Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системные основы повышения эффективности профессиональной переподготовки специалистов предприятий промышленного производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многоуровневая система образования — одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. Основными преимуществами многоуровневой структуры высшего образования являются следующие: реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемогозначительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Системный подход в профессиональной переподготовке специалистов предприятий промышленного производства
    • 1. 1. Роль персонала в повышении эффективности производства
    • 1. 2. Образовательные системы
    • 1. 3. Системный подход к содержанию курсов функциональной переподготовки
    • 1. 4. Цель и задачи диссертации
  • Выводы
  • 2. Оценка качества функционально-ориентированной переподготовки специалистов
    • 2. 1. Гносеологический аспект оценки качества переподготовки
    • 2. 2. Стоимостные аспекты оценки качества
    • 2. 3. Коэффициент освоения сложной системы
    • 2. 4. Выводы
  • 3. Оптимальное распределение ресурса для траекторий с последовательным и параллельным включением блоков функциональной переподготовки специалистов
    • 3. 1. Метод Лагранжа
    • 3. 2. Метод динамического программирования
    • 3. 3. Общие закономерности распределения ресурса между параллельно и последовательно включенными блоками
    • 3. 4. Выводы
  • 4. Оптимизация профессиональной переподготовки для сложных траекторий обучения
    • 4. 1. Программа обучения с выделением ядра знаний
    • 4. 2. Оптимальное распределение ресурса для систем с ядерной структурой
    • 4. 3. Определение области применения «ядерной» структуры при выборе траекторий профессиональной переподготовки
    • 4. 4. Выводы

Системные основы повышения эффективности профессиональной переподготовки специалистов предприятий промышленного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

В нооиндустриальном обществе основной составляющей промышленного производства являются кадры. Прогресс науки и техники на современном этапе развития индустриального общества в значительной мере определяется наличием высококвалифицированных трудовых ресурсов. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что в периоды структурных преобразований экономики, ликвидации кризисных явлений существенно возрастает актуальность вопросов техучебы и переподготовки кадров, повышения квалификации и переквалификации специалистов промышленного производства [8,9].

Требования к подготовке специалиста формулируются вне системы образования. Они исходят из общих экономических, общественных целей государства, потребностей частного производства, личности и т. д. Важность образования в экономике страны особенно подчеркнута в теории человеческого капитала, согласно которой ресурсы, затраченные на образование, являются вложением в человеческий капитал [2,4,6,21].

Человек должен учиться и совершенствоваться всю жизнь, ибо сама жизнь сейчас быстро меняется и усложняется. Уровней, видов, форм образования становится все больше, расширяются временные рамки обучения. Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро.

Для формирования стратегической кадровой политики необходимы: определение целей развития производства, разработка системы обеспечения кадрами производственных звеньев, оценка качества подготовки специалистов, организация процесса повышения их квалификации.

По данному вопросу опубликовано значительное число научно-аналитических обзоров, обобщающих и систематизирующих методы и подходы к определению потребности в кадрах [6,8], некоторые из них посвящены математическим методам моделирования кадровых процессов [29,33,37].

Ориентация на формирование системного подхода в образовании, как одного из важнейших требований современной жизни, и его результаты дают ответ на вопрос: чему и как учить в современных условиях [6,10,16,19,20,22].

Для современной промышленности, в которой осуществляется глобальная модернизация, профессиональная переподготовка проводится по многозвенной, многоступенчатой траектории, оценка качества и затрат которой является нетривиальной задачей как для исполнителей, так и для потребителей образовательных услуг. Реализация траекторий может осуществляться на основе интеграции корпоративного и высшего образования.

Многоуровневая система образования — одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. Основными преимуществами многоуровневой структуры высшего образования являются следующие: реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемогозначительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального трудаповышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь" — свобода выбора «траектории обучения» и отсутствие тупиковой образовательной ситуацииширокие возможности для последипломного образованиявозможность интеграции в мировую образовательную систему. Многоуровневая система образования состоит из отдельных блоков, при организации, которых необходимо системно оценивать эффективность затраченных ресурсов на ту или иную траекторию.

Касаясь вопросов совершенствования процесса переподготовки специалистов, следует обратить внимание на то, что творческое становление специалиста требует не только включения в процесс переподготовки системы некоторых установившихся знаний, но и, в первую очередь, методологии анализа получения новых знаний.

Прогнозируя развитие предприятия, следует одновременно прогнозировать и соответствующую организационно-технологическую структуру кадров, а также программы на развитие систем переподготовки и повышения квалификации специалистов, поскольку целенаправленная работа таких систем активно влияет на развитие самого производства. Таким образом, специализация квалифицированного труда, а применительно к условиям и задачам инженерной деятельности — инженерная специализация, перерастает в важную составную часть разработки прогнозов развития производства, а также системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров. В связи с комплексным характером многих инженерных задач и необходимостью обеспечения профессиональной мобильности специалистов особую роль приобретает вопрос о соотношении объемов общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки инженеров.

Функциональная инженерная специализация обеспечивается более сложными методологическими средствами и организационно-методическими приемами ведения учебного процесса, гибкой модульной системой учебных планов, многовариантным составом и дифференцированным содержанием модуля дисциплин функциональной специализации [4,30].

Переход к модернизированной модели должен осуществляться поэтапно и по нескольким направлениям. Одним из них может стать введение в практику переподготовки специалистов структурированных учебных курсов, под которыми подразумеваются интегративные системы, включающие курс лекций, систему лабораторно-практических занятий, учебное проектирование, имеющие междисциплинарный характер, комплект интегративных тестов, а также специальные средства компьютерной поддержки учебного процесса.

Внутри профессиональной дисциплины инженерная деятельность предполагает выделение некоторого «ядра знаний», вокруг которого реализуются различные «приложения». Эта процедура также многоэтапная и многоступенчатая [119].

Переподготовка должна проводиться в управляемой системе, обеспечивающей снижение затрат, быструю перестройку, контроль за качеством.

Оптимизация системы переподготовки специалистов представляет собой сложную проблему в связи с нелинейностью зависимости затраты-качество и наличием существенных ограничений.

Поэтому актуальной областью исследований является системный анализ моделей переподготовки специалистов промышленного производства с учетом функциональных особенностей и затратности используемых траекторий обучения.

Связь темы диссертации с государственными научными программами, темами и грантами.

Диссертационная работа выполнялась в рамках научно-исследовательской программы СамГТУ по проблемам высшего профессионального образования на 2000;2005 г. г. Министерства образования России по теме «Оптимизация показателей качества учебного процесса».

Цель работы.

Целью диссертационной работы является системный анализ, моделирование, оптимизация, совершенствование управления и принятие решений, обеспечивающих эффективность функционирования системы переподготовки специалистов промышленного производства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выработать интегральный ресурсозависимый показатель качества профессиональной многозвенной траектории и разработать методики определения количественных характеристик переподготовки специалистов промышленного производства в развитии интеграции корпоративного и высшего образования.

2. Выделить ограничения и разработать алгоритмы оптимизации повышения эффективности системы переподготовки.

3. Провести анализ возможных многозвенных траекторий переподготовки, выработать методику оптимизации, на базе которой провести синтез траекторий обучения и заложить основы создания активных обучающих систем.

Методы научных исследований.

Методы исследований базируются на теории систем и системного анализа, критериально-ориентированном тестировании, математической статистике, методе динамического программирования, методе неопределенных множителей Лагранжа, нелинейном преобразовании координат, методе наименьших квадратов.

Научная новизна диссертационной работы.

1. Предлагается новый метод оценки эффективности отдельных блоков многозвенных траекторий переподготовки специалистов, позволивший в отличие от известных аналогов более полно отразить эмерджентные свойства системы по отношению «качество-затраты».

2. Определены условия достижения глобального максимума для предложенных насыщающихся зависимостей характеристик эквивалентных показателей качества от ресурса.

3. Поставлена и решена задача оптимизации для многозвенной траектории переподготовки, состоящей из последовательных, параллельных блоков, «ядра» и приложений, методами неопределенных множителей Лагранжа и динамического программирования.

4. Найдены граничные значения ресурса, определяющие область использования траекторий обучения с выделением «ядра» знаний и приложений.

Практическая ценность работы.

1. Методика позволяет совершенствовать систему управления переподготовкой специалистов путем использования алгоритмов выбора траекторий переподготовки, идентификации и оптимального распределения ресурса между блоками.

2. Предложены подходы к созданию активных систем повышения профессионального уровня.

Основные научные положения, выносимые на защиту.

1. Обобщенная оценка блоков функциональной переподготовки, основанная на критериально-ориентированном тестировании.

2. Условия проверки достижимости максимума целевой функции, в качестве которой принят ресурсозависимый интегральный показатель качества — коэффициент освоения.

3. Методика оптимизации распределения ресурса, выделенного на профессиональную переподготовку специалистов, при различном соединении блоков на основе методов Лагранжа и динамического программирования.

4. Методика оценки эффективности и выбора траектории профессиональной переподготовки с ядерной структурой.

Реализация результатов работы.

Методика оптимизации многозвенных траекторий переподготовки и повышения квалификации используется на электротехнических и электроэнергетических предприятиях г. Самары, г. Стерлитамака, г. Актюбинска и при проектировании учебных планов на кафедре «Электрические станции» Самарского государственного технического университета.

Апробация работы.

Основные положения работы и результаты исследований обсуждались на международной конференции «Системный анализ в проектировании и управлении» (г. Санкт-Петербург, 2001), на всероссийской научно-практической конференции «Электропотребление, энергосбережение, электрооборудование» (г. Оренбург, 2001), на всероссийской научно-практической конференции «Энергосистема: управление, качество, безопасность» (г. Екатеринбург, 2001), на международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении» (г. Таганрог, 2002), на восьмой всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (г. Краснодар, 2003), на одиннадцатой международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и качество образования науки» (г. Санкт-Петербург, 2004), на девятой международной научно-технической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении» (г. Санкт-Петербург, 2005).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 20 печатных работ, в их числе 2 статьи и ряд тезисов международных и всероссийских конференций.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и трех приложений, содержит 111 стр. основного текста, включая 27 рисунков и 5 таблиц, 11 стр. списка использованной литературы из 119 наименований, 24 стр. приложений.

4.4 Выводы.

1. Функционально-ориентированную целевую подготовку специалистов промышленности целесообразно проектировать состоящей из «ядра» и приложений.

2. Получена целевая функция функциональной подготовки, состоящей из «ядра» и приложений, эквивалентная коэффициентам освоения.

3. Поставлена и решена методами Лагранжа и динамического программирования оптимизационная задача по распределению ресурса между «ядром» и приложениями.

4. Найдены граничные значения ресурса, определяющие область использования ядерной структуры, зависящие от затратности «ядра» и приложений. Область эффективности ядерной структуры является достаточно узкой, и ее использование требует специального обоснования.

5. Траектория с ядерной структурой является эффективной в диапазоне выделенного ресурса, составляющем 5СН-85% от показателя затратности «ядра» в диапазоне показателя затратности приложений 0,3-Ю, 7.

6. Рассмотренная методика может служить основой создания активных обучающих систем, когда обучаемый оценивает для многозвенной траектории обучения соотношение затраты-качество.

В диссертационной работе поставлена и решена задача применения системного подхода к повышению эффективности многозвенной профессиональной переподготовки специалистов промышленного производства.

Основные научные и практические результаты диссертационной работы заключаются в следующем:

1. Выделены системные основы оценки многозвенных траекторий профессиональной переподготовки специалистов промышленного производства при последовательном, параллельном освоении вопросов и с выделением «ядра» знаний. Показано, что эквивалентные коэффициенты освоения являются целевыми функциями качества с ограничениями по выделенным ресурсам.

2. Доказано, что для насыщающихся расходных характеристик эквивалентного коэффициента освоения максимум целевых функций достижим во всем диапазоне изменения переменных, что важно при определении условий достижения глобального максимума целевой функции.

3. Установлено, что для параллельного соединения блоков эквивалентный коэффициент освоения представляет собой аддитивную функцию. Нелинейное преобразование переменных приводит к аддитивной функции коэффициента освоения при последовательном соединении блоков, что позволило обосновать выбор в качестве методов оптимизации метода неопределенных множителей Лагранжа и динамического программирования.

4. Обнаружено, что в точке оптимального распределения ресурса при параллельном соединении блоков значения производных расходных характеристик блоков обратно пропорциональны весовым коэффициентам. При последовательном соединении в точке оптимума значения производных расходных характеристик отдельных блоков прямо пропорциональны коэффициентам освоения этих блоков, что служит основой для построения стадий алгоритмов оптимизации.

5. Найдены граничные значения ресурса, определяющие область использования ядерной структуры и зависящие от затратности «ядра» и приложений. Траектория с ядерной структурой является эффективной в диапазоне выделенного ресурса, составляющем 5(Н85% от показателя затратности «ядра» в диапазоне показателя затратности приложений 0,3-Ю, 7, что определяет область применения ядерной структуры.

6. Предложенная методика выбора траекторий переподготовки является основой создания активных обучающих систем, когда обучаемый оценивает для многозвенной траектории обучения соотношение затраты-качество.

7. Разработаны алгоритмы выбора траектории, идентификации и оптимального распределения ресурса между блоками, функционирующие в системе управления переподготовкой специалистов предприятий промышленного производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1973.
  2. Э.Г., Шабанов А. Г. Обобщенная модель процесса обуче-ния//Инновации в образовании, 2004, № 1.
  3. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оцен-ки//Методы системного педагогического исследования. М., 1980.
  4. В.Н., Кравцов П. Г., Целевая функционально-ориентированная подготовка специалистов в техническом университете. Концепция, технология, реализация. СамГТУ, 2001.
  5. .С. Основы педагогической диагностики и мониторинг образовательной деятельности в техническом вузе. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. -120 с.
  6. И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьника (Теория. История. Практика): Учебное пособие РГПУ им. А .И. Герцена, 2000. 158 с .
  7. Н.В., Михайлов B.C. Определение потребности сварочного производства в кадрах специалистов на основе системной методологии. -Киев:ИЭС им. Е. О. Патона, 1992.-40 с.
  8. В.Н., Денисов А. А. Прогнозирование потребности в специалистах на основе количественной оценки потоков перерабатываемой инфор-мации//Решение задач упр.высш.шк. с использ. мат. моделей: Сб.науч.тр.-М.:НИИВШ, 1990.-С.12−24.
  9. Ю.Кулаков П. А., Мигунова Л. Г. Системные основы электроэнергетического образования: Вестник СамГТУ. Сер. Психолого-педагогические науки, 2003, № 18.С.-17−25
  10. П.Кулаков П. А., Мигунова Л. Г. Оптимизация профессиональной инженерной подготовки. Тезисы докладов научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии высшей и средней школы».// Самара, 2000.-186 с.
  11. П. А., Мигунова Л. Г. Развитие системного мышления в процессе обучения. Материалы и тезисы докладов 3-ей международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность" — Самара, 2000.С.- 271−272
  12. И.Кулаков П. А., Мигунова Л. Г. Системные основы электроэнергетического образования: Материалы конференции «Системный анализ в проектировании и управлении», Таганрогский гос. радиотехн. ун-т., 2002.С.- 466−467
  13. П.А., Мигунова Л. Г. Профессиональные специализации в многопрофильных региональных группах: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе», Краснодар, Кубан. гос. технол. ун-т, 2003 .С.-143−144
  14. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
  15. П.Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980.
  16. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
  17. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1990.
  18. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. Сб. статей. Отв. Ред. В. А. Бодров, М., 1992.
  19. Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов/Под ред. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  20. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для вузов. Спб.: Изд-во СПбГТУ, 1997.
  21. Г. С. Алгоритм изобретения. М.:Моск.рабочий, 1973. 296 с.
  22. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учебное пособие. М.:Высш.школа, 1989. 367 с.
  23. .С. Основы системологии. М.:Радио и связь, 1982. 272 с.
  24. Л. Горизонты системного анализа/ Ист.-эко-культ. ассоциация «Поволжье».- Самара, 200. 244 с.
  25. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.:Наука, 1973.- 112 с.
  26. К. Общая теория систем скелет науки//Исследование по общей теории систем. М.:Прогресс, 1969. С. 106−124.
  27. А.И. Социогенетика.СПб.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. 168 с.
  28. Применение системного анализа на разных уровнях управления в высшей школе: Обзорная информация/Под ред. В. Н. Волковой. М.:НИИВШ, 1977. 65 с.
  29. .А., Емельянов А. А. Основы системного анализа. М.:Изд-во МЭСИ, 1998.106 с.
  30. Прикладные нечеткие системы/ Под ред. Т. Тэрано, К Асаи, М. Сугэно. М.:Мир, 1993. 368 с.
  31. Л.М., Кузнецова И. А. Технологические инновации в промышленности и сфере услуг. М., ЦИСН, 2001.
  32. Д.А., Липес А. В., Мызин А. Л. Модели оптимизации развития энергосистем. Учебник для вузов. М.:Высш. шк., 1987.
  33. Закон Российской Федерации «Об электроэнергетике» 26.03.03 г., № 35-Ф3
  34. Постановление Правительства Российской Федерации «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации"-11.07.2001 г., № 526.
  35. С.В. Обеспечение качества профессиональной подготовки персонала электроэнергетических компаний//Энергосбережение и водо-подготовка, 2004, № 2.
  36. Н.А., Воропай Н. И., Заславская Т. Б. Структурный анализ электроэнергетических систем. (В задачах моделирования и синтеза). Новосибирск: Наука, 1990.
  37. П.А., Мигунова Л. Г. Оптимизация учебного процесса по критериям надежности. Тезисы докладов международной конференции «Надежность и качество в промышленности, энергетике и на транспорте», Ч. 2. Самара, 1999.С.-222−224
  38. Системный подход при управлении развитием электроэнергетики./ Отв. ред. Л. С. Беляев, Ю. Н. Гуденко, Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1980. 239 с.
  39. П.А., Мигунова Л. Г. Системные основы электроэнергетического образования: Материалы и тезисы докладов 4-й международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность». Самара: СИПКРО, 2002.С.-194−195
  40. Системные исследования в энергетике/ Рос. Акад. Наук Сибир. отд-ние Ин-т систем энергетики им. JI.A. Мелентьева. Отв. ред. А. В. Кейко. Иркутск, 2000. 328 с.
  41. Ф.И. Расчет надежности схем электрических соединений. М.: Энергия, 1971.
  42. Л.С. и др. Системный подход при управлении развитием электроэнергетики. М.:1980.
  43. .А., Шаркович В. Г. Анализ и синтез в системах отраслевого управления. М.: Наука, 1978.49.0дрин В. М. Метод морфологического анализа технических систем. М.: Изд-во ВНИИПИ, 1989.
  44. М.Г., Кузьмин A.M., Шалденков С. В. Функционально-стоимостной анализ инженерной деятельности: Учебное пособие. М.: Информэлектро, 1990.
  45. В.Н., Денисов А. А., Темников Ф. Е. Методы формализованного представления систем: Учебное пособие. СПб.:СПбГТУ, 1993. 107 с.
  46. А.А., Колесников Д. Н. Теория больших систем управления: Учебное пособие для студентов вузов. Л.: Энергоиздат, 1982. 288 с.
  47. А.А., Волкова В. Н. Иерархические ситемы:Учебное пособие. Л.:ЛПИ, 1989. 88 с.
  48. М., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. М.:Мир, 1978. 311 с.
  49. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.488 с.
  50. В.П. Математический аппарат инженера. Киев: Техника, 1977. 766 с.
  51. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник для студентов вузов/ Под ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. Л.:Политехника, 1991.398 с.
  52. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.:Мысль, 1978. 272 с.
  53. Н.Т. Целостность и управление. М.:Наука, 1974. 248 с.
  54. Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.:Высш. шк., 2001.208 с.
  55. В.Н., Денисов А. А. Системный анализ и его применение в АСУ. Л.:ЛПИ, 1983. 83 с.
  56. В.Н. Структуризация и анализ целей в системах организационного управления: Учебное пособие. СПб.:СПбГТУ, 1995. 72 с.
  57. В.И., Пузырев В. А., Грубрин И. В. Техническая кибернетика. М.: Изд-во МАИ, 1994. 280 с.
  58. П.А., Мигунова Л. Г. Системные основы электроэнергетики (СОЭ) как фундамент подготовки специалистов: Материалы конференции «Электропотребление, энергосбережение, электрооборудование», Оренбургский государственный университет, 2001. С.- 68−69
  59. Е.С. Элементы динамического программирования. М. Наука, 1964. 175 с.
  60. П.А., Мигунова Л. Г. Системные функции и методика профессиональной подготовки электроэнергетиков: Материалы конференции «Энергосистема: управление, качество, безопасность», Уральский государственный технический университет, 2001. С.- 481−483
  61. Системное программирование и вопросы оптимизации: Сб. тр. Моск. ун-т им. М. В. Ломоносова./ Под ред. Л. Н. Королева, П. С. Краснощекова. МД987. 205 с.
  62. Л.Т. Основы кибернетики. Учеб. пособие, в 2-х т. М.: Энергия, 1979.584 с.
  63. А.И. Оптимизация режимов работы и параметров ТЭС. М., 1983.
  64. В.А. Теория систем автоматического управления. М., 1990.
  65. Л.С. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Наука, 1983.
  66. Ю.И. Методы оптимизации: Учеб. пособие для вузов. М.: Сов. Радио, 1980.
  67. Автоматизированные системы управления предприятиями и объединениями/Под ред. В. И. Терещенко. Киев: Техника, 1978. 295 с.
  68. Р. Динамическое программирование. М.: Изд-во ИЛ, 1960.
  69. И.Л., Войтенко М. А. Динамическое программирование в примерах и задачах: Учеб. пособие. М.:Высш. школа, 1979. 125 с.
  70. Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 347 с.
  71. В.Н., Колесников Д. Н., Сиднев А. Г. Решение математического программирования: Учеб. пособие. СПб.:СПбГТУ, 1992. 112 с.
  72. В.Д., протодьяконов И.О., Евлампиев И. И. Основы теории оптимизации: Учеб. пособие. М.:Высш. школа, 1986. 384 с.
  73. В.И., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.:Наука, 1982. 254 с.
  74. Ю.И. Системный анализ и исследование операций. М.:Высшая школа, 1996. 335 с.
  75. А.А. Теоретические основы автоматизированного управления. Ч 1: Основы анализа и оценки сложных систем. Орел: Изд-во ВИПС, 1998. 254 с.
  76. Ф., Мюррей У., Райт М Практическая оптимизация. М.:Мир, 1985.
  77. А.В., Сакович В. А., Холод Н. И. Высшая математика. Математическое программирование. Минск: Вышэйшая школа, 1994.
  78. А.Г., Тимохов А. В., Федоров В. В. Курс методов оптимизации. М.-.Наука, 1986.
  79. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989.
  80. A.M., Штриков Б. Л. Оценка качества учебных занятий: Вестник СамГТУ. Сер. Психолого-педагогические науки, 2003, № 18.
  81. П.А., Мигунова Л. Г. Оптимальное составление траекторий целевой индивидуальной профессиональной подготовки. Межвузовский сборник научных трудов «Наука, техника, образование г. Тольятти и Волжского региона». 4.1. Тольятти, 2000. С.-68−72
  82. А.А. Системный анализ образовательных технологий. Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 2002.
  83. П. Наука и искусство проектирования. М.:Мир, 1973. 263 с.
  84. А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988.361 с.
  85. И.С. Методы поиска технических решений/Под ред. В. А. Логинова. М.: Изд-во МЭИ, 1989. 82 с.
  86. А.И. Технология творчества. Ч. I. М.: Радио и связь, 1992. 120 с.
  87. Е.М., Демина Л. В. Методическое указание по курсу Инженерное проектирование и САПР. Деловая игра по групповому экспортированию. М.: Изд-во МЭИ, 1995. 26 с.
  88. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник/ Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО «Информ-система», 1995. 408 с.
  89. А.И. Теория проектирования новой техники. М. :Информэлектро, 1990.
  90. Теория выбора и принятия решений. Закономерности техники и их применение/ Макаров Н. М. и др. М.: Наука, 1982.
  91. Ю.В. Автоматизированный многокритериальный выбор альтернатив в инженерном проектировании. М.: Изд-во МЭИ, 1992.
  92. Л.А., Петровский A.M., Шнейдерман М. В. Организация экспертизы и анализ экспертной информации. М.: Наука, 1984.
  93. Т., Керне К. Аналитическое планирование и организация систем. М.:Радио и связь, 1991. 224 с.
  94. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 263 с.
  95. А.А. Теоретические основы автоматизированного управления. Ч 2: Основы управления и построения автоматизированных информационных систем. Орел: Изд-во ВИПС, 1999. 209 с.
  96. В.В., Гарев А. Ф., Васютин С. В., Райх В. В. Базы данных, интеллектуальная обработка информации. М.:Нолидж, 2000.
  97. Основы теории оптимального управления/ Под ред. В. Ф, Кротова. М. .'Высшая школа, 1990.
  98. JI.A. Системные исследования в энергетике. М.:Наука, 1979, 416 с.
  99. Математические модели для оптимизации развития электроэнергетических систем/ Под ред. JI.A. Мелентьева. Иркутск, 1971. 90 с.
  100. JT.C. Решение сложных оптимизационных задач в условиях неопределенности. Новосибирск: Наука, 1978. 128 с.
  101. Э.Я. Структурное моделирование объектов и систем управления с распределенными параметрами: Учеб. пособие.-М.: Высш. шк., 2003. 299 с.
  102. В.М., Тихомиров В. М., Фомин С. В. Оптимальное управление М.:Наука, 1979.
  103. Д.И. Методы оптимального проектирования М.: Радиосвязь, 1984.
  104. А.Н. Модели открытой образовательной системы. Теоретическая монография Новосибирск: Изд-во Сиб. отд. РАН, 1998.
  105. В.В. От методик к образовательной технологии // Народное образование, 1998. № 7.
  106. Ю.И. Математика как операционная система и модели // Со-ровский образовательный журнал, 1996. № 1.
  107. О.Д. Электротехническая наука в первой половине XX ве-ка.-М. .-Наука, 1988, с. 144.
  108. Л.Г. Структурированные курсы модульный подход к подготовке технических специалистов: Акмеология профессионального образования: Материалы II регион, науч.-практ. конф.-Екатеринбург: Рос. Гос. проф.-пед. ун-т., 2005. С.-238−239
  109. П.А., Мигунова Л. Г. Профессиональная подготовка с «ядерной» структурой знаний: Труды IX междунар.науч.-техн. конф. «Системный анализ в проектировании и управлении». СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та, 2005. С.- 496−498
Заполнить форму текущей работой