Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание экономической профессии вместе со спецификой работы с информацией, которая принимается, актуализируется и прорабатывается через сознание, включает построение взаимоотношений с окружающими с целью организации производственной деятельности. Все это, вместе взятое, определяется понятием «коммуникация» и характеризуется как обмен информацией в процессе производственного и общественного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИ-* РОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И
  • НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 1. 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей
    • 1. 2. Методические и организационные основы формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей
  • ГЛАВА 2. УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО
  • ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 2. 1. Коммуникативные умения и навыки, необходимые студентам экономических специальностей
    • 2. 2. Опытно-экспериментальное исследование работы по формированию коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

Формирование коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рыночные отношения в современной экономике России привели к расширению хозяйственной самостоятельности в различных производственных структурах и усилению конкуренции между предприятиями и организациями во всех сферах. В этих условиях становится крайне важной эффективная подготовка всего контингента специалистов экономического профиля: менеджеров, экономистов, маркетологов и др. Это необходимо и для создания устойчивых и эффективных производственных отношений, создающих в свою очередь базу для определенной организационной культуры.

Задачи высшего профессионального образования существенно менялись на разных этапах развития общества. В связи с тем, что рыночные отношения в стране в число первоочередных задач выдвигают грамотное решение проблем хозяйственной самостоятельности, для вузов становится важным поиск путей совершенствования профессиональной подготовки студентов по экономическим специальностям. На наш взгляд, вместе с приобретением знаний, приоритетное значение в структуре профессионального экономического образования должны занять проблемы формирования личных качеств и культуры у студентов.

Культура считается призмой, сквозь которую преломляется и высвечивается все сущее. В соответствии с этим человек предстает как феномен культуры. Поэтому культура считается творческим принципом жизни личности и общества в целомв философии ее причисляют к умению, доведенному до уровня искусства и нравственно санкционированной целью.

Содержание экономической профессии вместе со спецификой работы с информацией, которая принимается, актуализируется и прорабатывается через сознание, включает построение взаимоотношений с окружающими с целью организации производственной деятельности. Все это, вместе взятое, определяется понятием «коммуникация» и характеризуется как обмен информацией в процессе производственного и общественного взаимодействия. Для многих специалистов умение общаться, быть коммуникабельным становится профессионально важным и необходимым качеством. Именно поэтому таким актуальным является вопрос о необходимости формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей. Это подтверждается в ходе нашего исследования, в беседах со студентами, с бывшими выпускниками экономических вузов и специалистами, работающими в сфере экономической деятельности.

В исследованиях многих авторов отмечается недостаточная готовность выпускников к практической деятельности, включающей коммуникативную сферу и эффективное управление персоналом [5, 18, 29, 49, 64, 65, 97, 185, 203, 206 и др.]1, к творческому решению проблем в профессиональных ситуациях [81, 105, 107, 108, 109, 123 и др.].

Требует доработки концептуальный подход к осуществлению образовательного процесса обучения студентов экономических специальностей. В вопросах воспитательного воздействия на студентов актуальным в настоящее время стало гуманистическое направление, в основу которого положены идеи известных педагогов: Д. Локка, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Дальнейшее развитие они получили в работах Ю. К. Бабанского, Н. В. Савина и др.

Формирование коммуникативных умений и навыков, являясь одним из направлений деятельности образовательного учреждения, основано на теории и практике педагогической науки. При этом должны быть учтены такие важные аспекты, как содержание образования, закономерности, принципы и методы организации целостного педагогического процесса, основные положения которых отражены в трудах В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанского,.

1 Здесь и далее (в квадратных скобках) первое число указывает порядковый номер источника в списке литературы, далее указывается страница этого источника, кроме случаев перечисления нескольких источников.

В.В. Краевского, И. П. Подласого, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина, В. И. Сластенина и др.

Общение относится к межпредметным категориям в связи с тем, что изучается в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках. Известно, что реализация целей развития личности осуществляется в процессе педагогического общения, которое характеризуется как «многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» [153, с.393]. Проблемы педагогического общения исследованы различными авторами. Его основные положения обоснованы в трудах Н.А. Березо-вина, В.А. Кан-Калика, С. И. Самыгина и др.

Рыночные экономические отношения влияют на все сферы функционирования предприятий и организаций, выдвигая на одно из первых мест организацию деятельности персонала. Эффективность организации определяется умением персонала строить и осуществлять деловое общение. Вопросы делового общения в специальной литературе разработаны многими авторами. Мы в своей работе при определении сущности делового общения и понятийного аппарата теории общения опирались на работы А. В. Батаршева, А.П. Егиде-са, Е. Н. Зарецкой, О. М. Казарцевой, В.ГТ. Конецкой, Ю. С. Крижановской, В. Н. Лавриненко, В. В. Томилова и др.

В то же время продолжают оставаться недостаточно исследованными проблемы формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей, не выявлены эффективные методы и приемы.

В ходе изучения специальной литературы, опыта работы специалистов-экономистов, педагогического опыта было выявлено противоречие: современные экономические преобразования и воздействие большого потока информации, с одной стороны, предъявляют требования к необходимости формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностейс другой стороны, в практике образования данному вопросу уделяется недостаточно внимания вследствие отсутствия достаточной научно-методической базы.

С учетом указанного противоречия нами определена проблема иссле довании: каковы педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей? Выявленное противоречие и необходимость решения этой проблемы составили цель исследования: выделить и научно обосновать в ходе эксперимента эффективность педагогических условий формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей.

Объект исследования — система профессиональной подготовки студентов высшего экономического учебного заведения.

• Предмет исследования — процесс формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей.

В процессе исследования проблемы мы выдвинули гипотезу, в целях формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей необходимо:

— обеспечение направленности содержания, форм и методов обучения на формирование коммуникативных умений и навыков;

— построение обучения с воспитательной и профессиональной направленностью на основе гуманизации педагогического общения;

— использование проблемных заданий в процессе формирования коммуникативных умений и навыков;

— использование индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения с применением самостоятельной работы студентов в учебном процессе;

— целенаправленное применение знаний общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучаемых студентами в вузе, так как при соблюдении этих условий студентами понимается их значимость в профессиональной деятельности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены его задачи:

1. Обосновать сущность и содержание понятия «коммуникативные умения и навыки». Выявить теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей.

2. Изучить практический опыт экономических вузов по формированию коммуникативных умений и навыков у студентов.

3. Выявить критерии для определения уровня коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей.

4. Разработать теоретическую модель формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей и обосновать эффективность ее практической реализации опытно-экспериментальным путем.

5. Определить педагогические условия успешного формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей и выработать конкретные практические рекомендации по использованию теоретической модели и применению соответствующих методов и приемов в учебно-воспитательном процессе.

Методологической основой исследования являются: материалистическая диалектика — как всеобщий метод познания и теории развитиясистемный, полисубъектный (диалогический) в единстве с личностным, деятельно-стным и во взаимосвязи с культурологическим подходыидея единства обучения, воспитания и развития личности.

Теоретической базой исследования являются: современные концепции воспитания (О.А. Абдуллина, Ю. К. Бабанский и др.) — теория проблемного обучения (Т.А. Ильина, В. Т. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.) — теория учебной деятельности в развивающем обучении (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Г. Д. Кириллова и др.) — основы педагогического общения (В.А. Кан-Калик, В. А. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, С. И. Самыгин, В. А. Сластенин и др.) — основы делового общения (Е.Н. Зарецкая, В. П. Конецкая, В. Н. Лавриненко, В. В. Томилов и др.) — психологическая теория мышления (П.В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — теория активизации обучения (А.А. Вербицкий, Г. И. Щукина) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.

Методы исследования: анализ литературы по педагогике, психологии, философии, экономике, нормативных документов по высшей школе, учебных пособий и программконстатирующий и формирующий экспериментытеоретическое моделирование, анкетирование, беседы, наблюдения, методы оценки и самооценки.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Че-&diamsбоксарского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации. Автором использовался 25-летний опыт преподавания, включая работу в вузе, в Руднянской средней школе в Волгоградской области, в Чебоксарском механико-технологическом колледже.

Исследование проводилось в ходе нескольких этапов.

Первый этап — поисково-теоретический (1994;1996 гг.) — включает теоретический анализ педагогической, психологической, философской, специальной литературы, изучение опыта работы преподавателей вузов, анализ сущности понятий «коммуникация», «коммуникативные умения и навыки», «общение», «деятельность» и методов обучения по проблеме исследования. Определялся исходный уровень коммуникативных умений и навыков у сту.

V™ дентов.

Второй этап — опытно-экспериментальный (1997;2000 г.) — включает создание и внедрение в практику теоретической модели формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностейвыявление педагогических условий, способствующих ее эффективному применению.

Третий этап — аналитико-обобщающий (2001;2004 г.) — включает анализ и обобщение результатов исследования, а также литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем: А.

— проанализирован и обобщен имеющийся опыт, выявлены недостатки и проблемы в формировании коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей в учебно-воспитательном процессе;

— разработана и реализована теоретическая модель формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей;

— определены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей в учебном процессе;

• - определены и обоснованы этапы формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей в процессе обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— уточнены сущность и содержание понятия «коммуникативные умения и навыки»;

— разработаны теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей в учебно-воспитательном процессе;

— определено качественное своеобразие функционирования педагогиче-^ ских закономерностей и дидактических принципов в построении учебного процесса по формированию коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применять содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и методические рекомендации с целью формирования коммуникативпых умений и навыков у студентов экономических специальностей в процессе изучения различных предметов в учебном процессе вуза.

Обоснованность результатов исследования осуществлялась в ходе общенаучного, методологического и технологического обеспечения процесса исследования, выделением категориального аппарата, с применением психолого-педагогической, экономической и другой литературы.

Достоверность результатов исследования достигалась конкретизацией проблемы, цели, объекта и предмета исследования, непротиворечивостью его гипотезы и выделенных задач исследования, которые решались с применением эмпирических и теоретических методов соответствующих времени проведения и целям экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на заседаниях кафедры педагогики ЧГГТУ им. И. Я. Яковлева и кафедры физической культуры и спорта Чебоксарского кооперативного института МУПК. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на межвузовских, всероссийских конференциях (Чебоксары, 1999;2004) — (Казань, 2003).

Основные положения диссертационного исследования были внедрены в учебно-воспитательный процесс в Чебоксарском кооперативном институте МУПК. Материалы исследования отражены в 12 научных работах.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Формирование у студентов экономических специальностей коммуникативных умений и навыков является важным компонентом в профессиональной подготовке будущих специалистов. Коммуникативные умения и навыки у студентов экономических специальностей формируются в процессе обучения и выступают средством познания и реализации личности в ходе общения и деятельности. Формирование коммуникативных умений и навыков осуществляется целенаправленно в ходе решения педагогических задач.

2. Коммуникативные умения и навыки играют важную роль в будущей профессиональной деятельности студентов экономических специальностей.

