Проблемы семьи и пола как объекты философской рефлексии
Вл. Соловьева- 4) саморазвитие идей «нового религиозного сознания» выдвинуло на одно из важных мест решение вопросов пола, семьи и брака- 5) неоязыческая позиция В. В. Розанова резко отстоит от взглядов других деятелей «нового религиозного сознания» — 6) «русский проект» в рассматриваемом аспекте нес в себе резко радикальный заряд, который смыкается в своих целях с леворадикальными течениями- 7… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы. Изучение проблемы семьи и брака в отечественной философии не имеет сколько-нибудь прочной традиции. В настоящее время эта проблема получила новый импульс благодаря тому, что рухнули многие стереотипы, на которыхились представления не только о половом поведении человека, о браке и семье, но и о смысле его жизни. Сейчас много пишут и говорят о крахе семьи, о демографической катастрофе. Изучение причин, приведших к этому, представляется нам наиболее значимым. В этой связи особое значение приобретает социально-философское учение о браке и семье отечественных мыслителей конца XIX — нач. XX в.
Семья относится к числу фундаментальных сфер жизни общества. Понятие «семьи» входит в систему важнейших категорий социологии и социальной философии. Понятие «семья» не следует путать с понятием «брак». Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Брак является чисто юридическим понятием. В социальной философии семья изучается как специфическое общественное явление, в котором определенным образом взаимодействуют естественное и социальное, материальное и идеальное, объективное и субъективное, общественное и личное, сознательное и бессознательное. Социология в свою очередь определяет семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.1 Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на нескольких факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т. п. Социология выделяет в общей системе родственных отношений два основных типа семейной структуры: нуклеарную семью, состоящую из родителей и детей, и расширенную семью, которая включает нуклеарную семью и многих родственников. Русская философия, в лице Н. А. Бердяева, дала свое понимание семьи: «Семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. Семья очень связана с хозяйственным строем и имеет мало отношения к любви, вернее имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. .Элементы рабства всегда были сильны в семье, и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социализация любви означает ее подавление"2 С момента возникновения семья — самая устойчивая, самая надежная, самая долговечная взаимосвязь между людьми на земле. Величайшие умы русской культуры утверждали, что семья — это одна из мировых, вселенческих тайн. Брак — это фокус существования, это извечное счастье и извечная драма индивидуальной жизни.
По вопросу о сущности семьи, о ее месте и роли в жизни общества и
1 Смелзер Н. Социология. — М., 1994. — С. 392.
2 Бердяев Н. А. Размышления об эросе// Эрос и личность. — М., 1989. — С. 134, 142. личности, о судьбе семьи в будущем существует множество различных концепций, мнений, гипотез. В многообразии мнений о семье четко выделяется две парадигмы: научная и религиозная. Согласно Библии, семья была главной частью замысла Божия. Цель брака с точки зрения Библии можно выразить так: соединение двоих в единый духовно-телесный организм ради совершенствования и полноты бытия, ради совместного спасения и соединения с Творцом. Научная парадигма считает семью общественным институтом, выполняющим ряд жизненно важных специальных функций. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Нынешний век остро поставил проблемы пола, брака и семьи. Утрачена традиционная связь сексуальной жизни с понятием семьи, с понятием любви, с понятием нравов супружеской жизни. Произошло разделение семьи и любви, семьи и супружества. Семейная проблематика имеет непосредственное отношение к реальной человеческой жизни, к человеческому бытию, к судьбам современной российской цивилизации. Результатом системного кризиса, падения уровня жизни населения, «сексуальной революции» в России является снижение рождаемости, рост разводов, широкое распространение венерических заболеваний.
Современное человечество проблемы брака и любви решает вне церкви, преимущественно вне религии. Термин «свободная любовь» означает отнюдь не любовь, а оправдание «блуда». Раннее развитие подростков (акселерация), чрезмерное пробуждение чувственности, отсутствие культуры чувств, преждевременная беременность (девочки-матери), проституция (в России 1 млн. женщин работает на «панели»), широчайшая распространенность супружеских измен — стали нормой. Превосходство в любовно-сексуальных отношениях телесного над духовным, одобрение и признание практики сексуальных меньшинств как одной из разновидностей «нормальной любви» -все это имеет своим следствием нравственную деградацию молодежи, что в конечном счете может привести к вымиранию населения, в том числе в России. Стимулирующую роль в этих процессах играют распространение порнопродукции, сексуально-магическая ритмика, проникшая во все виды массовой культуры и т. п. В преодолении негативных явлений в области половой морали важнейшую роль призвана сыграть гуманизация общественных отношений и образа жизни, нравственное просвещение юношества, главной целью которого является воспитание целомудрия, помня, что «сексуальность и эрос нормально должны развиваться, параллельно друг друга, обогащая, но друг друга не заменяя».3
В обстановке кризиса российского общества роль семьи в частности в области формирования ценностных ориентаций и нравственных идеалов у современной молодежи приобретает особую актуальность. Научно-теоретическое осмысление места и роли семьи в процессе обновления и трансформации общества, в развитии и формировании личности, способной к жизни в условиях конкуренции, является неотложной задачей. Использование
3 Зеньковский В. На пороге зрелости. — М., 1991, — С. 15. философского наследия России призвано сегодня помочь нам обрести национальную почву в семейном вопросе. Именно поэтому мы обращаемся к трудам Л. Н. Толстого, Вл.С.Соловьева, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева и ищем в них ответы на вопросы: на чем и как будет строиться российская семья в XXI веке.
Степень разработанности проблемы. Исходной для диссертационного исследования явилась тенденция, сложившаяся в отечественной литературе рассматривать семью в качестве структурированной общественной системы, покоящейся на отношениях родства, на материальных и духовно-психологических основах. При этом духовно-нравственный фактор семьи в определенных конкретно-исторических условиях может сыграть доминирующую роль в ее развитии (В.В.Орлов, Л. А. Файнберг, Н. Д. Шимин и ДР-)
Вопросы брака, семьи, пола были объектом многих отечественных исследователей, представляющие различные научные направления и школы (Л.А.Абрамян, С. Т. Агарков, И.С.Бестужев-Лада, С. И. Голод, В. Н. Дружинин, И. С. Кон, М. С. Мацковский, И. Медведева, А. С. Меликсетян, Ю. Б. Рюриков, Ю. И. Семенов, Н. Я. Соловьев, А. Г. Харчев, Н. Д. Шимин, Т. Шишова, З. Я. Янкова,). Отечественные и зарубежные ученые нередко рассматривают тревожные для семьи явления в контексте общего кризиса цивилизации. По мнению М. С. Мацковского, Г. Г. Дилигенского и А. Г. Вишневского, сложные демографические, социально-статусные и структурные изменения в семейнобрачных отношениях являются типичными для всех индустриально-развитых стран, совершающих переход к новому типу цивилизации.
Цивилизационные сдвиги наиболее ощутимы в духовной, нравственной сферах семьи, в формах поведения — особенно молодежи, — что воспринимается как открытый вызов существующим традициям, как признак краха, падения жизненных устоев общества, как энтропия (дезорганизация) цивилизации вообще. Социальная философия восприняла парадигму, идущую от Ф. Гегеля и О. Конта, согласно которой семья, семейная нравственность — это основа гражданского общества и ядро сложившейся веками системы зависимости: «семья — народ — нация — все человечество» 4. Последний «неделимый элемент» социальности — это не абстрактный «индивид», а семья, то, что создает непосредственное единение людей.
Несмотря на то, что взгляды ученых на проблемы семьи отличаются значительным разнообразием, тем не менее в них можно выделить некоторые общие положения. Так, стало общепризнанным понимание семьи и брака как непреходящих общечеловеческих ценностей. Получило признание положение о том, что в условиях социально-экономической и политической нестабильности общества, единственной надежной опорой человека является семья (И.В.Бестужев-Лада, А. Б. Любимова, И. Медведева, Т. Шишова и др.). Наконец, ценным является и то, что философы выработали достаточно целостное представление о семье как сложном социальном явлении.
Большой вклад в исследование семьи внесли труды ведущих отечественных психологов и этнографов (Л.А.Абрамян, Т. А. Бернштам, Э. К. Васильева, В. Н. Дружинин, В. И. Жельвис, Г. А. Левинтон, А. Л. Топорков, Т.В.Цивьян). На основе диалектико-материалистического метода было сформировано понимание семьи как общественного явления и функциональной системы, как структурного элемента социального организма. Психологи основательно изучили роль семьи в удовлетворении потребности человека в интимно-близком эмоциональном общении, в отцовстве и материнстве, в создании комфортного нравственно-психологического климата в семье (Е.Ф.Ачилова, В. Н. Дружинин, И. В. Дорно, К. Имелинский, А. И. Кочетов, О. К. Лосева, Н. В. Самоукина, Н. А. Фомиченко, И. Ф. Юнда, Л.И.Юнда). В трудах отечественных этнографов и социологов рассмотрено в диалектическом единстве историческое развитие и функционирование семьи в сочетании с сильным общинным и патерналистским началом в России. (Я.Вольфсон, И. С. Кон, Б. Н. Попов, Н. Л. Пушкарева, С. Р. Рыгзанов, М. Б. Свердлов, В. В. Форсова, И. Шевченко, В. Г. Щукин, З.Я.Янкова).
Происходящее переосмысление проблем семьи и брака, пола и любви позволило сформировать ряд плодотворных в методологическом плане идей, обогативших знания о семье. Среди них необходимо выделить следующие: 1) динамика семейных отношений находится в прямой зависимости от степени и уровня прав и свобод женщины в социальной и семейно-бытовой сферах ее жизнедеятельности, 2) от достижения социального равенства женщин с мужчинами (Ю.Арутюнян, С. И. Голод, В. А. Геодакян, Н. Н. Забелина,
Л.Н.Казнин, А. Б. Любимова, Т. А. Мельникова А.И.Новиков, А. И. Перминова, ТБ. Свадьбина, Н. Д. Шимин, Н. С. Юлина, Р. Г. Яновская и др.) — 3) изменения в обществе более или менее быстро отражаются в семье, а изменения в семейном образе жизни в конечном счете способствуют изменению социальной картины. Если кризис общества в России обострил и углубил кризис семьи, то с полным правом можно утверждать, что нравственная нестабильность семьи стимулирует и углубляет кризис общества, в особенности кризис его духовных основ (А.И.Антонов, Т. П. Бибанов, В. А. Бобров, Т. А. Гурко, С. В. Дармодехин, В. В. Елизаров, Б. Ланин, М. С. Мацковский, А. С. Меликсетян, Л. И. Савинов, Т. В. Свадьбина, В. В. Солодников, Н. В. Тулина, В. П. Чухно, Н.Д.Шимин) — 4) актуализация проблемы понимания семьи в качестве важнейшего инструмента социализации личности (И.С.Андреева, М. С. Верб, Л. Е. Дарский,
B.Я.Титаренко) — 5) изучение человека как целостного феномена и его семейного бытия поставило ученых перед необходимостью провести социально-философский анализ самых интимных сторон жизнедеятельности человека (Г.Д.Гачев, И. А. Геевский, И. С. Кон, В. М. Розин, Ю. Б. Рюриков,
C.Н.Ушакин, Н.Д.Шимин). Исследования в области истории культуры (А.М.Эткинд), которые обращены к изучению пола «в разных его текстуальных ипостасях», позволили по-новому трактовать многие проблемы пола и семьи.
В связи с ухудшающейся демографической обстановкой, приобретают новое звучание традиционные для отечественной философско-социологической литературы темы: развод и его последствия (Л.Подзолка), развод и молодая семья (М.С.Верб).
В западной мысли влиятельными в решении проблем пола и семьи является экзистенциально-герменевтический и феноменологический подход (С.де Бовуар, Х. Г. Гадамер, Ж. П. Сартр,), психоаналитические идеи (Г.Маркузе, З. Фрейд, Э. Фромм, Л. Энгельштейн). С помощью методологии экзистенциализма С. де Бовуар попыталась объяснить феномен тендерного неравенства и причины происхождения сексизма в обществе и культуре на уровне философской теории. Творчество С. де Бовуар — это одна из первых философских, теоретических попыток артикулировать «феномен женского» в культуре. Ж-П. Сартр также считал проблему сексуальности одной из основных философских проблем. Он полемизировал по этому вопросу с марксизмом, сводившим сексуальность к психологическому инстинкту или функции воспроизводства, и создал теорию трансцендентальной сексуальности. Сексуальность трансцендентна тому, что именно здесь субъект может выиграть или проиграть свою экзистенциальную свободу и независимость. Таким образом, под влиянием С. де Бовуар сформировались современные феминистские теории Л. Иригарэ, Р. Брайдотти, Ю. Кристевой, Э. Гросс, Э. Сиксу, Б. Фридан и другие.
Многие западные авторы в рамках своих теорий уделяют пристальное внимание проблемам семьи (К.Аронс, С. де Бовуар, Э. Джаггар, Г. Маркузе, С. Файерстоун, М. Фуко, Х. Хартман, С. Хардинг). Наиболее распространено деление на психологическую и социологическую проблематику. Огромное влияние на философскую теорию феминизма, исследующую феномен тела и сексуальность, оказало творчество французского философа и культуролога М. Фуко, в центре философии которого находилась проблематика тела — проблема сексуальности, власти, безумия, желания, маргинальных практик и типов субъективности, которые являются центральными и для теории феминизма.
