Педагогические условия развития одаренных детей в процессе экологического образования дошкольников
Диссертация
Констатирующий этап эксперимента показал, что дети с высокими уровнями развития интеллектуальных и творческих способностей имеют высокий уровень сформированности экологических знаний и отношений. Это позволило нам разработать следующую совокупность педагогических условий: трехуровневую экопедагогическую модель идентификации одаренных детей, включающую теоретический, организационный… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.,
- 1. 1. Историко-педагогический анализ становления экологического образования детей дошкольного возраста
- 1. 2. Концептуальные модели развития одаренных детей
- 1. 3. Проблема развития одаренных детей в содержании образовательных программ дошкольного образовательного учрежде
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 2. 1. Экопедагогическая модель идентификации интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
- 2. 2. Методическая система экологического образования одаренных детей
- 2. 3. Экспериментальная оценка педагогических условий развития одаренных детей в процессе экологического образования
- Выводы по главе II
Список литературы
- Авраменко О.В. Педагогические условия формирования гуманности удошкольников в игровой деятельности (13.00.01) Дисс. .к.п.н. Елец, 1997.- 131 с.
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности: (тесты): пер. с англ. СПб., 1996.- 160 с.
- Аминов Н.А., Яковлева E.JI. К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей младших школьников. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, № 1 (5) / Под. ред. Петровского А. В. М, 1991. — с. 56 — 78.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способности и одаренности / Проблемы способностей. М., 1962. — 47 с.
- Арсеньев A.M. Советская школа сегодня и завтра. М., 1971. — 23 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология» М., 1990. — 361 с.
- Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М., 1986.-224 с.
- Ашиков В.И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. 2-е изд., доп. — М., 1998. — 172 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. -М., 1989. 560 с.
- Ю.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного просесса: (Метод. основы). М., 1982. 192 с.
- П.Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Рос. акад. образования. Ассоц. «Проф. образование». Заоч. ун-т проф. образования. М., 1995. 72 с.
- Белавина И.Г., Найденская Н. Г. Планета наш дом: Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и мл. шк-ов. — М., 1995. — 96 с.
- Белкин А.С. Педагогика детства: (Основы возраст, педагогики) / Департамент образования Администрации Свердл. обл. Ин-т развития регио-нал. образования. Екатеринбург, 1995. — 152 с.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. М., 1998. — 144 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1992.-59 с.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности//Вопросы психологии, 1971, № 1,с. 141−146.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 81.
- Богоявленская Д.Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр, 1994, № 2, с. 19−27, № 3, с. 28−36.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. М., 1985. — 176 с.
- Бронникова Э.П. Передовой педагогический опыт в современных условиях: Учебный план и программа спецкурса для студентов естественно-тематических специальностей пед. вузов РБ. Бирск, 2000. — 18 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. / Акад. пед. и соц. наук М., 1996. — 392 с.
- В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. М., 1999. — 320 с.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства / Волж. гос. инжен.-пед. ин-т. Н. Новгород, 1997.-240 с.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990. 134 с.
- Варенцова Н.С. Готовим руку к письму И Дошкольное воспитание. -1996.-№ 2.-С. 96.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. -284 с.
- Венгер JI.A. Педагогика способностей. М., 1973. — 117 с.
- Венгер JI.A. Психические процессы.: В 3-х т. Д., 1981. — т. 3, 326 с.
- Венгер Л.А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1983. — 125 с.
- Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Еще не поздно: (Развитие творческих способностей детей). М., 1992. — 127 с.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебники для дошкольных педагогических училищ. М., 1980. — 269 с.
- Вернадский В.И. Философия мысли натуралиста. М., 1988.- 234 с.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., доп. — М., 1982.- 112 с.
- Винокурова Н.Ф. Развитие творческих способностей учащихся / Библ. Администрации шк.- образоват. центр «Педагог. Поиск». М., 1999. -144 с.
- Волков М.Г. Развитие способностей у детей основа жизненного успеха -М., 1989.- 146 с.
- Вопросы психологии способностей школьников / Под. ред. В. А. Крутецкого, М., 1964. — 260 с.
- Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности // Психологическое обозрение, 1995, № 1, с. 31 87.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1981. — 80 с.
- Воронова Т.И. Подготовка учителя к педагогической деятельности с одаренными младшими школьникоами. Дисс. на сосискание уч. ст. к.п.н. М., 208 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6 т.- т. 4. Детская психология, 1982.- 258 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-57 с.
