1, Гуманит. науки. Воронеж, 2000. — Вып. 1. — С. 179−187.
  42. С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 2001. — 230 с.
  43. С.И., Растов Ю. Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 256 с.
  44. С.И., Гуслякова Л. Г. Социология в подготовке и деятельности специалистов по социальной работе в России. Учебное пособие. Барнаул, 2001. — 141 с.
  45. С.И., Гуслякова Л. Г. Социология для социальной работы. Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. -М., 2002. 163 с.
  46. С.И., Растов Ю. С. Основы современной социологии: учебное пособие для гуманитарных вузов и факультетов. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 256 с.
  47. С.И., Субетто А. И. Основы неклассической социологии. -М.: РУСАКИ, 2000. 208 с.
  48. .А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. — 368 с.
  49. .А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967. — 308 с.
  50. О.А. Концепции и методы изучения сознания на уровне больших групп, http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/eu.htm
  51. Л.Г. Социальная психология: проблемы теории и практики. -Барнаул: 1990. 83 с.
  52. Л.Г., Дёмина Л. Д. Психология и социальная работа. -Барнаул, 1991.-240 с.
  53. Л.Г. Теория и практика социальной работы. Избранные труды 1990-х гг. Барнаул-Шумановка, 1999. — 268 с.
  54. Л.Г. Формирование системы профессионального социального образования в российском обществе во второй половине XX начале XXI веков. — Барнаул, 2004. — 243 с.
  55. А.А. Два подхода к моделированию формирования общественного мнения // Актуальные вопросы общественного мнения.- М.: ИСАН, 1990. С. 87−92.
  56. А. А. Измерение социальной напряженности / Рос. акад. наук. Ин-т социологии и др. М.: Ин-т социологии, 1992. — 32 с.
  57. А.А. К вопросу об определении понятия «общество» // Социс.- 2004. № 2. — С. 12−23.
  58. А.А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: ИС, 1994.- 198 с.
  59. А.А. Системный подход в социологии: законы социальных систем. М., 2004. — 256 с.
  60. А.А. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем. М., 2005. — 328 с.
  61. А.А. Социология как метапарадигмальная наука // Социс. -1992. № 9.-С. 85−87.
  62. А. А. Теоретико-методологические и методические проблемы измерения фундаментальных ценностей в сфере трудовой деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09.00.09) / Ин-т социологии АН СССР. М., 1989. — 22 с.
  63. А.А. Теория «социальных фрагментов» общая социологическая теория? // Социс. — 2004. — № 8. — С. 131−138.
  64. А. А., Чураков А. Н. Модульный анализ и моделирование социума. М., 2000. — 208 с.
  65. В.В. Социальная экология и массовое сознание / Волгогр. мед. акад. Волгоград, 2000. — 203 с.
  66. Десять лет социологических наблюдений / Сост. Черняков А. А. М.: Ин-т Фонда «Обществ, мнение», 2003. — 686 с.
  67. Г. Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания: (Социально-психологическое исследование) / РАН. Ин-т мировой экономики и международных отношений. М., 1998.- 134 с.
  68. Динамика ценностей населения реформируемой России. / Отв. ред. Лапин Н. И., Беляева Л. А. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 224 с.
  69. А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002. — 524 с.
  70. М.В. Особенности познания «открытого общества» как саморазвивающейся системы.http://www.old.ssu.samara.ru/reserach.philosophy/journal8/13.htm
  71. Духовное становление человека. М.: Знание, 1972. — 250 с.
  72. Е.А. Массовое сознание: проблема определения и статуса // Поиск: Философские и социально-экономические исследования. -Мурманск, 2002. Вып. 4. — С. 28−38
  73. М.Р. Массовое сознание // Социология. Энциклопедия. -Минск, 2003. С. 538−539.
  74. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века. / Под ред. С. И. Григорьева. М., 2003. — 379 с.
  75. А.Н. Психология политического лидерства в современной России. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар, центр, 1996. — 190 с.
  76. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психолог: проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С. 38−46.
  77. Н.Н. Хозяйственная культура постсоветской России. Вып. 9. РНИСиНП. М., 2001. — 280 с.
  78. Т.И. Социентальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации: Дело, 2002. — 556 с.
  79. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  80. А.Г. Социология российского кризиса. М.: Наука, 1999.- 350 с.
  81. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т. 2. — М., 1965. — С. 128 149.
  82. Р.А., Келасьев В. Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб.: Языковой центр филол. фак. СПбГУ, 1995. — 85 с.
  83. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 32- 47.
  84. А. Единство и разделения современного русского общества // Знамя.-М, 1998.-№ 11.-С. 161−193.
  85. В.Н., Назаров М. М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. М., 1998.-№ 2.-С. 68−81.
  86. В.Н. Новое политическое мышление и массовое сознание // Социально-политические науки. М., 1990. — № 8. — С. 3−9.
  87. В.Н. Россия: социально-политическая ситуация (национальный и региональный аспекты). М.: ИСПИ РАН, 2000. — 96 с.
  88. Е.Б., Несмеянов Е. Е. Современная мифология / Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. Ростов н/Д, 2000. — 81 с.
  89. Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания Сб. обзоров / Редкол.: Агеев В. С. (отв. ред.), Бергер Я. М. -М.: ИНИОН, 1989. 241 с.
  90. Идеологические предпочтения населения России: новые тенденции (по данным исследований ИНДЕМ и РОМИР). М.: Горбачев-фонд, 2000.- 294 с.
  91. М.В. Умножение идеологий, или проблема «переводимости» политического сознания // Полис. 1997. — № 4. — С. 78−87.
  92. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. — № 4. — С. 82−89.
  93. Информационный бюллетень. Выпуск № 4 (специальный). / Красноярский краевой совет народных депутатов, Информационно-методический кабинет. Красноярск, сентябрь 1992. — 75 с.
  94. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поседения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — С. 252−267.
  95. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России. Аналитический доклад. М.: Институт философии РАН, 2002. — 283 с.
  96. Е.М., Бестаева М. Р. К вопросу об осмыслении понятий «массовое сознание» и «сознание масс» // Новые идеи в философии. -Пермь, 2003. Вып. 12. — С. 38−43.
  97. Е.Д. Общее и особенное в строительстве гражданского общества, http://cepvictory.freenet.uz/rus/referat3 .htm
  98. .Г., Клямкин И. М. Политическая социология переходного общества: либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. -№ 2. — С. 39−75.
  99. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -831 с.
  100. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.-213 с.
  101. Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики. (Вопросы теории и методологии). В 2-х книгах. -Томск, 1995.-372 с.
  102. И., Кутковец Т. Русская самобытность. М.: Институт социологического анализа, 2000. — 358 с.
  103. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  104. У.Jl. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории // Современная социологическая теория. М., 1961.-С. 43−57.
  105. А. (Андрей Савельев) Миф масс и магия вождей. М.: Национальный институт развития, 1998. — 430 с.
  106. Ш. Королев С. А. Долгие проводы советской эпохи // Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 9. РНИСиНП. М., 2001. — 286 с.
  107. С. А. Социология. Парадигмы через призму социологического воображения. М.: МГИМО ун-т, 2002. — 403 с.
  108. С.А. Толерантность общественного сознания: кросскультурный анализ российских и американских ценностей. http ://polit.spb.ru: 8101 /art.php3 ?rub= 118&id=1035 8
  109. B.B. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1995. -117с.
  110. В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.-270 с.
  111. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. — 477 с.
  112. Кризис ценностей или динамика ценностных ориентаций? http ://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros214.html
  113. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. / Под общей ред. Лапина Н. И. М.: ИФРАН, 1994. — 243 с.
  114. O.K. Гражданское общество и массовое сознание: Несколько социологических фактов: Учебное пособие / С.-Петерб. гос. ун-т.-СПб., 2000.-71 с.
  115. Л.П. Интегральная социология. В 6 кн. Книга первая. Предметная область и её философско-теоретическое обоснование. -Новосибирск, 2004. 380 с.
  116. С.В. Размышления о советском менталитете // Сталин. Сталинизм. Советское общество. М., 2000. — С. 337−363.
  117. Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России. // Социс. 2003. — № 6. — С. 78−87.
  118. Н.И. Тяжкие годины России: (Перелом истории, кризис, ценности, перспективы) // Мир России. М., 1992. — Т. 1. — № 1. — С. 537.
  119. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. 1997. — № 3. — С. 14−24.
  120. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социс. М., 1994. — № 5. — С. 28−39.
  121. Н.И., Беляева Л. А. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996. 224 с.
  122. Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. — 311 с.
  123. Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 19 932 000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — 574 с.
  124. В.П. К проблеме становления социально-философской концепции массового сознания // Тр. членов Рос. филос. о-ва. М., 2004. — Вып. 7. — С. 298−305.
  125. Т.Н., Убиенных Т. Н., Эйдельман Я. Л. Экономическая реформа в России: культурные барьеры // Россия: трансформирующееся общество. М.: Канон-пресс, 2001. — С. 124−143.
  126. Т.Ю. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. Вып. 5. — М.: Наука, 1970. — С. 32−44.
  127. МакейкинаН.Ю. Власть и культура: проблема воздействия на массовое сознание: Автореф. дис.. кандидата наук- Философские науки: 09.00.11 / Пенз. пед. ун-т. Пенза, 2000. — 21 с.
  128. И.О. Проблема жизненного самоопределения молодежи. Опыт прикладного исследования. Киев: Наукова думка, 1993. — 123 с.
  129. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Кн. 1. Тбилиси: Морани, 1991. — С. 71−138.
  130. Массовое сознание и массовая культура в России: история и современность: сб. ст. М-во образования Рос. Федерации, Рос. гос. гуманит. ун-т, Фак. истории, политологии и права- / Редкол.: Логунов А. П. (отв. ред.) и др. М.: РГГУ, 2004. — 304 с.
  131. Массовое сознание россиян в период общественной трансформации -реальность против мифов. Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта. М., январь 1996. http://www.nns.ru/analytdoc/doclad.html
  132. С .Я.- Шляпентох В.Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск: Сиб. хронограф, 2000. — 179 с.
  133. Е.Ю. Политическая установка // Политическая установка и современная российская политика. СПб., 2000. — С. 124−138.
  134. А.Ю. Демократические транзиты: Теоретико-методол. и прикл. аспекты / А. Ю. Мельвиль. М.: Моск. обществ, науч. фонд: Изд. центр науч. и учеб. прогр., 1999. — 106 с.
  135. Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М.: Прогресс, 1966. — С. 299−313.
  136. В.Т. Соответствие как отношение и принцип. Л., 1975. -238 с.
  137. Модернизация: зарубежный опыт и Россия / В. А. Красильщиков, В. П. Гутник, В. И. Кузнецов и др.- Рос. независимый ин-т социал. и нац. пробл. М.: Агентство «Инфомарт», 1994. — 115 с.
  138. Моральный выбор / Под общ. ред. А. И. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1980.-344 с.
  139. С. Век толп: Ист. Трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. — 475 с.
  140. Н.М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре. http://ooipkro.nm.ru/Text/tl3204.htm
  141. Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. 2000. — № 8. — С. 57- 68.
  142. Т.В. Массовое сознание: Статья вторая // Credo. Оренбург, 2000.-№ 4.-С. 97−105.
  143. Т.В. Массовое сознание и журналистика // Электронный социологический журнал «Кредо». 2000. № 3 (21). http://www.orenburg.ru/culture/credo/21/naumenko.html
  144. Т.В. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология. М., 2003. — № 1. — С. 147−157.
  145. Т.В. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
  146. Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Социологический журнал. 1996. — № 2. — С. 46−58.
  147. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. — 200 с.
  148. Д.Д. Основы универсумной теории социализации человека: Учебное пособие. Красноярск, 2004. — 53 с.
  149. В.Г. Базовые ценности в массовом сознании: ценностные переживания, смысл жизни и отношение к смерти, грех как социальный феномен: Курс лекций. Красноярск, 2002. — 60 с.
  150. В.Г., Грицков Ю. Н., Павлов А. П. Образы социальной реальности. Красноярск, 1999. — 121 с.
