Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль интуиции и разума в познании в Русской философии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis — знание и 1оgоs —понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (в| 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Теория познания (или гносеология, философия… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Познание как предмет философского анализа
  • Понятие познания в современной философии. Субъект и объект познания
  • Чувственное познание и его формы
  • Рациональное познание и его формы
  • Структура познавательской деятельности
  • Теория истины
  • Общественно — историческая практика ее роль в познании
  • Заключение
  • Литература

Роль интуиции и разума в познании в Русской философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теория познания (или гносеология, философия познания) — это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis — знание и 1оgоs —понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (в| 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

В предмете философии как всеобщем в системе «мир — человек» коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно — объектные отношения. Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. В ее компетенции вторая сторона основного вопроса философии, чаще всего выражаемая вопросом «Познаваем ли мир?». В гносеологии имеются многие другие вопросы, раскрытие которых связано с иными категориями и понятиями: «сознание», «истина», «практика» и «познание», «субъект» и «объект», «материальное» и «идеальное», «человек» и «компьютер», «чувственное», «рациональное», «интуиция», «вера» и т. п. Каждое из этих понятий, выражая духовные или материальные явления, автономно и связано с особой мировоззренческой проблемой. Однако в теории познания все они оказываются объединенными между собой посредством понятия «истина», с которым они так или иначе соотносятся.

Познание как предмет философского анализа Понятие познания в современной философии. Субъект и объект познания Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. В этом отношении некорректно отождествление теории познания с эпистемологией (теорией научного познания), допускаемое в ряде философских публикаций, в том числе в «Философском энцикло — педическом словаре». Широко распространено такое отождествление в современной западной философской литературе. Однако целесообразно разграничивать эти понятия, связывая эпистемологию только с анализом научного познания и включая ее в гносеологию. Здесь мы присоединяемся к мнению А. И. Ракитова о том, что научное познание мира обладает целым рядом специфических черт, которых мы не находим в обыденном, художественном, религиозном и ином познании; а поскольку исследования познавательных процедур и операций, критериев и способов образования абстракций, осуществляемых в научной деятельности, представляют для теории познания исключительный интерес, постольку в ней целесообразно выделить особый уровень или раздел, в котором будут сосредоточены проблемы собственно научного познания — эпистемологию («Философские проблемы науки. Системный подход». М., 1977. С. 23—24). К числу понятий, относящихся к эпистемологии, можно отнести понятия эмпирического и теоретического уровней познания, понятия стиля научного мышления, метода научного познания и т. п. Все они являются также и понятиями теории познания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Современные проблемы теории познания. — М.: Знание. 1989 — 62 с.
  2. Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983. Введение в философию: Учебник для вузов в 2-ч. Ч 2 /Под ред. И. Т. Фролова. М., 1989. С.269−287, 318−358.
  3. Р.П. Субъект, объект, познание. М., 1980.
  4. А. А. Философия: курс лекций. — М.: Центр, 1997.
  5. С.Я. К вопросу о содержании категории «практика» //Вопросы философии. -1986. N 8.
  6. А. Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарики, 1999.
  7. Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов — на Дону: изд-во «Феникс», 1998.
Заполнить форму текущей работой