- Галагузова М.А., Игошев Б. М., Комский Д. М. Подготовка студентов к работе с детьми, одаренными в области техники. Екатеринбург, 1923 с.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969, № 1, с. 15−24.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта. Ее законы и последствия. СПб, 1875.- 128 с.
- Геккель Э. Естественная история миротворения / пер. А. Я. Герда. -СПб, 1873.-396 с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М, 1991. — 112 с.
- Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. (Серия: Учитель психодиагностика, № 2). — Киев, 1992. — 134 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М, 1965.-с. 45−52.
- Голубева Е. Занимательное естествознание. СПб, 1997. — 368 с. 51 .Голубева Э. А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 22 36.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М, 1993. — 171 с.
- Горькова Л.Г. Совершенствование содержания дошкольного образования как важнейшее условие интеллектуального развития детей (13.00.01) Дисс. .к.п.н., М., 1998. 175 с.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.-М., 1988.-79 с. 5 5. Гурова Л. Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // Вопросы психологии, 1991, № 6, с. 14- 19.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван, 1981.-220 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 230 с.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. — 480 с.
- Дети в школу собирайтесь: Кн. для родителей и воспитателей дет. сада / О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева и др. М., 1996. — 176 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.- под. ред. Т. И. Бабавевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 2-е, переработанное. СПб., 1996. — 224 с.
- Диагностика детской одаренности и развитие творческих способностей у детей. Для специальности «Практическая психология». Сост. Д. Б. Годовикова Московский гос. открытый педагог, ун-т, учебно-метод. объединение, 1995. — 16 с.
- Диагностика умственного развития дошкольников / (Л.А. Венгер, В. В. Холмовская, Н. Б. Венгер и др.) — под. ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. М: Педагогика, 1978. — 248 с.
- Дмитриев А.Е. Эстетическое воспитание учащихся. Псков, 1960. -18 с.
- Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям и учителям. М., Российское педагогическое агентство, 1997.-310 с.
- Дружинин В.Н. Методы психологической диагностики. // РАН, ин-т психологии. М, 1993, вып.1. — с. 35 — 51.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. -216с.
- Дубровина И.В. Исследование элементарных проявлений специфических умственных способностей в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии, 1970, № 6, с. 94 102.
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения. // Вопросы психологии, 1980, № 2, с. 13- 15.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1994. — 94 с.
- Дьяченко О.М. Умственно одаренные дети. // Дошкольное воспитание, 1995, № 3, с. 24−26.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. -М., 1980.- 134 с.
- Зверев И.Д. Охрана природы и образование. // Образование в современном мире. М., 1989. — 89 с.
- Ибука М. После 3-х уже поздно: (пер. с англ.) / Масару Ибука. М., 1991.- 191 с.
- Игнатова В.А. Развитие экологического мышления учащихся в условиях освоения интегрированных учебных курсов // Вестник, № 1,1999, с. 84−93.
- Игровые технологии на уроках естествознания в начальной школе: Методические рекомендации по организации детских игр. Сост. Н. В. Фетисова, О. Н. Лазарева. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. — 132 с.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / (Л.А. Венгер и др.). -М., 1989.- 124, (3) с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М., 1991. — 240 с.
- Исследование проблем психологии творчества (Сб. ст.) / Под. ред. Я. А. Пономарева. М., 198. — 336 с.
- Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и средца: Кн. Для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1984. — 206 с.
- Казакова Р., Белякова Л. Детская одаренность: Программа детской студии изобразительных искусств. М., 1996. — 56 с. 91 .Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985. — 192 с.
- Кадыков Б.Р. Способности и склонности. Психофизиологическое исследование. Ташкент, 1990. — 108 с.
- Казанова Т.Г. Детское творчество мир ярких, удивительных образов. // Дошкольное воспитание, 1993, № 4, с. 24 — 27 .
- Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др.- Сост. Л.А. Каменева- Под. ред. П. Г. Саморуковой. 2-е изд., дораб. — М., 1983.-207 с.
- Как определить и развить способности ребенка / сост. В.М. Воснобой-ников. СПб., 1996. — 426 с.
- Каптерев П.Ф. Аристократия ума в школе и жизни. / Образование, 1901, № 4, с. 8- 15.
- Кирикэ Г. В. Экологическое воспитание детей 6-го года жизни (на материале ознакомления с птицами): Автореф. дисс. .к.п.н., М., 1993. 20 с.
- Клеймихина Т.В., Крейкина С. А. От Незнайки до./ Художник О.Гофман. СПб., 1996. — 174 с.
- Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, 1996. — 414 с.
- ЮО.Кларк Барабара Воспитание одаренны: Развитие потенциала детей дома. -М., 1997.-34 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Темперамент и характер. // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982. — С. 167 — 172.
- Коломенский Я. Л. Панько Е.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988. — 178 с.
- ЮЗ.Колтунова И. Р. Глубинная экология, Екатеринбург, 1998. с.
- Колтунова И.Р. «Экополис», Екатеринбург, 1997. 67 с. 105 .Комарова Т. Что такое изобретательское творчество ребенка? // Дошкольное воспитание, 1991, № 1, с. 58 61.
- Юб.Коменский Я. А. Избранные сочинения в переводе А. Адольфа, ч. 1. М., 1893.-308 с.
- Ю7.Кондратьева Н. Н. Программа экологичсекого образвоания детей «Мы». Азбука экологии. — СПб., 1996. — 87 с.
- Ю8.Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1989.-№ 9.-С. 48.
- Королева А. Естествознание для малышей: Программа экологического воспитания детей старшего возраста (5−6 лет) // Дошкольное воспитание. 1998. -№ 10-с. 48−54.
- Ю.Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск, 1975. — 210 с.
- Ш. Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и корреляции младших школьников. М., 1994. — 156 с.
- Кравцов Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе, 1994, № 2, с. 3 -9.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателя дет сада и родителей. М., 1996. — 160 с.
- Краткий тест творческого мышления: (Фигурная форма). Пособие для школьных психологов. М., 1995. — 56 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.-М., 1968.-431 с.
- Пб.Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М, 1999.- 192 с.
- Кулемзина А.В. Теоретические основания и организационно-педагогические условия обучения одаренных детей дошкольного возраста (13.00.01) Дисс. к.п.н., Томск, 1996. 209 с.
- Курок М. Л, Галеева A.M. Методические аспекты взаимодействия общества и природы: Метод. Пособие для руководителей теоретической и методолог. Семинаров. -М., 1978. 166 с.
- Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. 127 с.
- Лазарева О.Н. Технология экологических игр, Екатеринбург, 1999. -145 с.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М, 1989. — 256 с.
- Левина М. М, Таточко Н. Ф. Изучение природы и ознакомление с сельским хозяйством учащихся начальных классов подготовка к политехническому обучению. Материал к августовским учительским совещаниям. — Кишинев, 1953. — 44 с.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. Психологические характеристики некоторых типов школьников. М, 1960. — 216 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 280 с.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М, 1984. -80 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М, 1972. — 575 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М, 1980. -153 с.
- Лисина М.И., Шарьязданова Х. Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата, 1989. — 76 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. и слушателей ИТК и ФПК. М., 1992. — 528 с.
- Мазурина С.В., Стрелков В. Б. Основы психокоррекционной работы в школе. Учебно-методическое пособие. Уфа, 1993. — 79 с.
- Малькова З.А., Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: учеб. пособие для вузов / Акад. пед. и соц. наук, моек, психолого-соц. ин-т. М., 1996.-256 с.
- Маневцева Л.М. Формирование у детей 6−7 лет понимания некоторых пространственно-временных отношений (в системе знаний о сезонных изменениях в природе). // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987. — с. 12 — 20.
- ИЗ.Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.- 176 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 5−17.
- Матюшкин A.M. Концепция детской одаренности. // Вопросы психологии, 1989, № 6, с. 29−33.
- Мейман Э. Введение в современную эстетику. Пер. с нем. И.И. Сло-ним. / под. ред. Ю. И. Айхенвальда. М., 1909. — 185 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.- 167 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская 3. Трансформация детской игры в художественное творчество. // Искусство в школе, 1994, № 2, с. 9 20.
- Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская 3. Ступеньки к творчеству. М., 1995.- 126 с.
- МО.Мельникова Н. В. Ознакомление с некоторыми общественными явлениями детей 6-го года жизни: Дисс. .к.п.н., М. 1979. 199 с.
- Мелхорн Г., Мелхорн X. Гениями не рождаются. Книга для учителя. -М., 1989.- 159 с.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по специальности «Дошк. воспитание» / J1.A. Каменева, Н. Н. Кондратьева, J1.M. Маневцова, Е.Ф. Терентьева- Под. ред. П. Г. Саморуковой. М., 1991. — 240 с.
- Микина М.В. Развитие дошкольника в процессе ознакомления с окружающими. Минск, 1970. — 128 с.
- Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М/.МНЭПУ, 1995.- 176 с.
- Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: Кн. для учителя. -Екатеринбург, 1996. 168 с.
- Моисеева Л.В. Экологическая педагогика. Понятийно-терминологический словарь для учителя. Екатеринбург, 1996. — 113 с.
- Моисеева Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. -Екатеринбург, 1996. 69 с.
- Моисеева Л.В. Альтернативные модели экологического образования. Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. — 83 с.
- Моисеева Л.В. Дидактические игры в системе экологического образования периода детства: Учеб. Пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.-66 с.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. М., — 1996. — 128 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, 1994, № 5, с. 86 95.
- Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики / Пер. с Итал. С.Займовского. М., 1913. — 167 с.
- Мочалова О.Б. Система личностно-ориентированного обучения одаренных детей (13.00.01) Дисс. к.п.н., Казань, 1997. 204 с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспттание. М., 1997. — 96 с.
- Непомнящая Н.М. Становление личности ребенка 6−7 лет./НИИ общ. И пед. психологии АПН СССР М. 1992. — 160 с.
- Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. Кемерово, 1990.-140 с.
- Никитин В.В. Ступеньки к творчеству или Развивающие игры. М., 1994.- 157 с.
- Никитина Т. Играем. без игрушек! // Дошкольное воспитание, 1996, № 11, с. 56−60.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995. — 160 с.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М, 1998
- Одаренные дети: Пер. с англ / Общ. Ред. Г. Б. Бурменской и В.М. Слуцкого- Предисл. В. М. Слуцкого. М., 1991. — 376 с.
- Одаренный ребенок / под. ред. О. М. Дьяченко. М.: Междунар. обра-зоват и психол. колледж, 1997. — 140 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / под. ред. Ю. К. Бабанского, 2-е изд., доп. и перераб. М., 1998. — 479 с.
- Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством (подготовительная группа детского сада). Методические рекомендации. / Сост. Н. В. Дягилева. -Екатеринбург, 1993. -31 с.
- Педагогическая энциклопедия/ под.ред. Б. К. Бабанского. М., 1988. -478 с.
- Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством (подготовительная группа детского сада). Методические рекомендации. / Сост. Н. В. Дягилева. -Екатеринбург, 1993. 31 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. / Под. ред. В. А. Кларина. М.: Педагогика, 1981. — 336 с.
- Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М., 1961. 47 с.
- Петровский В.А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. -48 с.
- Петрайтите A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией. // Вопросы психологии, 1981, № 6, с. 111 114.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. -М., 1969.-659 с.
- Планета наш дом: Мир вокруг нас: Учеб.-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и мл. шк. / Авт. — сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. — М.: Лайда, 1995. — 288 с.
- Платонов Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М., 1989.- 189 с.
- Платонов К.К. Проблема способностей. М., 1972. — 135 с. 181 .Поддъяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание / ответ, ред. Я. А. Поддъяков. М., 1985. — 200 с.
- Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии, № 1, 1990, с. 16 19.183 .Поиграем помечтаем, вообрази себя (развитие творческого воображения). — М., 1994. — 46 с.
- Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоцеологии. М., 1978.-207 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / ответ. Ред. Я. А. Пономарев М., 1990. 222 с.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас: Материалы комплекс, прогр. культурно-экол. образования и нравств. воспитания детей дошкольного и мл. шк. возраста. М., 1998.- 189 с.
- Постижение природы: Методические рекомендации для занятий глубинной экологией с детьми дошкольного возраста. / Автор И. Р. Колту-нова. Научно-методический центр Проблем Детства. Екатеринбург, 1996.-31 с.
- Программа воспитания в детском саду / отв. Ред. М. А. Васильева М., 1978. — 160 с.
- Программа и руководство по воспитанию и обучению детей 4−5 лет в детском саду «Радуга». М., 1993. — 23 с.
- Программа «Мы земляне» / под. ред Н. К. Вересова. М., 1997. — 56 с.
- Программа «Одаренный ребенок»: (основные положения). / Исслед. Центр семьи и детства РАО. Дет. центр Венгера. М, 1995. — 63 с.
- Программа «Развитие» (основные положения). М, 1994. — 64 с. 193 .Психология одаренности детей и подростков / Под. ред. Н. С. Лейтеса. -М., 1996.-416 с.
- Рабочая концепция одаренности. М, 1998. — 57 с.
- Раду га. Программа и руководство для воспитателей / под. ред. М, 1996.-48 с.
