Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Местное управление в странах Ближнего Востока: На примере Республики Йемен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представляется, что процесс завершения государственного строительства и, в частности, системы местного управления в Йемене требует обеспечения следующих условий: оперативное осуществление гибких мероприятий, с одной стороны по фактическому распространению власти центра и национального законодательства на каждую часть страны, включая ее низший уровень, что станет мощным фактором консолидации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования местного управления
    • 1. 1. Понятие и основы местного управления
    • 1. 2. Местное управление в условиях административной централизации и административной децентрализации
  • Глава II. Система органов местного управления в Йемене
    • 2. 1. Краткая характеристика основных систем местного управления
    • 2. 2. Развитие системы местного управления в Йемене: сравнительно-правовой и исторический анализ
    • 2. 3. Полномочия органов местного управления и их взаимоотношения с центральной властью
  • Глава III. Формирование органов местного управления в Йемене
    • 3. 1. Принципы формирования органов местного управления в
  • Йемене
    • 3. 2. Организация и проведение выборов депутатов местных советов и их правовой статус

Местное управление в странах Ближнего Востока: На примере Республики Йемен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Преодоление раздробленности Йемена стало импульсом, с одной стороны, для интеграции усилий йеменского народа в социально-экономической сфере, а, с другой, положило начало сложному и противоречивому периоду политического и конституционно-правового строительства. Исследование эволюции публичной власти на местном уровне позволяет выявить определенные закономерности, присущие этому явлению, которые необходимо учитывать в условиях целенаправленного реформирования государственного механизма и создания демократического гражданского общества в Йемене.

Проблема реформирования всей системы местного управления в стране приобретает особую актуальность в силу объединения Северного и Южного Йемена в единое государство. Противоречивость процесса становления нового государства накладывает свой отпечаток на дискуссию по поводу настоящего и будущего местного управления, которая разворачивается как среди специалистов в области конституционного и муниципального права, так и политиков, государственных деятелей и широкой общественности.

Современный этап развития местного управления в Йемене совпал с этапом перехода от тоталитарного, авторитарного режима к демократическому государственному строю. Как следствие этого, возникает необходимость формирования новой законодательной базы, регулирующей деятельность органов местного управления. Децентрализованное управление выступает необходимым условием демократизации государственной власти и общества. Отсюда одной из особенностей формирующейся в Республике Йемен системы органов местного управления должна стать ее тесная взаимосвязь с гражданским обществом, в рамках которого культивируется чувство общего интереса и ответственности местного населения и граждан государства в целом.

В условиях начавшегося в середине 90-х годов прошлого столетия процесса демократизации йеменского общества реформирование местного управления рассматривалось как способ оптимизации государственного управления в целом. В этой связи нельзя не отметить, что в первые годы после объединения двух частей Йемена вопросы местного управления регулировались не законами, а указами президента, что, на наш взгляд, во многом обусловило усиление централизации управления местными делами. Не последнюю роль в этом вопросе сыграло наследие бывшего южнойеменского государства, которое было настолько весомым, что значительно затруднило переход к новой, более демократической системе публичной власти, в том числе на уровне местного управления.

В современных условиях управления обществом в Йемене, так же как и в большинстве стран Ближнего Востока, сочетаются элементы государственного управления и местного самоуправления. При этом, на протяжении XX века способы государственного управления являлись преобладающими. Данный процесс имеет место не только в странах арабского Востока, но и в некоторых странах постсоветского пространства. Однако уже в начале XXI века процесс изменения функций управления местными делами общества актуализировал проблему создания самостоятельной системы самоуправления. Этому, отчасти, способствовало принятие в 2000 г. законов, регулирующих вопросы местного управления: Законы о местной власти в Республике Йемен и Закона о местном управлении.

Цель и задачи исследования

Исходя из актуальности темы, основной целью настоящего исследования является проведение комплексного сравнительно-правового анализа регулирования основных вопросов местного управления в Республике Йемен. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

• исследовать теоретические вопросы, касающиеся понятия местного управления, его особенностей в условиях административной централизации и децентрализации;

• проследить эволюцию становления и развития системы местного управления в Республике Йеменопределить факторы, влияющие на развитие местного управления в Йемене;

• проанализировать основные положения законодательства Йемена о местном управлении;

• изучить правовое положение органов местного управления в Республике Йемен;

• провести сравнительный анализ системы органов местного управления и самоуправления в Йемене и некоторых государствах арабского Востока.

Объектом диссертационного исследования являются регулируемые законодательством общественные отношения, которые связаны со становлением, развития и функционирования местного управления в Республике Йемен.

Предметом диссертационного исследования являются нормативно-правовые и другие документы, регламентирующие процесс становления, развития и функционирования и развития местного управления в Республике Йемен, а также в сравнительно-правовом плане — в других странах Ближнего Востока.

Методологическая и практическая основы диссертационного исследования. При написании данной работы автор использовал общенаучные методы познания (системный, функциональный, анализ и синтез, историзм и др.), а также частные научные методы (сравнительно-правовой, логико-юридический, моделирования и др.).

Теоретическую базу диссертационного исследования составляют работы арабских, главным образом йеменских исследователей, а также российских и зарубежных ученых, относящиеся к конституционному, муниципальному и административному праву.

Диссертантом исследованы труды российских и зарубежных ученых, специально посвященные государственно-правовым проблемам стран арабского Востока, и прежде всего работы Абдель-Хафеза К., Абделя аль-Барани X, Абдулькадира аль-Шихли, Ахмада Шарафуддина, Ахмеда Ибрагима Абу-Сина, Бакра аль-Кабани X., К. И. Батыра, Вайла М. И. аль-Мухлави, Вахаба Абдель-Раззака И., Каида Мухаммеда Торбуша, Каранди Д. А., Е. М. Ковешникова, М. О. Косвена, О. Е. Лейста, И. И. Овчиникова, М. И. Садагдара, М. Сайда Абдалы, Сулеймана Атаммауи М., Сухера Али Ахмеда, Л. Р. Сюкияйнена, Тарбуша Мухаммеда И., Тахарави М. Х., Хасана Мухаммеда Аубы, Ф. И. Хачима,.

