Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности образовательной среды школы
Диссертация
Таким образом, решена актуальная теоретическая и практическая задача педагогической психологии. Предложено наиболее целостное и интегральное представление психологической безопасности образовательной среды. Внедрены средства психологической диагностики состояния образовательной среды в категории безопасности. Доказано, что психологическая безопасность является ведущей характеристикой… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ -14-БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- 1. 1. Современные представления о понятии «психологическая безопас- -14-ность образовательной среды»
- 1. 1. 1. Основные подходы к понятию «образовательная среда»
- 1. 1. 2. Теоретические представления о психологической безопасности -50-образовательной среды
- 1. 1. 3. Психолого-педагогические подходы к изучению психологической -67-безопасности образовательной среды
- 1. 2. Современные концепции психолого-педагогического сопровожде- -87-ния психологической безопасности образовательной среды
- 1. 2. 1. Служба психолого-педагогического сопровождения образова- -87-тельной среды
- 1. 2. 2. Моделирование психологической безопасности образовательной -101-среды
- 1. 1. Современные представления о понятии «психологическая безопас- -14-ность образовательной среды»
- 2. 1. Характеристика экспериментальной программы по психолого- -115-педагогическому сопровождению психологической безопасности образовательной среды в школе
- 2. 2. Обоснование методов изучения психологической безопасности об- -146-разовательной среды
- 3. 1. Исходные показатели психологической безопасности образова- -159-тельной среды на констатирующем этапе эксперимента
- 3. 2. Динамика показателей эффективности психолого-педагогического -176-сопровождения по обеспечению психологической безопасности образовательной среды
Список литературы
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Просвещение, 1992. 382 с.
- Авдеев Д.А. В помощь страждущей душе: ответ врачебного душепопе-чения. М.: Педагогика, 2000. 234 с.
- Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. СПб.: Речь, 2000. 128 с.
- Алексеева Е.В. Влияние образовательной среды на развитие ответственности подростков в преодолении жизненных проблем // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Питер, 2001. С. 18−36.
- Амонашвили Ш. А. Педагогика здоровья. М.: Просвещение, 1990. 357 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Академия, 1999. 279 с.
- Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли че-ловекознания // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2000. С. 4−45.
- Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции // Развитие личности. 1999. № 1. С. 16−25.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Просвещение, 1984. 320 с.
- Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: Просвещение, 1994. 275 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1982. 277 с.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 270 с.
- Байденко В.И. О концепции воспитания в системе общего и профессионалыюго образования Российской Федерации // Гуманизация образования. М.: Аркти, 1998. Вып. 4. С. 78−98.
- Бардиер Г., Ромазан Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Питер, 1993. 190 с.
- Бардиер Г. Л. Альтернативное образование: «гибкие» стандарты и технология «профессионального» гуманизма // Альтернативное образование в Санкт-Петербурге: Мат-лы семинара в проекте «Гражданская инициатива». СПб.: Речь, 1997. С. 33−52.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Союз, 1997. 78 с.
- Бахтин М.М. Человек в мире слов. М., Просвещение, 1995. 117 с.
- Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир человека. М.: Педагогика, 1993. 220 с.
- Бережнова Л.Н. Депривация в образовательном процессе. СПб.: Союз, 1999. 115 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986. 225 с.
- Бинсвангер Л. Бытие в мире. Избранные статьи. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ. М.: Академия, 1999. 319 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: ЭКС-МО, 1998. 256 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 240 с.
- Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Союз, 2000. С 45−67.
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 86 с.
- Бондаревская Е.Ф. Теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика. 1996. № 5. С. 7−15.
- Босс М. Влияние Мартина Хайдегерра на возникновение альтернативной психиатрии. СПб.: Речь, 2004. 214 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Педагогика, 1980. 248 с.
- Братченко C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Просвещение, 1999. 315 с.
- Братченко C.JI. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков: Свобода, 1997. 115 с.
- Братченко C.JI. На пути к уважению // Педагогика уважения: Мат-лы семинара «Причины и сущность неуважения к детям и подросткам в наших обществах — от насилия к уважению: поиск и опыт педагогов России и Германии». СПб.: Союз, 1997. С. 34−38.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М.: Просвещение, 1976. 185 с.
- Бурдье П. Начало. М.: Педагогика, 1994. 194 с.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Уч. пособие. М.: Академия, 1998. 268 с.
- Бухвалов В.А., Плинер Я. Г. Педагогическая экспертиза школы. М.: ЭКС-МО, 2000. 144 с.
- Ваганов П.А. Человек. Риск. Безопасность. СПб.: Речь, 2002. 234 с.
- Валлон А. От действия к мысли. М.: Просвещение, 1956. 277 с.
- Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М.: ЭКСМО, 1998. 328 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Педагогика, 2000. 177 с.
- Вачков И.В. Смена приоритетов // Школьный психолог. 2000. № 4. С.22−36.
- Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Аркти, 1997. 267 с.
- Вершловский С.Г. и др. Эффективная школа. СПб.: Речь, 1995.
- Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб.: 1997. 26 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Просвещение, 1982. Т. 2. 274 с.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века// Новые ценности образования. М.: Наука, 1996. Вып. 6. С. 64−69.
- Газман О. С, Вепсе Р. М, Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Педагогика, 1995. 154 с.
- Галлияхметов P.P., Пихтарников A.JI. Выявление — прогноз — сопровождение. Структура и содержание работ в школе. СПб.: Речь, 1998. 508 (Глассер У. Школа без неудачников / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. 177 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., Просвещение, 1992. Т.2. 89 с.
- Гозман Л.Я., Эткинд A.M. Все начинается в детстве // Магистр. 1991. № 9. С. 14−21.
- Головей Л.А., Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе. СПб.: Союз, 1990. 184 с.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Академия, 1991. 183 с.
- Груздева Н.В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы // Образовательная среда школы: проблемы и перепективы развития. СПб.: Речь, 2001. 235 с.
- Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье // Практическая психология. СПб.: Союз, 1993. 184 с.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Просвещение, 1994. 327 с.
- Гуткина Н.И. Несколько случаев из жизни школьного психолога. М.: Академия, 1991. 264 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996. 350 с.
- Данилова B.JI. Как стать собой: Психотехника индивидуальности. М.: ЭКСМО, 1994. 118 с.
- Дворецкая Т.В. Модель психологического сопровождения учащихся в условиях общеобразовательной школы // Психология в школе: практический психолог — профессия нового века: Мат-лы VI Всероссийской конф. СПб.: Союз, 2001. С. 25−34.
- Демиденко М.В. Теоретические вопросы формирования социально-личностной рефлексии/ЯТсихолог в школе. 2000. № 1. С. 24−32.
- Дерябо С. Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Просвещение, 1997. 194 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А., Панов В. И. Здоровье как предмет экопсихоло-гической диагностики // Прикладная психология. 2000. № 4. С.6−14.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1990. 67 с.
- Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. М.: Просвещение, 2002. 167 с.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Педагогика, 1997. 212 с.
- Дубровина И.В., Прихожан А. М. Положение о школьной психологической службе // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 27−33.
- Ельцова В.И. Ценностные аспекты личностного самоопределения учащихся. Самара, Издательство СамГПУ, 2004. 156 с.щихся. Самара, Издательство СамГПУ, 2004. 156 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. СПб.: Союз, 1995. 228 с.
- Зарубин В.Г., Макаридина В. А., Алмазова Н. И. Социальная комфортность как средство оптимизации образовательной среды // Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты. СПб.: Речь, 1998. 358 с.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО, 2000. 74 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Педагогика, 1999. 382 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Академия, 1994. 313 с.
- Иванов Д.А., Иванова E.JL, Шестакова И. Г., Тубельский А. И. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. М.: Академия, 1997. 225 с.
