Либерализация ценообразования (1992 г.) привела к тому, что объем работ, связанных с разработкой и определением окончательной цены у пред-приятий производителей товаров и услуг не уменьшился, а наоборот, уве-личился.
В условиях планово-административного управления экономикой предприятия изготовители продукции, оказывающие различного рода услуги разрабатывали проект цены, готовили соответствующие, обосновывающие уровень цены документы в вышестоящий орган управления или в орган ценообразования для ее утверждения. При чем, чтобы не занизить окончательно утверждаемую цену органом ценообразования (в органах ценообразования проекты цен корректировались и чаще всего в сторону снижения), проектные данные об уровне цены и расходах, определяющих себестоимость товара, как правило, предприятиями завышались. Но даже заниженная и утвержденная централизованно цена хотя и усложняла деятельность хозрасчетного пред-приятия, но и не вела его к банкротству, так как государство либо дотацией, либо другими способами оказывало экономическую и другую поддержку предприятию.
В условиях рыночной экономики все риски, связанные с экономически необоснованными ценами, падают на экономические результаты предприятия — разработчика цены. Чтобы удержаться на рынке, сохранить или даже, может быть, расширить долю своего присутствия на рынке, предприятиеразработчик цены должно правильно ориентироваться в ценовой конъюнктуре рынка, знать своих конкурентов, производителей такой же или аналогичной продукции, как на внутреннем, так и внешнем рынках, знать спрос возможных покупателей, четко формулировать цели своей ценовой политики, ценовые стратегии. Ценовая политика теперь стала прерогативой предприятия.
Чтобы продвинуть товар на рынок, получить максимально желаемую прибыль, завоевать на рынке господствующее положение, надо правильно рассчитывать и определять цену. Успех дела определяют специалисты, занимающиеся вопросами ценообразования. Последние должны владеть соответствующими профессиональными знаниями и навыками в области рыночного ценообразования.