Существенное место в диссертации отведено изучению работ известных российских исследователей: С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, Г. А. Барабашева, В. И. Васильева, А. Д. Градовского, Л. А. Григоряна, А. А. Демина, В. В. Еремяна, О. А. Жидкова, О. Е. Кутафина, Г. В. Мальцева, Г. И. Муромцева, О. Г. Пересыпкина, Ю. А. Тихомирова, В. И. Фадеева, А. И. Черкасова, К. Ф. Шеремета, М. А. Штатиной, И. С. Яценко и других авторов.

При подготовке работы использованы результаты исследований зарубежных авторов, таких как П. Речерд, Т. Браун, Т. Эдисон, Р. В Джексон, Р. Драго и др.

Нормативную базу исследования составляют Конституция и другие нормативно-правовые акты республики Йемен. Особую группу составляют законы о местном управлении, а также указы президента, постановления правительства по вопросам, связанным с организацией и функционированием власти на метах, регламенты органов местного управления.

Научная новизна диссертационного исследования. В качестве основных положений, содержащих новые или отличающиеся новизной выводов, выносимых на защиту, предлагаются следующие:

1. В юридической литературе Йемена, так же как и в других странах арабского Востока, отмечается значительное разнообразие точек зрения относительно природы местного управления и самоуправления и его законодательной регламентации. Это обусловлено существованием различных политических и общественных режимов, в условиях которых развивается местная власть.

Однако несмотря на различие подходов к проблемам местного управления в Йемене наиболее устоявшейся в научной литературе точкой зрения является понимание его как системы местных органов (советов), которые наделены соответствующей компетенцией для решения вопросов управления на определенной территории, не входящих в компетенцию центральной власти.

2. Арабская доктрина рассматривает власть не как абсолютное право, и не как субъективное право, которым можно воспользоваться по усмотрению представителя власти, но как совокупность полномочий, которыми закон наделяет ее представителя в целях управления подчиненными. Специфическое представление и отношение к государственной власти находит реальное проявление в высокой степени опеки, которую осуществляет центральная власть по отношению к органам местного управления. На деле это приводит к бюрократической централизации государственной власти и управления и сдерживанию процесса развития местного самоуправления. Вместе с тем, надо признать, что в рамках упрощенных административных процедур в Йемене удается оперативно решать повседневные проблемы населения. Этому способствует также распределение административных функций между центральным правительством и органами местного управления, что уменьшает бумажную волокиту и сокращает сроки между принятием решения и его реализацией.

3. В политической традиции йеменского общества идея о местном управлении как своего рода противоположности центральной власти или дополнении к существующим государственным структурам появилась в Йемене еще в эпоху феодализма и отражала необходимость дележа власти между различными господствующими слоями. По существу это означало, что отдельные группы правящего класса, не имеющие доступа к центральной власти, при решении местных вопросов старались отгородиться от ее произвола.

4. Система местного управления Йемена формировалась не в изолированном пространстве. Многовекторное влияние (внутреннее и внешнее), которое в историческом контексте испытывала система публичной власти Йемена, выразилось в том, что власть на местах в целом развивается в русле мировых тенденций, больше характерных для государств ближневосточного региона. Последнее обстоятельство, подчеркивающее необходимость учета традиций народа и преемственности в государственно-правовом строительстве, отчетливо прослеживается на историческом примере Йемена.

5. Конституция Йемена 1990 г. заложила правовую основу для создания нормативно-правовой базы местного управления. Принципиальные конституционные положения, касающиеся власти на местах, нашли свое развитие в специальных законах, принятых в последнее время.

Основной закон провозгласил местную власть неотъемлемой частью центральной государственной власти. Полномочия, права, обязанности и задачи органов местной администрации были закреплены в законе № 52 от 1992 г. В дальнейшем закон № 4 от 2000 г. значительно расширил полномочия местных органов, в результате чего их правовой статус достиг уровня правового статуса государственных органов. Местные советы получили право на конфискацию недвижимости, заключения административных договоров и заключения инвестиционных договоров с иностранными государствами. Введены такие должности, как Генеральный секретарь местного совета губернии или округа, которые не встречаются в других арабских странах и характерны только для системы местного управления Йемена.

Однако говорить о создании полноценной нормативной базы местного управления в Йемене было бы преждевременно.

6. Вопрос об административно-территориальном делении Йемена был поставлен в президентском указе № 52 от 1991 г., изданном вскоре после воссоединения страны. В итоге в ст. 143 и 144 Конституции страны было провозглашено деление республики на административные единицы, имеющие свои границы и правовой статус. Указ Президента № 269 от 2000 г. предусматривал подобное разделение на основе демографических, географических, социальных и экономических факторов. При этом была образована двухзвенная система административно-территориальных единицгубернии и округа. Изменение границ округов, согласно ст. 5 Закона 143 Конституции, находится в ведении губерний, а границы округов можно менять на основании указа президента по предложению министра юстиции.

7. В период реформирования системы публичной власти в Йемене особое значение приобретает вопрос о разграничении полномочий и предметов ведения между центром и местами. Решение этой проблемы на законодательном уровне позволяет обеспечить стабильное функционирование не только системы органов власти на местах, сохранить баланс между административной централизацией и децентрализацией, но и предотвратить сползание к авторитарным способам и методам руководства.

Осуществление правительственной властью весьма жесткой административной опеки, оправдываемой сложными условиями нынешнего этапа развития Йемена, не дает оснований утверждать, что провозглашенный в Конституции принцип децентрализации совсем не действует. Он проявляет себя, прежде всего, в наличии и более или менее активной деятельности местных выборных Советов.

