Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Территориальное общественное самоуправление как институт муниципального права

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим, нормативному урегулированию организации органов территориального общественного самоуправления в сельских и иных поселениях, не являющихся муниципальными образованиями, должно быть уделено особое внимание. Это связано со спецификой круга проблем по управлению сельских территорий, которые не стоят перед городскими жителями: удаленность от «центра», отсутствие оперативной связи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМО* УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Место и роль территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления
    • 2. Понятие, правовая основа и особенности органа территориального общественного самоуправления
    • 3. Виды органов территориального общественного самоуправления
  • ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ГАРАНТИИ
    • 1. Понятие правового статуса органа территориального общественного самоуправления
    • 2. Правовые гарантии и ответственность деятельности органа территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление как институт муниципального права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Признав в 1993 году местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, установив его самостоятельность в обеспечении жизнедеятельности населения, Конституция России положила начало огромной и чрезвычайно сложной законотворческой и правоприменительной деятельности по формированию нового российского законодательства о местном самоуправлении.

Важным этапом стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который направлен на обеспечение политической и экономической самостоятельности органов местного самоуправления, усиления государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан.

Создание правовых основ местного самоуправления в РФ находится в стадии активного становления и совершенствования.

Принятый закон значительное место отводит формам непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения. Одной из важнейших форм непосредственной демократии является территориальное общественное самоуправление. Важность данного института обусловлена тем, что территориальное общественное самоуправление наиболее приближено к населению и способствует воспитанию гражданского самосознания населения.

Территориальное общественное самоуправление является фундаментом, первичным образованием местного самоуправления. Именно с этого уровня власти населения может действенно развиваться система местного самоуправления. Предметом своей деятельности территориальное общественное самоуправление имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечении собственной жизнедеятельности.

Особенность органов территориального общественного самоуправления проявляется в том, что они носят двойственный характер, сочетающий в себе элементы как публичного, так и общественного управления.

Действующее законодательство допускает наделение органов территориального общественного самоуправления властными полномочиями, хотя сущность и способ формирования рассматриваемых органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц.

Непонимание сущности территориального общественного самоуправления приводит к отказу населения от участия, а иногда и к противодействию работе органов территориального общественного самоуправления.

При организации территориального общественного самоуправления следует учитывать, что органы территориального общественного самоуправления могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают, какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.

Отсутствие специального закона о территориальном общественном самоуправлении и имеющиеся пробелы в федеральном законодательстве привели к тому, что в субъектах Российской Федерации органы территориального общественного самоуправления признаются разновидностью: некоммерческой организацииобщественного объединенияоргана местного самоуправления.

В настоящее время назрела необходимость рассмотрения вопросов взаимодействия органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что имеет важное значение для уяснения сущности и правовой природы института территориального общественного самоуправления.

Приведенные обстоятельства и доводы предопределяют актуальность, объект, цели и задачи комплексного правового анализа, составляющего содержание настоящей диссертации.

Степень разработанности исследуемой темы. Исследованию тематики местного самоуправления и формам его осуществления посвящены научные и публицистические работы дореволюционного периода, авторами которых являлись ученые, политические деятели: В. П. Безобразов, А. И. Васильчиков, J1.A. Велихов, А. Д. Градовский, Н. М. Коркунов, Н. И. Лазаревский, Б. Н. Чичерин.

В современных условиях вопросы организации местного самоуправления и формы его осуществления, в частности, территориальное общественное самоуправление, исследуются такими учеными как: С. А. Авакьян, М. В. Баглай, В. Т. Кабышев, Г. Н. Комкова, O.E. Кутафин, B.C. Мокрый, Н. В. Постовой, В. И. Фадеев, К. Ф. Шеремет, Е. С. Шугрина.

Вместе с тем комплексному исследованию вопросов организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления уделяется недостаточно внимания.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральные законы, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законодательные акты субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.

Объектом настоящего исследования выступает система урегулированных нормами конституционного, административного и муниципального права отношений по поводу закрепления правового статуса и полномочий органов территориального общественного самоуправления.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием института территориального общественного самоуправления.

Цели и задачи исследования. Главной целью настоящей работы является комплексный анализ теоретических и практических вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов территориального общественного самоуправления.

Для достижения данной цели исследования в диссертации предполагается решение следующих задач: исследование правовой природы и сущности территориального общественного самоуправления как самого низового уровня власти народавыделение особенностей территориального общественного самоуправления как негосударственной организацииклассификация органов территориального общественного самоуправления по различным критериямисследование элементов правового статуса органов территориального общественного самоуправленияобоснование предложений по совершенствованию действующих нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Методы исследования. Методологическую основу работы составляет диалектико-материалистический подход к исследованию явлений общественной жизни. Для разработки теоретических выводов и предложений по совершенствованию законодательства автором диссертации использовались исторический, системно-структурный, сравнительноправовой, формально-логический, статистический методы научного познания.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Диссертация представляет собой правовое комплексное исследование вопросов, связанных с организацией и деятельностью территориального общественного самоуправления как формы участия населения в решении вопросов местного значения. Диссертация основывается на нормах базового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Территориальное общественное самоуправление является невластным институтом, поскольку не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы, направленные на решение конкретных задач в обеспечении собственной жизнедеятельности.

Территориальное общественное самоуправление как разновидность общественного управления реализуется посредством создания конкретных органов территориального общественного самоуправления.

2. Орган территориального общественного самоуправления — это самоорганизующая, некоммерческая организация, созданная гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования для реализации под свою ответственность собственных инициатив по вопросам местного значения.

3. Предлагается классификация органов территориального общественного самоуправления по таким критериям как: территориальной сфере, принципам организации, организационно-правовой форме. Это позволяет лучше уяснить сущность и правовую природу рассматриваемых органов.

4. Особенность органов территориального общественного самоуправления как негосударственной организации состоит в том, что они могут наделяться управленческими полномочиями на части территории муниципального образования.

5. Правовой статус органа территориального общественного самоуправления — это закрепленная муниципально-правовыми нормами совокупность прав, обязанностей и ответственности в сфере местного самоуправления.

6. Главная особенность ответственности территориального общественного самоуправления состоит в том, что она в большей степени ориентирована на позитивные аспекты, исходя из обязанности отвечающих выполнить необходимые действия для достижения определенных результатов, предписанных законом.

7. Структура правового статуса органа территориального общественного самоуправления включает следующие элементы: цель создания, организация деятельности, компетенция, правовые гарантии и ответственность.

8. Обосновывается принятие на федеральном уровне специального закона «О территориальном общественном самоуправлении», что позволит устранить имеющиеся пробелы в законодательстве субъектов РФ, регламентирующем организацию и деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Научная и практическая значимость. В диссертации содержатся теоретические выводы и практические предложения, которые могут быть использованы при подготовке федерального закона «О территориальном общественном самоуправлении», иного федерального законодательства о муниципальной власти, законов и уставов субъектов РФ, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

Предложения и выводы работы могут быть использованы при преподавании конституционного и муниципального права в учебных заведениях юридического профиля, а также в практической деятельности органов местного самоуправления.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования используются в процессе преподавания дисциплин: Конституционное право РФ, Муниципальное право РФ в Северо-Кавказском филиале Российской академии правосудия.

По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ, в том числе учебное пособие, статьи и тезисы выступления на конференции. Общий объем публикаций составил 2 п.л.

Структура диссертации включает введение, две главы, содержащие пять параграфов, заключение и библиографию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование организации деятельности органов территориального общественного самоуправления как самого низового уровня власти населения позволяет сделать определенные выводы и обобщения, направленные на совершенствование законодательства, регламентирующего правовой статус органов территориального общественного самоуправления, а также их взаимодействия с другими институтами гражданского общества.

Территориальное общественное самоуправление представляет собой комплексный правовой институт, сочетающий в себе элементы публичного управления и общественного управления.

