Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения цели совершенствования теоретических, организационных и правовых основ прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел, автор проанализировал теоретические разработки таких ученых, как Ф. Г. Абдуллаев, А. Т. Боннер, Г. В. Атаманчук, JI.H. Бахрах, Д. М. Овсянко… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ДОЗНАНИЕМ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СЛЕДСТВИЕМ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 1. Исторический и правовой аспект организации прокурорского надзора
    • 2. Понятие, принципы и правовой механизм организации деятельности прокуратуры по реализации функции надзора

    Глава 2. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУБЪЕКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

    § 1. Организация и функции прокурорского надзора за оперативнорозыскной деятельностью.

    § 2. Функционально-организационный механизм прокурорского надзора за осуществлением дознания и предварительного следствия.

    Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУБЪЕКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью укрепления законности и правопорядка в условиях существующих проблем в экономике, снижения жизненного уровня населения, осложнением криминогенной обстановки в Российской Федерации, активизацией криминальной деятельности организованных преступных групп, увеличением числа тяжких и особо тяжких преступлений. Тенденции криминализации в обществе создают угрозу национальной и общественной безопасности, противодействуют обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Большая роль в решении задач противодействия преступности отводится органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, находящимся в органах внутренних дел.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия существуют проблемы, которые не дают возможности соответствующим субъектам и другим правоохранительным органам достигать более эффективных результатов в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии, расследовании преступлений, розыске преступников. Это также препятствует оптимизации оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

Правовая реформа в России большое внимание уделяет надзору и контролю за состоянием законности в государстве. Эта ответственная миссия преимущественно возложена на прокуратуру Российской Федерации. Одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

При надзоре за законностью деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокуратура обязана, с одной стороны, способствовать им в решении стоящих перед ними задач по противодействию преступности, с другой — путем организации и осуществления прокурорского надзора обеспечивать защиту охраняемых Конституцией Российской Федерации, отраслевым законодательством прав и свобод граждан, попавших в сферу оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия. Создавая реальные возможности для реализации ими своих прав и свобод, органы прокуратуры и субъекты, осуществляющие дознание и предварительное следствие, взаимодействуя между собой, обязаны принимать меры для защиты от преступных посягательств общественных и государственных интересов.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, должен быть приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в целях соблюдения ими законности, повышения эффективности деятельности в борьбе с преступностью.

Недостаточная разработанность в теоретическом и прикладном плане вопросов конкретизации сущности, целей, задач, функций, предмета, форм, методов, средств, правовых основ, организации, методики и тактики прокурорского надзора, а также изложенные выше обстоятельства предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования как актуального, представляющего теоретическую и практическую значимость.

Степень разработанности темы исследования. Различные аспекты, относящиеся к прокурорскому надзору, контролю, обеспечению законности в сфере оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, нашли отражение в работах А. Ф. Козусева, Ю. В. Кореневского, М. Е. Токарева, В. Н. Осипкина, Ф. Н. Багбутдинова, А. Б. Соловьева, М. Н. Филиппова, A.A. Чувилева, А. Н. Балашова, A.A. Курбанова, В. И. Баскова, O.A. Кожевникова, А. Б. Ломидзе, М. Б. Токарева, К. Д. Бурмистрова, Т. О. Шандирова, Б. А. Комлева, Б. Н. Рябова, И. Б. Крылова и др.

Однако комплексного исследования, предметом которого являются теоретические, организационные и правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел, не проводилось.

Анализ существующих научных трудов позволяет сделать вывод о том, что явно недостаточно теоретически разработаны: организационный механизм деятельности прокуратуры по реализации функции надзорасистема организации прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних делнаправления совершенствования системы прокурорского надзора за исполнением законов оперативными подразделениями и субъектами, осуществляющими дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел.

Перечисленные проблемы являются актуальными. Их теоретическое, организационное, правовое и методическое разрешение позволит повысить эффективность реализации прокуратурой функции надзора, обеспечить законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, повысить результативность деятельности соответствующих субъектов по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Предмет исследования — теоретические, организационные, правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел.

Цель исследования — разработка теоретических, организационных, методических, правовых основ осуществления прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел.

Для достижения этой цели диссертантом решены следующие задачи теоретического и эмпирического характера.

1. Проанализирован исторический и правовой аспект организации прокурорского надзора.

2. Дана характеристика понятию, принципам и правовому механизму организации деятельности прокуратуры по реализации функции надзора.

3. Исследована система организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

4. Раскрыты функции прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

5. Исследован функционально-организационный механизм прокурорского надзора за осуществлением дознания и предварительного следствия.

6. Разработана система совершенствования прокурорского надзора оперативными подразделениями и субъектами, осуществляющими дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составил общенаучный диалектический метод познания. В целях получения достоверных результатов и их научного обоснования комплексно использовались методы исторического, системного и сравнительного анализа, статистический метод и методы конкретно-социологических исследований.

Юридической базой диссертационного исследования явились Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Для достижения цели совершенствования теоретических, организационных и правовых основ прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел, автор проанализировал теоретические разработки таких ученых, как Ф. Г. Абдуллаев, А. Т. Боннер, Г. В. Атаманчук, JI.H. Бахрах, Д. М. Овсянко, И. Л. Бачило, А. Е Лунеев, А. П. Алехин, A.A. Кармолицкий, В. Т. Квиткин, В. И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс, A.A. Аксенов, В. И. Старков, А. И. Яковлев, В.М. Горш-нев, И. Б. Шахов, В. К. Звирбуль, Ф. М. Кобзарев, А. Ф. Смирнов, H.A. Якубович, Е. А. Маркина, А. Казарина, М. Н. Зотов, К. В. Степанов, А. Залуж-ный, В. Г. Ульянов, М. К. Кислицын и др.

Научная новизна исследования обусловлена его объектом, предметом, целью, решенными задачами, а также тем, что подобного рода комплексных работ теоретического, организационного, правового и методического характера не было.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые достигнуты результаты, представляющие более совершенную научную основу организации прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел. В диссертации впервые реализован историко-правовой подход к исследованию проблем прокурорского надзора, раскрыты особенности его организации и осуществления в такой сфере деятельности, как оперативно-розыскная. Это является относительно новым видом прокурорского надзора, практика которого имеет непродолжительное время, требует организационного и правового совершенствования. Новизну также составляют учет измененных подходов к оптимизации деятельности подразделений, осуществляющих дознание и предварительное следствие, и повышение в этом роли прокуратуры посредством реализации надзорной функции.

К новизне исследования относится раскрытый в диссертации теоретико-прикладной подход к системе организации деятельности прокуратуры за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел, а также направления совершенствования данного вида прокурорской деятельности.

В соответствии с объектом, предметом, целью, задачами исследования на защиту выносятся следующие новые научные положения, составляющие теоретические, организационные, правовые, методические основы прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел.

1. Результаты анализа развития правовых основ организации прокурорского надзора.

2. Теоретическая характеристика понятия, принципов, правового механизма организации деятельности прокуратуры по реализации функции надзора.

3. Характеристика проблем в сфере прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Система организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

5. Функционально-организационный механизм прокурорского надзора за осуществлением дознания и предварительного следствия.

6. Система совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, осуществлении дознания и предварительного следствия в органах внутренних дел.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена его методологической и теоретической основой, эмпирической базой, непосредственной многолетней практической деятельностью автора по осуществлению прокурорского надзора в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

В качестве респондентов выступили 270 работников прокуратуры и 120 сотрудников оперативных подразделений, дознавателей и следователей, изучено 200 приостановленных уголовных дел, 450 материалов доследствен-ной проверки, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Автор также проанализировал результаты собственного практического опыта, личного участия в организации и осуществлении прокурорского надзора, разрешении рассматриваемых в диссертации проблем.

Теоретическая и практическая значимость исследования вытекает из новизны полученных результатов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней характеризуются понятия, принципы, правовой механизм организации деятельности прокуратуры по реализации функции надзора, исследованы организационный механизм деятельности прокуратуры по реализации прокурорского надзора, системы организации прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Практическая значимость диссертации состоит в том, что на основе исследованных проблем сформулированы конкретные предложения совершенствования системы прокурорского надзора за исполнением законов оперативными подразделениями и субъектами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Разработанные автором методические рекомендации по подготовке, организации и проведению прокурорских проверок за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также методические рекомендации по подготовке и проведению проверок за соблюдением законом субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел могут использоваться в учебном процессе образовательных учреждений и практической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в следующих традиционных для такого работ формах.

Результаты исследования нашли применение в практической деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел. Проблемы обеспечения законности в указанных сферах правоохранительной деятельности анализировались на совместных совещаниях работников прокуратуры и сотрудников органов внутренних дел. Теоретико-прикладные разработки по проблемам прокурорского надзора внедрены в учебный процесс Академии ФСИН России.

Положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции в Академии ФСИН России. По теме диссертационного исследования имеется ряд научных публикаций.

Структура и объем работы. Структура диссертации и ее содержание соответствуют объекту, предмету, цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие системы прокурорского надзора, организационных основ и его правовых средств занимает большой исторический промежуток времени в юридической практике российской государственности, которая на начальном этапе в первой половине XVII в. сводилась к обеспечению выполнения должностными лицами законов, служебных обязанностей, предупреждению с их стороны бездеятельности и беззакония. Вторая половина XVII в. и вторая половина XIX в. внесли соответственно: а) введение прокурорских должностей, нормативное закрепление задач и полномочий местных прокуроровб) участие прокуроров в судах, надзор за производством следствия, дознания, поддержанием обвинения в судах.

Нельзя недооценивать совершенствование функционального механизма прокурорского надзора за законностью после 1917 г., его организационных и правовых основ, нашедших основное закрепление в действующих конституциях СССР и РСФСР, других союзных республик.

Усовершенствованную систему организационных и правовых основ деятельности прокуратуры Российская Федерация имеет с 1992 г., когда положения о прокурорском надзоре были нормативно закреплены в Федеральном законе от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

Социальный контроль (надзор) за исполнением законов имеет обширную теоретическую базу его реализации, которая может быть исследована на междисциплинарной основе философией, политической экономией, социологией, историей, юридической наукой.

Природа контроля и надзора находит свое проявление как функция управления в различных институтах системы социального управления, политического руководства, государства и правового регулирования.

В функции надзора проявляется информационная и коррекционная сущность. Она обеспечивает получение оперативной информации относительно деятельности субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Прокурорский надзор занимает особое место в организации деятельности указанных субъектов и представляет собой получение, анализ и систематизацию сведений, относящихся к соответствующим сферам деятельности органов внутренних дел, выявление проблем, связанных с исполнением законов, а также причин их совершения.

Одна из сфер прокурорского надзора, представляющего организационный процесс, — обеспечение законности субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Данная деятельность прокуратуры является системообразующим ядром государственного контроля в уголовно-правовом поле и выступает дополнительной гарантией соблюдения законности субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Надзор за соблюдением законности указанными субъектами органы прокуратуры осуществляют путем выявления, предупреждения и устранения нарушений законов, привлечения виновных к ответственности.

Основной субъект прокурорского надзора — прокурор. Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях общественных отношений в сфере реализации надзорной функции, разработку мер по повышению эффективности деятельности прокуратуры.

Прокурорский надзор имеет предмет, цели, задачи и методику организации и осуществления данного вида деятельности и направлен на обеспечение верховенства законаобеспечение единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Деятельность прокуроров по осуществлению ими прокурорского надзора облекается в установленные законом правовые акты: постановления, протесты, представления.

Организация деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов строится на принципах централизации, единства прокурорского надзора, законности, независимости прокурорского надзора, гласности.

Относительно организации и функций прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел необходимо сделать следующие выводы.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел направлен на исполнение законов при реализации соответствующими оперативными подразделениями целей, задач и функций, а также осуществление этой деятельности в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод личности.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется в пределах, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», нормативно-правовыми актами Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В предмет прокурорского надзора не входят вопросы организации и тактики оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел.

Реализуя надзорную функцию за оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел, прокурор вправе опротестовывать противоречащие закону ведомственные и локальные правовые акты субъектов, наделенных правом организации этой деятельностивносить представления об устранении нарушений законатребовать отстранения оперативных работников от осуществления оперативно-розыскной деятельности в случае нарушения ими закона.

Организация прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности должна осуществляться для повышения эффективности деятельности оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, установлению лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, содействия реализации результатов оперативно-розыскной деятельности.

Оперативные подразделения органов внутренних дел неправильно реализуют ч. 3 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», исключая из предмета прокурорского надзора за уточнением оснований для заведения дел оперативного учета проведение оперативно-розыскных мероприятий, принятие в процессе их проведения решений.

В оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел существуют нерешенные проблемы, препятствующие комплексному использованию сил и средств оперативных подразделений органов внутренних дел и других правоохранительных органов с целью достижения эффективных результатов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию тяжких, особо тяжких, организованных форм преступлений, розыску лиц, совершивших криминальные деяния.

Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел еще не стал абсолютно значимой правовой формой обеспечения эффективной борьбы с преступностью.

В связи с тем что прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел имеет обособленный предмет, специфику выполняемых задач и полномочий прокуроров, данные обстоятельства обусловливают необходимость отнесения прокурорского надзора за исполнением законов оперативными подразделениями органов внутренних дел к самостоятельному направлению деятельности прокуратуры.

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел, сформировало отдельную, самостоятельную отрасль прокурорского надзора, относительно которой детально нормативно не урегулированы предмет и пределы прокурорского надзора в указанной сфере правоохранительной деятельности.

Важнейшим критерием прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности является то, что в его предмет входит соблюдение прав и свобод человека и гражданинаобеспечение реализации законодательных принципов организации и осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Результаты исследований организации и осуществления прокурорского надзора в сфере дознания и предварительного следствия позволяют сделать следующие выводы.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, обусловлены реализацией общей функции надзора за законностью, одновременно этот вид надзора представляет собой самостоятельную отрасль прокурорского надзора.

Общие причины нарушения законности при расследовании преступлений проявляются в неполноте, недостаточном исследовании события преступления, доказанности вины обвиняемого, изучении его личности, малооб-стоятельности доказательств, неисследованности всех версий по делу.

В процессе проведенного нами исследования и реализации функции прокурорского надзора установлено, что существующий организационный и функциональный механизм дознания и предварительного следствия в органах внутренних дел не обеспечивает достижение целей этих видов правоохранительной деятельности.

Прокурор является должностным лицом, осуществляющим от имени государства надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Надзор осуществляется на основе закона, является одной из основных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Предметом этой деятельности прокурора выступают соблюдение прав человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, проведение расследования, законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, выражаются в следующих решениях, принимаемых им в процессе реализации функции надзора: принимать решения по проверенным прокурором жалобам на действия дознавателя, следователяотменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателядавать письменные указания органам дознания и органам предварительного следствиявозвращать уголовные дела на дополнительное расследованиеотстранять следователя, дознавателя от дальнейшего производства расследования при нарушении ими законавносить постановления о возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного деладавать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, допускаемого на основании судебного решения.

Относительно механизма совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел, необходимо сделать следующие выводы.

Обеспечить совершенствование прокурорского надзора в указанных сферах правоохранительной деятельности возможно при условии комплексного исследования организации и методики деятельности прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Совершенство организационного и функционального механизма деятельности прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении субъектами оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия зависит от степени владения криминогенной обстановкой на обслуживаемой территории, умения анализировать правоприменительную практику поднадзорными органами, практику организации и осуществления прокурорского надзора. Организационно-подготовительные мероприятия должны иметь аналитический и технический характер и опираться на информационное обеспечение, планирование этой деятельности.

Эффективность деятельности прокурора по надзору за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел, зависит от совершенства организации, методики и тактики реализации функции надзора в указанных сферах правоохранительной деятельности. Организационный, методический и тактический механизмы должны совершенствоваться посредством критической оценки деятельности поднадзорных органов и прокуроров, осуществляющих надзор, выявления проблем в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

С учетом конкретных обстоятельств и наступивших последствий нарушения закона субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокуроры, осуществляющие надзор, должны использовать все формы прокурорского реагирования, предусмотренные правовыми нормами об общем надзоре, надзоре за со.

N. блюдением прав и свобод человека и гражданина, надзоре в уголовном судопроизводстве, об участии прокурора в рассмотрении уголовных дел первой, кассационной и надзорной инстанций.

В сферу прокурорского надзора должно включаться выявление нарушений не только законов, но и подзаконных нормативных актов, принимаемых в разрезе совершенствования правовых основ, определение механизма реализации законодательных актов, а также недопущение действия положений ведомственных нормативно-правовых актов, противоречащих законам.

Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, должен осуществляться на основе сочетания реализации методов прокурорского руководства и общего надзора, что позволит повысить эффективность прокурорского надзора в названных сферах правоохранительной деятельности.

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» необходимо конкретизировать предмет прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, функциональный механизм осуществления надзора, а также наделить прокурора в данной отрасли прокурорской деятельности дополнительными полномочиями: отменять противоречащие закону и необоснованные решения должностных лиц, принятые в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельностипри нарушении должностными лицами закона отстранять их от проведения оперативно-розыскных мероприятийдавать письменные указания руководителям оперативных подразделений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, увеличении их видов, прекращении их проведения.

Считаем целесообразным наделить Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров правом требовать сведения о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, если имеются конкретные сведения, что к такого рода сотрудничеству привлечены лица, которые по закону не имеют права заниматься этой деятельностью.

Необходимо также в законодательном порядке предусмотреть, что о проведении оперативно-розыскных мероприятий по отдельным категориям дел оперативного учета, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, в обязательном порядке должен быть уведомлен прокурор.

Указанные дополнения предлагается внести в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Защита прав человека в местах лишения свободы. М.: Юриспруденция, 2003. — 356 с.
  2. Европейская конвенция о компенсации ущерба жертвам насильственных преступлений. М., 1984.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Права человека и судопроизводство: Собр. междунар. докл. Вена, 1989. — 532 с.
  4. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне: Утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 43. -Ст. 4987.
  5. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях: Утв. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 марта 2003 г. № 158.
  6. Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел: Утв. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 мая 1993 г. № 213.
  7. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: Утв. Резолюцией 34/ 169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.
  8. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г. М., 1957. — 1046 с.
  9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977 г. — М.: Юрид. лит., 1989. 46 с.
  10. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 2004.
  11. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Права человека и судопроизводство: Собр. междунар. докл. Вена, 1989. — 532 с.
  12. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ: Федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ // Рос. газ. 2001. — № 52. — 14 марта.
  13. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485−1 // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 41. — Ст. 8220.
  14. О декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920−1.
  15. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 16. -Ст. 503.
  16. О недостатках в организации прокурорского надзора за раскрытием и расследованием преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в 2002—2003 гг.: Информ. письмо от 10 марта 2004 г. № 15−23/1−2004.
  17. О порядке руководства судебными органами РСФСР: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 г. // Собрание узаконений РСФСР. -№ 46. -Ст. 343.
  18. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 // Собрание законодательства РФ. 1995. -№ 47.-Ст. 4472.
  19. О работе органов прокуратуры Приморского края по разрешению жалоб, заявлений и иных обращений в 2003 г.: Информ. письмо от 12 февраля 2004 г. № 25р-03.
  20. О работе органов прокуратуры Приморского края по разрешению жалоб, заявлений и иных обращений в 2003 г.: Информ. письмо от 17 февраля 2004 г. № 15−9/16−04.
  21. О серьезных недостатках в организации прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков и Советском районе г. Владивостока: Информ. письмо от 30 мая 2003 г. № 15−9/1−2003.
  22. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ // Новый сборник законов Российской Федерации. М.: Славянский дом книги, 2003.-489 с.
  23. О статусе судей Российской Федерации: Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. — № 30. — Ст. 1792.
  24. Об изменениях и дополнениях Положения о судоустройстве РСФСР: Постановление ВЦИК от 7 июля 1923 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1923.-№ 48.-Ст. 481.
  25. Об образовании Народного Комиссариата Юстиции Союза ССР: Постановление ЦИК и СНК СССР // Собрание законодательства СССР. -1936. -№ 40.-Ст. 338.
  26. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. -№ 42. — Ст. 5005.
  27. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. -№ 33.-Ст. 3349.
  28. Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25 апреля 2000 г. № 56.
  29. Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 9 августа 1996 г. № 48.
  30. Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18 июня 1997 г. № 31.
  31. Об организационных основах деятельности прокуратуры городов с районным делением: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24 октября 1996 г. № 59.
  32. Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10 января 1999 г. № 3.
  33. Об утверждении Положения о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного суда Союза ССР: Постановление ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 г. // Собрание законодательства СССР. 1929. — № 1. — Ст. 445.
  34. Об утверждении Положения о прокуратуре Союза ССР: Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. // Собрание законодательства СССР. 1934. — № 1. — Ст. 2-а, 2−6.
  35. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473−1 // Новый сборник законов Российской Федерации. М.: Славянский дом книги, 2003.-489 с.
  36. Положение о военной прокуратуре СССР: Утв. указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1964 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. — № 50. — Ст. 102.1.
  37. Положение о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов Прокуратуры СССР: Утв. указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1964 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. -№ ю. — Ст. 123.
  38. Положение о прокурорском надзоре // Собрание узаконений РСФСР. 1922. — № 36. — Ст. 424.
  39. Положение о прокурорском надзоре в СССР: Утв. указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. — № 9. — Ст. 2−22.
  40. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации и директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 116/437.
  41. Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора
  42. Российской Федерации. М.: ИНФРАМ-НОРМА, 1999.
  43. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. — М.: Юрид. лит., 2004.
  44. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Маркетинг, 2004.1. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
  45. A.A., Старков В. И., Яковлев А. И. Организация контроля в системе исправительно-трудовых учреждений: Учеб. пособие. Рязань: Ряз. высш. шк. МВД СССР, 1986. — 56 с.
  46. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учеб. М.: Зерцало, 1996. — 680 с.
  47. Г. В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М.: Юрид. лит., 1975. — 240 с.
  48. А.Н., Курбанов A.A. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия: Учеб. пособие. — М., 1983.
  49. В.И. Курс прокурорского надзора: Учеб. М.: Зерцало, 2002.
  50. JI.H. Административное право России: Учеб. для вузов. М.:
  51. ИНФРА-М-НОРМА, 2002. 640 с.
  52. И.Л., Кала Х. Я. и др. Ответственность в управлении. М.: Наука, 1985.-304 с.
  53. Н.М. и др. Прокурорский надзор за соблюдением законов в ИТУ.-М., 1984.-264 с.
  54. Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: Учеб. пособие. — М.: Моск. акад. МВД России- Щит-М, 2000. 164 с.
  55. В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля. М., 1999.
  56. А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М.: Рос. право, 1992. — 319 с.
  57. А.Т., Квиткин В. Т. Судебный контроль в области государственного управления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 112 с.
  58. C.B., Дергой Б. И., Митрохин Н. П. Обеспечение законности при производстве дознания: Учеб. пособие. М.: Минск, высш. шк. МВД СССР, 1990.-90 с.
  59. К.Д. Организация и методика прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами дознания и следователями МВД. М., 1997.
  60. О. А. Прокурорский надзор. М.: Закон и право, 2004. —399 с.
  61. А.П. Контроль в управленческой деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1983. — 21 с.
  62. В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972. — 256 с.
  63. В.М., Шахов КБ. Контроль как правовая форма деятельности. -М.: Юрид. лит., 1987. 176 с.
  64. К.К., Овчинский B.C. Оперативно-розыскная деятельность. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2004. — 848 с.
  65. М.А., Глазунов Н. С., Брезгин Н.И. u dp. Обеспечение режима и надзора в исправительных колониях. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 318 с.
  66. В.К. Координация деятельности правоохранительных органов: Учеб. пособие. М., 1985.
  67. В. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними: Аналит. ст. — М.: Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2002.
  68. Ф.М. Правовой статус Российской прокуратуры и проблемы его развития: Лекция. М., 2002.
  69. O.A. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования. — Екатеринбург, 1994.
  70. А.Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: Моногр. -М., 2001.
  71. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». -М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
  72. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» с постатейным приложением нормативных актов и документов / Сост. А. Ю. Шумилов. М., 1999.
  73. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. ком. — М.: Юрист, 1997.
  74. Ю.В., Токарева М. Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Метод, пособие. М., 2000.
  75. Ленин В. И Доклад о текущем моменте 24 апреля (7 мая) // Полн. собр. соч. Т. 31. -М.: Изд-во полит, лит., 1974. — С. 342−363.
  76. В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // Полн. собр. соч.-Т. 34.-М.: Изд-во полит, лит., 1977.-С. 151−199.
  77. В.И. Очередные задачи советской власти // Полн. собр. соч. — Т. 36. М.: Изд-во полит, лит., 1977. — С. 165−208.
  78. В.И. Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов 17 января 1919 г. // Полн. собр. соч. Т. 37. — М.: Изд-во полит, лит., 1974. — С. 412−427.
  79. Ленин В. И Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком // Полн. собр. соч. Т. 39. — М.: Изд-во полит, лит., 1997. — С. 151−159.
  80. В.И. Замечание и добавление к проектам «Положения о рабочей и крестьянской инспекции» // Полн. собр. соч. Т. 40. — М.: Изд-во полит, лит., 1977. — С. 65−66.
  81. Ленин В.И. XI Всероссийский съезд Советов (23−28 декабря 1921 г.) // Поли. собр. соч. Т. 44. — М.: Изд-во полит, лит., 1964. — С. 289−338.
  82. В.И. К вопросу о задачах Рабкрииа, их понимании и их исполнении // Полн. собр. соч. Т. 44. — М.: Изд-во полит, лит., 1964. — С. 127— 132.
  83. В.И. О «двойном» подчинении и законности // Полн. собр. соч. Т. 45. — М.: Изд-во полит, лит., 1978. — С. 197−201.
  84. А.Б. Прокурорский надзор за законностью принимаемых следователями процессуальных решений: Метод, пособие. М.: Юрлитин-форм, 2000.
  85. А.Е. Право и эффективность управления. М.: Юрид. лит., 1973.-88 с. 41 .Маркс К, Энгельс Ф. Капитал. Критика политической экономии // Соч. Т. 23. — М., 1960. — 907 с.
  86. Маркс К, Энгельс Ф. Капитал. Критика политической экономии // Соч. Т. 25. — М., 1961. — 545 с.
  87. К., Энгельс Ф. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера // Соч. Т. 3. — М., 1955.-629 с.
  88. Настольная книга прокурора: Учеб.-метод. пособие. — М.: НИИ прокуратуры- Щит-М, 2002.
  89. О профилактике рецидива преступлений: Учеб. пособие. — Рязань: Ряз. высш. шк. МВД СССР, 1982. 72 с.
  90. Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 287 с.
  91. Организация и методика прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами дознания и следователями МВД: Метод. пособие для горрайпрокуроров. — М., 1997.
  92. Организация работы городской (районной) прокуратуры: Метод, пособие / Под общ. ред. С. И. Герасимова. М: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2001.
  93. В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при оперативно-розыскной деятельности. — СПб., 1997.
  94. В.Т. Обеспечение законности при расследовании преступлений несовершеннолетних следователями органов внутренних дел: Учеб. пособие. Волгоград: Волгоград, средн. шк. милиции МВД СССР, 1990.-84 с.
  95. Прокурорский надзор / Под ред. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2003.-465 с.
  96. Прокурорский надзор / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003.-544 с.
  97. Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум. — 5-е изд., пере-раб. и доп. / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003.
  98. Роль прокурорского надзора в обеспечении законности. — М.: Юрид. лит., 1979.-72 с.
  99. В.П., Федоров A.B. Оперативно-розыскная деятельность: Учеб. пособие. СПб.: Университет, 2000. — 104 с.
  100. А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 1996.
  101. А.Ф. Прокуратура и проблема управления. — СПб., 1997.
  102. А.Б. и др. Прокурорский надзор за законностью расследования преступлений. — М., 2000.
  103. А.Б. и др. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М.: Юрлитинформ, 2000.
  104. А.Б. Следственные действия на первоначальном этапе расследования преступлений. Кемерово, 1994.
  105. А.Б., Багаутдинов Ф. Н., Филиппов М. Н. Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. М., 1996.
  106. А.Б., Токарева М. А., Халиулин А. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М., 2000.
  107. А.Б., Токарева М. А. и др. Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений: Метод. пособие. М., 1996.
  108. A.A. Оперативно-розыскное право: Метод, пособие. М., 1999.-29 с.
  109. A.A. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: Лекция. М., 1995.
  110. H.A. Окончание предварительного следствия по делам, направленным в суд. -'М., 1970.
  111. I. Статьи, периодические издания
  112. В.М. К вопросу о законодательном регулировании ОРД // Гос-во и право. 2004. — № 11. — С. 26−33.
  113. А.Б. Особенности надзора за соблюдением законности в ОРД // Соц. законность. 1990. — № 7. — С. 24−26.
  114. В.И. Прокурорский надзор за ОРД при расследовании преступлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 2. Право. — 1998. — № 4. — С. 34−50.
  115. JI. Прокурорский надзор за ОРД // Законность. — 1999. — № 10.-С. 2−5.
  116. В. Трудности предоставления прокурору и органам расследования результатов оперативно-розыскной деятельности // Рос. юстиция.-2000.-№ 1.-С. 37−39.
  117. А. Надзор за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях // Законность. 2004. — № 11.- С. 28−30.
  118. В. В. Прокурорский надзор за ОРД // Законность. — 1992. -№ 4/5.-С. 32−33.
  119. А. Общий надзор: возможности и пределы // Законность. —2003.-№ 7.-С. 5−9.
  120. Н. Прокурорский надзор в сфере ОРД // Законность. -1995.-№ 11.-С. 32−33.
  121. А. Надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // Законность. 1997. — № 2. — С. 19−22.
  122. .А. Прокурорский надзор за использованием доказательств в обвинительном заключении // Прокуратура и правосудие в условиях судебно-правовой реформы. М., 1997.
  123. И.С. Прокурорский надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности // Человек: преступление и наказание: Вестн. Академии права и управления Минюста России. Рязань, 2004. -№ 1.-С. 51−54.
  124. Н. Закон обязателен для всех // Преступление и наказание. -2003.- № 3.-С. 11−12.
  125. В. Принципы планирования в органах прокуратуры // Законность. 1996.-№ 6.-С. 12−15.
  126. Е.А. Разрешение прокурором вопросов допустимости доказательств при направлении уголовного дела в суд // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. — М., 1997.
  127. А. Надзор за исполнением законов // Законность. -1998.-№ 3(761).-С. 6−16.
  128. И.Л. Частная жизнь (правовые аспекты) // Гос-во и право.-1999.-№ 1.-С. 64−73.
  129. Ю.Рыжов B.C. К судьбе государственного управления // Гос-во и право. 1999.-№ 2. — С. 14−22.21 .Стрелец С. Прокурорский надзор и эффективность оперативно-розыскных мероприятий // Законность. 1995. — № 8. — С. 19−20.
  130. А. Государственный контроль за ОРД — гарант конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина // Профессионал. 2002. — № 1.-С. 18−21.
  131. В. Белые пятна закона // Преступление и наказание. -2003.- № 4.-С. 40−41.
  132. В. Прокурорский надзор и ОРД // Соц. законность. — 1990.-№ 6.-С. 35−36.
  133. В.П. Некоторые вопросы осуществления прокурорского надзора в сфере ОРД // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях. Ч. 1. — Иркутск, 1995. — С. 62−65.
  134. О.И. Место и роль прокуратуры в правоприменительной системе Советского государства в период его становления и развития (1917— 1936 гг.)//Гос-во и право.-2003.-№ 12. -С. 86−91.
  135. А.Е. О правовом регулировании ограничения неприкосновенности частной жизни в ОРД // Правовая наука на рубеже XXI столетия: Сб. науч. тр. Омск: Омск, академия МВД РФ, 2000. — С. 205−215.
  136. A.A. Прокурорский надзор за исполнением законов в ОРД // Законность. 1995. — № 6. — С. 22−24.т
  137. А., Титов П. Аналитическая работа в органах прокуратуры // Законность. 1993 — № 4. — С. 16−23.
  138. М. Надзор за следствием, дознанием и ОРД // Законность.-1998. -№ 10. -С. 10−12.
  139. С. Гарантии должны быть надежными // Ведомости УИС.2002.-№ 3.-С. 45−47.
  140. Ю. Закон надо выполнить // Ведомости УИС. 2002. -№ 2.-С. 26−27.1. Диссертации, авторефераты диссертаций
  141. Ф.Г. Совершенствование уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой начальником исправительных учреждений (по материалам Республики Дагестан): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003.-26 с.
  142. A.B. Правовые проблемы использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1998. -30 с.
  143. М.К. Правовые основы деятельности военной прокуратуры в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2000. -22 с.
  144. И.Б. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при производстве предварительного расследования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2003. -22 с.
  145. В.А. Теоретические и методические основы оценки деятельности следственного аппарата органов внутренних дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1992. — 23 с.
  146. Н.И. Управление следственными аппаратами органов внутренних дел (функционально-структурный анализ): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1990. — 40 с.
  147. .Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1999. — 37 с.
  148. КВ. Проблемы качества предварительного расследования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. — 25 с.
  149. В.Г. Государственное обвинение в российском уголовном судопроизводстве (процессуальные и криминалистические аспекты): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Краснодар, 2002. — 57 с.
  150. Статус прокуратуры Прокуратура края 61. Городская прокуратура 71. Прокуратура города 81. Районная прокуратура 9
  151. Специализированная прокурату-ра 10
  152. Как укомплектована прокуратура Укомплектована на 100% 11кадрами Не укомплектована, некомплектсоставляет % 12
  153. Сотрудники, окончившие учеб- 11ные заведения МВД РФ, % 131. Минюста России, % 14
  154. Юрид. фак-ты иных вузов 151. Сотрудники, имеющие прак-тический опыт работы в УИС: от 1 года до 3 лет % 16от 3 до 5 лет % 17от 5 до 10 лет % 18свыше 10 лет % 19
  155. Считаете ли Вы одной из основ- Да 20ных задач прокуратуры организа- Нет 21цию надзора 1. Иное 22
  156. Обеспечивают ли в полной мере Обеспечивают 23имеющиеся законодательные акты Не обеспечивают 24возможность эффективного надзо- ра Обеспечивают не в полном объ-еме 251. Иное 26
  157. Как часто Вы (Ваш отдел, служба) В период плановых проверок 27взаимодействуете с поднадзорны- Ежедневно 28ми органами с целью предупреж- дения ими нарушений закона Иное 29
  158. Какие виды реагирования исполь- Отмена незаконных решений 30зуете при выявлении нарушений Внесение представления 31
  159. Рассмотрение вопроса на опера-тивном совещании 32
  160. Результаты Устранено в установленные сро-реагирования на нарушение ки 33
  161. Устранено с нарушением сроков 341. Не устранено 35
  162. От имени какого должностного лица и кто должен контролировать исполнение актов реагирования Прокурор Курирующий заместитель прокурора Должностное лицо, выявившее нарушение 36 37 38
  163. Чем руководствуетесь при проведении надзорных проверок УПК РФ ФЗ «Об ОРД» Ведомственными нормативными актами (приказами, указаниями, инструкциями) Иное 52 53 54 55
  164. Имеются ли в настоящее время в прокуратуре локальные нормативные акты для конкретного вида проверки Да 58 591. Нет
  165. Вид локального нормативного акта для конкретного вида проверки Приказ Инструкция Указание Распоряжение 60 61 62 63
  166. Как Вы относитесь к вопросу совершенствования правовых основ надзора по рассматриваемому в анкете направлению надзора Они нужны Нет такой необходимости Целесообразно законодательное регулирование Необходим ведомственный нормативный акт 64 65 66 67
  167. Сведения о респондентах1 Место работы респондентовб
  168. Городская прокуратура О Районная прокуратура
  169. Специализированная прокуратураО1. Категории сотрудников4%47%
  170. Прокурор Я Заместитель прокурора? Помощник прокурора
  171. Прокурор-криминалист ¦ Следователь
  172. Стаж работы респондентов в прокуратуре1. Сэыше10 лет
  173. Образовательный уровень сотрудников прокуратуры
  174. Окончившие учебные заведении МВД
  175. Юридические факультеты иных вузов
  176. Основные рейтинговые показатели, характеризующие мнение сотрудников прокуратуры о состоянии организации прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  177. Мнение респондентов о важности задачи по организации надзора для деятельности прокуратуры
  178. Мнение сотрудников прокуратуры об эффективности законодательного регулирования прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  179. Уровень взаимодействия, по мнению сотрудников прокуратуры, с поднадзорными органами при осуществлении надзора
  180. Основные формы рея г и роил ния на выявленные нарушения" но мнению респондентовс-
  181. Отмена незаконных решений НВнесение представления? Рассмотрение вопроса на оперативном совещании
  182. Мнение респондентов об основных результатах реагирования на выявленные нарушения91%
  183. И Устранено, а установленные сроки В Устранен о с нарушением сроков? Не устранено
  184. Мнение респондентов о контроле за актами прокурорскогореагирования1. Прокурор
  185. Курирующий заместитель прокурора
  186. Должностное лицо, выявившее нарушениеС
  187. Рейтинг нормативно-правовых актов, которыми руководствуются сотрудники прокуратуры при проведении надзорных проверок
  188. Уголовно-процессуальный коде ее
  189. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»
  190. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции, указания)1. Иное
  191. Рейтинг основных факторов, но мнению сотрудников прокуратуры, влияющих на организацию и качество проведения проверок
  192. Сроки проверки И Уровень взаимодействия с поднадзорным органом
  193. Уровень квалификации сотрудников прокуратуры? Область надзора
  194. Мнение сотрудников прокуратуры о современностии эффективности нормативно-правовой базы организации и проведения проверок в сфере надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  195. Мнение респондентов о наличии ведомственного нормативно-правового регулирования конкретныхвидов проверки
  196. Рейтинг ведомственных нормативно-правовых актов, которыми, по мнению респондентов, целесообразно урегулировать конкретные виды проверок1. Приказ1. Инструкция1. Указание1. Распоряжение
  197. Мнение респондентов о совершенствовании нормативноправовой базы прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих операт ивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие1. Они нужны
  198. BEI Нет такой необходимости
  199. Целесообразно законодательное регулирование
  200. Необходим ведомственный нормативный акт
Заполнить форму текущей работой