Дидактическая система проектирования и комплексного применения средств обучения в профессиональных училищах и лицеях
![Диссертация: Дидактическая система проектирования и комплексного применения средств обучения в профессиональных училищах и лицеях](https://westud.ru/work/3479573/cover.png)
Основными принципами проектирования информационных технологий обучения на базе компьютерных средств являются: технологичность, ал-горитмичность и программированность учебного процессакибернетичность управления учебной деятельностью учащихсяиндивидуализация, дифференциация, интенсификация, надежность технологии процесса обучения. Реализация указанных принципов позволила создать компьютерную… Читать ещё >
Содержание
- Н
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ И ЛИЦЕЯХ
- 1. 1. Комплексный подход к разработке дидактической системы проектирования и применения средств обучения. ф
- 1. 2. Сущность и модель дидактической системы проектирования и комплексного применения средств обучения
- 1. 3. Педагогические закономерности проектирования и комплексного применения средств обучения
- 1. 4. Общие и специфические принципы и требования к проектированию и комплексному применению средств обучения
- 1. 5. Основные уровни и инструментарий дидактической технологии проектирования и комплексного применения средств обучения в учебно-воспитательном процессе
- Выводы по главе
- ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗИРУЮЩАЯ РОЛЬ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Основные направления технологизации профессионального образования и проектирования информационных технологий обучения в профессиональных училищах и лицеях
- 2. 2. Типологические признаки классификации новых информационных технологий профессионального обучения
- 2. 3. Общая модель информационной технологии обучения на базе компьютерных средств
- 2. 4. Проектирование и применение компьютерных технологий в процессе теоретического профессионального обучения специальным % предметам
- Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ И ЛИЦЕЯХ
3.1. Организационные, дидактические и методические условия реализации дидактической системы проектирования и комплексного применения средств обучения
3.2. Критерии и показатели оценки эффективности проектирования и комплексного применения средств обучения в учебном процессе.
3.3. Оценка эффективности дидактической технологии проектирования комплексов средств обучения
3.4. Оценка эффективности комплексного применения средств обучения в учебно-воспитательном процессе
Выводы по главе 3.
Список литературы
- Александров Г. Н. Компьютер в структуре педагогической деятельности преподавателя // Сов. педагогика. 1986. — № 3. — С.63−68.
- Александров Г. Н., Березова З. Т. О модели индивидуализации обучения с использованием ПЭВМ // Конференция Восток Запад по новым информационным технологиям в образовании. — М., 1992. -С.15−17.
- Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах / С. В. Игнатьев, В.А.Мелехин- науч. ред. А. П. Беляева. Л.: НИИ профтехобразования, 1992. — 65 с.
- Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты функциональных систем. М., 1978. — 326 с.
- Артемьева С.Ф. Дидактические условия разработки и применения контролирующих программных средств в учебном процессе профессиональных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 26 с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976. — 200 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высш. шк., 1974. 384 с.
- Архангельский С.И., Михеев В. И., Мансуров В. Н. Математические модели в теории и практике педагогических исследований // Новое в теории и практике обучения. М., 1979. — С.73−104.
- Астафьева Н.Е. Дидактическая система информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений и научно-методические подходы к ее реализации. СП, — Тамбов: ИПКРО, 1996.- 175 с.
- Астафьева Н.Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Инт профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 51 с.
- П.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. -432 с.
- Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации // Сов. педагогика. 1982. — № 11. -С.30−39.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика, 1987.-239 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Педагогика, 1989. 184 с.
- Баев С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах / Ин-т профтехобразования РАО, СПб., 1997. — 137 с.
- Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., 1981. — 120 с.
- Бастов В.Ф. Дидактические основы разработки и применения экранных пособий для производственного обучения в профессионально-технических училищах: (На примере профессии токаря): Автореф. дис.. канд. пед. наук / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1977. — 24 с.
- Батаршев A.B. Электронно-вычислительная техника в учебном процессе. М.: Высш. шк., 1984. — 16 с.
- Беднарчик X. Модульная система непрерывного профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. — 262 с.
- Беднарчик X. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования механиков в
- Польше: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО.-СПб., 1997.- 58 с.
- Белкин E.JI., Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: Верхн.-Волжск, изд-во, 1982.- 107 с.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. -208 с.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО. -СПб.- Радом, 1997.-227 с.
- Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. — 480 с.
- Беляева А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. М.: Высш. шк., 1978. — 160 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. М.: Высш. шк., 1970. — 300 с.
- Беспалько В.П. Разработка методики дидактической оценки урока // Сов. педагогика. 1985. — № 5. — С.72−75.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989. — 143 с.
- Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М.: Наука, 1974. -414 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М: Наука, 1973. -620 с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 12−14.
- Велихов В. Новая информационная технология в школе / Информ. и образования. 1986. -№ 1. — С. 18−22.
- Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1975. — 396 с.
- Волков И.П. Проектирование процессов обучения // Сов. педагогика. 1987. — № 12. — С.22−28.
- Габай Т.С. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988. -256 с.
- Галактионов А.И. Представление информации оператору. М.: Энергия, 1989.- 180 с.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М., 1968. — 135 с.
- Гальцина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Сов. педагогика. 1989. — № 3. — С. 11−16.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.-178с.
- Глускин В.М., Ржанов A.C. Условия эффективного использования методов, приемов и средств обучения // Сов. педагогика. 1982. — № 11. — С.55−58.
- Головачев A.B. Унификация дидактических средств обучения специальной технологии в условиях стадийной системы подготовки специалистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 22 с.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987.-552 с.
- Данилевский Ю.Г., Петухов И. А., Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. Л.: Машиностроение, 1988. — 283 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Педагогика, 1960.-299 с.
- Данюшенков B.C. Практические работы учащихся с позиции педагогической технологии // Педагогика. 1993. — № 3. — С.29−32.
- Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции // Сов. педагогика. 1991. — № 4. — С. 132−136.
- Диалог с ЭВМ: Психологические аспекты / Бабаев Ю. Д., Войскун-ский А.Е., Кобелев В. В. и др. // Вопр. психологии. 1983. — № 2. -С.25−34.
- Дидактика производственного обучения / Под ред. О. Ф. Федоровой. -М.: Высш. шк., 1973. 416 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. И. Скатина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Сб. ст. / Под ред. С. Е. Полат. М.: НИИ средств обучения и учеб. кн., 1991.- 137 с.
- Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. П. Прессмана. М.: НИИ шк. оборуд. и техн. средств обучения, 1981.- 162 с.
- Дрига И.И. Совершенствование системы средств обучения // Сов. педагогика. 1976. — № 5. — С31-Л2.
- Думченко Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1975. — 200 с.
- Егизарьянц A.A. Диагностика и профилактика затруднений педагогов и студентов педагогических специальностей в освоении и применении средств обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Таганрог: ТГПИ, 2000. 23 с.
- Егорова Т.О. Тенденции развития системы компьютеризации обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т непрерыв. образования Новгор. гос. ун-та. Новгород, 1997. -20 с.
- Ерецкий М.И., Пороцкий Э. С. Проверка знаний, умений и навыков учащихся техникумов: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1978. — 175 с.
- Ершов А.П. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. — № 6. — С.3−30.
- Зайнутдинова JI.X. Теоретические основы создания и применения дидактических интерактивных систем по общетехническим дисциплинам: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ин.- общ. сред, образования. -М., 1999.-42 с.
- Зайченко Т.Г. Локус контроля личности как основание типологиза-ции интенсивного обучения // Проблемы индивидуализации профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ: Сб. науч. тр. / НИИ профтехобразования. СПб., 1992. — С.73−76.
- Зайченко Т.П. Разработка уроков при комплексном использовании технических средств обучения // Новые информационные технологии в профессионально-техническом образовании: Сб. науч. тр. / ВИПК. -СПб., 1994. -С.21−32.
- Занков JI.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-418 с.
- Зеленин В.М. Электронные тренажеры. М.: Знание, 1986. — 63 с.
- Зимичев A.M. Создание автоматизированных систем ускоренного обучения для средних профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1986. — 111 с.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда. М.: Экономика, 1974. — 350 с.
- Зотова В.Д. Система научно-методической деятельности педагогического коллектива в профессиональном лицее: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 26 с.
- Иванин С.М., Снетков М. В. Психологические и эргономические основы построения тренажеров на базе персональных ЭВМ: Метод, пособие. Л.: НИИ профтехобразования, 1990. — 33 с.
- Иванов Б.В. Оценка эффективности применения тренажеров для подготовки квалифицированных рабочих: Метод, рекомендации. Л.: ВНИИпрофтехобразования, 1989. — 40 с.
- Ивлиева И.А. Критерии оценки педагогических технологий // Мето-долого-теоретические проблемы развития профессионального образования. СПб.- Радом, 1995. — С.65−68.
- Извозчиков В.А. Инфоносферная эдукология: новые информационные технологии обучения. СПб., 1991. — 120 с.
- Ильина Т. А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике // Сов. педагогика. 1971. — № 9. — С.53−59.
- Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М., 1972.-Вып. 1.-67 с.
- Ильясова Т.В. О системном подходе к применению технических средств обучения // Сов. педагогика. 1982. — № 6. — С.88−90.
- Информатика: Учеб. / Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1997. — 768 с.
- Ительсон Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения // Сов. педагогика. 1973. № 3. — С.83−95.
- Карпов В.В., Белкин Е. Л., Харнаш Б. Н. Психолого-педагогические основы использования ТСО в учебном процессе. Ярославль: ЯГПИ, 1983.- 115 с.
- Кириллова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб.: Наука, 1996. — 236 с.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта // Новое в жизни, науке и технике. Сер. педагогика и психология. 1989. — № 6. — С. 16−26.
- Коршунов Ю.М. Математические основы кибернетики. М., 1987. -206 с.
- Космодемьянская А.И. Разработка вопросов педагогической технологии в США// Сов. педагогика. 1973. -№ 10. — С. 132−140.
- Кочетов С.И. Основы применения средств обучения в ПТУ. М.: Высш. шк&bdquo- 1986. — 160 с.
- Кочетов С.И., Овакимян Ю. О. Технические средства обучения и методика их применения. М.: ВНМЦентр, 1985. — 142 с.
- Кочергин А.Н. Моделирование мышления. М., 1969. — 280 с.
- Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под общ. ред. А.П.Беляевой- Ин-т профтехобразования РАО, Ин-т педагогики Рур. ун-та ФРГ. СПб.- Бохум, 1994. — 123 с.
- Кручинина Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 40 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие. Л., 1980.-240 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.-С.З-17.
- Кузннецов А., Сергеева Т. Обучающие программы и дидактика // Информатика и образование. 1986. — № 2. — С.87−90.
- Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении.- СПб.: Образование, 1995. 47 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. -М., 1981. 150 с.
- Куприянов A.A. Проверка и оценка знаний учащихся профтехучилищ по специальным предметам. М.: Высш. шк., 1984. — 111 с.
- Кыверялг A.A. Технические средства обучения в учебном процессе // Применение технических средств обучения / Под ред. А. А. Кыверялга.- Таллин, 1979. С.5−66.
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. -523 с.
- Лаутербах Р., Фрей К. Программное обеспечение процесса обучения // Перспективы: Вопр. образования. 1988. — № 3. — С.70−82.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — И.1. — 392 е.- Т.2. — 317 с.
- Леонтьев А.Н., Кринчик Е. П. Некоторые особенности процесса переработки информации человеком // Кибернетика, мышление, жизнь. -М., 1964. С.171−211.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 297 с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. -1981, — № 5. С.3−22.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лука Г. Т. Теория и практика создания и применения экранно-звуковых пособий. Кишинев: Штимыца, 1983. — 113 с.
- Лукьянов В.В. Методическое обеспечение учебного предмета. М.: Знание, 1983.-91 с.
- Львов М.Р. Структура взаимосвязи дидактики и частных методик // Сов. педагогика. 1985. — № 11. — С. 16−20.
- Ш. Макиенко Н. И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / Под ред. М. А. Жиделева. М.: Просвещение, 1983. — 344 с.
- Маркова С.М. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 24 с.
- Маркус Д.В. Интенсификация процесса изучения технических предметов в ПТУ на основе применения дидактических материалов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Латв. ун-т. Рига, 1990. — 24 с.
- Марон А.Е., Чепуренко Г. П. Новые информационные технологии в системе методов активного обучения в ИУУ. СПб., 1993. — 19 с.
- Марусева И.В., Румянцев И. А., Серегин И. А. Теория построения контрольно-обучающих программ различных типов: Учеб. пособие. -СПб.: Образование, 1991. 132 с.
- Мархель И.И. Компьютерная технология обучения // Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С.87−91.
- Мархель И.И., Овакимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. М.: Высш. шк., 1985. — 175 с.
- Матюшкин-Герке А. Школьная информатика: Уроки, проблемы, перспективы // Информатикаи образование. 1991. -№ 1. -С.18−21.
- Махмутов М.И., Мочалова Н. М. Выбор методов обучения в зависимости от содержания учебного материала // Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. / Моск. ун-т. М., 1980. — С.61−74.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Машбиц Е.И. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ. Киев, Вища шк., 1986. — 110 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственное развитие школьника. Избр. психол. тр. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Методические рекомендации по планированию комплексного методического обеспечения предметов и профессий. М.: Высш. шк., 1985.-25 с.
- Методические указания по использованию вычислительной техники в учебном процессе / Сост. В. М. Зеленин. -Д.: ЛГПИ, 1988. 80 с.
- Методические указания по определению уровня педагогической эффективности использования средств обучения и их комплексов. -М.: АПН СССР, 1984.-35 с.
- Методические указания по оценке уровня качества школьного оборудования. М.: Мин-во просвещения СССР, 1982. — 56 с.
- Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. / Редкол.: А.П.БеляеваIотв. ред.) и др.- НИИ профтехобразования. СПб., 1992. — 81 с.
- Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования / Под общ. ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1987.-200 с.
- Методы и средства управления процессом обучения в АОС. М., 1986. 61 с. — (Обзор, информ. / НИИ пробл. высш. шк. Вып. 9, средства обучения в высш. и сред. спец. шк.)
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
- Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина- Отв. ред. Ю. О. Овакимян. М., 1983. — 106.
- Молибог А.Г. Некоторые принципы применения технических средств в обучении и воспитании // Комплексное применение технических средств обучения в учебном процессе средних профтехучилищ.-М" 1976.-С.6−14.
- Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 17−22.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997. — № 3. — С.20−26.
- Научно-методическое и программное обеспечение использования вычислительной техники в профтехучилищах: Сб. науч. тр. / Редкол.: А. А. Молчановский (отв. ред.) и др.- ВНИИпрофтехобразования. Д., 1990.- 120 с.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. -М.: Наука, 1970−206 с.
- Новик И.З. Возможности и функции АОС в учебном процессе: Метод. рекомендации. Л.: ЛПИ, 1988. — 39 с.
- Новиков А.М. Применение технических средств обучения. М.: Высш. шк, 1979. -71 с.
- Новиков В.А., Свиридов А. П. Дидактическая эффективность обучения с применением АОС. М.: Высш. шк., 1985. — 322 с.
- Новые информационные технологии в процессе обучения при подготовке квалифицированных рабочих в странах членах СЭВ: Сб. науч. тр. / Редкол.: В. В. Шапкин (отв. ред.) и др.- ВНИИпрофтехобразования.-Л., 1990. — 145 с.
- Новые средства обучения в учебно-воспитательном процессе: (Трудовое обучение): Метод, рекомендации / А. Я. Сова и др. М.: НИИ-СОиУК, 1991.-72 с.
- Носкова Т.Н. Профессиональная подготовка будущего учителя к использованию модульной аудиовизуальной технологии в процессеобучения: (Теорет. и прикладной аспекты): Автореф. дис.. д-ра пед. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1998. — 48 с.
- Об организации центра новых информационных технологий обучения в профессионально-техническом образовании: Приказ Гособразования СССР от 16.11.90, № 695. М., 1990.
- Ожевич JI.B. Система учебного оборудования для изучения электроники в средней школе и условия эффективного его использования: Автореф. дис.. канд. пед. наук / НИИ средств обучения и учеб. кн. -М., 1992.-25 с.
- Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического образования (А.П.Беляева, С. Я. Баев, Л. В. Савельева и др. М.: Высш. шк., 1983. — 248 с.
- Организация и порядок обеспечения средних профтехучилищ средствами обучения: Метод, рекомендации / Подгот. В. И. Сопин, Н. В. Баранов, Г. С.Белов- ВНИИпрофтехобразования. Л., 1984. -44 с.
- Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: Метод, пособие / Под общ. ред. А.П.Беляевой- НИИ профтехобразования. СПб., 1992. — 125 с.
- Основы- профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А. Шапоринского. М.: Высш. шк., 1977. — 504 с.
- Основы эффективного применения технических средств обучения: Метод, рекомендации / Ю. А. Овакимян. М., 1975. — 77 с.
- О целевой комплексной программе по разработке и производству оборудования на 1991−1995 гг. «Учебная техника 95»: Решение коллегии Гособразования СССР от 29.06.90, № 13/2. — М., 1990.
- Оценка эффективности применения педагогических программных средств вычислительной техники в учебном процессе профтехучилищ: Метод, рекомендации / Сост. Н.А.Лабунская- ВНИИпрофтехоб-разования. Д., 1990. — 24 с.
- О ходе информатизации образования и Целевая комплексная программа «Информатизация образования на 1991−1995 гг.»: Решение коллегии Гособразования СССР от 28.12.90, № 20/2. М., 1990.
- Пальчевский Б.В. Дидактические основы разработки и использования средств обучения в профессионально-технических училищах: Ав-тореф. дис.. д-ра пед. наук / НИИ труд, обучения и профориентации АПН СССР. М., 1988. — 37 с.
- Пальчевский Б.В. Учебно-методический комплекс средств обучения // Сов. педагогика. 1991. — № 6. — С.26−32.
- Панюкова C.B. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в лично-стно-ориентированном обучении: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ин-т общ. сред, образования РАО. М., 1998. — 42 с.
- Панчешникова JI.M. О системном подходе в методических исследованиях // Сов. педагогике. 1973. — № 4. — С.71−80.
- Педагогические основы специализации и укрепления учебно-материальной базы профтехучилищ / Под ред. Г. С. Гуторова. М.: Высш. шк., 1982. — 56 с.
- Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М.: Высш. шк., 1987. — 192 с.
- Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. К.: Наук, думка, 1991.-621 с.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. -264 с.
- Платонова Н.М. Педагогика высшей школы: Технология обучения. СПб.: СПГУ, 1995.-81 с.
- Планирование комплексного методического обеспечения предметов и профессий: Метод, рекомендации / Сост. М. Б. Горбачевская, А. М. Новиков, В. А. Скакун. М.: Высш. шк., 1983. — 23 с.
- Поздняков С.Н. Информационная среда обучения: Монография. -СПб.: СВЕТ, 1997.-400 с.
- Полат Е.С. Основные концептуальные положения развития УМБ средней общеобразовательной школы. М., 1989. — 42 с.
- Полат Е.С., Гершунская P.C. Средства обучения как категория дидактики. М.: АПН СССР, 1988. — 57 с.
- Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. М.: Просвещение, 1979. — 176 с.
- Применение методов научных исследований проблем профессионально-технического образования: Метод, рекомендации / Под общ.ред. А.П.Беляевой- Всесоюз. науч.-метод, центр проф.-техн. обучения молодежи. М., 1986. — 96 с.
- Применение педагогических программных средств вычислительной техники в учебных заведениях профтехобразования: Обзор / Сост.: М. Б. Лебедева, В. Н. Антонова, Н. А. Виноградова, Н. С. Горелышева. -Л.: ВНИИпрофтехобразования, 1989. 32 с.
- Проблемы дидактики теоретического обучения / Под ред. Маркело-вой В.А.- ВНИИпрофтехобразования. М.: Высш. шк., 1978. — 300 с.
- Проколиенко Л.Н. Методологические проблемы использования компьютера в обучении // Вопр. психологии. 1986. — № 6. — С.38−44.
- Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под общ. ред. А.П.Беляевой- Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 230 с.
- Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения / Якиманская И. С., Абрамова С. Г., Шиянова Е. Б. и др. // Сов. педагогика. 1991. — № 4. — С.44−51.
- Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.: Энергия, 1965. — 360 с.
- Развитие учебно-материальной базы общеобразовательной школы: Материал для обсуждения / Под ред. В. С. Леднева. М.: НИИ ШОТ-СО, 1990.- 150 с.
- Разработка и комплексное применение технических средств обучения в учебном процессе профтехучилищ. Варшава: Ин-т проф. образования, 1985. -213 с.
- Разработка и применение дидактических средств в средних профтехучилищах / Редкол.: В. И. Сопин (отв. ред.) и др. М.: Высш. шк., 1986. — 128 с.
- Разработка педагогических программных средств вычислительной техники для учебных заведений профтехобразования: Метод, пособие / М. В. Лебедева, С.А.Марков- В. В. Шапкин (отв. ред.) и др. М.: Высш. шк., 1990.-126 с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Моск. ун-т, 1985. — 207 с.
- Роберт И. Какой должна быть обучающая программа // Информатика и образование. 1986. — № 2. — С.90—95.
- Розина И.Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук / РГПУ. Ростов-н/Д, 1999. — 24 с.
- Российской образование в переходный период: Программа стабилизации и развития / Под ред. Э.Д.Днепрова- М-во образования РСФСР.-М., 1991.-54 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-332 с.
- Савельев А.Я., Новиков В. А., Лобанов Ю. И. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М.: Высш. шк., 1986. — 176 с.
- Савельев М.Н., Яковлев В. В. Моделирование систем. М.: Наука, 1988.-425 с.
- Садовский С.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системное исследование: Ежегодник / Ин-т истории естествознания и техники. М., 1978. — С.7−25.
- Свириденко С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 303 с.
- Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. 1991. — № 1. — С.3−9.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5.-С. 16−20.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки: Учеб. пособие. СПб., 1995. — 79 с.
- Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования: Сб. науч. тр. / Редкол.: А. П. Беляева (отв. ред.) и др.- ВНИИпрофтехобразования. Л., 1987. — 128 с.
- Скакун В.Д. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1980.-212 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: АПН РСФСР, 1980.- 189 с.
- Советов Б .Я. Информационная технология: Учеб. для студентов вузов. М.: Высш. шк., 1994. — 368 с.
- Советов М.Н., Яковлев Б. В. Моделирование систем. М.: Наука, 1988.-425 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. -3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.
- Соколов А. Г. Теория и. практика управления средним профтехучилищем. М.: Высш. шк., 1988. — 183 с.
- Сопин В.И. Педагогические требования к комплексам дидактических средств обучения // Комплексное обеспечение процесса теоретического обучения дидактическими средствами в профтехучилищах: Сб. науч. тр. / ВНИИпрофтехобразования. Л., 1985. — С.33−39.
- Сопин В.И. Теоретические основы проектирования и комплексного применения средств обучения в профессиональных училищах и лицеях: Монография. СПб., 2000. — 300 с. — Деп. в Ин-те профтехобразования РАО 04.07.2000, № 241.
- Степанец А.П. Комплексное применение технических средств обучения в профтехучилище. К.: Вища шк., 1978. — 55 с.
- Суматохин C.B. Комплексное использование современных технических средств при изучении биологии: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Моск. пед. ун-т. М., 1996. — 23 с.
- Талызина Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс научную основу // Сов. педагогика. 1985. — № 12. — С.34−38.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к учению и программированное обучение. М.: МГУ, 1986. — 98 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. — 128 с.
- Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / Под ред. А. А. Кыверялга, А. В. Батаршева. М.: Высш. шк., 1990. — 159 с.
- Технические средства обучения и контроля / Ю. Н. Кушелев (руководитель) и др. М.: Высш. шк., 1973. — 192 с.
- Типовое положение об учреждении начального профессионального образования: Постановление Правительства РФ от 05.07.94, № 650. -М., 1994.
- Тихомиров O.K. Основные психолого-педагогические проблемы компьютерного образования // Вопр. психологии. 1986. — № 5. -С.67−68.
- Толковый словарь по вычислительной технике и программированию: Основные термины / А. П. Заморин, А. С. Марков. М.: Рус. яз., 1988.-221 с.
- Уманский B.C. Применение технических средств в учебном процессе средних профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1979. — 151 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 346 с.
- Урок и перспективы его развития в среднем профтехучилище: Рекомендации / Сост. В. С. Безрукова. Свердловск: СИПИ, 1988. — 58 с.
- Федеральная комплексная программа научно-педагогических исследований «Развитие образования в России» / М-во образования РСФСР.-М., 1991.
- Федотова Л.Д. Профессиональная школа. М.: НМЦ, 1992. — 27 с.
- Фридман J1.M. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.-80 с.
- Хейфец П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев: Дис. в виде науч. докл.. д-ра пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. J1., 1995.-73 с.
- Чебышева B.B. Психология трудового обучения: (Трудовые умения и навыки и условия трудового обучения). М.: Высш. шк., 1969. -304 с.
- Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса обучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб., 1998.-37 с.
- Чернышев К.А. Информационное обеспечение образовательного процесса высшей школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Таганрог: ТГПИ, 2000. — 20 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие. М.: Педагогика, 1996. — 233 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Шамова Т.И. Дидактическая система средств активизации учения школьников // Сов. педагогика. 1979. — № 3. — С. 11−17.
- Шапкин В.В. Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих в условиях научно-технической революции. М.: Высш. шк., 1985.- 159 с.
- Шаповаленко С.Г. Вопросы теории и практики создания и использования системы учебного оборудования в советской общеобразовательной школе. М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1973. — 130 с.
- Шаповаленко С.Г. Методологические вопросы научных исследований и разработок в области школьного оборудования // Сов. педагогика. 1982. — № 6. — С.66−71.
- Шарбуков В.В. Использование закономерностей мыслительного процесса в автоматизированном обучении // Вопр. психологии.1986.-№ 6.-С.26−32.
- Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования // Информатика и образование. 1989. — № 5. — С.5.
- Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973. — 106 с.
- Шелухина A.B. Методические основы внедрения телекоммуникационных технологий в обучение информатике в средней школе- Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т общ. и сред, образования. М., 2000.-25 с.
- Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс // Педагогика. 1992. -№ 11−12. — С.13−19.
- Шестак Н.В. Методическое обеспечение учебного процесса с применением технических средств визуальной наглядности // Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 1988. — Вып. 4. — С.30−35.
- Шешерина Г. А. Информационная технология обучения специальному предмету на основе применения инструментальных программных средств: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 22 с.
- Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995. — 48 с.
- Шостак Я.Е. Комплексное применение технических средств в учебном процессе: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1983. — 127 с.
- Шкляр А.Х. Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки в высшем техническом училище: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 52 с.
- Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности // Социол. исслед. 1990. — № 8. — С.79−86.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Экспертная оценка качества педагогических программных средств вычислительной техники: Метод, рекомендации / Сост. В. И. Сопин, И. А. Липанова, С. Ф. Артемьева. Л.: ВНИИпрофтехобразования, 1990.-46 с.
- Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения / Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Слуцкий А. И., Туму-чаева Б.А.: Учеб. пособие. СПб.: Образование, 1995. — 240 с.
- Юмашева Т.Е. Алгоритмизация обучения специальной технологии в профтехучилищах строительного профиля. Л., 1991.-51 с. — Деп. в НИИ профтехобразования АПН СССР 30.05.91 № 166.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. СПб., 1998. — 639 с.
- Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Л.: ЛГУ, 1991.-115 с.
- Янушевич Ю.Ф. Технология обучения в высшей школе. М., 1986. -220 с.
- A Monthly Column of News and Commentary. The Glassroom of the Year 2000 // Educational Technology. 1988, N6. — p.4.
- Burda Z. Zacinailcl ucitele a didakticka technika. Odborna skola. -1983.-roc.30.-N9.-S.129−131.
- Dudonis W. Zasady doboru arodkow dudaktichnych do programu nauchania. Szkola zawodowa. — 1983. — N12. — s.21−24.
- The field of educational technology: A statement of definition. «Audiovisual Instruction». 1972. — Vol.17. — N08. — p.36.
- Freyess D. et Vonenne Fr. Landiovisuel en situation pedagogique / Centre International d’etudes pedagogiques ds Serves. 1987. — 242 p.
- Jerrold E.Kemp. Instructional Design. «Fearon Publishers Lear Siegler, Inc.», Belmont, California. 1971. — p.9.
- Kapitula S. Dobor arodkow dydaktichnych do przedmiotu: «Podstawy elektrotechniki». Szkola zawodowa. — 1983. — N11. — s.43−48, tabl.
- Kaprinsky W. Zasady kompleksowego stosowania technichnych arodkow didaktichnych. Szkola zawodowa. — 1983. — N12. — s.18−20.
- Kouba L. Prognoza ve vyzkumu tvorby a vyuzifi materialnich didactickych prostredku. Ucebni pomucky. — 1984. — roc.23. — N5. — s.67−68.
- Learning, Strategies and Computer Based Instruction / Me Cann P.M. // Computers and Educ., Eketer. — 1981. — v.5 — N3. — p.133−140.
- Unterricntshilfen. Ausrustungsnormative. Berufsbildende Literatur // Zentralinstitut fur Berufsbildung der DDR. Berliner Volk und Wissen, 1985.- 256 s.
- Walter Nittch, Charles F. Schuller. Instructional Technology. Its. «Nature and Use». Harper and Bow Publishers. Ins. NY, 1973.