- Иванова С.П. Учитель XXI века: неопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: Лидер, 2002. 156 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Речь, 2000. 348 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Учебная игра как адаптивная среда // Тезисы Первой Российской конф. по экологической психологии. М.: Просвещение, 1996. 166 с.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 32−38.
- Казакова Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе (аналитические материалы). СПб.: Союз, 1998. 288 с.
- Казакова Е.И. Сопровождение развития — новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Мат-лы Российско-фламандской конф. СПб.: Питер, 2001. С. 54.59.
- Караковский В.А., Новикова JI.H. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М.: Просвещение, 1996. 117 с.
- Кирияков Г. Обеспечение промышленной безопасности — основа предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера // Управление риском. 1998. № 1. С. 117−121.
- Климов Е.А. Психология. М.: Просвещение, 1997. 361 с.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. М., 1980. 24 с.
- Ковалев Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда// Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 67−74.
- Козырева Е.А. Нет причин для пробуксировки // Школьный психолог. 2000. № 10. С. 45−55.
- Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогических технологий учебного процесса в школе. СПб.: Речь, 1997. 184 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2 томах. Т.1. М.: Педагогика, 1980. 427 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 249 с.
- Кондратьева А.С. Совершенствование когнитивного стиля социальной перцепции как проблема семейной педагогики // Когнитивные стили. Таллинн: Когнио, 1986. 215 с.
- Корнетов Г. Б. Педагогика свободного воспитания // Свободное воспитание. М.: ЭКСМО, 1995. 313 с.
- Корчак Я. Право ребенка на уважение // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990. 367 с.
- Котик М.А. Психология и безопасность. М.: Наука, 1987. 372 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Союз, 2000. 195 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм преподавательской деятельности. СПб.: Речь, 1993. 145 с.
- Куликов JI.B. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2000. 150 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. СПб.: Питер, 1994. 360 с.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. № 5. С. 44−52.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 7−19.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М.: Академия, 1996. 220 с.
- Леонтьев А. Принципы воспитания в образовательной системе «Школа—2100» // Развитие личности. 1999. № 2. С. 23−29.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. 195 с.
- Леонтьев Д.А. К проблеме детерминации индивидуально стилевых особенностей // Когнитивные стили. Москва.: Наука, 1998. 238 с.
- Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъекта в изменяющемся обществе. М.: Просвещение, 1995. 220 с.
- Лидере А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. М.: Академия, 1995. 235 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: ЭКСМО, 1992. 110 с.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Педагогика, 1984. 255 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. М.: Просвещение, 1981. 136 с.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Академия, 2003. 480 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Наука, 1993. 248 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Речь, 2001. 356 с. ПЗ. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М.: Просвещение, 1982. 348 с.
- Меграбян А.А. Личность и сознание. М.: Педагогика, 1978. 230 с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 210 с.
- Менг Т.В., Лабунская Н. А. Образовательная среда: подходы к раскрытию понятия // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
- Меррей Г. Проективная психология. М., Педагогика, 2000. 156 с.
- Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Самара: Корпорация Федоров, 1997. 65 с.
- Минияров В.М. Педагогическая психология. Часть 1. Психология воспитания. Самара: Издательство СамГПУ 2003. 115 с.
- Минияров В.М. Педагогическая психология. Часть 2. Психология обучения. Самара: Издательство СамГПУ, 2004. 125 с.
- Мкртычан Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. Н. Новгород: Развитие, 2002. 164 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: Наука, 1960. 320 с.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Серебряный век, 2000. 186 с.
- Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.: Союз, 2002. 328 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: ЭКСМО, 1987. 268 с.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 1999. 175 с.
- Панов В.И. Одаренность, образовательная среда, психотренинг // Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде.1. М.: Аркти, 1997.115 с.
- Панов В.И. Экопсихология. М.: Академия, 2000. 266 с.
- Пантелеев Р.С. Методика исследования самоотношения. М.: Педагогика, 1993. 175 с.
- Панферов В.Н. Психология человека. СПб.: Союз, 2000. 158 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Педагогика, 1989. 78 с.
- Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.: Наука, 1979. 180 с.
- Пиаже Ж. Психология ребенка. СПб.: Речь, 2003. 216 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Психологическая компонента в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Педагогика, 1998. 230 с.
- Прохватилов А.А. Социально-психологические проблемы формирования отношения к труду // Социальная психология и социальное планирование. М.: ЭКСМО, 1983. 254 с.
- Прохватилов А.А. Теория референтности как социально-психологическая теория личности. СПб.: Союз, 1998. 167 с.
- Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2000. 366 с.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. М.: Наука, 1989. 225 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Союз, 1999. 168 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Академия, 1994. 85 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 480 с.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир // Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Академия, 1999. 285 с.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Воронеж: Образование, 1996. 220 с.
- Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М.: Педагогика, 1997.216 с.
- Рубцов В.В., Селянина JI.K., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. С. 30−38.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Педагогика, 1993. 375 с.
- Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения в 2 томах. М.: ЭКСМО, 1992. Т.1. 218 с.
- Сагатовский В.Н. Ценностные основания гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. Новосибирск: Полиграфия, 1992. 160 с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Педагогика, 1974.
- Самоактуализационный тест / Авт. сост. Л. Я. Гозман, М. В. Кроу, М. В. Латинская. М.: Академия, 1995. 64 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Уч. пособие. М.: Просвещение, 2000. 156 с.
- Симонов В .П. Предыстория души. М.: ЭКСМО, 1999. 215 с.
- Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989. 26 с.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы. Вып. 7. М.: Инноватор, 1997. С. 66−84.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 24−30.
- Слободчиков С.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе. М.: Педагогика, 2000. 238 с.
- Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев: Украина, 1989. 480 с.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Педагогика, 2001.220 с.
- Степанова В.В., Толстых Н. Н. Школа развития индивидуальности (основные положения образовательной технологии) // Прикладная психология. 2000. № 4. С.11−18.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Просвещение, 1983. 325 с.
- Сухобская Г. С. Современная гуманистическая психология и школа. СПб.: Питер, 1995. 218 с.
- Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. Н. Новгород: Образование, 2000. 215 с.
- Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. СПб.: Речь, 2001. 235 с.
- Телегина Э.Д. Воспитание творческой личности в современных условиях //Мир психологии. 1998. № 3. С.34−42.
- Толковый словарь / Под ред. С. И. Ожегова. М.: Педагогика, 1999. 457 с.
- Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантной образовательной школы. СПб.: Речь, 1994.85 с.
- Тубельский А.Н. Экспертиза инновационной школы // Инновационные движения в российском школьном образовании. М.: Просвещение, 1997. 232 с.
- Туровская С.А. Некоторые размышления о ближайшем будущем лично-стно ориентированного образования // Альтернативное образование в Санкт-Петербурге: Мат-лы семинара в проекте «Гражданская инициатива». СПб.: Союз, 1997. С.43−52.
- Улановская И.М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. М.: Академия, 1997. 212 с.
- Улановская И.М., Поливанова Н.К, Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. 1998. № 6. С.12−19.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Просвещение, 1999. 258 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблема развития личности в современных условиях // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 45−56.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Просвещение, 1996. 167 с.
- Флоренский Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Академия, 1991.313 с.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 19−22.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Педагогика, 1990. 84 с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1990. 178 с.
- Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 14−21.
- Фридман Л.М. Психология воспитания. М.: Просвещение, 1999. 228 с.
- Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу? // Народное образование. 1992, сентябрь-октябрь. С. 11−28.зование. 1992, сентябрь-октябрь. С. 11−28.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Просвещение, 1989. 64 с.
- Фромм Э. Душа человека: ее способность к добру и злу // Мир человека. М.: Педагогика, 1993. 178 с.
