Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка и реализация концепции построения систем дистанционной диагностики транспортно-энергетических объектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана система дистанционной диагностики колесных тележек железнодорожных вагонов, которая в отличие от известных однолучевых и кадровых систем позволяет одновременно выявлять неисправности тормозной системы, буксового узла и определять наличие трещин на колесном диске. Система защищена патентом РФ и обеспечивает в автоматическом режиме решение следующих задач: радиометрическую… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ проблемной ситуации и постановка задачи исследования
    • 1. 1. Анализ требований потребителей к технологиям обследования объектов электрических сетей
    • 1. 2. Задачи дистанционного контроля объектов железнодорожного транспорта
    • 1. 3. Концепция создания высокоэффективных систем дистанционной диагностики транспортно-энергетических
  • V. * объектов
    • 1. 4. Основные результаты
  • 2. Проектирование систем контроля объектов электроэнергетики
    • 2. 1. Проектный облик систем диагностики ЛЭП и технологического оборудования
    • 2. 2. Модель геометрической обработки тепловизионной скановой информации
    • 2. 3. Геометрическое совмещение видимых и ИК-изображений
    • 2. 4. Алгоритмы дешифрирования и интерпретации видеотепловизионных материалов съемки. fr 2.5. Основные результаты
  • 3. Разработка систем диагностики объектов железнодорожного транспорта
    • 3. 1. Способ диагностики неисправностей колесных тележек железнодорожных вагонов
    • 3. 2. Алгоритмическое обеспечение системы оперативной оценки ^ массы перевозимых грузов
    • 3. 3. Технология обследования контактной сети электропитания
    • 3. 4. Основные результаты
  • 4. Создание программного обеспечения диагностических систем
    • 4. 1. Разработка базового ядра программного обеспечения систем дистанционной диагностики
    • 4. 2. Программное обеспечение систем контроля объектов электроэнергетики
    • 4. 3. Организация вычислительного процесса в программном комплексе обследования колесных тележек
    • 4. 4. Основные результаты

Разработка и реализация концепции построения систем дистанционной диагностики транспортно-энергетических объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Основное назначение оптико-электронных съемочных систем состоит в формировании изображений наблюдаемых сцен на значительном удалении от них. Именно это свойство, а также возможность количественного анализа и обработки изображений с целью извлечения информации об исследуемых объектах привели к широкому применению подобных систем в метеорологии, картографии, военной сфере и других областях [1−4]. Особая роль отводится системам тепловидения, которые функционируют в ближней (3−5 мкм) или дальней (8−12 мкм) областях спектра электромагнитного излучения и регистрируют поток, определяемый поверхностной температурой и излучательной способностью объектов. Получаемые изображения дают представление о температурном различии наблюдаемых объектов, что оказывается весьма важным в медицине, дефектоскопии, энергосбережении и диагностике различного рода инженерных объектов [2,5−8].

На сегодняшний день существует ряд практических задач, которые не решены или решаются крайне неэффективно с помощью имеющихся теплови-зионных систем. К таким задачам, в первую очередь, относится воздушная и наземная диагностика объектов электроэнергетики (состояние электроизоляторов воздушных линий электропередачи — ЛЭП, технологического оборудования трансформаторных подстанций и др.), а также обследование объектов железнодорожного транспорта (контроль работоспособности колесных тележек железнодорожных вагонов, оперативная оценка массы перевозимых в цистернах и вагонах грузов и т. п.). Это вызвано тем, что в настоящее время для дистанционного обследования применяются кадровые или однолучевые системы тепловидения, обладающие рядом функциональных ограничений [9−14]. Во-первых, кадровые системы имеют ограниченное поле зрения, что при съемке протяженных объектов, например, ЛЭП или железнодорожных вагонов приводит к снижению пространственного разрешения и, соответственно, потере точности диагностики. Во-вторых, при кадровой съемке движущихся объектов возникает «смаз» получаемого изображения и полная потеря его измерительных характеристик. Применение же однолучевых ИК-систем не обеспечивает требуемой точности и функциональной полноты решения задачи бесконтактного обследования. И, наконец, в силу физических принципов работы тепловизион-ной аппаратуры получаемые изображения являются слабоконтрастными и трудно дешифрируемыми, что вызывает значительные сложности при практическом использовании существующих диагностических систем.

В то же время реализованный в системах дистанционного зондирования Земли принцип многозональной сканерной съемки свободен от недостатков, присущих кадровым системам. Кроме того, в последние годы в нашей стране и за рубежом освоен выпуск многорядных линеек теплочувствительных элементов, применяемых в военной технике в системах наблюдения и позволяющих получать изображения с высоким температурным и пространственным разрешением [15]. Это создает предпосылки создания более совершенных диагностических систем, способных решать упомянутые задачи.

Диссертационная работа посвящена разработке и практической реализации концепции построения нового поколения диагностических систем, основанных на принципах скановой съемки наблюдаемых объектов и совместного анализа изображений, получаемых в видимом и тепловом спектральных диапазонах. Работа нацелена на создание диагностических систем, способных эффективно решать задачи контроля объектов электроэнергетики и обеспечения безаварийной работы железнодорожного транспорта.

Степень разработанности темы. В области создания систем дистанционного наблюдения и обработки получаемых материалов хорошо известны работы отечественных и зарубежных ученых, таких как Арманд Н. А., Журкин И. Г., Журавлев Ю. И., Злобин В. К., Селиванов А. С., Сойфер В. А., Шилин Б. В., Gonzalez R., Pratt W. и др. [6,16−19]. Их труды составляют научно-методическую основу для решения поставленных в диссертационной работе задач.

Вместе с тем, вопросы создания дистанционных диагностических систем, использующих принцип скановой съемки, имеют ряд специфических особенностей, не рассматривавшихся ранее в публикациях. Например, в работах [9, 20−23] приводятся описания однолучевых ИК-систем, применяемых при воздушной съемке и диагностике нефте-, 1 газопроводов и других инженерных сооружений. Однако при этом отсутствуют сведения о моделях геометрической обработки скановых изображений и кадровых снимков, получаемых теплови-деосъемочным комплексом. Не рассматривается решение задачи по распознаванию на снимках и геопривязки к местности неисправного электрооборудования ЛЭП.

Мало изученным является вопрос совместной интерпретации видео и ИК-снимков, полученных разнотипными съемочными устройствами. В то же время эта задача имеет принципиальное значение при дешифрировании тепловых изображений и обеспечении эффективного практического применения диагностических систем.

В ряде публикаций [14, 24−29] излагаются принципы функционирования тепловизионных диагностических систем, используемых на железнодорожном транспорте для контроля работоспособности колесных тележек, оперативного измерения массы груза и степени износа контактного провода электропитания. В тоже время исследования по проектированию систем аналогичного назначения, выполняющих съемку линейками теплочувствительных приемников и позволяющих реализовать функционально полное обследование наблюдаемых объектов с лучшими точностными параметрами, в литературе не освещены.

Цель диссертации состоит в разработке и практической реализации концепции построения нового поколения систем дистанционной диагностики транспортно-энергетических объектов, основанных на принципах скановой съемки, позволяющих эффективно решать задачи контроля состояния электроэнергетического оборудования и обеспечивать безаварийную работу железнодорожного транспорта.

Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

• на основе анализа требований потребителей разработать направления совершенствования уже имеющихся и создания новых систем дистанционной диагностики объектов электроэнергетики и железнодорожного транспорта;

• разработать структуру воздушной и переносной систем контроля линий электрических сетей, а также модели и алгоритмы геопривязки и совместного дешифрирования видеотепловизионных материалов съемки;

• выполнить проектирование сканерных систем диагностики объектов железнодорожного транспорта, обеспечивающих комплексное и высокоточное обследование подвергающегося механическому износу оборудования;

• выполнить комплексную алгоритмизацию процессов обработки материалов дистанционных наблюдений и создать на этой основе программное обеспечение диагностических систем.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней рассматриваются вопросы создания нового поколения диагностических систем, основанных на принципах многоэлементной сканерной съемки и совместного анализа видео и ИК-снимков. Эти системы по отношению к аналогам имеют лучшие точностные характеристики, обладают более широкими функциональными возможностями и высоким уровнем автоматизации процессов обработки и интерпретации материалов дистанционных наблюдений. Новизна рассматриваемых в диссертации технических решений защищена тремя патентами Российской Федерации.

На защиту выносятся:

• системы диагностики линий электрических сетей, включающие:

— структуры воздушного и переносного вариантов построения систем;

— математическую модель геометрической обработки самолетных изображений сканового типа;

— модель геопривязки и совмещения цифровых кадровых снимков;

— алгоритмы дешифрирования и интерпретации видеотепловизионных материалов съемки;

• система и способ тепловизионного обследования колесных тележек железнодорожных вагонов;

• алгоритмическое обеспечение системы оперативной оценки массы перевозимых в металлических емкостях грузов;

• система и способ обследования контактной сети электропитания железнодорожных поездов;

• структурные решения по организации программного обеспечения диагностических систем.

Практическая ценность работы. На базе предложенных в работе структур, моделей, алгоритмов, информационных технологий и программного обеспечения обработки материалов видеотепловизионных наблюдений созданы следующие диагностические системы.

Система диагностики воздушных ЛЭП — EAGLE, с помощью которой было выполнено картирование высоковольтной трассы ЛЭП и выявлены неисправные электроизоляторы на мачтах линий электропередачи в труднодоступном районе крайнего Севера (п. Пангоды).

Переносная диагностическая система KLER, с помощью которой в течение двух лет в службе электрохозяйства ОАО «Московская железная дорога» РАО РЖД проводятся планово-ремонтные работы электротехнического оборудования.

Диагностическая система TeploScan, функционирующая на ст. Рыбное Московской железной дороги, которая в отличие от существующих однолуче-вых систем КТСМ-ДИСК позволяет одновременно выявлять неисправности тормозной системы и буксовых узлов колесных тележек, а также обнаруживать трещины на колесных дисках.

Реализация и внедрение. Диссертационная работа выполнена в Рязанской государственной радиотехнической академии в рамках ОКР № 31−03 и № 43−04.

Результаты диссертационной работы в виде дистанционных диагностических систем внедрены в ЗАО «ЦПНТ», в службе электроснабжения и вагонного хозяйства ОАО «Московская железная дорога» РАО РЖД, а также в ООО «НАДЫМГАЗПРОМ».

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на 4-х международных и 5-и всероссийских научных конференциях и семинарах: международной студенческой научной конференции «Памяти пионеров космонавтики и астронавтики» (МАИ г. Москва, 1990) — 13-й и 14-й международных научно-технических конференциях «Проблемы передачи и обработки информации в сетях и системах телекоммуникаций» (г. Рязань, 2004, 2005) — 2-й и 3-й открытой всероссийской конференции «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса» (г. Москва, 2004, 2005) — научно-технической конференции «Системы наблюдения, мониторинга и дистанционного зондирования Земли» (г. Адлер, Россия, 2004) — 10-й всероссийской научно-технической конференции молодых ученых и специалистов «Новые информационные технологии в научных исследованиях и в образовании НИТ-2005» (г. Рязань, 2005) — 15-й всероссийской научно-технической конференции «Информационные технологии в науке, проектировании и производстве» (г. Нижний Новгород, 2005) — 7-й международной конференции «Распозна-вание-2005» (г. Курск, 2005).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 20 работ: 3 патента на изобретение, 5 статей, 12 тезисов докладов на международных всероссийских конференциях и семинарах.

Личный вклад соискателя в опубликованных материалах состоит в следующем:

— в работе [47] соискателем сформулированы направления по созданию нового поколения систем дистанционной диагностики;

— в работах [49−52] соискателем разработана структура систем диагностики линий электрических сетей, модель геопривязки самолетных изображений и технологические операции по обработке и интерпретации получаемых видеоматериалов;

— в работах [36, 74−76] соискателем предложен сканерный принцип построения системы диагностики колесных тележек, а также алгоритмы нормализации и температурного анализа тепловизионного изображения, совместно с соавторами выполнены их алгоритмизация, практическая реализация и внедрение;

— в работе [77] соискателю принадлежит идея оперативного измерения массы перевозимой в металлических емкостях жидкости;

— в работах [44, 78, 79] соискателем разработаны алгоритмы измерения параметров контактного провода на основе субпиксельно смещенных ПЗС-линеек;

— работы [48, 55, 56, 71−73] выполнены без соавторов.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка литературы и приложения, которое содержит документы о внедрении и практическом использовании результатов. Общий объем работы составляет 132 е., в том числе: основное содержание — 97 е., рисунки — 22 е., список литературы (81 наименование) — 8 е., приложение — 5 с.

4.4. Основные результаты.

4.4.1. Показано, что для снижения трудозатрат и повышения надежности разработку программного обеспечения диагностических систем следует выполнять в виде базового ядра, присутствующего во всех программных комплексах, и специализированных модулей обработки, учитывающих особенности реализации конкретных систем. Установлено, что главной задачей, связанной с созданием базового ядра, является разработка унифицированного формата, описывающего структуру представления видеоданных от различного типа съемочных устройств, и средств визуализации растровых изображений. Предложена архитектура такого формата, основанная на использовании универсальных полей данных — тегов.

4.4.2. Разработано программное обеспечение систем контроля электроэнергетических объектов, реализующее алгоритмы и модели обработки ИК-и видеоинформации, рассмотренные во 2-й главе, и представленное двумя одноименными программными комплексами EAGLE и KLER.

Показано, что геометрическая обработка теплового изображения и видеокадров выполняется по единой технологической схеме, основанной на независимых преобразованиях отдельных сканов по кусочно-линейным функциям обратного координатного соответствия. Приводятся результаты практической апробации ПО EAGLE при обработке изображений воздушных ЛЭП, подтвердившие высокую эффективность всей системы особенно при обследовании объектов электроэнергетики в труднодоступных и малонаселенных районах крайнего Севера.

Рассмотрены принципы функционирования ПО KLER и показаны примеры решения основных задач по совместному анализу ИКи видеоснимков. Результаты многолетнего использования системы KLER в службе электрохозяйства ОАО «Московская железная дорога» РАО РЖД подтвердили правильность предложенных технических решений и простоту освоения специалистами службы интерфейса программы.

4.4.3. Разработана архитектура многомашинного ПО системы диагностики колесных тележек железнодорожных вагонов (ПО TeploScan), включающего программу Сервер обработки и две программы Сервер управления. Рассмотрены алгоритм организации вычислительного процесса в программе Сервер управления, а также функции программных модулей, составляющих основу прикладной части программы Сервер обработки системы TeploScan.

Приводится описание технологических операций, выполняемых ПО TeploScan, в ходе обследования железнодорожных составов на ст. Рыбное Московской железной дороги, а также экранные формы, иллюстрирующие интерфейс программы при обработке ИК-снимков.

Материалы главы опубликованы в работах автора [50, 51, 78−80].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате выполненных в диссертации исследований получены следующие результаты.

1. Проведен патентный анализ и определен класс задач по контролю объектов электроэнергетики и железнодорожного транспорта, которые на сегодняшний день не решены или решаются не эффективно с помощью имеющихся однолучевых и кадровых тепловизионных оптико-электронных систем дистанционного наблюдения. Сформулирована и обоснована концепция создания нового поколения систем дистанционной диагностики, основанных на принципах скановой съемки контролируемых объектов и отвечающих современным требованиям по функциональной полноте, точности и уровню автоматизации решаемых задач.

2. Спроектирована структура системы воздушного обследования ЛЭП, обеспечивающей получение высокодетальных геопривязанных изображений с пространственным разрешением ~ 0,2 м и известными температурными характеристиками представленных на нем объектов. В основе функционирования системы лежат: модель геодезической привязки и геометрической коррекции скановых тепловизионных изображений, формируемых в условиях самолетной съемкиалгоритм геопривязки и совмещения видеокадров, получаемых цифровым фотоаппаратом, основанный на калибровке модели съемочной системы по опорному ИК-снимкутехнология автоматического распознавания по тепловому изображению неисправных электроизоляторов, основанная на разностном алгоритме Розенфельда обнаружения малоразмерных объектов. Реализованный в системе способ обследования ЛЭП защищен патентом РФ.

3. Разработан переносной вариант системы обследования электроэнергетических объектов, обеспечивающей получение четких цветных изображений обследуемых устройств за счет геометрического совмещения видео и ИКкадров и совместной интерпретации материалов съемки на основе пороговой бинаризации теплового снимка и последующей модуляции видеокадра.

4. Разработана система дистанционной диагностики колесных тележек железнодорожных вагонов, которая в отличие от известных однолучевых и кадровых систем позволяет одновременно выявлять неисправности тормозной системы, буксового узла и определять наличие трещин на колесном диске. Система защищена патентом РФ и обеспечивает в автоматическом режиме решение следующих задач: радиометрическую и геометрическую нормализацию формируемых многоэлементным сканером тепловизионных изображенийраспознавание и выделение на снимке отдельных узлов колесной тележки и их температурный анализ по многоуровневому критерию. Результатом практического использования системы является повышение точности и достоверности диагностики и, как следствие, повышение безопасности работы железнодорожного транспорта.

5. Предложена система контроля перевозимых на железнодорожном транспорте в металлических емкостях жидкостей, которая в отличие от аналогов реализует бесконтактное измерение массы груза в темпе перемещения цистерны относительно ИК-сканера. Алгоритмическое обеспечение системы, основанное на радиометрической и геометрической нормализации изображений и их корреляционно-экстремальном сопоставлении с эталоном, позволяет автоматически распознавать параметры емкости и определять объем перевозимой жидкости.

6. Предложена система и способ измерения степени износа контактного провода электропитания железнодорожного транспорта, основанный на измерении ширины площадки износа по изображению высокого пространственного разрешения, формируемого несколькими субпиксельно смещенными ПЗС-линейками. Система характеризуется высокой надежностью диагностики, обеспечивает привязку материалов наблюдений к местности и измерение ширины площадки износа с точностью до 0,1 мм.

7. Предложены принципы структурной организации программного обеспечения диагностических систем, проектируемого в виде базового ядра и подключаемых к нему специализированных модулей обработки, что позволяет снизить трудозатраты на разработку и повысить надежность создаваемого ПО. Разработан унифицированный формат представления изображений в базовом ядре, за счет чего обеспечивается сопряжение с различными структурами данных диагностических систем.

8. На основе базового ядра спроектировано программное обеспечение систем диагностики ЛЭП {EAGLE), технологического электрооборудования (KLER) и контроля колесных тележек железнодорожных вагонов (система Те-ploScan). С помощью системы EAGLE по заказу ООО «НАДЫМГАЗПРОМ» было выполнено обследование высоковольтных ЛЭП в Ямало-Ненецком автономном округе. Система KLER внедрена в службе электрохозяйства, a Teplo-Scan — в службе вагонного хозяйства ОАО «Московская железная дорога» РАО РЖД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Д., Курягин М. И., Пустынский И. Н. Измерительное телевидение. М.: Высшая школа, 1994. 288 с.
  2. Дистанционное зондирование: количественный подход Ш. М. Дейвис, Д. А. Ландгребе и др.- Под ред. Ф. Свейна и Ш. Дейвиса. Пер. с англ. М.: Недра, 1983. 415 с.
  3. Е.П., Аверин С. И. Обработка изображений в робототехнике. М.: Машиностроение, 1990. 320 с.
  4. В.В., Якушенко Ю. Г. Многоспектральные оптико-электронные системы, http://www.st.oss.ru/publications/42 002/tarasov.htm.
  5. В.И., Шилин Б. В., Ясинский Г. И. Тепловая аэрокосмическая съемка. М.: Недра, 1993. 128 с.
  6. .В. Тепловая аэросъемка при изучении природных ресурсов. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. 248 с.
  7. Дж. Системы тепловидения. М.: Мир, 1978.
  8. Ю.Г. Теория и расчет оптико-электронных приборов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1999.
  9. Aviation scanning radiometric complex for remote monitoring of the Earth surface of high space and temperature resolution // Institute for aerospace technology. Kazan. 2002.
  10. Тепловизионная сканирующая система высокого разрешения «ИКАР-002». http://aerogeophisica.com.
  11. Портативный компьютерный термограф IRTIS-2004. http://www.irtis.ru
  12. Оптико-механическая камера ТН5104. http://www.panatest.ru / stuff / nec.shtnl.
  13. Приборы Thermovision компании AGEMA. http://www.flir.ru/ aboutflir.htm.
  14. Н.Миронов А. А., Образцов В. Л., Павлюк А. Э. Температурный режим буксового узла при нарушении торцевого крепления и тепловой контроль //
  15. Железнодорожный транспорт. 2005. № 6. С. 50−52.
  16. A.M., Пономаренко В. П., Таубкин И. И., Ушакова М. Б. // Прикладная физика. 2003. 4.1. № 1. С. 105−120- 4.11. № 2. С. 54−69.
  17. Цифровая обработка изображений в информационных системах: Учеб. пособие / Грузман И. С., Киричук B.C. и др. Новосибирск: Изд-во НТГУ, 2002. 352 с.
  18. Комплекснозначные и гиперкомплексные системы в задачах обработки многомерных сигналов / Под ред. Фурмана Я. А. М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2004. 456 с.
  19. Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений. М.: Техносфера, 2005. 1072 с.
  20. .В., Курганов В. Д., Злобин В. К. Распознавание и цифровая обработка изображений. М.: Высшая школа, 1983. 295 с.
  21. .В., Гаврилов Д. С. Хотянов В.В. Аэросъемка // ArcReview.2003. С. 12−13.
  22. Программный комплекс ALTEXIS 2.0 // Геопрофи. 2004. № 4. С. 34−37.
  23. Е.Н., Кузнецов О. В., Гречищев А. В. Создание топоосновы корпоративной ГИС ОАО «Мосэнерго» и дешифрирование ЛЭП по космос-нимкам // ArcReview. 2002. № 3. С. 11−13.
  24. Паспортизация федеральных ЛЭП Ямала. Опыт применения аппаратуры Торсоп // Информационный бюллетень ГИС-ассоциации. 2002. № 1. С. 18−19.
  25. Патент ЕР 263 896 МКИЧ В61К 9−06. Способ и устройство для дистанционного измерения температуры осей или букс движущихся железнодорожных вагонов. 1986.25. Изобретение № 2 126 754.
  26. Патент RU 2 208 768, С2. Способ дистанционно-неконтактного определения уровня среды в резервуаре / П. К. Плотников, Н. В. Петрушенко, Р.А. Син-гатулин.и др. 2003.
  27. Патент США 5 065 624, G 01 F23/28. Устройство для измерения глубины жидкости. 1993.
  28. P.M., Уварова Е. А. Измерение массы жидкости в тонкостенной емкости большого объема // Тез. докл. 11-й международной науч.-техн. конф. «Проблемы передачи и обработки информации в сетях и системах телекоммуникаций». Рязань, 2002. С. 51−53.
  29. Патент RU 2 047 844 G 01 °F. Способ контроля уровня сред в резервуаре и устройство для его осуществления / Е. Б. Сафьянник и др. 1995.
  30. И.К. Основы геоинформатики и создания ГИС / Дистанционное зондирование и географические информационные системы. Под ред. A.M. Бер-лянта. М.: 2002. 140 с.
  31. С.В., Гершензон В. Е. Космические системы дистанционного зондирования Земли. М., 1997. 296 с. 32. http://eospo.gsfc.nasa.gov/ftpATB/REVIEW/MODIS/ATBD-MOD.pdf
  32. Межотраслевая обработка изображений датчика МСУ-В ИСЗ «Оке-ан-О» / В. К. Злобин, В. В. Еремеев, А. Е. Кузнецов и др. // Исследование Земли из космоса. 2001. № 1. С. 24−31.
  33. Цифровое преобразование изображений: Учеб. пособие дл вузов / Р. Е. Быков, Р. Фрайдер и др. М.: Горячая линия Телеком. 2003. 228 с.
  34. В.З. Механика разрушений от теории к практике. М.: Наука, 1990. 240 с.
  35. Патент RU 2 260 534 С 1. Способ диагностики неисправностей колесных тележек железнодорожных вагонов / А. Е. Кузнецов, В. И. Калюжный, А. О. Ковалев, И. Ф. Ефремов, Ю. М. Гектин. Опубл. 20.09.2005. Бюл. № 26.
  36. Патент RU 2 079 810, G 01 С 1/100. Способ геодезических измерений объемных объектов по заданным световым меркам и устройство для его осуществления / А. А. Арефьев, Ю. П. Здяркин. 1993.
  37. Изобретение № 2 066 645. Мобильный контрольно-вычислительный комплекс.
  38. Изобретение № 2 108 936. Мобильный контрольно-вычислительныйкомплекс для диагностики контактной сети железнодорожного транспорта.
  39. Измерительная система для определения положения и износа контактного провода // Железные дороги мира. 2003. № 4.
  40. Патент RU № 2 120 866. Устройство для замера и регистрации износа контактного провода.
  41. Патент RU № 2 137 622. Устройство для измерения параметров контактного провода.
  42. Устройство для определения износа контактного провода. Железные дороги мира, 2001, № 9/Н. Nagasawa et al. Quarterly Report of RIRI, 2002, № 4, p.117−119.
  43. Патент RU № 2 264 930 С 1. Способ диагностики локального износа контактной сети электропитания железнодорожных составов / А. Е. Кузнецов, Калюжный В. И., А. О. Ковалев, И. Ф. Ефремов, Ю. М. Гектин. Опубл. 27.11.2005. Бюл.№ 33.
  44. М.Б. Зарубежные тепловизионные приборы первого, второго и третьего поколений //Прикладная физика. 2004. № 3. С. 70−78.
  45. Aerosense Exhibition Guide, 2−4 April 2002, Orlando, USA.
  46. А.О. Концепция создания тепловизионных систем дистанционного контроля транспортно-энергетических объектов / Рязан. гос. радиотехн. акад. Рязань, 2005. 11 с. Деп. в ВИМИ ДО 8984 от 13.09.05 г.
  47. Патент RU 2 258 204 С 1. Способ дистанционного обследования объектов электрических сетей с помощью тепловидеосъемочного устройства / А. Е. Кузнецов, В. И. Калюжный, А. О. Ковалев, И. Ф. Ефремов, Ю. М. Гектин. Опубл. 10.08.2005. Бюл. № 22.
  48. Ю.М., Ковалев А. О., Кузнецов А. Е. Самолетный комплекс дистанционного зондирования EAGLE / Тез. докл. науч.-техн. конф. «Системынаблюдения, мониторинга и дистанционного зондирования Земли. Адлер. 2004. С. 47.
