Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовное производство: Сущность, структура, особенности развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность философии Шеллинга заключается в том, что он дал ответ на вопрос о возможности природы вне нас, нас в природе. Он вслед за Гегелем развивает учение о тождестве субъекта и объекта, духа и природы. У него природа — видимый дух, а духневидимая природа, а поэтому существует тождество духа в нас и природы вне нас. Природа у него проходит ряд ступеней развития, а всеобщий мировой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
    • 1. 1. Общественное производство — единство материального и духовного производства
    • 1. 2. Сущность, функции, структура духовного производства
    • 1. 3. Условия духовного производства: духовные потребности и духовные ресурсы
    • 1. 4. Духовный продукт: сущность, структура, особенности
    • 1. 5. Духовное потребление
  • ГЛАВА 2. ДУХОВНЫЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    • 2. 1. Сущность и виды духовного механизма хозяйствования
    • 2. 2. Отношения собственности в системе духовного производства
    • 2. 3. Интеллектуальная собственность: сущность и структура
    • 2. 4. Хозяйство как творчество
  • Заключение г
  • Список использованной литературы

Духовное производство: Сущность, структура, особенности развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью проблем философии хозяйства. Наукой о хозяйстве является, как известно, политическая экономия. В советский период философией политической экономии был марксизм-ленинизм. Марксистская политическая экономия изучала в основном материальное производство, духовное производство фактически не исследовалось. Отказ от марксизма-ленинизма вверг социальную философию и политическую экономию в глубочайший философско-мето до логический кризис: отказавшись от марксизма, она лишилась всяких философских основ. Замена преподавания в высших учебных заведениях политической экономии экономической теорией не решила возникшую проблему. Философские основы хозяйственной деятельности и хозяйственного мышления остаются по-прежнему мало исследованными, нуждаются в пересмотре и углублении. По-прежнему актуальным является создание учения о производстве как феномене духовной жизни общества.

Актуальность темы

исследования определяется также возрастанием роли духовного производства в условиях перехода человеческого общества к новому типу цивилизации — информационному. Современное мировое развитие постиндустриальная фаза развития, формирование информационного общества, основой которой являются:

— резкое возрастание роли и значения духовного механизма хозяйствования;

— все более широкое использование новых ресурсов в виде информации, знаний, наукоемких технологий, активно замещающих затраты материальных ресурсов и занимающих наибольший удельный вес в стоимости создаваемых благ и услуг;

— начало преодоления господства экономики над людьми, переход от экономического человека к экологическому;

— становление в качестве основной сферы деятельности развития и реализации человеческих способностей, «личностная ориентация» производства материальных благ.

Все это означает выдвижение на первый план духовной составляющей прогресса цивилизации: нравственности, науки, образования, культуры в целом. Главные резервы прогресса цивилизации на современном этапе находятся не на путях дальнейшей технизации и индустриализации, а на путях интеллектуализации общества.

Актуальность темы

исследования связана также с осознанием обществом значимости духовного производства в общественной жизни, с необходимостью преодоления глубочайшего духовного кризиса, охватившего Россию, проявлениями которого стали рост преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, коррупции и т. п., — всего того, что сегодня называют «духовной бездомностью». Анализ состояния духовного производства позволяет вскрыть причины духовного кризиса, разработать программы духовного оздоровления общества, нравственного возрождения России.

Степень разработанности проблемы. Поскольку весь окружающий нас мир является источником хозяйственной деятельности, он может быть представлен как хозяйственный процесс. Тогда философия хозяйства — это наука о месте человека в природе и о месте природы в человеке, и в этом своем качестве она близка к экологии, которая также исследует эти вопросы, но в ином плане — в плане оптимизации отношения человека к природе.

Основоположником философии хозяйства был Шеллинг. У Шеллинга природабессознательный дух, а дух — осознавшая себя природа. Природа для интеллектапредмет созерцания, объект, существующий в субъекте и для субъекта. В этом определении бытие тождественно сознанию, оно включает в себя не только данные сознания, но и бессознательное или внесознательное. Подход к этому выводу был сделан Фихте, который признал, что существует бессознательный или досознательный интеллект. Этот же мотив развивает в своей философии Шопенгауэр и позднее Гартман.

Сущность философии Шеллинга заключается в том, что он дал ответ на вопрос о возможности природы вне нас, нас в природе. Он вслед за Гегелем развивает учение о тождестве субъекта и объекта, духа и природы. У него природа — видимый дух, а духневидимая природа, а поэтому существует тождество духа в нас и природы вне нас. Природа у него проходит ряд ступеней развития, а всеобщий мировой процесспрогрессирующая победа субъективного над объективным. У Шеллинга различие субъективного и объективного, идеального и материального относительно, оно создается в процессе саморазвития и самоопределения природы. Шеллинг утверждал, что материализм — это философия объекта, а идеализм — философия субъектаматериальное и идеальное примиряются в тождестве, которое представляет собой высшее единство субъекта, универсального духа, и всеобщего объекта. Шеллинг называет это единство мировой душой. Основной вывод Шеллинга: природа и интеллект — это два полюса единого сущегоприрода есть бессознательный разум, в ней воплощена слепая целесообразность, и она поражает именно тем, что действует как целесообразный механизм.

Среди представителей русской философии центральное место в исследовании проблем философии хозяйства принадлежит С. Н. Булгакову. В работе «Философия хозяйства» он изложил свою теорию, основными положениями которой являются.

— учение о сущности хозяйства и его функциях;

— учение о философских основах хозяйства;

— учение о трансцендентном (всеобщем) объекте хозяйства, которым является человечество в целом;

— учение о хозяйстве как реализации «софийности»;

— учение о научном механизме хозяйствования;

— учение о хозяйстве как синтезе свободы и необходимости и др.