8. Местное управление в ближневосточных государствах осуществляется как в условиях административной централизации, так и административной децентрализации. Этот вопрос имеет принципиальное значение, как для эффективного функционирования системы местного управления, так и всей политической системы любого государства, включая страны арабского Востока. Сбалансированность этих двух тенденций обеспечивает возможность проявления инициативы мест, решения общенациональных задач и обеспечения гражданам права участия в управлении государством.

В современных условиях возрастает роль регионов и органов соответствующего уровня управления. Однако, понятие региона толкуется более свободно, чем оно употребляется. Например, в Европейской хартии регионального управления, где под регионами понимается уровень выше общин: районы, округа, области, провинции и т. д. Делается вывод о том, что демократизация регионального уровня управления может быть достигнута, в частности, за счет создания при руководстве такими регионами совещательных органов типа советов.

9. Предотвращение имеющей место фрагментации власти на местах сторонники так называемой «классической» модели увязывают с еще большей ее концентрацией в руках «сильного» главы местной администрации. Эта система с определенными оговорками может быть применима исключительно в самых крупных городах республики (Сана, Аден), хотя в большей мере она соответствует условиям многомиллионных городов (Каир, Анкара и др.), где специфика управления мегаполисом обусловливает необходимость концентрации властных полномочий и ответственности в одних руках. Такая система, имеющая определенные характеристики президентской формы правления, неприемлема в условиях средних и небольших городов и тем более на уровне сельских поселений.

10. Объединение Йемена привело к ликвидации однопартийной системы, существовавшей в НДРЙ, при которой вся власть находилась в руках социалистической партии, слившейся с государственным аппаратом. Положения Закона № 41 от 1992 г. «О выборах в Республике Йемен» создали правовую основу деятельности различных политических партий. Этот документ в сочетании с провозглашением свободы средств массовой информации предоставил гражданам юридические гарантии права на свободу выбора и права быть избранным. Он закрепил одномандатную избирательную систему при прямых, равных и тайных выборах.

Законодательство о выборах соответствует общепризнанным международным стандартам. Однако расширение демократических начал на нижнем уровне власти напрямую зависит как от правового, так и реального положения депутата местного совета, призванного выражать волю избирателей, проживающих на соответствующей территории.

Практическая значимость диссертации. Содержащиеся в диссертации выводы и заключения успешно могут быть использованы в рамках высших учебных заведений республики Йемен и других арабских государств, в процессе научно-теоретических разработок, практическими работниками различных муниципальных служб Республики Йемен, а также сотрудниками соответствующих международных организаций при разработке курсов муниципального права зарубежных стран, конституционного права зарубежных стран.

Апробация результатов исследования. Работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов. Основные положения и выводы диссертанта нашли отражение в ряде научных статей и в выступлениях на научно-практических конференциях в Российском университете дружбы народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Своеобразие института местной власти в Йемене и странах Ближнего Востока во многом обусловлено политическими традициями, в основе которых лежит специфическое представление и отношение к государственной власти, в частности, опора на идею аш-шура, на использование ислама в качестве официальной идеологии и шариата как основы йеменского законодательства. Идеи местного управления как своего рода противоположности центральной власти или дополнения к существующим государственным структурам стали складываться в Йемене еще в эпоху феодализма и отражали необходимость дележа власти между различными группами самого правящего слоя. По существу отдельные группы правящего класса, не имеющие доступа к центральной власти, при решении местных вопросов старались отгородиться от ее произвола.

Историко-правовой анализ развития местного управления в Йемене показывает, что игнорирование преемственности в государственно-правовом строительстве ведет к отчуждению власти от общества и, как следствие, создает предпосылки для сужения демократической основы государственности и установления авторитарного политического режима. Эту ситуацию не меняет даже то, в современном йеменском обществе представительная государственная власть формируется различными слоями населения. На деле государственная власть на местах осуществляется в интересах, прежде всего, местной элиты.

Динамика демократизации власти на уровне местных образований во многом зависит от степени вовлеченности населения в деятельность органов местного уровня, участия в их избрании и контроле над их деятельностью. Однако поголовное участие населения в решении сложных государственных проблем в сегодняшних условиях нереально и может повлечь крайне тяжкие последствия для всего йеменского общества.

Представляется, что процесс завершения государственного строительства и, в частности, системы местного управления в Йемене требует обеспечения следующих условий: оперативное осуществление гибких мероприятий, с одной стороны по фактическому распространению власти центра и национального законодательства на каждую часть страны, включая ее низший уровень, что станет мощным фактором консолидации йеменской нации, а, с другой стороны, по обеспечению справедливого представительства интересов многочисленных племен, которые наиболее эффективно могут быть реализованы на местном уровнеправовая, организацио1шая и материальная поддержка со стороны государства развития гражданской инициативы в рамках местного самоуправления и укрепления линии на децентрализованные формы и методы организации власти на местаха также создание эффективных правовых и институциональных механизмов защиты прав граждан. В этой связи актуальным является создание специальных палат по административным делам в судах всех уровней, по аналогии с существующими палатами по гражданским и уголовным делам и. административной палате Верховного Суда. дальнейшая разработка нормативных актов, касающаяся упорядочения деятельности системы органов местного управления по обеспечению жизнедеятельности местного населения. В этой связи следует обратить внимание на конкретизацию конституционных положений, касающихся владения, пользования и распоряжения собственностьюрешение финансовых вопросов местного значениякомплексного развития муниципальных образований и т. д. Особого внимания заслуживает правовое разграничение полномочий и предметов ведения между местной и центральной властями. проведение практической организациошюй работы по оформлению всех государственных структур в соответствии с требованиями принятого законодательства и в этой связи укрепления не только местных органов государственной власти, но и развитие местного самоуправления. Представляется, что в первую очередь необходимо разработать законодательство о принципах организации местного самоуправления. В нем с учетом исторических и местных традиций необходимо закрепить систему институтов местного самоуправления, порядок образования и компетенцию их органов. Обязательным условием является установление государственных гарантий, призванных обеспечить реальность местного самоуправлениясоблюдение и дальнейшее укрепление законности при выполнении органами местного управления своих задач, включая делегированные им центральной властью. Степень вмешательства последней в дела местных властей должна осуществляться в целях обеспечения законности и только в порядке и случаях, предусмотренных Конституцией Республики Йемен или законамиповышение степени воздействия местных гражданских сообществ, а также частных лиц на формирование представительных местных органов государственной власти, от которых в значительной мере зависит эффективность деятельности органов управления на местах.

Таким образом, после объединения Йемена сложилась ситуация, при которой, несмотря на определенную децентрализацию и демократизацию местного управления, его органы не утратили статуса своеобразных представительств центральной власти на местах. Активизация законотворческого регулирования этого института публичной власти в последние годы обусловлена не только потребностью упорядочения управления на всей территории республики, но и необходимостью создания правовых предпосылок для обеспечения участия населения в управлении и развития форм местного самоуправления. Одним из важнейших шагов в этом направлении является законодательное закрепление и реализация демократических принципов организации и проведения выборов в местные советы в Йемене.

Тенденции развития органов местного управления в Йемене в основном совпадают с теми процессами, которые наблюдаются в странах региона. При этом специфический отпечаток на их формирование, систему и принципы взаимодействия с центральной властью и населением накладывают политические, экономические, этнические и другие аспекты, характерные для современного йеменского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Республики Йемен. Сана, 1990.
  2. Конституция Народной Демократической Республики Йемен Принята
  3. Верховным нар. советом 31 окт. 1978 г. Аден.1978.
  4. Соглашение о провозглашении Йеменской Республики и организациипереходного периода. Газета «14 октября» от 22.05.1990, № 8024 (на араб, яз.).
  5. Закон № 4 от 2000 г. «О местной власти Республики Йемен». Изд-воминистерства по делам местного управления. Официальная газета, Сана, 17.09.2000 (на араб.яз.).
  6. Закон о гражданской службе N 19 от 1991 г. Сана, Официальная газета, 2311.1991 (на араб.яз.).
  7. Закон о местном управлении и нормативные акты. Сана, изд-воминистерства местной администрации Республики Йемен, 2001 (на араб.яз.).
  8. Закон о Совете Министров N 20 от 1991 г. Сана, Официальная газета, 0310.1991 (на араб, яз).
  9. Закон о Центральном йеменском банке N 21 от 1991 г. Сана,
  10. Официальная газета, 24.11.1991 (на араб.яз.).
  11. Закон о статусе города Сана № 35 от 25.07.1980. Сана, Официальнаягазета № 18 от 30.07.1980 г. (на араб, яз.).
  12. Йеменское административное законодательство. Сана, 1990 (наараб.яз.).
  13. Республиканский декрет № 19 об административном делении от1712.1957. Аден, Официальная газета от 17.12.1967 (на араб.яз.).
  14. Соглашение, достигнутое во время встречи в верхах. -Газета «14 октября» от 1.12.1989, № 7880 (на араб.яз.).
  15. Указ 1, 2 Руководства Народного фронта от 30.11.1967. Аден, Официальная газета от 30.11.1967 (на араб.яз.).
  16. Указ Президента РЙ от 12.04.1996 г. № 6 по административномуделению Йемена. Сана, 1996 (на араб.яз.).
  17. Указ Президентского Совета от 08.05.1990, № 4 о территориально-административном делении. Сана, Официальная газета, 11.05.1990 (на араб.яз.).
  18. Административное право зарубежных стран: Учебник Под ред. А. Н. Козырина, М. А. Штатиной. М., СПАРК. 2003.-462 с.
  19. Административное право России: учеб. для юрид. вузов и фак. Алехин. А. П., Кармолицкий А. А. М, Зерцало. 2005.-686 с.
  20. И.А. Монархии Персидского залива. Этап модернизации. М., Дело и Сервис 2000.-543 с.
  21. А.П., Административное право Российской Федерации: Учеб, для юрид. вузов и фак. М., Зерцало. 2002.- 595 с.
  22. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. T.l. М. Зерцало.2000. -676 с.
  23. Г. Н. Конституционное право зарубежных стран. М., Эксмо.2005.-654 с.
  24. И. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., Бек. 1993.-245 с.
  25. И. А. Реформа местных органов власти и территориального самоуправления в Польше (1990 г.) // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., Бек. 1993.-223 с.
  26. JI. А. Правотворчество органов местного самоуправления :
  27. По материалам Новгородской области: Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1999.-414 с.
  28. Аппарат управления социалистического государства. М. 1976. П. Арабаджян З. А Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока. М., Наука. 1986.-201 с.
  29. П.Арабаджян З. А. Иран: власть, революция, реформы. М., Наука. 1991.125 с.
  30. Арабский мир: три десятилетия независимого развития. Под. ред. В. В. Наумкина. М., Наука. 1990.-372 с.
  31. К.В. Государственное право зарубежных стран. М., Форум": ИНФРА. 1998. -486 с.
  32. С.Э. Движение политического ислама в Северной Африке. М. РАН. 2000.-340С.
  33. М. В. Конституционное право зарубежных стран. М., Норма, 2005.-1043 с
  34. , А. Б., Система государственного и муниципального управления,: Хабаровск. ДВАГС. 2004.-377 с.
  35. Барабашев Г. В, Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., Юрид. лит. 1999.-382 с.
  36. В. А. Муниципальное право: Учебник. М., ЮНИТИ-ДАНА. 2000.-320 с
  37. Д.Н. Административное право. М., НОРМА: ИНФРА.2000.-275 с.
  38. Г. Французское административное право. М., Прогресс. 1988.487 с.
  39. Будагова A.1II. Организация местной власти в Турции: конституционно-правовой аспект: Научно-аналитический обзор / РАН. ИНИОН. М., 1. ИНИОН. 1994.-21 с.
  40. Н. А. Институт отзыва выборных лиц местного самоуправления: Автореф. дне. канд. юрид. Наук. Пермь, 2004.-32 с.
  41. A.M. История Саудовской Аравии. М., Прогресс .1998.-686 с.
