Актуальность темы
диссертационного исследования. Адвокатура как юридическое учреждение является важным и непреложным атрибутом правового государства. Институт адвокатуры, историческим прообразом которого являлись судебные представители и правозаступники (пособники, поверенные, стряпчие, порутчики, наймиты, ябедники, полномочные, ходатаи, присяжные стряпчие, адвокаты, частные поверенные, присяжные поверенные) юридически был в организационно-правовом аспекте учрежден в рамках Судебной реформы 1864 года и привнес в судопроизводство новое, не характерное для самодержавной Российской Империи демократическое начало.
В настоящее время история российской адвокатуры, начиная со второй половины Х1Хв., уже широко изучена и подробно освещена на страницах учебной литературы, в книгах и монографиях разных авторов. Однако в них рассматривается лишь обобщенное развитие данного института в целом по России и в разные исторические эпохи. Между тем, на наш взгляд, чтобы глубже понять процесс организационно-правового становления и развития институтов судебного представительства и правозаступничества, нужно не просто взвесить и оценить профессиональную составляющую деятельности адвокатских учреждений, но и не менее важно при этом выделить специфические черты становления и развития их в каждом отдельном регионе страны.
Выявление особенностей становления и функционирования институтов судебного представительства и правозаступничества на Юге России может оказать существенную помощь в проведении более обстоятельного и объективного анализа современных процессов, касающихся обновления системы российского судопроизводства, так как от степени эффективности взаимодействия всех звеньев правосудия во многом зависят результаты сегодняшнего правового реформирования Российского государства.
Весьма ценным является и опыт становления и развития судебной системы и ее звеньев — институтов судебного представительства и 3 правозаступничества в Области Войска Донского. Какими были традиционные формы судебного представительства и правозаступничества, как осуществлялся процесс их правового регулировании, в каких взаимоотношениях находилось местное законодательство с общероссийскими юридическими нормами, как осуществлялось взаимодействие центральных органов власти с войсковыми институтами судебного регулирования на разных этапах его существованиявот круг тех вопросов, ответы на которые помогут осмыслить место и роль институтов судебного представительства и правозаступничества у донского казачества, как органичного элемента общей структуры государственного и, в частности, судебного управления Российского государства.
Представляется, что обозначенная проблематика не может оставить равнодушными ни историков государства и права, ни юристов — теоретиков, которые способны оценить происходящие события прошлого и начала нынешнего столетия, как с точки зрения права, так и с позиций историко-правового развития нашего общества. Неподдельный интерес к реформам судоустройства и судопроизводства второй половины XIX столетия в настоящее время носит ярко выраженный теоретический и практический характер. Происходящие в современной России перемены: изменения в сфере судопроизводства, введение суда присяжных, пересмотр законодательной базы, регламентирующей деятельность российской адвокатуры, актуализируют изучение прежнего опыта реформирования судебных институтов, процесса обеспечение прав человека в судопроизводстве.
Степень научной разработанности темы. Проблема исследования организационно-правовых основ и главных направлений деятельности института присяжных поверенных в рамках судебной реформы 1864 года была предметом рассмотрения многих работ исторического и юридического характера. Вместе с тем, подходы к рассматриваемой тематике, как со стороны современников, так и последующих исследователей, зависели от идейно-политических позиций авторов и менялись в связи с изменением господствующей идеологии и эволюцией взглядов, естественной для каждого человека.
Наиболее обширный пласт материала, подлежавший осмыслению и анализу в ходе проведенного исследования, составили работы дореволюционных авторов, представленные, прежде всего, фундаментальными исследованиями, а также статьями ученых-теоретиков и практиков в периодической печати.
Возникновение, устройство и процессуальное функционирование институтов судебного представительства и правозаступничества было рассмотрено в трудах К. К. Арсеньева, П. В. Макалинского, Е. В. Васьковского.1 Однако временные рамки этих работ ограничивались 1893 годом.
Г. А. Джаншиев, М. М. Винавер, И. В. Гессен в исследованиях, посвященных 50-летнему юбилею судебной реформы, касались, в основном, а проблем, возникавших в практической деятельности адвокатуры. В конце Х1Х-начале XX вв. были изданы биографические очерки о практической деятельности некоторых российских адвокатах (М.П. Чубинского, В. А. Маклакова, A.M., Доброхотова), а таюке исследовательские эссе А. Ф. Кони о.
B.Д. Спасовиче, К. К. Арсеньеве, Ф. Н. Плевако, А. И. Урусове.
Фундаментальный труд под общей редакцией И. Гессена и М. Н. Гернета «История российской адвокатуры» содержит богатый материал о правовом статусе присяжных поверенных в период их становления.3 Вместе с тем, несмотря на значительный объем проделанной исследовательской работы.
1 Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре. СПб., 1875- Макалинский П. В.
C.-Петербургская присяжная адвокатура. СПб., 1889. Васьковский Е. В. Организация адвокатуры. СПб., 1893.
2 Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. СПб. 1907; Винавер М. М. Очерки об адвокатуре. СПб., 1902; Он же. Адвокатура и правовое государство. СПб., 1905; Гессен. И. В. Судебная реформа. СПб., 1905.
3 История русской адвокатуры. Издание Совета присяжных поверенных. Т.1. М., 1914;1916. Адвокатура, общество и государство 1864−1914 / Под ред. Гессена И. В. В кн: Серия история права. Т.2−3. М., 1997; Сословная организация адвокатуры 1864−1914. / Под ред. Гернета М. Н. Издание Совета присяжных поверенных. М., 1916. этими авторами, юридическая деятельность присяжной адвокатуры, вопросы участия присяжных поверенных в юридической и политической жизни страны не нашли в данном труде достаточного отражения. Кроме того, как нам представляется, дореволюционной историографии при всей глубине и многоплановости исследований была свойственна некоторая идеализация института присяжных поверенных.
Тематика, касающаяся особенностей осуществления судебной реформы 1864 года на Юге России, также находилась в поле зрения различных специалистов (историков, юристов, социологов), но предметом специального исследования в рамках единой обобщающей работы практически еще не освещалась. В данной диссертации эта проблема будет являться центральной.
Работы, имевшие прикладной характер, по судебной реформе 1864 года вышли в свет во второй половине 60-х годов XIX столетия. Их основная цель заключалась в том, чтобы внести определенные разъяснения в практическое применение норм судебных уставов.1.
Наряду с исследованиями, посвященными судебным преобразованиям второй половины XIX века в центральной части Российской Империи, появились работы, в которых обозначенная проблема стала рассматриваться с учетом региональных особенностей страны. Так, в дореволюционной историографии имеются исследования, содержащие определенные сведения о дореформенном суде на Дону, подготовке и проведении судебной реформы 1864 года, а также пореформенном судоустройстве и судопроизводстве на территории Войска Донского.2 Научная ценность данных работ главным.
1 Буцковский Н. А. Очерк кассационного порядка отмены решений по Судебным уставам 1864 г. СПб., 1866- О деятельности прокурорского надзора вследствие отделения обвинительной власти от судебной. СПб., 1867.
2 Ригельман А. История или повествование о донских казаках. М., 1846- Сухоруков В. Д. Общежитие донских казаков в XVII — XVIII столетиях. Новочеркасск, 1892- Быкадоров В. К. Былое Дона. СПб., 1907; Казмин А. Обычные суды в хуторах Донской области // Этнографическое обозрение. М., 1891- Греков A.M. Приазовье и Дон. СПб., 1912; Ногин И. Н. Краткий исторический очерк Донского края. Новочеркасск, 1914 и др. образом заключается в их богатом фактическом материале. Особый интерес в этом отношении представляет труд М. Харузина, 1 в котором он уделил особое внимание станичному суду.
Особый интерес представляет работа, посвященная истории Министерства юстиции за 100 лет (1802 — 1902 гг.), 2 в которой показан процесс подготовки и реализации судебной реформы как весьма благополучный, а правительственные шаги по ограничению судебных преобразований представлены мерами по улучшению судебных уставов. Необходимо отметить, что в данном труде рассматривался процесс введения судебных уставов 1864 г. не только в центральных губерниях страны, но и в казачьих областях. В работе подчеркивалось, что Донская область являлась первой, где до проведения земской реформы были введены судебные уставы. При этом отмечалось, что основные принципы уставов сохранялись, причем заслуга в последнем принадлежала Военному министерству.
Следует отметить, что дореволюционные исследователи изучали институт присяжных поверенных как современный действующий судопроизводственный организм, поэтому не смогли в полной мере осмыслить проходившие в нем процессы, которые возможно выявить лишь в историко-правовом контексте.
Российская правовая традиция была прервана в 1917 г. в связи со строительством советской судебной системы. Так как отечественное правовое наследие дореволюционного периода отвергалось, советская историография, отражающая исследуемую проблематику, до конца 60-х годов XX в. носила фрагментарный характер. Исследователи советского периода осмысливали и подавали информацию с учетом происходящих в обществе политических событий в рамках официально принятой в обществе идеологии, часто критикуя институт адвокатуры. В то же время советским исследователям удалось.
1 Харузин М. Сведения о казачьих общинах на Дону: Материалы для обычного права. Вып. 1. М., 1885.
2 Министерство юстиции за 100 лет. 1802 — 1902 гг. СПб., 1902. продвинуться в определенных направлениях. Так, с позиций оценки судебных органов как репрессивного аппарата для подавления революционного движения к исследуемой тематике обращались Б. В. Виленский, М. М. Глазунов, Б. А. Митрофанов, В. И. Смолярчук, Е. В. Скрипилев.1.
Первая монографическая работа по исследуемой теме появилась в 1987 году.2 Однако, ее автор — Н. В. Черкасова рассмотрела только ранний период становления корпорации присяжных поверенных. Существенный вклад в разработку истории адвокатуры внес Н. А. Троицкий.
Однако анализ политических процессов был произведен им только по отношению к присяжным поверенным первого призыва. Кроме того, в его работах не были рассмотрены тактика и стратегия защиты, избираемая присяжными поверенными.
На нынешнем этапе развития отечественной историко-юридической науки произошел отказ от критической оценки судебных уставов 1864 г., начался поиск в них позитивных моментов, приемлемых для современного реформирования. Во многом это связано с процессом движения России по пути радикальных экономических, социальных и правовых реформ, что неизбежно заставляет обращаться к прошлому в поисках ответов на волнующие вопросы.
В 20−80-е годы XX в. исследования советских ученых в основном были нацелены на рассмотрение событий, связанных с революцией и Гражданской войной. Интерес к периоду проведения буржуазных реформ и пореформенному.
1 Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969; Глазунов М. М., Митрофанов Б. А. По законам Российской империи. М., 1976; Смолярчук В. И. Гиганты и чародеи слова. Русские судебные ораторы второй половины XIX — начала XX вв. М., 1984; Скрипилев Е. А. Российская присяжная адвокатура в пореформенной России // Буржуазные реформы в России во второй половине XIX в. Воронеж, 1988.
2 Черкасова Н. В. Формирование и развитие адвокатуры в России (60−80-е годы XIX в.) М., 1987.
3 Троицкий Н. А. Русская адвокатура на политических процессах народников (1871−1891) // Из истории общественного движения и общественной мысли в России. Саратов, 1968; Царизм под судом прогрессивной общественности. М., 1979; Корифеи русской адвокатуры первого призыва // Советское государство и право. 1985. № 2,9. времени на Дону был явно снижен. Таким образом, вопросы, касающиеся темы настоящей диссертации, не подлежали активному изучению. В основном исследователей интересовали лишь отдельные проблемы, связанные с историей казачьих войск.
Происходящие в современной России перемены: изменения в сфере судопроизводства, введение суда присяжных, пересмотр законодательной базы, актуализируют изучение прежнего опыта реформирования судебных институтов.
Сталкиваясь с действительностью, спецификой провинциального менталитета, программы преобразований претерпевают значительные изменения, возникают сложности с управлением процессами реформ. Все это подчеркивает необходимость изучения прошлого, анализа состоявшихся ранее попыток реформирования, выявления их закономерностей, более полного учета всех обстоятельств, сопровождавших эти преобразования. Именно поэтому интерес к реформам судоустройства и судопроизводства, проводимым во второй половине XIX в., носит уже не только академический, но и практический характер.
Среди работ, освещающих историю создания и развития казачьих войск, подготовки и осуществления судебной реформы 1864 г. на Юге России, выделяются работы М. П. Астапенко, 1 Д. П. Баранова, 2 О.Б. Герман3 и др. Основная значимость этих трудов состоит в обилии фактического и статистического материала.
Исследования Г. Г. Небратенко4 предоставили возможность подробно познакомиться с истоками норм обычного права донских казаков. Изучением.
1 Астапенко М. П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г. Ростов н/Д, 2004; Астапенко М. П. История донского казачества. Ростов н/Д, 1999; Астапенко М. П. Очерки истории адвокатуры Дона. Ростов н/Д, 2003.
2 Баранов Д. П. Адвокатское право. М., 2008.
3 Герман О. Б. Правовое положение казачества и крестьянства Юго-Востока Европейской России. Ростов н/Д, 2003.
4 Небратенко Г. Г., Куксенко Е. И. Теория и история обычного права донских казаков. Ростов н/Д, 2005; Небратенко Г. Г. Обычное право донских казаков: 9 норм обычного права народов Северного Кавказа и, в частности, донских казаков довольно серьезно занимались Н. И. Кочетыгов, 1 В. В. Макеев, 2 Д. Ю. Шапсугов.
Большой интерес представляют диссертационные исследования Н. И. Биюшкиной, 4 К. П. Краковского, 5 О. В. Кузьменко, 6 посвященные вопросам проведения судебной реформы, ее особенностям на Юге России и, в частности, Земле Войска Донского, созданные с привлечением многочисленных и разнообразных источников.
Первой попыткой комплексно рассмотреть важнейшие правовые преобразования в современной историографии стал сборник статей «Великие реформы в России» и коллективная монография петербургских историков «Власть и реформы». По мнению авторов, судебная реформа 1864 г. была самой последовательной и радикальной из всех Великих реформ второй половины XIX в. Она не только создала новый суд, но и в определенной степени обеспечивая существенную степень защиты всех подданных в гражданских и вчера, сегодня, завтра / Обычное право народов Северного Кавказа: итоги и перспективы развития / Под ред. Д. Ю. Шапсугова. Ростов н/Д, 2006.
1 Кочетыгов Н. И. Этнический правовой обычай как источник права России. Ростов н/Д, 2007.
2 Макеев В. В. Небратенко Г. Г. Организационно-правовое становление и развитие общей полиции на территории Донского казачьего войска (середина XVIII — начало XX вв.). Ростов н/Д, 2002.
3 Обычное право народов Северного Кавказа: итоги и перспективы исследования / Под ред. Д. Ю. Шапсугова. Ростов н/Д, 2006.
4 Биюшкина Н. И. Проведение судебной реформы 1864 г. в российском государстве (на примере Нижегородской губернии). Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1998.
5 Краковский К. П. Судебная реформа в Земле Войска Донского: Дисс. .канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1981.
6 Кузьменко О. В. Особенности осуществления судебной реформы на Юге России. Автореф. дисс.. .канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. уголовных делах, способствовала процессу выработки понятия прав человека как гражданина России.1.
Историографический анализ свидетельствует о том, что к настоящему времени проделана масштабная работа по изучению судебной реформы 1864 г. в России, однако многие ее аспекты нуждаются в дальнейшей научной разработке, это относится, в частности, к проведению судебной реформы в регионах России, в том числе в Области Войска Донского.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывавшиеся в ходе становления и функционирования институтов судебного представительства и правозаступничества в истории отечественного государства и права: общие закономерности становления и развития судоустройства и институтов судебного представительства и правозаступничества (адвокатуры) в России в период XIV — начале XX вв., характерные для России и конкретные особенности их проявления в Области Войска Донского.
Предметом исследования выступает нормативно-правовые основы, организационно-правовая регламентация и деятельность институтов судебного представительства и правозаступничества в дореволюционной России с учетом их особенностей в Области Войска Донского.
Хронологические рамки исследования охватывают период XIVначало XX вв. Выбор данного периода объясняется тем, институты судебного представительства и правозаступничества своими истоками восходят к временам Псковской и Новгородской судным грамотам (X1V-XVbb.) и исторически связаны с содержанием судебных уставов 1864 г., а таюке последующей их реализацией в конце XIX — начале XX вв. С XIVb. и до судебной реформы 1864 г. исследуемые институты не имели четкого организационно-правового положения. Образованные в ходе этой реформы.
1 Великие реформы в России. 1856−1874 / Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М., 1992; Власть и реформы. От самодержавной к советской России / Под ред. Б. В. Ананьича. СПб., 1996. институты частных и присяжных поверенных просуществовали до 1918 г., после чего приобрели статус советской адвокатуры.
Цель и задачи исследования
Основная цель работы заключается в комплексном исследовании, на основе изучения и анализа законодательной базы, историко-правовых источников, архивных и иных документальных материалов, процесса становления и развития правовых основ организации и деятельности институтов судебного представительства и правозаступничества системе российского самодержавного судопроизводства с учетом их особенностей в Области Войска Донского.
В диссертационном исследовании предпринимается попытка определить закономерности и тенденции, присущие развитию исследуемых институтов в указанных хронологических рамках с учетом их особенностей в Области Войска Донского, сформулировать при этом ряд теоретических и практических положений и выводов.
