Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы формирования и реализации антимонопольной политики

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причины возникновения монополий могут быть законодательного, географического, природного и др. свойства. Законодательство может обеспечить какой-то фирме, частной или государственной, исключительные права в индустрии. Или, например, вряд ли в посёлке с населением меньше 100 человек будут открыты два супермаркета. Бывают также случаи, когда одна фирма имеет полный контроль над источником сырья или… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. История развития антимонопольной политики России
    • 1. 1. Понятие монополии и причины её возникновения
    • 1. 2. Типы, формы и виды монополий
  • Глава 2. Современная государственная антимонопольная политика Росссии
    • 2. 1. Антимонопольные органы России
    • 2. 2. Антимонопольная политика за рубежом и в России
    • 2. 3. Проблемы реализации антимонопольной политики России
    • 2. 4. Антимонопольная политика в условиях кризиса
  • Заключение
  • Список литературы

Проблемы формирования и реализации антимонопольной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

курсовой работы обусловлена тем, что свободная конкуренция на рынке — одна из необходимых компонент дальнейшего успешного развития рыночной экономики. Регулирование процессов антимонополизации и разработка соответствующих мер государственного регулирования этих вопросов имеет первостепенное значение для развития экономики любой страны.

Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных компаний во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.

Антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие государства: объемы производства продукции, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые отчисления, объем инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояния потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также оказывать содействие экономическому росту государства в целом, решению социальных, экологических и других проблем.

Современная законодательная база в области государственного регулирования деятельности монополий очень обширна. В большинстве стран мира приняты специальные законы о конкуренции, которые регулируют отношения на рынке и всячески поддерживают конкурентную политику стран. 21 июля 2006 г. в Росси также был издан Федеральный Закон «О защите конкуренции» [1], который отражает политику государства в направлении конкуренции, обобщает ранее накопленную практику как внутреннюю, так и за рубежом.

Успех экономических реформ в России возможен только при соблюдении необходимых антимонопольных мер, соответствующих преобразований в экономике, продуманной и взвешенной государственной системе регулирования всех монопольных процессов в стране. Особое значение приобретает демонополизация оставшихся после распада СССР монополистов — гигантов и недопущение увеличения их числа и их роли на рынке.

Снижение уровня монополизации экономики, формирование и поддержание конкурентной среды, качественное проведение антимонопольной политики остаются ключевыми задачами экономической политики на современном этапе. Особую актуальность приобретает проблема обеспечения приемлемого для общества сочетания конкуренции и монополии, определяющего условия и эффективность хозяйствования, мотивацию хозяйствующих субъектов, формирование и распределение доходов, а, в конечном счете, темпы и уровень социально-экономического развития.

Объектом исследования являются монополии в России.

Предмет исследования — система государственного регулирования монополий и антимонопольная политика.

Цель данной работы состоит изучении основных проблемы формирования и реализации антимонопольной политики в Российской Федерации.

— раскрыть понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;

— изучить основные теоретические подходы к пониманию экономической сущности монополий;

— выявить проблемы вмешательства государства в деятельность монополий ;

— проанализировать перспективы совершенствования методов государственного регулирования монополий в России в условиях мирового финансового кризиса.

Теоретической и методологической основой работы являются труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам конкуренции и монополии.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. История развития антимонопольной политики России

1.1. Понятие монополии и причины её возникновения

Монополия (от греческого monos — один, poleo — продаю) — это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца [3].

Причины возникновения монополий могут быть законодательного, географического, природного и др. свойства. Законодательство может обеспечить какой-то фирме, частной или государственной, исключительные права в индустрии. Или, например, вряд ли в посёлке с населением меньше 100 человек будут открыты два супермаркета. Бывают также случаи, когда одна фирма имеет полный контроль над источником сырья или исключительные права на технологию. Хороший пример этому — центральные банки каждой страны, которые обладают исключительными правами на эмиссию денег. Для РФ то же самое можно сказать о почте и железнодорожном транспорте. Кроме того, если в какой-то индустрии все фирмы заключат между собой соглашение по цене товара или по объёму выпуска, все они вместе взятые тем самым становятся монополистом.

Определения фирмы-монополиста могут быть разнообразными. Это зависит от антимонопольного законодательства той или ивой страны. Например, в Великобритании по закону монополистом считается фирма, контролирующая 25% рынка и более.

Для того, чтобы фирма считалась монополистом, она должна быть единственным продавцом в данной индустрии. Это классическое определение фирмы-монополиста в Экономиксе.

Любой монополист может диктовать свои условия на рынке либо по цене, либо по объёму продаваемого товара. Заметим, что если фирма является монополистом, это вовсе не означает, что она может предлагать свой товар за любую цену. Это, в первую очередь, связано с тем, что абсолютно незаменимых товаров не существует. Кроме того, даже если какой-то товар действительно

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой