Проходящая реформа в системе бухгалтерского учета постоянно подвергается влиянию многих факторов и обстоятельств, которые характеризуют экономику страны в переходный период развития. Одним из таких факторов, который существенно влияет на процесс реформы в бухгалтерском учете, является административный характер самого учета. Это и государственная регламентация бухгалтерского учета в довольно высокой степени, и выполнение функции обеспечения фискальных интересов государства.
Самой основной задачей процесса реформирования бухгалтерского учета является создание целой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, которая бы соответствовала требованиям пользователей финансовой информации и представляла бы собой результат взаимодействия всех имеющихся институтов рыночной экономики.
В тоже время такая система должна быть неким компромиссом между системой регулирования бухгалтерского учета, которая адекватна уже сложившимся рыночным отношениям, для которой характерны высокий уровень профессионализма персонала, способного в нестандартных и экстренных ситуациях к принятию правильных и быстрых решений, персонала, берущего на себя ответственность за принятые им решения, и системой регулирования бухгалтерского учета, суть которой — жесткая тотальная регламентации при наличии подробных инструкций.
Следовательно, такую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета можно определить как самонастраивающуюся. Принципы построения такой системы позволят ей продолжать совершенствоваться совместно с развитием экономических отношений в целом в стране, а также, позволят обеспечивать различные групп ы пользователей достоверной финансовой информацией.
Методы и организация бухгалтерского учета в России регламентируются Министерством Финансов Российской Федерации.
В настоящее время существует четырех уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Первый уровень — Федеральный Закон «О бухгалтерском учете».
Второй уровень — положения по бухгалтерскому учету, из которых складывается система национальных бухгалтерских стандартов.
Третий уровень — методические указания, например, учитывающие отраслевую специфику.
Четвертый уровень — учетная политика собственно предприятий, их внутренняя рабочая система регулирования.
Нормативные акты четвертого уровня разрабатываются непосредственно руководством организации. Имеется лишь одно основное требование к ним — содержание рабочих документов четвертого уровня не должно противоречить нормативным актам предыдущих уровней.
Глава 1. Нормативные акты в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета
1.1. История реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
В марте 1998 г. Правительство РФ приняло Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 был утвержден план внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику. В соответствии с Программой и Планом внедрения стандартов было намечено несколько направлений реформирования бухгалтерского учета, которые можно объединить в три составные части:
— совершенствование системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
— становление бухгалтерской профессии;
— подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.
По заявлению от 2 ноября 1998 г. заместителя министра финансов РФ Моторина М. А. Россия должна была перейти на международную финансовую отчетность к марту 2000 г. При этом работы по реформированию бухгалтерского учета должны были проводиться поэтапно, так как страна только движется к рынку. Российские стандарты бухгалтерского учета должны развиваться с учетом МСФО, но в то же время обязательно с учетом национальных особенностей. Для перехода к МСФО необходимо переподготовить более трех миллионов российских бухгалтеров.
В 1998 г. на развитие бухгалтерского учета в России повлиял ряд важных событий. В первую очередь, была принята Программа по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Этому предшествовала длительная и напряженная работа по ее формированию, обсуждению и принятию. Таким образом, было признано, что изменения,