В советский и постсоветский периоды отдельные аспекты и структурные компоненты духовного производства исследовались как экономистами, так и философами: категории духовного производства были посвящены работы М. В. Солодкова (145- 146), В. И. Толстых (50), С. С. Батенина и А. А. Бочкаревой (51), Т. В. Залызиной (44, с. 84−92), В. Н. Орлова (109), И. Б. Сесюниной (136), В. А. Рябенко (130) и др.;

— категории духовного потребления — работы Н. М. Бажова (10), Е. А. Донченко (46), Л. И. Иванько (65) и др.;

— теории хозяйства — работы Ю. М. Осипова (112) и др.;

— проблемам циклизма — Ю. В. Яковца (190- 192), Ю. Н. Соколова (142) и др.- духовным потребностям и духовным интересам — В. К. Бонько (18), А. В. Меренкова (98), Б. А. Пчелова (125), Я. А. Вильчко (24), В. Ф. Рябова (131) и др.;

— духовным ценностям — С. Ф. Анисимова (6) и др.;

— духовным ресурсам — Г. Р. Громова (36), В. Костюка (89), и др.;

— информационной экономике, устойчивому развитию, ноосфере — Р. И. Цвылева (182), А. Д. Урсула (164−165−166), Н. Н. Моисеева (102−103−104), Ю. Л. Егорова (52−53−54−55−56), В. И. Вернадского (23).

Много работ посвящено исследованию отдельных видов духовного производства.

— науки, политики, права, идеологии, культуры, технического творчества и т. п., но эти феномены не исследовались в контексте хозяйственного механизма. В целом многие аспекты духовного производства до сих пор мало исследованы. Экономические основы духовного производства недостаточно изучены, существует необходимость в формировании экономической модели духовного производства. Сложность проблемы, ее неразработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования — духовное производство.

Предмет исследования — социально-философское и экономическое содержание духовного производства, изменение его роли в условиях становления информационного типа цивилизации.

Цель исследования — на основе комплексного социально-философского анализа духовного производства, духовного механизма хозяйствования, изменения их роли при переходе к новому типу цивилизации сформировать теоретическую модель духовного производства.

Реализации данной цели способствует решение ряда взаимосвязанных задач.

Задачи диссертации:

— Произвести социально-философский анализ духовного (духовности) как сложного многоуровневого феномена, отличного от сознания и различных форм рациональности и на этой основе сформировать его теоретическую модель.

— Выявить экономические основы духовного производства.

— Определить основные направления трансформации духовного производства в условиях формирования информационной экономики.

— Изучить феномен духовного механизма хозяйствования и проанализировать модификацию его роли при становлении информационного общества.

Научная новизна исследования состоит в следующих полученных автором результатах:

— Произведен комплексный социально-философский анализ духовного производства как сложного многоуровневого социокультурного феномена, системы внутренних противоречий. Сформирована и проанализирована теоретическая модель духовного производства. Духовное рассматривается как выходящее за сферу сознания, форма бытия человека, включающая всю систему субъективности, жизненных ориентиров, ценностей, внутренний мир человека.

— Выявлены экономические основы духовного производства: производство экономических благ и услугналичие экономических условий производства в виде духовных потребностей и редких, ограниченных духовных ресурсовэкономический выбор способа и очередности удовлетворения духовных потребностей на основе сопоставления результатов и затратпротиворечивость, разнонаправленностъ духовных интересов и необходимость их общественной координациициклическое развитиетоварная форма духовного продуктадуховное потребление как акт духовного производства. На базе вышеназванных аспектов разработана экономическая модель духовного производства.

— Обозначены основные направления трансформации духовного производства в условиях цивилизационного кризиса. В составе духовных потребностей утверждаются их высшие формы — реализация человеческих способностей, самоутверждение личности. Духовные ресурсы пополняются новыми видамизнаниями и информацией. Трансформируется товарная форма духовного продукта и т. п.

— Произведен комплексный социально-философский анализ духовного механизма хозяйствования, показаны его отличия от экономического механизма: отсутствие товарно-денежных отношенийбережное отношение человека к природепреобладание качественно иных методов организации производства, их общественная оценка, социальное одобрение, справедливостьучастие работников в принятии решений, высокий уровень доверияизменения в культуре корпораций, введение неформальных моральных кодексовориентация на инициативность, заботу о качестве, расширение круга знанийиспользование в качестве критерия эффективности производства не соотношения результатов и затрат и получения прибыли, а социальных факторов (образовательный уровень, субкультура, влияние сверстников, лидерство, ролевые модели и т. п.) — ориентация на кооперациюиспользование выгоды и личного интереса в рамках человеческой природы, общества, высших ценностей.

— Модификация роли духовного механизма хозяйствования при переходе к информационной экономике проявляется в вытеснении им экономического механизма хозяйствования из общественного производства, коренном преобразовании отношений собственности, превращении хозяйства в процесс творчества.

Положения, выносимые на защиту:

— Духовное рассматривается как выходящее за сферу сознания, форма бытия человека, включающая в себя систему субъективности, жизненных интересов, ценностей, внутренний мир человека.

— Духовное производство — социокультурный феномен, имеющий комплексный многоуровневый характер.

— Духовный механизм хозяйствования — совокупность духовных форм и методов организации общественного производства, посредством которых реализуется интеллектуальная собственность. Интегральный духовный механизм хозяйствования включает научный, философский, политический, правовой, культурный, нравственный, этический, идеологический, религиозный, социальный и др. механизмы.

— Интеллектуальная собственность в различных ее формах коренным образом изменяет общественные отношения.

— В информационной экономике, которая оказывается адекватной новому типу общества, хозяйственный процесс становится творческим.

Теоретико-методологическая основа исследования. Автор использовал труды классиков зарубежной и отечественной философии, экономической теории, культурологии. В исследовании использовались диалектический, сравнительно-исторический, анализа и синтеза, системно-структурный, социокультурный, дедукции и индукции, восхождения от абстрактного к конкретному и другие методы.

Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации, положения и выводы, содержащиеся в ней, имеют значение для социально-философской теории, проблем философии хозяйства. Материалы исследования могут быть использованы для разработки проблем духовного производства и духовности в целом, что является весьма актуальным в условиях перехода к информационной цивилизации. Особенно это важно для России и условий переходной экономики.

Материалы диссертационного исследования могут найти применение в учебном процессе при чтении курсов для студентов и аспирантов по философии, социологии, культурологии.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Московского государственного института электронной техники (Технического университета) и рекомендована к защите. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 7 опубликованных работах общим объемом 3,7 п.л.:

1. Колпакова Ю. В. Сущность, функции и структура духовного производства //Философия. Управление. Образование: Сб. научных статей /Под ред. д.ф.н., проф. Ю. Л. Егорова. — М.: Зело, 1998. — С. 16−32.

2. Колпакова Ю. В. Духовный продукт: сущность, специфика, структура. //Новые материалы и технологии НМТ-98: Тез. докл. Всероссийской научно-техн. конф. 17−18 ноября 1998 г. — М., 1998. — С. 343−344.

3. Колпакова Ю. В. Духовное производство: сущность и функции. — М., 1999. — 50 с. -Деп. в ИНИОН РАН 23.03.99- № 54 428.

4. Колпакова Ю. В. Духовное благо и духовная услуга как товар. //XXI век: будущее России в философском измерении: Тез. докл. II Российского философского конгресса. 7−11 июня 1999 г. — Екатеринбург, 1999. — Т.4, ч. 1. — С. 23−24.

5. Колпакова Ю. В. Роль духовного механизма хозяйствования в процессе перехода современного общества к устойчивому развитию // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: Тез. докл. I Международного симпозиума. 19 — 20 марта 1999 г. — М., 1999. — С. 40−42.

6. Колпакова Ю. В. Духовный механизм хозяйствование //Философия. Культура. Управление: Сб. научных статей /Под ред. д.ф.н., проф. ib.JI. Егорова, д.ф.н., проф. Л. А. Микешиной. — М.: МГИЭТ-ТУ, 1999. — С. 248−258.

7. Колпакова Г. М., Колпакова Ю. В. Диалектика отношений собственности в условиях перехода к устойчивому развитию //Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: Тез. докл. IV Международного симпозиума. 29−30 марта 2002 г. — М., 2002. — Вып. 11. — С. 62−65, — (4с./2с.).

По различным аспектам исследуемой проблемы автор выступал на двух Международных симпозиумах, двух всероссийских конференциях, на II Российском философском конгрессе.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях осуществляется переход от индустриальной к информационной (интеллектуальной) экономике, экономике мысли. Это означает существенное изменение места и роли духовного производства в общественном производстве. По существу все общественное производство (в том числе и материальное) становится духовным, так как весь труд приобретает творческий характер, господствующим становится духовный механизм хозяйствования, принципиально отличающийся от экономического. В этих условиях необходимо современное осмысление сущности духовного производства, духовного механизма хозяйствования, философского механизма хозяйствования.

Новизна исследования заключается в том, что автором разработана экономическая модель духовного производства, соответствующая современному этапу развития цивилизации. Духовное производство рассматривается как выходящее за сферу сознания, как форма бытия человека, включающая в себя всю систему субъективности, жизненных ориентиров личности, ее ценностей, весь внутренний мир человека. В первой главе диссертации дан комплексный социально-философский анализ духовного производства как сложного многоуровневого социокультурного феномена. На уровне онтологии духовное производство есть воспроизводство духовных благ и услуг, на уровне гносеологии — производство общественных отношений, на логическом уровне — способ существования духовной жизни общества, на методологическом уровне — диалектическое единство отражения материального и производства идеального, на мировоззренческом уровне — производство общественных форм господствующего общественного сознания.

Сущность духовного производства определяет присущая ему система противоречий. Основным системообразующим противоречием является противоречие общественных отношений. Система противоречий состоит из трех подсистем: 1) подсистемы противоречий, производимых духовным производством на технологическом, экономическом, политическом, социальном, идеологическом, правовом и других уровнях- 2) подсистемы противоречий между отражением материального и производством идеального- 3) подсистемы противоречий духовного воспроизводства — между производством, распределением, обменом и потреблением.

Функции духовного производства подразделяются на экономические, политические, информационные, коммуникативные, регулятивные, социальные, эстетические, социокультурные, социально-интегративные, идеологические и другие.

Структура духовного производства имеет многоуровневый характер, различают отраслевую, воспроизводственную, видовую и функциональную структуры.

Особенностью духовного производства является циклизм. Автором рассматриваются виды и этапы развития русского циклизма, специфика современного русского циклизма как циклизма реформационного.

Основными условиями духовного производства являются наличие духовных потребностей и духовных ресурсов. Любая потребность — это объективносубъективное явление. Основными чертами потребности являются общественная природа и социальная обусловленность, диалектическая связь с производством, с человеческой деятельностью, системность, динамичность, конкретность, исторический характер. Единство материальных и духовных потребностей подтверждается единством материальной и духовной деятельности, способностью продукта одновременно удовлетворять и материальные, и духовные потребностиналичием одних и тех же стадий развития.

Духовные потребности можно классифицировать по различным критериям: по содержанию, очередности удовлетворения, видам субъектов и объектов, степени адекватности сознания бытию, социальной форме, целям, направленности. Формами реализации духовных потребностей являются духовные интересы, теории, институты, виды духовного производства.

Духовные ресурсы следует отличать от ресурсов духовного производства. Духовные ресурсы — это средства, производящие общественные формы сознания, к ним относятся информация, знания, интеллект, способность к творчеству. Информационные ресурсы — знания, отделенные от человека и превращенные в сообщения, это симбиоз знаний и информации. Информационные ресурсы обладают специфическими свойствами.

