Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Репрезентация ценностей молодежной субкультуры в ценностно-смысловом пространстве языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение вербального кода молодежной субкультуры на основе предложенных Ю. М. Лотманом семиотических оппозиций (внутреннее/внешнееверх/низмужское/женское, живое/мертвое), позволило выявить ценностные приоритеты молодежи, которые могут быть рассмотрены как субкультурные универсалии: молодежная субкультура предстает как ориентированная на сохранение и укрепление «внутреннего», имеющее для нее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные теоретико-методологические принципы исследования ценностно-смыслового поля культуры
    • 1. Культура и ценности: взаимодействие подходов
    • 2. Язык и культура в контексте информационного подхода
    • 3. Ценностно-смысловое пространство языка: семиосфера, концептосфера, аксиосфера
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Ценностно-смысловое пространство языка молодёжной субкультуры
    • 1. Молодежные субкультуры в современном обществе
    • 2. Молодежный жаргон: информационно-семиотический подход
    • 3. Ценности молодежной субкультуры в контексте лингвокультурологического подхода
  • Выводы по главе

Репрезентация ценностей молодежной субкультуры в ценностно-смысловом пространстве языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное российское общество переживает период сложных социальных изменений, трансформации ценностей. Исследователи отмечают изменение роли и значения личности в современном обществе, повышение ее активности и самостоятельности, что оказывает заметное влияние на деятельность молодежи во всех сферах жизни, определяет ее социальную активность. Молодежь становится той частью общества, которая в рамках различных молодежных субкультур создает новые ценностные системы и поведенческие модели, распространяя в дальнейшем их влияние на все российское общество, т. е. молодежные субкультуры становятся генератором социокультурных изменений российского общества. По утверждению профессора В. А. Ядова, тип мышления и культуры современной российской молодежи станет типичным для нашей страны уже через 25 лет1, следовательно, перед исследователями стоит задача не только фиксации происходящих в обществе культурных перемен, но и выработки концепций и теоретических схем, при помощи которых можно было бы объяснить характер влияния молодежных субкультур на общество.

Все это определяет актуальность исследования проблемы взаимодействия культуры и молодежной субкультуры, трансляции культурных ценностей и формирования новых ценностных ориентиров в современном российском обществе. Исследованием феномена молодежной субкультуры занимаются представители различных научных направлений, в первую очередь, социологии и социальной философии. Однако все больший интерес к этому явлению проявляют философы, культурологи, лингвисты, т.к. влияние молодежной культуры и молодежного сленга на культуру и современный язык становится все заметнее. Исследователи обращаются к изучению языка молодежной субкультуры, пытаясь реконструировать ценности молодежи, однако эти попытки ограничиваются либо собственно лингвистическим анализом, либо.

1 Политическая институционализация российского общества //Мировая экономика и международные отношения. — 1998. — № 3. — с.35 изучением отдельных сфер данного феномена, поэтому теоретическое осмысление возможностей и путей исследования ценностей молодежной субкультуры в ценностно-смысловом пространстве языка является актуальной задачей.

Степень научной разработанности проблемы. В ходе исследования привлекались работы российских и западноевропейских философов, культурологов, социологов, антропологов, филологов в области социальной философии, социологии, антропологии, культурологии, лингвистики.

К проблемам молодежи и молодежных субкультур в контексте социальной философии обращались многие зарубежные исследователи, такие как К. Манхейм, С. Эйзенштадт, JI. Барлетт, J1. Генри, К. Гриффин, П. Гудман, К. Дэвис, П. Коэн, Б. Кук, М. Мид, С. Холл и др., в работах которых были выработаны основные концептуальные подходы к исследованию молодежной культуры. В контексте российской социально-философской традиции следует выделить работы Байчорова A.M., Большакова В. Н., Гуревича П. С., Давыдова Ю. Н., Иконниковой С. Н., Запесоцкого A.C., Левичевой В. Ф., Мяло К. Г., Сикевич З. В., Шкурина В. Н. и др.

Исследованию молодежной субкультуры и ее ценностей в отечественной социологии посвящены работы главы лаборатории социологических исследований проблем молодежи Лисовского В. Т., Блинова Н. М., Добрыниной.

B.И., Вишневского Ю. Р., Ерасова Б. С., Кона И. С., Лукова Вал. А., Орлова.

C.B., Чупрова В. И., Шереги Ф. Э. и др. Проблема философского осмысления молодежной субкультуры нашла свое отражение в работах таких отечественных философов, как Ионин Л. Г., Каган М. С., Момджян К. Х., Мотрошилова Н. В., Новинская М. И, Соколов Е. Г., Юлина Н. С. и др.

Конец XX — начало XXI вв. ознаменовались поворотом к теоретическому осмыслению феномена молодежной субкультуры в связи с необходимостью разрешить те противоречия, которые сложились в практике эмпирических исследований (работы Ильинского И. М., Запесоцкого A.C., Левико-вой С.И., Петрова Д. В., Щепанской Т. Б. и др.). В то же время растет интерес к исследованию ценностей молодежи (работы Бобахо В. А., Гащенко A.A., Добрыниной В. Н., Русецкого A.B., Кагана М. С. и др.), хотя изучение субкультурных различий внутри поколения современной молодежи достаточно затруднено, причем одной из важнейших причин такого затруднения исследователи считают слабость и рассеянность субкультурных молодежных образований в западном смысле в российском обществе (Лисовский В.Т., Сике-вич З.В., Луков В. А., Земрах Т.В.).'.

В области общефилософских представлений о культуре и ее ценностях мы обращались к работам Барта Р., Гуревича П. С., Докучаева И. И., Дробниц-кого О.Г., Кагана М. С., Канта И., Клакхон Ф., Клакхона К., Кребера А., Лот-мана Ю.М., Лурье С., Микешиной Л. М., Парсонса Т., Режабека Е. Я., Сорокина П., Столовича Л. Н. и др. В контексте лингвокультурологического подхода к изучению культуры и ее ценностей интерес представляют работы Алефиренко Н. Ф., Воркачева С. Г., Красных В. В, Лихачева Д. С., Прохорова Ю. Е., Степанова Ю. С., Чернявской Ю. В. и др.

Изучением молодёжного языка занимались отечественные и зарубежные лингвокультурологи и филологи: Грачёв М. А., Гребнева Т. Н., Дэвид Б., Зайковская Т. В., Никитина Т. Г., Шлобински П. и др., которые провели лишь начальную его систематизацию и описание. Исследователи все чаще обращаются к исследованию молодежного жаргона как формы репрезентации молодёжной культуры и ее ценностей — работы Бабаевой Е. В., Бахтиной М. Б., Библиевой О. В., Земрах Т. В. и др. Однако анализ литературы по проблемам изучения молодежной субкультуры и ее аксиосферы, а также языка молодёжной культуры, показывает, что вопрос изучения ценностей молодежной субкультуры в ценностно-смысловом пространстве языка, возможности воспроизведения по структуре молодежного сленга структуры молодежной культуры остается недостаточно изученным.

Цель диссертационного исследования — исследовать ценности молодежной субкультуры через призму ценностно-смыслового пространства языка молодежи.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

— исследовать особенности аксиологического подхода к молодежной субкультуре;

— показать возможности информационно-семиотического подхода для изучения ценностей молодежной субкультуры;

— проанализировать специфику осмысления ценностно-смыслового пространства языка в рамках лингвокультурологии;

— рассмотреть особенности изучения вербализации ценностей в молодежном жаргоне в рамках семиотического подхода;

— изучить ценностные аспекты концептосферы молодежной субкультуры в контексте лингвокультурологического подхода.

Объект исследования — язык молодежных субкультур в современном обществе.

Предметом исследования является ценностно-смысловое пространство языка молодежных субкультур.

Гипотеза исследования. Ценности молодежи, лежащие в основе ценностно-смыслового пространства языка молодежной субкультуры, могут быть реконструированы через изучение семиосферы молодежной субкультуры в контексте ее взаимодействия с доминирующей национальной культурой, а также через реконструкцию ценностной составляющей концептосферы молодежной субкультуры. При этом семиосфера молодежной субкультуры включает как знаково-символическое выражение, так и содержание в виде ценностей, выраженных в текстах, что дает возможность рассматривать ак-сиосферу молодежной субкультуры как часть семиосферы.

Теоретические и методологические основы исследования. Диссертация опирается на отечественные и зарубежные исследования в области культурологии, социальной философии и когнитивной лингвистики, в которых освещаются особенности изучения ценностей культуры и молодежной субкультуры. Специфика предмета исследования определила необходимость широкого междисциплинарного подхода. На всех этапах диссертационного исследования применяются аналитический и компаративистский подходы, системный метод, используется структурно-семиотический и концептуальный анализ.

Научная новизна диссертационного исследования:

— Обоснована необходимость изучения ценностно-смыслового пространства языка для понимания молодежной субкультуры и ее феноменов.

— Показано, что исследование ценностно-смыслового пространства языка в контексте семиотического подхода позволяет реконструировать ценностные смыслы молодежной субкультуры.

— Проанализированы особенности исследования аксиосферы молодежной субкультуры через реконструкцию ценностной составляющей ее концеп-тосферы.

— Рассмотрены способы репрезентации ценностей молодежной субкультуры в молодежном жаргоне в контексте информационно-семиотического подхода к изучению культуры.

— Проведено исследование ценностных аспектов концептосферы молодежной субкультуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для изучения аксиосферы молодежной субкультуры необходимо обратиться к исследованию языка молодежи как «носителя» ценностных смыслов, т. е. исследовать взаимодействие ценностно-смыслового пространства культуры и языка. Исследование ценностных характеристик молодежной субкультуры возможно как через изучение семиосфер данного социума, так и через реконструкцию ценностной составляющей его концептосферы.

2. Исследование ценностно-смыслового пространства языка с помощью семиотического подхода к моделированию культуры позволяет реконструировать ценностные смыслы молодежной субкультуры в контексте отношения субкультуры и доминирующей культуры. Семиотические оппозиции, выделенные Ю. М. Лотманом на основании принципа бинарности, рассмотрены в качестве субкультурных универсалий для выявления ценностных составляющих молодежной субкультуры.

3. В основе ценностно-смыслового пространства языка лежат ценности, которые в контексте лингвокультурологии рассматриваются как особые лин-гвокультурологические категории. В молодежном субъязыке репрезентируются специфические молодежные и возрастные ценности, которые могут быть выявлены посредством изучения ценностной составляющей концепто-сферы молодежной субкультуры.

4. Язык молодежной субкультуры является культурным кодом и поэтому рассматривается в качестве модели ценностного пространства субкультуры. Изучение вербального кода молодежной субкультуры на основе предложенных Ю. М. Лотманом семиотических оппозиций позволило выявить ценностные приоритеты российской молодежи: ориентированность на сохранение и укрепление «внутреннего», имеющее для нее гораздо большую ценность, чем «внешнее" — время, осмысленное в пространственных терминах, переживается как «низ», т. е. как противостоящее «дневному» времени доминирующей культурыв целом нормы молодежной субкультуры ориентированы на мужскую структуру, хотя могут быть и некоторые черты фе-минности (хиппи) — важнейшей ценностью для молодежной субкультуры является культ смерти как уход в «манящий мир духа».

5. Лингвокультурологический анализ лексико-семантических полей современного молодёжного жаргона позволяет рассматривать их в качестве соответствующих концептов, образующих концептосферу субкультуры российской молодежи конца XX — начала XXI веков. Исследование ценностных характеристик жаргонных концептов позволяет провести исследование ак-сиосферы субкультуры, при этом концепты молодежной субкультуры являются частью общекультурных концептов, заполняя их периферийную зону, с одной стороны, а с другой, — отражая те изменения, которые происходят в культуре в целом.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на возможности изучения ценностных характеристик молодежных субкультур в контексте информационно-семиотического и лингвокультурологического подхода к исследованию ценностно-смыслового пространства языка. Материалы и результаты исследования могут быть включены в чтение курсов по соответствующим дисциплинам: культурологии, семиотике культуры, лингвокультурологии, а также использоваться при разработке учебных курсов и пособий.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретической конференции молодых ученых в СКНЦ ВШ (Ростов-на-Дону, 2009 г.), на V Международной научно-практической конференции «Экономические, экологические и социальные проблемы угольных регионов СНГ» (Украина, Краснодон, апрель 2012 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ общим авторским объемом 3,0 п.л., из них 4 — в ведущих рецензируемых журналах.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, которые включают шесть параграфов, заключения и библиографии (191 источник, включая источники на английском языке) — всего 189 страниц.

Выводы по главе:

Таким образом, исследование структурных свойств культуры позволяет выявить ценностные ориентации молодежной субкультуры: структура культуры является системой, в которой специфику «ядра» составляет аксио-сфера доминирующих элементов культуры, а неформальная молодежная субкультура относится к «периферийным» слоям культуры, характеризующимся неустойчивостью и склонностью к инновациям. При этом в ходе взаимодействия «ядерных» и «периферийных» социокультурных систем происходит динамическое взаимодействие их аксиосфер.

Для изучения феномена молодежной субкультуры в контексте нашего исследования наиболее адекватным представляется широкое понимание субкультуры как системы ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля и т. п. какой-либо социальной группы. Причем исследование культурных кодов молодежной субкультуры позволяет реконструировать транслируемую картину мира, включающую субкультурные ценности.

Понимание «информации» не только с точки зрения знаний, но ценностей и верований, позволяет с помощью семиотического подхода к моделированию культуры исследовать ценностно-смысловое пространство языка и культуры молодежи.

Исследование субъязыка молодежи в контексте информационно-семиотического подхода показывает, что он является культурным кодом, и поэтому его можно рассматривать как модель ценностного пространства субкультуры. При этом молодежный код представляет собой семантикосинтактический тип культуры, основной чертой которого является представление о мире как о некоторой последовательности реальных фактов (хотя реальность является «иной»), что проявляется в стремлении к осмысленности: семантической (отношение субкультурных кодов к их скрытому смыслу) и синтактической (отношение субкультурных кодов к кодам доминирующей культуры).

Семиотический подход к реконструированию ценностей молодежной субкультуры позволяет выявить их особенности в контексте отношения субкультуры и доминирующей культуры.

В рамках лингвокультурологического подхода к исследованию ценностных смыслов показано, что лексико-семантические поля современного молодёжного жаргона могут быть рассмотрены как соответствующие лингво-когнитивные концепты, образующие концептосферу субкультуры российской молодежи конца XX — начала XXI веков, в то время как исследование лексико-семантической и тематической структуры современного молодёжного жаргона позволяет выявить аксиосферу молодежной субкультуры. Таким образом, исследование эмотивно-оценочных характеристик лингвокогнитив-ного концепта через выявление лексико-семантических полей и их структур в контексте модели, предложенной Чернявской, позволяет провести исследование аксиосферы субкультуры.

Заключение

.

Аксиологический подход к культуре является методологическим стержнем, позволяющим исследовать проблему ценностей молодежной культуры в контексте информационно-семиотического и лингвокультурологиче-ского подходов.

В рамках информационно-семиотического похода культура рассматривается как информация, носителем которой является социальная группа, что дает возможность устранить ограничения в понимании информации отдельными ее видами и обратиться к структурным определениям культуры.

В своем исследовании мы ойирались на следующие идеи Ю. М. Лотмана:

• рассматривая проблему взаимодействия языка и культуры и пытаясь построить классификацию кодов культур на основе их отношения к знаку, он показал изоморфность языковых и культурных структур — с одной стороны, в культурных знаках определенного коллектива воспроизводится языковая структурность, а с другой, — структура культуры может быть воспроизведена по языковой структуре;

• определяя семиосферу как условие существования и функционирования различных языков, а принцип бинарности — как форму организации любой семиотической системы, Лотман подчеркнул динамизм в развитии культуры (состав языков, включая социальные, возрастные и другие жаргоны, систему моды и разнообразные социальные и культурные системы, все время меняется), что приводит к смещению аксиологических оценок в активном культурном поле;

• определяя внутреннее пространство семиосферы как семиотическую «индивидуальность», основным механизмом которой является граница, он относит к культурным универсалиям: бинарное разбиение мира на внутреннее и внешнее пространствоформу временной конкретности — верх/низ (врёмя, осмысленное в пространственных терминах/, асимметрию человеческого тела — асимметрию правого/левого, мужского/женского, живого/мертвого, т. е. он задает поле бинарных оппозиций для выявления ценностных составляющих культуры (аксиосфера — часть семиосферы, в соответствии с подходом Ю.В. Чернявской);

• в контексте семиотического описания культуры (речь идет о парадигме конкурирующих нормативных систем) современная культурная ситуация может рассматриваться как ситуация мультикультурности, что задает возможность рассмотрения субкультур как равноправного элемента культуры;

• многоуровневости семиосферы соответствует иерархия кодов, которые активизируют в единой реальности семиосферы разные уровни значимости, в которых проявляется внутренняя иерархия ценностей;

• поскольку любая семиосфера соприкасается с другими семиосферами, обладающими своей организацией, на границе семиосферы возникает постоянный обмен, выработка общего языка, образование креолизированных семиотических систем, что ведет к «культурному выравниванию и созданию некоей новой семиосферы более высокого порядка, в которую включаются обе стороны уже как равноправные».

Определение сущности культуры с точки зрения информации позволило Лотману рассматривать культуру как знаковую вторичную систему, надстраиваемую над естественным языком, и по своей внутренней организации воспроизводящую структуру языка, т. е. исследование ценностно-смыслового пространства языка позволяет реконструировать ценностные смыслы культуры.

Для исследования аксиосферы любой социокультурной общности необходимо обратиться к исследованию «носителей» ценностных смыслов, основным из которых является язык. И в этом контексте особый интерес представляет лингвокультурология, в рамках которой исследуется ценностно-смысловое пространство языка, этноязыковые картины мира, проблемы языкового сознания, особенностей культурно-познавательного пространства языка, т. е. культурные значения, в которых могут присутствовать как универсальные смыслы, так и специфически культурные концепты.

В основе ценностно-смыслового пространства языка лежат ценности, которые рассматриваются как особые лингвокультурологические категории. Следовательно, в молодежном субъязыке репрезентируются специфические молодежные и возрастные ценности, причем «на разных этапах развития языка одни и те же ценности могут иметь разные репрезентации». Причем этническая аксиосфера представляет собой процесс циркуляции ценностей от субкультур к центральной зоне культуры и наоборот, т. е. в рамках лингво-культурологического подхода утверждается возможность распространения молодежных субкультурных ценностей на всю этнокультуру, что может быть выявлено в контексте исследования языка субкультуры и этнокультуры в целом.

В ценностной картине мира определённого этноса существуют наиболее значимые для данной этнокультуры культурные смысловые доминанты, определяемые в лингвокультурологии в качестве концептов. Языковое сознание человека оперирует его концептуальным опытом, что указывает на многомерность концептов в рамках ценностно-смысловой картины мира, причем исследование ценностно-смыслового пространства языка открывает доступ к скрытым смыслам языковых знаков.

Определения лингвокультурного концепта достаточно многообразны, однако все исследователи отмечают его культурную маркированность (проявляется в культурной коннотации языковых единиц), наличие ценностного компонента, сложность и многомерность концепта (ядро и периферия), многообразие связей концепта и его имени (концепт может иметь несколько имен, а одно и то же имя актуализировать несколько концептов). Причем в своей иерархически организованной совокупности концепты образуют ценностную картину мира.

Важнейшими направлениями лингвокультурологических исследований является язык как «система семиотической репрезентации культурных ценностей» и принципы «отображения в семантике языковых единиц ценностно-смысловых категорий культуры», следовательно, лингвокультурология дает возможность изучения ценностей культуры посредством исследования языковой семантики, т. е. лингвокультурологический подход к изучению языка молодежи дает возможность изучения ценностей молодежной субкультуры в контексте определенной этнокультуры.

В контексте исследования этнической картины мира Ю. В. Чернявская рассматривает аксиосферу как часть семиосферы, подчеркивая, что наиболее значимые культурные смыслы кристаллизуются в ценностях и принимают символическую форму, образуя семиосферу культуры. Она рассматривает «фреймовую модель» как основу формирования этнической картины мира, подчеркивая бинарный характер организации фрейма и проводя аналогии с бинарным принципом организации культуры и общества. Такой подход позволил выделить основные оппозиции картины мира этноса, определяемые фреймовой структурой: Космос — Хаосвремя — пространствосвое — чужоесакральное — профанноежизнь — смертьмужское — женскоедобро и зло, причем фреймы — «суть формы организации концепта». Следовательно, исследование культурных концептов в контексте выделенных оппозиций позволяет реконструировать ценностно-символический уровень картины мира, который сущностно пересекается с «семиосферой» культуры.

Таким образом, исследование аксиосферы молодежной субкультуры возможно в двух направлениях — через изучение семиосфер данного социума, а также через реконструкцию ценностной составляющей его концептосферы. Причем для исследования ценностных характеристик молодежной субкультуры необходимо обратиться к исследованию «носителей» ценностных смыслов, основным из которых является язык.

Процесс смены ценностных ориентаций в рамках социокультурных систем обладает особенностями и закономерностями, которые можно выявить, исследуя структурные свойства культуры.

Анализ понятий культуры, субкультуры, молодёжной культуры и молодёжной субкультуры свидетельствует о том, что культура состоит из отдельных субкультур, а молодёжная культура представляет собой систему различных молодёжных субкультур, относящихся к различным возрастным группам, вовлечённым в различные сферы деятельности и ведущим специфический образ жизни. Молодёжь многообразна в возрастном, профессиональном, национальном и региональном планах, соответственно различаясь ценностями. Каждая субкультура обладает определённым набором норм и ценностей, который превалирует у представителей данной субкультуры, однако современное молодое поколение в России формирует смешанную систему ценностей, когда частично ценности создаются самой молодежью, а часть ценностей передается молодёжи от старшего поколения. При этом многие исследователи считают, что молодежная российская субкультура отражает ценности российской культуры-и общества в целом.

Для современных исследований молодежной культуры характерно использование термина «молодежная субкультура», которая рассматривается как подсистема более широкой культурной общности, что приводит к включению ценностной системы молодежи в культуру «на правах подсистемы». Для изучения феномена молодежной субкультуры в контексте нашего исследования наиболее адекватным представляется широкое понимание субкультуры как системы ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля и т. п. какой-либо социальной группы. Причем исследование культурных кодов молодежной субкультуры позволяет реконструировать не только «язык» культуры, но и транслируемую картину мира, включающую субкультурные ценности.

Изучение языка молодежной субкультуры в контексте информационно-семиотического подхода позволил выявить следующие его свойства: • субъязык молодежи не просто моделируется по типу естественного языка, он как бы «паразитирует» (термин Р. Барта) на нем, используя его грамматическую и фонетическую систему;

• определяющим в молодежном социолекте является наличие определенных знаков, в то время как синтагматические связи указывают на принадлежность к доминантной национальной культуре — синтагматика молодежного социолекта проявляется на уровне языка, но отсутствует на уровне сообщения (использует общеязыковую синтагматику);

• язык молодежной субкультуры является культурным кодом, и поэтому может быть рассмотрен как модель ценностного пространства субкультуры, т. е. исследование коннотативных (и денотативных) значений в языке субкультуры как социолекте позволяет выявить ценностные предпочтения данной субкультуры;

• механизм «натурализации», описанный Р. Бартом, объясняет не только влияние молодежного субъязыка на современный язык, но и становится механизмом влияния ценностно-смыслового пространства молодежной субкультуры на ценности современного общества.

В контексте типологизации культур по их отношению к знаку, молодежная субкультура представляет собой синтез семантико-средневековой и синтактической модели культуры. Причем в контексте нового понимания семантического и синтактического принципов экзистенционально-ценностной классификации кодов для культурXX века, на которое указывал Лотман, молодежный код является не только кодом границы (в концепции Т.Б. Щепан-ской), но и определяет семантико-синтактический тип культуры, основной чертой которого является представление о мире как о некоторой последовательности реальных фактов, что проявляется в стремлении к осмысленности: семантической (отношение субкультурных кодов к их скрытому смыслу) и синтактической (отношение субкультурных кодов к кодам доминирующей культуры). Причем одним из основных вопросов этой социокультурной системы является вопрос о действительности, которая в молодежной субкультуре рассматривается как «зыбкая», «другая» (уход в иное пространство).

Изучение вербального кода молодежной субкультуры на основе предложенных Ю. М. Лотманом семиотических оппозиций (внутреннее/внешнееверх/низмужское/женское, живое/мертвое), позволило выявить ценностные приоритеты молодежи, которые могут быть рассмотрены как субкультурные универсалии: молодежная субкультура предстает как ориентированная на сохранение и укрепление «внутреннего», имеющее для нее гораздо большую ценность, чем «внешнее" — время, осмысленное в пространственных терминах, переживается как «низ»., т. е. как противостоящее «дневному» времени доминирующей культурыв целом нормы молодежной субкультуры ориентированы на мужскую структуру, хотя могут быть и некоторые черты феминности (хиппи) — важнейшей ценностью для молодежной субкультуры становится культ смерти как уход в «манящий мир духа». Эти результаты вполне соотносятся с исследованиями молодежный субкультур, проведенных в рамках различных научных исследований (Щепанская Т.Б., Левикова С. И., социологические исследования и т. д.).

Модель культуры, построенная на основе признака текст / «не-текст», показывает, что с позиции доминирующей культуры молодежная культура может рассматриваться как антикультура, контркультура, субкультура, маргинальная, периферийная культура, не отражающая истинные ценности, а с точки зрения молодежи именно молодежная субкультура является наиболее привлекательной, т.к. отражает их ценностные приоритеты.

Таким образом, понимание «информации» не только с точки зрения знаний, но ценностей и верований, т. е. широкое ее значение, позволяет с помощью семиотического подхода к моделированию культуры исследовать ценностно-смысловое пространство языка и культуры молодежи, выявить особенности ценностей молодежной субкультуры в контексте отношения субкультуры и доминирующей культуры.

В контексте лингвокультурологического подхода к исследованию ценностно-смыслового пространства языка мы опирались на идею о том, что исследование ценностей молодежной субкультуры возможно только в рамках данной этноязыковой культуры, причем этнокультурное сознание в целом является способом существования концептосферы языка. Исследование лингвокогнитивных концептов, образующих концептосферу субкультуры российской молодежи конца XX — начала XXI веков через изучение соответствующих лексико-семантических полей молодежного жаргона позволяет выявить структуру эмотивно-оценочной части концептосферы молодежной субкультуры.

В связи с тем, что специфика лингвокультурных концептов состоит в фиксации в языковой форме ценностного отношения к миру, следовательно, необходимо изучать вербальные проявления ценностного компонента концепта, к которым относятся: категория оценкимножество норм, нарушение которых сопровождается отрицательной оценкойпостоянная актуализация в различных типах дискурса языковых единиц данного лингвокультурного поля. Такие языковые маркеры ценностного компонента концепта, как категория оценки и нормы, регулирующие отношения между членами социума, представлены в работе [13]. В работе [14], посвященной исследованию влияния молодежной субкультуры на язык СМИ, показано, что молодёжный сленг получил большое распространение не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации. Мы провели исследование по Национальному корпусу русского языка, которое выявило значительное увеличение использования молодежной жаргонной лексики не только в СМИ (газеты), но и в прозаических произведениях, т. е. в литературном языке.

Исследование эмотивно-оценочных характеристик лингвокогнитивного концепта через выявление лексико-семантических полей и их структур в контексте модели, предложенной Чернявской [161], позволяет провести исследование аксиосферы молодежной субкультуры, что показывает возможности лингвокультурологического и лингвокогнитивного анализа для выявления ценностных приоритетов не только молодежной субкультуры, но и культуры любой социальной группы.

Еще одним аспектом изучения аксиосферы субкультуры молодежи является исследование ценностных компонентов тех концептов, их которых состоит концептосфера субкультуры. Мы считаем, что жаргонные лексикосемантические поля являются частью общекультурного концепта, заполняя, с одной стороны, те лакуны, которые в нем отсутствуют, а с другой, отражая те изменения, которые происходят в культуре в целом, представляя собой тот периферический слой культуры, который в концепции Ю. М. Лотмана рассматривается как «не-культура» и который является резервом для развития культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. — М: Экономика, 2004. — 620 с.
  2. Г. Л. Трактовка духовной культуры в отечественной аналитике //Философия культуры. Тез. докл. и выступл. Первого Российского философского конгресса. Т. VI. СПб., 1997. — с. 6.
  3. Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка. М.: Флинта: Наука, 2010. — 288 с.
  4. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: УрГУ, 1986. — 150 с.
  5. Н.Д. Язык и мир человека. -2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  6. Н.Д. Истина: фон и коннотация // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
  7. А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: Автореферат дисс. доктора филологических наук: 10.02.19. Воронеж, 1998. — 45 с.
  8. Барт Р. S/Z. М.: Эдиториал УРСС, 2001 — 232 с.
  9. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. -616с.
  10. Р. Основы семиологии// Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: ИГ «Прогресс», 2000. — с. 247−310.
  11. М.Б. Эмотивно-оценочная картина мира современной молодёжи (на материале жаргонной лексики конца ХХ-начала XXI вв.): Автореферат дисс. кандидата филологических наук: 10.02.01. Абакан, 2011. — 23 с.
  12. О.В. Лингвокультурологические особенности репрезентации языка молодёжной культуры в средствах массовой информации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии: 24.00.01. Кемерово, 2008. — 18 с.
  13. H.H. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — 123 с.
  14. В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. -М., 1973.- 155 с.
  15. Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., Языки славянских культур, 1997. — с.576.
  16. А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
  17. Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М.: Издательство «Индрик», 1998. — 240 с.
  18. В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904. -374 с.
  19. С.Н. К лингвистическому пониманию ценности //Русская словесность в контексте мировой культуры: Материалы Междунар. науч. конф. РОПРЯЛ. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2007. — с. 9397.
  20. Г. О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959.-492 с.
  21. Л. Философские работы. Часть I. М., 1994. — 612 с.
  22. Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи. Ростов н/Д, 2001. — 576 с.
  23. С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии //Аспекты метакоммуникативной деятельности: Вып. 3.- Воронеж, 2002. с. 79−95.
  24. В.В. Лингвокультурология: теория и методы. М. Изд-во РУДН, 1997.-331 с.
  25. Л.С. Педология школьного возраста. М., 1930. — 324 с.
  26. К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. — 560 с.
  27. В.А. Российская молодежь в начале XXI века: ее социальный образ для нас и для мира //Доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6−7 декабря 2007 г. М.: Изд-во МосГУ, 2007. — с. 56−62.
  28. М.К., Тихонова Н. Е., Шереги Ф. Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН.1998. —Т. 68.—№ 6.-с. 504−510.
  29. Д.В. Субкультуры' большого города: единство непохожих //Молодежные субкультуры Москвы. М.: ИЭА РАН, 2009. — с.5 — 25.
  30. Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М., 2006. — 680 с.
  31. В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.- 400 с.
  32. П.С. Культурология: Учебник. М.: Юнити, 2008. — 280 с.
  33. П.С. Субкультура // Культурология. XX век: Энциклопедия. -СПб., 1998. Т.2. — с.236−237.
  34. Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
  35. Э. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. — 389 с.
  36. . О грамматологии. М.: Аё Маг§ тет, 2000. — 512 с.
  37. И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. — 595 с.
  38. О.Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. -М.: Политиздат, 1967. 351 с.
  39. О.Г. Ценность //Философская энциклопедия. М., 1970. -T. 5.-С.462.
  40. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 385 с.
  41. А.И. Ценность как лингвофилософская категория языка //Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2011. — № 3. — с.34−40.
  42. Ю.Н., Скворцов Н. Г. Культурная антропология: Уч. пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. — 188 с.
  43. H.A. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 335 с.
  44. Т.В. Базовые ценности современной молодежной культуры: Автореферат дис.. кандидата философских наук: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2005.-24 с.
  45. A.B. Мир сознания. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2000. — 240 с.
  46. A.B. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 130 с.
  47. В.В. Наука о человеке: Введение в современную антропологию.- М.: РГГУ, 2004.- 195 с.
  48. В.В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: Древний период. М.: Наука, 1965. — 246 с.
  49. С.Н., Большаков В. П. Теория культуры. Уч. пособие. -СПб.: Питер, 2008. 592 с.
  50. И.А. Путь духовного обновления. М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 1216 с.
  51. И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001.- 694 с.
  52. И.М. Образование. Молодежь. Человек. М.: МГУ, 2006. -560 с.
  53. Л.Г. Социология культуры. М., 1996. — 362 с.
  54. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
  55. И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума //Соч. в 6-ти томах. М.: «Мысль», 1965.- Т. 4. Ч. I.- С.211−310.
  56. В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск, 1996. — с.3−16.
  57. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
  58. В.И. Философия. Основные проблемы философии. М.: Юристь, 1997.-320 с.
  59. Г. С. Знак. Истина. Круг. (Ю.М. Лотман и проблема постмодерна) /Лотмановский сборник. М., 1995.- Т. 1.-е. 266−277.
  60. А.И., Луков Вал. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999. 315 с.
  61. O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо, 2003. — 349 с.
  62. Г. К. Идеология. Коннотация. Текст // Барт Р. S/Z. М.: Эдито-риал УРСС, 2001 -е. 8−29.
  63. В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гно-зис, 2003.-375 с.
  64. В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М.: Гнозис, 2002. — 284 с.
  65. Е.С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологии // Реальность, язык и сознание: Международный межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — С. 5−15.
  66. Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова «память» // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. — С. 51−62.
  67. Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. / Отв. ред. Б. Л. Серебренников. М.: Наука, 1988. — С. 141−173.
  68. Е.А. Концепт и его соотнесение с лексико-семантическим полем // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2008. № 1.4. 2.-с. 48−50.
  69. Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. М., 2004. — 792 с.
  70. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. исследования. 1996. — № 5. — с. 3−23.
  71. Н.И., Беляева Л. А. (отв. ред.) Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 224 с.
  72. С.И. Молодежная культура. М., Вузовская книга, 2002. -360 с.
  73. С.И. Молодежная’субкультура. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -608 с.
  74. С.И. Молодежные субкультуры и объединения //Электронная библиотека «Гражданское общество в России». 2011. — URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Levikova Molodezhnie. pdf
  75. С.И. Феномен молодежной субкультуры: Социально-философский аспект: диссертация. доктора философских наук: 09.00.11. -Москва, 2002. 358 с.
  76. A.A. Психолингвистика. Л., 1967.
  77. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. — 519 с.
  78. В.Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи : дис. канд. филос. наук. Л., 1968.
  79. В.Т. Социология молодежи. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — 460 с.
  80. Д.С. Арготические слова профессиональной речи ранних лет: Сб. Тверь, 1992. — с. 95−138.
  81. Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. — 440 с.
  82. Ю.М. Выход из лабиринта //Эко У. Имя розы. М., 1998. — С. 650−669.
  83. Ю.М. Лекции по структуральной поэтике //Ю.М.Лотман и тар-туско-московская семиотическая школа. М.: «Гнозис», 1994. — 560 с. — с. 11−257.
  84. Ю.М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2001. -704 с.
  85. Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. — 544 с.
  86. Ю.М. Структура художественного текста //Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: «Искусство — СПБ», 1998. — С. 14 — 285.
  87. Г. Микрокосм. Опыт антропологии. М., 1866. — 160 с.
  88. Г. Основания практической философии / пер. Огус Я. СПб., 1882.-87 с.
  89. В.А. Особенности молодежных субкультур в России. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2007. Электронный ресурс. URL: http://www.zpu-ioumal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov Уа¼/ (дата обращения: 15.01.2012)
  90. Луков Вал. А. Воспитание как ответ на вызовы глобализации // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 101−109.
  91. Луков Вал. А. Тезаурусная концепция молодежи // II Всероссийский социологический конгресс. М., 2003. Т. 3. С. 71−72.
  92. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 93−100.
  93. C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. — 448 с. Электронный ресурс. URL: http://ethnopsyhology.narod.ru/study/history/index.htm (20.10.2009).
  94. М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. -Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1998. 200 с.
  95. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. — 228 с.
  96. А.И. Лексико-фразеологические особенности молодежного жаргона: (На материале речи молодежи г. Воронежа): Диссертация. кандидат филологических наук. Воронеж, 1998. — 261 с.
  97. В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  98. С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. Ч. II. СПб., 2000. — 352 с.
  99. B.B. Жизнь в- «Живом журнале» Интернета //Folkart-net: новые горизонты творчества. От традиции к виртуальности. — М.: ГРЦРФ, 2007. — с. 90−98.
  100. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произв. Москва: «Наука», 1988.-429 с.
  101. JI.A. Современное развитие понятия «ценность» //Ценности и смыслы. М., 2009. — № 1. — с. 6−17.
  102. М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. -151 с.
  103. Е.Г. Ценности и-ценностные ориентации в современной образовательной среде. Харьков, 2004. — 48 с.
  104. Молодежные субкультуры Москвы /Сост. Д. В. Громов, отв. ред. М. Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2009. — 544 с.
  105. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М., Наука, 1969. — 246 с.
  106. В. П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма //Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск, 1998. — с. 80−85.
  107. Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры //Доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6−7 декабря 2007 г. / отв. ред. Вал. А. Луков. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — 332 с.
  108. C.B. Молодежь и ее ценностные ориентации // Современная молодежная политика (Правовые аспекты реализации), сб. науч. статей. М., 1999.-с. 54−58.
  109. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. — 214 с.
  110. Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека //Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
  111. M.B. Предисловие / Введение в когнитивную лингвистику. Вып.4. Кемерово, 2004. — 208 с.
  112. Д.Ю. Естественный язык как лингвокультурный семиотический концепт (на материале русского и английского языков): Автореферат дисс. канд. филолог, наук: 10.02.20. Волгоград, 2004. — 17 с.
  113. З.Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: ACT: Восток — Запад, 2007. — 314 с.
  114. В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. -с. 8−70.
  115. В.И. Лингвокультурология в свете антропологической парадигмы (К проблеме оснований и границ современной фразеологии) //Фразеология в контексте культуры. М.: Языки русской культуры, 1999. -с.25−33.
  116. Ю.Е. Концепт, текст, дискурс в структуре и содержании коммуникации: дисс. доктора филологических наук: 10.02.01. Москва -Екатеринбург, 2006. — 312 с.
  117. Ю.Е. В поисках концепта. М.: Флинта: Наука, 2008. — 176 с.
  118. А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск: Изд-во ТГУ, 1977. — 243 с.
