В настоящее время рыночная экономика все больше и больше требует развития и проведения финансового анализа. В первую очередь финансовый анализ необходим на уровне
предприятий, так как именно они представляют собой основу рыночной экономики.
Анализ на микроуровне, т. е. на уровне предприятия, тесно связан с повседневной финансовой деятельностью предприятия в целом, а также его владельцев и коллектива в частности.
В настоящее время возникла острая необходимость проведения различных видов анализа, таких как:
— маркетинговые исследования;
— анализ соотношения предложения и спроса;
— изучение внутренней и внешнеэкономической ситуаций, которые влияют на производство и сбыт продукции;
— изучение возможностей производства и сбыта;
— обоснование и выполнение бизнес-планов;
— анализ финансового состояния предприятия.
Анализ финансового состояния необходим не только руководителю предприятия, но и многим другим людям, которые непосредственно принимают или хотели бы принять участие в деятельности предприятия:
— инвесторам и банкам, которые будут принимать решение о возможном кредитовании предприятия, а также формирования портфеля ценных бумаг и должны быть уверены, что кредиты будут возвращены вместе с начисленными процентами;
— аудиторам, которые проверяют хозяйственную деятельность предприятия и его отчетность и в последствии дают свои рекомендации;
— руководителям рекламных и маркетинговых отделов, которые на основе информации аудиторов создают стратегию продвижения товара на рынок.
В настоящее время финансовый анализ получил также и новую форму представления — форму рекламного характера. Результаты финансового анализа публикуются в виде отчетов, что наглядно показывает акционерам и инвесторам результаты работы предприятия, и служит хорошей рекламой для привлечения еще больших инвестиций.
В связи со сложившейся кризисной ситуацией в мировой экономике в целом, а также в России, в частности, тема анализа финансовой деятельности организации приобретает особую значимость и актуальность. Ведь одними из самых заинтересованных сторон в результатах такого анализа являются предполагаемые инвесторы, а им в ситуации кризиса особенно важно знать способно ли будет предприятие рассчитаться по предоставленным ему кредитам, окупятся ли вложенные инвестиции.
Объектом исследования в данном курсовом проекте является торговая организация ООО «Русь».
Цель работы: всестороннее изучение методики финансовой отчетности организации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
— изучение финансовых результатов деятельности организации и формы их представления;
— изучение методики проведения анализа доходов и расходов организации, а также методики проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;
— проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Русь», а также анализа доходов и расходов.
В первой главе рассмотрены понятия доходов, расходов организации, а также финансовых результатов ее деятельности.
Во второй главе были рассмотрены методики проведения анализа доходов и расходов организации, а также анализа финансовых результатов деятельности организации.
В третьей главе были даны рекомендации по повышению доходности ООО «Русь».
Глава 1. Содержание доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации
1.1. Понятие доходов, расходов и финансовых результатов
В российском учете критерии признания доходов и расходов регламентируются ПБУ 9/2001 «Доходы организации» и ПБУ 10/2001 «Расходы организации».
Причем отличительной особенностью российских стандартов бухгалтерского учета от МСФО является их детализация и обязательность к исполнению.
В МСФО доходы и расходы рассматриваются как элементы, непосредственно связанные с прибылью организации. Ведь разница между доходами и расходами представляет собой не что иное, как финансовый результат деятельности компании. Поэтому в МСФО надо руководствоваться Принципами подготовки и составления финансовой отчетности.
Отметим, что в МСФО нет ни одного специального стандарта, регламентирующего учет и порядок отражения в отчетности расходов. Все это прописано в отдельных стандартах.
Доходы по ПБУ 9/2001 в целом определяются так же, как и в МСФО, — исходя из характера деятельности предприятия и его операций. Аналогично МСФО 18 в ПБУ 9/2001 отмечается, что одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других (например, арендная плата и т. п.)
Во многом схожи и критерии признания дохода в ПБУ 9/2001 и по МСФО, однако есть некоторые отличия.
Российские стандарты бухгалтерского учета не предусматривают анализа существенных рисков, связанных с собственностью на товары. Согласно российским стандартам главное — произошел переход права собственности или нет. А МСФО упор делают на экономическое содержание сделки. Конечно, в большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с покупкой, совпадает с передачей прав собственности покупателю. Но так бывает не всегда. Например, если по условиям сделки продавец имеет право выкупить товар обратно, заплатив при этом неустойку, такая сделка с точки зрения МСФО может быть признана не реализацией, а предоставлением займа с залогом имущества. Здесь основной вопрос: насколько высока вероятность того, что товар будет выкуплен обратно. [2]
Вот еще несколько примеров, когда согласно МСФО выручка не может быть признана:
— получение выручки от конкретной продажи возможно только после перепродажи товаров покупателем;
— проданные объекты подлежат установке, а она составляет значительную часть стоимости контракта, который еще не выполнен компанией. Выручка по этой сделке не признается до завершения установки;