  49. Ю.М., Ефремов И. Ф., Ковалев А. О., Кузнецов А. Е. Аэросъемочный комплекс высокого пространственного разрешения / Тез. докл. 3-й всероссийской конф. «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса». Москва, ИКИ, 2005.
  50. А.О., Кузнецов А. Е., Нефедов В. И. Самолетная тепловизион-ная система высокого пространственного разрешения // Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке. Межвуз. сб. научн. трудов. Рязань, РГРТА. 2005. С. 52−60.
  51. В.П. Курс сферической геодезии. М.: Недра, 1969. 304 с.
  52. А.А. Исследование точности фотограмметрической обработки аэрофотоснимков по данным определения их положения и ориентации с мощью инерциальной и GPS-систем // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2002. № 6. С. 81−88.
  53. А.О. Алгоритмы планирования съемок и их координация в системе спутников и самолетов при исследовании природных ресурсов Земли // Тез. докл. международной студ. науч. конф. «Памяти пионеров космонавтики и астронавтики» Москва, МАИ, 1990. С. 172.
  54. А.Н., Журкин И. Г. Автоматизация фотограмметрических процессов. М.: Недра, 1980. 240 с.
  55. А.Н. Аналитическая фотограмметрия. М.: Недра. 1978.
  56. .А., Бабаян П. В. Электронная юстировка изображений при мультиспектральном наблюдении // Вестник РГРТА, Рязань, 2004. № 14. С. 24−26.
  57. А.Е., Новоселов В. Г. Получение непрерывных изображенийиз отдельных кадров // ЭВМ и информационные технологии: Межвуз. сб. науч. тр. Рязань: РГРТА. 1998. С. 54−58.
  58. А.Е., Пресняков О. А. Модели геометрического соответствия совмещаемых изображений // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2002. № 2. С. 119−128.
  59. Е.И., Никишин Д. А. Развитие процессов фотограмметрии проективными методами // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2003. № 1.С. 95−104.
  60. В.Я., Юрченко В. И. К возможности решения фотограмметрических задач без определения элементов внутренних ориентированных снимков // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2002. № 6. С. 167−179.
  61. Методы цифровой обработки изображений: Учеб. пособие Ч. З / С. В. Дегтярев, А. А. Орлов, С. С. Садынов и др.: Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 2004.216 с.
  62. В.П., Батраков А. С. Трехмерная компьютерная графика. М.: Радиосвязь, 1995. 224 с.
  63. B.C. Дешифрирование многозональных аэрокосмических изображений с использованием структурно-пространственной информации // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2003. № 6. С. 55−65.
  64. B.C., Кочнова И. В. Автоматизированное выделение объектов заданного размера на аэрокосмических изображениях с использованием параллельной обработки // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2004. № 3. С. 151−157.
  65. А.Е., Побаруев В. И., Горшков Ю. А. Первичная радиометрическая обработка цифровых космических изображений // Вестник РГРТА. Рязань, 2000. № 7. С. 81−21.
  66. Кук, Розенфельд. Схема обнаружения объектов заданных размеров // ТИИЭР. 1970, т. 58. № 12. С. 109−110.
  67. Ю.М. Математические основы кибернетики. М.: Энерго-атомиздат, 1987. 496 с.
  68. Н.А., Ковалев А. О. Алгоритмы температурного анализа изображений колес грузовых железнодорожных вагонов // Тез. докл. ВНТК «Информационные технологии в науке, проектировании и производстве». Н-Новгород. 2005. С. 15.
  69. А.О., Кузнецов А. Е. Технология оперативной оценки массы перевозимых в металлических емкостях грузов // Вестник РГРТА. Рязань, 2004. № 15. С. 126−128.
  70. А.С. Форматы графических файлов. К.: НИПФ «ДиаСофт». 1995.480 с.
Заполнить форму текущей работой