Органы территориального общественного самоуправления способны более действенно и эффективно осуществлять те же задачи и функции, что и органы местного самоуправления. Это обусловлено тем, что территориальное общественное самоуправление наиболее приближено к населению и является связующим звеном между населением и органами местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление как разновидность муниципального управления реализуется посредством организации органов территориального общественного самоуправления, которые выступают объектом государственно-правового регулирования.

Орган территориального общественного самоуправления это добровольная, некоммерческая, самоуправляемая организация, созданная гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования для реализации собственных инициатив в вопросах местного значения и обладающая муниципально-правовыми полномочиями по управлению части территории муниципального образования в случаях, предусмотренных законом.

Орган территориального общественного самоуправления как негосударственная организация имеет следующие особенности: формируется на добровольной основесамостоятельно осуществляет управление на части территории муниципального образованиядеятельность носит некоммерческий характерсоздается для реализации собственных инициатив в вопросах местного значенияможет наделяться исполнительными органами местного самоуправления управленческими полномочиями.

Орган территориального общественного самоуправления отличается от иных общественных организаций в системе субъектов права тем, что: правовую основу составляют три уровня законодательства о местном самоуправлении: федеральное, региональное и местноеорганы территориального общественного самоуправления осуществляют свою деятельность в границах части территории муниципального образованияна одной территории может действовать только один орган территориального общественного самоуправленияисключительным учредителем является большинство жителей соответствующей территорииосуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления могут быть классифицированы по следующим критериям:

1) от территориальной сферы деятельности;

2) по наличию (отсутствию) государственной регистрации;

3) по принципам организации;

4) по наличию (отсутствию) управленческих (муниципально-правовых) полномочий.

В настоящее время отсутствие рамочного Федерального закона «О территориальном общественном самоуправлении» вызывает неоднозначное понимание сущности и правовой природы территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление является наиболее приближенной к населению формой участия граждан в реализации под свою ответственность собственных инициатив в решении вопросов местного значения.

Отсутствие специального рамочного федерального закона о территориальном общественном самоуправлении, определяющего основные принципы организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления как негосударственных организаций привело к неоднозначному пониманию природы данного правового института и его правовой значимости на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящее время вопрос о необходимости реформирования институтов местного самоуправления поставлен на федеральном уровне, в связи с чем, ведется разработка новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», предполагающего создание новых политических, организационных и территориальных основ построения системы местного самоуправления, в частности, предлагается территорию субъектов Российской Федерации разграничивать между муниципальными округами и муниципалитетами с правами муниципального округа.

В связи с этим, нормативному урегулированию организации органов территориального общественного самоуправления в сельских и иных поселениях, не являющихся муниципальными образованиями, должно быть уделено особое внимание. Это связано со спецификой круга проблем по управлению сельских территорий, которые не стоят перед городскими жителями: удаленность от «центра», отсутствие оперативной связи, влекущие накопление неразрешенных проблем и затягивание их решения. Применительно к сельским поселениям может быть также широко применен исторический опыт, например, использование в публичных целях института старосты. В частности, на старосту территориального общественного самоуправления могут быть возложены функции, связанные с охраной общественного порядка в сельском поселении.

Особое внимание также должно быть уделено организации и правовому статусу органов территориального общественного самоуправления в городах-мегаполисах, например, таких, как города Москва и Санкт-Петербург. В городах-мегаполисах организация территориального общественного самоуправления и его органов зачастую является фактически единственной формой осуществления населением непосредственного самоуправления соответствующей территорией и этого права население не должно лишиться.

Правовой статус органа территориального общественного самоуправления — это, закрепленная муниципально-правовыми нормами, совокупность прав и обязанностей органа TOC, осуществляемых в процессе реализации собственных инициатив.