- Хараш А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию. М.: Просвещение, 1994. 220 с.
- Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Союз, 2005. 56 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Педагогика, 1994. 174 с.
- Чепурных Е.Е. Защита социально-правового статуса детей с проблемами развития в контексте семейного и образовательного прав // Дети России: насилие и защита. М.: Педагогика, 1997. 180 с.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Просвещение, 1989. 210 с.
- Шаляпина Т.А. Проблема успешности учащихся и учителей: попытка анализа и осмысления // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Союз, 2001. 259 с.
- Шевелев А.Н. Социально-политическая история образования как составная часть историко-педагогического понимания категории «образовательная среда» // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Речь, 2001.313 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-н/Д.: Корпорация Лига-С, 1999.110 с.
- Шишов С. К, Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогика, 2000. 173 с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований: Методологический анализ // Педагогика и логика. М.: Просвещение, 1993. 234 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.378 с.
- Ядов В.А., Кисель А. А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и контекста их теоретического истолкования // Социологические исследования. 1974. № 1. С. 28−35.
- Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. JI.B. Куликов. СПб.: Союз, 2000. 267 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Просвещение, 1996. 215 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Просвещение, 1996. 137 с.
- Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Педагогика, 1999. 244 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Просвещение, 2001. 157 с.
- Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Педагогика, 2000. 249 с.
- Allport F. Н. Theories of perception and concept of structure. N. Y., 1953.
- Bales R. F. Some uniformities of behavior in small social systems // G. Swan-son, T. Newcomb, E. Hardley, eds. Reading in social psychology. N. Y., 1952.
- Barker R. G. Ecological psychology: Concept and methods for studying the environment of human behavior. Stanford University Press, 1968.
- Duncan O. D., Schnore L. F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in the study of social organization // Amer J. Sociology. 1969. Vol. 65. № 2.
- Erikson E. Identity. Youth and Crisis. N. Y., 1968.
- Gump P. V. Environmental guidance of the classroom behavioral system // B. J. Biddle, W. J. Ellena, eds. Contemporary research on teacher effectiveness. N. Y., 1964.
- Lewin K. Field theory in social science. N. Y., 1961.
- Maslach C, Schaufeli W. B. History and conceptual specificity of burnout //
- Recent development in theory and research, hemisphere. N. Y., 1993.
- Newton M. R. A study in psychological ecology: the behavior settings in institution for handicapped children. Master’s thesis, Univ. of Kansas, 1953.
- Rogers C. R. Freedom to learn for the 80-s. Toronto- London- Sidney, 1983.
- Seligman M. E. Helplessness: on depression development and death. San Francisco, 1975.
- Shibutani T. Reference group as perspectives // Current perspectives in Social Psychology / Ed. by E. R. Holander, R. G. Hunt. N. Y., 1963.
- Thibo J, Kelly H. H. Social Psychology of Groups. N. Y., 1961.
- Webb E. Character and intelligence// British Journal of Psyhology: Monographical Supplement. 1975.
- Wright H. F. Recording and analyzing child behavior. N. Y., 1987.
- Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению. Данные будут представляться только в обобщенном виде.
- Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствованияпрофессионального мастерства?
- Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет
- Цифра «О» характеризует работу, которая очень не нравится- «9″ — очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свою работу? работу, которая0 9
- Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1−2 года) перейти на другое место работы?1. Да1. Не могу сказать1. Нет
- Считаете ли Вы, что работа, которую Вам приходится выполнять, помогает развитию Ваших способностей?1. Да1. Пожалуй, да1. Не могу сказать1. Пожалуй, нет1. Нет
- Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность? Да Не могу сказать Нетб. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?1. Обычно плохое1. Чаще плохое1. Не влияет
- Чаще хорошееОбычно хорошее
- Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.
- Характеристика школьной среды
- Степень удовлетворенности выбранной характеристикойв очень большой степенив большой степенисреднев небольшой степенисовсем нет
- Взаимоотношения с учителями
- Взаимоотношения с учениками3. Эмоциональный комфорт
- Возможность высказать свою точку зрения
- Уважительное отношение к себе
- Сохранение личного достоинства
- Возможность обратиться за помощью
- Возможность проявлять инициативу, активность
- Учет личных проблем и затруднений
- Внимание к просьбам и предложениям
- Помощь в выборе собственного решения
- Считаете ли Вы свою работу увлекательной?1. Да1. Пожалуй, да1. Не могу сказать1. Пожалуй, нет1. Нет
- Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?
- Показатели психологической защищенности Полностью защищен 0 Незащищен 1 Затрудняюсь сказать 2 Защищен 3 Вполне защищен 41 2 3 4 5 6
- От публичного унижения Учениками Коллегами Администрацией
- От оскорблений Учениками Коллегами Администрацией
- От высмеиваний Учениками Коллегами Администрацией
- От угроз Учеников Коллег Администрации
- От обзываний Учениками Коллегами Администрацией
- От того, что заставят делать против желания Ученики Коллеги Администрация
- От игнорирования Учениками Коллегами Администрацией
- От неуважительного отношения Учеников Коллег1. Администрации
- От недоброжелательного отношения Учеников Коллег Администрации
- Предположим, по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое место работы?1. Да Не могу сказать1. Нет
- Каждый коллектив имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и отметьте, какое из них лучше всего характеризует особенности Вашего коллектива.
- Работать нужно так, как работают в нашем коллективе.
- Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе.
- Меня мало волнует, как работают в нашем коллективе.
- Анкета-опросник „Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы“ для учеников1. Уважаемый Друг!
- Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки учебно-воспитательного процесса.
- Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению. Данные будут представляться только в обобщенном виде.
- Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?1. Да1. Пожалуй, да1. Не могу сказать1. Пожалуй, нет1. Нет
- Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра „О“ характеризует пребывание в школе, которое не очень нравится- „9″ которое очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свое пребывание?0 1 9
- Если бы вы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу в свою школу?1. Нет Не знаю Да
- Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию: а) интеллектуальных способностей
- Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нетб) жизненных умений?
- Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет
- Если бы Вам пришлось выбирать из всех школ района, Вы бы выбрали свою?
- Да Не могу сказать Нет
- Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?
- Обычно плохое Чаще плохое Не влияет Чаще хорошее Обычно хорошее
- Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-бальной системе.
- Характеристика школьной среды Степень удовлетворенности выбранной характеристикой
- В очень большой степени В большой степени Средне В небольшой степени Совсем нет
- Взаимоотношения с учителями
- Взаимоотношения с учениками3. Эмоциональный комфорт
- Возможность высказать свою точку зрения
- Уважительное отношение к себе6. Сохранение личного досто- инства
- Возможность обратиться за помощью
- Возможность проявлять инициативу, активность
- Учет личных проблем и затруднений
- Внимание к просьбам и предложениям
- Помощь в выборе собственного решения
- Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?1. Да1. Пожалуй, да1. Не могу сказать1. Пожалуй, нет1. Нет
- Показатели психологической защищенности Полностью не защищен Незащищен Затрудняюсь сказать Защищен Вполне защищен0 1 2 3 4
- От публичного унижения а) одноклассниками б) учителями
- От оскорбления а) одноклассниками б) учителями
- От высмеивания а) одноклассниками б) учителями
- От угроз а) одноклассников б) учителей
- От обидного обзывания а) одноклассниками б) учителями
- От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания а) одноклассники б) учителя
- От игнорирования а) одноклассниками б) учителями
- От неуважительного отношения а) одноклассников б) учителей
- От недоброжелательного отношения а) одноклассников б) учителей
- Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу, Вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?1. Нет1. Не знаю1. Да
- Ключ к определению уровней отношения к образовательной среде школы
- Ключ к определению уровней удовлетворенности характеристиками образовательной сре- ды школы'
- В очень большой степени Очень высокий
- Ключ к определению уровней защищенности в образовательной среде школы
- Суммарное число баллов Степень защищенности в образовательной среде школы Уровень отношения к образовательной среде школы0.0,9 Полностью незащищен Низкий1.1,9 Незащищен Ниже среднего2.2,9 Затрудняюсь сказать Средний3.3,9 Защищен Высокий
- Полностью защищен Очень высокий
- Суммарное число баллов и определение уровней отношения к образовательной средешколы по психологическим параметрам
- Ключ определению уровней удовлетворенности характеристиками образовательной средышколы1. Суммарное число баллов
- Степень удовлетворенности характеристиками образователь
- В очень большой степени Очень высокий
- Ключ к определению уровней защищенности в образовательной среде школы
- Полностью защищен Очень высокий
- Краткий тематический план тренинговойработы сучащимися ТЕМА 1. „КУДА ЖЕ НАМ ПЛЫТЬ?“ Правила группы.
- ТЕМА 2. ЗНАКОМСТВО. „Круг знакомств“. Построение атмосферы согласия в группе. „Встаньте в круг“. Работа со словарем (в малых группах). Летопись.
- Домашнее задание: продумать оформление летописи.
- Домашнее задание — по желанию: для летописи записать свои впечатления от первых встреч.
- ТЕМА 4. „О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ЭМОЦИЙ“. Создание атмосферы („построиться по росту" — чтение летописи (итоги опросника)). Вопросы об эмоциях. Беседа о пользе и вреде.
- Работа в малых группах — заполнение таблицы „Эмоция: ее польза и вред“. Скульптор — глина — чувство — его телесное выражение — невербальный язык эмоций.
- Домашнее задание: перед зеркалом вылепить из самого себя.
- ТЕМА 5. „ЭМОЦИИ ПРАВЯТ МНОЮ ИЛИ Я ИМИ“. Чтение летописи прошлого занятия. Работа в парах — „скульптура“ — Галатея. Информирование (эксперимент Дж. Олдза).
- Хочу ли я быть хозяином своих чувств и управлять своими эмоциями (школа чувств). Работа со словарем.
- Домашнее задание: впечатления для летописи.
- ТЕМА 6. „В ПОИСКАХ ДОСТОЙНЫХ ПУТЕЙ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ“. Итоги школы. „Путаница“.
- Построение схемы „Способы выражения чувств“ с анализом конкретных ситуаций. Ролевые игры с обсуждением. „Встреча взглядами“, или „Благодарение“. Домашнее задание: письменно попробовать построить ответы на ситуации по заданной схеме.
- ТЕМА 7. „ТРУД И ТРУДНОСТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ“. Часть I. Летопись.
- Работа в малых группах над ситуациями (указать, какой способ выражения эмоций выбран в данном случае).
- Игра „Общее настроение“. Работа со словарем.
- Домашнее задание: наблюдать и записывать ситуации взаимопонимания с другом (сверстником), мамой (родителем), учителем.1. Часть П. Коррекция схемы.
- Разбор ситуаций (ролевые игры в малых группах). Невербальное общение („живые руки“). Работа со словарем.
- Домашнее задание: попробовать ситуации выражения собственных эмоций- я — родитель, я — взрослый, я — ребенок.1. Часть П1- Летопись.
- Информирование о теории трансактного анализа (Э.Берн).
- Разбор ситуаций в малых группах.
- Передача чувства по кругу“, „Путаница, змейка“.
- Домашнее задание: найти тексты, описывающие яркие случаи использования того или иного способа выражения эмоций.1. Часть IV. „Молекулы“.
- Проработка текстов в малых группах. Обсуждение.
- Минитренинг я-сообщений. „Мне хочется .“.
- Домашнее задание „Можно мне самому изменить свое состояние?“
- ТЕМА 8. „МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ ИЗМЕНЯТЬ СВОЕ СОСТОЯНИЕ?“ Часть I.