Работы Г. Беккера, С. Брю, И. Валлерстайна, Дж. Гэлбрета, К. Макконнелла, М. Мескона и К0, Т. Парсонса, Н. Смелзера, О. Тоффлера, С. Хантингтона давно стали общепризнанными в социальной философии и социологии, и рассматривают семью в контексте рыночно-цивилизационных изменений. А. Инкелес, Б. Йорбург, Б. Клементс, Г. Лэпидус, П. Рутлэнд, И. Стернкопф, П. Холлендер внесли заметный вклад в изучение российской семьи за последние 15 лет. Довольно интересными нам показались работы таких авторов, как Д. Блау, Б. Дених, Г. Десслер, Б. Миллер, М. Мирингофф, Л. Ньютон, Э. Ослунд, Р. Сеннетт, Г. Стэндинг, Дж. Уилсон М. Форд, К.Шаффер. Американские фамилисты связывают изменения в самом институте семьи и репродуктивном поведении супругов с вступлением человечества в постмодернистскую эпоху, когда жесткие нормы социального и религиозного контроля за индивидом сменяются толерантностью и ситуативной этикой5.
Все эти теории и методологические подходы можно свести к двум основным. Согласно одному из них, семья переживает кризис в контексте общецивилизационных изменений и грозящей человечеству катастрофы.
5 Tilly Z. A., Scott J. W. Women, work and family. — N.Y., 1978. — P. 71−73.
Представители другого подхода отмечают, что семья включена в модернизационные процессы, протекающие в реформируемом обществе, и, б следовательно, модернизируется вместе с ним.
В целом можно констатировать, что в мире усилился интерес к проблемам семьи и ее будущего, что нашло свое отражение в ежегодных (с 1990 г.) Докладах о развитии человека, издаваемых по линии Программы Развития Организации Объединенных Наций. В них всесторонне разрабатываются концепции человеческого развития, введено новое измерение социально-экономического прогресса — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который интегрирует в себе ожидаемую продолжительность жизни, образовательный уровень взрослого населения, доход. ИРЧП теснейшим образом связан с развитием семьи в XXI веке. 1994 год был провозглашен ЮНЕСКО годом семьи, что свидетельствует о признании мировой общественностью той великой роли, которую семья играет в сохранении и развитии цивилизации, в формировании личности, семейных ценностей, в гуманизации отношений между людьми.
В процессе переосмысления семейной проблематики, ее социально-философского анализа нами выявлено, что совершенно недостаточно изучен и обобщен опыт социально-философской рефлексии семьи и брака, произведенный русскими мыслителями конца XIX — начала XX века. Этот опыт анализируется в предлагаемой работе. Основные
выводы русских философов указанного периода экстраполируются на современное состояние проблемы
6 Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М., 1996. -С. 239. семьи и брака в Российской Федерации.
Цели и задачи исследования. Главной целью данного диссертационного исследования является рассмотрение традиционных взглядов русского самосознания в семейном вопросе на основе Ветхо- и Новозаветных текстов, древнерусских источников и уложений по данному вопросу: Кормчая книга, «Домострой" — взглядов низовой «народной религии" — сравнительный анализ коренных противоречий во взглядах представителей нового религиозного сознания: Л. Толстого, Вл. Соловьева, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова на проблему пола и семейных отношений. Радикальная устремленность Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, Д. С. Мережковского в данном вопросе, в результате которой они оказывались в некоторой степени единомышленниками с наиболее левыми и экстремистскими группировками внутри русского общества, приводила к возникновению и развитию разрушительной тенденции в понимании брака и семейных отношений. Дается социально-философский анализ данного процесса в философских трудах, в художественных произведениях и в публицистике русских религиозных мыслителей конца XIX — нач. XX века, дается компаративистский анализ их взглядов на проблемы пола, брака и семейных отношений.
