Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение конкурентоспособности предприятий на региональном рынке спиртовой и виноводочной продукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Практическое значение разработанных автором методических положений и рекомендаций по оценке уровня конкурентоспособности промышленного пищевого предприятия, а также разработка направлений повышения конкурентоспособности, состоит в возможности их использования при формировании конкурентной стратегии рыночного поведения хозяйствующего субъекта. Предложенные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия
    • 1. 2. Концепция активизации инновационной деятельности предприятия в условиях рыночных отношений
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВИНОВОДОЧНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА И МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПИРТОВЫХ И ВИНОВОДОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 2. 1. Диагностика финансового и технического состояния спиртзаводов и виноводочных предприятий
  • Кабардино-Балкарской Республики
    • 2. 2. Методические подходы к разработке индикатора конкурентоспособности предприятий отрасли
    • 2. 3. Концептуальные направления усиления конкурентоспособности алкогольной продукции
  • ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Методические подходы к разработке системы мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия
    • 3. 2. Формирование стратегии государственного регулирования инновационной деятельности

Повышение конкурентоспособности предприятий на региональном рынке спиртовой и виноводочной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. Важную роль в формировании конкурентоспособности страны играет конкурентоспособность отдельно взятых предприятий. Обозначившийся экономический подъем, актуализирует аспект конкурентоспособности хозяйственных систем мезоуровня, инициирует разработку адекватного адаптированного механизма формирования конкурентоспособности предприятий.

Усиление новой бизнес-элиты, не имеющей доступа к сырьевым ресурсам, неоднозначные прогнозы развития сырьевых секторов АПК в общем контексте развития мировой экономики стимулируют повышение интереса и приток финансовых и организационно-управленческих ресурсов в сферы высокотехнологичного производства.

Наличие указанных предпосылок дает основание полагать, что только рационально построенная стратегия инновационного развития позволит эффективно использовать конкурентные преимущества, связанные с образовательным и научно — техническим потенциалом для обеспечения конкурентоспособности не сырьевых секторов российской экономики.

В этих условиях, несомненно, актуальна проблема эффективного управления инновационным развитием предприятия, решение которой обеспечивает не только устойчивое функционирование предприятия, но и повышение уровня социально-экономического развития страны в целом.

Потребность в научном исследовании этих проблем определяет актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблемы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов посвящены труды многих ученых-экономистов, выдающихся представителей экономической мысли. Вопросам сущности и формирования экономического механизма конкуренции уделяли внимание ученые с мировым именем: Ансофф И., Котлер Ф., Леонтьев В., Портер М. Самуэльсон П.

Среди отечественных исследователей наиболее заметен вклад Азоева Г. Л., Круглова М. И., Мисакова B.C., Панкова В. В., Рубин Ю. Б., Светунькова С. Г., Селезнева А. З., Спиридонова И. А., Фатхутдинова Р. А., Чепурного И. П., Юданова А. Ю. и многих других.

Однако в публикациях российских ученых по вопросам развития предприятий не раскрыты многие грани проблемы формирования и поддержания конкурентоспособности, а также адаптации предложенных методик к конкретным производственным условиям, предприятиям, отраслям.

При этом постоянно возникают новые грани и остроту приобретают второстепенные вопросы этой сложной проблемы, которые требуют в мето-дико-практическом плане принципиально нового или модифицированного подхода. Обширные исследования конкурентоспособного развития, к сожалению, не уделяют достаточного внимания обеспечению эффективности инновационного развития, в то время как именно этот аспект определяет целесообразность реализации инновационного типа развития.

Актуальность проблемы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий АПК, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная степень разработанности определили цель и задачи диссертационного исследования.

Соответствие темы диссертации требованиям паспортов специальностей ВАК Минобрнауки РФ. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика п.п. 5.18. «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионахрациональное использование природно-ресурсной базы».

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по созданию механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия для последовательного наращивания им конкурентных преимуществ на региональном алкогольном рынке.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

— дать теоретическое обоснование сущности понятия конкурентоспособности перерабатывающего пищевого предприятия в условиях возрастающей конкуренции;

— определить преимущества инновационного типа развития как стратегического направления повышения конкурентоспособности предприятия;

— исследовать теоретические и методологические подходы диагностики финансового и технического состояния спиртовых и виноводочных предприятий;

— обосновать методические подходы к разработке индикатора по формированию конкурентной стратегии рыночного поведения предприятия;

— разработать концептуальные подходы усиления конкурентоспособности продукции;

— разработать приоритетные направления повышения конкурентоспособности перерабатывающих пищевых предприятий;

— разработать подходы к формированию стратегии государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий.

Предметом исследования являются теоретические и методологические проблемы формирования и развития конкурентных отношений в перерабатывающей промышленности (алкогольное производство).

Объектом исследования являются спиртовые и виноводочные предприятия Кабардино-Балкарской Республики.

Теоретической, методологической и информационной базой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам конкурентоспособности, инновационной деятельности предприятий, общая и специальная экономическая литература. Методологическую базу исследования составляют материалистический подход, методы системного, статистического, экономико-математического, структурного анализа, метод экспертных оценок, имитационного моделирования. Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты РФ, статистические материалы ТО ФСГС РФ по КБР, отчетные данные МСХиП КБРпервичные данные о деятельности перерабатывающих предприятий алкогольной отрасли КБРинструктивные и методические материалы.

Научная значимость исследования состоит в том, что разработанные в диссертации концептуальные положения представляют собой развитие теории управления развитием хозяйствующих субъектов и могут быть использованы в ходе дальнейшего исследования проблемы повышения конкурентоспособности предприятий.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнен понятийный аппарат категории «конкурентоспособность предприятия» и дана авторская формулировка понятия конкурентоспособности предприятия, как его способность выдержать конкуренцию со стороны соперников в данной отрасли и выражается в занимаемой предприятием конкурентной позиции;

— обоснована концепция активизации инновационной деятельности предприятия в условиях рыночных отношений, реализация которой позволяет формировать конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта;

— разработан аппарат диагностики финансового и технического состояния хозяйствующих субъектов, отличающийся поэтапной методикой выполнения набора составляющих его процедур с использованием системы интегральных показателей, позволяющих оценить организационно-технический, инновационный уровень развития предприятий, а также уровень эффективности использования ресурсов;

— обоснован методический подход разработки индикатора конкурентоспособности предприятий отрасли, как показателя, позволяющего в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов;

— разработаны методические основы и практические рекомендации по оценке и обеспечению конкурентоспособности продукции, основанные на определении принципов формирования и поддержания длительности и устойчивости конкурентных преимуществ, составляющих основу конкурентоспособности предприятия;

— разработаны приоритетные направления стратегии государственного регулирования инновационной деятельности на перерабатывающих предприятиях АПК, отличающиеся системным подходом к выбору критериев функциональных подсистем по результатам инноваций.

Практическая значимость исследования. Практическое значение разработанных автором методических положений и рекомендаций по оценке уровня конкурентоспособности промышленного пищевого предприятия, а также разработка направлений повышения конкурентоспособности, состоит в возможности их использования при формировании конкурентной стратегии рыночного поведения хозяйствующего субъекта. Предложенные в диссертационной работе рекомендации одобрены и приняты к внедрению на виново-дочном предприятии ОАО «Риал», на спиртзаводе ЗАО СДК «Сармаков-ский». Отдельные разработки по повышению конкурентоспособности промышленных пищевых предприятий АПК могут быть использованы при формировании программ повышения эффективности инновационной деятельности, а также помогут выявить основные конкурентные преимущества, резервы и диспропорции в сложившихся условиях развития промышленных предприятий АПК КБР. Теоретико-методические разработки диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях при преподавании экономических дисциплин.

Апробация работы. Основные положения, разработанные в диссертации, были доложены и получили положительные отзывы на межвузовских научно-практических конференциях в ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия» (Нальчик, 2004;2008гг.),.

ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова» (Нальчик, 2006 г.), ФГОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет» (Владикавказ, 2007 г.), в Институте социально-политических исследований ЮР ИОЦ РАН (Ставрополь, 2007 г.), ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет» (Ростов-на-Дону, 2007 г.), НОУ «Московская академия комплексной безопасности» (Москва, 2008 г.).

Исследования проводились в соответствии с планом научно-исследовательских работ ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М.Кокова» в течение 2004;2008 гг.

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе КБГСХА в курсах «Экономический анализ деятельности предприятия» и «Экономика организаций (предприятий)».

Публикации. Основное содержание диссертационной работы опубликовано в 13 научных работах общим объемом 2,6 п.л., которые в полной мере отражают полученные научные и практические результаты, выводы и предложения.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений и списка литературы. Работа изложена на 169 страницах компьютерного текста и включает 10 рисунков, 17 таблиц, 5 приложений. Список использованной литературы составляет 186 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В современных условиях проблема повышения конкурентоспособности становится одной из наиболее актуальных. Конкурентоспособность может быть достигнута, по нашему мнению, если будут реализованы три ее составляющие — конкурентоспособная продукция, высокая степень реализации конкурентного потенциала предприятия и эффективные конкурентные стратегии. Конкурентоспособность продукции — сравнительная, комплексная оценка всех свойств товара, которая проявляется в способности удовлетворять требованиям покупателей по сравнению с другими товарами на определенном сегменте рынка в определенный период времени. Конкурентным потенциалом предприятия следует считать имеющиеся в системе возможности в области технологии, оборудования, трудовых и прочих ресурсов, обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие организации в условиях конкуренции.

2. В условиях региональной экономики реализация научно-технического потенциала промышленного перерабатывающего предприятия становится объектом стратегического управления, а сами инновации — важнейшим средством достижения долгосрочных целей фирмы.

Стратегия неотделима от нововведений, а выработка и осуществление качественно новых решений составляют сущность и содержание стратегии.

Начавшийся переход от традиционного управления НТП в виде «создания, освоения и внедрений новой техники» к стратегическому управлению научно-техническим развитием потребовал применения новых форм организации инноваций. Появилась необходимость перейти к непосредственному управлению нововведениями в хозяйственной практике, что нашло отражение в разработке и использовании новых механизмов организации управления нововведениями. Содержанием этого управления является выбор оптимальной технологии, реализующий искусство управления нововведениями.

Смысл стратегии ориентации на развитие конкурентных преимуществ заключается в своевременной концентрации усилий для создания и использования достижений науки и обеспечения ресурсами динамики инноваций в интересах стратегических целей, обеспечения условий для долгосрочной эффективности деятельности.

3. Инновационный потенциал предприятий в условиях рынка зависит от инвестиционной активности хозяйствующего субъекта. В условиях нестабильного инвестиционного рынка, финансовых ограничений и проблематичности мотивации труда участников инновационной деятельности, высокого уровня неопределенности при планировании затрат и результатов нововведений, сложностям в организации расчетов между предприятиями и организациями усложняется регулирование инновационной деятельности. Следовательно, возникает потребность совершенствования экономического регулирования инновационной деятельности предприятий.

В диссертации в целях повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов, а также для обеспечения эффективного управления инновационными процессами предлагается создание механизма регулирования, который включает комплекс мер, создаваемых государственными органами (институциональный механизм) и непосредственно предприятиями и организациями (внутрифирменный механизм).

4. В пищевой перерабатывающей промышленности КБР инновационная деятельность наиболее активно осуществляется на предприятиях алкогольной отрасли, поскольку там отработан механизм финансирования инноваций.

Проведена классификация и ранжирование факторов, влияющих на конj курентоспособность перерабатывающих предприятий (спиртзаводов). Факторы классифицированы в три группы: факторы основной производственной деятельности, факторы производственно-коммерческой деятельности, факторы внешней среды. Результаты оценки факторов морфологическим методом с применением матриц приоритетности позволяют сделать вывод о том, что наиболее значимыми факторами являются факторы производственнокоммерческой деятельности, поскольку они объясняют 80% вариации расходов.

5. В ходе исследования установлено, что наличие конкурентных преимуществ у предприятия — необходимое, но недостаточное условие при ведении жесткой конкурентной борьбы, поэтому указано, что следует иметь четкую и адекватную условиям рынка модель поведения (стратегию).

Рассмотрены вопросы формирования конкурентных преимуществ в условиях жесткой конкурентной борьбы. Это позволило предложить новый методический инструментарий для разработки стратегии хозяйствующего субъекта, учитывающий характер предпринимательской деятельности. Из рассмотренного комплекса стратегий нами выделены те, которые наиболее подходят малым предприятиям при формировании ими конкурентных преимуществ. При этом особый акцент сделан на стратегиях диверсификации и технологического скачка в научно-техническом развитии и пионерской позиции при конкуренции на товарном рынке.

В связи с тем, что любая предпринимательская структура, работающая в условиях рыночных отношений, находится в зоне действия конкурентных сил, перед предпринимателем постоянно стоит задача принятия таких решений, которые позволяют предприятию удерживать и развивать свои позиции в условиях конкурентной борьбы. В соответствии с этим в работе проанализирован алгоритм конкурентного воздействия на экономический механизм стратегии формирования и развития спиртзаводов и виноводочных предприятий Кабардино-Балкарской республики.

6. В диссертационном исследовании предложена структура совокупного потенциала предприятия, которая фактически представляет собой кластер, позволяющий выявить взаимосвязь основных составляющих экономического потенциала и может являться основой для построения модели экономического потенциала как совокупности этих составляющих.

Результаты оценки конкурентоспособности ЗАО СДК «Сармаковский» за 2005;2007 гг. показали наличие определенных позитивных тенденций в обобщающем показателе конкурентоспособности. Однако по некоторым частным показателям имеется некоторое ухудшение. Это является подтверждением о наличии неиспользованных резервов в деле повышения конкурентоспособности предприятия.

Установлено: при рассмотрении вопросов роста конкурентоспособности спиртзаводов необходимо руководствоваться следующими основными направлениями повышения конкурентоспособности — повышение качества результатов проводимых маркетинговых исследованийформирование и повышение имиджа предприятийпроведение эффективной ценовой политикиснижение затрат на производство и реализацию продукциисовершенствование экономического стимулирования работающих.

7. На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике ценовая, налоговая и таможенная политика не способствуют развитию собственного производства алкогольной отрасли. В обороте находится значительный объем неучтенной продукции этой группы.

Как показывает анализ регионального опыта, выход из кризиса может быть найден посредством интеграции всех субъектов пищевого подкомплекса АПК КБР алкогольной отрасли. Одним из вариантов развития интеграции является формирование и эффективное использование вертикально интегрированных структур. Все участники указанных структур при сохранении своей юридической самостоятельности объединяют свои материальные и нематериальные активы в целях технологической и экономической интеграции, реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта продукции — алкогольной продукции, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Важным условием эффективной деятельности интегрированных формирований является установление производственно-экономических отношений между участниками — хозяйствующими субъектами и их подразделениями, построенных на взаимном интересе и взаимной результативности экономического сотрудничества партнеров независимо от их сферы деятельности, формы хозяйствования и собственности.

8. Используя принципы финансово-экономического анализа, нами разработаны методические подходы институционального обеспечения кластеров инновационной деятельности на предприятиях по производству алкогольной продукции в условиях неопределенности и риска, представляющее собой новое направление, позволяющее совершенствовать систему финансового анализа и прогнозирования развития потенциала предприятия. Эта методика успешно использована рядом предприятий, особенно на инвестиционной стадии жизненного цикла.

Разработаны основные направления государственного регулирования инновационной деятельности на перерабатывающих предприятиях, в результате осуществления которых достигается научно-техническое развитие хозяйствующих субъектов.

Предложена система инновационных мероприятий по разработанным направлениям инновационной деятельности. Принятие решения о проведении того или иного инновационного мероприятия должно опираться на экономическую оценку его эффективности.

На ЗАО СДК «Сармаковский» предложена и апробирована методика анализа рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия.

10. С целью создания и развития регионального подкомплекса по производству спирта в Кабардино-Балкарии, мы предлагаем создать ОАО Производственно-Торговое Объединение «Каббалкспирт». В этой связи необходимо реализовать комплекс дополнительных мер со стороны органов государственной власти по расширению уже действующих механизмов и внедрению новых, оказанию правовой и информационной поддержки. Для развития ОАО ПТО «Каббалкспирт» необходимо, на наш взгляд: а). Сделать полный реестр всех предприятий по производству спирта независимо от формы собственности. б). Создать производственно-торговое объединение ОАО «Каббалкспирт». в). Убедить каждое предприятие войти в это объединение с передачей (продажей) около 20% акций. г). Наделить ОАО «Каббалкспирт» правами снабжения спиртзаводов запчастями, фурнитурой и т. д. и правами по реализации готовой продукции.

Процесс объединения всех разрозненных крупных, средних, мелких предприятий по производству спирта Кабардино-Балкарии создаст такое положение, когда количество переходит в качество.

Создание и функционирование ПТО ОАО «Каббалкспирт» уже сегодня позволит:

— разработать систему производственно-экономических отношений между предприятиями данной подотрасли;

— замедлить темпы роста цен на продукцию, уменьшить инфляционные издержки предприятий — участников производственного процесса (в рамках ПТО ОАО «Каббалкспирт» предприятия, связанные единой технологической цепочкой, заинтересованы в оптимизации цен на продукцию);

— планируемое кредитование через объединение позволит оптимизировать схему кредитования предприятий — участников ПТО ОАО «Каббалкспирт» по всей технологической цепочке и реализовать свою производственную программу;

— создание производственно-торгового объединения ПТО ОАО «Каббалкспирт» позволит повысить привлекательность предприятий с позиций внешних инвесторов.

Таким образом, с развитием ПТО ОАО «Каббалкспирт» намечается, с одной стороны, производство востребованной конкурентоспособной продукции, с другой — намечается обеспечение своевременного и полного поступления доходов в бюджеты всех уровней.

В этой связи необходимо реализовать комплекс дополнительных мер со стороны органов государственной власти по расширению уже действующих механизмов и внедрению новых, оказанию правовой и информационной поддержки.

Изменение стратегии и тактики может изменить экономическую ситуацию в исследуемом подкомплексе, восстановить лидирующее положение товаропроизводителей на отечественном рынке, повысить продовольственную безопасность и обеспечить достаточное продовольственное снабжение в стране.

Автор выражает надежду, что выполненное диссертационное исследование будет способствовать дальнейшему развитию региона, повышению его конкурентоспособности, усилению на практике влияния научных методов анализа и управления различных объектов и систем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ф.Р. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе Текст. / Ф. Р. Абдуллаев, С. В. Раевский.- М.: Экономика, 2007. 145 с.
  2. , В.Е. Экономика и статистика фирм Текст. / В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова. М.: Финансы и статистика, 2002.
  3. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика Текст. / Г. Л. Азоев. М., 1996.
  4. , Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы Текст. / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. — 256 с.
  5. , О.Ю. Малый средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития Текст. / О. Ю. Акимов.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 192 с.
  6. Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент Текст. / Р. И. Акмаева. М.: Финансы и статистика, 2007.- 208 с.
  7. , Д.В. Методы и модели информационного менеджмента Текст. / Д. В. Александров и др. .- М.: Финансы и статистика, 2007.510 с.
  8. , Г. И. Основы управления предприятием Текст. / Г. И. Андреев. М.: Финансы и статистика, 2008.- 368 с.
  9. А.В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике Текст. / А. В. Андрейчиков. М.: Финансы и статистика, 2002.
  10. , И. Стратегическое управление Текст. / И.Ансофф.- М.: Прогресс, 2003 -519 с.
  11. , A.M. Государственное регулирование национальной экономики Текст. / А. М. Бабашкина .- М.: Финансы и статистика, 2007 .480 с.
  12. , М.И. Теория экономического анализа Текст./ М. И. Баканов, А. Д. Шеремет // Финансы и статистика.- 2003.
  13. , И.Т. Инновационный менеджмент Текст./ И. Т. Балабанов.-СПб: Питер, 2001.-304 с.
  14. , Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России Текст. / Н. Бекетов // Вопросы экономики.- 2004.- № 7.
  15. , И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз Текст. / И. К. Беляевский.- М.: Финансы и статистика, 2008.320 с.
  16. , Е.В. Математические методы моделирования экономических систем Текст./ Е. В. Бережная. М.: Финансы и статистика, 2008.- 432 с.
  17. , В.И. Управление финансовой деятельностью предприятий Текст./ В. И. Бережной. М.: Финансы и статистика, 2008.- 336 с.
  18. , В.Н. О рыночной экономике и эффективности капитала Текст./ В. Н. Богачев. М.: Финансы и статистика, 1993.
  19. , Е.И. Финансы предприятий Текст./ Е. И. Бородина. М.: ЮНИТИ, 2002
  20. , А.В. Трансформационная экономика России Текст./ А. В. Бузгалин.- М.: Финансы и статистика, 2006.-616 с.
  21. , М.К. Макроэкономика Текст. / М. К. Бункина, А. М. Семенов, -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 315с.
  22. , Ю.П. Развитие инновационной деятельности в США, или как удвоить ВВП Текст. / Ю. П. Васильев.- М.: Экономика, 2005.- 404 с.
  23. , Ю.В. Теория управления Текст. / Ю. В. Васильева и др. .М.: Финансы и статистика, 2007 .- 260 с.
  24. , В.А. Организация стратегического управления на предприятии Текст. / В. А. Винокуров. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. -160 с.
  25. , О.С. Стратегическое управление Текст. / О. С. Виханский. М.: Издательство МГУ, 2003 — 252с.
  26. , А.Г. Фундаментальная экономика Текст./ А. Г. Войтов. — М.: Экономика, 2003. —500с.
  27. , Н.С. Государственное предприятие в рыночной экономике Текст./ Н. С. Волостнов. — М.: Экономика, 2004.- 302 с.
  28. , И.Н. Менеджмент Текст./ И. Н. Герчикова.- М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002.-235 с.
  29. , О. Российская инновационная система: проблемы развития Текст. / О. Голиченко // Вопросы экономики.- 2005.- № 1.
  30. , Л.Г. Регулирование инновационных процессов в регионе Текст. / Л. Г. Головач, Г. А. Краюхин, Л. Ф. Шайбакова. СПб: Государственный инженерно-экономический университет, 1997.
  31. , М.И. Консалтинг в антикризисном управлении (теория и практика) Текст./ М. И. Гончаров, Г. А. Лемзяков.-М.: Экономика, 2007.245 с.
  32. , О.М. Технико-экономический анализ и его инструментальные средства Текст./ О. М. Горелик.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 240 с.
  33. , Г. Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции Текст./ Г. Г. Господарчук.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 288 с.
  34. Государственная политика в области науки Электронный ресурс. / http://www.spprinfo.ru / content / 42 / 427/article.asp.
  35. , Г. Проект «Стратегии развития Российской Федерации в 20 012 010 годы» Текст./ Г. Греф.
  36. , А. А. Математические методы построения прогнозов Текст./ А. А. Грешилов, А. А. Стакун. М.: Радио и связь, 2002. — 324 с.
  37. , В.Д. Менеджмент в малом бизнесе Текст./ В. Д. Грибов.- М.: Финансы и статистика, 2003.
  38. , В.Д. Экономика предприятия Текст. / В. Д. Грибов.- М.: Финансы и статистика, 2008, — 336 с.
  39. , Е.М. Трансакционные издержки финансовых предпринимательских структур Текст./ Е. М. Григорьева .- М.: Финансы и статистика, 2007.-287 с.
  40. , Р.С. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО Текст. / Р. С. Гринберг, А. И. Татаркин.-М.: Экономика, 2008. -532 с.
  41. , И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий Текст./ И. Б. Гурков. М.: Тезис, 2003.-С.15
  42. , Г. В. Регионы в решении социального государства Текст./ Г. В. Гутман. -М.: Финансы и статистика, 2005.
  43. , А.А. Система ценообразования и финансов, пути их совершенствования Текст. / А. А. Дерябин. -М.: НИИ по ценообразованию, 2003.-231 с.
  44. , Б.Ж. Формирование и развитие высококонкурентного рынка алкогольной продукции Текст. / Б. Ж. Джангуразов // Проблемы современного управления в АПК: Межвуз. сб. науч. тр./ ГГАУ.- Владикавказ: изд. ГГАУ, 2004.- С.62−65
  45. , П. Менеджмент: стратегия и тактика Текст./ П.Дойль. — СПб: Издательство «Питер», 1999.
  46. , И.Н. Системный анализ в экономике Текст./ И. Н. Дрогобыцкий.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 512 с.
  47. , Н.К. «Математическая статистика в экономике Текст./ Н. К. Дружинин. -М.: Статистика, 1999.-364 с.
  48. , П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы Текст. / П.Друкер. -М.: Экономика, 2002.-165с.
  49. , В.П. Международное предпринимательство Текст./ В. П. Ерохин.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 392 с.
  50. , О.В. Финансовый анализ Текст. / О. В. Ефимова.-М.: бухгалтерский учёт, 2004. —208 с.
  51. , М.Е. Производственно-коммерческая логистика Текст./ М. Е. Зальманова, О. А. Новиков.-Саратов: Саратовский ТУ, 2001.-76с.53.3арова, Е. В. Региональная статистика Текст. / Е. В. Зарова. М.: Финансы и статистика, 2006.- 624 с.
  52. , В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне Текст. / В. Н. Иванова.- М.: Финансы и статистика, 2002.
  53. , С.Д. Инновационный менеджмент Текст. / С. Д. Ильенкова М.: ЮНИТИ, 2002.
  54. Ильенкова, С. Д. Микроэкономическая статистика Текст./ С. Д. Ильенкова.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 544 с.
  55. , С.Д. Экономика фирмы и микростатистика Текст. / С. Д. Ильенкова.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 364 с.
  56. Индикативное планирование и проведение региональной -политики Текст. / под общ. ред. А. Б. Левинталя и Ф. Ф. Пащенко. М.: Финансы и статистика, 2007.- 526 с.
  57. Инновации в России Электронный ресурс. / http:// humanities, eda. ru / db/msg/ 33 592.
  58. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование Текст.: Учебное пособие / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  59. Инновационный менеджмент: Справочное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное Текст./ Под редакцией П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. -М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.
  60. Интеллектуальная собственность Текст.: Сборник типовых договоров / Сост. Н. В. Лынник, А. Г. Кукушкин. М.: ИНФРА-М, 1995.
  61. , С.Е. Справочник экономиста промышленного предприятия Текст./С.Е.Каминицера.-М., 1990.
  62. , Е.Л. Основные фонды промышленных предприятий Текст./
  63. Е.Л.Кантор, А. И. Гинзбург, В. Е. Кантор СПб.: Питер, 2002. — 240 с.
  64. , Б.П. Мониторинг финансового состояния организации Текст. / Б. П. Караванова. М.: Финансы и статистика, 2008.- 148 с.
  65. , Б.П. Разработка стратегии управления финансовыми организациями Текст. / Б. П. Караванова. М.: Финансы и статистика, 2008.- 128 с.
  66. , А.И. Математические методы и модели в планировании Текст./ А. И. Карасёв, Н. Ш. Кремер. М.: Экономика, 2003.-274с.
  67. , Б. Деловая стратегия Текст. / Б.Карлоф.-М.: Экономика, 2001.- 239с.
  68. , A.M. Информационные системы в экономике Текст. / А. М. Карминский.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 240 с.
  69. , B.C. Взаимодействие теории фирмы и теории стратегического управления: на пути к стратегической теории фирмы Текст./ B.C. Катькало // Экономическая наука современной России. 2004. — № 4. -С. 83−95.
  70. , B.C. Методологические особенности и перспективы развития ресурсной концепции стратегического управления Текст./ B.C. Катькало // Экономическая наука современной России. 2003. — № 2. — С. 6170.
  71. , В.В. Объединение регионов России (преимущества для управления и предпринимательства). К реформе территориального устройства Текст. / В. В Кистанов.-М.: Экономика, 2007.- 141с.
  72. , В.В. Региональная экономика России Текст. / В. В Киста-нов.- М.: Финансы и статистика, 2005.
  73. , А.И. Анализ финансового состояния предприятия Текст./ А. И. Ковалёв, В. П. Привалов.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2004.- 192с.
  74. , В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности Текст./ В. В. Ковалёв.- М.: Финансы и статистика, 2003 .-432с.
  75. , Е. Финансовая математика Текст./ Е.Когович.- М.: Финансы и статистика, 2004.-253с.
  76. Козырев, В. М*. Основы современной экономики Текст. / В. М. Козырев.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 462 с.
  77. , JI.H. Словарь иностранных слов в русском языке Текст. / Л. Н. Комарова. М., 1983
  78. Коммерческий портфель Текст./ Под ред. Б. Ю. Рубина, В.И. Солдатки-на, — М.:Соминтек, 2002.-463с.
  79. Контроллинг Текст. /Под. ред. А. М. Карминского. М.: Финансы и статистика, 2006.- 336 с.
  80. , П.В. Математические методы исследования операций экономике Текст./ П. В. Конюховский. СПб: Питер, 2000. — 208 с.
  81. , О.П. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий Текст./ О. П. Коробейников, А. А. Трифилова, И. А. Коршунов // Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.- № 3.
  82. , Ф. Основы маркетинга Текст./ Ф.Котлер. М.: Прогресс, 1991.- 489 с. S
  83. , М.С. Математика в экономике Текст./ М. С. Красс.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 544 с.
  84. , Л.М. Регулирование экономических циклов Текст. / Л. М. Крепкий.- М.: Экономика, 2008.-177 с.
  85. , А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений Текст. / А. Г. Кругликов. -М.: Наука, 1991.
  86. , А.И. Глобализация и регион Текст./ А. И. Кудряшова.- М.:
  87. Финансы и статистика, 2007.- 387 с.
  88. , С.П. Теория корпоративного управления Текст./ С. П. Кукура.-М.: Экономика, 2006.- 478 с.
  89. , Г. Д. Статистика товарного обращения / Г. Д. Кулашина.-М.:Финансы и статистика, 2002.-435с.
  90. , JI.H. Основы экономической теории Текст./ Л. Н. Куликов.-М.: Финансы и статистика, 2008.- 400 с.
  91. , Б. А. Оптимальное управление в экономике Текст./ Б. А. Лагоша, — М.: Финансы и статистика, 2007.- 224 с.
  92. , В. В. К рынку под контролем государства Текст. // Трудный поворот к рынку / Научн. ред. Л. И. Абалкин- Сост. Е. М. Юдина. М.: Экономика, 1990. — С. 261−268.
  93. , В.В. Экономическое эссе. Теории исследования, факты и политика Текст./В.В.Леонтьев. -М.: Политиздат, 1991. -240 с.
  94. , К. Экономика Текст.: В 2-х томах / К. Макконелл, С. Брю: Перев. с англ. 2-е изд. М.: Республика, 1992.
  95. Малое предпринимательство в России 2007 год Текст.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 462 с.
  96. , О.Ю. Современная экономика Текст. / О. Ю. Мамедов.- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2002.
  97. , М. Время менять стратегию Текст./ М. Матовников // Ведомости. 2002. — №−102.-С.44.
  98. , В.Г. Инновационное предпринимательство Текст.: Учебное пособие / В. Г. Медынский, Л. Г. Шаршукова. М.: ИНФРА-М, 1997.
  99. Мезоэкономика переходного периода. Рынки, отрасли, предприятия Текст. — М.: Наука, 2001.
  100. , Я.С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям Текст./Я.С.Мелкумов.- М.: ИНФРА-М, 2003.-336с.
  101. Меры, предложенные ОЭСР в 1998 г. для стран-членов. Электронный ресурс./ OCDE. Etudes economiques de l’OCDE. Paris, 1999.
  102. , M. Основы менеджмента Текст./ М. Мескон, М. Альберт, Р. Хедоури .-М.: Дело, 2002.-701с.
  103. , Э.В. Теория организации производственных систем Текст./ Э. В. Минько, А. Э. Минько.- М.: Экономка, 2006.- 218 с.
  104. , B.C. Методические основы моделирования процесса экономического анализа состояния бизнеса Текст. / В. С. Мисаков.-Нальчик: Эль-Фа, 2006.-314 с.
  105. , А.И. Теория экономических информационных систем Текст./ А. И. Мишенин. М.: Финансы и статистика, 2007 .- 240 с.
  106. , Н.К. Современное управление: конкурентоспособность, маркетинг Текст. / Моисеева Н. К., Анискин Ю.П.-М.: Внеш-торгиздат, 2003.-263с.
  107. , Ю.П. Методологические основы организации управления технологическими инновациями в условиях рыночных отношений Текст.: автореферат дисс. доктора экономических наук / Ю. П. Морозов. — Н. Новгород, 1997.
  108. , А.В. Микроэкономика Текст./ А. В. Мутнян, И. М. Оконников, Е. А. Пантелеев.- Ижевск: Странник, 2003.
  109. , Ю.Р. Российско-французская инфраструктура трансферта технологий Текст. / Ю. Р. Нурулин, Ж. Михайлович // Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт: сборник статей / Под ред.: А. А. Петрунекко, Н. М. Фокштейк М.: «ЗелО», 1997.
  110. , О. Государственное регулирование аграрного сектора США Текст. /О.Овчинников //Человек и труд.- 2000.-№−8.-С.51−52
  111. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий Текст. /Под ред. С.Каминицера. -М.: Высшая школа, 2002.-253с.
  112. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий Текст. /Под ред. С.Каминицера.- М.: Высшая школа, 2002.-253с.
  113. , И.В. Курс лекций по экономико-математическому моделированию Текст./ И. В. Орлов, В. А. Половнеков.- М.: Экономическое образование, 2003.-315с.
  114. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика Текст./ Под. ред.: П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели М.: Экономика, 2000. — С. 93−95.
  115. Основы предпринимательской деятельности Текст./ Под. ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2003.
  116. , Э.Х. Риск инвестиционных проектов Текст. / Э. Х Островская. — М.: Экономика, 2006.- 169 с.
  117. Панков, В. В. Анализ и оценка состояния бизнеса: методология и практика Текст. / В. В. Панков.- М.: Финансы и статистика, 2005.
  118. , В.П. Предпринимательство в агропромышленном комплексе Текст. / В. П. Панченко // Путь к успеху. Степное, 1995. — С. 4665.
  119. , В.Н. Теория управления Текст. / В. Н. Парахина.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 608 с.
  120. , С.Б. Использование правила Парето (закон «20/80») для повышения качества бизнеса на примере российского фармацевтического рынка Текст. / С. Б. Пашутин // Маркетинг в России и за рубежом.- 2002. — № 5. С 35−43.
  121. , Р. Микроэкономика Текст./ Р. Пиндайк, М.Рубинфельд. -М.: Экономика, 2002.-173с.
  122. , Е.В. Рыночный потенциал предприятия Текст. /
  123. Е.В.Попов.-М.: Экономика, 2007.- 559 с.
  124. , М. Международная конкуренция Текст./ М.Портер. М.: Международные отношения, 1993. — 321 с.
  125. Принцип необходимого разнообразия в управлении техническим прогрессом Текст./ С. Ю. Глазьев. Экономическая теория технического развития. М.: Наука, 1990. — С. 178−190.
  126. Прогнозирование будущего: новая парадигма Текст. / под ред. Г. Фетисова, В.Бондаренко.-М.: Экономика, 2008.
  127. , Б.В. Технико-экономический анализ производства Текст.: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Б. В .Прыкин. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 476 с.
  128. Раевский, С. В. Инвестиционная активность в регионе Текст. / С. В. Раевский. М.: Экономика, 2006.- 159 с.
  129. , Б.А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский.-М.:ИНФРА-М, 2002.-273с.
  130. , Н. Альтернативный подход к оценке инфляции Текст./ Н. Райская, Я. Сергиенко, А. Френкель // Вопросы статистики. -1999. № 9.-С. 17−20.
  131. , Н. Гребневая модель промышленного роста инфляции Текст./ Н. Райская, Я. Сергиенко, А. Френкель // Вопросы статистики. -2001. -№ 10.-С. 42- 44.
  132. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ 2007 год Текст.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 526 с.
  133. , В.М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции Текст./ В. М. Родионова, М. Д. Федотова.-М.: Перспектива, 2003. -274с.
  134. , И.В. Экономика предприятия Текст./ И. В. Романенко.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 272 с.
  135. , Ю.Б. Портфель конкуренции и управление финансами Текст./Ю.Б.Рубин. -М.: Соминтек, 1996.
  136. , Б.Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики Текст./ Б. Т. Рябушкин.- М.: Финансы и статистика, 2005.
  137. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия связи Текст.- 3-е изд. / Г. В. Савицкая. -М.: Экоперспектива, 2002.
  138. , В.Н. Социально-экономическая статистика Текст./ В. Н. Салин.- М.: Финансы и статистика, 2005.
  139. , В.И. Корреляционный анализ в экономических исследованиях Текст. / В. И. Саськов.- М.:Статистика, 2000.-167с.
  140. , П. Экономика Текст./ П. Самуэльсон, В.Нордхаус. М.: Бином, 1997. 846 с.
  141. , М.И. Информационные системы и технологии в экономике Текст. / М. И. Семенов и др.- М.: Финансы и статистика, 2006,416 с.
  142. , И.В. Экономика организации Текст. / И. В. Сергеев.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 576 с.
  143. , В.М. Методы многомерного анализа статистических данных Текст./ В. М. Симчера.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 605 с.
  144. , А. Маркетинг со скоростью мысли Текст./ А. Сливотски, Д.Моррисон. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 448 с.
  145. , Е.К. Экономические показатели бизнеса Текст. / Е. К. Смирницкий. -М.: Экзамен, 2002. — 512с.
  146. , Г. Н. Проектирование экономических информационных систем Текст. / Г. Н. Смирнова.- М.: Финансы и статистика, 2005.512 с.
  147. , Д. Алхимия финансов. Рынок: как читать его мысли
  148. Текст. / Д.Сорос.- М.: ИНФРА-М, 2002.-416с.
  149. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007 год Текст.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 468 с.
  150. , П. Законы получения доходов в условиях конкуренции Текст./П.Сраффа. -СПб, 1989.
  151. , B.C. Риск — менеджмент Текст. / В. С. Ступаков, — М.: Финансы и статистика, 2007.- 288 с.
  152. , А.Е. Доходы населения: опыт количественных измерений Текст./ А. Е. Суринов.- М.: Финансы и статистика, 2005.
  153. , А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия Текст./ А. А. Трефилова.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 304 с.
  154. , В.Ф. Теория управления Текст./ В. Ф. Уколов, А. М. Масс.- М.: Экономика, 2006.- 656 с.
  155. Управление организацией Текст./ Под ред. А. Г. Поршнева, 3.П.Румянцевой, Н. А. Саломатина. — М.: ИФРА-М, 1999.
  156. , И.П. Основы внешнеэкономических знаний Текст./ И. П. Фаминский. М.: Международные отношения, 1990.
  157. , Р.А. Разработка управленческого решения Текст./ Р. А. Фатхутдинов.- М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.-208с.
  158. , Р.А. Конкуренция: экономика, стратегия, управление Текст./Р.А.Фатхутдинов. М.: «Инфра-М», 2000.
  159. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении деятельности на товарных рынках: от 22.03.1991 № 948−1 Текст. // Российская газета.- 26.04.1991 г.
  160. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» Текст. // ФЗ от 23.12.1999 г. 535.СФ
  161. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» Текст. // ФЗ № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г.
  162. , Р.Н. Управление рисками промышленных предприятий: опыт и рекомендации Текст./ Р. Н. Федосова, О. Г. Крюкова. -М.: Экономика, 2008. -119 с.
  163. Финансовая система и экономика Текст./ Под. ред.
  164. B.В.Нестерова.- М.:Финансы и статистика, 2004.
  165. Финансовая экономика фирмы Текст.: Учебное пособие / Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: Компания Спутник+, 2000. 100 с.
  166. Финансовый анализ деятельности фирмы Текст.- М.: ИСТ-сервис, 2002.
  167. , Ф. Конкуренция как процедура открытия Текст./ Ф.Хайек. М.: Мировая экономика и международные отношения, 1989.
  168. , А. Партнерство университетов и промышленности Великобритании Текст./ А. Хилл .//Innovation, Technologic ct Finance. Oxford: Basil Blackvvcll, 1998.
  169. Хитер, Кен Экономика отраслей и фирм Текст. / Хитер Кен / пер. с англ. под ред. В. В. Герасименко. М.: Финансы и статистика, 2004.- 480 с.
  170. , С.В. Финансовые вычисления Текст./
  171. C.В.Цимбаленко. М.: Финансы и статистика, 2007.- 160 с.
  172. , Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия Текст. / Ф. И. Шамхалов.- М.: Экономика, 2005.- 727 с.
  173. , Ф.И. Реалии современной экономики: теория и практика Текст.- вып. 7/ Ф. И. Шамхалов.-М.: Экономика, 2006 .- 172 с.
  174. , А.Ю. Стоимость предприятий при интеграционном процессе Текст./ А. Ю. Шатраков, Н. И. Комков, А. А. Мерсиянов, М. А. Шамин.-М.: Экономика, 2007 .- 450 с.
  175. , А.Д. Финансы предприятий Текст.: учебное пособие /
  176. А.Д.Шеремет, Р. С. Сайфулин. -М.: «ИНФРА-М» 2002.
  177. , Е.В. Математические методы и модели в управлении Текст.: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. / Е. В. Шикин, А.Г. Чхартишви-ли, — М.: Дело, 2002. — 440 с.
  178. , Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства Текст./ Б. М. Широков.- М.: Финансы и статистика, 2006.-496с.
  179. , И. Теория экономического развития Текст./ И.Шумпетер. М.: Прогресс, 1982.
  180. , А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты Текст. / Юданов А. Ю / МеиМО.- 1997.- № в.- С. 14 17.
  181. , С.А. Основы предпроектного анализа организационных систем Текст./ С. А. Юдицкий. М.: Финансы и статистика, 2005.144 с.
  182. , Т.В. Основы экономики предприятия: краткий курс Текст./ Т. В .Яркина. -М., 2001.
  183. Arrow, К. J. Economic Welfare and the Allocation Resources for Invention The text./ K. J.Arrow. Princenton: Princenton University Press, 1962.
  184. David, P. Distribution et expansion de k base des cormaissances sci-entifiques et tech-nologiques The text. // Revue STL/ P. David, D. Foray -1995. -N16.
  185. OCDE, Policy Evaluation in Innovation and Technologic. Paris: OCDE, 1997.-P. 93.
Заполнить форму текущей работой