Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Социальная информатика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой части рассматривается социальная информатика как научная дисциплина, обеспечивающая систематическое изучение и анализ процессов сбора, обработки, хранения, организации, распространения, оценки и использования информации в социально-экономической сфере, в том числе процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационно-коммуникационных… Читать ещё >

Предисловие. Социальная информатика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), постепенное проникновение этих технологий в различные сферы жизни людей, стимулировало появление не только научных исследований, но и разнообразных футурологических и публицистических работ, в которых с разных точек зрения исследуются проблемы взаимоотношения «информационные технологии — общество».

Концепция информационного общества обычно рассматривается, как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, новая фаза общественного развития, в которой информационный сектор экономики оказывает решающее влияние на развитие, как мирового сообщества, так и отдельных стран[1]. В 1990;х, начале 2000;х годов под влиянием стремительного развития Интернета и появлением так называемой «новой экономики» появилось большое количество работ, в которых либо развивались идеи постиндустриализма в направлении акцентирования внимания на технологическом или информационно-коммуникационном компоненте общественного развития (например, «технотронное общество»), либо делалась попытка построить комплексную теоретическую модель новой общественной системы. При этом используются разнообразные названия: «информационное общество», «сетевое общество», «информационализм», «общество, основанное на знаниях» и др.

Важно подчеркнуть, что с конца 1990;х годов концепция информационного общества начала активно применяться в социальной практике и проектах, направленных на внедрение ИКТ в различные сферы жизни общества, что особенно проявилось в программах Европейского Союза. В частности проблематика информационного общества начала обсуждаться в середины 1990;х годов на совещаниях и конференциях, организованных Советом Европы, Европейской Комиссией, ЮНЕСКО и многими другими международными и межправительственными организациями. В 1998 г. Международный союз электросвязи (ITU) выступил с предложением о проведении под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) Всемирного Саммита по информационному обществу. Параллельно осуществлялась аналогичная деятельность в рамках «Группы Восьми» (G8), которая завершилась подписанием в 2000 г. «Окинавской хартии глобального информационного общества», где лидеры государств, входящих в G8 обозначили готовность к реализации в своих странах программ, направленных на развитие информационного общества и ликвидации информационного неравенства. Следует отмстить, что подготовка федеральной целевой программы «Электронная Россия» началась сразу после подписания В. Путиным «Окинавской хартии».

Всемирный Саммит по информационному обществу был проведен в два этапа. Первый — в декабре 2003 г. в Женеве, второй — в ноябре 2005 г. в Тунисе. В России в это время начала готовиться и обсуждаться в экспертном сообществе «Стратегия развития информационного общества в России», которая была утверждена в начале 2008 г. Тем самым можно констатировать, что сам термин перестал быть чисто научным и начал активно использоваться в проектах и программах на международном и государственном уровнях.

При этом следует отметить, что звучат и весьма осторожные оценки применимости термина информационное общество для научного анализа социально-экономических процессов и тенденций развития современной цивилизации. Например, Фрэнк Уэбстер свою работу «Теории информационного общества» заканчивает главой «Существует ли информационное общество?»[2], где обозначается, что само базовое понятие информационного общества было до какого-то момента полезным, т.к. позволило внести организацию в поле явлений, которые подлежали исследованию. В частности, концепция информационного общества помогла исследователям сосредоточиться на различных явлениях и рассматривать их в совокупности — сдвиги в структуре занятости, появление новых средств распространения информации, изменения в сфере образования и т. п. Однако, по мнению Ф. Уэбстера, понятие «информационное общество», сыграв на определенном этапе положительную роль, вводит в заблуждение особенно тем, что намекает на существование нового типа общества, где социальные изменения всецело определяются как последствия этапов информационной революции.

Превалирование линии технократического детерминизма в работах посвященных информационному обществу действительно просматривается и, на наш взгляд, альтернативой может служить рассмотрение процессов влияния информационной сферы на жизнь социума с точки зрения институционального подхода к анализу социально-экономического развития и изучению трансформации современного общества.

Важным фактором в этих процессах является развитие глобализации, где информационный компонент является важным, но не определяющим. Информационная экономика и электронный бизнес, получившие обобщенное название «новая экономика», в первую очередь понятия из области экономической науки, и лишь во вторую — информатики. Этот факт убедительно подтвердил на рубеже веков крах NASDAQ и другие менее заметные кризисные явления, связанные со становлением и развитием информационной сферы современной экономики и финансов. В настоящее время успех сетевых коммерческих проектов определяется, в своей основе, нс спецификой информационной системы, а эффективной бизнес-моделыо самого проекта и качеством работы с целевой аудиторией и партнерами.

Следует отметить, что концепция обществ знаний, которую в настоящее время продвигает ЮНЕСКО, позиционируется как некая антитеза концепции информационного общества. Однако, критика информационного общества за превалирование технократического детерминизма, пока еще нс сопровождается конструктивными идеями, которые могут показать принципиальное отличие этих двух понятий. При этом та линия, которую провозгласила ЮНЕСКО, заявляя о продвижении концепции обществ знаний — линия гуманизации процесса глобализации — естественно, заслуживает всяческой поддержки, однако научного обоснования введения нового термина пока еще не появилось.

В частности, UNDP (Программа развития ООН) в 2004 году свой традиционный доклад «О развитии человеческого потенциала в России» посвятила рассмотрению темы «На пути к обществу, основанному на знаниях»[3]. В докладе выделяются восемь главных проблем (или направлений развития и исследований):

национальная инновационная система как основа экономики знаний России;

  • — перспективы формирования экономики, основанной на знаниях;
  • — экономический рост, доходы и социальная дифференциация;
  • — могут ли знания заменить людей?
  • — образование и рынок труда;
  • — человеческое развитие и интеллектуальный потенциал регионов России;
  • — интеллектуальный капитал как основа богатства современного общества;
  • — отношение общества к знанию.

Доклад содержит рекомендации в отношении того, как эффективно использовать российские преимущества — один из самых высоких уровней образования, имеющийся технологический и научный потенциал и природные богатства — для развития человеческого потенциала через формирование общества, основанного на знаниях.

Успешность формирования нового общества, по мнению авторов доклада, зависит в первую очередь от развития экономики, основанной на знаниях (экономики знаний). Отмечается, что характерной чертой современной человеческой деятельности является наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития организаций. Для многих видов продукции большая часть стоимости создастся на стадии нс столько материального производства, сколько маркетинга, сбыта, научно-исследовательских и конструкторских разработок, в сфере обслуживания. Знания стимулируют возникновение новых видов деятельности, производств и отраслей, становятся движущей силой обновления имеющихся технологий, ключевым фактором конкурентоспособности и благосостояния населения. Все больше распространяются те виды активности, которые имеют дело со знаниями, информацией и пр.

Нетрудно вычленить в вышеприведенных сюжетах компоненты, воспроизводящие основные позиции концепции информационного общества, где вместо термина «информация» используется термин «знания». При этом снова возникает идея о том, что общество в определенный момент должно приобрести некие новые черты и стать обществом знания.

Возникает важный вопрос о соотношении понятий, описывающих общество как «постиндустриальное», «технотронное», «информационное», «сетевое», или «общество, основанное на знаниях». Представляется, что с научной точки зрения самым обобщающим следует считать понятие постиндустриального общества, описывающего важную фазу развития человеческой цивилизации, где можно выделить три крупных этапа: доиндусгриальное — индустриальное — постиндустриальное общество. Остальные понятия и соответствующие концепции имеют, естественно, право на существование и представляют собой описание процессов и возможных тенденций развития и трансформации социально-экономических систем на постиндустриальном этапе нашей цивилизации.

Представленный учебник и практикум является вторым изданием учебного пособия, подготовленного автором в 2012 г. Данное издание дополнено новой главой «Электронное участие граждан в принятии решений органами власти» и практикумом.

Учебник состоит из трех частей, раскрывающих тему от общего к частному.

В первой части рассматривается социальная информатика как научная дисциплина, обеспечивающая систематическое изучение и анализ процессов сбора, обработки, хранения, организации, распространения, оценки и использования информации в социально-экономической сфере, в том числе процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационно-коммуникационных технологий. Анализ процесса трансформации социальных институтов в ходе информационных революций осуществляется с использованием понятия общественная коммуникативная система, введенной в научный оборот проф. А. В. Соколовым. Отдельная глава пособия посвящена изучению основных принципов и понятий системного, структурно-функционального и институционального подходов применительно к анализу социально-коммуникативных процессов и явлений.

Во второй части учебника рассматриваются социально-экономические и политические аспекты развития информационной среды Внимание концентрируется на развитии концепций, представляющих взгляд с точки зрения экономической науки на процессы глобализации (фордизм и постфордизм, концепция «гибкой специализации» и др.), обозначены основные позиции сетевого подхода и понятие социального капитала (Ф. Фукуяма и др. авторы). Отдельный параграф посвящен рассмотрению вопросов моделирования политических систем и функционирования политической коммуникации в условиях информационного общества.

Третья часть посвящена рассмотрению концепций постиндустриального общества (Д. Белл, 36. Бжезинский, П. Дракер и др.), футурологических теорий (М. Маклюэн и Э. Тоффлер), а также взглядов на процессы развития информационной сферы М. Кастельса. Завершает издание изложение специфики формирования международных программ развития информационного общества и обществ, основанных на знании и рассмотрение вопроса электронного участия граждан в принятии решений органами власти.

Для закрепления знаний после каждой главы приведены контрольные вопросы, которые можно использовать как темы для самопроверки, или формулирования заданий для реферативных и самостоятельных работ.

В учебнике имеется глоссарий основных терминов, список рекомендуемой литературы, включающий основную и дополнительную литературу, а также ссылки на источники и информационные ресурсы.

Приведенный в учебнике практикум основан на использовании аналитического инструментария. Он создан под руководством автора силами магистрантов кафедры управления государственными информационными системами факультета технологического менеджмента и инноваций СанктПетербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.

Учебник «Социальная информатика» предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по инженерно-техническим и гуманитарным направлениям и специальностям.

Автор заинтересован получить отзывы и критические замечания, а также советы по совершенствованию учебного материала, представленного в настоящей публикации.

  • [1] Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.М., 1999. С. 8—11.
  • [2] Уэбстер Ф. Теории информационною общества. М., 2004. С. 360—373.
  • [3] На пути к обществу, основанному на знаниях: Доклад о развитии человеческогопотенциала в Российской Федерации. 2004 / Программа развития ООН. М., 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой