Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегическое планирование в системе управления на предприятиях машиностроения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для эффективного функционирования системы стратегического планирования и управления на предприятии важное значение имеет определенная регламентация движения информационных потоков во временном, персональном, количественном и качественном аспектах, что требует современных средств для этого управления этим процессом. Несмотря на наличие систем стратегического планирования на промышленных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования
    • 1. 1. Эволюция становления теории стратегического планирования
    • 1. 2. Методологические подходы к процессу стратегического планирования
  • Глава 2. Исследование системы стратегического планирования и управления на машиностроительных предприятиях
    • 2. 1. Организационно-экономические аспекты развития машиностроения на современном этапе
    • 2. 2. Анализ функционирования системы стратегического планирования на машиностроительных предприятиях
    • 2. 3. Основные проблемы стратегического планирования на промышленных предприятиях
  • Глава 3. Направления роста эффективности процесса стратегического планирования и управления на промышленных предприятиях
    • 3. 1. Резервы повышения качества стратегического планирования
    • 3. 2. Развитие информационного обеспечения процесса стратегического планирования

Стратегическое планирование в системе управления на предприятиях машиностроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Устойчивое развитие экономики страны должно базироваться на эффективном функционировании крупных промышленных предприятий преимущественно машиностроительного профиля. Несмотря на процессы разукрупнения, которые нередко следовали за приватизацией предприятий, ведущая роль в формировании экономической системы осталась и это безусловно, правильная тенденция, за крупными и крупнейшими предприятиями и организациями. Здесь следует отметить, что система управления в конце прошлого и начале нынешнего столетия претерпела определенные количественные и качественные изменения. И в этом аспекте менеджмент современного российского предприятия должен быть готов к внедрению передовых научных разработок, тем более, что интеграция в мировую экономику позволяет руководителям отечественных предприятий приобрести арсенал методов, приемов и принципов, используемых на практике и в зарубежных странах.

Для российских предприятий в начале экономических преобразований был характерен высокий уровень неопределенности внешней среды. На агрессивность этой среды оказывали влияние и общеэкономические явления, такие как структурный кризис, часто неадекватные действия федеральных, региональных и местных властей, изменяющееся правовое пространство. В этих условиях формирование стратегических ориентиров для предприятий представлялось весьма сложным процессом, обусловленным прежде всего слабой предсказуемостью поведения внешней среды.

Со стабилизацией макроэкономической ситуации отношение высшего руководства отечественных предприятий к стратегическому планированию изменилось. Структура факторов неопределенности внешней среды постепенно стала схожей со структурой факторов неопределенности среды характерной для зарубежных промышленно-развитых стран. Сформировались подразделения, отвечающие за стратегию развития предприятия. Основной акцент в стратегическом планировании был сделан на маркетинговые службы. Однако, в настоящее время, такой подход начинает себя исчерпывать. Поэтому в современных условиях актуальным является комплексный подход к формированию систем стратегического планирования, охватывающий все функциональные направления предприятия и реализующий на практике многообразие методов стратегического планирования. Это должно способствовать повышению обоснованности и реальности разрабатываемых планов и росту эффективности их реализации.

Вышеизложенным обусловлена необходимость и актуальность проведения исследований связанных с проблемами стратегического планирования и управления. Особенно остро стоит проблема систематизации инструментов стратегического планирования, а также разработка конкретных подходов для их эффективного использования.

Степень изученности проблемы. Следует отметить, что за небольшой период рыночного развития экономики страны появилось достаточное количество работ отечественных ученых в области стратегического планирования и управления деятельностью предприятий, в которых освещаются те или иные их стороны. Среди авторов таких исследований следует отметить: Л. И. Абалкина, И. И. Абрамова, A.C. Аганбенгяна, Г. Л. О. С Виханского, И. Н. Герчикова, Э. А. Уткина, P.A. Фатхутдинова, А. К. Казанцева, Д. С. Львова, А. Н. Петрова и прочих. Среди работ зарубежных теоретиков следует выделить исследования Р. Акоффа, И. Ансоффа, П. Дракера, Р. Джонстона, В. Кингстона, М. Портера, Г. Минцберга, Ч. Бернарда, М. Мескона, А. Томпсона мл., Дж. Стрикленда, Р. Уоттермена и др.

Несмотря на разнообразие применяемых методов, стратегическое планирование на российских предприятиях нередко не использует накопленный отечественный опыт в области планирования и опыт зарубежных стран. Обращает на себя внимание и слабое практическое применение методов экономико-математического моделирования в стратегическом планировании.

Целью диссертации является исследование теоретических подходов и разработка практических рекомендаций по формированию системы стратегического планирования и управления на отечественных предприятиях машиностроительного профиля.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

— исследовать эволюцию теории стратегического планирования деятельности предприятия в отечественной и зарубежной науке;

— рассмотреть основные составляющие процесса стратегического планирования, изучить методы и средства этого процесса;

— исследовать современные проблемы стратегического планирования и управления на предприятиях машиностроения;

— исследовать среду, элементы и технологии формирования системы стратегического планирования и управления на предприятиях машиностроения;

— разработать модель формирования системы стратегического планирования и управления на предприятии;

— обосновать подходы к развитию информационного обеспечения системы стратегического планирования и управления.

Объектом исследования являются промышленные предприятия машиностроительного комплекса Нижегородской области.

Предметом исследования являются теоретические, методологические и практические проблемы, связанные с формированием системы стратегического планирования на предприятии.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы научно-практических конференций, методические и статистические данные справочных изданий Госкомстата.

РФ, материалы, полученные непосредственно в процессе исследований на предприятиях.

В исследовании применялись экспертный, сравнительный, статистический и графический методы анализа с элементами системного подхода.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— на основе проведенного комплексного анализа методологических подходов и теории стратегического планирования, предложено содержание и основные составляющие технологии стратегического планирования, позволяющие корректировать процесс управления предприятием в соответствии с изменяющимися внешними условиями;

— выявлены ключевые организационно-технические резервы повышения эффективности стратегического планирования, от которых зависит решение проблем разработки эффективной стратегической и оперативной деятельности предприятия и предложены пути приведения их в действиепредложены подходы обеспечения качества информационного обеспечения системы стратегического планирования, предполагающие создание системы автоматизированной поддержки управления стратегическим развитием предприятия, адекватной реализуемой технологии ее формирования;

— установлены главные причины проблем, мешающих построению оптимальной структуры стратегического планирования и управления на машиностроительных предприятиях и определены пути их решения;

— предложена модель стратегического планирования, включающая в себя основные компоненты стратегического управления, обеспечивающая рост эффективного использования инструментов этого управления на предприятиях.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при формировании систем стратегического планирования на отечественных предприятиях.

Результаты работы, выводы и предложения, сделанные в теоретической и практической частях исследования, могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях, а также на курсах переподготовки и повышения квалификации руководителей.

Апробация исследований. Основные результаты проведенных исследований докладывались на ряде международных и российских научных и научно-практических конференций в городах: Н. Новгород (2004, 2005), Пенза (2003, 2007), Минск (2005), Киев (2005).

По теме диссертации опубликовано 17 печатных работ общим объемом 16,64 п.л., в т. ч. авторских 9,31 п.л.

Делая выводы о направлениях повышения эффективности процесса стратегического планирования, предложенных выше, необходимо отметить их взаимосвязь.

Модель формирования системы стратегического планирования изменяется в зависимости от этапа стратегического планирования на предприятии. Порядок технологии стратегического планирования представлен нами виде схемы, в которой учитываются существующие подходы по вопросам периодизации стратегического планирования (рис. 17). Он является общим для всех видов технологии стратегического планирования и подходит для реализации в практике всех рассмотренных во второй главе данной работы предприятий. С другой стороны, данная схема дополняет существующие подходы, представленные ранее на рис. 2, важными моментами:

— определение глобального горизонта планирования, начинающегося на этапе формулирования бизнеса и заканчивающегося этапом контроля и оценки реализации бизнеса;

— акцент на оценку и контроль реализации этапов стратегического планирования на всех горизонтах стратегического планирования деятельности предприятия.

Анализируя предлагаемую схему следует отметить два момента. Во-первых, начальным этапом стратегического планирования, как уже отмечалось, является этап формулирования бизнеса. Это имеет определяющее значение для предприятия, действующего в условиях диверсификации и турбулентной рыночной среды, которая нередко ведет предприятие к переходу в иные, иногда несвязанные сферы бизнеса. Определение бизнеса является констатацией возможностей (в том числе, на стратегическую перспективу) собственников и ограничивает внешнюю среду создаваемого предприятия.

Формулирование бизнеса и определение стратегических целен и задач.

1-у ч/^.

Подготовка стратегического анализа и набора стратегических альтернатив.

Х>

Разработка стратегического плана.

Определение стратегий (бизнес-стратегии, организационные и функциональные стратегии).

Разработка годовых оперативных планов СХ£.

Контроль и оценка выполнения годовых оперативных планов.

Оперативный анализ реализации стратегии.

Глобальное планирование.

Долгосрочное планирование аэ о с. я, а 4 о и оЛ и и г м нч и и н, а с. н и.

05 О С св Н п, А н О.

Среднеср очное планнро ванне.

Краткое рочное планнро ванне.

Рис. 17. Алгоритм стратегического планирования на предприятии.

Во-вторых, основные этапы реализации показателей стратегического планирования в предлагаемой схеме завершается этапом контроля и оценки его осуществления, что соответствует современной концепции контроллинга, а также предваряются анализом среды.

Алгоритм, регламентирующий этапы внедрения стратегического планирования, создает гибкую технологию разработки и принятия управленческих решений, которая способствует быстрой реакции на изменения рынка. Кроме того, он оптимизирует формализацию процесса, сокращая затраты времени на принятие решений и устраняет дублирование функций в подразделениях.

Таким образом, моделирование системы стратегического планирования предприятия требует установления взаимодействия между элементами системы стратегического планирования и уровнями технологии стратегического планирования.

Информационное обеспечение процесса формирования системы стратегического планирования на предприятии требует поддержки адаптированной к ней информационной системы. Предлагаемый вариант построения такой системы для реализации процесса формирования системы стратегического планирования рассматривается в дальнейших разделах диссертации.

3.2. Развитие информационного обеспечения системы стратегического планирования.

Для эффективного функционирования системы стратегического планирования и управления на предприятии важное значение имеет определенная регламентация движения информационных потоков во временном, персональном, количественном и качественном аспектах, что требует современных средств для этого управления этим процессом. Несмотря на наличие систем стратегического планирования на промышленных предприятиях в условиях развивающихся рыночных структур, применение современных средств обработки информации по стратегическому планированию является недостаточным, что приводит к дезорганизации информационных потоков между субъектом и объектом управления и к исхожениям полученной информации, отрицательно влияет на общую эффективность стратегического планирования. Поэтому для реализации этого процесса необходимо четкое и своевременное обеспечение функционирования информационной структуры, управления (ИСУ) предприятием. Основной принцип построения такой структуры состоит в том, что информационные каналы в форме информационной сети должны накладываться на организационную структуру управления и тем самым регламентировать информационные взаимосвязи как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях между различными уровнями и звеньями организационной структуры и между всеми должностными лицами, участвующими в управленческом процессе.

Информационная структура управления должна включать временную, персональную, количественную и качественную регламентацию информационного процесса.

Временная составляющая функционирования должна однозначно определять время поступления информации, персональная — указывать конкретных должностных лиц, передающих и принимающих информацию и несущих ответственность за ее анализ, обработку, принятие и передачу решений. Количественная регламентация характеризует объемные показатели информации, качественная — уровень обработки (реферирования) информации техническим персоналом и ее своевременность, достоверность и полноту.

Качественными характеристиками информации мы считаем четыре ее показателя: своевременность, полноту, достоверность и уровень реферированности. Для того чтобы оценить, как влияют качественные характеристики информации на число принимаемых управленческо-стратегических решений мы провели исследования деятельности руководителей низшего, среднего и высшего уровней управления на девяти крупных промышленных предприятиях. Исследования велись как методом анкетного опроса, так и поведенческим методом, позволяющим оценить уровень репрезентативности анкетного опроса. Сравнение полученных результатов показало, что достоверность анкетных данных не опускалась ниже 80%.

Результаты проведенного исследования представлены в табл. 11, 12 и.

13.

Для того чтобы определить величину этой зависимости для низшего, среднего и высшего звеньев управления, вычислим коэффициенты парной корреляции, величины остаточных среднеквадратических отклонений, коэффициенты регрессии и построим на этой основе уравнения регрессии.

Заключение

.

1. В последние годы значительно изменилась парадигма разработки стратегии и основное изменение состоит в том, что если раньше считалось, что стратегия должна быть известна только узкому кругу высших руководителей и не должна предаваться гласности, то в настоящее время необходимо доводить стратегии до всего управленческого персонала. Приведенный анализ определений ученых и специалистов понятия «стратегия» говорит о том, что они существенно не отличаются, а только взаимодополняют друг друга.

2. Процесс формирования стратегии развития предприятия должен включать в себя этапы анализа внешней среды и состояния потенциала предприятия, формирования целей развития, формирования критериев достижения целей, формулирования задач, выявления и выделения-имеющихся ресурсов на цели развития, выявления факторов риска и форс-мажора и принятие мер по их нейтрализации.

3. Рассмотрение эволюции взглядов на стратегическое планирование, в которой был выделен ряд этапов, а также рассмотрение отечественного опыта построения плановых систем дало возможность рассмотреть современные представления о структуре современной системыстратегического планирования, а также выделить и проанализировать направления развития ССП в настоящее время.

4. Комплексная структура исследования содержания системы и технологии стратегического планирования на рассматриваемых предприятиях, позволили, с одной стороны, сравнить уровень развития на разных предприятиях и обобщить опыт стратегического планирования, а с другой стороны, определить достоинства, недостатки и главные проблемы технологии формирования системы стратегического планирования на данных предприятиях.

5. Предложенный интегрированный подход к формированию стратегии повышения эффективности деятельности предприятия напрвлен на поиск новых конкурентных преимуществ на основе сотрудничества с потребителями, поставщиками, конкурентами.

6. Разработаны принципы формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия, обеспечивающие целостность и практическую направленность данного процесса.

7. Исследования показали, что к недостаткам в технологии стратегического планирования, отрицательно сказывающиеся на ее эффективности относятся: недостаточность методологического и информационного обеспечения ССП, отсутствие органа, координирующего технологию формирования ССП и несистемность планов предприятий.

8. В качестве ключевого элемента совершенствования процесса формирования ССП предложена модель формирования системы стратегического планирования, которая определяет взаимодействие между технологическими уровнями и элементами ССП, а также является саморазвивающейся системой за счет таких компонентов как средства воспроизводства. К ним относятся алгоритм стратегического планирования, система автоматизированной поддержки и управления стратегическим развитием предприятия (САПиУСРП), служба стратегического планирования.

9. Предложена совокупность методических рекомендаций по формированию системы планов на предприятии, объединяющих уровни и горизонты планирования, в также функциональные подразделения и СХЕ предприятия. Предложенная система планов корректируется с моделью формирования системы стратегического планирования, порядком планового процесса и САПиУСРП. Также отмечена особая актуальность взаимодействия маркетинговой и финансовой служб при построении плановой системы предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России. Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 138— 154.
  2. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.:Наука, 1990.-216 с.
  3. А., Мурашов В., Бочкарев Р. Особенности конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения//Маркетинг.-2001 .-№ 3(58). С. 107−116
  4. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1985. -327 с.
  5. А.И. О трансформации экономики России (с позиций эволюционно-институционального подхода). Экономика и математические методы. 1999. Том 35, № 1. С. 3−10.
  6. A.A. Проблемы инвестиционной сферы в промышленности и меры, обеспечивающие их решение// Маркетинг.-2000.№ 11
  7. О.С. Стратегия и стратегическое мышление.//Вопросы методологии. 1999.- № 1−2. С. 114−130
  8. И. Новая корпоративная- стратегия.Пер.- с англ.-М. ¡-Экономика, 1989. 519 с.
  9. И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ.- Сб.: ПитерКом, 1999. 414 с.
  10. И. Стратегическое управление. М., 198 911. Аудиторская и консалтинговая фирма «Росэкспертиза». Многофакторная модель Дюпона анализа эффективности деятельности предприятия. Аудит и финансовый анализ. 1997. № 3. С. 215—227.
  11. С.П., Капелюшников Р. И. Почему предприятия придерживают рабочую силу. Мировая экономика и международные отношения. № 11. 1996. С. 90 — 99.
  12. П.Багриновский К. А. О методах адаптивного управления в переходной экономике. Экономическая наука современной России. 1999. № 2. С. 30−39
  13. М.Багриновский К. А., Прокопова B.C. Исследование особенностей межотраслевого обмена в экономике России. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 1. С. 52 — 62.
  14. М.С., Гуриев С. М., Оленев H.H., Петров A.A., Поспелов И. Г. Механизм стимулирования экономического роста посредством восстановления сбережений населения. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 2. С. 31 — 53.
  15. П.Богданова Т. К., Гольденберг А. И., Кузнецова К. С., Эпштейн A.C. Метод учета влияния разнородных факторов в экономических измерениях. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 1. С. 38 —51.
  16. Д.Г., Бойетта Д. Т. «Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления». М:2002
  17. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна //Изд-е 2-е перераб. И доп. М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
  18. В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор развития Российской экономики. Проблемы прогнозирования. 1997. № 7. С. 81—90.
  19. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  20. И. Стратегическое планирование для тысячелетия: разрешение диллемы. Оксфорд. 1998, № 4. — р.507−513
  21. О.С. Стратегическое управление.-М.:Гардарика, 1998.-296 с. 22
  22. Водочек Л, Водочкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии.- М: Экономика, 1989. 386 с.
  23. В.Л., Коленов Г. В. Метод раздельного решения взаимосвязанных оптимизационных задач. — Изв. АН СССР. Сер. Техн. Киберн. 1990. No 6. С. 28−43.
  24. В.А. Институциональный подход к проблемам кризиса российской экономики. Экономика и математические методы. 1999. Том 35, № 1.С. 11−27.
  25. В.А. О двух экономических парадигмах и преодолении российского кризиса. Экономическая наука современной России. 1998. № 4. С. 7−16
  26. В.А., Канторович Г. Г. Многоярусная экономика России: пределы гибкости. Экономика и математические методы. Том 31, выпуск 3, 1995. С. 111 — 124
  27. С. Стабилизация и экономический рост. Вопросы экономики. 1997. № 1.С. 90−103.
  28. С.Ю. Геноцид. Россия и новый экономический порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. — М., 1997.—188 с.
  29. С.Ю. Технологические сдвиги в экономике России. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 2. С. 5 — 24.
  30. С.Ю. Центральный банк против промышленности России. Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 16 — 32.
  31. А. Принципы организационного построения стратегического маркетинга на промышленном предприятии // Маркетинг. 1996. -№ 6.-с.56
  32. C.B. Налогово-дотационное регулирование угольной промышленности в условиях реструктуризации. Экономика и математические методы. Том 34, выпуск 3, 1998. С. 91 — 105
  33. О. Роль издержек в стратегии лидерства на рынке. Управление Компанией, № 2(21) 2003 г
  34. Деловое планирование. Учебное пособие / под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 368 с.
  35. В.Е. Инвестиционные и инновационные достоинства финансово-промышленных групп. Экономика и математические методы. Том 32, выпуск 2, 1996. С. 25 — 37.
  36. Т.Г. Институциональное развитие сектора малого бизнеса в российской экономике. Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 49−63
  37. Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. Москва: «Дело Лтд», 1995.— 288 с.
  38. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ.: Уч.пос.-М.: «Вильяме», 2000.- 272 с.
  39. . Б. Стратегия компании: от разработки до реализации. «Менеджмент роста» (Top Manager 1 -2/2002)
  40. А., Некрасовский К. Управление конкуренцией при формировании рыночной экономики. // ЭКО. 1997, № 9.-с. 15−3044.3аруцкая В. В. Стратегическое планирование и управление корпорацией.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.-20 с.
  41. P.M. Управление риском на производственном предприятии. В кн. Предприятие в условиях рыночной адаптации: анализ, моделирование, стратегия. — M.: ЦЭМИ РАН, 1996. — 235 с. С. 95 108.
  42. Г. Управление корпоративными предприятиями в условиях переходной экономики. Вопросы экономики. 1999. № 8. С. 64−80
  43. Г. Б., Нагрудная Г. Б. Структурно-интеграционные процессы в экономике: принципы формирования и возможности финансово-промышленных групп. Экономика и математические методы. Том 31, выпуск 2, 1995. С. 20 —31.
  44. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. — 288 с.
  45. А. Перераспределение собственности в частном бизнесе. Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 120 — 129.
  46. А.П. Опыт структурных преобразований в оборонных отраслях промышленности. Проблемы прогнозирования. 1997. № 5. С. 67 — 72.
  47. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. — СПб.: Наука, 1996. — XV 589 с.
  48. Е.В., Цветков В. А. Финансово-промышленные группы: история создания, международный опыт, российская модель.—М.: АФПИ еженедельника «Экономическая жизнь», 1997. — 192 с.
  49. C.B., Масютин С. А., Тренев В. Н. Стратегии успеха. Обобщение опыта реформирования российских промышленных предприятий. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. — 336 с.
  50. C.B., Тренев H.H. Анализ и минимизация факторов неопределенности на российских промышленных предприятиях. Организация и методика информационной работы. НТИ сер. 1, 1999, № 11. С. 11 —20
  51. Дж., Роудс Л. Как пройти на Уолл-стрит. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1998. —368 с.
  52. Е. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятии.// Российский экономический журнал. 1996. — № 8. -с.83−93
  53. Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1992.-702 с
  54. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Том I. Внешторгиздат, 1993 г.-221 с.
  55. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Том II. Внешторгиздат, 1993 г.-303 с.
  56. A.C. «Вторая Европа» или «Третий Рим». Вопросы философии. 1996. № 10. С. 19−31.
  57. А.Н. Перспективное планирование деятельности организации в условиях рыночной экономики: Дисс.док.экон.наук. СПб, 1992. -294 с.
  58. И.Т. Стратегитческое планирование деятельности предприятий в условиях перехода к рынку: (на примере Хабаровского края): Дис.канд.экон.наук. Хабаровск, 1996. — 134 с.
  59. Л.И. Экономическая эффективность и присвоение ренты: анализ спонтанной приватизации. Экономика и математические методы. 1996. Том 32. Выпуск 2. С. 5 — 24.
  60. М. Международная конференция. Пер. с англ.-М.: Международные отношения, 1993.-896 с.
  61. . М. Стратегия развития компании в условиях высококонкурентных рынков. Пер. с англ.-М:2004
  62. .А., Лозовский Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997
  63. С. Стратегическое бизнес-планирование/ пер. с англ. М.1993.-365 с.
  64. А. Использование команд и рабочих групп в стратегическом планировании. Компания№ 18 (137), 15 декабря 2000г
  65. А. Конкурентные преимущества в стратегии компании Секреты фирмы, 2002, № 5, с.53−62
  66. А. Стратегическое планирование и оплата труда. Компания№ 24 (145), 30 мая 2001 г
  67. А. Четыре фазы внедрения стратегического планирования в контексте поведения организации. Секреты фирмы, 2003, № 1, с.45−51
  68. . А. Принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий и практика их применения Компания№ 37 (233), 30 сентября 2002 г.
  69. A.JT. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях. Научно-аналитический обзор. М.: ЮНИОН, 1986. — 80 с
  70. Ю. Предвидение и управление. // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 1. — с. 122−123.
  71. Дж. Стратегическое планирование. Что каждый менеджер должен знать. -N.Y.: Free Press, 1979. -pp.301−303
  72. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: Научно-аналитический обзор.-М.:ЮНИОН, 1986.-79 с.
  73. Стратегия предприятия и стратегический менеджмент. Соболев Ю. В., Дикань B. JL, Дейнека А. Г, Позднякова JI.A.- М.: ООО «Олант», 2002.416.
  74. Ю.В. Социальная ориентация — опора возрождения и прогресса экономики. Экономика и математические методы. Том 31, выпуск 3, 1995. С. 76 — 88.
  75. Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного состояния в конкурентоспособное. Под ред. академика АЕН РФ Ирикова В. А. М.: МФТИ, 1996. — 232 с.
  76. АА., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент.М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 c. l 1
  77. H.H. Методология прогноза ситуации на основе самоорганизации. Бухгалтерский учет в торговле, 2000, № 2. С. 128 148
  78. H.H. Предприятие и его структура. Анализ, диагностика, оздоровление. М.: ПРИОР, 2000. — 240 с.
  79. H.H. Стратегическое управление предприятием на основе самоорганизации. Аудит и финансовый анализ. 1998. № 1. С. 209−252.
  80. H.H. Стратегическое управление. М.: ПРИОР, 2000. — 280 с.
  81. H.H. Управление финансами. М.: Финансы и статистика, 1999. —496 с.
  82. H.H. Финансовый анализ и управление финансами. Аудит и финансовый анализ. 1997. № 4. С. 92−240
  83. М. Количественная теория денег. М: Эльфпресс, 1996.- 232 с.
  84. А.Е. Конкурентоспособность российского бизнеса: отказ от иллюзий. Эксперт № 33 (340), 9 сентября 2002 г, с.23−30.
  85. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002−2006 годы». ФГУП «ГипроНИИмедпром» Минпрониуки РФ.-2001 86с.
  86. Хакен Г. Синергетика.-М.:Мир, 1979,-316с.
  87. В.М. Реформирование промышленного предприятия: Методическое пособие для руководителей предприятий. Самара, 1999.
  88. ВВ. Об управлении конкурентоспособностью продукции предприятия.-Л.:ЛДНТП, 1990.-30 с.
  89. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, 1982.- 455 с.
  90. Н. Новый этап Российских реформ: пределы и возможности. Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 4 — 15.
  91. Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. / Пер. с англ. Под ред. Д. О. Ямпольсколй.-СПб:Питер, 2001.-864 с.
  92. Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2000. -№ 5. — с.93−98
  93. А. Я. Россия на пути в техногенную цивилизацию: мирохозяйственный аспект. Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 11, 12. С. 5 — 16, 48 — 55.
  94. Amara R., Lipinski A.I. Business planning for an uncertain future: Scenarios and Strategies. N.Y.: Pergamon press, 1983. 228 p
  95. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, MIT Press, 1962
  96. Channon Derek F. Bank strategic management and marketing.-Chichester etc.:Wiley, 1986.-246 p.
  97. Cheeseman Henry L. Business Law. The legal, ethical, andinternational environment. Prentice Hall, Inc.: Englewood Cliffs, New Jersey 7 632, (1992). — 1288 p.
  98. Deephouse D.L. Strategic balance theory // Strategic management Journal.- Chichester etc., 1999. vol.20, N2.- p. 147−166
  99. Denning &Lehr. The Extent and Natura of Corporate Long-Range Planning in the United Kingdom // Jorrnal of Management Studies. vol.8. No.2. — May 1971.- pp. 145−161
  100. Levy, Haim & Sarnat, Marshal. Capital investment & financial decisions. New York: Prentice Hall, 1994. — 782 p.
  101. Lorange P.L. Implementation of Strategic planning. Englewood Cliff, N.Y.: Prentice Hall, 1982. 231 p
  102. Malm A.T. Strategic planning systems. A framework for analysis and design.-Lund, 1978. -354 p.
  103. Mintzberg, Henry and Quinn, James Brian. The strategy process. Concepts, Contexts, Cases. New Jersey, Englewood Cliffs: PRENTICE HALL, 1991. — 1083 p
  104. Moore, Geoffrey A., Elbing E. Crossing the chasm. Marketing and selling technology products to mainstream customers. New York: HarperBusiness, 1991. —223 p
  105. Steiner G.A., Miner D.B. Management Policy and Strategy: Text, Reading and Cases. N.Y.: Macmillan Publ Co, 1977. 101 p
  106. The truth about corporate planning.-Oxford, Pergamon press, 1983.586 p.
  107. Wilson I. Strategic Planning for the Millennium: Resolving the Dilemme//Long Range Planning. 1998. V. 31 № 4.P.507−513
Заполнить форму текущей работой