Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние музыки на развитие духовного мира личности на примере хорового пения

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Музыка выдвигает на авансцену роль восприятия. Восприятие основано на активном пробуждении в человеке его эмоций, мыслей, миропонимания; будит в нем ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, всю цепь чувств, переживаний, испытанных им ранее. Мир человека входит важнейшей составной частью в мир, создаваемый композитором. Воспитание способности к адекватному восприятию музыкального произведения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА
    • 1. 1. Специфика музыки как вида искусства
    • 1. 2. История развития музыки
    • 1. 3. Жанры музыки и ее место в художественной культуре
  • ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
    • 2. 1. Значение музыки для принятия социального опыта и возвышения в человеке чувства добра и справедливости
    • 2. 2. Значение музыки для познания мира и формирования чувства прекрасного
  • ГЛАВА 3. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ, ЕГО СПЕЦИФИКА И ТРАДИЦИИ В РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
    • 3. 1. Хоровое пение, как музыкальное искусство
    • 3. 2. Воспитывающая и организующая сила хоровой музыки и ее роль в формировании духовного мира человека
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Влияние музыки на развитие духовного мира личности на примере хорового пения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Музыка является неотъемлемой частью жизни человеческого общества, имеет огромную силу эмоционального воздействия, играет большую роль в формировании внутреннего нравственного облика и духовного мира человека. На протяжении всей истории человечества музыка занимала одно из основных мест как система формирования личности. Она рассматривалась как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной.

Музыка — это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается ребенком. Несмотря на то, что это лишь подсознательное восприятие, он сразу начинает разделять музыку на «хорошую» и «плохую», т. е. на ту, которая ему нравится и ту, которая ему не нравится, и, соответственно, проявляет свое удовольствие или, наоборот, огорчение. Таким образом, музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение. Она является неиссякаемым источником, способным разбудить чувства, воображение, фантазию, а также повлиять на мировоззрение.

Музыка обращена ко всем и к каждому. Ее взаимосвязь с личностью чрезвычайно глубока и дифференцирована. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими видами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом — это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, — формирования вкуса.

Трудно переоценить сегодня значение музыки в эстетическом, нравственно-духовном и патриотическом воспитании людей. При общении с музыкой человек автоматически присваивает себе общечеловеческие ценности, вначале на подсознательном, а затем и на сознательном уровне осуществляется преобразование личности, постольку поскольку музыкальное искусство в силу своей природы позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающего мира в их диалектической взаимосвязи. Музыкальное искусство является неотъемлемым фактором познания истины, добра и красоты.

Музыка выдвигает на авансцену роль восприятия. Восприятие основано на активном пробуждении в человеке его эмоций, мыслей, миропонимания; будит в нем ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, всю цепь чувств, переживаний, испытанных им ранее. Мир человека входит важнейшей составной частью в мир, создаваемый композитором. Воспитание способности к адекватному восприятию музыкального произведения позволяет развить способность к адекватному восприятию окружающего мира и человека в нем.

К сожалению, до последнего времени воспитательная роль музыки в процессе формирования личности испытывает постоянную тенденцию к утере самостоятельной ценности. Сегодня многих, особенно молодежь, захлестнула «железная музыка» — лязг железа и шум ударных. Любой школьник назовет исполнителей зарубежной и отечественной поп-музыки. Но не назовет наших, всемирно известных, профессиональных певцов, музыкантов, композиторов и не споет, фактически, ни одной народной песни. Положение резко усугубляется тем, что в старших классах задолго до окончания школы обязательные уроки музыки прекращаются и в сознании подростков господствуют средства массовой информации. Безусловно, средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование музыкального вкуса. Представленные наиболее полно в музыкальной массовой культуре, они ориентированы преимущественно на удовлетворение развлекательных потребностей, на передачу упрощенного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя.

Горько признаваться в том, что современная поп-культура затягивает людей в мир отчужденности от понимания значимости слова «музыка», ее огромной силы воздействия на приобретение и сохранение духовных ценностей. Музыка не диктует конкретных поступков, но от нее во многом зависит, какие силы она придаст жизни, что высвободит, а что оттеснит вглубь сознания. Процесс воздействия музыки на формирование личности следует усилить. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Необходимо остановить волну духовной опустошенности детей и молодежи и далеко не последнюю роль в этом может играть хоровое пение. Как форма духовной культуры и специфический вид музыкальной деятельности человека хоровое пение обладает большим социокультурным потенциалом, определяющим его значение в жизнедеятельности общества, влияя на все стороны сознания и деятельности человека, улучшая, совершенствуя и облагораживая его внутренний духовный мир. Таким образом, актуальность изучения данной темы является очевидной. Изучение теории воспитательной функции музыки позволяет обнаружить механизмы ее воздействия на личность, создает базу для философско-педагогических обобщений.

Объект исследования — музыка как целостный феномен культуры.

Предмет исследования — функции музыки и ее влияние на развития духовного мира на примере хоровой музыки.

Цель дипломной работы заключается в изучении влияния музыки на личность, ее роль в формировании духовного мира человека. Определение роли и места музыки в современном обществе в контексте его социально-экономической трансформации.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— рассмотреть специфику музыки как вида искусства;

— изучить историю развития музыки, ее значение в художественной культуре и место в синтетических видах искусства;

— рассмотреть отдельные виды музыкального искусства;

— изучить значение музыки в жизни человека;

— изучить роль музыки в формировании духовного мира человека на примере хорового пения.

Степень изученности проблемы: Еще издревле человечество пыталось постичь тайны музыкального искусства в его специфическом воздействии на человека, что породило в свое время разнообразие философско-эстетических концепций. Начиная с Пифагора в античности этой проблемой занимались Платон, Аристотель и их последователи.

В Средние века проблеме функций музыки уделяли внимание Климент Александрийский и его приемник Афанасий, Августин Аврелий и Григорий Великий, Боэций, Бернар Клервосский, Фома Аквинский и др.

В Новое время этой проблемы касались Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, Дж. Б. Вико, Э.Б. де Кондильяк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Г. Баумгартен, И. Г Зульцер, М. Мендельсон, Г. Э. Лессинг, и др. Великие немцы И. Кант, И. В. Гете, Ф. Шиллер, Г. В. Ф. Гегель также не обошли стороной эту проблему.

Проблема функций музыки выше перечисленными мыслителями решалась в рамках общефилософских проблем и теорий, а также, начиная с эпохи Возрождения, в рамках проблемы функций искусства. Проблемой становления музыки как искусства в наши дни занимались О. А. Апраксина, О. П. Радынова, Г. Я. Лешакова, В. С. Уколов, Е. Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А. Г. Юсфин и многие другие ученые.

Научная новизна работы заключается в следующих результатах:

— разработана последовательность познавательных процедур функций музыки как целостного феномена культуры. Эта последовательность состоит из: установления сущности музыки и места в картине мира; выявления функций музыки;

— выявлены и проанализированы функции музыки.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы являются основанием для теоретических и эмпирических исследований проблем, связанных с ролью музыки в формировании духовного мира человека.

Методы исследования. Поскольку музыка выступает как целостный феномен культуры, то в качестве исходного методологического основания исследования выступил целостно-системный подход, использовались аналитический, исторический, сравнительный методы изучения.

Структура работы отражает логику исследования и порядок решаемых задач. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аристотель. Поэтика. — М.: 1957.
  2. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. T.I. — M.: Искусство, 1968.
  3. И. Критика способности суждений. — СПб., 1995.
  4. И. Сочинения: В 6 т. Т. 5. — М., 1966.
  5. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение, способствовало ли возрождение науки и искусств улучшению нравов?// Руссо Ж.-Ж. Избр. соч: В Зт.-T.I. -M., 1961.
  6. В. А. Избран. пед. соч. в 3-х т. — Т.1. — М., 1979.- 560 с.
  7. В. А. О воспитании. — М., 1975.
  8. А. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. — Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919.
  9. Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.
  10. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  11. И.В. «Адекватность» музыкального восприятия как педагогическая проблема // Музыковедение. — 2004. — № 1.
  12. М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Муз. современник. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1987.
  13. . Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Просвещение, 1989. — 224с.
  14. . Русская музыка XIX и начала XX веков. — Л., 1986.
  15. .В. Избранные труды. М., 1952. Т. 1.
  16. Т.А. Эмпатия и восприятие музыки // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1989 — 156 с.
  17. Д. И., Канапацкий А. Я. Истинность музыки: философско-онтологический аспект / Д. И. Бахтизина, А. Я. Канапацкий.- Уфа: РИО БашГУ, 2006.- 100 с
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  19. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. Типы восприятия // Музыкальная психология: Хрестоматия. — М., 1992 — 210 с.
  20. .А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. — 280 с.
  21. Ю. Б. Эстетика.- 4-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988.- 490 с.
  22. , Л. М. Восприятие и основы его моделирования / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л.: Издательство Ленинград. ун-та, 1964. — 194 с.
  23. Т.Е., Писарева И. В. Воспитание музыкой.- М.: 1991. — 50 с.
  24. Т.В. Художественное восприятие как форма общения: Дис. …канд. филос. наук. — Л., 1983. — 185 с.
  25. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. М.: Музыка, 1980 — 256 с.
  26. Л.С. Психология искусства /Л.С.Выготский. — М., 1987.
  27. Э. — Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Искусство в школе. — 1992. — № 2. с. 51−54.
  28. , А.Б. Бытие музыкального образа: онтолого-гносеологический анализ: автореф. … канд. филос. наук. — Казань, 2000. — 16 с.
  29. Л.В., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989 — 206 с.
  30. Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве / Л. С. Зорилова; Федер. агентство по культуре и кинематографии. — Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2008. —. — 253 с.
  31. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. — М.: Смысл, 2001.- 252с.
  32. Из истории русской и советской музыки. Вып. 1−3. — М., 1971−1978.
  33. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2 — е изд. Испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  34. М. Музыка в мире искусств // Советская музыка. — М., 1987. № 3.
  35. Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высш. Шк., 1990. — 303 с.
  36. , Г. Г. Ценность музыки: философский аспект/ Г. Г. Коломиец. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 531 с.
  37. В. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке ХХ в / В. Конен — М.: Музыка, 1994. — 80 с.
  38. А. Д., Платонов Г. В. Духовность и проблема воспитания // Высшее образование в России. — 1998. — № 1. — С. 124−127.
  39. Краткий музыкальный словарь / Сост. А. Должанский. — М., 1964.
  40. Е. И вновь о сверхзадаче // Музыка в школе. — 1987. — № 2. — С. 6 -11.
  41. Т.М. Социокультурный потенциал хорового искусства // Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI веке: Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. — Чита: изд-во ЗабГГПУ, 2006. — Ч. 1. — с. 98−104.
  42. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 185с.
  43. Т. История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века): Учебник в 2-х тт. Т. 1. — М.: Музыка, 1983. — 696 с.
  44. А.Ф. Античная музыкальная эстетика // Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.
  45. В.В. Музыка в семье искусств // музыкальное воспитание в школе. — 1984. — № 1. — 31−35.
  46. В.В. Таинственные энергии музыки // Музыкальная академия. — 1992. — № 3. — с. 54−57.
  47. Мелик — Пашаев А. А. Тайны музыки в контексте педагогики //Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития» / Под ред. Е. Д. Критской, Л. В. Школяр. — М., 1999.
  48. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. — М., 1986.
  49. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост., общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. — М.: Музыка, 1966. — 547 с.
  50. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.еков. Сборник текстов. М.: Музыка, 1971. — 688 с.
  51. Музыкальное воспитание в школе/ Сост. О. А. Апраксина — М., 1978. Вып.13.
  52. Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  53. М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368с.
  54. Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. — М.: Наука, 1993. — 478 с.
  55. Проблемы музыкального мышления.- М.: Музыка, 1974.- 336с.
  56. О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение, 1990. — 158 с. Радя, В. В. Основания генезиса музыки в первобытности: дис. … канд. искусств. наук / В. В. Радя. — Екатеринбург, 1999. — 24 с.
  57. С.Х. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки: Избранное. М., 1980.
  58. С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. — М.: Музыка, 1972. — 168 с.
  59. , Т.Б. Музыка, неслышимая музыка, неслышимое в музыке и наука / Т. Б. Романовская; отв. ред. Е. В. Пермяков // Музыка и незвучащее. — М.: Наука, 2000. — с. 14−24.
  60. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Ст. и исслед. — Л.: Совет. композитор, 1980. — Вып. 1. — 296 с.
  61. А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы / А. Сохор; Ред.-сост. Д. Дараган. ЛГИТМИК // Вопросы социологии и эстетики музыки: Ст. и исслед. — Л.: Сов. композитор. Ленинград. отделение, 1983. — Вып. III. — с. 129−142.
  62. , А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А. В. Сохор. — Л.: Советский композитор, 1981. — 293 с.
  63. Г. С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психол. журн. 1994., т. 15. № 6. с. 130−132.
  64. . М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — 536 с.
  65. В.С., Рыбакина Е. Л. Музыка в потоке времени. М.: 1988. — 370 с.
  66. А.А. Музыка и эстетика. Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. — Л. Изд-во Музыка. 1976. 208 с.
  67. В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие.- СПб.: Лань, 2000.- 320 с.
  68. Т. В. Музыка в истории культуры. Монография. В двух томах. Долгопрудный, «Аллегро-пресс», 1994 (2-е изд.: однотомник (344 с.), Бишкек, «Фонд Сорос-Кыргызстан», Фирма «Айбек», 1996).
  69. Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994, вып. І, с. 23−28.
  70. О.А. Музыкально-эстетическое воспитание личности.// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4. 1998. с. 85−98
  71. Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошк. восп. 1992. № 9−10. с. 39−42
  72. Эстетическое воспитание в современном мире (теория и практика эстетического воспитания за рубежом). М., 1991. — 237 с.
Заполнить форму текущей работой