Необходимым условием для достижения поставленной цели является решение следующих задач:
— осуществить анализ понятия и содержания категории «правовые основы» в рамках теоретико-правового исследования;
— проследить процесс формирования правовых основ организации и деятельности институтов судебного представительства и правозаступничества в дореформенной России в период XI V-первой половине XIX вв.
— выявить особенности организационно-правового становления института присяжных поверенных в период разработки и осуществления преобразований судебной системы по реформе 1864 г.;
— исследовать основные правовые формы организации и деятельности институтов присяжных и частных поверенных по обеспечению правовой защиты подсудимых в ходе реализации положений судебной реформы в период 1864—1917 гг.
— показать на основе имеющихся материалов специфику обеспечения правовой защиты донских казаков и иных категорий населения Области Войска Донского;
— выявить особенности осуществления судебной реформы и создания суда присяжных в Области Войска Донского;
— раскрыть содержание и объем реализуемых функций присяжными поверенными Области Войска Донского в период их организационно-правового становления;
— показать значение историко-правового опыта судебной реформы 1864 г. и возможности его использования в современных условиях.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды известных отечественных ученых, посвященные различным аспектам организационно-правового становления, развития и функционирования институтов судебного представительства и правозаступничества в указанных хронологических рамках. В работе активно использованы принципы диалектики, историзма, объективизма, комплексного подхода к исследованию историко-правовых явлений". Работа опирается также на компаративистско-правовую методологию, системный подход, на методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, структурно-функциональный, формально-логический, экстраполяции, моделирования и другие методы научного исследования. В ходе проведения исследования использовались и методы, характерные только для юридической науки: историко-правовой, формально-юридический, логико-юридический, сравнительно-правовой и др.
Источниковая база исследования. Нормативно-правовой материал по теме диссертационного исследования взят преимущественно из Полного собрания законов Российской Империи, Свода законов Российской Империи,.
Собрания узаконений и распоряжений правительства. Кроме того, в работе использовались документы из фондов Государственного архива Российской.
Федерации, Российского государственного исторического архива,.
Государственного архива Ростовской области. Несмотря на фрагментарность.
13 перечисленных документов, в целом они представляют значительную информационную ценность, а отдельные из них вводятся в научный оборот впервые.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является первым в таком контексте многоплановым исследованием, посвященным проблемам организационно-правового становления и развития институтов судебного представительства и правозаступничества с учетом особенностей их функционирования в Области Войска Донского.
В ходе проведенного диссертационного исследования прослежен процесс формирования правовых основ организации и деятельности институтов судебного представительства и правозаступничества в дореформенной России в период XlV-первой половине XIX вв.- выявлены особенности организационно-правового становления института присяжных поверенных в период разработки и осуществления преобразований судебной системы по реформе 1864 г.- исследованы основные правовые формы организации и деятельности институтов присяжных и частных поверенных по обеспечению правовой защиты подсудимых в ходе реализации положений судебной реформы в период 1864—1917 гг.- выявлена специфика обеспечения правовой защиты донских казаков и иных категорий населения Области Войска Донского в дореформенный и постреформенный периодпоказано значение историко-правового опыта судебной реформы 1864 г. и возможности его использования в современных условиях. В работе на основе современного научного подхода проведен комплексный сравнительно-правовой анализ российского законодательства и обычного права донских казаков, его влияния на организационно-правовое становление и развитие института правозаступничества в Области Войска Донского.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Правовые основы организации и деятельности институтов судебного представительства и правозаступничества — это совокупность исходных начал, выраженных в различных юридических формах, в соответствии с которыми они.
14 исторически зародились. В монархической России они были построены на принципах бюрократизма, бесправия подданных, постоянного контроля за населением, разнообразных ограничениях и всепроникающей государственной опеке. Своим источником они имели волю законодателя. Формами их выражения являлись: правовые обычаи, нормативно-правовые акты, судебные или административные прецеденты, отражавшие закономерности государственного и общественного развития и были направлены на регулирование и охрану общественных отношений. Первоначально систему правовых основ организации и деятельности судебного представительства и правозаступничества на Руси составляли: 1) законы, как акты верховной власти, устанавливающие или закрепляющие новые правовые нормы- 2) административные акты в виде распоряжения государя или высших органов управления по частному случаю на основе действующего закона- 3) акты судебных органов, выносимые на основе действующего законодательства относительно к конкретному случаю. В XVI11 в. формой внешнего выражения в России в основном стали законодательные акты: 1) императорские указы- 2) уставы- 3) различные регламенты- 4) царские манифесты- 5) жалованные грамоты- 6) акты Сената- 7) ведомственные акты.
2. Предпосылками возникновения институтов судебного представительства и правозаступничества явилась объективная необходимость защиты в суде интересов лиц, не обладавших специальными познаниями в области юриспруденции. В России, в отличие от стран Европы, где правозаступничество и судебное представительство развивались как два самостоятельных института, первое возникло не как независимый институт, а в связи с судебным представительством. При составлении «Положения о присяжных поверенных» был учтен опыт создания адвокатских сообществ западноевропейских стран. Их внутреннее организационное устройство во многом напоминало французское — внутреннее самоуправление, система дисциплинарных взысканий и порядок дисциплинарного производства. Вместе с тем, законодательство, регламентирующее деятельность присяжных.
15 поверенных, не принимая в полном объеме, как австро-германскую, так и англо-французскую школы права, имело свои позитивные эволюционные тенденции. Оно явилось примером творческой адаптации всех лучших достижений юриспруденции и практики западноевропейских стран;
3.История организационно-правового становления и развития судебного представительства и правозаступничества в России показывает, что на протяжении длительного времени их значение принижалось. Свидетельством этого является то, что в период с XIVb. и до судебной реформы 1864 г. единого нормативно — правового акта, где закреплялись бы функции, права и обязанности судебных представителей и правозаступников (пособники, поверенные, стряпчие, порутчики, наймиты, ябедники, полномочные, ходатаи, присяжные стряпчие, адвокаты), регламентировалась бы система набора кадров и организация их деятельности на всей территории Российской Империи, до середины Х1Хв. так и не было принято.