  119. Е.Я. Когнитивный подход в науке о культуре //Гуманитарные и социальные науки. Ростов н/Д, 2008. — № 1. — с. 39−46.
  120. Е.Я., Филатова A.A. Когнитивная культурология. СПб.: Але-тейя, 2010.-312 с.
  121. Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.-413 с.
  122. В.М. Культурология. М.: Гардарики, 2003. — 462 с.
  123. A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. -Киев: Наукова думка, 1987. 156 с.
  124. В.В. Социология молодежи // Социология в России / под ред.
  125. B. А. Ядова. -М., 1998.-с. 130−147.
  126. Э. Избр. труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. -656 с.
  127. З.В. Молодежная культура: за и против. JL: Мысль, 1990. -272 с.
  128. Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. — 128 с.
  129. Т.Н. Предельные понятия в Западной и Восточной лингвокуль-турах. Пятигорск, ПГЛУ, 1999. — 156 с.
  130. К., Осокин Ю. Художественная жизнь и социокультурная стратификация общества// Художественная жизнь современного общества. Т.1. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. 237 с.
  131. Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода. Харьков, ХНУ, 2006. — 576 с.
  132. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  133. Социология молодежи /Отв. ред. проф. В. Т. Лисовский. СПб: Изд-во
  134. C.-Пб университета, 1996. 460 с.
  135. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
  136. И.А., Попова З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001.- 193 с.
  137. Л.Н. Мудрость. Ценность. Память. Статьи. Эссе. Воспоминания. 1999−2008. Tartu Tallinn: InGri, 2009. — 384 с.
  138. Субкультуры и этносы в художественной жизни //Художественная жизнь современного общества: в 4 т. СПб., 1996. — Т. 1.-е. 123−157
  139. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.
  140. Е.Ф. Язык и культура: Методологические проблемы // Язык-Культура-Этнос. М.: Наука, 1994. — с. 105−112.
  141. В.Н. О методологических основаниях лингвокультурологии //XI Международная конференция «Логика, методология, философия науки». -Москва Обнинск: ИФРАН, ИЛКРЛ, 1995. — с. 102−106.
  142. В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. -М.: Наука, 1986.- 141 с.
  143. Г. В. Проблема лингвокультурологического описания концепта (на примере концепта трудовая деятельность"). Тула: Изд-во ТГПУ, 2000. -92 с.
  144. В. Символ и ритуал. М., 1983. — 277 с.
  145. М.С. Предисловие //Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. -с. 5−14.
  146. Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  147. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Изд-во «Лань», 1998.-448 с.
  148. М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. — с. 93−119. — Электронный ресурс. URL: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/Heidegg/VrKartMi.php (дата обращения: 15.01.2012).
  149. В.Ю. Этническое самосознание. СПб: Алетейя, 2000. 240 с.
  150. Jl.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М.: МГУ, 1997.-320 с.
  151. Ю.В. Этническая картина мира и семиосфера культуры //Ценности и смыслы. М., 2010. — № 1 (4). — с. 18−34.
  152. Ю.В. Этнические ценности и прогресс культуры: к проблеме заимствований // Весшк Брэсцкага ушверсггэта. № 4. — 2007. — с. 36−43.
  153. В.И. Проблемы социального развития молодежи. М., 1985.
  154. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. -М.: Наука, 2001.-230 с.
  155. Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 759 с.
  156. А.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития (социологический аспект). М., 1990. — 435 с.
  157. Ф.Э., Арефьев А.Л.-Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. М.: ЦСП, 2003. — 600 с.
  158. Т.Б. Молодежные сообщества //Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. с. 34 — 85.
  159. Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004.-288 с.
  160. Т.Б. Субкультуры //Современный городской фольклор. -М.: РГГУ, 2003.-е. 12−24.
  161. Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира //Вопросы языкознания, 1994. № 5. с.73−89. •
  162. Н.В. Аксиосфера культуры и образование // Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования». № 1, 2010. — с. 33−41. — Электронный ресурс. URL: http://www.orenport.rU/axiology/docs/5/4.pdf.
  163. Fillmore Ch. J. Frames and the semantics of understanding //Quaderni di semantics. 1985. — Vol. 6, no. 2. — p. 222−254.
  164. Fouer L.S. The Conflict of Generations: the Character and Significance of Student Movement. New York. 1969.
  165. Kluckhohn F.R., Strodtbeck F.L. Variations in value orientations. Evanston, IL: Row, Peterson and Company, 1961.
  166. Kluckhohn C. Culture and Behavior. New York: Free Press of Glencoe, 1962.-402 p.
  167. Kluckhohn C. Values and Value-Orientations in the Theory of Action: An Exploration in Definition and Classification //Toward a general theory of action (eds. T. Parsons & E. Shils). Cambridge, MA: Harvard University Press, 1951. -388−433.
  168. Kroeber A.L. Superorganic //American Anthropologist. Vol. 19, 1917. -163−213 pp.
  169. Kroeber A.L., Kluckhohn C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. New York: Vintage Book, 1952. — 435 pp.
  170. Matza D., Sykes G. Juvenile delinquency and subterranean values // American Sociological Review, 1961. Vol. 26. — p. 712−719.
  171. Parsons T. The Social System. New York: The Free Press, 1951. — 575 p.
  172. Parsons T. Youth in the Context of American Society //The Challenge of Youth. New York: Basic Books, 1965. — p. 34−67.
  173. Pepper S.C. The Sources of Value. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1958. p. 7.
  174. Redfield R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole. Chicago: University of Chicago Press, 1955. — 182 p.
  175. Robert P. Dictionnaire alphabetique et analogique de la langue francaise (Le Petit Robert). P., 1967.
  176. Roszak Th. The Making of a Counter Culture // Reflections on the technocratic society and its Youthful Opposition. N.Y.: Harper and Row, 1969. — 300 p.
  177. Shils E. Center and Periphery: Essays in Macrosociology / E. Shils. Chicago: University of Chicago Press, 1975. — P. 4−26.
  178. Thomas W.I., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Boston, 1918. Vol. I.
  179. Thomson J. B. Ideology and Modern Culture. Cambridge, 1990.
  180. Yinger J.M. Presidential address: countercultures and social changes // American Sociological Review, 1977. Vol. 42, № 6. — pp. 833−853.
Заполнить форму текущей работой