Результатом духовного производства является духовный продуктопредмеченное бытие сущностных сил человека. Духовный продукт характеризуется избирательностьюконкретностьюне уничтожаемостью при потребленииоткрытым характероммногозначностьюориентацией на воспроизводство различных форм общественного сознания. По отношению к материальному продукту духовный продукт является «непосредственно другим», «опосредует другое», «создаёт себя как другое». От духовного продукта следует отличать духовные ценности. Различают отраслевую и видовую структуру духовного продукта. Духовное благо — это полезность. Услуга духовного производства — это общественные отношения между субъектами репродукции духовных благ по поводу потребления полезного действия труда репродуцентов.

Специфическими продуктами духовного производства являются информация и знания.

Для исследования специфики духовного продукта как товара духовные блага и услуги подразделяются на три группы: 1) частные блага и услуги, которые существует независимо от создателя, вне человеческого индивида, объективируется в предмете или вещи- 2) частно-общественные блага и услуги, которые объективируется не в предмете, а в действии: 3) духовные блага и услуги, которые вообще невозможно отчуждать от человека, они выступают как непосредственно общественное отношение, т. е происходит объективация духовного продукта в самом человеке, эти блага не могут быть товаром.

Появление рынка информационных товаров и услуг сопровождается изменением методов ценообразования. При оценке информации преобладает затратный подход, при оценке знаний цена формируется потребителем в зависимости от того, какое у них складывается представление о «правильной» цене. Основными факторами, формирующими у потребителя ощущение правильности цены, являются цена альтернативных видов продукцииреклама, отзывы средств массовой информациипрестиж продукции среди тех, кто формирует общественное мнениеэлементы изменений, издержки выбора. Носителем стоимости, созданной знанием, может выступать любой материальный продукт или услуга. Переход от индустриального к информационному обществу характеризуется не изменением носителя стоимости, а изменением структуры совокупной ценности, в ее составе увеличивается доля созданной знанием стоимости.

Анализ духовного производства завершается исследованием духовного потребления как процесса воспроизводства сознания субъекта путем распредмечивания им продуктов духовного производства, их идеального, духовного содержания. Анализируются связь духовного потребления с духовным производствомспецифика духовного потребления с позиции известной дихотомии — «иметь или быть», как это делает в частности Э. Фроммвиды духовного потребления (потребительское и производительное) — кризис индустриальных ценностей и становление новых категорий ценностей, присущих информационному обществу.

Переход к информационной экономике означает не только увеличение роли духовного производства, но и качественные изменения в материальном производстве: преобладание не экономического, а духовного механизма хозяйствованиякоренное изменение отношений собственностипревращение хозяйства в творческий процесс. Хозяйственный механизм рассматривается как многоуровневая категория: на онтологическом уровнесовокупность конкретных форм и методов организации производствана гносеологическом уровне — способ функционирования или форма реализации системы производственных отношений, их раскрытия и осмысленияна логическом уровне — совокупность форм и методов организации производства, посредством которых реализует себя система производственных отношений, раскрывается логика самой хозяйственной деятельности. Хозяйственный механизм имеет сложную структуру. Он включает экономические, политические, идеологические, правовые, социальные и др. формы и методы организации производства, представляющие в то же время определенные частные механизмы.

Каждому типу цивилизации присущ свой основной вид хозяйственного механизма: техногенной форме цивилизации — экономический, информационной форме цивилизации — духовный. Основными чертами экономического механизма хозяйствования являются господство товарно-денежных отношенийабстрагирование от морального контекстаизменение связей человека с природойизвлечение прибыли как основная цель производствагосподство в качестве основного принципа эффективности соотношения результата и затрат и т. д. Духовный механизм хозяйствования отличается преобладанием качественно иных методов организации производства, их общественной оценкой, социальным одобрением, справедливостью, участием работников в принятии решений высоким уровнем доверия, изменениями в культуре корпораций, введением неформальных моральных кодексовориентацией не на тщательный контроль, а на инициативность, заботу о качестве, расширение круга знанийиспользование в качестве критерия эффективности социальных факторов (образовательный уровень, субкультура, лидерство, ролевые модели и т. п.) — ориентацией не на конкуренцию, а на кооперациюиспользованием выгоды и личного интереса в рамках человеческой природы, общества, высших ценностей.

Следует различать механизм хозяйствования в духовном производстве и духовный механизм хозяйствования. Интегральный духовный механизм хозяйствования.

W 1 1 W и KJ и L/ включает научный, философским, политическим, правовой, культурный, нравственный, идеологический, религиозный и др. механизмы. Для структуры общественного сознания все эти механизмы равнозначны. Реально в истории определяющую роль может играть один из видов механизма хозяйствования. Так, сначала определяющую роль играла религия, потом наука, в СССР — политика и идеология. Научный механизм хозяйствования представляет собой совокупность научных форм и методов организации производства, к которым относятся научные и технологические паркигосударственные, региональные, национальные и международные исследовательские программыособые экономические зоныкооперативные научно-исследовательские центры и др. Философский механизм хозяйствования — это философия хозяйства, философское исследование общих предпосылок экономической деятельности и экономического мышления. Политический механизм хозяйствования — это выработка хозяйственной политики и ее претворение в жизнь, формирование политического мышления. Сущность правового механизма хозяйствования заключается в разработке и соблюдении законов, регламентирующих общеобязательные нормы и правила поведения хозяйствующих субъектов. Религиозный механизм хозяйствования — это совокупность религиозных форм и методов организации производства. В качестве примера можно привести формирование в первой половине 19 в. в России староверческой предпринимательской этики, а также воздействие протестантизма на становление буржуазного общества. Моральный механизм хозяйствования включает в себя создание и введение системы ценностей, эталонов действий, поведения и поступков в процессе хозяйствования. Культура хозяйствования характеризует уровень знаний, умений, навыков, способы и формы общения людей и т. д. Идеология хозяйствования — это совокупность идей, определяющих основную мысль, лежащую в основе любой хозяйственной системы, это способ трактовки бытия. Социальный механизм связан с функционированием общества как единого организма и отдельных социальных институтов, слоев и групп, имеющих разнообразные социальные цели и мотивы.

Все эти виды механизмов едины: им присуще единое противоречие, одинаковая структура, одни и те же функции (но на разных уровнях, срезах). Системность механизма хозяйствования означает, что его нельзя перестроить лишь путем реформирования какой-то одной из его составляющих, не затрагивая остальных.

Хозяйственный механизм есть форма реализации отношений собственности. Логика развития отношений собственности приводит к выводу о том, что в информационной экономике господствующей формой собственности должна стать общественная, но не в виде государственной, а в форме интеллектуальной собственности, т.к. продукты интеллектуального труда по своей природе являются собственностью всех членов общества, имеют непосредственно общественный характер.

Источником саморазвития любой формы собственности, в том числе и интеллектуальной, является противоречие между присвоением и отчуждением.

Переход к информационной экономике означает, что материальное производство также претерпевает качественные изменения, оно превращается в процесс творчества. Основными признаками хозяйства как творчества являются синтез свободы и необходимостиналичие творческого труда со всеми его принципами и противоречияминаличие различных видов творчества.

Учение о хозяйстве как синтезе свободы и необходимости было создано С. Н. Булгаковым. Любое хозяйство представляет собой необходимость, налагаемую извне, борьбу за жизнь, за определенный уровень жизни. Свобода не является беспричинностью, свобода — это самопричинность. Природа свободы не пассивна, а действенна. Границей свободы является необходимость. Носителем свободы является субъект с его сознанием, волей и энергией. Объект — это выражение необходимости. Свобода есть сущность личности, ее природа. Личность — это синтез субъекта и объекта, свободы и необходимости. Оба эти начала находятся в постоянном движении, противодействии, борьбе. В диссертации прослеживается диалектическое единство свободы и необходимости на примере принятия хозяйственного решения.

Превращение хозяйства в творчество означает качественное изменение труда, превращение хозяйственного труда в труд интеллектуальный. Сам акт интеллектуальной деятельности состоит из нескольких этапов: восприятие и осознание информацииее закрепление и осмыслениенакопление, систематизация, анализ информации, выявление ее закономерностей, тенденций: концептуальное построение идеальных моделей — концепций, теорий, гипотезвыход на практический уровень апробация, эксперимент.

Основными признаками творческого труда являются нацеленность на качественное изменение наличного бытиянеадекватность товарно-денежным отношениямнеприемлемость в качестве критерия эффективности труда получения прибылииспользование в качестве стимулов труда самореализации, самоутвержденияне отчуждаемость трудапереработка информации как содержание труда. Основными принципами хозяйственного творчества являются принцип деятельности, преемственности, единства отражения и творчества, противоречивости.

В хозяйственной деятельности имеют место все виды творчества — научное, техническое, художественное и социальное. Все эти виды творчества представляют собой один ряд, основанием которого является степень свободы конструирования воображаемых объектов. Художественное творчество отличается все более полным отказом от точности соответствия реальности, обязательной для научного творчества, и все большей игрой фантазии. Наибольшей степенью свободы отличается социальное творчество. Каждый из видов творчества реализован в хозяйстве отдельными своими сторонами. Игнорирование любого из них приводит к деформации социального и духовного начал хозяйственной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не только общественное бытие, но и общественное сознание в своих различных формах может диктовать понимание бытия и отношение к нему, выдвигать и формулировать нормы и принципы, которые во многом определяют судьбы цивилизации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.М. Экономический анализ сферы услуг. М.: Экономика, 1968. — 160 с.
  2. Е.Б. Соотношение производственной и непроизводственной сферы экономики. АН Каз. ССР. Центрально-Казахстанское отделение. А-Ата: Наука Каз. ССР, 1988. — 149 с.
  3. Американские буржуазные теории управления (Критический анализ) /Под ред. Б. З. Мильнера, Е. А. Чижова. М.: Мысль, 1978. — 366 с.
  4. И.Д. Теория как форма организации научного знания. М.: Наука, 1979. -303 с.
  5. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  6. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969−1972. — Т.1 — 576 е.- Т.2 -776 е.- Т. 3 -760 е.- Т. 4−708 с.
  7. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс — Универс, 1993. -606 с.
  8. В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1968. — 384 с.
  9. Н.М. Диалектика производства и потребления духовных ценностей: Автореф. дис.. канд.филос.наук: 09.00.01. Свердловск, 1979. — 18 с.
  10. B.C. Социальная философия. В 2-х ч. М.: МГУ, 1993, — 4.1 — 334 е.- 4.2 -236 с.
  11. Н.А. Философия свободы: Смысл творчества: Приложение к журналу «Вопросы философии». М., 1989. — 607 с.
  12. Н.А. Философия неравенства. Письмо двенадцатое: о хозяйстве. М.: ИМА -пресс, 1990.-285 с.
  13. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 479 с.
  14. Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс: ХДС — пресс, 1991. — 81 с.
  15. Н.М. Социальная философия: Учебное пособие, Российская академия сферы быта и услуг: В 2-х ч. М., 1996. — Ч. 1. — 137 с.
  16. Боно де Э. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении /Под ред.О. К. Тихомирова. -М.: Прогресс, 1976. 143 с.
  17. В.К. Духовные потребности личности и их возвышение в социалистическом обществе: Автореф. дис.. канд. филос. Наук: 09.00.02 / АН БССР. Ин-т филос. и права. Минск, 1987. — 24 с.
  18. Бор Н. Избранные научные труды: в 2-х т. М.: Наука, 1971. — Т.1 — 582 е.- Т.2. -675 с.
  19. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990 — 413 с.
  20. С.Н. Философия хозяйства. Соч. в 2-х т. М.: Наука, 1986. — Т.1. — 210 с.
  21. М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произв.- М.: Прогресс, 1990. 804 с.
  22. В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. — 334 с.
  23. Я.А. Закономерности формирования и развития духовных интересов: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.01 / МГПИ им. В. И. Ленина. М, 1987. -33 с.
  24. Н. Кибернетика или управление и связь в животном мире и машине. М.: Наука, 1983.-340 с.
  25. Д. Этика бизнеса: прошлое и настоящее //Уроки организации бизнеса. -СПб.: Лениздат, 1994. 335 с.
  26. B.C. Социальная философия: В 2-х ч. М.: МГУ, 1993. — Ч. 2, — 253 с.
  27. Гегель. Соч. М.: Соцэкгиз, 1959. — Т.З. — С.273- т. 4 — С. 166.
  28. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 524 с.
  29. Гегель. Философия религии: В 2-х т. М.: Мысль, 1975−1977. — Т. 1−531 е.- Т.2 -572 с.
  30. Н.В. Общественные фонды потребления: необходимость, сущность, направление развития. Минск: Наука и техника, 1978. — 184 с.
  31. М.Н. Второе пришествие идеи философии хозяйства (Преодоление времени) /Под ред. Ю. М. Осипова, В. М. Кулькова, Е. С. Зотовой. М.: МГУ, 1998. -558 с.
  32. М. Десмонд, Ричард Э. Келли. Руководство по оценке бизнеса. Перевод с английского /Российское общество оценщиков. Академия оценки. М., 1996. — 262 с.
  33. А.Г. Может ли быть товаром интеллектуал и продукт его труда? //Вопросы философии. 1997. — № 3. — С.6.
  34. Грейсон -мл. Дж., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  35. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984. — 237 с.
  36. JI.H. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1993.- 534 с.
  37. С.С., Гусева Е. А. Взаимодействие познавательных процессов в научном и техническом творчестве / Под ред. В. Т. Мещерякова. Л.: Наука, 1989. — 125 с.
  38. Ю.Н. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика) //Вопросы философии. 1994. — № 2, — С. 27.
  39. Т.А. Творчество и диалектика. М., 1976. — С. 117.
  40. Р. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1950. — 712 с.
  41. К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М.: ЗЕЛО, 1998.- 112 с.
  42. Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. — 497 с.
  43. Диалектика материальной и духовной жизни социалистического общества. -Свердловск, 1984. С. 84 — 92.
  44. Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. -М.: Мир, 1969. -440 с.
  45. Е.А. Формирование потребительской деятельности личности в развитом социалистическом обществе: Автореф. дисс.. канд.филос.наук: 09.00.02. Киев, 1979. — 22 с.
  46. Дракер Питер. Посткапиталистическое общество //Новая постиндустриальная волна на Западе /Под ред. В. Л. Иноземцева. M.:Academia, 1999. — С. 78.
  47. Г. Роль личности в принятии внешнеполитических решений./Юбозреватель.- 1996. № 4. — 10 с.
  48. У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. — 269 с.
  49. Духовное производство. Социально философский аспект проблемы духовной деятельности. — М.: Наука, 1981. — 352 с.
  50. Духовное производство и личность /Под ред. С. С. Батенина. Л.: ЛГУ, 1981. — 146 с.
  51. Ю.Л. Исследование систем управления. М.: МИДА, 1997. — 208 с.
  52. Ю.Л. Управление в социо-культурном контексте //Философия. Культура, Управление: Сб. научных статей. М.: МИЭТ, 1999. — С. 192−201.
  53. Ю.Л. Философия управления. М.: МИЭТ, 2002. — 208 с.
  54. Ю.Л., Костина Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность. (Философские и методологические проблемы). М.: РАГС, 1996. — 160 с.
  55. А.В. Россия в начале XX века: дискуссии об идеологии //Философия. Культура. Управление: Сб. научных статей. -М.: МИЭТ, 1999. С. 190.
  56. П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. М.: Мысль, 1979. -189 с.
  57. И.Е. Является ли общество всего лишь «рыночной площадью»? //Вопросы философии. -1995 № 10. — 8 с.
  58. Ю.А. Частная жизнь, частная система, частная собственность //Вопросы философии. 1991. — № 1,2. — 9 с.
  59. Н.Н. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимизации предпринимательства в модернизирующихся обществах //Вопросы философии. -2001,-№ 10. 15 с.
  60. В. Буржуа: очерки по духовному развитию современного предпринимательства //Человек: образ и сущность: Сборник РАН ИНИОН. М.: ИНИОН, 1991. — 324 с.
  61. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1966. — С. 86.
  62. Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996. -324 с.
  63. Л.И. Теоретические проблемы духовного потребления в социалистическом обществе: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.01. Свердловск, 1973. — 26 с.
  64. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 430 с.
  65. В.В., Ахпезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: МГУ, 2000. — 300 с.
  66. Информационная революция: наука, экономика, технология: Реф. сборник. М.: ИНИОН, 1993. — С. 96.
  67. В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. М.: Наука, 1978. — 191 с.
  68. Л.И. Человек в системе духовной жизни общества: Автореф. дис. д-ра. филос. наук: 09.00.11/МПГУ. М., 2000. — 32 с.
  69. И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. — 240 с.
  70. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. М.: Эдиториал. УРСС, 2000. — 335 с.
  71. .Г. Критика политического морализма (мораль-политика-политическая мораль) //Вопросы философии. 2001. — № 2. — 14 с.
  72. Р.С. Человек и его жизнедеятельность. М.: Знание, 1988. — 63 с.
  73. И.Т. Миграция. Креативность. Текст: Проблемы неоклассической теории познания. СПб.: РХГУ, 1999. — 407 с.
  74. И.В. Институциональные функции собственности //Общество, Культура. Управление: Сборник научных статей. М.: МИЭТ, 2001. — 12с.
  75. В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции //Экономическая история: Ежегодник, 1999. — М.: РОССИЭН, 1999. — С. 195.
  76. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997. — 286 с.
  77. И., Тимофеев Л. Теневая Россия. М.: Мысль, 2000. — 591 с.
  78. Г. С. Строгость науки и безбрежность жизни //Вопросы философии. 2001. -№ 8.-С. 117.
  79. JI.H. Духовные потребности и деятельность личности //Философские науки. -1976. № 1. — С. 16.
  80. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — С. 307.
  81. М.С. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — 340 с.
  82. П. Этическая экономия как синтез экономической и этической теории //Вопросы философии. 1996. — № 8. — 16 с.
  83. С.Г. Реальный социализм: история, структура, парадоксы.//Вопросы философии. 1991. — № 3. — С. 44.
  84. A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1972. — 254 с.
  85. Т.И. Духовность, образование, личность в условиях становления общества устойчивого развития. Философско-методологические и теоретические аспекты. В 2-х ч. -М.: Микрон-принт, 2001. -4.1 114 е.- 4.2. — 128 с.
  86. В.В. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: Магистр, 1997. — 47 с.
  87. А.И. История менеджмента: Учеб. Для высшей школы. М.: Академический проект, 2000. — 351 с.
  88. В.Ю. Интеллект и уровни его развития: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01/МГУ. М., 1984. — 18 с.
  89. А.Д. Развитие производственной и непроизводственной сферы в СССР (Закономерности распределения труда внутри общества). М.: Экономика, 1964. -231 с.
  90. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. — 300 с.
  91. О.Н. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979. — 200 с.
  92. А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. — 302 с.
  93. Maslow A. Motivation and Personality. And ed. — New York: Harper and Row, 1954. -411c.
  94. A.B. Диалектика формирования духовных потребностей и интересов личности при социализме: Автореф. дисс.. канд. филос. наук: 09.00.01/ УГУ им. М. Горького. Свердловск, 1975. — 20 с.
  95. JI.A. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс -Традиция, 2001. — С. 187−188.
  96. JI.A., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. — 238 с.
  97. Моделирование социо эколого — экономической системы региона. — М.: Наука, 2001.-275 с.
  98. Н.Н. Быть или не быть человечеству? М., 2000. — 278 с.
  99. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. — 351 с.
  100. Н.Н. Универсум. Общество. Информация. М.:Устойчивый мир, 2001. -198 с.
  101. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга: В 2-х кн. М.: МГИЭТД996. — Кн. 1 -332 с.
  102. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: «Academia», 1999. — 631 с.
  103. Нью Д.С., Хиксон Д. Дж. Writers on organisations. 4-е изд. Хрестоматия. Новая редакция. Краткое изложение работ признанных авторитетов в теории и практике менеджмента. Penguin books. Link, 1994, — 315 с.
  104. Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы //Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 4−24.
  105. В.Н. Духовное производство и его развитие в условиях социализма. М.: Высшая школа, 1986. — 133 с.
  106. Ортега и — Гассет X. Восстание масс // Избр. труды: Пер. с англ./Под ред. A.M. Руткевич. — М.: Весь мир, 1991, — 700 с.
  107. З.М. Философия прошлого (или понятие прошлого не в обыденном смысле) //Философские науки. 2002. — № 1. — 17 с.
  108. Ю.М. Теория хозяйства: В 2-х т. М.: МГУ, 1995. — Т.1 — 458 е.- Т.2 — 781 с.
  109. Ю.М. Русский циклизм как специфический феномен России //Философия хозяйства. 1999. — № 1. — С. 204−205.
  110. А.В. Духовность и принципы деятельности. М.: Зело, 1998. — 121 с.
  111. М.М. Социология согласия. Тюмень: ТГУ, 2000. — 205 с.
  112. Г. Умственная деятельность человека как материальная сила //Современная прогрессивная философская и социологическая мысль в США. М.: Прогресс, 1977. — 421 с.
  113. В.В. Интеллектуальная собственность в системе социальной регуляции.//Общество. Культура. Человек: Сб. научных статей. М.: МИЭТ, 2001. -С. 77.
  114. Г. Н. Ампер и кибернетика. М.: Сов. Радио, 1977. — 95 с.
  115. М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  116. Г. Х. Вступительная ст. к кн.: Ханика Ф. Де П. Новые идеи в области управления. Руководство для управляющих. М.: Прогресс, 1989. — С. 14.
  117. В.Н. Как выйти из кризиса «духовного производства?» //Научный прогресс: когнитивный и социокультурные аспекты. М.: ИФ РАН, 1993. — 195 с.
  118. Д. И. Развитие непроизводственной сферы при социализме (темпы, пропорции, перспективы). М.: Экономика, 1976. — 158 с.
  119. Преодоление времени/Под ред. Ю. М. Осипова, В. М. Кулькова, Е. С. Зотовой. -М.: МГУ, 1998. 558 с.
  120. Программа действий. Повестка дня на XXI в. и др. документы Конференции в Рио де — Жанейро. — Женева, 1993, — 143 с.
  121. .А. Духовные потребности и закономерности их удовлетворения в условиях перехода к коммунизму: Автореф. дисс.. канд. филос. наук: 09.621. Л., 1971.-22 с.
  122. А.И. Философская азбука бизнеса //Вопросы философии. 1991. — № 2. -12 с.
  123. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. — 284 с.
  124. А.И. Цивилизация, культура, технология, рынок //Вопросы философии. -1992. № 5. -С. 4−5.
  125. В.А. Методологическая функция категории «духовное производство»: Автореф. дисс.. канд. филос. наук: 09.00.01/АН УССР. Киев, 1989. — 18 с.
  126. В.Ф. Развитие духовных потребностей социалистического общества. Автореф. дисс.. к.ф.н.: 09.621/Лен. Гос. унив. им. А. А. Жданова. Л., 1970. — 15 с.
  127. В.В. Социальное знание в системе духовного производства: Автореф. дисс.. канд. филос. наук: 09.00.01/ГУ им. Т. Г. Шевченко. Киев, 1990. — 16 с.
  128. Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.-631 с.
  129. B.C. Сфера обслуживания и ее работники. М.: Политиздат, 1966 — 168 с.
  130. Е.В., Семенова Н. Н. Проблемы методологии исследования духовного производства //Проблемы методологии науки. Новосибирск: Наука, 1985. — 273 с.
  131. И.Б. Духовное воспроизводство (философско-социологический аспект): Автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11/МПГУ им. В. И. Ленина. М., 1992. — 29 с.
  132. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, — 1989.-350 с.
  133. М.И. Труд в непроизводственной сфере. М.: Мысль, 1968. — 127 с.
  134. Н. Социология экономической жизни. М., 1990. — 375 с.
  135. О.Н. Образование. Революция. Закон. Проблемы законодательного обеспечения российской государственной образовательной политики 90-х годов. Ч. 1. Новейшая революция в России. Опыт политико-ситуационного анализа. М.: ИПТК Логос ВОС, 1999. — 162 с.
  136. О.Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества : Дис. ввиде научного доклада. д-ра филос. наук/МПГУ им. В. И. Ленина. М., 2001. — 320 с.
  137. Ю.Н. Цикл как основа мироздания. Ставрополь: ЮРКИТ, 1996. — 123 с.
  138. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия //Собр.соч.: В 2-х т. -СПб., 1897.-Т.1−681 с.
  139. B.C. Три речи в память Достоевского //Собр.соч.: в 2-х т. М.: МГУ, 1884. -Т.2−55 с.
  140. М.В. Экономические проблемы непроизводственной сферы. М.: МГУ, 1975. — 18 с.
  141. М.В., Тарасюк А. И. Непроизводственная сфера и общественное воспроизводство при социализме. М.: МГУ, 1976. — 174 с.
  142. М.В., Полякова Г. Д., Овсянников Л. Н. Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме. М.: МГУ, 1972. — 348 с.
  143. Социально ориентированное местное управление: опыт народов Германии для России. — СПб.: Наука, 1999, — 347 с.
  144. Н. Измерение духовного кризиса //Философские науки. 1990. — № 2. -12 с.
  145. Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерки истории эстетической аксиологии.- М.: Республика, 1994. 463 с.
  146. Стюарт Томас. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций //Новая постиндустриальная волна на Западе /Под ред. В. Л. Иноземцева.- М.: ACADEMIA, 1999. С. 388 — 392.
  147. США: современные методы управления. М.: Наука, 1971. — 258 с.
  148. США: организационные проблемы управления М.: Мысль, 1976. — 376 с.
  149. М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. М.: Икар, 1998. — Гл. 4 (4.3).
  150. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. — 175 с.
  151. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество: Материалы круглого стола //Вопросы философии. -2000.-№ 1.-35 с.
  152. С.Н. Метафизика в Древней Греции //Собр. соч. в 6 т. М.: Тип. Г Лисснера и Д. Собко, 1910. — Т.З. — 467 с.
  153. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты
  154. Материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1992. — № 6. — С. 7.
  155. В.П. Философия сознания. (Современные вопросы). М.: Мысль, 1971. — 198 с.
  156. В.П. Теория ценностей. Л.:ЛГУ, 1968. — 124 с.
  157. Тер Григорян Е. О. Объективное и субъективное в содержании и форме произведений искусства: Автореф. дис.. канд. филос. наук/МГУ. — М., 1969. — 21 с.
  158. А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  159. Р. Фактор обновления. М.: Прогресс, 1988. — 362 с.
  160. А.Д. Модель ноосферно-опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс //Философские проблемы образования. М.: РАГСД996. — 265 с.
  161. А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: РАГС, 1995.-93 с.
  162. А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч, 1993. — 274 с.
  163. В.Г. Когда нет протестантской этики. .//Вопросы философии. 2001. — № 10. — С. 27−36.
  164. Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. — 255 с.
  165. Философия и методология науки /Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект- Пресс, 1996.-398 с.
  166. Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Терра, 1992. — 190 с.
  167. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 510 с.
  168. И.Т., Юдин Б. Г. Этика науки. М.: Политиздат, 1986. — 398 с.
  169. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
  170. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  171. Р., Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм //Вопросы философии. 1996. — № 3, — 18 с.
  172. Е.В. Интеллектуальная собственность и проблемы ее формирования и развития в современной России: Автореф. дис.. д-ра соц. наук: 22.00.04/ Университет коммерции. М., 1995. — 46 с.
  173. HAUSMAN D. М., TcPherson Т. S. Economic Fnalysis Total Ph: bosophy. -Cambridge: Univ. Press, 1996. 249 p.
  174. С.С. Информация как стратегический ресурс //Электроника и информатика XXI век: Тезисы докладов третьей Международной научно-техн. конф. 22−24 ноября 2000 г. — М., 2000. — С. 485−486.
  175. В.А. Творчество. Кишинев: Штиинца, 1989. — 148 с.
  176. В.А. Структура и противоречия творчества. М., 1990. — 250 с.
  177. Цивилизация, культура, личность //Под ред. В. Ж. Келле. М.: Эдиториал. УРСС, 1999.-221 с.
  178. Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996. -205 с.
  179. А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. — 572 с.
  180. Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы. -JL: Соцэкгиз. Леню отд., 1936. 479 с.
  181. Эколого -экономическое управление и планирование в региональных и городских системах //5-я международная конференция. ISEE/PC 2001. М., 2001, — 415 с.
  182. Экономическая теория на пороге XXI века / Под ред. Ю. М. Осипова, В. Т. Пуляева. -М.: Юрист, 1998.-767 с.
  183. Ф. Анти Дюринг. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1988. — Т. 20. — 482 с.
  184. А. Политические процессы и моральные побуждения //Вопросы философии. 1995. — № 10. — 15 с.
  185. У. Росс. Введение в кибернетику. М., 1959. — С. 112.
  186. Ю.В. История цивилизаций. М.: Владос, 1995. — 350 с.
  187. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы//Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. 8.
  188. Ю.В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы. -М.: МФК, 1988.-79 с.
  189. Т.М. Размышления о практике. По поводу интерпретации философии К. Маркса. М.: Прогресс, 1976. — 309 с.
Заполнить форму текущей работой