Формирование профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
Диссертация
Теоретическую основу исследования составляют результаты психолого-педагогических исследований в * области теории развития мышления (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Н. Ф. Талызина и др.) — исследования по проблемам физического образования в высшей школе (О.Н. Голубевой, А. И. Наумова, А. Д. Суханова и др.) — работы о роли и сущности физического образования, описывающие его… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
- 1. 1. Методологические предпосылки и понятийный аппарат исследования
- 1. 2. Современное состояние и актуальные проблемы физического образования в классическом вузе
- 1. 3. Роль моделирования сложных физических процессов в формировании профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
- 2. 1. Разработка модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
- 2. 2. Проектирование дидактических условий формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
- 2. 3. Критерии и уровни сформированности профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- 3. 1. Цели и задачи экспериментального исследования
- 3. 2. Диагностические методики изучения процесса формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
- 3. 3. Результаты проверки эффективности модели формирования профессиональных аналитических умений у студентов физических факультетов классических университетов
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М: Мысль, 1991. — 299 с.
- Айзенко, Х.Ю. Природа интеллекта / Х. Ю. Айзенко // Битва за разум. М.: ЭКСМО-Пресс. — 2002. — 347 с.
- Акимова, М.К. Интеллект как динамический компонент в развитии способностей / М. К. Акимова // Автореферат диссертации доктора психологических наук. М., 1999 — 44 с.
- Алешина, Л.А., Логинова, С.В. Полнопрофильный анализ рентгенограммы окисла Та205 / Л. А. Алешина, С. В. Логинова // Кристаллография. 2002. — Т. 47. — № 3. — С. 460−464.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский // Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
- Асмолов, А.Г. Личность: Психологическая стратегия воспитания / А. Г. Асмолов // Новое педагогическое мышление / Под ред.
- A.В. Петровского. М.: Педагогика, — 1989.-368 с.
- Афанасьев, В.Ю. Проектирование педтехнологий /
- B.Ю. Афанасьев // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 149 — 151.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М: Педагогика, 1989. — 558 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М., 1990. — 183 с.
- Батороев, К.Б. Моделирование как категория теории познания / К. Б. Батороев «Философские науки», 1967, № 2.
- Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. М.: АПО, 1997.-255с.
- Белоусов, А.А., Кондратьев, А.С, Ходанович, А. И. Компьютерноемоделирование в примерах и задачах / А. А. Белоусов, А. С. Каидратьев, А. И. Ходанович // Под ред. А. С. Кондратьева. СПб.: Изд-во СПИКиТ, 1997. -123 с.
- Беляева, А.П. Интегративно модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева // Ин-т профтехобразования РАО. СПб.: Радом, 1997.-227с.
- Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А. П. Беляева // Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. -480с.
- Берулава, М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 23−26.
- Берулава, М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования / М. Н. Берелава // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 21−22.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Просвещение, 1989. — 217с.
- Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448с.
- Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. М.: Просвещение, 1964. — 235 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 317 с.
- Богоявленский, Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения / Д-Н. Богоявленский // Вопросы педагогики. 1962. — № 4. — С. 74 — 82.
- Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М: БРЭ, СПб.: Норинт, 1999. 1456 с.
- Бондаревская, Е.В., Кульпевич, С.В. ГХарадигмальный подход / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. 2004., № 10, — С. 30.
- Бордовский, В.А., Панина, И.Я., Леонова, Н.В. Инновационные133технологии при обучении физике студентов педвузов / В. А. Бордовский, И. Я. Панина, Н. В. Леонова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -266 с.
- Братко, А.А. Моделирование как метод познания / А. А. Братко, П. П. Волков, А. Н. Кочергин. М.: Мысль, 1969. — 384 с.
- Брушлинский, А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности / А. В. Брушлинский // Вопр. Психологии, 1982. № 2. — С. 28−40.
- Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / А. В. Брушлинский. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. — 407 с.
- Вазина, К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства / К. Я. Вазина.- Челябинск, 1997. 240 с.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий // Метод, пособие. М.: Высш. школа, 1991.-207 с.
- Вербицкий, А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / А. Вербицкий // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 135 -137.
- Вертмейгер, М. Продуктивное мышление / М. Вертмейгер // Пер. с англ. / Общ. ред. СВ. Горбова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
- Вопросы конструирования содержания общего среднего образования Сборник научных трудов под ред. В. В. Краевского М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980.-122 с.
- Выготский, JI.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-352 с.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии М.: Наука, 1966. — С. 236 — 277.
- Гастев, Ю.А. Гомоморфизм и модели: Логико-алгебраические аспекты моделирования / Ю. А. Гастаев .- М: Наука, 1975. 150 с.
- Гейжан, Н.Ф. Пути повышения престижа рабочих профессий / Н. Ф. Гейжан -М.: Высш. шк., 1991. 91 с.
- Гилфорд, Д.Ж. Структурная модель интеллекта / Д. Ж. Гилфорд. — М.: 1965.- 115 с.
- Глинский, Б.А., Грязнов, Б.С., Дыпии, Б.С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е. П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965.-248 с.
- Голин, Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы: Книга для учителя / Г. М. Голин // М.: Просвещение, 1987. 127 с.
- Гребенев, И.В. Индивидуализация обучения физике на основе результатов дифференциальной психологии / И. В. Гребнев // Материалы научно-практ. межвуз. конф. Сев.-Зап. Отделения РАО. СПб.: Образование, 1996.-С. 40−41.
- Гулд, X., Тоболчник, Я. Компьютерное моделирование в физике / X. Гулд, Я Тоболчник. М.: Мир, 1990.-349 с.
- Гуторов, Г. С. Организационно-педагогические основы взаимосвязи общего и профессионального образования в среднихпрофтехучилищах: Авто-реф. дис.. д-ра пед. наук / Г. С. Гуторов // НИИ труд, обучения и проф. ориентации АПН СССР М., 1998. — 36 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: ОПЦ «Интор», 1996. -541с.
- Данилов, М.А., Малинин, В. Методологические основы построения педагогической теории / М. А. Данилов, В. Малинин. Сов. педагогика. — 1972. — № 2.
- Данилъчук, В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе / В. И. Данилъчук. Волгоград: Перемена, 1996. — 185 с.
- Демидова, Т. И. Методика использования моделирования в системе научения физике / Т. И. Демидова. Самара, 2000.
- Дик, Ю.И., Пинский, А.А., Усанов, В. В. Интеграция учебных предметов / Ю. И. Дик, А. А. Пинский, В. В. Усанов // Советская педагогика.-1987.-№ 9. С.42−47.
- Дункер, К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления / К. Дункер / Пер. А. И. Назарова // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.-С. 21−85.
- Егорина, B.C. К вопросу о формировании логического мышления у младших школьников / B.C. Егорина // Актуальные проблемы обучения и воспитания: Тез. докл. VI научно-практической конференции. Брянск: БГПУ, 1999. — С. 19−20.
- Ефремов, JI.B., Редько, А.З. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения истории. / Л. В. Ефремов, А. З. Редько М.: АПН РСФСР, 1958, — 176 с.
- Жиделев, М.А. Современные методы обучения / М. А. Жиделев. -М.: Высш. шк, 1985.-72 с.
- Зейгарник, Б.В. Мотивы мышления / Б. В. Зейгарник //
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред.136
- O.K. Тихомирова. M.: Моск. Ун-т, 1979.-С. 34−38.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1978. -№ 10.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» М.: ИНФРА-М, 2001.-52 с.
- Занков, JI.B. О предмете и методах дидактических исследований / Л. В. Занков. М.: АПН РСФСР, 1962. — 148 с.
- Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во. Уральский гос. проф.-пед. ун-та, 2001.-51 с.
- Иващенко, В.М., Митин, В.В. Моделирование кинетических явлений в полупроводниках. Метод Монте-Карло /В.М. Иващенко, В. В. Митин. Киев: Наукова думка, 1990 -192 с.
- Игошев, Б.М., Шамало, Т.Н., Чикова, О. А. Дистанционное обучение учителей технологии и предпринимательства / Б. М. Игошев, Т. Н. Шамало, О. А. Чикова // Педагогическая информатика -2003. № 2
- Ительсон, Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия: Хрестоматия по возрастной психологии / Л. Б. Ительсон. М.: Педагогика, 1994. — 364 с.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развитие образования / Е.Н. Кабанова-Меллер .- М., 1981.
- Казакова, Ю.В. Развитие мышления учащихся основной школы в процессе информационной деятельности при обучении физике / Ю. В. Казакова // Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2009. — 240 с.
- Катхапов, КН. Новые технологии обучения на ФПКП: теория, опыт, проблемы / К. Н. Катханов. М., 1991.
- Катханов, К.Н. Педагогические основы производительного труда / К. Н. Катханов. М.: Высш. шк., 1987. — 358 с.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках /М.В. Кларин. М., 1994. — 294 с.
- Колмогоров, А.Н. Жизнь и мышление с точки зрения кибернетики / А. Н. Колмогоров // Доклады на теоретической конференции философских семинаров научных учреждений АН СССР, М., 1962. С. 7.
- Кондратьев, А.С. Математическое моделирование как необходимое условие модернизации содержания физического образования / А. С. Кандратьев // Современные проблемы обучения физике в школе и вузе. -СПб.: Образование, 2000. С. 5−7.
- Кондратьев, А. С, Филиппов, М. Э. Физические задачи и моделирование реальных процессов / А. С. Кондратьев, М. Э. Филлипов // Инновационные аспекты обучения физике в школе и вузе. СПб.: Образование, 1998. — С. 3−7.
- Коржуев, А.Н. Использование оценочных задач для развития теоретического мышления при обучении физике / А. Н. Коржуев // Диссертация на соискание кандидата педагогических наук. МПГУ, 1993.
- Корнилов, Ю.К. Психология практического мышления / Ю.К. Корнилов// Монография. Ярославль, 2000. — 212 с.
- Краевский, В.В. Методологическая рефлексия / В. В. Краевский // Сов. педагогика, 1989.-№ 2.-С. 79−86.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1986.-С. 153.
- Кузнецова, Н.Е. Пути интенсификации профессиональногоформирования основных систем понятий и умений при обучении химии /138
- Н.Е. Кузнецова // Проблемное обучение химии в социалистических странах. -1987.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1980. — 216 с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина, — Л.: ЛГУ, 1967.-183 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1989.- 67 с.
- Кузьмина, Н.В., Кухарев, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Томск, 1976. — 315 с.
- Кутепова, Л.И. Формирование проектировочных умений специалистов строительного профиля / Л. И. Кутепова // Монография. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. — 84 с.
- Леонтьев, А.Н. Генезис человеческой речи и мышления / А. Н. Леонтьев // Психолог. Журнал. М.: Наука, 1988. — Т. 9. — № 4. — С. 139 — 151.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл. Издательский центр Академия, — 2004. — 352 с.
- Леонтьев, А.Н. Мышление / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии, 1964. № 4. — С. 85 -95.
- Лернер, И .Я. Дидактические основы формирования основы познавательной активности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин / И. Я. Лернер // Дис. докт. пед. наук. — М., 1971.- 406 с.
- Локшин, Р.Б. Моделирование сложных физических процессов при обучении студентов-физиков в классическом университете. Текст. / Р. Б. Локшин // Журнал «Наука и школа» М.: МПГУ, 2008. — № 5. — С. 49−50.
- Локшин, Р.Б. О применении современных информационныхтехнологий в образовательном процессе. Текст. / Р. Б. Локшин // Актуальныевопросы развития образования и производства: Сборник трудов VII139
- Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. — Т.2. -С.44−45.
- Локшин, Р.Б. Использование информационных технологий при моделировании сложных физических процессов. Текст. / Р. Б. Локшин // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы:
- Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пенза: 2008.— Т.1. — С.215−216.
- Локшин, Р.Б. Роль моделирования сложных физических процессов в формировании аналитических умений студентов физическихфакультетов классического университета. / Р. Б. Локшин // Журнал «Школа будущего». М.: МПГУ, 3, 2009, — С.40−45.
- Ломов, Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человек / Б. Ф. Ломов // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — С. 129 156.
- Максимова, В. Н. Проблема стандартизации оценки результатов образовательных стандартов / В. Н. Максимова // Образовательные стандарты: Материалы Международного семинара / С-Петербург: Изд во «Образование», 1995, 167 с.
- Максимова, В.Н. Актуальные проблемы дидактики / В. Н. Максимова // Лекции. Л.: ЛГПИ, 1982.-48 с.
- Максимова, В.Н. Межпредаметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1984.- 143с.
- Маркова, А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя / А. К. Маркова // Школа и производство. М.: Наука, 1988, № 12. — С.6−9.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова // Междунар. гуманит. фонд «Знание». М., 1996. — 309 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
- Матюшкин, A.M. Основные направления исследованиймышления и творчества / A.M. Матюшкин // Психолог. Журнал, 1984. Т. 5. 142l.-C. 9- 17.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 182 с.
- Матюшкин, A.M. Психологические закономерности мышления в проблемном обучении / A.M. Матюшкин // Советская педагогика, 1969. № 9.-С. 51−53.
- Матюшкин, A.M. Психология мышления / A.M. Матюшкин. М.: Просвещение, 1977. — 210 с.
- Махмутов, М.И. Современный урок / М. И. Махмутов // 2-е изд. -М.: Педагогика, 1985.-184 с.
- Махмутов, М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации / М. И. Махмутов // АПН СССР. -М., 1983.-64с.
- Мелъкер, А.И. Моделирование эксперимента. / А. И. Мелъкер. -М.: Знание. Серия «Физика», 1991. -№ 10.-64 с.
- Менчинская, Н.А. Мышление в процессе обучения / Н. А. Менчинская // Исследования мышления в советской психологии / Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1966.-С. 349−387.
- Менчинская, Н.А. О концепции формирования умственных действий / Н. А. Менчинская // Вопр. психологии. I960. — № 1. — С. 157−164.
- Милерян, Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
- Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. М.: Высш. школа, 1987. — 200 с.
- Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 387 с.
- Наин, А.А. Инновации в образовании / А. А. Наин. Челябинск, 1995.-228 с.
- Наин, А.А. Исследование учебной деятельности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин / А. А. Наин // Учебно-методическое пособие. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 59 с.
- Наин, А.А. Общенаучные понятия в педагогике / А. А. Наин // Педагогика. -1992.-№ 7−8.-С.15−19.
- Национальная доктрина образования в РФ. Учительская газета. № 42. 19 октября 1999 г. С. 12.
- Некашина, JT.A. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / J1.A. Некашина, JI.T. Симушина. М.: 1989. — 147 с.
- Немов, Р.С. Психология. Словарь-справочник / Р. С. Немов // В 2 т. М.: Издательство Владос — Пресс, 2003. — 352 с.
- Новик, И.Б. Моделирование и его роль в естествознании и технике / И. Б. Новик // В кн. «Диалектика в науках о неживой природе». М, «Мысль», 1964.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высш. Шк, 1990.-382 с.
- Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский // Избранные психологические труды. М.: Просвещение. — 1969. — 659 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение. — 1969. — 659 с.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986 .-254 с.
- Полякова, Е.Н., Малафеев, Р.И. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения физике / Е. Н. Полякова, Р. И. Малафеев // Сборник научных трудов. Кург. гос. ун-т. 1998. -.С. 47 — 51.
- Попков, В.А. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования / В. А. Попков. М.: МГУ, 2001. — 166 с.
- Равен Д.Ж. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы / Д. Ж. Равен. М.: Когито-центр, 1999, — 144 с.
- Раченко, И.П. НОТ учителя. 2-е изд. / И. П. Раченко. — М.: Просвещение, 1989. -238с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред.
- B.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 е.- 1999.-Т.2.-702 с.
- Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования /
- C.JI. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1958. — 198 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. / C.JI. Рубинштейн. М, 1989.
- Самарин, Ю.А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарии. М.: АПН РСФСР, 1962. -504 с.
- Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта / В. В. Селиванов. М.: Смоленск: СГУ, 2000. — 292 с.
- Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Соколов, В.М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов (общедидактический аспект) / В. М. Соколов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. С-Петербург: С-ПГУ, 1997. — 36 с.
- Сохор, A.M. К вопросу об управлении решением познавательных задач / A.M. Сохор // Вопросы педагогики высшей школы и частных методик. Вып. 3. Уфа, 1979. — С. 68−76.
- Стефанова, Г. П. Подготовка учащихся к практическойдеятельности при обучении физике. Пособие для учителя / Г. Г1. Стефанова. 145
- Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. — 184 с.
- Суровикина, С. А. Теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретические и практические аспекты / С. А. Суровикина // Монография. — Омск: ОМГТУ, 2006, 238 с.
- Талызина, Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельности человека. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. -256 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
- Талызина, Н.Ф., Карпов, Ю.В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов. М.: МГУ, 1987.-63 с.
- Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Наука, 2004. — 444 с.
- Турбович, Л.Г. Информационно-семантическая модель обучения / Л. Г. Турбович. М.: Изд-во МГУ, 1970 — 192 с.
- Усова, А.В. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметпых связей / А. В. Усова // В кн.: Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. М.: 1980. -С. 40−53.
- Усова, А.В. Эволюция теории формирования научных понятий / А. В. Усова // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 30−34.
- Усова, А.В., Бобров, А.А. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. В. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Усольцев, А.П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике / А. П. Усольцев. Екатеринбург, 2007. — 20 с.
- Федорова, О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения / О. Ф. Федорова .М.: Высш. шк., 1970.-301 с.
- Федорова, О.Ф., Мартынова В. А. Дидактическая система профессионально-технической подготовки / О. Ф. Федорова, В. А. Мартынова // Сов. педагогика. 1985. — № 11.-С. 55−59.
- Фридман, JI.M. Психопедагогика общего образования / JI.M. Фридман. -М.: Институт практической психологии, 1997. 286 с.
- Фридман, Л.М. Методы и приемы обучения: Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1991. — 173 с.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. М.: Барс, 1997. — 392 с.
- Хуторской, А.В. Дидактические основы эвристического обучения / А. В. Хуторской // Автореферат диссертации на соискание доктора педагогических наук. -М., 1998.-37с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика / А. В. Хуторской М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
- Червова, А.А., Кулёва, Л.В. Компьютерное моделирование как средство развития профессиональных качеств специалистов экономико-управленческого профиля / А. А. Червова, Л. В. Кулева // Монография. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. — 128 с.
- Чупрунов Е.В. Кристаллография. Лабораторный практикум / Под ред. Е. В. Чупрунова. М.: ФМ, 2005. 412с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2002, 160 с.
- Шамова, Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы (по предметам естественно-математического цикла) / Т. И. Шамова. М. 1976. — 55 с.
- Шильникова, А.Е. Обучение рабочих широкого профиля / А. Е. Шильникова. М.: Высш.шк., 1972.-150 с.
- Штофф, В.А. Моделирование и познание / В. А. Штофф. Минск: Наука и техника, 1974. -211 с.
- Щедровицкий, Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. М.: Наследие MMIC, 2005. — 800 с.
- Щербаков, Р.Н. Ценностные ориентации физического образования / Р. Н. Щербаков // Педагогика.- 2000.-№ 8.-С.23−26.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971.-240 с.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин М.- Воронеж, 1995. — 416 с.
- Эрдниев, П.М. Методика упражнений по математике / П. М. Эрдниев. М.: Просвещение, 1970. — 319 с.
- Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. М., 1982. — 223 с.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-392 с.
- Юцявичене, П. А. Принципы модульного обучения / П. А. Юцявичене // Сов. педагогика. 1990. — № 1. — С. 55−60.
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995. № 2. — С. 31−42.
- Taxonomy of Educational Objectives (Ed. by Bloom B. S. et.al.) /New York, 1967, v. 1 2.
- Anderson, L.W. Increasing teacher effectiveness / L.W. Anderson -Paris, 1991. 193 p.
- Bellanca J. Keep them thinking: Level 3. A handbook of model lessons. Palatine (III), 1990. — 114 p.