- Работа в парах („глаза“, „в детском возрасте“, „сейчас“). Ситуация — проработка в Малых группах.
- Информирование — что необходимо, чтобы изменить свое состояние. „Эмоциональный термометр“.
- Домашнее задание: составить эмоциональный портрет сегодняшнего дня и принести для летописи.
- Часть П. „Изменение движения“.
- Эмоциональный термометр“ — обсуждение в малых группах и общее заключение. Тест эмоций. Работа со словарем. Часть Ш.
- Итоговое занятие по блоку — графики по эмоциональному термометру и результаты теста эмоций. Летопись, обсуждение.
- ТЕМА 9. „КОНКРЕТИЗАЦИЯ Я-СОСТОЯНИЙ“ Часть I.
- Во мне, как в спектре, живут семь Я». «Зоопарк».
- Индивидуальная работа по схемам (насколько я их знаю, люблю?). «Автомобиль».
- Часть III. Подростки глазами взрослых.- Опросник «Верно ли о нас, подростках, судят взрослые?" — Слепой и поводырь.- «Ладушки», «Теннисный мяч».- Обсуждение результатов предыдущего занятия.- Опросник.- Работа со словарем.
- Часть IV. «Культура бунта».- «Встреча».- Информирование о бунте.- «Зеркало».- «Повелитель — подчиненный» — в паре (игра-пантомима).- Домашнее задание: продумать, как «Я могу удержаться в «золотой середине».
- ВСЕГО: 32 часа учебных занятий, 10 часов индивидуальных консультаций по каждому блоку.
- ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ: «ТЕХНИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХМЯ» (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- ЗАНЯТИЕ-ТРЕНИНГ: «ТЕХНИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»
- Алгоритм проведения игры Работа ведется в трех группах под руководством психолога. Состав групп: ученики, учителя, родители.
- Ведущий осуществляет инструктаж и организацию работы на каждом этапе путемвыдачи дидактического материала и ориентировочных основ.
- Работа завершается проведением итоговой конференции всех участников деловой игры (см. рис. 5).1. Алгоритм работы группы
- Вводное слово ведущего. Актуальность и практическая значимость проблемы. Задачи цели. Организационные условия работы.
- Индивидуальная работа участников по технологии «Кластеров».
- Работа в микрогруппах по созданию сводного «Кластера».
- Формирование редакционной коллегии из участников микрогруппы. (Далее после каждого этапа игры участники микро группы передают материалы членам редакционной коллегии с целью обобщения и подготовки сводной документации).
- S-jx>-ira i iwi Mfratane- jc&AifcMW:1. ЖНО KtfmttffififtnmuiotS бгмиетшсбшсшииьироКy.^'iC-. '>j >1:1угччмсл*- n
- Рис. 5. Деловая игра (схема модель)
- Продолжение работы в микрогруппах: а) выработка аргументов «за» и «против» насилия в школе, б) выявление механизмов и средств, обеспечивающих защиту от психологическогонасилия, поддержание психического здоровья.
- Продолжение работы в микрогруппах по схеме «Культура безопасных взаимоотношений взрослого и ребенка». Выдача ориентировочной основы «О диалоге».
- Оглашение результатов работы редакционной коллегии.
- Общая дискуссия всех участников группы с целью подготовки итогового сообщения по результатам работы. Выбор докладчиков, группы экспертов и формы презентации материалов работы группы на итоговой конференции.
- Проведение итоговой конференции
- Презентация материалов по итогам работы каждой группы.
- Экспертная оценка выступления (вопросы на уточнение и понимание).
- Обобщение материалов групп редакционной коллегии по схеме «Кодекс безопасного взаимодействия».
- Разработка и принятие сводного «Кодекса безопасного взаимодействия" — выработка понятия «психологическая безопасность образовательной среды».
- Свободная дискуссия участников конференции.