Реализация данной цели обуславливает и конкретные задачи настоящей работы:
— определить место и роль антисемейных начал в организации жизнедеятельности общества и в процессе становления личности, а также показ обратного влияния сложившихся тенденций на функционирование семьи-
— исследовать противоречивый характер эволюции семейно-брачных отношений, выявление факторов, стимулирующих процесс распада и деградации традиционной российской семьи как особого историко-культурного феномена-
— установить индикаторную связь между процессами в семье уже утратившей патриархальные каноны, эмансипацией семьи от освященных религией традиции и кризисом русского общества, повлекшим — в конечном итоге — гибель последнего-
— охарактеризовать широту дискурса русской религиозной философии Серебряного века на проблемы пола и семейной жизни- раскрыть специфику философской рефлексии проблем брака и семьи в отечественной философии конца XIX — начала XX века-
— использовать данный опыт в изучении проблем современной российской семьи.
Теоретические и методологические основания диссертационного исследования. Методология семьеведения разработана недостаточно. Наблюдаемый сегодня отказ от марксизма в отечественной философии привел к тому, что семейная проблематика вообще стала объектом внимания разного рода ненаучных направлений. Плюрализм вытеснил монометодологию из процесса исследования семьи. Теоретико-методологическое и социальнофилософское изучение семьи как специфического общественного явления отстает от потребностей и задач российского общества.
Методологической и теоретической основой диссертации являются принципы единства личности и общества, семьи и государства, семьи и общества, семьи и личности. Методология исследования связана с использованием диалектико-логического, системно-структурного и функционального подходов. Сама специфика предмета исследования диктует потребность в комплексном подходе к его изучению, который предполагает диалектическое сочетание исторических, историко-культурных, литературоведческих, религиозных и, естественно, социально-философских аспектов в анализе заявленной проблемы.
Научная новизна диссертационного исследования в определенной мере состоит уже в самой постановке проблемы семьи и пола как объектов философской рефлексии.
В содержательном плане научная новизна работы выражается в следующем: семья и пол поняты автором и представлены в диссертационном исследовании в предельно широком контексте — как проблема историко-философская, экзистенциально-метафизическая, социо-культурная- выявлена и обоснована специфика взглядов Л. Н. Толстого, В. В. Розанова, В л. С. Соловьева, Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева на проблемы семьи и пола определены основные презумпции и тенденции в развитии представлений ряда русских религиозных философов на семью и брак как компонент единого утопического проекта построения царства Божьего на земле- выявлены основные противоречия во взглядах на Эрос и семейный вопрос между В. В. Розановым и Л. Н. Толстым, Вл. Соловьевым, Н.А.Бердяевым- между В. В. Розановым и философией, ориентированной на традиционное православное сознание (С.Н.Булгаков) — исследована взаимосвязь низовой, сектантской традиции в решении семейно-брачных отношений на социально-философские взгляды и художественное творчество Л. Толстого, Вл. Соловьева, Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева.
Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Положения данной диссертационной работы использовались автором в преподавании школьного курса «Этика и психология семейной жизни», в качестве лекций и семинарских занятий по предмету «Культурология» на первом курсе ВГТА- в преподавании курса социальной философии и социологии на первом и втором курсах ВЭПИ. В дальнейшем материалы могут быть использованы в преподавании курса психологии и социальной антропологии, при разработке спецкурсов и элективов по данным дисциплинам.
Апробация темы. Отдельные положения апробированы в следующих работах:
1. В. В. Розанов о судьбе России // I Международная Нижегородская ярмарка идей. XXVI академический симпозиум «Интеллектуальная собственность в информационном обществе». Тезисы докладов. — Н. Новгород, 1998.-С. 177−179.
2. Идеал любви и брака в русской религиозной философии // Гуманитарные науки на современном этапе: проблемы научного поиска: Сборник научных трудов. — Воронеж, 1999. — С. 100−103.
3. Проблема пола в трудах В. В. Розанова: социально-философский аспект // Вестник Регионального фонда социально-политических исследований и технологий «СТО»: Сборник научных трудов. Вып. IX. — Владимир. Маркарт,
2000.-С. 9−13.
4. «Новое религиозное сознание» в контексте истории русской православной церкви // Наука, общество, государство: проблемы, опыт, исследования: Сборник научных трудов / Под ред. В. В. Галкина. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2001. — С. 14−18.
5. Возможна ли в будущем гинекократия? (в соавт. с Шиминым НД.) // IV Международная Нижегородская ярмарка идей. XXIX академический симпозиум «Человечество в XXI веке: индикаторы развития». Тезисы докладов. — Н. Новгород., 2001. — С. 329 — 330.
6. Буревая стихия: Эрос в культуре серебряного века. — Воронеж: ВЭПИ,
2001.- 172с.
Структура и объем диссертации определены ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав (восьми параграфов), заключения и списка литературы.