Они содержат познавательные, эмоционально-волевые и поведенческие умения и навыки, на основе которых вырабатываются соответствующие установки личности, что способствует активизации процесса самореализации будущего специалиста.

3. Разработанная модель формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей представляет собой систему, в структуре которой выделяются следующие компоненты: цель, задачи и методика учебно-воспитательного процессанаправленность на вооружение студентов коммуникативными умениями и навыкамиприменение различных методик для развития личности.

4. Основными педагогическими условиями формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей являются:

— обеспечение направленности содержания, форм и методов обучения на формирование коммуникативных умений и навыков;

— построение обучения с воспитательной и профессиональной направленностью на основе гуманизации педагогического общения;

— использование проблемных заданий в процессе формирования коммуникативных умений и навыков;

— использование индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения с применением самостоятельной работы студентов в учебном процессе;

— целенаправленное применение знаний общих гуманистических и социально-экономических дисциплин, изучаемых студентами в вузе.

Структура диссертации включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведенного нами исследования были решены поставленные задачи, реализация которых дала возможность выявить педагогические условия, при которых формирование коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей будет более эффективным. В исследовании решались задачи по достижению целей обучения, воспитания и развития личности, которые являются содержанием работы по формированию коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы, которые являются подтверждением выдвинутой гипотезы:

1. Коммуникативные умения и навыки определяются как уровни владения человеком коммуникативными действиями по восприятию информации и оценке ситуации, обеспечивающими понимание других людей и построение на этой основе взаимоотношений с ними в ходе совместной деятельности и общения, приводящих к эффективной реализации профессиональных и личных интересов.

2. Процесс формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей включает в себя развитие познавательной (интеллектуальной), эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности. В соответствии с этим коммуникативные умения и навыки подразделяются на познавательные, эмоционально-волевые и поведенческие. Познавательные умения и навыки включают умения и навыки приема и переработки информации, логического мышления и речи, эмоционально-волевые включают умения и навыки управления психическим состоянием, развития стрессоустойчивости, уверенности в своих силах и т. д. Поведенческие умения и навыки включают умения и навыки построения и регулирования собственного поведения в процессе деятельности и общения, формирование позитивного взгляда на окружающее и культуры поведения, принятие себя и других, развитие у обучаемых самостоятельности и стремления к саморазвитию и др.

3. Коммуникация как взаимодействие в процессе общения опирается на нормы морали и нравственности и предполагает ориентацию в правилах, нормах и ценностях общества, что составляет культуру поведения, включая меру руководства этими нормами в поступках и действиях. Коммуникацияэто процесс, в ходе которого идея передается от одного источника к другому, в результате этого у людей происходят изменения в уровне знаний и поведении. В профессиональной сфере коммуникация служит процессом передачи информации и связью как между элементами внутри производственно-хозяйственной системы, так и с элементами внешней среды. Именно поэтому формирование коммуникативных умений и навыков необходимо для эффективного осуществления процесса коммуникации, что является важным разделом профессиональной подготовки будущего специалиста.

4. Процесс формирования коммуникативных умений и навыков включает воспитательные отношения, направленные на формирование у студентов соответствующих качеств личности, взглядов и убеждений, мировоззрения соответственно гуманизации общественных отношений. Содержит методику обучения умственным действиям и, являясь учебным процессом, требует использования дидактических принципов и действий. Это обусловлено тем, что обучение характеризуют как передачу человеку определенных знаний, умений и навыков, предполагая при этом активное взаимодействие обоих участников учебного процесса, где роль педагога сводится к созданию условий для деятельности обучаемых, руководству и контролю.

5. Обучаемыми осуществляется учебно-познавательная деятельность, которая включает следующие компоненты: осознание целей и задач обученияформирование потребности подготовки к профессиональной деятельностиусвоение материалаприменение знаний на практикерегулирование психо-эмоциональным состоянием, проявление волевых усилий в учебно-познавательной деятельностисамоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность.

6. Обучение происходит в процессе педагогического общения. При целесообразно организованном педагогическом общении формируется прогрессивная направленность мировоззрения. Для достижения положительного результата в педагогическом общении и взаимодействии необходимо умение понимать студента, воздействовать на него с применением способов убеждения, внушения, изменения стиля и позиций общения. Эффективность решения педагогических задач возрастает при демократическом стиле педагогического общения, когда преподаватель учитывает индивидуальныеособенности студентов, их потребности и возможности. При оптимальном педагогическом общении происходит сочетание приемов обучения. Технология педагогического общения наиболее полно проявляется в процессе учебно-познавательной деятельности студентов в ходе решения проблемных задач, которое позволяет студентам овладеть способами действия и формирует у них черты творческой деятельности.

7. Для достижения положительного эмоционального воздействия в педагогическом общении необходимо применение коммуникативных приемов: создание на занятии атмосферы, когда студенты, общаясь с преподавателем, испытывают чувство защищенностиодобрение и поддержку с положительной стороны попытки ответа, факта участия в диалогеподдержку творческой активности студентов на занятии. В процессе педагогического общения большое значение имеет помощь в правильном построении высказыванийразъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общенияпозитивная критика, в случае необходимости, поведения студентов в диалоге с преподавателемподдержка стремления студента к диалогу с преподавателем.

8. Результаты эксперимента подтверждают важность педагогического общения как условия организации деятельности обучаемых в процессе формирования коммуникативных умений и навыков, так как включает формирование сознания для выполнения деятельности.

9. Процесс формирования коммуникативных умений и навыков у студентов наряду с традиционными методами, включает применение проблемных методов обучения. Методы проблемного обучения развивают способность усвоения учебного материала, мышление, активизируют познавательный и творческий потенциал студента и обеспечивают более высокий уровень освоения знаний, умений и навыков и опыта творческого их применения. Важным моментом в формировании коммуникативных умений и навыков для профессиональной деятельности является развитие творческих способностей. В профессиональной подготовке студентов творческий подход к вопросам коммуникативного взаимодействия должен стать одним из важных компонентов.

10. Обучение, как и воспитание в целом, направлено на формирование личности. Осуществляется оно с помощью передачи накопленной культуры и способов деятельности по ее использованию. Происходит усвоение личностью предмета сознания и способов деятельности, которые вначале выступают как знания, а затем становятся умениями и навыками, что в конечном итоге является социальным опытом поколения, который определяется как совокупность средств и способов деятельности, созданных в процессе общественной практики людей для воспроизводства и развития культуры.

С целью совершенствования методов обучения мы применяли коллективные формы познавательной деятельности, используя парную и групповую работу, ролевую игруприменяя различные формы и элементы проблемного обучения, совершенствуя навыки педагогического общения, которые активизируют творческое мышление обучаемых. Коммуникативные умения и навыки являются средством для построения процесса общения, и именно они лежат в основе создания творческого начала как в воспроизводстве культуры, так и в создании и созидании: культуры человеческих взаимоотношенийсоздании общенациональной культуры и т. п.

Учитывая важность формирования коммуникативных умений и навыков и необходимость эффективной подготовки студентов к профессиональной деятельности, появилась потребность в поиске современных форм, средств, методов и приемов обучения студентов в вузе.

В практике обучения необходимо больше использовать ролевые игры, психологические тренинги общения и др. Предметы цикла общих гуманитарных, социально-экономических и других дисциплин в условиях вуза является предметами, где имеются возможности для совершенствования коммуникативных умений и навыков в процессе учебной деятельности студентов.

Проводя исследование, мы показали возможность применения методов и приемов обучения в процессе формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей.

Эффективному формированию коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей способствовали выявленные и обоснованные нами в ходе исследования педагогические условия: обеспечение направленности содержания, форм и методов обучения на формирование коммуникативных умений и навыковпостроение обучения с воспитательной и профессиональной направленностью на основе гуманизации педагогического общенияиспользование проблемных заданий в процессе формирования коммуникативных умений и навыковиспользование индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения и применение самостоятельной работы студентовцеленаправленное применение знаний общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В ходе исследования нами проанализировано и обосновано каждое из приведенных педагогических условий, призванных способствовать формированию коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей.

Была разработана и апробирована модель формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей. Данная модель представляет собой систему обучения и воспитания студентов, включающую применение методов, форм, средств обучения, выявление педагогических условий, что позволяет определить содержание работы для выполнения целей и задач.

В ходе проведения исследования была определена необходимость применения как репродуктивных, так и проблемных методов обучения, которые оказывают развивающее действие на процесс познания, необходимый в процессе формирования умений и навыков.

Осуществление процесса обучения с соблюдением законов дидактики и определением соответствующей методики позволили нам осуществить формирование коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей.

В процессе формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей необходимо совершенствовать последовательность и логику применяемых методов. Применяя педагогические требования как метод организации деятельности студентов, следует направлять его на формирование требовательности студентов к самим себе для выполнения определенных задач. В то же время важным является применение методов проблемного обучения с целью развития логического мышления, познавательных возможностей и умений творческой деятельности.

Необходимо изучать возможности наряду с задачами физического развития искать пути решения вопросов подготовки студентов к профессиональной деятельности, формируя коммуникативные умения и навыки, организаторские умения и навыки. Этому в немалой степени будет способствовать проведение студентами комплексов физических упражнений с партнером и с группой.

Важное значение имеют в ходе диалога со студентами вопросы по их подготовке к будущей профессиональной деятельности в отношении формирования умений и навыков общения. При решении конкретных задач коммуникации следует обращать внимание на творческий подход и соблюдение норм морали и культуры поведения.

Актуальным является проведение в экономических вузах работы по разработке и внедрению коммуникативного воспитания студентов с целью подготовки их к профессиональной деятельности.

В ходе проведения опытно-экспериментального исследования нашла подтверждение гипотеза исследования, согласно которойнеобходимо:

— обеспечение направленности содержания, форм и методов обучения на формирование коммуникативных умений и навыков;

— построение обучения с воспитательной и профессиональной направленностью на основе гуманизации педагогического общения;

— использование проблемных заданий в процессе формирования коммуникативных умений и навыков;

— использование индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения и увеличение самостоятельной работы студентов;

— целенаправленное применение знаний общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучаемых студентами в вузе, то формирование коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей будет более эффективным, так как при соблюдении этих условий студенты понимают их значимость для профессиональной деятельности.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило выделить педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей, определить формы и методы. В процессе него была создана модель формирования коммуникативных умений и навыков у студентов экономических специальностей и определено содержание обучения в форме целостной системы, что позволило успешно формировать коммуникативные умения и навыки у студентов экономических специальностей.

Исследование выявило необходимость дальнейшего изучения вопросов формирования у студентов коммуникативных умений и навыков для профессиональной деятельности, применения в практике обучения диалоговой формы работы между преподавателем и студентамииспользования психологических тренингов общения и развития психофизических качеств личности будущего специалиста для совершенствования коммуникации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. -2-е изд., перерб. и доп. -М.: Просвещение, 1989. -139 с.
  2. О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Советская педагогика. -1976. -№ 1. -С.76−84.
  3. А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. -JI.: Изд-во ЛГУ, 1973. -Вып. 1. -С.37−44.
  4. П.В., Панин А. В. Философия: Учебник для вузов. -М., 1996. -504 с.
  5. Г. М. Социальная психология: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 1996.-376 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1.-Казань, 1996.-551 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.2. -Казань, 1998. -308 с.
  8. И.Д. Теоретическое мышление: сущность и основные принципы. -М.: Знание, 1982. -63 с.
  9. М.Ж., Гарунов М. Т., Хайдаров Ж. С. Проблемное обучение в учебном процессе вуза. -Алма-Ата: Мектеп, 1979. -80 с.
  10. Аристотель. О душе. Книга 2, гл. 1. -394 с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1974. -С.348−352.
  12. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1974. -384 с.
  13. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов ФК. -М.: Физкультура и спорт, 1978. -223 с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977. -254 с.
  15. Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1988. —479 с.
  16. Ю.К., Ильина Т. И., Жантекеева З. У. Педагогика высшей школы. -Алма-Ата: Мектеп, 1989. -176 с.
  17. А.В. Современные требования к лекции и активизация познавательной деятельности студентов // Лекция в вузе и развитие познавательной активности студентов. -Казань, 1975. -С.3−7.
  18. А.В. Психодиагностика способности к общению или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. -М.: Владос, 1999.-175 с.
  19. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения.-Ярославль, 1989.
  20. М.Н. Я и другие. Я и правила поведения для «всех». -М.: Политиздат, 1991.-320 с.
  21. С.Т. Специалист должен быть творческим // Вестник высшей школы. -1976. -№ 2. -С. 19−22.
  22. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. -М.: Просвещение, 1968.-180 с.
  23. Н.А. Проблемы педагогического общения. -Минск, 1989.
  24. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. -5-е изд., доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 2002. -1280 с.
  25. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. -304 с.
  26. В.М. Эффективность обучения: Методологический анализ определения этой категории в дидактике. -М.: Педагогика, 1976. -191 с.
  27. М.М. Обучение двигательным воздействиям. -М.: ФиС, 1985. -192 с.
  28. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. -СПб., 2001.-304 с.
  29. А.С. Менеджмент. Стратегия успеха: философия и теория науки упр. -СПб.: Изд. дом «Литера», 2001.-221 с.
  30. А.В. Психология мышления и кибернетика. -М., 1970.-53 с.
  31. Р. Агрессия: Учеб. пособие / Бэрон Р., Ричардсон Д.: Пер. с англ. С. Меленевской и др. -СПб.: Питер, 1997. -330 с.
  32. Введение в философию. Учебник для вузов. -М.: Политиздат, 1989. -Часть I. -367 е.- -Часть II. -639 с.
  33. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. -207 с.
  34. В.М. Проблемное обучение в высшей школе. -Киев: Вища школа, 1977.-94 с.
  35. А.Г. Методика проблемного обучения. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1971.-36 с.
  36. М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогической деятельности преподавателя физического воспитания высшей школы//Теория и практика ФК. -1989. -№ 10. -С. 19−21.
  37. Д.В. Роль гипотезы в обучении // Советская педагогика. -1967. -№ 6. -С.59−67.
  38. Г. Н. Педагогика и жизнь. -Чебоксары, 1989. -335 с.
  39. Воспитание общественной и профессиональной направленности личности: (респ. ст.) Иркут. гос. пед. ин-т. / Под ред. Л. П. Кичатинова. -Иркутск, 1977. -165 с.
  40. .З. Основы педагогики: Учеб. пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. -2-е изд. -М.: Изд-во УРАО, 2000. -614 с.
  41. JI.C. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991. -479 с.
  42. JI.C. История развития высших психических функций. Собр. соч. -Т.З. -М.: Педагогика, 1983. -383 с.
  43. В.М., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пособие. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. -128 с.
  44. С.И. Проблемные ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам. Учеб. пособие. -Алма-Ата, 1971. -57 с.
  45. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР, 1958. -№ 2.
  46. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий: Доклад на соискание ученой степени доктора пед. наук (по психологии) по совокупности работ. -М.: — 1965.-51 с.
  47. П.Я. Умственные действия как основа по формированию мысли и образа// Вопросы психологии. -1967. -№ 6. -С.58−70.
  48. П.Я. Введение в психологию. -М.: Книжный дом «Университет" — Юрайт, 2000. -330 с.
  49. О.С., Матвеев В. Ф. Воспитание гражданина. -М.: Педагогика, 1978. -120 с.
  50. М.Г., Пустовит В. В. Проблемное обучение и возможности его применения в вузе. -М.: MB и ССО СССР, НИИ ВШ, 1974. -55 с.
  51. Г. Ф. Философия поведения. -М.: Мысль, 1971. -140 с.
  52. Г. Ф. Философия духа. -М.: Мысль, 1977. -280 с.
  53. Ф. Психология управления. Перевод с болгарского. -М., 1982.
  54. И.Ф. Избранные педагогические сочииения. -М.: Педагогика, 1940. -Т. 1. -133 с.
  55. Ф.Н. Внимание и его воспитание. -М: Педагогика, 1972.-206 с.
  56. B.C. Культура педагогического общения. -М.: Педагогика, 1990.-180 с.
  57. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики. Непараметрические методы. -М: Педагогика, 1977. -136 с.
  58. Т.Г. Основы конструктивного общения: Метод, пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева: Под ред. Ю. М. Забродина, М. В. Павловой. -Новосибирск: Изд-во Ыовосиб. ун-та, 1999.-172 с.
  59. А. Золотое правило нравственности. -М.: Молодая гвардия, 1979. -224 с.
  60. В.В. Состояние и проблемы исследований учебной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. -М., 1990. -С.35−47.
  61. Н.Г. О проблемности в обучении // Народное образование.1973.-№ 1.-С. 119−127.
  62. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для пед. вузов. -М.: Владос, 1999. -200 с.
  63. Л. Психология малых групп. -М.: Педагогика, 1947. -150 с.
  64. Л.И. Проблема групповой сплоченности. -М.: Педагогика, 1979.-120 с.
  65. А.Б. Воспитателю о психологии общения. -М.: Педагогика, 1987.-116 с.
  66. В.Н. Психология общих способностей. • 2-е изд. -СПб., 1999. -368 с.
  67. В.Е. Алгоритмы проблемного обучения и их исследование в процессе передачи обобщающих теоретико-методических знаний по ФК: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993. -196 с.
  68. А.П. Лабиринты общения. -М.: Филинъ: РИЛ АНТ, 2001. -386 с.
  69. М.К. Усвоение знаний в процессе их интеграции. Чебоксары, Чувашский госуд. педагогич. ун-т им. И. Я. Яковлева, 1988.- 288 с.
  70. В.И. и др. Педагогика Учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / В. И. Журавлева и др.- под. ред. П. И. Пидкаспстого. -2-е изд. -М.: Рос. пед. агенство, 1996. -602 с.
  71. Л.В. О предмете и методах исследования. -М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. -148 с.
  72. Л.В. Дидактика и жизнь. -М.: Просвещение, 1968. -175 с.
  73. Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. -М.: ФИНСТАТИНФОРМ: КНОРУС, 2002. -359 с.
  74. Е.Н. Деловое общение: Учебник в 2 т. -1, II. -М.: Дело, 2002.-720 с.
  75. И.Л., Беляева Е. В. Этика. -Минск, 1997. -320 с.
  76. Ю.А., Шамардин А. И. Особенности применения основных форм и методов проблемного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов ИФК // Теория и практика ФК. -1995. -№ 2. -С.9−13.
  77. Зосимовский. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. -1992.-№ 11/12.-С.22−26.
  78. Т.А. Педагогика: Курс лекций. -М.: Просвещение, 1984. -495 с.
  79. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание // Вестник высшей школы. -1976. -№ 2. -С.39−48.
  80. Е.Н. Искусство общения. -М.: Педагогика, 1988. -110 с.
  81. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.: Знание, 1985.-80 с.
  82. И.М., Галатенко Н. Л. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. -М.:. Изд. корпорация „Логос“, 1994.-207 с.
  83. О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. -М.: Флинта: Наука, 1999. -496 с.
  84. И.П., Харичева Г. И. Формирование логических приемов мышления // Советская педагогика. -1975. -№ 4. -С.97−104.
  85. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. -М.: Рос. пед. агентство, 1995.-108 с.
  86. Кан-Калик В.Л., Никандров Н. Д. Педагогическое нюрчество. -М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  87. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1987.-190 с.
  88. Г. Д. Теория и практика урока в условия.- развивающего обучения: Учеб. пособие для пед. ин-тов. -М.: Просвещение, ! 980. -159 с.
  89. О.В. Гуманность как основа нравственного воспитания. -Чебоксары: Известия НАНИ ЧР, 1997.-С.61−91.
  90. О.В. Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения. -Т.1. -Чебоксары, 1998. -200 с.
  91. О.В. Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения.-Т.2.-Чебоксары, 1998. —204 с.
  92. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). -М.: Знание, 1980. -120 с.
  93. Е.А. Человек и профессия. -Л.: ЛГУ, 1980. -120 с.
  94. Е.Н. и др. Введение в педагогику. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1975. -176 с.
  95. Коваленко A.M.Нравственное воспитание: каким ему быть? // Специалист. -1992. -№ 3. -27 с.
  96. Н.И. Как относиться к себе и к людям? или Практическая психология на каждый день: Учеб. для пед. вузов и училищ Рос. Федерации. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-326 с.
  97. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. -Изд. 4-е, доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1982. -447 с.
  98. В.П. Социология коммуникаций: Учеб. -М.: Международный ун-т бизнеса и упр., 1997. -302 с.
  99. Я.А., Локк Д., Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци • И.Г. / Составитель В. М. Глорин. -М.: Педагогика, 1980. -186 с.
  100. Я. Воспитание личности. -М.: Просвещение. 1985. -279 с.
  101. В.А. Исследование специальных способностей // Воспитание, обучение и психологическое развитие / Тез. докл. к Всесоюзп. съезду психологов СССР. -М., 1977. -С.3−17.
  102. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. -Л.: ЛГУ, 1990. -204 с.
  103. Т.В. Итоги дискуссий и пути дальнейшей работы (по проблемному обучению в вузах) // Вестник высшей школы. -1984. -№ 4. -С.27−33.
  104. Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-79 с.
  105. Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). -М.: Педагогика, 1975. -264 с.
  106. Г. С., Волков И. К., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. -Л., 1974. -215 с.
  107. Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. -М.: Ось-89, 2002. -512 с.
  108. Ф.А. Делайте бизнес красиво. Этические и социально-психологические основы бизнеса. -М.: ИНФРА, 1995. -288 с.
  109. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -172 с.
  110. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. -М.: Высшая школа, 1989. -168 с.
  111. В.Г. и др. Философия. Учебник. -М.: ИНФРА-М, 1999. -519с.
  112. B.C. Дидактика. -Центр-Москва- Ростов-н/Д: Изд-во „Март“, 2003.-368 с.
  113. Ч. Об эффективности проблемного обучения. -Варшава: Гос. научн. изд-во „Педагогика и народное образование в зарубежных странах“, 1963. -Вып.З. -236 с.
  114. Лекции по педагогике / Под общей ред. С. А. Умрейко и др. -Мн.: Изд-во БГУ, 1970.-280 с.
  115. А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Педагогика, 1987. -304 с.
  116. В.А. Педагогическое общение. -М.: Педпгогика, 1987. -365 с.
  117. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. -1965.-№ 3. -С. 115−127.
  118. И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976. -64 с.
  119. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  120. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание, 1980.-96 с.
  121. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учсбн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, 1996. -463 с.
  122. Д. Тренинг эффективного общения. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -224 с.
  123. А.С. О воспитании. -М.: Политиздат, 19о6. -415 с.
  124. Массовая физическая культура в вузе: Учеб. пособие / И.Г.Бердни-ков, А. Г. Маглецкий, В. С. Матяжов. -М.: Высшая шк., 1991.-204 с.
  125. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. -208 с.
  126. A.M. Психология мышления и npoi раммированное обучение. -М., 1970. -Вып.З. -С.8−9.
  127. A.M. Теоретические основы проблемного обучения // Советская педагогика. -1971. -№ 7. -С.38−48.
  128. М.И., Матюшкин A.M. Психолого-педагогические основы и пути развития // Вестник высшей школы. -1977. -№ 2. -С. 17−18.
  129. М.И., Матюшкин A.M. Проблемное обучение понятия и содержание // Вестник высшей школы. -1977. -№ 2. -С.19 — 24.
  130. М.И. Махмутов. Вопросы организации процесса проблемного обучения (метод, пособие). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. -57 с.
  131. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М., 1977.-240 с.
  132. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. -368 с.
  133. В.Е. Психология индивидуальности. -М. Изд-во „Ин-т практической психологии“, 1996.-448 с.
  134. П. Как проводить деловые беседы. -М.: Экономика, 1987.74 с.
  135. А.В. Социализация и смутное время. -М.: Политиздат, 1991.-217с.
  136. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Политиздат, 1984. -286 с.
  137. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис.. докт. пед. наук -М., 1988. -21 с.
  138. К.П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Науч. рук. Волков Г. Н. -Чебоксары. 1998. -206 с.
  139. И.Т. Педагогика: Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1968. -374 с.
  140. Основы математической статистики: Учеб. пособие для инст-в физ. культ. / Под ред. В. С. Иванова. -М.: Физкультура и спорт, 1990. -176 с.
  141. Основы педагогики и психологии высшей школм. -М.: Изд-во МГУ, 1986. -204 с.
  142. А. Мудрость общения. -М.: Мысль, 1990. -96 с.
  143. А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. -М.: Дело, 2001. -316 с.
  144. А.Ю. Управленческое общение. -М.: Экономика, 1983.
  145. В.А. Люди и цены в зеркале справедливости. -М.: Мысль, 1990.-260 с.
  146. .Д. Анатомия общения: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. -300 с.
  147. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А. В., Столяренко Л. Д. и др. Отв. редактор Саитин С. И. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. -526 с.
  148. Педагогика / О. А. Абдуллина, М. А. Алемаскин, Ю. К. Бабанский и др. / Под общ. ред. Г. Найнера, Ю. К. Бабанского. -М.: Педагогика, 1984. -367 с.
  149. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ип-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. -608 с.
  150. Педагогика: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. -3-е изд., доп. и перераб. -М.: Педагогическое общество России, 1998.-638 с.
  151. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -544 с.
  152. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. И. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  153. И.Г. Избранные педагогические сочнения в 3-х т. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. -М.: Просвещение, 1956. -Т.2. -190 с.
  154. А.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. -М.: Мысль, 1982. -220 с.
  155. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности: Учеб. пособие для вузов. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. -509 с.
  156. П.И. Проблемное обучение понятия и содержание // Вестник высшей школы. -1976. -№ 12. -С.33.
  157. Р.А.Пилоян, А. Д. Суханов. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности// Теория и практика физической культуры. -2003. -№ 10. с.40−44.
  158. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  159. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. -М.: Рефл. бук.- Киев: Ваклер, 2000. -344 с.
  160. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред.проф. В. Н. Лавриненко.- 4-е изд.перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002.-415 с.
  161. Психология господства и подчинения: Хрестоматия / Сост.
  162. A.Г.Чернявская. -Минск: Харвитг, 1998. -556 с.
  163. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред.
  164. B.Н.Дружинина. -СПб.: Питер, 2002. -672 с.
  165. А.Н. Психология: Учеб. пособие для вузов. -М: Центр, 2001.-399 с.
  166. Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара: Издательский дом „Бахрах“, 1998. -672 с.
  167. А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. -СПб.: ПитерКом, 1999. -416 с.
  168. М.И., ВайгородоваЛ.В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003.-192с.
  169. Л.И., Кобылянский И. И. Основы педагогики: Учеб. пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед. дисциплин ун-тов и педвузов. -М.: Просвещение, 1985. -224 с.
  170. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. -М.: ИНФРА. -М.: Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. акад. экономики и упр., 1997. -221 с.
  171. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки. -Н.Новгород: Ниж. ун-т, 1994. -164 с.
  172. Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. -Изд. 2-е, доп.-М.: Просвещение, 1978.-351 с.
  173. Г. К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  174. В. Азы общения. -СПб.: Питер, 2002. -224 с.
  175. В.А. Дидактика. -М.: Академия, 2002. -368 с.
  176. М.Н. Решенные и нерешенные вопросы проблемного обучения // Учительская газета. -1973, 11 января.
  177. М.Н. Проблемы современной дидактики. -М: Педагогика, 1980.-96 с.
  178. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. -М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  179. В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М.: ИЧП Изд-во „Магистр“, ! 997. -223 с.
  180. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Хорвест, 1977. -800 с.
  181. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество Россия, 1999. И 6 с.
  182. В.П. Педагогический менеджмент. -М.: Педагогическое общество Россия, 1999. -430 с.
  183. С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. -М.: Аспект Пресс, 1995. -267 с.
  184. П. Коммуникация стратегического маркетинга: Учеб. пособие для вузов / П. Смит, К. Бэрри, А. Пулферд: Пер. с англ. Л. Ф. Никулина. -М.: Юнити, 2001.-415 с.
  185. В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: Дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / Нижегор. гос. ун-т. -Н.Новгород, 1999. -449 с.
  186. Социальная психология и этика делового общения. Учеб. пособие для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, Н. А. Нартов и др.: Под общ. ред. проф. В. Н. Лавриненко. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. -160 с.
  187. Современный словарь по психологии / Сост. В. В. Юргун. —Минск: Современное слово, 1998. -690 с.
  188. Н.А. Дидактика: Учеб. пособие для ин-тов. —М.: Просвещение, 1971.-222 с.
  189. Социальная психология. -Л., 1977. -348 с.
  190. А.Г. Философия. Учебник. -2-е изд, -М.: Гардарики, 2001. -736 с.
  191. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Спецкурс. -Ярославль, 1976. -8?. с.
  192. В.М. Психологические основы экономики: Учеб. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ, 1999. -215 с.
  193. Л.Ф. и др. Основы педагогического анализа: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. -Ярославль, 1985. -290 с.
  194. B.C. О философии ненасилия // Общественные перемены и культура мира.-М., 1998.-С.239−244.
  195. Л.Д., Самыгин С.И.- Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия „Учебники, учебные пособия“. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -576 с.
  196. Л.Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. Серия „Учебники для технических вузов“. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-512 с.
  197. В.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1980.-380 с.
  198. Т.А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. -М.: Совершенство, 1998. -361 с.
  199. В.А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1988. -269 с.
  200. В.А. Потребность человека в человеке. -2-е изд. -М.: Сов. Россия, 1981.-96 с.
  201. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления // Советская педагогика. -1967. -С.28−33.
  202. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975.-317 с.
  203. Л.И. Индивидуализация обучения в процессе проблемного изучения учебного материала // Вопросы психологии. -1979. -№ 5.-С. 150−153.
  204. П.С. Приемы влияния на людей. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. -603 с.
  205. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов ФК и пед. ин-тов по спец. 03.03 „Физическая культура“ / Под ред. Б.А.Ашма-рина. -М.: Просвещение, 1990. -287 с.
  206. И.Н., Неверкович С. Д. Активизация педагогического процесса // Теория и практика ФК. -1984. -№ 7. -С.41−44.
  207. В.В. Культура предпринимательства. -СПб.: Изд-во „Питер“, 2000. -368 с.
  208. К.Д. Избранные педагогические сочинения. -Т.9. -М.: Просвещение, 1974.-340 с.
  209. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. -М.: Знание, 1984.-80 с.
  210. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для вузо». -М.: Юристъ, 1997.-507 с.
  211. И.Ф. Педагогика. -М.: Просвещение, 1990. -383 с.
  212. В.В. Проблема и проблемная ситуация // Вестник высшей школы. -1976. -№ 8. -С.26−29.
  213. Г. И. Социология и психология управленческого труда в условиях перехода к рыночным отношениям: Учеб. пособие. -Чебоксары: Б.И., 1995.-Ill с.
  214. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И. Ф. Свадневский. -М.: 1935.-630 с.
  215. Хрестоматия по общей психологии. -М.: Изд. МГУ, 1979. -272 с.
  216. П. Концептуальные вопросы в анализе высшего образования применительно к России // Экономика и математические методы. -1997. -№ 1. -С.92−111.
  217. Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. -М.: Интерпракс, 1995. -287 с.
  218. А.Н. Аристотель. -М.: Мысль, 1981. -200 с.
  219. Т.И. Формирование познавательной самостоятельности студентов в условиях сочетания проблемного и объяснительно-иллюстративного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1983. -19 с.
  220. Т.И. Проблемный подход в обучении. -- Новосибирск: Западно-Сибирское изд-во, 1969.
  221. У. Собрания сочинений в 8 томах. -Т.8. -М.: Интсрбрук, 1994.-670 с.
  222. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. -М.: Изд-во «Московский рабочий», 1987. -236 с.
  223. С. Открытая модель образования (спнергетический подход) / Ин-т «Открытое общество С.С.Шевелева». -М.: ИЧП «Магистр», 1977.-47 с.
  224. С.В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практ. пособие.-М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. -344 с.
  225. B.C. Человек как цель воспитания // Пслагогика. -1992. -№ 3, 4. -С.37−43.
  226. Г. И. Активизация познавательной деятельности уч-ся в учебном процессе.-М., 1979. -160 с.
  227. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема,— М.: Знание, 1973. 32 с.
  228. B.C., Кондратов А. А. Цель физкультурного воспитания человек культуры // Теория и практика физической культуры. -2003. -С.6−9.
  229. Bauer R. Idealismus and Geyner in osterreich Heidelberg. —1966. -287 p.
  230. Singer R., Dick W. Teaching Physical Education: A systems approach. -Boston l.a., Hougton Mifflin Co., 1980. -364 p.
Заполнить форму текущей работой