Роль и место мирового судьи в современной судебной системе России
С возрождением в России института мировых судей возникает ряд проблем, которые еще предстоит разрешить в ходе судебной реформы. Принятые законы лишь в общих чертах определили принципы организации и деятельности этого государственного института. По мере его развития, возможно, возникнут и иные вопросы, но и те, которые имеются уже сегодня, нуждаются в обсуждении и соответствующем законодательном… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие и содержание организационно-правового обеспечения деятельности института мировых судей
- 2. Компетенция мировых судей и особенности отправления правосудия мировыми судами
- 3. Правовой статус мировых судей в Российской Федерации
- Заключение
- Список литературы
Роль и место мирового судьи в современной судебной системе России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
С принятием Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и возобновлением функционирования этого института на территории Российской Федерации обострились проблемы организационно-правового (кадрового, финансового, материально-технического) обеспечения деятельности мировых судей, а также проблемы создания условий для полного и независимого осуществления правосудия в России.
Согласно ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», полномочия, порядок деятельности мировых судей и создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ 1993 г., Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, а также Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» и Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 «О статусе судей Российской Федерации».
На актуальность темы исследования указывают проблемы, выявившиеся с началом деятельности мировых судей: вскрылись недостатки в организационно-правовом обеспечении деятельности участков мировых судов, обострились потребности в уточнении статуса мировых судей, их территориальной организации, разработке единого подхода к организационному обеспечению мировых судей.
Состояние нормативно-правовой базы о государственной службе не позволяет определить место мировых судей в государственном аппарате и правовой статус мирового судьи в России.
С возрождением в России института мировых судей возникает ряд проблем, которые еще предстоит разрешить в ходе судебной реформы. Принятые законы лишь в общих чертах определили принципы организации и деятельности этого государственного института. По мере его развития, возможно, возникнут и иные вопросы, но и те, которые имеются уже сегодня, нуждаются в обсуждении и соответствующем законодательном разрешении. Указанные обстоятельства обусловили актуальность темы работы.
Рост числа научных публикаций (монографий, книг и статей в специализированных юридических изданиях) за последнее десятилетие однозначно свидетельствует о неподдельном интересе ученых к проблеме организационно-правового обеспечения деятельности института мировых судей в Российской Федерации, а также роли и месте мировой юстиции в осуществлении правосудия на территории России.
Истории становления и функционирования института мировых судей в судебной системе России посвящены труды таких ученых, как В. Н. Березин, Б. В. Виленский, Н. Н. Ефремова, П. А. Зайончковский, Л. Г. Захарова, А. Ф. Кони, М. Г. Коротких, М. В. Немытина, П. Н. Обнинский, И. М. Ознобишин, С. Ф. Платонов, А. А. Титов, М. К. Треушников, М. А. Филиппова, В. Я. Фукс и др.
Целью работы является изучение механизма деятельности института мировых судей в Российской Федерации.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
— исследование понятия и содержания деятельности института мировых судей в России;
— выявление и изучение основных направлений организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей в условиях реформирования судебной системы;
— исследование вопросов современного законодательного регулирования участков мировых судей;
— изучение механизма организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности института мировых судей в Российской Федерации.
Предмет работы составляют нормы конституционного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и административно-процессуального права.
1. Понятие и содержание организационно-правового обеспечения деятельности института мировых судей Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Согласно п. 3 ст. 118 Конституции РФ «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом». 1 января 1997 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», ст. 4 которого содержит норму о том, что в России вводятся мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ (п. 4).
В нем же разрешены весьма принципиальные положения вновь вводимого института: полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ (п. 2 ст. 28); мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции (п. 1 ст. 28); должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ (п. 2 ст. 17); мировые судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ (п. 8 ст. 13).
При определении учеными сущности института мирового судьи отмечаются характеризующие его организационные и процессуальные признаки, но они не разграничиваются. Результаты исследования российского законодательства позволяют обозначить следующие доминирующие признаки мирового судьи. Мировой судья является носителем судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, выступать от имени судебной власти. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы