Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системный анализ и моделирование психофизиологических функций учащихся в условиях Севера РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особая роль принадлежит работам представителей школы академика П. К. Анохина, которые значительно продвинули применение методов системного анализа в физиологию и медицину. В исследованиях П. К. Анохина, которые являются естественным продолжением физиологических подходов и представлений о механизмах целостной деятельности организма человека И. М. Сеченова и И. П. Павлова, представлены основы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Понятие памяти и ее виды. Возрастные изменения показателей памяти, внимания и мышления у учащихся в процессе обучения
    • 1. 2. Функциональные системы организма (ФСО) и корреляция их показателей с психофизиологическими функциями
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И ОРИГИНАЛЬНЫЕ АВТОРСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Автоматизированная система на базе ЭВМ для исследования психофизиологических функций и математические модели потери информации человеком
    • 2. 2. Системные методы изучения показателей кардио -респираторной системы человека
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Корреляция между мотивацией к обучению и возрастными показателями памяти
    • 3. 2. Изучение зависимостей между показателями успеваемости и возрастными аспектами изменения психофизиологических функций в условиях Севера РФ
    • 3. 3. Фазатонная теория мозга в объяснении особенностей состояния ФСО и показателей функциональной асимметрии полушарий (ФАП) мозга человека на Севере
  • Выводы
  • Список сокращений
  • Литература
  • Приложения

Системный анализ и моделирование психофизиологических функций учащихся в условиях Севера РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние психофизиологических функций человека на Севере РФ — это весьма актуальная (из-за все возрастающего числа жителей ХМАО и ЯНАО, например) и интересная в научном плане (вопросы экологии человека на Севере, особенности развития патологий на Севере) проблема [1, 16, 24, 42, 46, 63, 136]. Особый статус этой проблемы определяется все возрастающей численностью молодежи (растет численность городского и сельского населения), которая родилась и живет в суровых северных условиях. Наибольший интерес при этом имеют вопросы становления и развития организма детско — юношеского населения Югры, интеллектуальное развитие подростков (в частности, особенности протекания учебного процесса) в условиях действия экологических факторов Севера РФ.

Поскольку освоение Севера РФ будет продолжаться, а численность населения (молодежного, в частности) будет возрастать, то понятна и актуальность, и новизна этой проблемы. Причем в ее решении немалую роль может сыграть молодая и активно развивающаяся наука: биологическая и медицинская кибернетика. При массовом обследовании населения, разработки новых кибернетических технологий на базе ЭВМ для мониторирования основных функций организма учащихся, должны применяться методы системного анализа и обработки информации с помощью математического моделирования. Они должны будут обеспечивать прогнозирование состояния психофизиологических и функциональных систем организма (ФСО) учащихся в регионах Севера.

Новые подходы, новые методы решения таких проблем — это все органично сочетается с новыми задачами, которые возникают в связи с освоением Севера РФ. Одной из основных проблем в этом комплексе является проблема состояния мнемических функций (памяти), мышления и внимания у учащихся школ Югры в аспекте особенностей состояния и развития функциональных систем организма учащихся в условиях Севера РФ. При этом связь между психофизиологическими показателями и ФСО уже никем не отвергается.

Именно этой стороне проблемы и уделяется особое внимание в настоящей работе.

История использования системных методов и моделирования в описании и прогнозировании динамики изменения психофизиологических функций человека в возрастном аспекте, или применительно к расам и территориям насчитывает уже 2-е столетие. Достаточно вспомнить работы Г. Эббингауза (XIX век) и попытки количественно описывать показатели памяти в работах целого ряда российских ученых [18, 54, 77]. Разработка различных тестов с использованием ЭВМ для изучения и прогнозирования показателей внимания, мышления, состояния физиологических функций с использованием системного анализа и моделей также имеет множество примеров и достижений [4, 97,121, 125,161].

Особая роль принадлежит работам представителей школы академика П. К. Анохина, которые значительно продвинули применение методов системного анализа в физиологию и медицину. В исследованиях П. К. Анохина, которые являются естественным продолжением физиологических подходов и представлений о механизмах целостной деятельности организма человека И. М. Сеченова и И. П. Павлова, представлены основы системного изучения работы важнейших регуляторных систем организма человека. Работами П. К. Анохина и его учеников [120, 129, 130] обоснованы общие механизмы целостной деятельности организма человека путем интеграции частных физиологических механизмов в единую функциональную систему организма.

При этом главным фактором, определяющим организационно системы взаимодействующих совместно частных механизмов, является полезный результат деятельности ФСО. Существенно, что в таких интегрированных иерархических системах с высоким уровнем организации невозможно познать их деятельность путем изучения частных механизмов. Параметры работы же всех ФСО могут составить образ поведения биосистемы в фазовом пространстве состояний. Например, параметры состояния кардио респираторной системы (КРС) и нервно — мышечной системы (НМС) опосредовано представляют поведение всех ФСО.

Кибернетический подход определяет иерархические уровни организации управления как отдельными ФСО, так и их комплексами в общей системе управления гомеостазом организма. Теория ФСО П. К. Анохина обобщает и представляет некоторые глобальные интегративные механизмы управления всеми ФСО человека, которые (как нам представляется) должны базироваться на общих принципах работы ЦНС, как центрального регулятора (верхний уровень регуляции) всех ФСО и гомеостаза в целом. Такой центральный — регулятор мы обозначили как фазатон мозга (ФМ). —¦

Большой интерес в методическом и экспериментально — клиническом аспекте представляет разработка и внедрение новых способов и устройств для изучения интегративных показателей состояния ФСО и ФМ в целом, а также выявления доклинических нарушений психофизиологических функций организма учащихся в условиях Севера РФ, как одного из характерных параметров состояния ФМ. Изучение влияния экофакторов на показатели ФСО и системы их регуляции позволяют выявлять нарушения в организме школьников и их влияние на показатели успеваемости. Методами системного анализа возможна разработка новых психофизиологических методик для скрининговых обследований учащихся в условиях Севера РФ для получения объективной информации о показателях памяти, мышления, внимания и изучения их корреляции с показателями нейромоторного и нейровегетативного системокомплексов в рамках разрабатываемой теории фазатона мозга (ТФМ).

Целью настоящих исследований является изучение показателей памяти, внимания и мышления с использованием системных методов в аспекте корреляции этих показателей с состоянием КРС как характерной ФСО учащихся в условиях Севера РФ.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Разработка программных продуктов для мониторирования мнемических функций учащихся с использованием ЭВМ и баз данных.

2. Создание программного продукта для изучения психофизиологических функций учащихся.

3. Системный анализ и моделирование возрастной динамики изменения показателей памяти, мышления и кардио — респираторной системы.

4. Создание информационной системы и базы данных по основным психофизиологическим показателям учащихся на примере гимназии № 4 г. Сургута, как типового примера использования методов системного анализа в научной организации учебного процесса школ Югры и обоснования новых критериев оценки деятельности школ.

Научно — практическая значимость. Разработанные новые программы на ЭВМ, модели, способы и устройства для изучения психофизиологических функций учащихся могут быть использованы в скрининговых исследованиях качества жизни и работы учащихся в условиях Севера РФ методами системного анализа. Алгоритмы и компьютерные программы позволяют идентифицировать основные функции организма учащихся в различных климатических условиях. Это обеспечивает новую количественную классификацию и идентификацию показателей функций организма. Разработанные комплексные методы оценки показателей психофизиологических функций и состояния вегетативной (симпатической и парасимпатической) системы позволяют внедрять их в практику работы органов управления образования для оценки степени утомления учащихся в ходе учебы, выбирать оптимальную траекторию учебных нагрузок у учащихся по различным видам учебной деятельности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Используя современную компартментно — кластерную теорию БДС и разработанные программные продукты, возможно обеспечение массового мониторирования мнемических функций учащихся, находящихся в различных климатических условиях, а оригинальные авторские методики позволяют проводить подобные исследования в комплексе с изучением ФСО.

2. Показатели симпатической и парасимпатической систем человека, выполняющего значительные учебные нагрузки, коррелируют с показателями психофизиологических функций и могут являться количественными оценками степени утомления обучаемого в разные сезоны года. Эти показатели могут обеспечить дифференцировку нагрузки ученика в зависимости от степени его утомления и оценки состояния ФСО.

3. Идентификация математических моделей динамики возрастных показателей психофизиологических функций, анализ этих моделей позволяет адекватно оценивать количественные и качественные изменения в организме ученика под действием климатических факторов среды и особенностей его индивидуального развития.

4. Разработанные методики оценки состояния КРС и психофизиологических функций в аспекте фазатонной теории мозга обеспечивают оценку влияния экофакторов среды Севера РФ на учащихся разных возрастных групп, индивидуальный подход в оценке усилий ученика в учебном процессе в аспекте соотношений с состоянием его психофизиологических функций.

выводы.

1. Разработанные авторские программные продукты обеспечивают мониторирование мнемических функций учащихся и позволяют дифференцировать на этой основе реальные возможности памяти учащихся в условиях Севера РФ.

2. Созданный и внедренный программный продукт для изучения психофизиологических функций (на базе ЭВМ) обеспечивает получение объективных данных и позволяет выбирать для ученика дифференцированную нагрузку соразмерно его психофизиологическим возможностям.

3. Системный анализ и моделирование возрастной динамики изменения показателей памяти, мышления и кардио — респираторной системы выявило их существенную взаимную корреляцию и корреляцию с действием экофакторов среды (сезонными изменениями) на организм учащихся Севера РФ.

4. Разработанная информационная система и база данных по основным психофизиологическим показателям учащихся на примере гимназии № 4 г. Сургута может быть внедрена в работу любого учебного учреждения ХМАО для более эффективного мониторирования качества учебного процесса, т.к. оценивать деятельность педагогического коллектива только по результатам итоговых экзаменов теперь уже явно недостаточно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П., Жаворонков A.A., Марачев А.Г.- Патология человека на Севере.- М.: Медицина, 1985.
  2. H.A., Ермакова Н. В. Экологический портрет человека на Севере.- М.: «КРУК», 1997. 208 с.
  3. H.A., Руженкова И. В., Старшинов Ю. П. и др. Особенности адаптации сердечно сосудистой системы юношеского организма. // Физиология человека. — 1997. — Т.23,№ 1.- С. 93.
  4. Г. Природа интеллекта битва за разум. М.: ЭКСМО-Префф. 2002.- 359 с.
  5. В.В., Усынин A.M., Рагозин А. Н., Шерстнева Е. Г. Ритм сердца у школьника. // Сб. трудов итоговой научной конференции ЧГМА, Челябинск, 1998.- С. 97−98.
  6. П.К. Кибернетика функциональных систем. М., Медицина, 1998.160 с.
  7. Л.М., Сафин Ш. М., Насыров Р. В. Компартментные модели нейронных механизмов усвоения закономерностей на основе теории самообучающихся рекурсивных фильтров // ВНМТ. 2002 — T. IX, № 3 -С. 72−75.
  8. Л.О., Заваденко H.H., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей. // Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1993.-№ 3.- С. 74.
  9. P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. — 235 с.
  10. Л.М., Сафин Ш. М., Насыров Р. В. Компартментные модели нейронных механизмов усвоения закономерностей на основе теории самообучающихся рекурсивных фильтров // ВНМТ. 2002 — Т. ГХ, № 3 -С. 72−75.
  11. H.A., Чичиленко М. В., Прокашко И. Ю., Тарасенко Н. П. Изменения психологических и физиологических параметров у девушек в течение индивидуального годичного цикла. // Физиология человека. — 2004. Т.30, № 3. — С.48.
  12. Н. Математика в биологии и медицине. М.: Мир, 1970. — С. 202 223.
  13. М.М., Крещенко О. Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов. // Физиология человека. 2004.- Т.30, № 5. — С. 24.
  14. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина. 1988. — 240 с.
  15. H.H. // Биоуправление. Теория и практика. Новосибирск, 1993.- с. 65−75.
  16. М.И., Дерновой Б. Ф., Биоэлектрические процессы сердца при вызванной системной вазодилатации у мужчин в условиях Севера России. // Физиология человека. 2005. — Т.31, № 1. — С.56.
  17. Вегетативная нервная система. / Под ред. Вейна A.M. М., 1998, 584 с.
  18. JI.C. Педагогическая психология. М.:Педагогика Пресс. -1999.- 536 с.
  19. Э.С., Минасян С. М., Адамян Ц. И., Даян A.B., Ксаджикян H.H. Особенности регуляции ритма сердца абитуриентов при вступительных экзаменах. // Физиология человека. 2004. — Т.30, № 3. — С.54.
  20. Ю.П. Современные проблемы экологической медицины. -Новосибирск, 1999.-180 с.
  21. Н.П. Изменение показателей сердечного ритма под влиянием учебной деятельности у подростков с задержкой психического развития. // Физиология человека. 2004. — Т.30, № 3. — С.70.
  22. Г. Д., Герловин Е. Ш. Суточные ритмы биологических ресурсов.-Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1980.-278с.
  23. В.И., Мошкин М. И. Метеотропные реакции в субэкстремальных климатических условиях Сибири и Антарктиды // Бюл. СО АМН СССР. 1985.-№ 5. С. 34−35.
  24. Г. М. Патология человека и профилактика заболеваний на Севере.- М.: Медицина, 1968.-190 с.
  25. Н.Р., Рябинин И. Ф. Адаптация человека в полярных районах Земли. — JI.: Медицина. Ленингр. отд ние, 1977 г.- 293 с.
  26. Н.В., Воронов Е. Б., Яковлев Ю. В. и др. Полиметрический способ оценки функционального состояния человека с помощью графических методов распознавания образов // Физиология человека. -1989, Т.15. № 4. — с. 103−111
  27. Н.В. Электрофизиологические механизмы развития адаптационных процессов. // Физиология человека. 2004. — Т.30, № 3. -С.35.
  28. И.И., Кондратьева М. В., Медвенская В. В., Андреева A.A., Батилова Т. В. Состояние центральной гемодинамики и особенности кардиоинтервалограммы у детей в период ранней постнатальной адаптации. // Физиология человека. 2004.- Т.30, № 5. — С. 49.
  29. В.М., Филатова O.E. Компьютерная идентификация респираторных нейронных сетей. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 1994. -92 с.
  30. В.М. Введение в компартментную теорию респираторных нейронных сетей. М.: Наука, 1994.-160 с.
  31. В.М., Филатова O.E. Биофизический мониторинг исследованиях действия ГАМК и ее производных на нейросетевые системы продолговатого мозга. Монография. Пущино: ОНТИ РАН. 1997. — 160 с.
  32. В.М., Филатова O.E., Филатов М. А. Измерительные системы для рефлексометрических исследований в психофизиологии // Материалы XI научно-технической конференции «Датчик-99». Гурзуф. 1999 г. С. 129 130.
  33. В.М., Филатова O.E. Компартментный подход при моделировании нейронных сетей. Роль тормозных и возбуждающих процессов // Биофизика. 1999. том 44. вып.З. С. 518 525.
  34. В.М., Кулаев C.B., Филатова O.E. Точность идентификации математических моделей нейронных сетей // Материалы 11-го съезда биофизиков. Москва. 1999. С. 426.
  35. В.М., Брагинский М. Я. Алгоритм анализа нормального или патологического изменения треморограмм человека в условиях статических или динамических нагрузок.- М.: РОСПАТЕНТ, 2000.-Свид. № 2 000 610 599.- 1л.
  36. В.М., Кулаев C.B. Идентификация периодических электрофизиологических сигналов.- М.: РОСПАТЕНТ, 2000.- Свид. № 2 000 610 600.- 1л.
  37. В.М. Возможно ли построение некоторой общей, фундаментальной теории организации и функционирования биосистем?// Вестник новых медицинских технологий. 2001.- T. VIII, № 2. — С. 93 -95.
  38. В.М., Еськов В. В., Филатова O.E. Диагностика фазотона мозга путем изучения характерных частот в треморограммах человека с помощью вычислительного комплекса // Вестник новых медицинских технологий. 2001. т. VIII. № 4. С. 15 18.
  39. В. М., Брагинский М. Я., Климов О. В. К вопросу о произвольном в непроизвольном микродвижении конечности человека (треморе).// Вестник новых медицинских технологий. 2002 — № 3. — С. 24.
  40. В. М., Папшев В. А., Еськов В. В. Измерение биомеханических параметров непроизвольных движений человека.// Вестник новых медицинских технологий. 2002. — № 1. — С. 27.
  41. В.М., Рузанкина H.A., Безяева И. В. Системный анализ с использованием ЭВМ состояния памяти человека в условиях северного региона РФ // Вестник новых медицинских технологий. 2002. т. IX. № 3. С. 31−33.
  42. В.М., Еськов В. В. Компартментный подход в исследованиях регуляторных процессов в сердечно-сосудистой системе жителей севера // Вестник новых медицинских технологий. 2002. т. IX. № 3. С. 40−41.
  43. В.М. Компартментно-кластерный подход в исследованиях биологических динамических систем (БДС). Монография. Часть I. Межклеточные взаимодействия в нейрогенераторных и биомеханических кластерах. — Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. — 198 с.
  44. В.М., Филатова О.Е, Рузанкина H.A., Филатов М. А., Хисамова A.B., Климов О. В. Психофизиологический мониторинг населения ХМАО: состояние и перспективы. // Сборник научных трудов / Сургутский гос. ун-т. Сургут: Изд-во СурГУ, 2004. С.
  45. В.М., Жарков Д. А., Филатов М. А. Системный анализ психофизиологических показателей человека при хронической алкогольной интоксикации. // Сборник научных трудов. / Сургутский гос. ун-т. Сургут: Изд-во СурГУ, 2004. С.33−40.
  46. В.М., Хисамова A.B., Филатов М.А.Влияние климатических факторов Севера РФ на показатели кардио респираторной системы школьников. // «Экологический вестник Югории» — T. I, № 1−2, 2004. С. 42−49.
  47. В.М., Кулаев C.B., Филатов М. А., Хисамова A.B., Мишина A.B. Программа: Количественной оценки показателей памяти человека. Свидетельство об официальной регистрации программы на ЭВМ № 2 005 178 402 РОСПАТЕНТ. Москва, 2005.
  48. В.М., Живогляд Р. Н., Попов Ю. М., Филатов М. А. Системная трактовка понятия фазатона мозга человека применительно к норме и патологии. // Вестник новых медицинских технологий. 2005 — T. XI, № 1. -С.14−17.
  49. H.H. Детская гиперактивность: особенности диагностики лечения. // Рос. мед. журнал.- 1999. № 4.- С. 25
  50. В.Б. Физиологические аспекты поведенческой и психосоматической патологии.- JL: Медицина, 1990.-263 с.
  51. П.И. Непроизвольное запоминание. М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 544 с.
  52. Р. Обучение и память. Минск.: Высшая школа.- 1984.-238 с.
  53. В.П., Карпин В. А., Катюхин В. Н. и др. Окружающая среда и здоровье населения ХМАО. Сургут, 2001.- 98 с.
  54. Исследования в области экология человека за 1989- 1990 гг. (Обзор). Под редакцией академика А. Л. Яншина.- М.: Наука, 1991.
  55. Н.В. Характеристика гемодинамических типов кровообращения у здоровых детей. // Вопр. охраны материнства и детства.- 1988 .- Т. ЗЗ, № 3. С.З.
  56. Э.М., Варич J1.A. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе. // Физиология человека. 2005. — Т.31, № 1. — С. 80.
  57. В.П., Баевский P.M., Берсенева A.B. Донозоологическая диагностика в практике массовых обследований населения. JL: Медицина, 1980.-270 с.
  58. В.П., Казначеев C.B. Адаптация и конституция человека. -Новосибирск: Наука, 1986. 140 с.
  59. А. М., Чазова J1. В. Многофакторный подход к профилактике ИБС среди населения // М.: Медицина, 1993 г. 88 с.
  60. В.А., Гвоздь Н. Г., Зуевская Т. В. Медицинская экология урбанизированного Севера. Сургут, 2001. — 120 с.
  61. В.А., Катюхин В. Н., Гвоздь Н. Г., Пасечник A.B. Современные медико-экологические аспекты урбанизированного Севера. М., 2003. -100 с.
  62. Г. Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1983. — 224 с.
  63. Р. Память человека: структура и процессы. М.: Мир, 1978. 379 с.
  64. А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституции человека.- JL: Наука, 1979. 140 с.
  65. Г. Т. Мошкин М.П. Соотношение «утренних» и «вечерних» типов среди пришлого населения Крайнего Севера /У Современные аспекты физиологии, адаптации и патологии. -Новосибирск: Изд- во СО АМН СССР, 1979. С. 22- 24.
  66. Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. M: Медицина, 1978.- 272 с.
  67. Красота и мозг: биологические аспекты эстетики. / Под ред. И. Ренглера, Б. Херцбергера, Д. Эпстайна. М, Мир, 1995.- 333 с.
  68. Ю.Д., Кропотова О. В., Понаморев В. А. и др. Нейрофизиологические механизмы селекции действий и их нарушение при синдроме дефицита внимания. // Физиология человека. 2000. -Т.25, № 1.- С. 115.
  69. Г. Н. Системные механизмы нервных расстройств // Патол. физиол. и экспер. терапия. 1992. — № 4. — с. 106−112.
  70. А.Я. Экологический кризис: стратегия выживания.- М.: Русская энциклопедия, 1994. 100 с.
  71. В.Р., Платонова А. Г., Баль J1.B. и др. Распространенность, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью детей. // Рос. Вестник перинатологии и педиатрии.-1996. № 2.- С.42
  72. Т.М., Смоленко Л. И. Техногенное изменение химического состава воды в зоне проживания малочисленных народов Севера. Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества.- Якутск, 1993.- С. 36- 37.
  73. А. В., Поликарпов Л. С. Метеотропные реакции сердечнососудистой системы. // Климат и здоровье.- Новосибирск: Изд- во СО РАМН, 1994- 103 с.
  74. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1981.-584 с.
  75. А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Изд-во Моск. унта., 1968.-87 с.
  76. С. М. Новые доказательства связи между магнитными полями космического пространства и Земли // Геомагнетизм и аэрономия. 1969.- № 4.- С. 768- 770.
  77. В.А., Машина М. Н. Вариабельность сердечного ритма как индикатор психологической релаксации. // Вопросы психологии.- 2001. -№ 1.- С. 72−81.
  78. Л.Н., Шошина И. И. Количественная оценка межполушарной асимметрии на искажение зрительного восприятия фигуры Поггендорфа и модификации Джастроу. // Физиология человека. -2004.- Т. ЗО, № 5. С. 5.
  79. Ф.З. Адаптационная медицина: защитные перекрестные эффекты адаптации. -М.: Медицина, 1993. 197 с.
  80. Ю. Г., Мизун П. Г. Магнитные бури и здоровье.- М.: Медицина, 1990.- 47 с.
  81. Н. И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы. Л.: Наука. Ленингр. отд- ие, 1981.- 127 с.
  82. Н.И. Экология человечества глазами математика (Человек, природа и будущее цивилизации).- М.: Молодая гвардия, 1988.
  83. В.Н. Введение в экологию человека: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.-120с.
  84. Н.И. Человек и ноосфера.- М.: Молодая гвардия, 1990. 180 с.
  85. . Наука об окружающей среде: как устроен мир: В 2-х т.Т.1, Пер. с англ.- М.: Мир, 1993. 424с.
  86. . Наука об окружающей среде: как устроен мир: В 2-х т.Т.2, Пер. с англ. М.: Мир, 1993. — 336с.
  87. Н. П. Функциональное состояние надпочечников в процессе акклиматизации в Арктике. // Материалы конф. «Акклиматизация человека в условиях полярных районов».- Л., 1969.- С. 60- 61.
  88. С.В. Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма в условиях воздействия острой экспериментальной гипоксии. Физиология человека. 2005. — Т.31, № 1. — С. 86.
  89. Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек.- М.: Высшая школа, 1986. 160 с.
  90. .А. Конституция человека.// Итоги науки и техники. Серия антропология.- М.: ВИНИТИ, 1991.- Т.4.
  91. К. Ф., Бояков В. М., Михеев Ю. П. Вопросы адаптации и солнечная активность// Климат и сердечно- сосудистая патология.- JL: Медицина. Ленингр. отд е, 1965.- С. 171- 178.
  92. В. К., Здобникова А. В., Новожилов 3. В. Влияние метеорологических и гелиогеофизических факторов на течение ишемической болезни сердца // Тез. Докл. Конф. «Актуальные проблемы кардиологии Севера и Сибири».- Красноярск, 1991.// С. 83.
  93. Д. Память и научение. М.: Мир.- 1985.- 160 с.
  94. О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа./Под ред. Л. И. Калашникова и др.-Ханты-Мансийск, 1998.-158 с.
  95. Одум Экология: в 2-х т. Т.1.- М.: Мир, 1986.- 328 с.
  96. Одум Экология: в 2-х т. Т.2.- М.: Мир, 1986.- 376 с.
  97. К. В., Поликарпов Л. С., Лапко А. В. Диспансеризация больных артериальной гипертонией пришлого населения Крайнего Севера (методические рекомендации).- Красноярск, 1984.- 22 с.
  98. Основы психофизиологии. / Под ред. Ю. И. Александрова. М.: ИНФРА, 1998.-432 с.
  99. Л. С., Фокина Н. В. Изучение влияния метеогелиофизических факторов на больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, проживающих в условиях Крайнего Севера // Вопросы медицинской географии Севера.- Мурманск, 1986.- С. 41- 47.
  100. В. С. Биоритмологические аспекты адаптации человека к условиям Арктики и Антарктиды. // Актуальные вопросы адаптации человека в условиях Крайнего Севера и Антарктиды.- Новосибирск: Изд- во СО АМН СССР, 1976.- С. 65- 74.
  101. A.C. Электромагнитные поля и живая природа.- М.: Медицина, 1968.- 288с.
  102. .Б. Экология человека: Социально- демографические аспекты, — М.: Наука, 1991. 210 с.
  103. В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., 2000. — 180 с.
  104. Психология памяти. / Под.ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова М.: ЧеРо, 2000. — 816 с.
  105. Психофизические исследования восприятия и памяти / Под ред. О. М. Забродина -М.: Наука 1981. -216с.
  106. Психоэмоциональный стресс- угроза жизни и здоровью. Декларация международной конференции «Общество, стресс и здоровье». М., 1995. — 38 с.
  107. A.A., Даниленко К. В., Вольф Н. В. и др. Светолечение зимней депрессии. Новосибирск: Наука, 1990.- 50 с.
  108. О.М., Николаева Е. И. Соотношение оценок внимания и успешности обучения. // Вопросы психологии.- 2001. № 1.- С. 123−129.113 114,115116117118119.120.121,122,123,124 125,126127,128 129,130,
  109. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.334 с.
  110. В. И. Методы исследования климата для медицинских целей.-Томск: Изд- во Том. Ун- та, 1973. 96 с.
  111. В. В., Милюдин Е. С. Фазатонный гомеостаз и врачевание. -Самара: СамГМУ, 1994. 256 с.
  112. A.A. Проблемы развития памяти. М.: Просвещение.- 1966.424 с.
  113. E.H. Нейронные механизмы памяти и обучения. М.: Наука. 1981.- 139с.
  114. Н.Д., Селицкий Г. В., Косицин Н. С. Нейропсихологические и нейрофизиологические корреляты нарушений памяти у больных с левополушарным ишемическим инсультом в стадии реабилитации. // Физиология человека. 2004.- Т. ЗО, № 5. — С. 18.
  115. Е., Пригожин И. Познание сложного. Изд-во УРСС, М.: 2003. -342 с.
  116. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981- 229 с.
  117. Т.А., Посикера H.H., Пушина Н. П., Орехова Е. В. Латерализация моторных функций в раннем онтогенезе человека. // Физиология человека. 2003.- Т.29, № 1.- С. 48.
  118. К.Х. Основные биологические концепции.// На пути к теоретической биологии.- М.: Мир, 1970. 210 с.
  119. Д.А., Бетелева Т. Г., Игнатьева И. С. Функциональная организация мозга в процессе реализации рабочей памяти. // Физиология человека. 2004. Т. ЗО, № 2, — С. 5.
  120. . М. Стресс и система кровообращения. М.: Медицина, 1991.- 230 с.
  121. М.В. Особенности кардиоинтервалограммы здоровых доношенных детей в первые часы жизни. // Физиология человека.- 1999.-Т.25, № 5. С. 46.
  122. Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого — дидактические основы преподавания. М.:Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. 424 с.
  123. H.A. Физиологическая целесообразность произвольной регуляции дыхания у спортсменов.// Теор. и практ. физ. культуры.- 1983.- № 2.- с. 21−25.
  124. Функциональные системы в физиологии и психологии. / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. Изд во «Наука», 1978. — 383 с. 131.132.133.134,135.136.137.138.139.140.141.142.143.144,145.146,147.148.
  125. Э. Окружающая среда и здоровье человека.- М.: Прогресс, 1980.-160 с.
  126. А.А., Хадарцев А. А., Субботина Т. И., Туктамышев И. Ш. Введение в электродинамику живых систем: Монография Тула: ТулГУ, ГУП НИИ НМТ. 2003. — 440 с.
  127. Baddeley A., Delia S.S. Working memory and execuitive control. // Philos. R. Soc. Lond. Biol. Sci. 1996. — V.351. — P. 1397.
  128. Bull G. M, Morton J. Environment, temperature and death rates. // Age and Ageing. 1998.- V.7. — P.210.
  129. Collette F., Salmon E., Van der L.M. et al. Regional brain activity during tasks devoted to the central executive of working memory. // Brain Res. Cogn. 1999. — V.7.- P. 411.
  130. Eskov V.M., Filatova O.E. Computer diagnostics of the compartmentation of dynamic systems. // Measurement Techniques, 1994.- Vol. 37, No 1.- P. 114−119.
  131. Eskov V.M., Filatova O.E., Ivashenko V.A. Computer identification of compartmental neuron circuits. // Measurement Techniques, 1994, — Vol. 37. No 8.- P. 967−971.
  132. Eskov V.M., Filatov M.A. Identification of mathematical model of human memory systems with aid of computer according according to twomathematical approaches. // Proceedings of (Astes de) MS'2004, Lyon -Villeurbanne.-2004.- P. 14.1−14.3.
  133. Eskov V.M., Zuevskaya T.V., Dobrinina I.U., Filatov M.A. Knowledge-based expert system for fazaton brain identification. // Proceeding of international conference on pattern recognition and information processing. Minsk, Belarus-2005.- P. 107−108.
  134. Eng H., Mercer J.B. Seasonal variations in mortality caused by cardiovascular diseases in Norway and Ereland. // J. Cardiovascular, 1998. № 5.- P.- 89.
  135. Esser G., Schmidt M.H., Woerner W. Epidimiology and course of psychiatric disorders in school age — children — results of a longitudinal study. // J. Child. Psychol. Psychiatry.- 1990. — V. 31, № 2.- P.243.
  136. Filipek P.A., Semrud Clikeman M., Steingard R.J. et al. Volumetric MRI analysis comparing subject having attention deficit hyperactivity disorder with normal controls. // Neurology. — 1997.- V. 48.- P. 589.
  137. Gansales R. Work in the North: physiological aspects.// Arctic Med. Reserch.- 1985, № 44.- P.4.
  138. Hochachka P/W., Ruoert J.L., Monge C. Adaptation and conservation of physiological systems in the evolution of human hypoxia tolerance. // Comp. Biochem. Physiol. A. -1999. V. 124. — P.l.
  139. Hughson R.L., Yamamoto Y., McCullough R.E. et al. Sympathetic and parasympathetic indicators of heart rate control at altitude studied by spectral analysis. //. J. Appl. Physiol. 1994. V. 77. — P. 2537.
  140. King R.A., Noshpitz J.D. Pathways of grows. // Essential of child psychiatry. New York. 1991. — V. 2.- P. 89.
  141. Kirschbaum C., Prussner J.C., Stone A.A. et al. Persistent nigh Cortisol responses to repeated psychological stress in a subpoplation of healthy men. // Psychosom.Med. 1995. V. 57.- P.468.
  142. Krause J.B., Taylor J.G., Schmidt D. Et al. Imaging and neural modeling in episodic and working memory processes. // Neural Networks. 2000.-V.13.-P. 847.
  143. Langewitz W., Ruddel H., Schachinger H. Reduced parasympathetic cardiac control in patients with hypertension at rest and under mental stress. // Am. Heart J. 1994. — V. 127. — P. 122.
  144. Malliani A. The pattern of sympathovagal balance explored in frequency domain. / News Physiol. Sci. 1999. — V. 14. — P. l 1.
  145. Paule M.G., Rowland A.S., Ferguson S.A. et al. Attention deficit hyperactivity disorder: characteristics, intervention, and models.// Neurotoxicology and Teratology. 2000. — V.22. — P.631.
  146. Pearson G.L., Freeman T.G. Effects of extraversion and mental arithmetic on heart rate reactivity. // Persept. Mot. Skills. 1991.- V.72.- P.1239.
  147. Selye H. The story of the adaptation syndrome. Acta Inc. Medical Publ. -Montreal, Canada, 1952.- 225 p.
  148. Sinz R. Chronopsychophysiologie. Academic-Verlsg. Berlin, 1980.
  149. Strelau J. The concept of arousal and arousability as used in temperamental studies. // Temperament: individual differences at the interface of biology and behavior. Washington: E. Bates. 1994. — P. 117.
  150. Stress. Neuroendocrine and molecular approaches / Eds. R. Kventnansky et al. 1992. Vol. 1−2.
  151. Rosh P.J. In: Stress, the immune system and psychiatry / eds. B. Leonard, K. Miller. N — Y., 1995. — P. 208−231.
  152. Volf N.V., Rasumnikova O.M. Gender differences in EEG coherence during verbal memory task in normal adults. // Int. J. Psychophysiol. 1999. -V.34,№ 2.- P. 113.
  153. Wada N., Yamashita Y., Matsuishi T. et al. The test of variables of attention (TOVA) is useful in diagnosis of Japenese male children with attention dificit hyperactivity disorders. // Brain & Development. 2000. V.22. — P. 378.
  154. Xie A., Skatrud B., Puleo D. Et al. Exposure to hypoxia produces long -lasting sympathetic activation in humans. // J. Appl. Physiol. 2001.- V.91. -P.1555.
  155. Yang Grace L. Chang Myron N. A stochastic model for analyzing prevalence surveys of hepatitis antibody. // Math. Biosci. -1990. V. 98. No 2.-P. 157−169.
Заполнить форму текущей работой