Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую основу исследования составляют результаты психолого-педагогических исследований в * области теории развития мышления (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Н. Ф. Талызина и др.) — исследования по проблемам физического образования в высшей школе (О.Н. Голубевой, А. И. Наумова, А. Д. Суханова и др.) — работы о роли и сущности физического образования, описывающие его… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
    • 1. 1. Методологические предпосылки и понятийный аппарат исследования
    • 1. 2. Современное состояние и актуальные проблемы физического образования в классическом вузе
    • 1. 3. Роль моделирования сложных физических процессов в формировании профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
    • 2. 1. Разработка модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
    • 2. 2. Проектирование дидактических условий формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
    • 2. 3. Критерии и уровни сформированности профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Цели и задачи экспериментального исследования
    • 3. 2. Диагностические методики изучения процесса формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
    • 3. 3. Результаты проверки эффективности модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
  • Выводы по третьей главе

Формирование профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время прослеживается стремительно усиливающаяся тенденция к интеграции пауки и образования при подготовке специалистов. Интеграция науки и образования в классическом университете позволяет осуществлять подготовку специалистов па основе реальных научных исследований и па самой современной экспериментальной базе.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006;2010 годы определено, что обеспечение устойчивого экономического роста страны зависит от образования. Федеральная целевая программа развития образования ставит основную стратегическую цель, связанную с обеспечением условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном обучении и воспитании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и её содержания, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ.

В сложившейся ситуации повысились требования к качеству подготовки выпускников физических факультетов классических университетов. Глобальные перемены в социальной, культурной и других сферах жизни, новые типы задач и проблем, встающих перед обществом, привели к изменению способов мышления, другому миропониманию, иному отношению к деятельности по преобразованию общественной жизни. Особую значимость при этом приобретает актуальность формирования аналитического мышления как основного вида психической деятельности будущего физика. Именно аналитические умения позволяют разрешать трудности профессиональной деятельности и находить оптимальные решения.

Формирование у студентов умений анализировать, систематизировать информацию и логически мыслить является основной задачей физического образования в классическом университете. Это, прежде всего, понимание роли эксперимента в физикеумение делать выводы из сопоставления теории и экспериментаумение выделить главное, существенноеотвлечение от несущественногопонимание роли идеализации в физике.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что если теоретическим аспектам формирования аналитических умений в современной науке посвящено ряд исследований, то прикладных исследований, посвященных данной проблеме, явно недостаточно, особенно исследованию проблемы формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов в процессе обучения. В связи с этим на сегодня необходим поиск новых моделей, педагогических условий и методик рассматриваемого процесса.

Таким образом, обозначились следующие противоречия между:

— быстро меняющимися требованиями общества к развитию конкурентоспособного специалиста в области физики и сохраняющимися подходами в высшей школе, не обеспечивающими в должной мере эффективного формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов в процессе их профессиональной подготовки;

— насущной потребностью классических университетов в формировании профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов и отсутствием в полной мере разработанности различных моделей данного процесса в педагогической науке;

— стремлением решить проблему формирования профессиональных аналитических умений у студентов и недостаточной разработанностью дидактических условий, способствующих формированию профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов.

Эти противоречия определили проблему исследования: разработка модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов и определение дидактических условий их формирования.

Это позволило определить тему исследования: «Формирование профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов».

Цель исследования: разработать и проверить па практике модель формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов физических факультетов классических университетов.

Предмет исследования: процесс формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов.

В основе диссертационного исследования лежит гипотеза, состоящая в предположении о том, что формирование профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов будет успешно протекать, если:

1) будет разработана и внедрена в практику модель формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов, состоящая из целевого, содержательного, процессуального, результативного компонентов;

2) в рамках данной модели будет реализован следующий комплекс дидактических условий, включающий в себя:

— поэтапность формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов;

— осуществление межпредметных связей и интеграцию содержания и ь технологий общеобразовательных и специальных учебных курсов;

— дифференциацию содержания заданий по моделированию сложных физических процессов по уровням сформированпости профессиональных аналитических умений (низкий, средний, высокий) у студентов физических факультетов классических университетов.

Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы в педагогической науке и практике классических университетов, уточнив понятие и структуру профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов.

2. Определить роль моделирования сложных физических процессов в формировании профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов;

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов;

4. В рамках разработанной модели выявить и экспериментально проверить комплекс дидактических условий её эффективного формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов.

Методологические основы исследования составляют основные положения системного (А.В. Аверьянов, П. К. Анохин, В. 11. Беспалько, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, Б. Ф. Ломов, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков и др.), личностно ориентированного (Н.А. Алексеев, В. В. Давыдов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) и субъектно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.) подходов.

Теоретическую основу исследования составляют результаты психолого-педагогических исследований в * области теории развития мышления (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Н. Ф. Талызина и др.) — исследования по проблемам физического образования в высшей школе (О.Н. Голубевой, А. И. Наумова, А. Д. Суханова и др.) — работы о роли и сущности физического образования, описывающие его современные задачи и содержание, работы по вопросам гуманизации, индивидуализации обучения физике, развитию профессиональных умений в процессе обучения физике (Г. А. Бордовский, С. Н. Богомолов, О. Н. Голубева, В. А. Данильчук, Л. А. Иванова, С. Е. Каменецкий, Г. Р. Кару, И .Я. Ланина, Ф. П. Кесаманлы, Р. И. Малафеев, А. Е. Марон, И. И. Нурминский, Н. С. Пурышева, В. Г Разумовский, А. Д. Суханов, А. В. Усова, Л. С. Хижнякова и др.) — результаты исследований по использованию современного учебного физического эксперимента в обучении студентов физике (В.А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин, В. В. Майер, А. А. Пинский, А. А. Червова, Н. Я. Молотков, Н. М. Шахмаев и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач необходимо использовать комплекс методов: теоретических — анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия и моделирование, анализ педагогического опыта, причинно-следственный анализ полученных эмпирических данных, ретроспективный анализ собственной деятельностиэмпирических — опытно-экспериментальпая работа, изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, экспертная оценка.

Базой исследования является физический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Научная новизна исследования состоит в том, что: — дано авторское определение понятия «профессиональные аналитические умения физика»;

— определена структура профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов;

— разработана и реализована в практических условиях модель формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов;

— как компонент модели выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс дидактических условий её эффективного развития;

— выявлены критерии определения уровней сформированности профессиональных аналитических умений.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— дано теоретическое обоснование необходимости формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетовуточнены в контексте данного исследования научное представление о понятиях «мышление», «умение» и их взаимосвязьисследован процесс формирования профессиональных аналитических умений в ходе обучения;

— с учетом структуры аналитических умений разработан и актуализирован понятийный аппарат, характеризующий «профессиональные аналитические умения физика», раскрыто его содержание;

— на основе системного подхода исследованы качественные и количественные характеристики профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов, определены место и роль компьютерного моделирования сложных физических процессов.

Практическая значимость состоит:

— в практическом использования модели формирования профессиональных аналитических умений в ходе учебной и научно-исследовательской деятельности студентов физиков классических университетов по моделированию сложных физических процессов;

— в разработке и внедрении в учебный процесс заданий разных уровней сложности по моделированию сложных физических процессов, направленных на формирование разных уровней профессиональных аналитических умений;

— в повышении эффективности формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов как результата реализации соответствующей модели.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Авторское определение понятия профессиональные аналитические умения физика — это умения самостоятельного проведения анализа физических процессов, категоризации и сравнения этих процессов, выявлять причину физических процессов и определять следствие, устанавливать связи различного характера, делать выводы и обобщения, аргументировать свои утверждения, моделировать сложные физические процессы.

2. Модель формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов, состоящая из целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного компонентов.

3. Дидактические условия, способствующие эффективному формированию профессиональных аналитических умений:

— поэтапность формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов;

— осуществление межпредметных связей и интеграция содержания и технологий общеобразовательных и специальных учебных курсов- - дифференциация содержания заданий по моделированию сложных физических процессов по уровням сформированности профессиональных аналитических умений (низкий, средний, высокий) у студентов физических.

J.U факультетов классических университетов.

Этапы исследования. Теоретико-методологические основы и поставленные задачи определили ход опытно-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа в течение 2005;2009 годов.

На первом этапе (2005;2006 гг.) состоял в обосновании актуальности выбранной проблемы, определении цели, задач, объекта, предмета, формулировки гипотезы исследования, определении общей методологии, теоретической основы и методов исследования.

Осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов, проводилось исследование основных понятий проблемы. Были изучены различные методологические подходы к формированию профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов, проводился анализ учебных планов, программ по исследуемой проблеме • с целыо изучения состояния ее развития в теории и практике работы физических факультетов классических университетов, проводились отдельные этапы эксперимента.

На втором этапе (2006;2007 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетовбыл выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс дидактических условий эффективного развития модели, продолжалось изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, уточнялись некоторые теоретико-методологические положения, составляющие основу диссертационного исследования. Уточнялась и корректировалась программа исследования, обобщались полученные результаты, проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2007;2009 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялся критериально-оценочиый комплекс, осуществлялся анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, формировались основные выводы.

Достоверность и обоснованность сформулированных в диссертации выводов обеспечивается:

— использованием методологических подходов и методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования;

— логикой программы исследования;

— способами, методами получения эмпирических данных, представляющих существенные признаки, свойства изучаемых объектов;

— многосторонним качественным и количественным анализом имеющегося и полученного фактического материала.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на конференциях и семинарах: VII Всероссийской научнопрактической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития образования и производства» г. Н. Новгород, ВГИПУ, 2006 г.) — Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста (г. Н. Новгород, ННГЛУ, 2008 г.);

Межрегиональной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные аспекты личностного и профессионального развития» (г. Омск,.

2008 г.) — IX Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (г. Н. Новгород, ВГИПУ,.

2008 г.) — III Международная научно-практическая конференция.

Инфокоммуникационные технологии в науке, производстве и образовании".

12 г. Ставрополь, СевКавГТУ, 2008 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (г. Пенза, 2008 г.) — II Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Научное педагогическое наследие А. П. Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России» (г.Н.Новгород, ВГИПУ, 2008 г.) — Международная научно-практическая конференция «Современные информационные компьютерные технологии mcIT-2008» (Беларусь, г. Гродно, 2008 г.) — Межвузовской научно-методической конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (г. Шуя, 2008, 2009 гг.).

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. Разработанная модель формирования профессиональных аналитических у умений студентов физических факультетов классических университетов подтверждается положительной «динамикой повышения уровня сформированности профессиональных аналитических умений.

2. Экспериментальная проверка модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов подтвердила её эффективность: увеличился уровень сформированности профессиональных аналитических умений в соответствии с увеличением коэффициента полноты выполнения проверочных заданий.

3. По рассчитанным статистическим критериям мы доказали, что начальные (до начала эксперимента) состояния экспериментальной и контрольной групп не различаются, а по окончанию экспериментаразличаются, т. е. эффект изменения обусловлен применением модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов.

4. Экспериментальная проверка модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов также подтвердила её эффективность: увеличился уровень сформированности профессиональных аналитических умений (низкий, средний, высокий) на мотивационном, интеграционном и рефлексивном этапах.

Всё вышесказанное позволяет утверждать, что выдвинутые нами гипотезы подтверждены, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполнен анализ современного состояния проблемы формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов, приводится обоснование методологических подходов и теоретических положений, составляющих концептуальную основу исследования и объясняющих его структуру и логику.

Дано авторское определение понятия профессиональные аналитические умения физика — это умения самостоятельного проведения анализа физических процессов, категоризации и сравнения этих процессов, выявлять причину физических процессов и определять следствие, устанавливать связи различного характера, делать выводы и обобщения, аргументировать свои утверждения, моделировать сложные физические процессы.

Разработана модель формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов. Под моделью формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов мы понимаем модель, состоящую из целевого, содержательного, процессуального, результативного компонентов.

Выявлены дидактические условия формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов:

— поэтапность формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов;

— осуществление межпредметпых связей и интеграцию содержания и технологий общеобразовательных и специальных учебных курсов;

— дифференциацию содержания заданий по моделированию сложных физических процессов по уровням сформироваиности профессиональных аналитических умений (низкий, средний, высокий) у студентов физических факультетов классических университетов.

Экспериментальная проверка модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов подтвердила её эффективность: увеличился уровень сформированности профессиональных аналитических умений в соответствии с увеличением коэффициента полноты выполнения проверочных заданий.

По рассчитанным статистическим критериям мы доказали, что начальные (до начала эксперимента) состояния экспериментальной и контрольной групп не различаются, а по окончанию экспериментаразличаются, т. е. эффект изменения обусловлен применением модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов.

Экспериментальная проверка модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов также подтвердила её эффективность: увеличился уровень сформированности профессиональных аналитических умений (низкий, средний, высокий) на мотивационном, интеграционном и рефлексивном этапах.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основание считать, что гипотеза и задачи исследования решены, поставленная цель достигнута, а результаты внедрения позволяют утверждать, что исследование имеет реальную научную, теоретическую и практическую ценность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. , Х.Ю. Природа интеллекта / Х. Ю. Айзенко // Битва за разум. М.: ЭКСМО-Пресс. — 2002. — 347 с.
  3. , М.К. Интеллект как динамический компонент в развитии способностей / М. К. Акимова // Автореферат диссертации доктора психологических наук. М., 1999 — 44 с.
  4. , Л.А., Логинова, С.В. Полнопрофильный анализ рентгенограммы окисла Та205 / Л. А. Алешина, С. В. Логинова // Кристаллография. 2002. — Т. 47. — № 3. — С. 460−464.
  5. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский // Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
  6. , А.Г. Личность: Психологическая стратегия воспитания / А. Г. Асмолов // Новое педагогическое мышление / Под ред.
  7. A.В. Петровского. М.: Педагогика, — 1989.-368 с.
  8. , В.Ю. Проектирование педтехнологий /
  9. B.Ю. Афанасьев // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 149 — 151.
  10. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М: Педагогика, 1989. — 558 с.
  11. , Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М., 1990. — 183 с.
  12. , К.Б. Моделирование как категория теории познания / К. Б. Батороев «Философские науки», 1967, № 2.
  13. , С.Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. М.: АПО, 1997.-255с.
  14. , А.А., Кондратьев, А.С, Ходанович, А. И. Компьютерноемоделирование в примерах и задачах / А. А. Белоусов, А. С. Каидратьев, А. И. Ходанович // Под ред. А. С. Кондратьева. СПб.: Изд-во СПИКиТ, 1997. -123 с.
  15. , А.П. Интегративно модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева // Ин-т профтехобразования РАО. СПб.: Радом, 1997.-227с.
  16. , А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А. П. Беляева // Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. -480с.
  17. , М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 23−26.
  18. , М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования / М. Н. Берелава // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 21−22.
  19. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Просвещение, 1989. — 217с.
  20. , И.В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448с.
  21. , П.П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. М.: Просвещение, 1964. — 235 с.
  22. , Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 317 с.
  23. , Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения / Д-Н. Богоявленский // Вопросы педагогики. 1962. — № 4. — С. 74 — 82.
  24. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М: БРЭ, СПб.: Норинт, 1999. 1456 с.
  25. , Е.В., Кульпевич, С.В. ГХарадигмальный подход / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. 2004., № 10, — С. 30.
  26. , В.А., Панина, И.Я., Леонова, Н.В. Инновационные133технологии при обучении физике студентов педвузов / В. А. Бордовский, И. Я. Панина, Н. В. Леонова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -266 с.
  27. , А.А. Моделирование как метод познания / А. А. Братко, П. П. Волков, А. Н. Кочергин. М.: Мысль, 1969. — 384 с.
  28. , А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности / А. В. Брушлинский // Вопр. Психологии, 1982. № 2. — С. 28−40.
  29. , А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / А. В. Брушлинский. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. — 407 с.
  30. , К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства / К. Я. Вазина.- Челябинск, 1997. 240 с.
  31. , А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий // Метод, пособие. М.: Высш. школа, 1991.-207 с.
  32. , А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / А. Вербицкий // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 135 -137.
  33. , М. Продуктивное мышление / М. Вертмейгер // Пер. с англ. / Общ. ред. СВ. Горбова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  34. Вопросы конструирования содержания общего среднего образования Сборник научных трудов под ред. В. В. Краевского М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980.-122 с.
  35. , JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-352 с.
  36. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии М.: Наука, 1966. — С. 236 — 277.
  37. , Ю.А. Гомоморфизм и модели: Логико-алгебраические аспекты моделирования / Ю. А. Гастаев .- М: Наука, 1975. 150 с.
  38. , Н.Ф. Пути повышения престижа рабочих профессий / Н. Ф. Гейжан -М.: Высш. шк., 1991. 91 с.
  39. , Д.Ж. Структурная модель интеллекта / Д. Ж. Гилфорд. — М.: 1965.- 115 с.
  40. , Б.А., Грязнов, Б.С., Дыпии, Б.С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е. П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965.-248 с.
  41. , Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы: Книга для учителя / Г. М. Голин // М.: Просвещение, 1987. 127 с.
  42. , И.В. Индивидуализация обучения физике на основе результатов дифференциальной психологии / И. В. Гребнев // Материалы научно-практ. межвуз. конф. Сев.-Зап. Отделения РАО. СПб.: Образование, 1996.-С. 40−41.
  43. , X., Тоболчник, Я. Компьютерное моделирование в физике / X. Гулд, Я Тоболчник. М.: Мир, 1990.-349 с.
  44. , Г. С. Организационно-педагогические основы взаимосвязи общего и профессионального образования в среднихпрофтехучилищах: Авто-реф. дис.. д-ра пед. наук / Г. С. Гуторов // НИИ труд, обучения и проф. ориентации АПН СССР М., 1998. — 36 с.
  45. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: ОПЦ «Интор», 1996. -541с.
  46. , М.А., Малинин, В. Методологические основы построения педагогической теории / М. А. Данилов, В. Малинин. Сов. педагогика. — 1972. — № 2.
  47. , В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе / В. И. Данилъчук. Волгоград: Перемена, 1996. — 185 с.
  48. , Т. И. Методика использования моделирования в системе научения физике / Т. И. Демидова. Самара, 2000.
  49. Дик, Ю.И., Пинский, А.А., Усанов, В. В. Интеграция учебных предметов / Ю. И. Дик, А. А. Пинский, В. В. Усанов // Советская педагогика.-1987.-№ 9. С.42−47.
  50. , К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления / К. Дункер / Пер. А. И. Назарова // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.-С. 21−85.
  51. , B.C. К вопросу о формировании логического мышления у младших школьников / B.C. Егорина // Актуальные проблемы обучения и воспитания: Тез. докл. VI научно-практической конференции. Брянск: БГПУ, 1999. — С. 19−20.
  52. , JI.B., Редько, А.З. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения истории. / Л. В. Ефремов, А. З. Редько М.: АПН РСФСР, 1958, — 176 с.
  53. , М.А. Современные методы обучения / М. А. Жиделев. -М.: Высш. шк, 1985.-72 с.
  54. , Б.В. Мотивы мышления / Б. В. Зейгарник //
  55. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред.136
  56. O.K. Тихомирова. M.: Моск. Ун-т, 1979.-С. 34−38.
  57. , В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1978. -№ 10.
  58. Закон Российской Федерации «Об образовании» М.: ИНФРА-М, 2001.-52 с.
  59. , JI.B. О предмете и методах дидактических исследований / Л. В. Занков. М.: АПН РСФСР, 1962. — 148 с.
  60. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во. Уральский гос. проф.-пед. ун-та, 2001.-51 с.
  61. , В.М., Митин, В.В. Моделирование кинетических явлений в полупроводниках. Метод Монте-Карло /В.М. Иващенко, В. В. Митин. Киев: Наукова думка, 1990 -192 с.
  62. , Б.М., Шамало, Т.Н., Чикова, О. А. Дистанционное обучение учителей технологии и предпринимательства / Б. М. Игошев, Т. Н. Шамало, О. А. Чикова // Педагогическая информатика -2003. № 2
  63. , Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия: Хрестоматия по возрастной психологии / Л. Б. Ительсон. М.: Педагогика, 1994. — 364 с.
  64. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развитие образования / Е.Н. Кабанова-Меллер .- М., 1981.
  65. , Ю.В. Развитие мышления учащихся основной школы в процессе информационной деятельности при обучении физике / Ю. В. Казакова // Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2009. — 240 с.
  66. , КН. Новые технологии обучения на ФПКП: теория, опыт, проблемы / К. Н. Катханов. М., 1991.
  67. , К.Н. Педагогические основы производительного труда / К. Н. Катханов. М.: Высш. шк., 1987. — 358 с.
  68. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках /М.В. Кларин. М., 1994. — 294 с.
  69. , А.Н. Жизнь и мышление с точки зрения кибернетики / А. Н. Колмогоров // Доклады на теоретической конференции философских семинаров научных учреждений АН СССР, М., 1962. С. 7.
  70. , А.С. Математическое моделирование как необходимое условие модернизации содержания физического образования / А. С. Кандратьев // Современные проблемы обучения физике в школе и вузе. -СПб.: Образование, 2000. С. 5−7.
  71. Кондратьев, А. С, Филиппов, М. Э. Физические задачи и моделирование реальных процессов / А. С. Кондратьев, М. Э. Филлипов // Инновационные аспекты обучения физике в школе и вузе. СПб.: Образование, 1998. — С. 3−7.
  72. , А.Н. Использование оценочных задач для развития теоретического мышления при обучении физике / А. Н. Коржуев // Диссертация на соискание кандидата педагогических наук. МПГУ, 1993.
  73. , Ю.К. Психология практического мышления / Ю.К. Корнилов// Монография. Ярославль, 2000. — 212 с.
  74. , В.В. Методологическая рефлексия / В. В. Краевский // Сов. педагогика, 1989.-№ 2.-С. 79−86.
  75. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1986.-С. 153.
  76. , Н.Е. Пути интенсификации профессиональногоформирования основных систем понятий и умений при обучении химии /138
  77. Н.Е. Кузнецова // Проблемное обучение химии в социалистических странах. -1987.
  78. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1980. — 216 с.
  79. , Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина, — Л.: ЛГУ, 1967.-183 с.
  80. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1989.- 67 с.
  81. , Н.В., Кухарев, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Томск, 1976. — 315 с.
  82. , Л.И. Формирование проектировочных умений специалистов строительного профиля / Л. И. Кутепова // Монография. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. — 84 с.
  83. , А.Н. Генезис человеческой речи и мышления / А. Н. Леонтьев // Психолог. Журнал. М.: Наука, 1988. — Т. 9. — № 4. — С. 139 — 151.
  84. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл. Издательский центр Академия, — 2004. — 352 с.
  85. , А.Н. Мышление / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии, 1964. № 4. — С. 85 -95.
  86. , И .Я. Дидактические основы формирования основы познавательной активности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин / И. Я. Лернер // Дис. докт. пед. наук. — М., 1971.- 406 с.
  87. , Р.Б. Моделирование сложных физических процессов при обучении студентов-физиков в классическом университете. Текст. / Р. Б. Локшин // Журнал «Наука и школа» М.: МПГУ, 2008. — № 5. — С. 49−50.
  88. , Р.Б. О применении современных информационныхтехнологий в образовательном процессе. Текст. / Р. Б. Локшин // Актуальныевопросы развития образования и производства: Сборник трудов VII139
  89. Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. — Т.2. -С.44−45.
  90. , Р.Б. Использование информационных технологий при моделировании сложных физических процессов. Текст. / Р. Б. Локшин // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы:
  91. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пенза: 2008.— Т.1. — С.215−216.
  92. , Р.Б. Роль моделирования сложных физических процессов в формировании аналитических умений студентов физическихфакультетов классического университета. / Р. Б. Локшин // Журнал «Школа будущего». М.: МПГУ, 3, 2009, — С.40−45.
  93. , Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человек / Б. Ф. Ломов // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — С. 129 156.
  94. , В. Н. Проблема стандартизации оценки результатов образовательных стандартов / В. Н. Максимова // Образовательные стандарты: Материалы Международного семинара / С-Петербург: Изд во «Образование», 1995, 167 с.
  95. , В.Н. Актуальные проблемы дидактики / В. Н. Максимова // Лекции. Л.: ЛГПИ, 1982.-48 с.
  96. , В.Н. Межпредаметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1984.- 143с.
  97. , А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя / А. К. Маркова // Школа и производство. М.: Наука, 1988, № 12. — С.6−9.
  98. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова // Междунар. гуманит. фонд «Знание». М., 1996. — 309 с.
  99. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  100. , A.M. Основные направления исследованиймышления и творчества / A.M. Матюшкин // Психолог. Журнал, 1984. Т. 5. 142l.-C. 9- 17.
  101. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 182 с.
  102. , A.M. Психологические закономерности мышления в проблемном обучении / A.M. Матюшкин // Советская педагогика, 1969. № 9.-С. 51−53.
  103. , A.M. Психология мышления / A.M. Матюшкин. М.: Просвещение, 1977. — 210 с.
  104. , М.И. Современный урок / М. И. Махмутов // 2-е изд. -М.: Педагогика, 1985.-184 с.
  105. , М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации / М. И. Махмутов // АПН СССР. -М., 1983.-64с.
  106. , А.И. Моделирование эксперимента. / А. И. Мелъкер. -М.: Знание. Серия «Физика», 1991. -№ 10.-64 с.
  107. , Н.А. Мышление в процессе обучения / Н. А. Менчинская // Исследования мышления в советской психологии / Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1966.-С. 349−387.
  108. , Н.А. О концепции формирования умственных действий / Н. А. Менчинская // Вопр. психологии. I960. — № 1. — С. 157−164.
  109. , Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
  110. , В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. М.: Высш. школа, 1987. — 200 с.
  111. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 387 с.
  112. , А.А. Инновации в образовании / А. А. Наин. Челябинск, 1995.-228 с.
  113. , А.А. Исследование учебной деятельности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин / А. А. Наин // Учебно-методическое пособие. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 59 с.
  114. , А.А. Общенаучные понятия в педагогике / А. А. Наин // Педагогика. -1992.-№ 7−8.-С.15−19.
  115. Национальная доктрина образования в РФ. Учительская газета. № 42. 19 октября 1999 г. С. 12.
  116. , JT.A. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / J1.A. Некашина, JI.T. Симушина. М.: 1989. — 147 с.
  117. , Р.С. Психология. Словарь-справочник / Р. С. Немов // В 2 т. М.: Издательство Владос — Пресс, 2003. — 352 с.
  118. , И.Б. Моделирование и его роль в естествознании и технике / И. Б. Новик // В кн. «Диалектика в науках о неживой природе». М, «Мысль», 1964.
  119. , В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высш. Шк, 1990.-382 с.
  120. , А.В., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский // Избранные психологические труды. М.: Просвещение. — 1969. — 659 с.
  121. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение. — 1969. — 659 с.
  122. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986 .-254 с.
  123. , Е.Н., Малафеев, Р.И. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения физике / Е. Н. Полякова, Р. И. Малафеев // Сборник научных трудов. Кург. гос. ун-т. 1998. -.С. 47 — 51.
  124. , В.А. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования / В. А. Попков. М.: МГУ, 2001. — 166 с.
  125. Д.Ж. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы / Д. Ж. Равен. М.: Когито-центр, 1999, — 144 с.
  126. , И.П. НОТ учителя. 2-е изд. / И. П. Раченко. — М.: Просвещение, 1989. -238с.
  127. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред.
  128. B.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 е.- 1999.-Т.2.-702 с.
  129. , C.JI. О мышлении и путях его исследования /
  130. C.JI. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1958. — 198 с.
  131. , C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. / C.JI. Рубинштейн. М, 1989.
  132. , Ю.А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарии. М.: АПН РСФСР, 1962. -504 с.
  133. В.В. Мышление в личностном развитии субъекта / В. В. Селиванов. М.: Смоленск: СГУ, 2000. — 292 с.
  134. , М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  135. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  136. , В.М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов (общедидактический аспект) / В. М. Соколов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. С-Петербург: С-ПГУ, 1997. — 36 с.
  137. , A.M. К вопросу об управлении решением познавательных задач / A.M. Сохор // Вопросы педагогики высшей школы и частных методик. Вып. 3. Уфа, 1979. — С. 68−76.
  138. , Г. П. Подготовка учащихся к практическойдеятельности при обучении физике. Пособие для учителя / Г. Г1. Стефанова. 145
  139. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. — 184 с.
  140. , С. А. Теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретические и практические аспекты / С. А. Суровикина // Монография. — Омск: ОМГТУ, 2006, 238 с.
  141. , Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельности человека. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. -256 с.
  142. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  143. , Н.Ф., Карпов, Ю.В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов. М.: МГУ, 1987.-63 с.
  144. .М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Наука, 2004. — 444 с.
  145. , Л.Г. Информационно-семантическая модель обучения / Л. Г. Турбович. М.: Изд-во МГУ, 1970 — 192 с.
  146. , А.В. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметпых связей / А. В. Усова // В кн.: Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. М.: 1980. -С. 40−53.
  147. , А.В. Эволюция теории формирования научных понятий / А. В. Усова // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 30−34.
  148. , А.В., Бобров, А.А. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. В. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  149. , А.П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике / А. П. Усольцев. Екатеринбург, 2007. — 20 с.
  150. , О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения / О. Ф. Федорова .М.: Высш. шк., 1970.-301 с.
  151. , О.Ф., Мартынова В. А. Дидактическая система профессионально-технической подготовки / О. Ф. Федорова, В. А. Мартынова // Сов. педагогика. 1985. — № 11.-С. 55−59.
  152. , JI.M. Психопедагогика общего образования / JI.M. Фридман. -М.: Институт практической психологии, 1997. 286 с.
  153. , Л.М. Методы и приемы обучения: Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1991. — 173 с.
  154. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. М.: Барс, 1997. — 392 с.
  155. , А.В. Дидактические основы эвристического обучения / А. В. Хуторской // Автореферат диссертации на соискание доктора педагогических наук. -М., 1998.-37с.
  156. , А.В. Современная дидактика / А. В. Хуторской М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
  157. , А.А., Кулёва, Л.В. Компьютерное моделирование как средство развития профессиональных качеств специалистов экономико-управленческого профиля / А. А. Червова, Л. В. Кулева // Монография. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. — 128 с.
  158. Е.В. Кристаллография. Лабораторный практикум / Под ред. Е. В. Чупрунова. М.: ФМ, 2005. 412с.
  159. В.Д. Введение в психологию: способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2002, 160 с.
  160. , Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы (по предметам естественно-математического цикла) / Т. И. Шамова. М. 1976. — 55 с.
  161. , А.Е. Обучение рабочих широкого профиля / А. Е. Шильникова. М.: Высш.шк., 1972.-150 с.
  162. , В.А. Моделирование и познание / В. А. Штофф. Минск: Наука и техника, 1974. -211 с.
  163. , Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. М.: Наследие MMIC, 2005. — 800 с.
  164. , Р.Н. Ценностные ориентации физического образования / Р. Н. Щербаков // Педагогика.- 2000.-№ 8.-С.23−26.
  165. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971.-240 с.
  166. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин М.- Воронеж, 1995. — 416 с.
  167. , П.М. Методика упражнений по математике / П. М. Эрдниев. М.: Просвещение, 1970. — 319 с.
  168. , А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. М., 1982. — 223 с.
  169. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-392 с.
  170. , П. А. Принципы модульного обучения / П. А. Юцявичене // Сов. педагогика. 1990. — № 1. — С. 55−60.
  171. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995. № 2. — С. 31−42.
  172. Taxonomy of Educational Objectives (Ed. by Bloom B. S. et.al.) /New York, 1967, v. 1 2.
  173. Anderson, L.W. Increasing teacher effectiveness / L.W. Anderson -Paris, 1991. 193 p.
  174. Bellanca J. Keep them thinking: Level 3. A handbook of model lessons. Palatine (III), 1990. — 114 p.
Заполнить форму текущей работой