Вплоть до XVb. на Руси существовал так называемый «принцип личной явки». А далее в качестве защиты в обществе появляется родственное представительство. Непосредственно за ними зародились и наемные поверенные (ходатаи по делам, стряпчие).
4. В России становление профессионального судебного представительства и правозаступничества связано с реформами 60−70гг. Х1Хв.
Зарождавшийся по судебной реформе 1864 г. суд присяжных не мог функционировать без обеспечения профессиональной защиты участников судебного процесса, к чему частные ходатаи и стряпчие (предшественники присяжных и частных поверенных) готовы не были. Судебная реформа явилась выражением прогрессивных либеральных правовых идей общества и стала началом рецепции европейского публичного и частного права в России.
Реформа решительно порвала с прошлым не только в строительстве судебной системы, но и в отношении к судебному представительству и правозаступничеству. В судебных уставах впервые в нашей истории личность получила определенные права перед лицом государственной власти. На страже.
16 этих прав был поставлен независимый суд и, на первый взгляд, независимое судебное представительство и правозаступничество, которые становится принципиально новым общественным гарантом соблюдения прав личности в суде. Впервые за всю многовековую историю России учреждался Совет присяжных поверенных (коллегия адвокатов в современном понимании) и институт присяжных поверенных (адвокатов). Были заложены общественные основы по защите прав личности в уголовном и гражданском судопроизводствах, без чего невозможно было введение состязательности в судебном процессе с целью установления истины и предоставления в будущем необходимой защиты прав и интересов всем участникам процесса.
5.
Введение
института присяжных и частных поверенных (прообраза адвокатов) — необходимого элемента открытого состязательного процессастало главным достижением судебной реформы 1864 года, утвердившей в конечном итоге принципы независимости и несменяемости судей, гласности, устности и состязательности судебного процесса. Согласно уставам уголовного и гражданского судопроизводства, присяжные поверенные (как и прокуратура) состояли при судебных местах — судебных палатах и окружных судах. При палатах формировались органы самоуправления — советы присяжных поверенных. Процесс формирования профессионального правозащитного института — присяжных и частных поверенных к 1866−1867 годам был полностью завершен, и началась их активная деятельность в новых судах Российской Империи.
Профессиональные присяжные и частные поверенные в пореформенный период на основе судебных уставов гражданского и уголовного судопроизводства, «Положения о присяжных поверенных» получили достаточно четкую правовую регламентацию своей деятельности, но это не исключало одновременного функционирования и института представительства.
Автономность, относительная независимость от государственных властей, выборность и подотчетность советов присяжных поверенных перед членами своей корпорации, самостоятельное нормативное регулирование своей.
17 деятельности — этим, по крайней мере, в первое время, отличались советы присяжных поверенных от многих других учреждений царской России.
6. Организация русской присяжной адвокатуры в результате судебной реформы строилась на следующих принципах: совмещение правозаступничества с судебным представительствомотносительная свобода профессииотносительная независимость от органов властикорпоративность и сословность организации, сочетавшаяся с элементами дисциплинарной подчиненности судамопределение гонорара по соглашению с клиентом.
Вместе с тем, в практике ее организации и деятельности было воплощено далеко не все из предусмотренного судебными уставами. Присяжная адвокатура не имела надлежащих гарантий свободы слова, серьезно ограничивались ее процессуальные права. Участие защитника в предварительном следствии не допускалось, поэтому ознакомиться с делом адвокат имел возможность лишь перед началом судебного разбирательствауже после составления обвинительного заключения. Помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда) и представительства сторон в гражданском процессе, на советы присяжных поверенных возлагалась обязанность оказания юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.
7. В годы контрреформ в России (конец 70−80-е гг.) в политике российского самодержавия по отношению к сословию присяжных и частных поверенных наметились две противоположные тенденции: ограничение их демократических начал и контрреформаторская тенденция.
На всем историческом пути становления и развития судебного представительства и правозаступничества мы наблюдаем противоречивость государства в своем отношении к этим институтам. С одной стороны государство стремилось показать свою заинтересованность в их упрочении, а с другой боялось усиления их роли и независимости. Можно утверждать, что судебное представительство и правозаступничество в самодержавной стране априори не могли иметь должной свободы слова и дела. Присяжные.
18 поверенные на 30 лет были лишены права учреждать в судебных округах свои советы и совершенно были отстранены от участия в предварительном следствии.
Анализ исторических источников позволяет выделить основные проблемы осуществления судебного представительства и правозаступничества рассматриваемого периода, это: не желание государства на протяжении долгого времени официально признать судебное представительство и правозаступничество как правовые институтыдопуск к правозаступничеству широкого круга лиц, не всегда соответствующих необходимым для этого требованиям, и как следствие обесценивание значимости этого института для общества в целомразгул подпольного судебного представительства и правозаступничества, ябедничестваотношение государства и общества было далеко не объективным и не благожелательным к этим институтам и др.
Следует также иметь в виду и то обстоятельство, что институт присяжных поверенных не только стал противовесом прокуратуре, но, к сожалению, остался органом, строго охраняющим интересы самодержавия, «государевым оком» в «судебной республике».
8. Особенности обеспечения правозащиты и проведения судебной реформы в Области Войска Донского обусловлены спецификой социально-экономической ситуации в Донском крае, культурно-образовательным уровнем населения и его национальным составом.
Правовая регламентация института судебного представительства и правозаступничества на Дону свое первое закрепление нашла в «Учреждении гражданского управления казаков», где достаточно четко сформулированы структура и основные направления деятельности войсковых стряпчих Войска Донского. Казачий Дон выбирал своих войскового и окружных стряпчих вплоть до ноября 1866 года, когда указом Александра II «выборный порядок замещения должностей окружных стряпчих в Войске Донском в связи с неподготовленностью к этой службе назначаемых таким образом лиц» был отменен.
Реформы второй половины XIX века значительно ослабили обособленность казачества Юга России. Окончательно сформировалась структура местной юстиции, основным элементом которой являлся станичный суд, представляющий судебную инстанцию казачьего общественного управления.
9. Практическое создание новых судебных органов и организация их деятельности в различных регионах страны, не являлось актом простого технического свойства. В ходе реализации судебных уставов проявилось подлинное отношение к ним правительственных кругов, всемерное желание ограничить демократические институты и сузить сферу их применения.
В 1873 г. на Дону вместе с новыми судами появились профессиональные присяжные поверенные, «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебном прений в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущихся и обвиняемым перед судом». В Земле Войска Донского, являвшейся единственной «неземской областью», в отличие от центральных губерний, судебная реформа была проведена по частям, но в полном объеме, без всяких ограничений. При этом Центральное правительство стремилось соблюдать внешнюю «демократичность» в обращении с донским казачеством. Конечно, не все принципы буржуазного судопроизводства были проведены в жизнь. Но при всей незавершенности судебная реформа имела большое значение. Она создавала новые судебные органы, профессиональное судебное представительство и правозаступничество, отвечающие потребностям капиталистического развития страны.
10. Население Области Войска Донского со второй половины XIX в. стало подчиняться общей юрисдикции, существующей в государстве, поэтому структура суда в середине 90-х годов XIX в. полностью соответствовала устройству центральных губерний Российской Империи.
Опыт Области Войска Донского свидетельствует о том, что присяжные и частные поверенные являлись носителями демократических идей,.
20 сторонниками демократических правовых реформ, а также экономических и социальных преобразований. Вместе с тем, с их стороны наблюдалось прогрессирующее увеличение числа профессиональных нарушений, вызванных конкуренцией, а, следовательно, и материальной заинтересованностью.
11. Российское государство сегодня предпринимает реальные шаги по реформированию института адвокатуры. Происходящие в России процессы характеризуются кардинальными преобразованиями в политической, экономической, социальной и судебной сферах, направленными на преодоление кризисных явлений современного общества. При этом, несомненно, нужно опираться на исторический и современный опыт в области правозаступнической деятельности. Россия должна в максимальной степени обеспечить такой уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, который бы в полной мере соответствовал не только национальным нуждам, но и требованиям международных стандартов.
Профессионализм и опыт, накопленный несколькими поколениями адвокатов, богатые исторические традиции и высокий авторитет адвокатурыэто те положительные черты, которые позволяют сегодня констатировать тот факт, что адвокаты занимают одну из высших ступеней в иерархии юристов, осуществляющих практическую деятельность в сфере защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью, новизной и выводами как общетеоретического, так и практического характера. Результаты исследования дополняют знания о месте и роли судебной власти, института адвокатуры в правовом государстве, социокультурной природе форм ее правового обеспечения в модернизирующихся переходных обществах. Материалы исследования расширяют научные представления о развитии и деятельности адвокатуры в системе российского судопроизводства.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе по курсам Истории отечественного государства и права, Истории политических и правовых учений, Правоохранительные органы, Суд и правосудие, Судопроизводство, Адвокатура.
В практической деятельности материалы проведенного исследования целесообразно использовать для повышения квалификации судей, адвокатов и сотрудников правоохранительных органов, а также в законодательной деятельности при проведении работ по дальнейшему совершенствованию организационно-правовых основ организации и деятельности института адвокатуры в современных условиях.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли апробацию в семи публикациях автора по теме исследования, в процессе обсуждения диссертации в СКНЦ ВШ Южного федерального университета, на кафедре общей теории государства и права Ростовского государственного педагогического института ЮФУ. Отдельные теоретические и практические выводы исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях и «круглых столах». По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научных статей, в том числе 1 в изданиях Перечня ВАК Минобрнауки РФ (общий объем 2,2 п. л.).
Некоторые положения диссертации используются в преподавании учебных курсов по истории отечественного государства и права, истории правовых учений и курса адвокатуры.
Структура и объем диссертации
Структура диссертации отражает логику диссертационного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В ходе проведенного диссертационного исследования были сделаны следующие обобщения и выводы.
Важнейшим предназначением государства российского с момента его возникновения является обеспечение упорядоченности общественной жизни, создание необходимых условий для нормального функционирования общественного организма. То есть внутренней природой государства обусловливается содержание его основных задач, важнейшими из которых является охрана государственного и общественного строя. Этому подчинен весь государственный механизм, а его важнейшими звеньями являются суд, прокуратура, полиция (милиция) и адвокатура. Деятельность этих органов должна иметь четкие правовые основы, источником и отправной точкой которых должно быть действующее право, регулирующее как судебную, правоохранительную, так и адвокатскую деятельность.
Выражение «организация адвокатуры» может быть понимаема двояким образом: в смысле организации профессиональной деятельности адвокатуры (т. е. определения ее роли, прав и обязанностей на суде) и в смысле внутреннего устройства самого сословия адвокатов.
Исходя из того, что сущность любого правового института состоит в осуществляемой деятельности, а организационный статус является вторичным признаком, адвокатуру можно охарактеризовать как профессиональную деятельность по осуществлению правозаступничества и судебного представительства. Такой подход позволяет проследить развитие адвокатских функций с момента их возникновения.
Таким образом, правовые основы организации и деятельности адвокатуры в России — это совокупность исходных начал, выраженных в различных формах, в соответствии с которыми строятся и функционируют институты судебного представительства и правозаступничества.
В монархической России он имеет своим источником волю законодателя. Формами их выражения являются нормативно — правовой обычай, нормативно-правовой акт и судебный или административный прецедент. Они воплощены, в основном, в законодательных актах, отражают закономерности государственного и общественного развития и направлены на регулирование и охрану общественных отношений. Систему правовых основ организации и деятельности адвокатуры России составляли как судебники, именные указы императоров, так и нормативные акты, но единого нормативно — правового акта, где закреплялись бы функции, права и обязанности адвокатов, регламентировалась бы система набора и организация деятельности адвокатуры на всей территории Российской Империи до середины Х1Хв. так и не было принято.