  42. И. А. Государственное и муниципальное управление. М. Гардарики,.2006.-317 с.
  43. И. А. Административно-государственное управление в странах Запада. М., Логос. 2001.-370 с.
  44. Вахаб Абдель-Раззак И. Основные этапы конституционного развития НДРЙ. Автореферат на соискание уч. степени канд. юр. наук. Л., 1982.-22 с.
  45. В. Г., Сапожников А. Д. Местные органы власти в общегосударственной системе территориального управления. Опыт зарубежных стран. М., 1989.
  46. М.А. Внеконституционный механизм политической власти в США. Автореферат канд. диссертации на соискание уч. степени канд. ист. наук. М., 1990.-27 с.
  47. ВыдринИ.В., Муниципальное право России. М.: Норма, 2004. С 313
  48. Д. Великобритания: центральное и местное управление. М.: Прогресс, 1984.-367 с.
  49. А. Г. Муниципальное управление. М.: Муницип. мир, 2002.559 с.
  50. А. Г. Правовые основы местного самоуправления. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М, 1996.-21 с.
  51. Р. С. Роль органов местного самоуправления в обеспечении правопорядка: Дис. канд. юрид. Наук. М., 2005.-161 с.
  52. , Е. К. Политическое развитие Йеменской Арабской Республики, 1962−1985 гг. М.: Наука, 1989.-278 с.
  53. Государство Кувейт: страна и люди Пер. Выглежанин Л. В.,
  54. Никосия: Эль-Машрик, 1998.-317 с.
  55. Государствеииое и муниципальное управление. Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2005.-460 с.
  56. Государственное право буржуазных и освободившихся стран. М., 1988.
  57. Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления в ФРГ//Государство и право. М., 1992, № 10.
  58. О. В. Правовые основы территориальной организации местного самоуправления : Дис. канд. юрид. Наук. М., 2005.-139 с.
  59. Г. М. Бюджеты местных органов управления в системе муниципальных финансов: Автореферат дас. канд. экон. наук / Санкт-Петербург. Ун-т экономики и финансов, СПб., 1993.-22 с.
  60. М. В. Роль депутатов местного совета в системе местного самоуправления. Автореф. дис. на соиск. к.ю.н. М., 1992.-24 с
  61. А.А. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. М., ИКД «Зерцало». 2002.-379 с.
  62. А.А. Административный процесс в развивающихся странах. М., УДН, 1987.-84 с.
  63. Егорин А. З История Ливии, XX век. М., ИВ РАН. 1999-.561с.
  64. А.З. Египет нашего времени. М., ИВ РАН. 1998 .-260 с.
  65. А.З., Исаев В. А. Объединннненные Арабские Эмираты. М., 1997.
  66. В.В. Муниципальная история России. Древняя Русь: от общины-рода к общине-государству М., Акад. Проект. 2005.-958 е.
  67. В.В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XX века) В. В. Еремин М., Акад. Проект. 2003.- 526с.
  68. . В.В. Местное управление и местное самоуправление в Латинской Америке. М., РУДН. 2001.- 496 с.
  69. В.В. Особенности генезиса местного самоуправления в Латинской Америке // Известия вузов «Правоведение» СПб, 2000, № 1.
  70. О. А. Право и политика в развивающихся странах. М., УДН 1990.165 с.
  71. В.В. Национально-освободительное движение в Адене и Аденских протекторатах. Образование НДРЙ (1945−1967). Автореферат дис. на соискание уч. степени канд.ист.наук. М., 1970.-23 с.
  72. В. Г. Местное самоуправление. Ростов н/Д: Феникс, 2005.-474 с.
  73. ИгнатюкН. А. Муниципальное право. М., Юстицинформ. 2005.-319 с.
  74. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., Наука. 1995.-300 с.
  75. В.А., Филоник А. О. Государство Катар: проблемы развития. М., Ин-т востоковедения Рос. Акад. Наук,. 1999.-149 с.
  76. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики (сборник статей). Под. ред. А. И. Ионовой. М., Наука. 1985.-279 с.
  77. История Курдистана. Под ред. М. С. Лазарева, Ш. Х. Мгои. М., Ин-т востоковедения Рос. акад. Наук. 1999.-519 с.
  78. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., Норма, 1996 .-461 с.
  79. С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., Наука. 1981.-152 с.
  80. Д.А. Административная юстиция в арабских странах: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1973.-22 с.
  81. С. М. От местного управления к местному самоуправлению.
  82. Тюмень., Вектор Бук.2005.-261с.
  83. В. И. Основы государственного и муниципального управления. М., Экзамен.2005.-414 с.
  84. А. В. Административно-правовой статус исполнительных органов местного самоуправления : Дис.. канд. юрид. наук: Саратов., 2003.-226 с.
  85. С. Теоретические проблемы исследования эволюции местного управления в развитых капиталистических странах // Социально-политические проблемы современности. М., 1990.
  86. Конституционное право развивающихся стран Предмет, наука, источники .М., Наука, 1987.-284 с.
  87. Конституционное право развивающихся стран (основы организации государства). М., Наука. 1992.-351 с.
  88. Конституционное право зарубежных стран. Ростов-на-Дону., Дон. юрид. ин-та, 2005.-147 с.
  89. Конституционное право: вопр. и ответы. М., ПрессЮрЛит.2005.-114 с.
  90. Н. Н. Государственное и муниципальное управление. Воронеж: Воронеж, гос. техн. ун-т, 2004.-107 с.
  91. О. В. Правовые акты местного самоуправления : Дис.. канд. юрид. Наук. М., 2000.-190 с.
  92. О.Е., Муниципальное право Российской Федерации. М., Юристъ.2002.-559 с.
  93. О. Е. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., Юристь. 1997.-428 с.
  94. О.Е., Муниципальное право Российской Федерации. М., Юристъ.2000.-550 с.
  95. В.В. Формы правления современных государств. Н. Новгород., ВГАВТ. 1998.-114 с.
  96. Т. А. Местное самоуправление в крупных городахмегаполисах: теоретико-правовое исследование: Дис. канд. юрид. Наук. М., 2005.-194 с.
  97. В.В. Реформы местного управления во Французской Пятой республике // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., ИНИОН. 1993.-125 с.
  98. Местное самоуправление в Российской Федерации: Сб. нормат. правовых актов. М., Юрид. Лит.1998.-782 с.
  99. Местные органы власти в США: организация управления и экономической деятельности Сб. обзоров под ред. Зарецкая С. Л., Капранова Л. Д. М.: ИНИОН, 1996.-134 с.
  100. Местные органы власти: социально-экономические аспекты деятельности. М., ИНИОН. 1993.-134 с.
  101. Г. И. Третий мир: общество, власть, армия. М., Наука, 1989.196 с.
  102. А. А Конституционное (государственное) право зарубежных стран.М., Юстицинформ, 2004.-510 с.
  103. А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., Белые альвы. 1999.-420 с.
  104. Е.Л. Местная власть в Испании: управление финансами. М., ИНИОН. 1994.
  105. Муромцев Г. И Конституции арабских государств. Учебное пособие. М, УДН .1982. М., УДН. 1982.-80 с.
  106. Г. И. О некоторых особенностях конституций в развивающихся странах Азии и Африки. Право и политика в развивающихся странах. М., УДН .1990.
  107. Мусульманское право Вопр. теории и практики Л. Р. Сюкияйнен- М., Наука. 1986.-254 с.
  108. В.В. «Красные волки» Йемена : Нац. фронт в революции. М., Ин-т востоковедения.2003.-379 с.
  109. Е. А. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления: Автореф. дис. канд. юрид. Наук. М., 2000.-18 с.
  110. Н.В. Финансовая база местных органов власти западных стран. М&bdquo- ИНИОН. 1994.
  111. О.Г. Эволюция политической системы ЙАР и НДРЙ 19 621 975. Опыт сравнительного анализа. Автореферат на соискание ученой степени д.и.н. М., 1980.-23 с.
  112. А. Почему в районном собрании не депутаты, а советники // Российская Федерация. М., 1996, № 24.
  113. .Э. Организация функционированния местного самоуправления: / Сарат. гос. Ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1994.
  114. Ю1.Понкин И. В. Светскость государства. М., УНУД0.2004.-466 с Ю2. Рубинская О. Ю. Проблемы децентрализации в стратегии реформ ФСП. М., ИНИОН. 1987.
  115. ЮЗ.Сапронова М. А. Политика и конституционный процесс в Алжире (1989—1999). М., Ин-т востоковедения Рос. Акад. Наук, 1999.-164 с. Ю4. Сапронова М. А. Арабский Восток: власть и конституции. М., РОССПЭН. 2001.-213 с.
  116. P.P. Местные органы власти и местное управление. Дисс. на соискание уч. степени д.ю.н. М., 1993. -170 с
  117. Юб.Сирийская Арабская Республика. Под. ред. В. М. Ахмедова, В. А. Исаева, А. О. Филоника. М., 1997.10 7. Стар ил ов Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. М., Норма. 2001.292 с.
  118. ЮБ.Старилов Ю. Н. Государственная власть в России. Воронеж., Воронежского гос. ун-та, 2004.-298 с.
  119. А. Я. Правовые системы стран мира. М., Норма.2000.-395 с.
  120. JI.P. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока. Государство и право в развивающихся странах. Правовое положение личности. М., 1987.
  121. JI.P. Мусульманское право: вопросы теории и практики, М., Изд-во «Наука». 1986.-231 с.
  122. Сюкияйнен JI. P Народная Демократическая Республика Йемен Конституция и законодат. акты .М, Прогресс, 1985.-462 с. Пб. Таболин В. В Муниципальное городское право. М., Формула права, 2000.-295 с.
  123. В.В. Право муниципального управления. М., ЭЛИГ. 1997.-151 с.
  124. Н. А. Компетенция органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере : Автореф. дис.. канд. юрид. Наук. Ставрополь, 2004.-30 с.
  125. Н.С. Коммунальное право ФРГ. М., МГУ. 1982.-137 с.
  126. А.А. Административно-территориальная организация капиталистического государства. М., Наука. 1984.-145 с.
  127. Ю. Америка: многообразие городского самоуправления // Российская Федерация. М., 1996. № 16.
  128. В. И. Муниципальное право России. М., Юрист. 1994.-167 с.
  129. В. И Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации. М., ИНИОН. 1994.-52 с.
  130. Ф. И. Конституционное право стран Ближнего Востока. М., Изд-во РУДН. 2001.-138 с.
  131. Ф. И Исламские концепции государственной власти. М., РУДН. 1999.-126 с.
  132. С. А. Конституционно-правовые основы развития местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации: Дис. канд. юрид. Наук. Челябинск, 2005.176 с.
  133. А. И. Местное управление и децентрализация власти. Опыт развивающихся стран. Государство и право. М., 1995. № 5. С. 105. 128. Черкасов А. И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., ФОРУМ-ИНФРА 1998.-156С.
  134. А.И. Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование: Науч.-аналит. Обзор / РАН. ИНИОН. М., ИНИОН. 1994.-90 с.
  135. В. Е. Политические системы, государство и право в буржуазных и развивающихся странах. М,.ИГПАН. 1988.-155 с. 131. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М. Юристь 1997.-566 с.
  136. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М, Зерцало. 1998.-441 с.
  137. В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М, ИГПАН 1994.-151 с.
  138. Чиркин В. Е Система государственного и муниципального управления: М., Юрист, 2005.-382 с.
  139. Чиркин В. Е Государственное и муниципальное управление. М., Юристь, 2003.-319 с.
  140. М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Минск., 1998.-37с
  141. , В. В. Полномочия органов местного самоуправления в системе образовательных правоотношений : Автореф. дис.. канд. юрид. Наук. СПб., 2004.-21 с
  142. М.А. Местное управление в зарубежных странах. М., РУДН, 1994.-55 с
  143. М.А. Административное право развивающихся стран. М., УДН. 1989.-87 с.
  144. М.А. Административное право в странах Латинской Америки. М., УДН. 1994.-142 с.
  145. Энтин Л. М Разделение властей Опыт современных государств. М, Юрид. лит. 1995.- 174 с.
  146. Ю .А. Государство в странах капиталистической ориентации. М., Наука. 1982.-301с
  147. Э. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Томск., Изд-во науч.-техн. лит.2005.-110 с.
  148. А. В. Конституционное право зарубежных стран. М., Приор-издаг,.2005.-416 с.
  149. I. Статьи на русском языке
  150. С. А. Проблемы реформы конституции //Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международнойконференции). М., 1999.-С.27−33
  151. Г. В. О хартиях местного самоуправления в США // Государство и право. М., 1994, № 5.с. 15−20
  152. В.А. Об отраслевой принадлежности муниципального права // Государственная власть и местное самоуправление. 2005.-. 3,4
  153. А.В. Проблемы корреляции федерального и регионального законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. -2003.-N 6. С.37−4
  154. Ближний Восток: проблемы региональной безопасности (сборник статей). М., М.: Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока, 2000.-207 с.
  155. В. Роль органов местного самоуправления в защите прав потребителей //Российская юстиция. 2003.-N 7. — С.26−29
  156. В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004.-N1. — С.5−14
  157. И.Н. Местное самоуправление и социальное партнерство в Нидерландах // Государственная власть и местное самоуправление. -2005.-4.-С.24−26
  158. В. Местное самоуправление в России: быть ему или не быть? // Власть. 2003.-N1 .-С.9−18
  159. Ю.Замышляев Д. В. Реализация гражданами права на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2003.-N 4. — С.43−48
  160. А. А. К вопросу о местной администрации как органе управления. //Вестник Московского университета. Серия И. Право. М., 1993. № 3. С. 13.
  161. Т. Местное управление: американский вариант // Народный депутат.-М., 1991. -№ 8.-С. 111−115
  162. С. Местное самоуправление проблемы регулирования // Законность. — 2005.- 4. — С.2−5
  163. H.Кузнецов С. П. Местное самоуправление: новый этап становления проект закона. // Финансы. 2003.-N 1. — С. 13−17
  164. С. Местное самоуправление как продолжение федеральной вертикали власти // Отечественные записки. 2003.-N 5. — С.505−516
  165. Н. О местном самоуправлении // Экономист. 2004.-N 6. -С. 72−74
  166. В.Д. Децентрализация, демократизация и эффективность // ПОЛИС. 2005.-3. — С.92−102
  167. Н.Л. Проблемы реализации принципа самостоятельности местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. -2005.-. 4. С.38−40
  168. А. Когда можно будет говорить о реальном местном самоуправлении //Российская Федерация сегодня. 2003.-N 23. — С.2−5
  169. С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2004.-N34. — С.34−38
  170. У сков О. Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2003.-N 5. — С.27−37
  171. P.M. Характеристика экономической основы системы местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. -2005.-. 3. С.30−33
  172. Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал российского права. 2005.-. 4. — С. 10−18
  173. В. Местные органы управления в США // Мировая экономика и международные отношения. М., 1990. № 6. — С. 81- 90.1. Книги и статьи на арабском языке
  174. Абдель Халек М. Избирательное право и выдвижение кандидатов.
  175. Докл. на 2-ой встрече по законодательной, технике, созванной Арабским парламентским союзом 1 марта 1985 в г. Адене.-377 с.
  176. Абдель-Хафез К. Йеменское единство и единое государство впрограмме национального движения. Шуриаа аль-Аср,. 1990, № 4.
  177. Абдулькадир Аль Шихли. Теория местного управления. Оман, 1993.433 с.
  178. Адель Махмуд Хамди. Современные течения в теории местногоуправления. Каир, 1983.-355 с.
  179. Аль-Масри А. А. Опыт революции в Демократическом Йемене. Аден, 1986.-417 с.
  180. Аль-Хильва М. И. Политическое обновление в Северном Йемене.
  181. Журнал йеменских исследований при Центре научных исследований. Сана, ИЗ, сентябрь 1983.-291 с.
  182. Анализ опыта Революции в Демократическом Йемене. 1978−1986 гг.
  183. Аден, изд. Дар Аль-Хамада-ш, 1987.-512 с.
  184. Ан—Низам аль—асасий ли аль—хукм, аль—мамляка аль—арабийяас—саудийя. Эр—Рияд, 1992.-411 с.
  185. Ан—Низам аль—асасий аль—муаккат аль—муаддаль ли доуля катар.
  186. Ад—Доха, 1996.-322 с. Ю. Ахмад Мухаммад Аль Мысри. Местное управление. Александрия, 1986.-388 с.
  187. П.Ахмад Шарафуддин. Принципы местной администрации. Изд-во университета г. Сана, 1991.-493 с.
  188. Ахмед Абдуль Рахман. Местная администрация и центральная власть в Йемене. Сана, 1993.-455 с.
  189. Ахмед Абдуль Рахман. Принципы местной администрации и их осуществление. Сана: Изд-во ун-та г. Сана, 1985.-388 с.
  190. Ахмед Хасан аль Баран, кооперативное движение с точки зрения законодательства и идеологии. Каир: Изд-во «Убер», 1986.-515 с.
  191. Бакр Аль Кабани. Административное право. Каир, Изд-во Дар аль- Нахр Арабия, 1985.-411 с.
  192. Бакр аль Кабани. Административный надзор. Каир: Изд-во «Дар аль-Нахр Арабия», 1991.-477с.
  193. М. И. аль-Мухлави. Местная власть в Йемене. Сана, Дар-аль-нахза аль Арабия, 2001.-611 с.
  194. Дустур доуля аль—бахрейн. Манама, 1972.
  195. Дустур доуля аль—кувейт. Эль—Кувейт, 1972.
  196. Х.М. иАйлобМ.С. Йемен (без выходных данных).
  197. Ибрагим Даруши. Административное развитие. Каир: Изд-во «Дар-аль-Нахза аль Арабия», 1986. Изд. 5.
  198. А.Ф. Как зародилось движение 22 июня и основные направления, представляющие его. Мин. культуры и информации. Аден. 1989.-220 с.
  199. Каид Мухаммед Тарбуш. Система управления в Йемене. Изд. центр публикаций г. Тааз, 2000.-533 с.
  200. Махмуд Фуад. Политика административной реформы и ее практика в свете учения организации и администрирования. Каир, 1988.-388 с.
  201. Местная власть в республике Йемен. /Под ред. Сухера Али Ахмеда. Арабский центр стратегических исследований. Изд-во университета г. Аден, № 12,. 2001.-220 с.
  202. Мустафа Камиль. Административное право Ирака. Изд-во юридического факультета университета г. Багдад, 1969.-466 с.
  203. Мустафа Салем. Современная история Йемена. Каир: Изд-во «Мабдули», 1984.-566 с.
  204. Махмуд Фуад. Политика административной реформы и ее практика в свете учения организации и администрирования. Каир, 1978.-442с.
  205. Мухаммед Сайд Перспективы местных органов власти в Йемене" Сана. Изд-во центра подготовки государственных служащих. 1995.-522 с.
  206. Мухаммед Сайд Абдалла. Перспективы местного управления в республике Йемен. Сана, изд-во Центра системы информации, 1994.496 с.
  207. Низам маджлис аш—шура, аль—мамляка аль—арабийя ас—саудийя.1. Эр—Риад, 1991.-202 с.
  208. Парламентский опыт в демократическом Йемене. Сост.: Постоянная комиссия по внешним сношениям ВНС. Аден, март 1981.
  209. Речь Президента Али Абдалла Салеха перед главами Совета Сотрудничества арабских стран в Багдаде. Газета «14 октября», № 8032,31.05.1990.
  210. Сайд аль Хаким. надзор над административной деятельностью мусульманского шариата, кайр: Изд-во «Дар-аль Фикри Араби», 1987.-411 с.
  211. Сулейман Аттаммауи. Административное право. Каир: Изд-во универ-та Айн-Шамс., 1989.-533 с.
  212. Сухер Али Ахмед. Местная власть в Йемене. Аден, изд-во юридического факультета, 2001.-220 с.
  213. М.Х. Местные органы власти в Йемене. В кн.: Местная власть в республике Йемен. / Под ред. Сухейра али Ахмеда. Арабский центр стратегических исследований, № 12. Изд-во университета г. Адена, 2001.-533 с.
  214. Тарбуш Гаид. Развитие системы выборов в Йеменской Республике. Сана, изд-во «Сентябрь», 1994.-211 с.
  215. К.М. Система управления в Йемене. Изд. центр публикаций. Тааз, 2001.-422 с.
  216. М.Х. Местные органы власти в Йемене. В кн.: Местная власть в республике Йемен. / Под ред. Сухера Али Ахмеда. Арабский центр стратегических исследований. Изд-во университета г. Адена, № 12,. 2001.
  217. A.M. Публичная власть на местах. Каир, 2000.-588 с.
  218. Хасан Ибрагим Хасан. Социальная, культурная, политическая и религиозная история ислама. В. 10 тт. Т. 1. Каир: Изд-во «Аль Нахраль аль Масрия», 1985.488 с.
  219. Хасан Мухаммед Ауаба. Местная администрация и ее реализация в арабских странах. Изд-во Центра обучения и исследования Йемена, 1983.
  220. Газета «Алиф-Ба» 7 марта 2000. № 411.
  221. Газета «Аль-Айям» 9 февраля 2000. № 690.
  222. Газета «Аль-Уахдауа» 5 апреля 2000. № 440.
  223. Газета «Аль-Айям» 2 февраля 2000. № 687.
  224. Газета «Аль-Айям» 5 сентября 2001. № 3359.
  225. Газета Адь-Дустур. Ежедневная газета. Амман. 3 мая 1994, № 721.
  226. Газета «Аль—Муджахид"22 апреля2002. № 461.
  227. Газета «Аш—шарк Аль—Аусат». № 2475.
  228. V. Книги и статьи на английском и французском языке
  229. David G.curdi. Security and Peace in the Middle East. Experiment with Democracy in an Islamic World. —Maxwell Paper, No4, 1996/
  230. Edley Ch.F. Administratif law: Rethinkinking judicialcontrol of bureaucracyio New Haven, 1990.
  231. Hadjadj Djillali. Corruption et democratie en Algerie. La Dispute/Snedit/ Paris, 1997.
  232. Jackson P.W. Local Government. Butterworths, London. 3d Edition. 1990.
  233. John Steward. The New Management of Local Government. George Allen and Unwin. London. First Edition. 1986.
  234. L’Etat de droit dans le Monde Arabe/ Sous la direction de Ahmed Mahiou.1.stitut de Recherches sur le Monde Arabe et Musulman. Paris, 1997.
  235. Nayak R. Administrativ justicie in India. New Dheli, 1989/
  236. Peter G. Richards. The Local Government System. George Allen and Unwin. London. First Edition. 1983.
  237. Shalom R. The Laws of the Local Self Administration Israel. Jerushalim. 1998,
  238. The Middle East and North Africa.
  239. Tony Byrne. Local Government in Britain. Penguin Books. England. First Edition. 1981.
  240. Tony Eddison. Local Government. Management and Corporate Planning. Leonard Hill Books. 2nd Edition. 1975.
Заполнить форму текущей работой