  151. В.Г., Невирко Д. Д., Гришаев С. В. Социология. Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учебное пособие. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. — 557 с.
  152. В.Г., Невирко Д. Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы: Учебное пособие. Красноярск: Горница, 1998. — 255 с.
  153. В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев: Политиздат Украины, 1990. — 223 с.
  154. В.Г. Современная теоретическая социология. Красноярск, 2003. 304 с.
  155. P.M. Религиозные и этнические ценности в структуре массового сознания: опыт социологического исследования в Республике Татарстан // Религия и идентичность в России. М., 2003. — С. 248−255.
  156. В.Б. Личность и её социальные ценности // Социология в СССР. В 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1965. — С. 30−49.
  157. Д.В. Массовые настроения в политике. М.: Прин-Ди, 1995. — 238 с.
  158. Д.В. Психология масс. СПб. и др.: Питер, 2001. — 363 с.
  159. Д.В. Трансформация человеческого сознания: (от мегамашины тоталитаризма к демократическому обществу) // Полис. -М., 1991.-№ 3.-С. 53−66.165.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс // Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991. — С. 40−229.
  160. Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. М.: Грант, 2000. — 287 с.
  161. Осенний кризис 1998 года: российское общество до и после. Аналитические доклады РНИСиНП / Под ред. Горшкова М. К., Чепуренко А. Ю., Шереги Ф. Э. М., 1998. — 262 с.
  162. Г. В. Реформирование России: итоги и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ, 1995. — 52 с.
  163. Г. В. Россия: национальная идея. Специальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию соц. и полит, наук, 1997. — 207 с.
  164. А.А. Последний год России. Хроника общественного мнения: июль 1996 март 1997 года // Независимая газета. 1997 г. 10 апреля.
  165. А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 270 с.
  166. А.С. Россия в цивилизационном процессе: (Между атлантизмом и евразийством). М.: ИФРАН, 1995. — 261 с.
  167. В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. М., 1996. — № 10. — С. 139−144.
  168. Т. Функциональная теория изменения // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. II. М.: ИСИ АН СССР, 1969.-С. 20−49.
  169. В. Физические очерки. М., 1975. 382 с.
  170. В. Системы общественного бытия Запада и России // Вопросы экономики. 2000. — № 8. С. 41- 52.
  171. В.В. Новые поля социальной напряжённости // Социс. М., 2004. — № 3. — С. 30−40.
  172. Н. О массовом восприятии свободы: Мнения социологов // Личность. М., 2000. — Вып. 6. — С. 34−38.
  173. Н.Н. Потребительское поведение влияние культуры. // Личность и культура. — М., 2000. — № 3. — С. 27−28.
  174. Н.П. Политическое сознание россиян в 90-е годы: состояние и некоторые тенденции развития // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. М., 1997. — № 5. — С. 35−43.
  175. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Базиков Р. В., Карпова B.C., Нестерова С. В. и др., Под ред. Шестопал Е.Б.- Институт «Открытое общество». М.: Аспект Пресс, 2002. — 203 с.
  176. B.C. Миф, религия, государство: Исслед. полит, мифологии. -М.: Ладомир, 1999. 440 с.
  177. С.И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценностей в социологии // Социологические исследования. 1979. — № З.-С. 57−68.
  178. И.М. Сознание и трудовая деятельность: (Ценност. аспекты сознания, вербальное и фактич. поведение в сфере труда) / И.М.
  179. , В.Б. Моин, М.Б. Кунявский. Одесса: Вища школа, 1985. -187 с.
  180. Принцип дополнительности http://ww.philosophy.nsc.ru/PUBLICATION/SIMANOV/PIiYSIK/O8/htm
  181. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М, 1987.-344 с.
  182. Психология толпы: Социальные и политические механизмы воздействия на массы. М., СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 794 с.
  183. Ю.Е. Трудовой коллектив как объект социологического исследования // Алтайский социологический вестник. Вып. 1. -Барнаул, 1991. — С. 56−62.
  184. Ю.Е., Трофимова Р. А. Конфликтология. Барнаул, 1995. — 118 с.
  185. Ю.Е. Протестное поведение в регионе // Социологические исследования. М., 1996. — № 6. — С. 41−45.
  186. Ю.Е., Трофимова Р. А. Методология и методика эмпирических социологических исследований конфликтности локальных социумов. Учебное пособие. Барнаул, 1997. — 102 с.
  187. Региональная статистика о социально-политических проблемах Красноярского края в 1995—1996 гг. Красноярск, 1998. — 45 с.
  188. М.А. Психология и новые идеалы научности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С. 3−43.
  189. Российское общество: становление демократических ценностей? / Моск. Центр Карнеги- Под ред. М. Макфола и А. Рябова. М.: Гендальф, 1999. — 239 с.
  190. В.О. Политические культуры и социальные изменения: Международные сравнения. / Рукавишников В. О., Халман JL, Эстер П. Пер. с англ., доп. и перераб., ред. и предисл. В. О. Рукавишникова. М.: Совпадение, 1998. — 366 с.
  191. А.А. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976. — 212 с.
  192. А.В., Курбангалеева Е. Ш. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — 445 с.
  193. JI.K. Мифы 90-х, или «вечные ценности нового поколения» // Вестник МГУ. Сер. 19. — 2002. — № 2. — С. 34−42.
  194. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. 407 с.
  195. Н.Ф. Природа массового сознания: проблемы исследования, http ://www. sociosamara. ni/Socio.nsf7bbdeObf8ccc 1 d595c425666700323550/a051 d076af9ae0 cdc425676200540d3770penDocument
  196. И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль, 1991. -195 с.
  197. З.В., Крокинская O.K., Поссель Ю. А. Социальное бессознательное. СПб.: Питер, 2005. — 267 с.
  198. З.В. Символическое сознание петербуржцев / В кн. Санкт-Петербург в зеркале социологии. СПб., 2003.
  199. К.С. Метаморфозы массы и структура в тоталитарном обществе // Тоталитаризм и тоталитарное сознание: Материалы III гор. науч.-практ. конф., апр. 1998 г. Томск, 2000. — Вып. 3. — С. 67−72.
  200. Студенческая молодежь и реформы: динамика массового сознания: (Опыт конкрет.-социол. анализа) / Гегель Л. А., Григорьев Б. В., Левашов В. И. и др.- Фонд стратег, исслед. гражд. общества и предпринимательства М.: Фонд «СИГОП», 1994. — 54 с.
  201. А.И. Разум и антиразум. СПб., 2003. — 547 с.
  202. Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996. — 111 с.
  203. В.М. Некоторые тенденции развития массового политического сознания на современном этапе. -http://stat.bashedu.ru/strncol/vestnic/magazl4/sukhanov.htm
  204. В.Н., Поправке Н. В. Генезис массового сознания. http://knowledge.isras.ru/sj/sj/12syrov.htm
  205. Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН: Изд-во КСП+, 1999. — 412 с.
  206. A.JI. Проблема доверия в отношениях руководства-подчинения как предмет социологического анализа и элемент концепции согласия в российском обществе // Социология и современная Россия. М., 2003. — С. 167−186.
  207. .Т. Кентавр-проблема в познавательной и преобразующей деятельности человека // Социологические исследования. 2005. — № 6. -С. 3−14.
  208. .Т. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социологические исследования. 2001. — № 6. — С. 16−27.
  209. .Т. Парадоксальный человек. М., Гардарики, 2001. — 398 с.
  210. .Т. Социальное настроение феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. -М., 1998.-№ 1.-С. 21−35.
  211. .Т. Фантомы общественного сознания и поведения // Социологические исследования. 2004. — № 9. — С. 22−29.
  212. Ю.Т. Массовое сознание рабочих от зарождения до 1917 года в курсе истории России / Брян. гос. техн. ун-т. Брянск, 2000. — 43 с.
  213. С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение: (Опыт интегратив. анализа). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 191 с.
  214. В.Г. Образ лидера в массовом сознании // Наука и культура. -Саратов, 2000. С. 57−59.
  215. А.К. Духовное обновление общества. М., Мысль, 1990. — 334 с.
  216. Н.С. Ценностные ориентации власти как интегрирующий фактор социального знания // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. М., 2001. — № 2. — С. 30−40.
  217. JT.H. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Питер, 2003. — 352 с.
  218. В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. -Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние АН СССР, 1986. 187 с.
  219. Франк C. JL Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М.: Мысль, 1991. -320 с.
  220. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Психология толпы: Социальные и политические механизмы воздействия на массы. -М., 2003.-С. 317−398.
  221. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
  222. Целостность социальных систем / Под ред. А. А. Давыдова. М.: ИС, 1991.-93 с.
  223. Ценности массового сознания в СССР и США (Некоторые результаты сравнительного советско-американского исследования) / Сост. Ю. В. Кизиченко. М.: Институт социологии РАН, 1989. — 69 с.
  224. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под. ред. А. Г. Здравомыслова. М., 1967. — 294 с.
  225. М. Формализм в этике и материальная этика ценностей. / Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. — 415 с.
  226. А.Е. Психика, сознание, бессознательное. Тбилиси, 1979. -408 с.
  227. Е.Б. Образы власти в политической культуре России. М.: МОНФ, 2000. — 242 с.
  228. Е.Б. Политическая психология. М.: ИНФРА-М, 2002. — 447 с.
  229. Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теорет. и прикл. пробл. полит, психологии. М.: РОССПЭН, 2000. -430 с.
  230. В.Э. Проблемы репрезентации социологической информации. М.: Статистика, 1976. — 388 с.
  231. В.К. Массовое сознание молодежи Чувашии в процессе модернизации российского социума: (Социал.-филос. анализ). -Чебоксары, 2002. 198 с.
  232. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. М., 1994. — № 1. — 165 с.
  233. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. М., 1997. — № 5. — 157 с.
  234. Л.Г. Теории ценности в социологии: вчера и сегодня // Социс.-М., 2001.-№ 8.-С. 146−151.
  235. ЮнгК.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. — 317 с.
  236. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Унив. кн.- М.: ACT, 1997. — 538 с.
  237. В.А. А все же умом Россию понять можно // Россия: трансформирующееся общество. М.: Канон-пресс-центр, 2001. — С. 2234.
  238. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-С. 20−31.
  239. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. — 304 с.
  240. В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание соц. реальности. М.: Добросвет: Кн. дом. «Унт», 1998. — 595 с.
  241. И.Г. Государство: дополнительность социокультурного анализа // Россия: трансформирующееся общество. М.: Канон-пресс-центр, 2001.-С. 10−22.
  242. Barbaler J.M. Social Emotions: Confidence, Trust and Loyalty // International Journal of Sociology and Social Policy. Hull, 1996. Vol. 16, # 9/10. P. 75−96.
  243. Braud W., Anderson M. Transpersonal research methods for the social sciences: Honoring human experience. Thousand Oaks, С A, SAGE Publications, Inc., 1998. 321 p.
  244. Garfinkel H. Studies of ethnomethodology. Englewood Cliffs, N.Y. Prentice-Hall, 1967.
  245. Hofstede G. Culture consequences: Comparing values, beahviors, institutions and organizations across nations. Second edition. Thousand Oaks, CA, SAGE Publications, Inc., 2001.
  246. Jones E.E., Gerard H.B. Foundations of social psychology. N.Y., Wiley and Sons Inc., 1967.
  247. Mead G.H. Mind, self and society. From the standpoint of a behaviors. Chicago. Chicago University Press, 1934.
  248. Mead M. National character // Anthology Today / A.L. Kroeber (ed.) Chicago: University of Chicago Press, 1953.
  249. Parsons T. Essays in sociological theory: Pure and applied. Glencoe, III. Free Press, 1949.
  250. Rokeach M. The nature of human values. The Free Press. N.Y., L., 1973.
  251. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical test in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25. 1992.
  252. Tedeschi J.T., Lindskold S. Social psychology. Interdependence, interaction and influence. N.Y. London — Sindey — Toronto, John Wiley and Sons Inc., 1976.
Заполнить форму текущей работой