Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие экономических основ государственной социальной политики в условиях депрессивного региона: На примере Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической и теоретической основой диссертации послужили: а) системный подход к исследуемым объекту и предметуб) методы структурного, экономического и статистического анализа, а также экспертных оценокв) положения трудов ученых и специалистов по теории и практике макрорегулирования социально-экономических процессов, социальной политики, регионалистики и территориального развития2- г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты государственной региональной социальной политики
    • 1. 1. Государственная региональная социальная политика: сущность, основные субъекты и механизмы реализации
    • 1. 2. Специфика государственной социальной политики в условиях депрессивного региона
  • ГЛАВА 2. Опыт реализации социальной политики в Республике Северная Осетия-Алания
    • 2. 1. Факторы и причины региональной депрессивности в республике
    • 2. 2. Социальная политика в республике: существующая система и достигнутые результаты
  • ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования экономических основ социальной политики в условиях региональной депрессивности
    • 3. 1. Развитие форм и методов финансового обеспечения мероприятий социальной направленности
    • 3. 2. Улучшение организации управления социальными процессами
    • 3. 3. Совершенствование законодательного оформления экономических основ государственной региональной социальной политики

Развитие экономических основ государственной социальной политики в условиях депрессивного региона: На примере Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации определяется, во-первых, огромной важностью социальной политики государства на этапе масштабных реформ российского общества. После провозглашения России социальным государством (статья 7 Конституции РФ) именно степень развития условий для полноценной жизни каждого человека, раскрытия его способностей как профессионала и личности определяет в конечном счете меру эффективности осуществляемых в стране преобразований. Во-вторых, — ключевой ролью регионального (субфедерального) уровня реализации государственной социальной политики. В рамках сложного федеративного устройства, многочисленности субъектов Федерации с различным уровнем производственно-экономического потенциала создание единого социального пространства, реализация конституционных социальных норм в масштабах всей страны возможна лишь на базе согласованных действий федерального центра и региональных властей. В-третьих, — особой значимостью социальной политики в условиях депрессивных регионов. Общеизвестно, что многие субъекты Российской Федерации в силу комплекса геополитических, природно-климатических, исторических, экономических, социальных и прочих причин оказались за «чертой бедности» и не в состоянии самостоятельно выйти на траекторию нормального развития. Лишь совместными усилиями центра и регионов возможно «подтягивание» уровня жизни населения депрессивных регионов до среднероссийских показателей, а в перспективе — и преодоление застарелых кризисных тенденций. В-четвертых, — необходимостью совершенствования экономических основ социальной политики в кризисных регионах как главного средства повышения эффективности первой. В условиях дефицита ресурсов к успеху может привести лишь их рачительное использование на базе развития форм и методов финансового обеспечения социальных программ, оптимизации управления последними.

В свете вышеизложенного целью диссертации стала разработка комплекса предложений по совершенствованию экономических основ государственной социальной политики, проводимой на уровне депрессивного региона — субъекта Российской Федерации.

Объектом диссертационного исследования является государственная социальная политика на уровне субъекта Российской Федерации1, а предметом — экономические основы данной политики в условиях депрессивного региона (Республики Северная Осетия-Алания).

Методологической и теоретической основой диссертации послужили: а) системный подход к исследуемым объекту и предметуб) методы структурного, экономического и статистического анализа, а также экспертных оценокв) положения трудов ученых и специалистов по теории и практике макрорегулирования социально-экономических процессов, социальной политики, регионалистики и территориального развития2- г) концептуальные подходы, воплощенные в законодательных актах Российской В данной работе, как будет обосновано ниже, понятия «государственная региональная социальная политика», «государственная социальная политика в регионе», «государственная социальная политика на уровне субъекта Федерации» используются как синонимы. «К числу российских авторов, на работы которых опирался диссертант, относятся, в частности, следующие ученые: И. Албегова, Е. Андреева, В. Бобков, В. Бочкарева, Б. Бреев, П. Бурак, С. Валентей, Р. Вардянан, Л. Вардомский, Ю. Винслав, А. Водянов, Н. Волгин, Е. Гонтмахер. Н. Гриценко, Н. Ермакова, А. Жуков, Т. Заславская, Д. Земляков, В. Зинин, Т. Зражевская,.

A. Зубкова, В. Иноземцев, Е. Капустин, В. Кашин, В. Кириченко, О. Кислицина, В. Климанов,.

B. Клоцвог, О. Коссов, В. Лаженцев, В. Лексин, О. Литовка, А. Лузанов. В. Любовный, К. Микульский, П. Минакир, И. Мысляева. Ю. Попков. Л. Пронина. О. Пцелинцев, Б. Ракитский. Н. Римашевская, В. Роик. В. Селиверстов, С. Смирнов, А. Татаркин. Н. Тихомиров. Ю. Тихомиров, П. Хомяков. Л. Храпылина. Д. Шавншвили. А. Швецов. Р. Яковлев. 10. Якутии, и др.

Федерации, Республики Северная Осетия-Алания (РСО-А), нормативных и методических документах соответствующих госорганов.

Фактологическая база исследования включает: данные государственной и региональной статистикиотчеты Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, Министерства Финансов Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Аланияаналитические материалы, подготовленные Всероссийским центром уровня жизни при Министерстве труда и социального развития РФ, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, Академией труда и социальных отношений, Московским центром института «Восток-Запад» (программа «Открытые финансы»).

Научная новизна диссертации, связанная с реализацией сформулированной ее цели, состоит в разработке концепции совершенствования экономических основ социальной политики государства в условиях депрессивного региона, а также конкретных предложений по реализации вышеназванной концепции в плане совершенствования финансового обеспечения, законодательного оформления и организации управления социальными процессами.

Основные научные результаты (конкретный личный вклад соискателя в разработку проблем, вынесенных на защиту), приведены в заключении к диссертации.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения ее выводов и рекомендаций при совершенствовании законодательной и нормативно-методической базы государственной региональной социальной политики. Целесообразно задействовать материалы диссертации при формировании федеральных и региональных целевых программ социальной направленности, а также в текущей деятельности специализированных государственных органов федерального и субфедерального уровней, ведающих социальной сферой. Представляется обоснованным предложение использовать наработки диссертанта в преподавании дисциплин социально-экономического профиля в высшей школе и системе переподготовки госслужащих.

Апробация работы. Выводы и рекомендации, сформулированные соискателем в процессе исследования, были использованы при разработке ряда документов, определяющих стратегию социального развития Республики Северная Осетия-Алания. В их числе проекты республиканских законов: «О прожиточном минимуме" — «О государственных гарантиях граждан на бесплатное медицинское обслуживание" — «О возмещении выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных, транспортных услуг и услуг связи».

Диссертант принял участие в работе ряда научно-практических форумов, в том числе: конференции «Экономическое реформирование предприятий и отраслей: проблемы, опыт, пути решения» (Москва, Академия труда и социальных отношений, 1999 г.) — Международной конференции «Проблемы регионального и муниципального управления» (Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 1999 г.) — конференции «Совершенствование управления предприятиями и объединениями в современной экономике России» (Москва, Академия труда и социальных отношений, 2001 г.) — научной конференции «Региональная экономика: теория, практика, проблемы» (Владимир, Владимирский государственный университет, 2002 г.). По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом около 1,5 п.л.

Основные результаты проведенного исследования состоят в следующем.

1. Социальная политика государства представлена как целостная система, включающая принципы, цели, органы, ресурсы, механизмы государственного регулирования: а) процессов воспроизводства населения в единстве достижения необходимых профессионально-личностных характеристик, и обеспечения общественно-необходимого уровня потребления основных товаров и услугб) защиты населения от рисков потери работы, трудоспособности, источников существования на различных этапах жизненного циклав) развития соответствующей инфраструктуры в виде отраслей сферы услуг (здравоохранения, просвещения, культуры, ЖКХ, пассажирского транспорта, торговли, науки, и др.).

Предложены основные подходы к структурированию системы социальной политики государства по критериям: уровня объекта воздействияисточника финансированияуровня субъекта политикиее функций (фаз).

2. Государственная социальная политика в субъектах РФ (государственная региональная социальная политика) позиционирована как важнейший уровень социальной политики российского государства. По критерию уровня субъекта государственная региональная социальная политика представлена органами федерального и субфедерального уровней. Кроме того, к реализации конкретных программ привлекаются органы местного уровня, а также отдельные учреждения, организации. По критерию источников финансирования в ней задействованы: средства федерального бюджета, внебюджетные источники и средства субфедеральных бюджетов (иногда — и средства местных бюджетов). В числе прющипов государственной региональной социальной политики: комплексностьнаучная обоснованностьстратегическая ориентированность на постепенное выравнивание уровня жизни в различных регионахэкономическая целесообразностьучет местных особенностейадресность. Подчеркнута роль федеральных и региональных целевых программ как важнейшего механизма реализации рассматриваемой политики. Экономические основы социальной политики в регионе определены как совокупность отношений по поводу способов (форм) финансирования социальных расходов и управления соответствующей инфраструктурой (отраслями). Акцентировано значение адекватного правового оформления экономических основ социальной политики.

3. Дано авторское определение региональной депрессивности как состояния территориальной системы, при котором в течение длительного периода времени не обеспечивается полноценный процесс воспроизводства населения в единстве его профессионально-личностных характеристик и не достигается общественно-необходимый уровень потребления основных товаров и услуг, что проявляется в хроническом отставании соответствующих показателей от средних по стране. В числе факторов региональной депрессивности выделены: а) природно-климатическиеб) демографическиев) историческиег) геополитическиед) структурно-экономические. К непосредственным причинам кризисного состояния территории отнесены: а) ошибки и просчеты при проведении реформ в регионеб) спад промышленного производствав) дефицит финансовых и материальных ресурсовг) большое число убыточных предприятийд) высокий уровень безработицые) низкие денежные доходы населенияи) неразвитость предпринимательствак) дефицит соответствующих бюджетов. Индикаторы региональной депрессивности охватывают среднедушевые показатели: 1) производства валового регионального продукта (ВРП) — 2) промышленного производства- 3) инвестиций в основной капитал- 4) розничного товарооборота, а также показатели: 5) уровня безработицы- 6) развития предпринимательства (количество малых предприятий на 1000 чел., доля малых фирм в ВРП) — 7) дефицита субфедерального бюджета- 8) доли населения с доходами ниже прожиточного минимума*. Сформулированы принципы социальной политики в условиях депрессивного региона: а) сочетание антикризисных (направленных на поддержание достигнутого уровня и локализацию имеющихся проблем) и стратегических (ориентированных на преодоление глубинных факторов) мерб) концентрация ресурсов в рамках программ (проектов), стимулирующих социально-экономическую активность населения (развитие форм и методов «самопомощи») — в) минимизация рисков потенциальных инвесторов и запрета инвестиций, сопряженных с ускоренным развитием социального комплекса региона.

4. В результате анализа факторов и непосредственных причин региональной депрессивности, а также практики социальной политики государства в Республике Северная Осетия-Алания сформулирован тезис о необходимости совершенствования экономико-управленческих основ этой политики в единстве трех главных направлений: а) дальнейшего развития форм финансирования, в частности, программно-целевых методовб) улучшения организации управления социальными процессамив) адекватного правового оформления вышеназванных мер.

5. В плане конкретизации вышеназванных направлений обоснованы предложения по совершенствованию механизма финансирования социальной сферы региона. Доказана необходимость разработки сводных финансовых балансов не только на федеральном и региональном уровнях, но и на уровне местных администраций, четкого разделения муниципальных расходов на связанные с развитием и текущие. Учитывая инерцион Все вышеперечисленные показатели берутся, как правило, в сравнении со среднероссийскими. ный характер региональных инвестиционных расходов, в рамках бюджетного процесса предложено обеспечить разработку стратегии долгосрочного планирования развития региона, а значит, и региональных финансов. Схема бюджетного планирования должна включать стратегический план долгосрочного развитияперспективного бюджета. Предложено разработать программу под условным названием «Программа стабилизации финансово-экономических основ социальной политики в РСО-Алания», состоящую из следующих направлений (блоков): 1) блок чрезвычайных мер, включающий борьбу с теневым бизнесом, нарушениями налогового и таможенного законодательства, вывозом капиталов- 2) жесткие финансовые ограничения, суть которых — в совершенствовании нормативной базы социальной политики, обеспечения ее адресности, контроле за целевым использованием денежных средств- 3) формирование рынка, заключающееся в создании необходимых условий для привлечения инвестиций (госгарантии, упорядочение налогового законодательства), сотрудничества и укрепления партнерских связей в республике и близлежащих регионах (региональные и межрегиональные целевые программы) на базе расширения потребительского спроса и повышения уровня жизни в регионе- 4) регулирование социальной политики на основе совершенствования межбюджетных отношений, децентрализации управления региональным социальным комплексом, развития законодательной базы региональной социальной политики. Определены основные направления совершенствования законодательного обеспечения региональной социальной политики, осуществляемой в условиях депрессивности, а именно: четкое отражение в региональном и местном законодательстве социальных приоритетов субъекта Российской Федерации, позволяющих осуществлять необходимую адресную социальную поддержку граждан в условиях кризиса экономики, а также мотивацию предпринимательской активности трудоспособного населенияформирование комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих социальную политику, проводимую на уровне муниципальных образований, определяющих ее стратегию, тактику, решение оперативных вопросовразработку региональных целевых программ (РЦП) социального развития, позволяющих сконцентрировать финансовые и прочие ресурсы на решении конкретных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (с дополнениями на 12 августа 1996 года).
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31 августа 1998 г. № 145-ФЗ.
  3. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340−1 (в редакции Федерального закона от 11 апреля 1998 г. № 59-ФЗ).
  4. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499−1 (в редакции Федерального закона от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ).
  5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.№ 88-ФЗ (с изменениями на 31 июля 1998 года).
  6. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.
  7. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (с изменениями на 17 марта 1997 года).
  8. Закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (с изменениями на 26 ноября 1998 года).
  9. Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питаниеобучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» от 1 августа 1996 г. № 107-ФЗ.
  10. Федеральный закон «О повышении минимального размера оплаты труда» от 9 января 1997 г. № 6-ФЗ.
  11. Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ.
  12. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3.
  13. Указ Президента РФ «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» от 23 мая 1996 г. № 769.
  14. Указ Президента РФ «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» от 11 июня 1997 г.№ 568.
  15. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13.10.2001 г. № 254 «Об основных параметрах социально-экономического развития РСО-Алания на 2002 г.»
  16. Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ» от 16 апреля 1997 г. № 1324−11-ГД.
  17. Постановление правительства РФ «Об утверждении Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алання до 2000 года» от 12 марта 1996 г. № 269 (с изменениями на 8 января 1997 года).
  18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении программы
  19. Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах» от 31 марта 1997 г. № 360.
  20. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» от 6 марта 1998 г. № 273.
  21. Постановление Правительства РФ «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» от 20 мая 1998 г. № 463.
  22. Постановление Правительства РФ «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов» от 19 сентября 1998 г. № 1112.
  23. Постановление Правительства РФ «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 год» от 24 февраля 1999 г. № 205.
  24. Отчеты Министерства финансов РСО-А об исполнении республиканского и консолидированного бюджета РСО-А за 1992−2001гг.
  25. И.М. Социальные гарантии: методологический аспект/ Проблемы прогнозирования, 1995.№ 1 С. 104.
  26. И.М., Елицов Р. Г., Холопов А. В. Государственная Экономическая политика: опыт перехода к рынку/ Под общ. Ред. А. В. Сидоровича.-.: Изд-во «Дело и Сервис». 1998.
  27. Г. В. Теория государственного управления. Курс Лекций. М., 1997.
  28. Г. В. Управление: социальная ценность и эффективность. М., 1995.
  29. Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теориигосударственного сектора: Учебник/Пер, с англ. под ред. Л. Л. Любимова. -М.: Аспект Пресс, 1995. 832 с.
  30. В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
  31. В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.
  32. М.И. Финансы, правительство и общественный интерес. -СПб., 1907.-85 с.
  33. С.В. О теоретических основах финансовой политики переходного периода/Финансы, 1994. № 3. — С.61−67.
  34. С.В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода/Финансы, 1994. № 11.-С.55−57.
  35. Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997, — 478 с.
  36. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики России./Рос.АН, Ин-т экономики М., 1994. 208 с.
  37. Ю.Е., Бартенев С. А. Экономика России: Эффекты и парадоксы. -М.: Изд-во Бек, 1995. 165 с.
  38. А. В., ПрохожаевА.А. Безопасность России: современное понимание, обеспечение. М., 1998.
  39. А.В., Прохожаев А. А. Безопасность России: современное понимание, обеспечение. М., 1998.
  40. М.Х. Налоговая система общества: методология обоснования, принципы построения. СПб.: Изд-во СП ГУ ЭФ, 1997. -188с.
  41. В.Г. Социальная ориентация экономики в России и в развитых странах Запада: Специализир. информ. М., 1997 (ИНИОН РАН) -48 с.
  42. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству/Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Междунар. отношения, 1991.368 с.
  43. Государственная власть и предприятия: от команды к партнерству / Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Международные отношения, 1991.
  44. Государственное регулирование экономики в современных условиях: Сб. ст. т. 1. -М.: 1997 (УОПИЭРАН)
  45. Государственное регулирование экономики: направления и механизмы: Сб. ст. -М.-.ЦЭМИ, 1995.-211 с.
  46. Государственные финансы: 1996//Проблемы прогнозирования, 1997. -№ 6. -С.68−80.
  47. Государственные финансы: из опыта индустриально развитых стран/Институт Мировой экономики и международных отношений РАН. -М., 1995. -183с.
  48. Е.В. Экономика общественного сектора России: Курс лекций. М.: Экономический факультет, ТЭИС. — 1998. -193 с.
  49. В.А., Елькина Н. В. Государственное управление и регулирование экономики: Учебник. Иркутск: Изд-во Иркут. экон. акад., 1995.-202 с.
  50. М.М. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России. М., Логос, 1997. — 320 с.
  51. Западная Европа: парадоксы регулирования. М.: Мысль. 1988. -247с.
  52. В.Н. Основы современного социального управления. Теория и методология. М.:Экономика.2000.С.218.
  53. В.Н. Региональный социум: многостороннее развитие и управление. М.1994.
  54. В.Г. Становление государственного и муниципального управления. Ростов-на-Дону, 1998.
  55. Н. и др. Управление финансами. 2-е изд. Новосибирск,
  56. Краткий словарь иностранных слов. М. Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1950.С.282.
  57. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика/Под общей ред. А. В. Сидоровича. М.: МГУ им М. В. Ломоносова. Изд-во «МИС». 1997.
  58. А.И., Мамий И. П. Финансовый механизм государственного регулирования национальной экономики. М.: Диалог. -250 с.
  59. А.Я. Введение в рыночную экономику: Курс лекций. М.: МПТПО «Квадрат», 1991.- 255 с.
  60. Т.В. Финансовая политика государства: Текст лекций. -Красноярск, 1995. 62 с.
  61. Макроэкономическое регулирование экономических и социальных процессов: Учеб. ч. 1/В.А.Яковлев и др. М., 1995. — 177 с.
  62. Марков Марко. Технология и эффективность социального управления. Пер. с болг. М., 1982
  63. О.М. Внебюджетные фонды Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 1997. — 79 с.
  64. Д.Х., Медоуз Д., Рендерс И., Бернес В. Пределы роста. М.: Мысль, 1991- Преображенский Е. А., Бухарин Н. И. Пути развития: дискуссии 20-х годов.Л.:Лениздат, 1990.
  65. Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982.
  66. А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Калининград. 1997. — 63 с.
  67. В.И. Введение в теорию социальных технологий. М., 1998
  68. В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года/Финансы, 1998. — № 5. — С.3−6.
  69. В.А. Основы бюджетного кодекса РФ/Финансы, 1998. № 7. С.3−7.
  70. Л.М., Пинскер Б. С. Экономический неконсерватизм: теория и международная практика. М.: Междунар. отношения, 1988. -256 с.
  71. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учеб. пособие. М., 1998.
  72. Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем: Сб. ст./Под ред. А. Е. Когута. СПб., 1996. — 208 с.
  73. А. И. Основы государственного и муниципального управления: Системный подход. Ростов-на-Дону-Москва, 1997.
  74. Н.В. Рыночная экономика и государство. Введение в теорию: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 1995. — 35 с.
  75. Регионы России: Статистический сборник. М., 2000- Комплексная оценка социально экономического развития регионов РФ в 1998—2000 гг.// Экономика и жизнь. 2000.№ 19.Май.
  76. Роль финансов в стабилизации российской экономики. Материал Всероссийской конференции финансистов i 8−19 декабря 1996 г. М., 1997 — 256 с.
  77. М.В. Развитие местных и республиканских бюджетов в условиях рыночной экономики. Доклад/47 Конгресс Международного ин-та государственных финансов. 1991, август. -JL, 1991.
  78. М.В., Врублевская О. В., Иванова Н.Г. .Основы теории и практики государственных финансов: Учебное пособие. СПб.: Изд-во- СПбГУЭФ, 1998.,.
  79. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма:
  80. Перевод./Всемирный банк: К. Валлих и др.]- Под общ. ред. К.Валлих. -М.: Известия, 1993.-207 с.
  81. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.-М.: Советская энциклопедия, 1970.С.544- «Русский толковый словарь». В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина.- М.:Русский язык, 1994.С.475.
  82. Сакс Д. Р, Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1995.-331с.
  83. Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход/Пер, с англ. М.: Дело, 1996.-848 с.
  84. Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Ростов н/Д: Экспертное бюро, 1995. — 351 с.
  85. В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996. -224 с.
  86. Философский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1983.С.507.
  87. Экономика общественного сектора: Учебное пособие/Под ред. проф. Е. Н. Жильцова, проф. Ж.-Д. Лафея. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998−308 с.
  88. Энциклопедия управленческих знаний. Основы современного социального управления: теория и методология/ Под ред. Проф. В. Н. Иванова. М.:Экономика.2000.С.246.
  89. Т.Ф. Бюджетный механизм регулирования социально-экономического развития региона: Учеб. пособие по спецкурсу. -Сыктывкар: Сыктывкар, ун-та, 1991. 80 с.
  90. Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1996. 319с.1. Зарубежные издания
  91. Alien, David Е. Finance: A Theoretical Introd./David E.Allen. New York: StMartms Press, 1983. — ХП, 323 p.
  92. Bennett, Robert John. The Geography of Public Finance: Welfare under Fiscal Federalism a. Local Government. Finance/R.J.Bennett. London- New York: Methuen, 1980. — X, 498 p.
  93. Hennipman, Pieter Welfare Economics and the Theory of Economic Policy/Pieter Hennipman- Ed. by Donald Walker et al. Aldershot (Hants.) Brook-field (Vt): Elgar, cop. 1995. — XXIV, 300 p.
  94. Local Government Finance. International Perspectives. Ed. by R. Paddison and St. Bailey, London, New York, Routeledge, 1988.
  95. Musgrave, R.A. The Theory of Public Finance. McGraw — Hill, New York, 1959.
  96. Musgrave, R.A. and Musgrave P.B. Public Finance in Theory and Practice, 2 nd d. McGraw — Hill, New York, 1976.
  97. New Advances in Financial Economics/Ed, by Dilip K.Ghosh. -Kidlington (Oxf) etc/: Pcrgamon. 1995. XXI, 348 p.
Заполнить форму текущей работой