Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивы учения младших школьников и их формирование

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При реформировании школы рекомендуется обратить особое внимание на развитие склонностей, способностей каждого школьника. Это возможно, прежде всего, при воспитании познавательной активности учащихся, самой глубокой и бескорыстной, обогащающей духовный мир личности. Поэтому именно с начальной школы одним из главных направлений должно стать воспитание познавательной активности учащихся. Целостные… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблема мотивации детей младшего школьного возраста
    • 1. 1. Характеристика и особенности младшего школьного возраста
    • 1. 2. Типология мотивации и особенности ее формирования
  • Глава 2. Способы повышения учебной мотивации в младшем школьном возрасте
    • 2. 1. Специфика развития мотивов учения у младших школьников
    • 2. 2. Пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте
  • Заключение
  • Литература

Мотивы учения младших школьников и их формирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Прежде всего, должна быть востребована активность многоплановая: трудовая, познавательная, социальная, духовная. Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций.

При реформировании школы рекомендуется обратить особое внимание на развитие склонностей, способностей каждого школьника. Это возможно, прежде всего, при воспитании познавательной активности учащихся, самой глубокой и бескорыстной, обогащающей духовный мир личности. Поэтому именно с начальной школы одним из главных направлений должно стать воспитание познавательной активности учащихся.

Воспитывающее обучение как процесс предстает в динамике смен деятельности, в которых заложен высокий воспитательный потенциал. Для этих видов деятельности характерно гуманистическое содержание, использование коллективных форм, духовность и общественно значимый характер. Такое обучение реализуется в системе организационных форм, включающих урок, внеклассную работу, дополнительное образование, в процессе которых и формируется особое нравственно-мировоззренческое отношение к окружающей действительности.

Учебная и внеучебная деятельность оказывают и прямое, и косвенное педагогическое воздействие на личность учащихся, развивая их познавательную сферу. Позиция взрослого заключается в понимании того, каким должно быть влияние на личность ученика, чтобы помочь ребенку и поддержать его самосовершенствование, развивая активность как внутреннее свойство личности, а также активизируя учебную деятельность в процессе отбора ее содержания, форм и методов, а главное, постановки ученика в позицию субъекта деятельности.

Целостные и системные знания о развивающемся человеке, которыми располагает современная наука, позволяют увидеть в активности одну из высших целей развития личности, достигаемую постепенно: от фактора формирования учебной и других видов деятельности школьника до творческой профессиональной активности личности.

Особое, самоопределяющее условие развития личности — активность есть свойство, порождаемое потребностями, включающее устойчивый познавательный интерес и направленное на преобразование окружающей действительности, поэтому активность, естественно, входит в современную концепцию личности.

Один из наименее изученных возрастных периодов, с точки зрения личностного развития, — младший школьный возраст. Специфика мотивационной сферы младших школьников отражена в работах 40−80-ых годов ХХ века: Л. И. Божович и ее сотрудников, М. В. Матюхиной и др. Поскольку с изменением социально-экономических условий и ценностей, принятых в обществе, изменяется и мотивация на разных возрастных этапах, представляется значимым изучение мотивов современных детей, обучающихся в начальных классах.

В младшем школьном возрасте, периоде, социальной ситуацией развития в котором является ситуация обучения — наиболее интенсивно развиваются учебные мотивы. Поэтому актуальным мы считаем обращение к следующей теме: Мотивы учения младших школьников и их формирование.

Объект исследования: мотивация детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: мотивы учения младших школьников и их формирование.

Цель исследования: изучить мотивы учения младших школьников и их формирование. Для реализации поставленной цели необходимо решить комплекс задач:

1. проанализировать доступную психолого-педагогическую литературу по теме;

2. изучить характеристику и особенности младшего школьного возраста;

3. рассмотреть типологию мотивации и особенности ее формирования;

4. рассмотреть специфику развития мотивов учения и пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте.

В процессе работы над темой использовались следующие теоретические методы исследования: анализ, синтез и интерпретация.

Данная работа имеет традиционную структуру. Она содержит Введение, Основную часть, Заключение и Список использованной литературы.

Введение

состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена двумя главами: Глава 1. Проблема мотивации детей младшего школьного возраста и Глава 2. Способы повышения учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

Заключение

подводит основные итоги изучения проблемы.

Список литературы

состоит из библиографического описания использованных в работе источников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях, СПб, 2007.
  2. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М, 2001.
  3. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  4. В. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005.
  5. С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2009.
  6. Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб: Речь, 2008.
  7. А.В. Структура мотива и ее представленность в сознании человека. Киров: ВГПУ, 2000.
  8. С.С. Психология мотивации : теория и практика мотивирования. Киев: Эльга-Н: Ника-Центр, 2001.
  9. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев.: Высшая школа, 2007.
  10. В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Орехово-Зуево: Орехово-Зуев. пед. ин-т, 1992.
  11. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
  12. И.Ю. Личность школьника. М.: Творческий центр, 1999.
  13. В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002.
  14. Н.В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Шадринск: Исеть, 2003.
  15. Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1990.
  16. Развитие интеллектуальных способностей у детей М.: Изд-во: Новая школа, 2006.
  17. Развитие личности ребёнка от 7−11 лет / Научн. ред. Л. А. Головей. — Екатеринбург: У — Фактория, 2006.
  18. Н.В. Развитие мотивации учения в начальной школе. СПб.: Лада, 2008.
  19. В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль «Направленность». К.: Миллениум, 2004.
  20. Е.О. Психология ребёнка. — М.: Школа- пресс, 1997.
  21. М.Н. Мотивация как фактор когнитивного развития личности. Абакан: Изд-во ХБИ, 2001.
  22. Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников. Автореферат кандидатской диссертации по психологии. Якутск, 2007.
Заполнить форму текущей работой