Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития способности к самореализации у студентов вуза: На материале изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены факторы, влияющие на развитие способности к самореализации: отношение к самореализации как ценности, коммуникативная компетентность, творчество в отношениях и деятельностиобоснованы педагогические условия: педагогическое содействие студентам в овладении личностно значимыми способами деятельности и общения, обеспеченность высокой включенности студентов в обучение, актуализация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения развития ф способности к самореализации у студентов
    • 1. 1. Философские смыслы и психологические механизмы педагогической поддержки развития способности к самореализации у студентов
    • 1. 2. Педагогические вопросы развития способности к самореализации у студентов вуза при изучении иностранного языка
  • Глава 2. Создание педагогических условий развития способности к самореализации у студентов при изучении иностранного языка в вузе
    • 2. 1. Педагогическое содействие студентам в овладении личностно значимыми способами деятельности и общения
    • 2. 2. Обеспечение высокой включенности студентов в обучение иноязычной деятельности и общению.'
    • 2. 3. Актуализация целенаправленного саморазвития преподавателей иностранного языка вуза

Педагогические условия развития способности к самореализации у студентов вуза: На материале изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменившиеся условия развития российского общества, прежде всего, вступление России в мировое сообщество, процессы демократизации, интеграции вызвали изменение целей образования. Образование становится действенным фактором развития общества. Наметившиеся общемировые тенденции в образовании — создание единого образовательного и информационного пространства, переход к непрерывному образованию — выдвигают качественно иные требования к подготовке специалистов.

Смысл образования в XXI веке заключается в том, чтобы подготовить человека, способного самостоятельно выбирать жизненные цели и стратегии их достижения, обогащать свой опыт деятельности и общения, самоосуществиться в полноте своей человеческой функции.

Образованность личности сегодня — это ее развитая способность к самоисследованию и самосовершенствованию собственных сил с тем, чтобы адекватно природному предназначению и социальным запросам найти свое место в жизни, всесторонне самореализоваться, утвердить себя в обществе и в избранной профессии. Современное общество нуждается в человекоцен-трированном подходе к образованию студентов, способных к разносторонней творческой самореализации на протяжении всей трудовой деятельности.

В образовательных проектах Совета Европы, ЮНЕСКО подчеркивается, что в мире востребован специалист, готовый успешно и продуктивно сотрудничать с людьми разных культур, способный брать на себя ответственность, владеющий новыми информационными технологиями, устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни для того, чтобы быть полноправным деятельным участником демократического общества, гражданином мира.

Подготовка такого специалиста возможна лишь в условиях антропо-центрированного образования. Высшие образовательные учреждения только приступают к организации педагогического процесса, направленного на личностно-профессиональное саморазвитие студентов средствами различных учебных дисциплин, не рассмотрен личностно-созидающий потенциал иностранного языка как менталепреобразующего предмета. Необходимо создание целостной теории, определяющей предметом педагогической деятельности создание условий для развития способности к самореализации у студентов вуза при изучении иностранного языка.

Данный вопрос не был предметом специального исследования. Однако, в философской, психологической, педагогической литературе наработаны идеи, которые могут служить методологическим и теоретическим основанием для разработки совокупности концептуальных положений, обосновывающих развитие способности к самореализации у студентов вуза при изучении иностранного языка.

Для обоснования актуальности и степени изученности данной проблемы мы обратились к анализу философских, психологических и педагогических работ разных лет и направлений.

Самореализация, на основе ряда философских концепций, может быть понята как духовно-практическая деятельность, направленная на раскрытие сущности человека, поиск им смысла жизни, выполнение высшего предназначения, обнаружение и развитие человеком собственных потенциалов на пути движения к себе-лучшему (М.М. Бахтин, Г. С. Батищев, H.A. Бердяев, B.C. Библер, М. К. Мамардашвили, B.C. Соловьев, C.JI. Франк, В. Франкл и ДР-).

Развитие способности личности к самореализации как проявление и раскрытие спектра возможностей, развитие творческой личности связывается с образованием (Л.П. Буева, Б. С. Гершунский, М. К. Мамардашвили и др.). В результате образовательной деятельности студент вуза определяется в целях, смыслах жизни, способах деятельности, что помогает ему выстроить иерархию ценностей на пути самосозидания, обретения себя, становления Человеком.

Образование понимается как становление образа человека, саморазвивающегося и самореализующегося субъекта, где человек соотносит себя с идеальным «Я», иностранный язык как менталепреобразующая дисциплина может помочь в созидании человека культуры, гражданина мира.

В психологии подходить к пониманию процесса развития способности личности к самореализации помогают идеи человека как автора самого себя, подлинного субъекта своей жизни (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Бра-тусь, JI.C. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), субъекта деятельности и общения (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, М. С. Каган, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Б. Д. Парыгин, A.M. Эткинд).

Опираясь на психологические исследования, мы можем осмыслить развитие способности личности к самореализации при обучении иностранным языкам как раскрытие и реализацию своих потенциалов в процессе деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, A.B. Брушлинский, И. А. Зимняя, Б.Ф. Ломов), как самовыражение в творческой деятельности (И.А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.).

Самоценность студенческого периода как особого этапа в процессе творческого самопреобразования личности отражена в работах К.А. Абуль-хановой-Славской, Р. Бернса, Л. И. Божович, И. С. Кона, А. Маслоу, A.B. Петровского, В. И. Слободчикова и др.

Характеристики человека как самореализующейся личности, стремящейся к гуманистическому идеалу, рассмотрены в трудах зарубежных и отечественных психологов и педагогов Б. С. Гершунского, В. П. Зинченко, И. С. Кона, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Хорни, развитие личности студента в вузовском образовании как движение будущего профессионала к духовной зрелости и гармонии отражено в работах A.A. Вербицкого, М. М. Зиновкиной, В. П. Зинченко, Н. Б. Крыловой, Е. Б. Моргунова, Н. Ю. Посталюка, В. И. Слободчикова, С. Д. Смирнова и др.

Педагогическое обеспечение развития способности личности к самореализации в вузе возможно лишь на основе гуманистического личностно-ориентированного образования, обращенного к человеку и наполненного человеческими смыслами (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, В. В. Сериков, В. А. Петровский, И. С. Якиманская и др.).

Истоки гуманистического подхода к воспитанию и образованию, идеи саморазвития, самосовершенствования и самовоспитания личности мы находим в работах отечественных педагогов прошлого П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, А. Н. Острогорского, К. Д. Ушинского и др.

Гуманистическую традицию в педагогике, побуждающую ребенка к личностному саморазвитию, самовоспитанию, разрабатывают Е.А. Степаш-ко и ее ученики: В. А. Давыденко, А. Г. Кузнецова, М. Н. Невзоров, Н. П. Юдина и др.

В теории обучения осознанию сущности развития способности личности к самореализации как обогащению субъектного опыта, освоению опыта творческой деятельности, ценностно-эмоционального отношения к миру помогли исследования Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина. Использование активных форм и методов обучения (Д.Н. Кавтарадзе, Г. А. Китайгородская, И. Я. Лернер, A.M. Ма-тюшкин, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Д. Б. Эльконин и др.) осмыслено нами с позиции присвоения опыта гуманистического взаимодействия участников совместной деятельности.

Необходимость гуманизации педагогического взаимодействия для обеспечения личностного роста обучающихся отражена в работах Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, A.B. Муд-рика, Н. Д. Никандрова, Л. С. Подымовой, И. И. Рыдановой, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой и др.

Одним из методологических оснований обновления образования являются идеи саморазвития личности как сложного движения личности к вершине своего «Я», интенсивно разрабатываемые Л. Н. Куликовой и ее учениками Е. Г. Врублевской, E.JI. Горбатюк, Н. Г. Григорьевой, В.М. Дубодело-вой, Г. П. Звенигородской, A.C. Косоговой, Л. П. Лазаревой, H.A. Переломовой, О. Л. Подлиняевым, Н. В. Тимофеевой, Е. В. Федотовой, Е.В. Шишмако-вой и др.

На самореализацию личности в образовании указывают как на один из этапов сложного процесса саморазвития личности, но личностно-преобразующая роль иностранного языка в развитии способности личности к самореализации еще не была предметом специального изучения.

Наблюдается противоречие между необходимостью подготовки специалиста, способного всесторонне и творчески самоосуществляться на протяжении всей трудовой деятельности и недостаточной разработанностью теории и методики вузовского образования, направленных на саморазвитие и самореализацию личности студента средствами конкретных учебных дисциплин.

Проблема исследования заключается в том, что, с одной стороны, есть социальная и педагогическая потребность в образовании, которое обеспечивает эффективность процесса развития способности личности к самореализации, существует серьезный задел в науке, с другой стороны, отсутствует соответствующая педагогическая концепция, не разработаны педагогические условия для обеспечения развития способности личности к самореализации при изучении иностранных языков в вузе.

Это и определило выбор темы исследования: «Педагогические условия развития способности к самореализации у студентов вуза (на материале изучения иностранного языка)».

Объект исследования — личностно-профессиональное становление будущих специалистов в вузе.

Предмет исследования — педагогические условия развития способности к самореализации у студентов при изучении иностранного языка в вузе.

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий развития способности к самореализации у студентов в процессе обретения иноязычной коммуникативной компетенции.

Задачи исследования, обусловленные данной целью, таковы:

1. Разработать теоретические основы развития способности к самореализации у студентов на основе изучения иностранных языков в вузе.

2. Выявить критерии развитости способности к самореализации у студентов.

3. Обосновать совокупность эффективных путей и средств развития способности к самореализации у будущих специалистов в педагогическом процессе вуза.

В основу исследования положена следующая гипотеза.

Способность к самореализации как раскрытие и реализация своих потенциалов в различных видах деятельности и общения, необходимая человеку для успешного труда и плодотворной жизни, может достаточно эффективно развиваться в процессе изучения иностранного языка в вузе, так как студенческий период является высоко сензитивным для овладения новыми способами и средствами деятельности и общения, и одним из важнейших средств развития способности личности к самореализации может быть иностранный язык.

Развитие способности к самореализации у студентов вуза при изучении иностранного языка будет более эффективным, если: педагогический процесс в вузе будет направлен на овладение студентами личностно значимыми способами учебной деятельности как основой для личностно — профессионального саморазвития в условиях непрерывного образованиябудет обеспечиваться высокая включенность студентов в обучение иноязычной деятельности и общениюактуализируется целенаправленное саморазвитие преподавателей иностранного языка вуза.

В работе применялись следующие методы исследования: изучение и анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблемеизучение и обобщение педагогического опытапедагогический эксперимент, включающий целенаправленное наблюдение, опрос студентов и преподавателей, анкетирование, тестирование, беседыконтент-анализ творческих работ студентов, незавершенных тезисовизучение и анализ документов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования связаны с изучением развития способности к самореализации у студентов вуза на основе влияния изучения иностранного языка.

Обобщены теоретические положения о сущности самореализации человека как факторе его личностно-профессионального саморазвития.

Выявлена специфика самореализации личности и ее самосозидательной активности в контексте обретения иноязычной компетенции.

Вычленена и зафиксирована тенденция гуманизации высшего образования на основе развития способности личности к самореализации.

Определены факторы, влияющие на развитие способности к самореализации: отношение к самореализации как ценности, коммуникативная компетентность, творчество в отношениях и деятельностиобоснованы педагогические условия: педагогическое содействие студентам в овладении личностно значимыми способами деятельности и общения, обеспеченность высокой включенности студентов в обучение, актуализация целенаправленного саморазвития преподавателей вузаисследованы предпосылки: гуманистическое взаимодействие субъектов педагогического процессаблагожелательная атмосфера на занятиях по иностранному языку, базирующаяся на доверительных уважительных отношениях участников общениявыявлены критерии развитости способности студентов к самореализации: позитивное отношение к деятельности учениякоммуникативная компетентность, рефлексивностьопределены основные взаимозависимости успешного педагогического влияния и развития способности к самоосуществлению в процессе обучения студентов иностранному языку: влияние овладения новыми способами образовательной деятельности на обогащение субъектного опыта студентов, воздействие включенности студентов в обучение иноязычной деятельности на развитие опыта гуманистического общения, активизацию творчества в деятельности и отношениях, актуальность активности саморазвития педагога для расширения пространства многосторонней позитивной самореализации студентов — будущих специалистоввыявлены принципы педагогического обеспечения развития способности к самореализации у студентов при овладении иноязычной компетенцией: обогащения иноязычной образовательной среды, гуманистического взаимодействия участников совместной деятельности, поддерживающей силы коллектива.

Практическая значимость исследования заключается в следующем. Разработанная нами совокупность педагогических условий для развития способности к самореализации у студентов в процессе изучения иностранного языка составила основу научно-методических рекомендаций для педагогов-практиковразработаны и внедрены в практику методические рекомендации по педагогическому обеспечению развития способности к самореализации у студентов вуза в процессе изучения иностранных языковпроцесс обучения иноязычной деятельности представлен на качественно новом уровне: как основы для всесторонней творческой самореализации будущих специалистов в их движении к своему «Акме" — представлен комплекс активных и интерактивных методов и форм обучения иноязычной деятельности, способствующих развитию способности студентов к самореализации.

Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью концептуальных положений, адекватностью применения методов исследования его цели и задачам. Результаты работы подтверждаются собственным многолетним опытом работы исследователя в качестве преподавателя английского языка в Благовещенском филиале Московской Академии предпринимательства, в Благовещенском государственном педагогическом университете, в лицее Благовещенского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие способности к самореализации у студентов при обучении иностранным языкам представляет собой процесс реализации потенциалов в разнообразных видах деятельности и общения, активизации творческого проявления, развития коммуникативных способностей согласно потребности в свободном творческом самоосуществлении.

2. Основными факторами педагогической поддержки развития способности к самореализации у будущих специалистов при изучении иностранного языка в вузе являются: отношение к самореализации как ценности, коммуникативная компетентность, творчество в деятельности и отношениях.

3. Определяющими педагогическими условиями, обеспечивающими развитие способности студентов вуза к самореализации в процессе изучения иностранного языка, являются: педагогическое содействие студентам в овладении личностно значимыми способами деятельности, обеспеченность высокой включенности студентов в обучение иноязычной деятельности и общению, актуализация целенаправленного саморазвития преподавателей иностранного языка вуза.

4. Процесс развития способности самореализовываться обусловлен наличием предпосылок: гуманистическим взаимодействием субъектов педагогического процесса, благожелательной атмосферой на занятиях по иностранному языку, базирующейся на доверительных уважительных отношениях участников общения.

5. Критериями, означающими развитость способности студентов к самореализации, являются позитивное отношение к деятельности учения, коммуникативная компетентность, рефлексивность.

6. Эффективность педагогической поддержки развития способности к самореализации у студентов обусловливается учетом основных зависимостей и опорой на некоторые выведенные в гуманистической педагогике саморазвития принципы.

Апробация результатов.

Основные результаты диссертации докладывались на методической конференции преподавателей БГПИ «Студент и творчество» (Благовещенск, 1994), 45-й научно — практической конференции преподавателей и студентов (Благовещенск, 1995), межвузовской научно-методической конференции «Роль образовательных учреждений в подготовке будущих студентов» (Благовещенск, 1997), на 2-й Международной конференции «Проблемы преподавания английского языка в преддверии XXI века» (Хабаровск, 1998), региональной научно-методической конференции «Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве вуза» (Благовещенск, 2000 г.), межвузовской научно-методической конференции «Гуманитаризация высшего образования» (Благовещенск, 2000), 3-й Международной конференции «Народы, языки и культуры в третьем тысячелетии (Владивосток, 2000), Международной конференции «Запад-Восток: Проблемы образования на рубеже веков» (Хабаровск, 2000), областной педагогической конференции.

Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры" (Благовещенск, 2000), межвузовской учебно-методической конференции «Учебный процесс в новых условиях: реалии и возможности» (Благовещенск, 2001), заседании «Открытой лаборатории» «Гуманизм современной педагогики» (Благовещенск, 2001), 4-й научно-практической конференции преподавателей и студентов Благовещенского филиала Московской Академии предпринимательства (Благовещенск, 2001), на заседаниях кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета.

Организация исследования: исследование проводилось с 1995 по 2002 год и включало следующие этапы:

Первый этап (1995 — 1998 г. г.): вырабатывалось функциональное представление об объекте и предмете исследования, определивших научную проблему, изучалась и анализировалась философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

Второй этап (1998 — 2000 г. г.): на основе полученного материала были разработаны концептуальные идеи, выдвинута рабочая гипотеза, проводились констатирующий и формирующий эксперименты на базе лицея Благовещенского государственного педагогического университета, Благовещенского государственного педагогического университета, Благовещенского филиала Московской Академии предпринимательства.

Третий этап (2000;2002 г. г.): проводилась обработка и анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы, проверялись выводы.

Результаты исследования, полученные в ходе проверки второго условия гипотезы, свидетельствуют о возросшем уровне рефлексивности, коммуникативной компетентности, изменившемся в положительную сторону отношения к деятельности учения.

Студенты активнее вовлекаются в обучение иноязычной деятельности и общение, если преподаватель иностранного вуза с начала обучения в вузе применяет формы деятельности в малых группах. Совместная деятельность в малых группах способствует развитию умений продуктивного гуманистического сотрудничества, поисковой деятельности, так как для решения поставленных коммуникативных задач на нахождение необходимого решения проблемы в условиях многовариантности, поиска недостающей информации вырабатывается умение работать как часть команды, вносить свой вклад в деятельность группы, прислушиваться к мнению других или отстаивать свою точку зрения, не ущемляя при этом коммуникативных прав других членов группы.

Дискуссионные умения являются важной составляющей базовой культуры саморазвивающейся и самореализующейся личности, высокой включенности студентов в занятия по иностранному языку способствуют дискуссии при обсуждении значимых для студентов проблем, источником которых служат реальные или вымышленные события, тексты, фильмы.

Поисковые и дискуссионные формы деятельности, игровое и ролевое общение, нетрадиционные формы занятий по иностранному языку способствуют активизации творческого проявления, воспитанию самостоятельности, ответственности — необходимых качеств самореализующейся личности, открытой новым идеям, способной выработать и отстоять свою точку зрения, выслушать и критически оценить мнение, решение партнера, ведут к выработке значимого для участников общения смысла.

Таким образом, высокая включенность студентов в обучение иноязычной деятельности и общению, достигаемая применением групповых, поисковых, дискуссионных форм иноязычной деятельности, игрового и ролевого общения положительно влияет на развитие умений продуктивного гуманистического взаимодействия — сотрудничества, формирования позиции Я и другие на основе равноправия, уважения к иной точке зрения, что доказало дос. тгтепность втопого условия выдвинутой нами гипотезы. ^ 1 1 ^ • ¦

2.3 Актуализация целенаправленного саморазвития преподавателей иностранного языка вуза.

Следующей задачей нашей опытно-экспериментальной работы была проверка действенности положения гипотезы об актуализации целенаправленного саморазвития преподавателей иностранного языка вуза как условия развития способности к самореализации у студентов в процессе изучения иностранного языка.

Личность преподавателя, его профессиональная компетентность всегда были в центре внимания общественности. Педагог был и остается центральной фигурой педагогического процесса и в рамках образования, ориентированного на развитие и саморазвитие личности студента. Взращивая, воспитывая и обучая личность, творчески активную в процессе самосозидания, свободную в своем выборе и ответственную за него, готовую к самостоятельному, компетентному, ответственному действию в разных сферах жизни, способную к сопереживанию, гибкую, жизнестойкую, педагог сам должен быть такой личностью.

Педагог в гуманистической образовательной парадигме видится как человек, обладающий высокой культурой, увлеченный педагогической деятельностью, которая выступает для него фактором самосозидания и творческого самоосуществления. В отношениях со студентами — это наставник-вдохновитель, помогающий их личностному росту. Личность педагога ярко проявляется по тому, как он выстраивает взаимотношения со своими студентами, как организует общение на уроке и вне его, насколько независим в своих мнениях, стоек в убеждениях, насколько тонко он чувствует душу своего питомца. Л. А. Степашко, анализируя гуманистические взгляды И. Гер-барта на личность учителя, отмечает и профессиональные, и личностные качества: учитель незаменим и как носитель культуры и духовности, и как профессионал, способный создать атмосферу «большой и нежной заботливости», воодушевления, оказывать глубокое влияние «проникновенным еловом», «энергичным своевременным поведением» [274]. Профессионализм педагога проявляется и в предоставлении питомцу возможности собственного развития, собственного стремления к деятельности. Эти характеристики созвучны характеристикам саморазвивающегося педагога 21 века.

В нашем эксперименте принимали участие преподаватели кафедры иностранных языков Благовещенского филиала Московской Академии предпринимательства в количестве 14 человек. Кафедра иностранных языков отделилась от кафедры гуманитарных дисциплин в 1999 году, количество педагогов составило в 1999 г. 11 человек, в 2000 г. — 14 человек, в 2001 г. — 15 человек.

Кафедра молодая, растущая. В зависимости от вузовского стажа работы преподавателей можно разделить на 3 группы: до трех лет — 5 педагогов, от четырех до десяти лет — 3, свыше 10 лет — 6. На наш взгляд, успешное профессиональное становление коллектива для осуществления задач личностного саморазвития студентов зависит от опыта гуманистического взаимодействия преподавателей иностранных языков, их активности целенаправленного саморазвития и развитой способности к самореализации.

Активность саморазвития преподавателей замерялась по следующим параметрам: устремленность к профессиональному росту, креативность в отборе содержания, форм и методов обучения иноязычной деятельности и общения, рефлексивность собственной педагогической деятельности, деятельности своих коллег и студентов с точки зрения стимулирования саморазвития студентов.

Мы использовали следующие методики: анкетирование, наблюдение, изучение отчетной документации кафедры иностранных языков, материалов научных и методических конференций, анализ посещенных занятий и внеклассных мероприятий на иностранных языках, анализ деятельности методических объединений преподавателей иностранных языков.

Опережающему саморазвитию педагога способствует творческая атмосфера профессионального окружения, которая проявляется в условиях поддерживающей силы коллектива. Кафедра, на которой работают педагоги, объединенные общей целью и делом — это тот микросоциум, та значимая среда, которая влияет на личностный рост педагога. Чувство самоуважения, хорошие взаимоотношения, успешность профессиональной деятельности создает у педагогов позитивный образ-Я, что позволяет им чувствовать себя удовлетворенными, жить в гармонии с собой и миром. Успешность саморазвития и самореализации педагога оказывает непосредственное влияние на успешность саморазвития студентов.

Для оценки нравственно-психологического климата на кафедре мы использовали тест (Приложение № 8). Уровень оценки составил от 90 до 95 баллов, что соответствует очень высокому. Высшим баллом (10) оценены сотрудничество, доброжелательность, дружелюбие, увлеченность. Благоприятный психологический климат в коллективе, сотрудничество в работе, поддержка всем коллективом кафедры осуществляемой учебной и внеучебной деятельности со студентами способствуют более полной и всесторонней самореализации педагогов и студентовтаким образом, «срабатывает» фактор гуманистического взаимодействия субъектов педагогического процесса как по линии «педагог-педагоги», так и по линии «педагог-студенты». Микросреда педагогического коллектива оказывает формирующее влияние на усиление положительной мотивации педагогов к профессиональной деятельности, ценности, принятие гуманистического стиля деятельности, рост профессиональной компетентности.

В ходе констатирующего эксперимента для определения активности целенаправленного саморазвития преподавателей кафедры с точки зрения устремленности к профессиональному росту мы проанализировали участие преподавателей кафедры в разработке учебных программ по предмету, отборе учебных ресурсов, написании пособий, активность участия в заседаниях кафедры, методических конференциях. 45,5% педагогов относятся к высокому уровню, 54,5% - к среднему уровню. Отсутствие преподавателей с низким уровнем самостоятельности объясняется наличием опытных авторитетных саморазвивающихся педагогов, влияющих на устремленность к лич-ностно профессиональному становлению молодых коллег, стремлением молодых педагогов ставить цели профессиональной деятельности и вырабатывать индивидуальные стратегии их достижения.

Для выявления уровня креативности преподавателей кафедры, выражающейся в творческом подходе к отбору содержания, форм и методов деятельности и общения, мы проанализировали занятия преподавателей кафедрывыступления педагогов на заседаниях кафедры, методических объединениях по обмену опытом работыучастие в подготовке и проведении факультетских мероприятийучастие в конференциях. 9,1% педагогов относятся к низкому уровню, 54,5% - к среднему, 36,4% - к высокому.

Для определения уровня рефлексивности преподавателями собственной деятельности, деятельности коллег и студентов мы предложили анкетирование (Приложение № 10). Анализ суждений педагогов показал, что они видят свою роль учителя в том, чтобы «воспитать высоко нравственного человека, «отягощенного» совестью" — «помочь раскрыть потенциал студентов, научить их самих «добывать» знания" — «выступать в роли координатора деятельности и общения на уроке" — «вызвать и поддержать интерес к языку, организовать основательное системное и эффективное его изучение, способствовать личностному развитию студентов», «способствовать саморазвитию личности: самосовершенствованию, самоопределению, принятию своей самоценности», «обучать и воспитывать». Анализ ответов свидетельствует о том, что провозглашенная цель образования — создание условий для развития и всесторонней самореализации личности — еще не нашла конкретного подтверждения в массовой практике, хотя 62% преподавателей ставят целью способствовать развитию личности студентов при организации образовательного процесса. Контент-анализ суждений педагогов в ответах на вопросы об осмыслении своей деятельности позволил сделать следующие выводы: 27,2% педагогов относятся к высокому уровню, 62,8% - к среднему. Результаты констатирующего замера представлены в таблице.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности. — М.: Издательство Наука", 1980. — 335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296с.
  4. Ю.П. Искусство воспитывать.- М.: Просвещение, 1985.- 448с.
  5. Ш. А. Здравствуйте, дети! — М.: Просвещение, 1988. — 208с.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск- Университетское, 1990. — 559 с.
  7. Ш. А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практики образования//Педагогика. — 2000. — № 1. — 11−18
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.-380с.
  9. .Г. Психология человека. Избранное. — Санкт-Петербург, 1997−90с.
  10. В.И. Проверь себя: десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236с. П. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. — М.: Народное образование, 1995.-160с.
  11. И.Д. К вопросу о развитии как философской категории //Философские науки. — 1987. — № 6. — 21−30
  12. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 37бс.
  13. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу //Вопросы психологии. — 1973. — № 4.- 173−180
  14. М. Психология счастья. — М.: Прогресс, 1990, — 336с.
  15. А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности — к культуре достоинства // Вопросы психологии.- 1990.- № 5 — 5 — 13
  16. А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — Зб7с.
  17. А.Г., Братусь Б. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1979. — № 4. -С.35
  18. А.Г., Ягодин Г. Л. Образование как расширение возможностей развития личности/ТВопросы психологии. — 1992. -№ 1−2 — 5−13
  19. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977.-254с.
  20. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы / Под ред. О. С. Газмана. — М.: Педагогика, 1989. — 150с.
  21. М.А. Кембриджский сертификат о знании английского языка// Иностранные языки в школе.- 1998. — № 2. — 83−86
  22. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. — 1990. — № 2.- 158
  23. Т.И. Пути управления самостоятельной работой студентов в процессе подготовки внеаудиторного чтения. //Методические рекомендации. — Благовещенск, 1997. — 32с.
  24. Т.И., Дмитриенко В. А., Колонтаевская Т. В. Английский язык. Учебное пособие по домашнему чтению для студентов специальности «Мировая экономика». — Благовещенск, 2001. — 39с.
  25. Т.И., Колонтаевская Т. В. Обсуждаем проблемы воспитания. Учебное пособие по английскому языку. — Благовещенск, 1997. -80с.
  26. Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. — 1995. — № 3. — 103−129
  27. М.М. Проблемы поэтики Достоевского — М.: Сов. Россия, 1979. — 318с.
  28. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.- 444с.
  29. А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. Науч.-теорет. пособ. — М.: Высш. шк., 1989.- 103с.
  30. Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. — 383с.
  31. Н.А. Самопознание. — Д.: Лениздат, 1991. — 395 с.
  32. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Изд-во «Правда», 1989.-607с.
  33. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы — СПб, 1995. — 382с.
  34. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420с.
  35. В.В. Персонифицированное образование/ТПедагогика. — 1998.- № 2.-С. 12−17
  36. B.C. От науконаучения — к логике культуры. — М.: Политиздат, 1991.-412с.
  37. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе.-2001.- № 4.- 5−7
  38. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. — 1994. — № 5. — З — 10
  39. М.Р. Психология личностного роста. — М., 1995. — 64 с.
  40. П.П. Педология. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 297с.
  41. Т. К 2000 летию. //Высшее образование в России.- 2000. — № 2. — 103−105.
  42. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-199с.
  43. А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983.-272с.
  44. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психолог и и. — 1 9 9 4. — № 1.-С.122−127
  45. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения .//Советская педагогика.-1990.-№ 12.-С.65 — 71
  46. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) -М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  47. Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Изд-во: Ин-т практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
  48. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. — 1995. — № 4. — 29 — 36
  49. Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК — Ростов-н-Д: Творч. Центр «Учитель», 1999.- 560с.
  50. Н.В., Реан А. А. Педагогика.Учебник для вузов — СПб: Питер, 2000.- 191−192
  51. Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. — 1993.-№ 1.-С.104−113
  52. .С. Аномалия личности. — М.: Мысль, 1988. — 304с.
  53. .С. К проблеме нравственного сознания. К культуре уходящего века // Вопросы психологии.- 1993. — № 10. — 6−14
  54. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М.: 1999.
  55. М. Проблема человека. — Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998. — 96с.
  56. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. //Вестник высшей школы. — 1997. -№ 3. — 25−38
  57. Л.П. Человек: Деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978.- 216с.
  58. Буякас Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами// Вопросы психологии. — 2000.- № 1. — 96-
  59. А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. — 1997.- № 3. — 15−20
  60. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. — М.: Высш.шк., 1991. — 207с.
  61. .Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в 20 веке// Иностранные языки в школе. — 2001. — № 2. — 23−29
  62. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. Учебн. пособие для студ. пед. вузов/Сост. и научн. ред. B.C. Мухина, А. А. Хвостов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 624с.
  63. К.Н. Современные методические разработки в педагогике США. — М.: Знание, 1977.-64с.
  64. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза. Всероссийская научно-практическая конференция — Москва, 2000.- 273с.
  65. Е.Г. Педагогические условия развития у педагога способно- сти к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Хабаровск, 1999.- 23с.
  66. .З. Учитель: профессиональная духовность// Педагогика. — 1995.-№ 2.-С.48−52
  67. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1990. — 533с.
  68. Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области обучения иностранным языкам// Иностранные языки в щколе. — 2000. — № 5. — 6−11
  69. Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М.: Мысль, 1977. — Т.З.-С.74
  70. B.C. Философия образования.-М.: Московский психолого- социальный институт. Флинта, 1998. — 432с.
  71. B.C. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры//Педагогика. — 1998. — № 2. — 49−57
  72. СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв.ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448с.
  73. Л.Я. Психология эмоциональных отношений.- Издательство Московского университета, 1987. — 175с.
  74. Е.Л. Возможности личностного саморазвития студента технического вуза в поисковых подходах к обучению. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Хабаровск, 1999.- 19с.