Положение адвокатуры зависит, с одной стороны, от общего культурного и политического климата в стране, а с другой — от системы судопроизводства. Поэтому, отмечая функционально-правовые основы адвокатуры в России, необходимо учитывать, что эти функции реализовывались в соответствии с судебными уставами 1864 г. в разных социально-политических условиях, что не могло не отразиться на содержании ее деятельности как таковой.
Правовые основы формирования и деятельности институтов судебного представительства и правозаступничества должны иметь своим источником и отправной точкой существующее право.
Право есть единство правовых норм, правовых отношений и правосознания. Правосознание содержит в себе представления о праве и не существует отдельно от норм, Изменение правосознания требует изменения подходов к праву. Изменение правовых отношений вызывает обновление нормативной базы, применение иных принципов при разрешении дел.
Совершенствование нормативно — правовых актов дает толчок к развитию общественных отношений и качественному преобразованию правосознания.
Этот процесс может приостанавливаться, замирать либо развиваться форсированными темпами в зависимости от экономических, политических и.
158 иных условий конкретного государства. Фактически всегда общественные отношения и право находятся в определенном противоречии друг к другу, но именно это противоречие и является источником движения, изменения права, в т. ч. и совершенствование права.
Источником правовых основ является право, существующее в трех проявлениях — правосознании, правовых нормах и правовых отношениях. С формальной стороны правовая основа — это совокупность правовых норм, правовых обычаев и правовых прецедентов. На основании вышесказанного мы предлагаем следующее понимание правовых основ. Правовые основы — это совокупность исходных правил, выраженных в различных формах и имеющих своим источником право. Формами их выражения являются нормативно-правовой акт, правовой обычай и прецедент. Они воплощены в основном в законодательных актах, отражают закономерности общественного развития и направлены на регулирование и охрану общественных отношений.
К общеправовым принципам, применяемым ко всей правоохранительной деятельности, относятся: справедливость, юридическое равенство граждан перед законом и судом, гуманизм, законность, демократизм, единство субъективных прав и юридических обязанностей и другие. Все они нашли свое закрепление в основных международно-правовых документах о правах и свободах человека.
Одной из самых значительных и последовательных буржуазных реформ 60-х годов XIX века в России была судебная реформа 1864 г.: провозглашалось отделение суда от органов законодательной и административной власти, закрытое сословное судопроизводство заменялось судом присяжных, основанном на принципах гласности, Утверждалась независимость и несменяемость судейреорганизовывалась прокуратура, впервые в истории России была учреждена адвокатура. С появлением этого института в уголовное судопроизводство вводился необходимый для раскрытия истины элемент состязательности.
Русские адвокаты объединялись в самоуправляющиеся организации, придерживаясь буквы и духа закона. Для населения были открыты юридические консультации. Предусматривались также меры для того, чтобы без защиты не оставались подсудимые и участвующие в судебных тяжбах граждане, не имеющие средств для оплаты адвокатского гонорара. Адвокаты приобретали статус одновременно правозаступника и поверенного своего клиента.
Автономность, относительная независимость от государственных властей, выборность и подотчетность советов присяжных поверенных перед членами адвокатской корпорации, самостоятельное нормативное регулирование деятельности корпорации — этим, по крайней мере, в первое время, отличалась адвокатура от многих других учреждений царской России.
При составлении «Положения о присяжных поверенных» был учтен опыт западноевропейских стран. Организационное устройство российской адвокатуры во многом напоминало французское — внутреннее самоуправление, система дисциплинарных взысканий и порядок дисциплинарного производства.
Однако в практике организации и деятельности адвокатуры было воплощено далеко не все из предусмотренного судебными уставами. Присяжная адвокатура, например, не имела надлежащих гарантий свободы слова, серьезно ограничивались ее процессуальные права. Участие защитника в предварительном следствии не допускалось, поэтому ознакомиться с делом адвокат имел возможность лишь перед началом судебного разбирательствауже после составления обвинительного акта.
Таким образом, присяжная адвокатура в России в момент ее возникновения представляла собой корпорацию лиц свободной профессии сословие так называемых присяжных поверенных, объединенных на основе внутреннего самоуправления в виде выборных органов — советов присяжных поверенных — и находящихся под внешним надзором высших судебных органов. Помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда) и представительства сторон в гражданском процессе, на адвокатуру.
160 налагалась обязанность оказания юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.
Начало российской адвокатуре, ее традициям и принципам было положено еще в 1864 г., более 140 лет назад. Анализ законодательства дореволюционной России в этой области позволяет отметить многие прогрессивные стороны судебных уставов. Можно констатировать, что правовые принципы, заложенные в основу организации адвокатуры конца XIX века, не потеряли своей актуальности и представляют значительный интерес для решения задач современного общества.
Судебная реформа 1864 г. привела в соответствие с требованиями развивающегося капитализма систему судоустройства и судопроизводства России, но, как и другие буржуазные реформы, сохранила ряд феодальных черт. Уже вскоре после утверждения судебных уставов царизм встал на путь отказа от важнейших институтов, записанных в них. Тем не менее, данная реформа является ярчайшей попыткой приспособления государственно-правовой надстройки к нуждам развивающихся капиталистических отношений.
Судебная система в государственном управлении, как казачьих областей, так и всей России играла важную роль во все времена. Реформы второй половины XIX столетия существенным образом повлияли и внесли существенные изменения в общественное сознание, во взаимоотношения обывателя с государством. Земская, городская, судебная и даже крестьянская реформы явились явным толчком к формированию российского гражданского общества. Огромное значение здесь имел уже сам факт появления в обществе представления о равенстве всех граждан перед законом и судом.
В Земле Войска Донского, являвшейся единственной «неземской областью», в отличие от центральных губерний, судебная реформа была проведена по частям, но в полном объеме, без всяких ограничений. При этом царизм старался соблюдать внешнюю «демократичность» в обращении с донским казачеством, но на практике все вопросы, связанные с проведением судебной реформы на Дону, решались в центральных правительственных органах.
Всесторонний анализ деятельности станичных судов Области Войска Донского характеризует их как традиционные сословные учреждения, первоочередной задачей которых являлось поддержание стабильности казачьей общины, преемственности традиций казачьего быта. Учреждение станичного суда в рамках общественного управления станиц казачьих войск способствовало формированию у казачества принципиально новых юридических представлений о формах разрешения споров и конфликтов, выдвигая на первый план гласность и выборность, утверждению элементарных правовых знаний в казачьей среде. В то же время станичный суд на формально-процессуальном уровне не защищал казаков от произвола со стороны войсковой администрации и сам находился под государственным контролем. Однако именно через судейство казаки обретали определенный социальный опыт, изменялись их юридические обычаи.
Реформы второй половины XIX в. значительно ослабили обособленность казачества Юго-Востока России. Окончательно сформировалась структура местной юстиции, основным элементом которой являлся станичный суд, представляющий судебную инстанцию казачьего общественного управления.
Реорганизация адвокатуры имела прогрессивный характер. Это был шаг вперед по сравнению с пассивной дореформенной адвокатурой. Такая реорганизация явилась необходимой составной частью судебной реформы. Старая адвокатура не могла существовать рядом с новыми судами и прокуратурой. Новая адвокатура не только стала противовесом прокуратуре, но, к сожалению, осталась органом, строго охраняющим интересы самодержавия, «государевым оком» в «судебной республике».
В судебных уставах впервые в нашей истории личность получила определенные права перед лицом государственной власти. На страже этих прав был поставлен независимый суд 1864 года — появление независимой адвокатуры, которая становится принципиально новым общественным.
162 гарантом соблюдения прав личности в суде. Впервые за всю многовековую историю России учреждался Совет присяжных поверенных (Коллегия адвокатов в современном понимании) и институт присяжных поверенных (адвокатов). Были заложены общественные основы по защите прав личности в уголовном и гражданском судопроизводствах. Без этого невозможно было введение состязательности в уголовном и гражданском судопроизводствах с целью установления истины и предоставления в будущем необходимой защиты прав и интересов всем участникам процесса.
Судебные уставы представляли собой и по содержанию, и по форме замечательные законодательные акты, написанные вполне понятным и доступным не только для юриста языком. В русской юридической жизни судебные уставы сыграли роль катализаторов, активизировавших деятельность юристов и поднявших уровень юридической науки.
Донская адвокатура, возникшая и сформировавшаяся в результате судебной реформы 1864 г. просуществовала почти в неизменном виде до 1917 г. Институт адвокатуры фактически оставался без изменений и действовал в соответствии с нормами судебных уставов 1864 г.
На современном этапе, когда в России проводятся рыночные преобразования, формируется гражданское общество, появилось множество юридических лиц различных организационно-правовых форм, значительно возросла востребованность квалифицированной юридической помощи. Поэтому действующая Конституция РФ не связывает оказание квалифицированной юридической помощи с адвокатурой. В нее вовлекаются и другие государственные и общественные институты.
Неудовлетворительность формулировки ст. 48 Конституции РФ обусловлена тем, что она не перечисляет организации, предоставляющие юридические услуги. При этом особенно важно было бы возложить обязанность оказания бесплатной юридической помощи на определенных лиц.
Ведь государство в рамках правил рыночной экономики не может обязывать какие-либо коммерческие структуры, работающие на рынке юридических.
163 услуг, к бесплатному оказанию юридической помощи. Поэтому, на наш взгляд, ст. 48 Конституции РФ нуждается в корректировке.
Федеральный закон об адвокатуре и адвокатской деятельности в корне изменил правовую природу адвокатуры. Эта организация стала полностью независимой от государства, расширились права адвокатов, полностью изменилось структурно-организационное устройство адвокатских образований. Адвокат получил очень широкие процессуальные права, стал более значимой фигурой в уголовном, гражданском, арбитражном процессах, приобрел более значимый вес в хозяйственной жизни юридических лиц, в защите прав и законных интересов российских граждан, а статус самой адвокатуры закреплен в новом законе как институт гражданского общества.
Государство сегодня предпринимает реальные шаги по реформированию института адвокатуры. Происходящие в России процессы характеризуются кардинальными преобразованиями в политической, экономической, социальной и судебной сферах, направленными на преодоление кризисных явлений современного общества. При этом, несомненно, нужно опираться на исторический и современный опыт в области правозащитной деятельности.
Вступая в XXI век полноправным членом Совета Европы, Россия должна в максимальной степени обеспечить такой уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, который бы в полной мере соответствовал не только национальным нуждам, но и требованиям международных стандартов. Современная тенденция сближения международного и национального права обусловила признание приоритета общечеловеческих прав и, следовательно, правозащитной функции.
Профессионализм и опыт, накопленный несколькими поколениями адвокатов, богатые исторические традиции и высокий авторитет адвокатурыэто те положительные черты, которые позволяют сегодня констатировать тот факт, что адвокаты занимают одну из высших ступеней в иерархии юристов, осуществляющих практическую деятельность в сфере защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Взятый курс на укрепление единства и организованности адвокатского сообщества, профессионализм, с общими для всех правилами работы и поведения, единой кадровой политикой, четким регламентом повышения профессионального мастерства, с демократически избранными и в то же время официально признанными органами самоуправления, с усилением социальной роли адвокатуры, расширением доступа населения к квалифицированной юридической помощи, основанный на традициях великих предшественников и опыте деятельности в условиях социально-экономических и правовых реформ, несомненно, будет способствовать решению важнейших задач, стоящих перед институтом российской адвокатуры на современном этапе ее развития.