Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация с использованием модели транспортной задачи

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время задачи, стоящие в народном хозяйстве  планирование производства, обслуживания, транспортных перевозок и т. п., являются очень сложными и объемными. Каждая такая задача имеет множество параметров, от которых зависит эффективность тех или иных операций. Если еще в начале двадцатого века задачи производственного планирования можно было решить методом перебора вариантов, то сейчас… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Оптимизация с использованием модели транспортной задачи
    • 1. 1. Математическая модель задачи
    • 1. 2. Выбор и описания метода решения
    • 1. 3. Оптимизация решения вручную
    • 1. 4. Оптимизация решения с использованием средств Microsoft Excel
  • 2. Задача о назначениях
    • 2. 1. Математическая модель задачи
    • 2. 2. Выбор и описания метода решения
    • 2. 3. Оптимизация решения вручную
    • 2. 4. Оптимизация решения с использованием средств Microsoft Excel
    • 2. 5. Оценка эффективности оптимального решения
  • 3. Общая задача линейного программирования
    • 3. 1. Математическая модель задачи
    • 3. 2. Выбор и описание метода решения
    • 3. 3. Оптимизация решения вручную
    • 3. 4. Оптимизация решения с использованием средств Microsoft Excel
    • 3. 5. Оценка эффективности оптимального решения
  • 4. Использование методов теории массового обслуживания
    • 4. 1. Описание объекта и математическая модель задачи
    • 4. 2. Выбор и описание метода решения
    • 4. 3. Решение задачи и его интерпретация
    • 4. 4. Оценка эффективности оптимального решения
  • Заключение
  • Литература

Оптимизация с использованием модели транспортной задачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время задачи, стоящие в народном хозяйстве  планирование производства, обслуживания, транспортных перевозок и т. п., являются очень сложными и объемными. Каждая такая задача имеет множество параметров, от которых зависит эффективность тех или иных операций. Если еще в начале двадцатого века задачи производственного планирования можно было решить методом перебора вариантов, то сейчас это невозможно. Поэтому и возникла дисциплина, получившая название «Системный анализ и исследование операций».

Под исследованием операций понимается применение количественных математических методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Исследование операций начинается в том случае, когда для принятия количественного решения применяются математические методы.

В настоящей работе производится решение комплекса типовых оптимизационных задач, стоящих перед руководителем предприятия или его подразделения. Это задача о наиболее выгодном распределении ресурсов, выпуске и транспортировке продукции, задача о назначениях, задача линейного программирования и задача с использованием системы массового обслуживания.

1 Оптимизация с использованием модели транспортной задачи

1.1 Математическая модель задачи

Математическая модель задачи представляет собой следующее. Необходимо доставить от заводов i некоторый однородный товар в объеме Аi единиц потребителям j с минимальными транспортными издержками. Потребность каждого потребителя в товаре составляет Вj единиц. Известны также сij — величины стоимости перевозки единицы груза от i — того завода к j — потребителю.

Т.к., то мы имеем транспортную задачу открытого типа.

Введем переменные xij=Аij, обозначающие количество единиц груза, перевозимого от i-го завода j-му потребителю. Такие переменные должны удовлетворять следующим условиям:

1. ограничение по запасам: j=1n xij = Ai; (1.1.1)

2. ограничение по потребностям: i=1m xij = Bj; (1.1.2)

3. условия неотрицательности: xij0(i=1.m; j=1.n). (1.1.3)

Суммарные транспортные затраты на перевозки определяются следующей формулой:

L =i=1m j=1n cijxij (1.1.4)

Таким образом, математически транспортная задача представляется так. Найти m. n переменных xij, удовлетворяющих системам уравнений (1.1.1) и (1.1.2), и условиям неотрицательности (1.1.3), для которых целевая функция (1.1.4) принимает минимальное значение.

1.2 Выбор и описание метода решения

Прежде чем приступить к решению задачи необходимо построить исходный опорный план. Для этого воспользуемся методом минимальной стоимости. В таблице из всех значений выбираем наименьшее и в клетку (i, j) с наименьшей стоимостью записываем меньшее из чисел Аi и Bj (объемы поставок и потребностей соответственно). Исключаем из рассмотрения строку i, если запас Аi вывезен полностью, или столбец j, если потребность Bj полностью удовлетворена. Среди остальных стоимостей снова выбираем наименьшую и заполняем соответствующую клетку таблицы. Таким же образом продолжаем заполнять клетки таблицы, пока не будет найдено опорное решение.

Для решения воспользуемся методом потенциалов.

Теорема: Решение транспортной задачи будет оптимальным, если найдутся такие числа и, называемые соответственно потенциалами поставщиков и потребителей, которые будут удовлетворять условиям:

+ =сij для; (1.2.1)

+ <=сij для; (1.2.2)

где сij — стоимость перевозки от i -того поставщика к j — тому потредителю.

— объем перевозки груза.

Алгоритм решения.

1. находится первый опорный план методом минимальных стоимостей.

2. проверяется найденный опорный план на оптимальность для чего:

находятся потенциалы поставщиков ui и потребителей vj по формуле (1.2.1)

проверяется, выполнено ли условие (1.2.2) (или sij = cij — (ui + vj)>=0). если для всех клеток это условие выполнено, то опорный план является оптимальным (решение завершено). Если же для некоторых свободных клеток sij < 0, то клетка с наименьшим значением sij является ерспективной и выполняется следующий пункт алгоритма.

К перспективной клетке сроится цикл, расставляются знаки по циклу, при этом в перспективную клетку ставится +, а остальные знаки в вершинах цикла чередуются, и определяется величина перераспределения груза Qij = min xij, где xij — объем перевозки груза, записанный в клетках (вершинах) цикла таблицы, отмеченных знаком минус.

осуществляется перераспределение груза по циклу на величину Q. В результате выполнения этого пункта будет получен новый опорный план, которй проверяется на оптимальность, т. е. производится переход к пункту 2.1 алгоритма.

После перераспределения потенциалы пересчитываются.

1.3 Оптимизация решения вручную

Показать весь текст

Список литературы

  1. Экономико-математические методы и модели для руководителя. Под ред.
  2. Сергеева — М.: «Экономика», 1984.
  3. А.В., Холодов Н. И. Математическое программирование. Мн.: Выш. Шк., 1984 256 с.
  4. А.В., Сакович В. А., Холодов Н. И. Высшая математика: Математическое программирование. Мн.: Выш. Шк., 1994 350 с.
  5. Р., Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования. М.: Наука, 1965 323 с.
  6. Системный анализ и исследование операций. Методические указания к курсовой работе для специальности 1−53.01.02.ПЗ — Автоматизированные истемы обработки информации.  Могилев: ММИ, 1996.  30 с.
  7. А.С., Бабайцев В. А., Браилов А. В. Математика в экономике. «Финансы и статистика», 1998 г.
  8. Б. В. Гнеденко, И. Н. Коваленко. Введение в теорию массового обслуживания. М., 1987.
  9. Т. Л. Саати. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения: Пер. с англ. /Под. ред. И. Н. Коваленко, изд-ие 2. М., 1971.
Заполнить форму текущей работой