  75. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «Мировая экономика». — Москва, 2000. — З
  76. Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения как педагогическая проблема / Автореф. дис. канд. пед. наук. — Хабаровск, 1995. — 21с.
  77. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. — М.: Из- дательство MCKA, 1993. — 1б5с.
  78. М.Т. Позиции и амбиции//Высшее образование в России.-1999. -№ 2. -С.61−71
  79. Э.Н. Образование личности. — М., 1994. — 136 с.
  80. В.А. Концепция активности учащихся в обучении в ее основных идеях. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. — 46с.
  81. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 2 3 9 с.
  82. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1957.- 515с.
  83. Диагностика успешности учителя: Сб. метод, материалов для руководителей школ./ Сост. Т. В. Морозова. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 94с.
  84. В.М. Личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Хабаровск, 2000.-21с.
  85. А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема// Педагогика. — 2001. — № 4.- 48−54
  86. Л.В. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1990. — 418с.
  87. Г. П. Педагогические условия развития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Хабаровск, 1997. — 23с.
  88. В.В. Психология детства./Отв.ред. и сост. П. В. Алексеев.- М.: Школа-Пресс, 1996. — 336с.
  89. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.-222с.
  90. М. Креативная технология и образование// Высшее образование в России. — 1999. — № 3. — 101−103
  91. В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика. — 1997.- № 5.-С.З-16
  92. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Триола, 1994. — 304с.
  93. СИ. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 150с.
  94. Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — 462с.
  95. Г. Народное образование в свете тенденции демократиза- ции//Вестник высшей школы. — 1996. — № 2. — 25−27
  96. Е.Н. Искусство общения: Из опыта работы. — М., 1982. — 112с.
  97. Е.Н. Шаги навстречу: Из опыта работы учителя. — М., 1986. — 32с.
  98. Е.Н., Мертенс С В . Давайте соберемся… Новые возможности урока общения. — М.: Школа Пресс, 1994. — 128с.
  99. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. — М.: Изд-во Флинта, 1998. — 192с.
  100. Каган М. С Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988.-319с.
  101. Каган М. С, Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. — 1988. — № 4. — 25−34
  102. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1991.-136с.
  103. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — М.: Педагогика, 1995. — 108с.
  104. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 190с.
  105. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Не- дагогика, 1990.- 144с.
  106. П.Ф. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1982. — 704с.
  107. В.А. Без звонка на перемену. — Челябинск: Южно-Уральск. кн. изд-во, 1977. — 176с.
  108. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Новая школа, 1996. — 160с.
  109. Карлгрен, Франс. Воспитание к свободе/ Пер. с нем. — М.: Московский центр вальдсдорфской педагогики, 1992. — 272с.
  110. А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки// Педагогика. — 1998. — № 2.- 17−22
  111. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. — Издательство Московского университета, 1986.-176с.
  112. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. — М.: Наука, 1997.-223с.
  113. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. //Педагогика. — 1996.- № 2. — 14−21
  114. Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным. // Вопросы философии. — 1992. — № 12.
  115. И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект. // Вопросы психологии. — 1992.-№ 1−2.-С. 13 8−146
  116. Л.Н. Цель и смысл жизни человека.-М.: Мысль, 1984.-252с.
  117. Г. М., Коджаспаров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия». — 176с.
  118. Я.М., Устинова Е. С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого?// Иностранные языки в школе. — 2000. — № 1. — 28-
  119. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-335с.
  120. Кон И. С. Открытие Я. — М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  121. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. -254с.
  122. Н.И. Словарь — справочник практического психолога. — Воронеж, 1996.-224 с.
  123. Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка// Иностранные языки в школе — 2000. — № 4. — 57-
  124. Я. Воспитание личности.- М.: Просвещение, 1992. — 286с.
  125. Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательной цели// Иностранные языки в школе. — 2001. — № 1. — С .9−14
  126. ., Крупнов А. Гуманизация — системообразующий фактор// Высшее образование в России. — 1999. — № 3. — 73−77
  127. .Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии. — 1995.-№ 6. — 9 — 20
  128. В.В. Воспитание или образование?// Педагогика. — 2001. — № 3.-С.З-10
  129. В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. — 1994. — № 6. — 24−31
  130. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). — М.: Педагогика, 1977. — 264с.
  131. Н.К. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1988. — 430с.
  132. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990. — 142с.
  133. Л.Н., Кузнецов М. Е. Личностно ориентированный аспект подготовки учителя// Электронный журнал «Педагог». — 1999. — № 7.
  134. Н.В. Способности, одаренности, талант учителя. М.: Педагогика, 1985.- 186с.
  135. С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе формирования навыков иноязычного общения// Иностранные языки в школе. — 1998. — № 5. — 11−17
  136. Л.Н. Воспитать себя. — М.: Просвещение, 1991. — 143с.
  137. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-315с.
  138. Л.Н. Саморазвитие личности как основание обновления образования. — Хабаровск, 1991. — 48с.
  139. Культура современного урока. — М.: Педагогическое общество России, 2000.-112с.
  140. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основы готовности к самообразованию. — М.: Педагогика, 1977. — 152с.
  141. И.М. Инспектирование школ в Великобритании// Педагогика.-2001.-№ 3.-С.80−85
  142. Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. — М.: Знание, 1992. — 190с.
  143. В. Искусство быть собой. — М.: Знание, 1991. -253с.
  144. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  145. Н.С. Широта одаренности, призвание, судьба // Вопросы психо- логии. — 1996. — № 6. — 139−153
  146. А.А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. — 47с.
  147. А.А. Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365с.
  148. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.-304с.
  149. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999. — 487с.
  150. Д.А. Тест смысложизненных ориентации. — М.: Смысл, 1992. — 16с.
  151. И.Я. Дидактические основы методов обучения.'М.: Педагогика, 1981.-185с.
  152. И.Я. Развивающее обучение с диалогических позиций. //Педагогика. — 1996. — № 2. — 7−11
  153. И.Я. Философия образования «круглый стол «//Педагогика. -1995. — № 4. — 3−27
  154. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? — М.: Педагогика, 1982.-96с.
  155. Личность в воспитательной системе: общение и саморазвитие. — Хабаровск, 1995.-171с.
  156. М. Мой опыт нетипичен. — СПб.: Азбука, 2000. — 400с.
  157. М.К. Как я понимаю философию. — М. Прогресс, 1990. — 263с.
  158. М.К. Картезианские размышления. — М.: Прогресс. Культура, 1993.-352с.
  159. А.К. Психология профессионализма. — М.: Просвещение, 1996. — 309с.
  160. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1974.-239с.
  161. К., Энгельс Ф. Сочинения. — М.: Политиздат, 1974. — Т.42. — 146
  162. А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 479с.
  163. А. Новые рубежи развития человека // Современ. психология: теория и практика. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. -М.: Смысл, 1999.-423с.
  164. Е.А. Учебное общение на уроке английского языка. — Минск: Вышейш. школа, 1990. — 316с.
  165. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — № 6. — 1989. — 29−34
  166. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.-208с.
  167. А. Система и личность. — М. , 1996. — 128 с.
  168. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  169. B.C. Психология индивидуальности./Под редакцией Е. А. Климова. — Издательство: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -448с.
  170. Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам.//Иностранные языки в школе. — 1995. — № 5.-С.13−18
  171. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе — 2000. — № 4. — 9−15
  172. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе — 2000. — № 5. — 17−22
  173. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Иностр. яз.» — М.: Просвещение, 1990.-224с.
  174. А.А. Изучение иностранных языков- средство развития личности ученикаУ/Советская педагогика. — 1989. — № 6. — 13−18
  175. А.А., Бим И.Л., Биболетова М. З., Вайсбурд Л. М., Садомова Л. В. К проблеме аттестации учителей иностранного языка// Иностранные языки в школе. — 1995. — № 6. — З
  176. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии процесса жизнедеятельности педагога.- М.: «Сентябрь», 1999. — 190с.
  177. Г. С. Из опыта работы с международными E-mail проектами// Иностранные языки в школе — 2000. — № 4. — 54−57
  178. Н.С. Идеал — проблема выбора, или Воля к разуму // Вопросы философии. — 1995. — № 9. — 43−53
  179. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. — М.: Знание, 1983.-96с.
  180. А.В. Обшение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. — 111с.
  181. А.В. Общение школьников. — М.: Знание, 1987. — 80с.
  182. А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. -184с.
  183. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986. — 160с.
  184. А.Г. Человек как предмет философского познания. — Изд- во «Мысль». — М., 1972. — 191с.
  185. В.П. Психология отношений. — М.: Изд-во Ин-т практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995. — 356с.
  186. Народы, языки и культуры в третьем тысячелетии. Материалы международной конференции. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. -608с.
  187. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Мн.: Выш. шк., 1996.-522с.
  188. М.Н. Теоретические основы проектирования антропоориенти- рованного педагогического процесса. Докт. дисс. Хабаровск, 1999.-348с.
  189. Р.С. Психология в 3 кн. — М.: Просвещение: Гуманистический центр ВЛАДОС, 1995. — Кн.2. Психология образования. — 491с.
  190. Ни О. П. Педагогические условия личностно-профессионального саморазвития студентов экономического вуза в процессе обучения иностранному языку. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Хабаровск, 2000. — 21с.
  191. Ф. Стихотворения. М.: «Алфавит». -1991. -С.6
  192. Ф. Стихотворения. Философская проза. — СПб, 1993. — 292
  193. A.M. Принципы демократизации профессионального образования. // Педагогика. — 2000. — № 1. — 20−27
  194. Новые ценности образования: Образование и сообщество// Ред. О. С. Газман. — М.: Новатор, 1996. — 143с.
  195. Образование в поисках человеческих смыслов. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995.-216с.
  196. Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1991.-240с.
  197. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — 5−18
  198. А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. — 150 — 155
  199. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1995. -224с.
  200. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991.-287с.
  201. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987.-224с.
  202. А.Н. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. — М.: Знание, 1986. — 77с.
  203. А.Н. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. — 1992. — № 1−2.- 52−59
  204. А.Н. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1985.-352с.
  205. СР. Самоотношение как эмоционально- оценочная система. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 110с.
  206. .Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-С.178
  207. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — 223с.
  208. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвеще- ние, 1988.-223с.
  209. Педагогика. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 602с.
  210. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений /Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. и др. — М.: Школа Пресс, 1998.-512с.
  211. Педагогическая антропология. Учебное пособие/ Авт.-сост. Б.М. Бим- Бад. -М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576с.
  212. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989. — 557с.
  213. Перестройка и нравственность: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. — 1990. — № 7. — 3−22
  214. Л.М. Содержание образования с позиций самоидентификации личности // Педагогика. — 1997. — № 3. — 36−40
  215. А.В. Быть личностью. — М.: Педагогика, 1990. — 110с.
  216. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.-255с.
  217. А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. — М.: Российский открытый ун-т, 1992. — 342с.
  218. В.А. Личность в психологии: парадигмы субъективности. — Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1996. — 512с.
  219. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980.-240с.
  220. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.1. — 576с.
  221. Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе — 2001. — № 2. — 14−19
  222. Е.С. Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе. — 2000.-№ 1.-С.4−11.
  223. Е.С. Проблемы образования в канун XXI века //Электронный журнал «Эйдос» — 1998. — № 1.
  224. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М.: Новая школа, 1996.- 160с.
  225. Я.Н. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.-280с.
  226. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 136с.
  227. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. — Казань: Издательство Казанского университета, 1989. — 205с.
  228. Практическая психология для менеджеров. — М.: Информационно- издательский дом «Филинъ», 1997. — 368с.
  229. Преподавание английского языка в преддверии XXI века: Материалы междунар. конф./ На англ. яз. «Teaching Englishes: Preparing for the 21^' Century. — Хабаровск: Издат. дом «Частная коллекция», 1999. — 320 с.
  230. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М.: Прогресс, 1986. — 431с.
  231. Приоритеты современной педагогики: Мир — Экология — Сотрудничество / Под ред. Э. С. Соколовой, сост. B.C. Митина. — М., 1993. — 160 с.
  232. Проблемы воспитания и образования: Хрестоматия для студентов педа- готических ВУЗов по курсу «Педагогические теории, системы, технологии». Часть 1/Сост. Куликова Л. Н. и др. — Хабаровск, 1996. — 178 с.
  233. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М.: Наука, 1989. — 183с.
  234. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузы- рея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288с.
  235. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб: Питер, 2001.-480с.
  236. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. -416с.
  237. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. -544с.
  238. Реализоваться//Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М.: Издательство «Русский язык», 1981.-C.508
  239. А.А. Психология и педагогика. — М., Харьков: Минск, СПб: Питер, 2000. — 432с.
  240. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. — М.: Мир, 1994. — 319с.
  241. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.:ВЛАДОС, 1995.-529с.
  242. Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.: Просвещение, 1991.-287с.
  243. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Из- дат. группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480с.
  244. В.В. Сумерки просвещения. — М.: Педагогика, 1990. — 620с.
  245. Я. Обучение студентов речевому общению при формирова- НИИ профессиональных умений учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1979.-21с.
  246. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. — 704с.
  247. Л. Принцип творческой самодеятельности.//Вопросы философии. — 1989. — № 4. — 89−95
  248. Л. Человек и мир.-М.: Издательство «Наука», 1997. — 191с.
  249. И.И. Основы педагогики общения. — Минск: «Беларуская наука», 1988.-319с.
  250. Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педаго- гов//Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — 142−149
  251. Самоактуализация// Еникеев М. И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юрид.лит., 1997.-С. 170
  252. Самоутверждение// Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. К. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. -С.344
  253. Г. И. Диалектический подход к осмыслению категории «зна- ние»//Педагогика. — 2001. — № 3. — 10−16
  254. В.В. Личностно ориентированное образование//Педагогика. — 1994. -№ 5.-С.16−21
  255. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272с.
  256. М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1980.-96с.
  257. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятель- f ность. — М.: «Издательство Магистр», 1997. — 224с.
  258. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности — М.: Школа Пресс, 1995.-384с.
  259. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект Пресс, 1995.- 271с.
  260. Л. Воспитание творчеством. — М.: Знание, 1978. — 95с.
  261. Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования.// Иностранные языки в школе. — 2001. — № 4. — 8−11
  262. B.C. Смысл любви. Избранные произведения. — М.: Современник, 1991.-525с.
  263. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991.-239с.
  264. Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества// Вопросы психологии.- 1991.-№ 5. -С.5−14
  265. В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения// Вопросы психологии. -1991. — № 5. — 98−103.
  266. Л.А. Генезис содержания общего образования /гуманистический аспект / - Хабаровск, 1994. — 100с.
  267. Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. -272с.
  268. В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во Московского университета, 1984.-284с.
  269. В.А. Как воспитать настоящего человека. — Минск: Нар. Асвета, 1978.-288с.
  270. В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Рад. школа, 1972. — 244с.
  271. Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов// Иностранные языки в школе — 2000. — № 5. — 63−68
  272. А. Высшее образование в перспективе 21 столетия // Педагогика. -2000. -№ 1. -С .3 -10
  273. .М. Избранные труды: В 2-х томах.- М.: Педагогика, 1985. — Т.1.-328С.
  274. Н.В. Самореализация личности дошкольника в обучении как педагогическая проблема. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Хабаровск, 1999. — 19с.
  275. В., Рубин Ю., Самойлов В., Шевченко Ю. Информационные технологии для будущих экономистов// Высшее образование в России. -1999.-№ 1.-С.113−116
  276. В.А. Стили профессиональной деятельности. — М.: Смысл, 2000. — 199с.
  277. О.А. Педагогические возможности учебных заданий в реализации идеи диалога. Автореферат дис. канд. пед. наук. — Владимир, 2000. -20с .
  278. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. — Т. 5. — М.: Педагогика, 1990.-528с.
  279. Е.В. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. — Хабаровск, 1998.
  280. Л. Избр. философ. Произведения: В 2 т. — М.: Госполитиздат, 1955.-Т.1.-С.496
  281. Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка// Советская педагогика. — 1989. — № 5. — 71−77
  282. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе /М.: Пе- Jb- дагогика, 1989. — 206с.
  283. Д.И. Психология становления личности. — М., 1994. — 192с.
  284. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе.— М.: Просвещение, 1987. — 207с.
  285. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И.В. Дубровиной- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1987.-184с.
  286. Л. Смысл жизни//Вопросы философии. — 1990.- № 6. — 68−131
  287. В. В поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 367с.
  288. Л.Н., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991. — 228с.
  289. Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: ACT-ЛТД, 1998.-672с.
  290. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. /Общ. Ред. и послесл. П. С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1989. — 272с.
  291. Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990. — 330с.
  292. М. Разговор на проселочной дороге. — М.: Высш. шк., 1991. — 192с.
  293. И.Ф. Педагогика. — М.: Высш. шк., 1990. — 575 с.
  294. И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание //Советская педагогика. — 1990. — № 12. — 28−35
  295. К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. Перевод с английского Е. И. Замфир под ред. Проф. М. М. Решетникова.-СПб: совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997.-316с.
  296. Хрестоматия по возрастной психологии: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.-256с.
  297. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. Папуш М. — М., 1995.-164с.
  298. Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. и вступ. очерки А. Крассел и А. Новгородцевой. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.-416с.
  299. Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987. — 407с.
  300. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997. — 278с.
  301. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М., 1995. — 288с.
  302. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М.: Знание, 1986.-80с.
  303. В.Э. Обзор материалов симпозиумов. Вопросы психологии. — 1999. -№ 4. — 56−57
  304. В.Ф. Точка опоры. — М.: Педагогика, 1987.- 158с.
  305. СТ. Работа для будущего. — М.: Просвещение, 1989. — 222с.
  306. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. — 1991.-№ 1.-С.44−52
  307. В.Н. Г.С. Батищев: в поисках истины пути и жизни // Вопросы философии. — 1995. — № 3. — 95
  308. Е.В. Воспитание достоинства личности младших школьников как условие их саморазвития. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1999. -427с.
  309. Школа диалога культур. Основы программы. — Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1992. — 96с.
  310. Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. — Минск: ТПЦ Полифакт, 1992.-127с.
  311. Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки /Пер. с нем.-М.: «Парсифаль». (Издательство Московского центра вальдорфской педагогики), 1993. — 40с.
  312. B.C. Философские подходы к педагогической теории.// Советская педагогика. — 1990. — № 12. — 60−65
  313. B.C. Человек как цель воспитания //Педагогика. — 1992. — № 3−4. — 37
  314. Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.- 188с.
  315. Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. — М.: Высш. школа, 1974. — 121с.
  316. М.П. Объять необъятное: Записки педагога. — М.: Педагогика, 1986.-176с.
  317. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 1998.- 250с.
  318. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560с.
  319. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. -344с.
  320. Юнг К. Г. Психологические типы. — М.: Университет, кн.: ACT, 1998. — 715с.
  321. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  322. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии.- 1995.- № 2. — 31−41
  323. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. //Педагогика. — 1995. — № 3. — 31−42
  324. Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики// Педагогика. — 2001. -№ 1. -С .З -10 .
  325. К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991. — 527с.
  326. Anderson L. Education with, а Global Perspective: Avenues for Change, in «Next Steps In Global Education: A Handbook for Curriculum Development» written and edited by Willard M. Kniep, The American Forum, 1987.
  327. Bastidas J.A. The Teaching Portfolio. A Tool to Become a Reflective Teacher// Forum. — Vol 34 — No 3 — 1996 — Pp. 24−30
  328. Christison M. A. Cooperative Learning in the EFL Classroom, in «Teacher Development: Making the Right Moves. Selected articles from the English Teaching Forum 1989−1993 edited by Thomas Krai. Pp.5−11
  329. Davis E.C., Nur П., Ruru S.A. Helping Teachers and Students Understand 1. earning Styles// Forum, 1994. — Vol 32- No 3 — Pp. 12−18
  330. Jones L., Alexander R. New International Business English. Student’s Book — Cambridge University Press, 1996. — 176p.
  331. Kagan S. Cooperative Learning: Resources for Teachers. — University of Cali- fomia, 1985.-156р.
  332. Klippel F. Keep Talking. — Cambridge University Press, 1998. — 202p.
  333. Penny Ur and Wright And. Five-minute Activities. — Cambridge University Press. — 195p.
  334. Rivers W. H. Communicating Naturally in a Second Language: Theory and Practice in Language Teaching. — Cambridge, 1983. — 229p.
  335. Sanders N.M. Classroom Questions: What Kinds? — Murray Printing Company, 1996.- 176p.
  336. Self-realization//The Oxford Dictionary of Current English. — Oxford University Press, 1992.-P.827
  337. Shlechty Phillip C. Schools for the 21st century. Leadership Imperatives for Educational Reform. San Francisco, 1990. — P.7
  338. Villiers S. Sharing Our Understanding of the «Communicative method"// Иностранные языки в школе. — 2000. — № 3. — 21−23
Заполнить форму текущей работой