- Радченко С.В. Проблемы общения в онтогенезе. М, 1993. — 134 с.
- Развитие и диагностика способностей. / Ответ. Ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М, 1991. — 181 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. /Под. ред. Л.А. Венгера- научно-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М, 1986. — 224 с.
- Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Ст., подгот. группы. / Под. ред. О. М. Дьяченко. -М., 1999.-80 с.
- Развитие творческой активности школьников. / Под. ред. A.M. Матюшкина- научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М, 1991. — 160 с.
- Ратанова Н.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М, 1998. — 88 с.
- Региональный подход в экологическом образовании периода детства. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 86 с.
- Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста. / Под. ред. О. М. Дьяченко, А. И. Булычевой. М, 1996. — 104 с.
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М, 1992. — с.
- Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. — 98 с.
- Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй: Пер. с италл. / Предисловие А. Г. Алексина. 2-е изд. — М., 1990.- 192 с.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии, № 1, с. 164- 168.
- Рыжова Н.А. Я и природа: учеб.-метод, комплект по эколог. Образованию дошкольников. М., 1996. — 56. с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: Автореф. на соиск. уч. ст. д.п.н., М., 2000. 50 с.2Ю.Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. М., 1989.-т.1, 485 с., т.2, 322 с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. -147 с.
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под. ред. Г. Н. Джибладзе- сост. А. Н. Джуринский. М., 1981. — 336.
- З.Савенков А. И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей. (13.00.01). Дисс .д.п.н. М, 1997. — с.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М., 2000 232 с.
- Саймон Б.А. Английская школа и интеллектуальные тесты. М., 1958.-94 с.
- Салеев Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников // Нач. школа, 1995, № 5, С. 41 47.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981. — 134 с.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические и коррекци-онные упражнения. М., 1993. — 81 с.
- Саморукова П.Г. Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения детей к природе. Л., 1985. — 181 с.
- Семенова С.С. Русский космизм // Свободная мысль, № 7, 1992, с. 81 — 97.
- Сидорчук А.Т., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1997. 44 с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996. — 192 с.
- Ф 225. Система работы с одаренными детьми: в 2-х частях. / Под. ред.
- И.И. Ахтамьяновой, С. А. Бронникова, М. И. Гарипова и др. Уфа, 1993, т. 1, 135 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М., 1986. — 150 с.
- Сластенин В.А., Баранов С. П. и др. Педагогика: (Учеб. Пособие для пед уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразовательной шк.») / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенни. 2-е изд. Прераб.- М., 1987.-367 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. 185 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей. / Под. ред. Т. И. Ерофеевой. М., 1999. — 344 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986.- 136 с. 231 .Способности ваших детей. Пособие для родителей и воспитателей. / Сост. Н. А. Линькова, Е. А. Шумилин. М, 1969. — 175 с.
- Способности и интересы. / (Сб. статей) Под. ред. Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого. М., 1962. — 213 с.
- Способности и склонности: комплексные исследовнаия / (Э.А. Голубе-ва, В.В. Печенков). / Под. ред.Э. А. Голубева. М., 1989. — 197 с.
- Станэк Ю.В. Развитие изобразительной способностей младших школьников на занятиях рисования. // Вопросы психологии, 1970, № 6, с. 134- 136.
- Суравегина И.Т. Экологическое образование важное направление в работе общеобразовательной школы. // Биология в школе, 1987, № 3, с. 12−15.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Экологическое образование в школе. // Советская педагогика, 1990, № 12, с. .
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев, 1994. — 153 с.
- Теоретические основы и технологии экологического образования младших школьников. Метод, указания к самостоятельной работе студентов дневного и заочного отделения. / Сост. И. Р. Колтунова. Екатеринбург, 1992. — 37 с.
- Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961. — 535 с.
- Тихонов А.Е. Содержание экологических знаний и умений в первых и вторых классах 4-х летней начальной школы. // Начальная школа, 1993, № 9, с.
- Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22-х т./ Редкол.: М. Б. Храпченко (гл. ред.) и др. М., 1983.-т. 16,447 с.
- Тюмасева З.И. Актуальные вопросы охраны насекомых на Южном Урале: Учеб. Пособие по спецкурсу / Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск, 1988.-62 с.
- Тютюнник О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. к.п.н. (13.00.01) Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1994. — 169 с.
- Угадай, как нас зовут: игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М, 1994. — 134 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологи: Пособие для судентов пед институтов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, воспитателей детских садов / Под. ред. Г. А. Урунтаевой. М., 1995.-288 с.
- Учимся фантазировать. Популярное пособие для детей и родителей. / Сост. С. Е. Гаврина и др. Ярославль: Изд-во «Академия развития», 1997. -36 с.
- Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества. // Вопросы психологии, 1970, № 6, с. 114 127.
- Ушинский К.Д. Избранные сочинения. С вводной статьей и примеч. В. Я. Струнинского. -Магеллан, 1939. т.2. — 472 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М, 1996. -178 с
- Филосовский энциклопедический словарь. -М., 1983. 235 с.
- Фриман Дж. Как развивать таланты детей от рождества и до 5 лет / пер. с англ. М., 1995. — 240 с.
- Художественное творчество в детский сад. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. М, 1974. -194 с.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль, 1997. — 192 с
- Чего на свете не бывает. / Под. ред. О. М. Дьяченко, C.JI. Агаевой. -М, 1991.- 164 с.
- Чернова Н. М, Былова A.M. Экология: учеб. пособие для студ. спец. пед. ин-ов. -М, 1988. 174 с.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М: Знание, 1986. 80 с.
- Чудновский В. Э, Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. -М, 1988.- 83 с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти: книга для родителей. М, 1991. -254 с.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность». -М&bdquo- 1986.- 171 с.
- Шварц С.С. Экология биосферы и экологическое пропагандирование. -М, 1975.-363 с.
- Шибанов А.А. Моделирование в обучении. // Советская педагогика. -М, 1967, № 4, с. 158.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М, 1983.- 157 с.
- Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. М, 1990. — 123 с.
- Шумакова Н. Б, Щебланова Е. И, Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. // Вопросы психологии, 1991, №, с. .
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. / Автор сост. С. Н. Николаева. — М, 1998. -320 с.
- Экологическое образование школьников. / Под. ред. чл.-корр. РАО К. Ш. Ахияров. Уфа. — 1999. — 56 с.
- Экология и дети (Региональная программа организации деятельности детских экологических объединений) /Авт. сост. A.M. Волков. — М., 1993.- 153 с.
- Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. — 241 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 264 с.
- Эфроимсон B.JI. Божий дар или естественный феномен. // Народное образование, 1991, № 2, 3, с. 137 140.
- Южакова Т.П. Педагогические основы воспитания студентов педвуза (нравственно-экологический аспект): Автореф. на соиск. уч. ст. д.п.н. -Екатеринбург, 1995.-с.ЗЗ.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. М., 1996. — 136 с.
- Ф 273. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М, 1979. — 144 с.
- Янгловская Е. Группа одаренных дошкольников. Проблема взаимоотношений. // Дошкольное воспитание, 1994, № 6, с. 47 49.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология. / Авт. сост. А.Е. Чижевский- художники В. В. Николаев, А. В. Кардашук, Е. В. Гальдяев. Под. общ. ред. О. Г. Хики.-М., 1998.-432 с.
- Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. New York, 1956.
- Feldhusen, J.F., & Treffinger, D.J. (1977). Creative thinking and problem-solving in gifted education. Dubuque, Iowa: Kendall-Hunt.
- Fine, M. Facilitating parent-child relationships for creativity. The Gifted Child Quarterly, 1977.
- Gallagher, J. Teaching the gifted child. Boston: Ally & Bacon, 1975.
- Gary A. Davis, Silvia B. Rimm. Education of the Gifted and Talented, 1985.
- Renzulli, J. The Enrichment Triad Model: A guide for developing programs for the gifted and talented. Wethersfield CT: Creative Learning Press, 1977.
- Seeley, K. Competencies for teachers of gifted and talented children. Journal for the Education of the Gifted, 1979, 3 (1), 7−13.
- Sisk, D.A. Helping children know themselves. In В/ Cherry, A handbook of bright ideas: Facilitating giftedness. Manatee FL: Manatee Gifted Program, Manatee Junior College, 1976, (ERIC Document Reproduction Service No. ED 135 174).
- Torrance, E. Torrance Tests of Creative Thinking. Bensenville IL: Scholastic Testing Service, 1966.
- Treffinger, D. Individualized education program plans for gifted, talented and creative students. In Developing IEPs for the gifted/talented. Ventura CA: Office of the Ventura Country Superintendent of Schools, 1979.
- Williams, F. Classroom ideas for encouraging thinking and feeling. Buffalo NY: DOK Publishers, 1970.