Правовой статус органа территориального общественного самоуправления, содержание которого обусловливается 1) правовыми нормами, его составляющими- 2) правосубъектностью- 3) полномочиями органа территориального общественного самоуправления в сфере местного самоуправления, представляет собой: общеправовую категорию, обеспечивающую социальные связи органа территориального общественного самоуправления с иными субъектами права, а также отражающую правовые возможности органа территориального общественного самоуправления в рамках различных правоотношенийстабильную (константную) правовую категорию, которая всегда выражается, изменяется только правовой нормойединое правовое явление, характеризующееся сложностью структуры. К основным особенностям правового статуса органа территориального общественного самоуправления как негосударственной организации следует отнести то, что совокупность правовых норм, закрепляющая специальные условия организации, деятельности и ликвидации органа территориального общественного самоуправления, образует специальный организационно-правовой статус органа территориального общественного самоуправления.

Специальный правовой статус органа территориального общественного самоуправления как негосударственной организации реализуется:

1) во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и их должностными лицами (например, территория действия органа территориального общественного самоуправления должна в обязательном порядке согласовываться с органами исполнительной власти муниципального образования);

2) при реализации управленческих полномочий на части территории муниципального образования (собственных полномочий по вопросам управления части территории муниципального образования, переданных полномочий органами исполнительной власти муниципального образования, по предметам совместного ведения с исполнительными органами муниципального образования) с иными субъектами права.

При этом органами исполнительной власти осуществляется непрерывное правовое регулирование деятельность органов территориального общественного самоуправления в целях соответствия этой деятельности действующему законодательству.

Структура правового статуса органа территориального общественного самоуправления — это организация содержания правового статуса, состоящая из относительно устойчивых блоков элементов.

Структуру правового статуса органа территориального общественного самоуправления как юридической конструкции составляют:

1) цель создания;

2) организация деятельности;

3) компетенция;

4) правовые гарантии деятельности;

5) ответственность органа территориального общественного самоуправления.

Целевой элемент правового статуса органа территориального общественного самоуправления является юридическим основанием для определения объема полномочий, необходимых для решения поставленных задач и установления ответственности за их невыполнение.

Организационный элемент представлен следующими группами правовых элементов: инициатива создания органа территориального общественного самоуправленияформирование органов управления и принятие устава органарегистрация органа территориального общественного самоуправления в исполнительном органе местного самоуправлениягосударственная регистрация органа территориального общественного самоуправленияликвидация органа территориального общественного самоуправленияполномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении органа территориального общественного самоуправления.

Порядок создания как элемент организационно-правового статуса органа территориального общественного самоуправления определяют: правовые нормы, закрепляющие совокупность действий, при совершении которых орган территориального общественного самоуправления считается созданным, но не наделяется правами юридического лицаправовые нормы, регулирующие процедуру государственной регистрации.

При этом в отношении органов территориального общественного самоуправления закреплены два способа образования: уведомительный и регистрационный.

При ликвидации органа территориального общественного самоуправления выделяют два порядка: — добровольный порядок, при котором процедура ликвидации регулируется уставом конкретного органа территориального общественного самоуправления- - принудительный порядок, который регулируется правовыми нормами и является мерой государственного принуждения.

Полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении органов территориального общественного самоуправления представляют собой следующий элемент структурно-организационного блока. Эти полномочия в отношении органов территориального общественного самоуправления реализуются посредством: 1) контрольной деятельности- 2) надзорной деятельности- 3) контрольно-надзорной деятельности.

Деятельность органов исполнительной власти является важнейшим элементом правового регулирования функционирования органа территориального общественного самоуправления как негосударственной организации.

Компетенционный элемент раскрывает основное содержание и особенности организационно-правового статуса органа территориального общественного самоуправления.

К числу таких особенностей можно отнести то, что, являясь негосударственной организацией, органы территориального общественного самоуправления могут наделяться управленческими полномочиями. Эти управленческие полномочия выражаются в способности оказывать управляющее воздействие вовне, за пределы самой организации, в пределах взятых на себя инициатив по вопросам местного значения.

Правовые гарантии деятельности органов территориального общественного самоуправления представляют собой систему правовых норм, определяющих правоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, а также права органов территориального общественного самоуправления на самостоятельную защиту интересов жителей соответствующей территории муниципального образования.

При этом зачастую сами правовые нормы выступают в качестве эффективных гарантий прав деятельности органов территориального общественного самоуправления. Правовые гарантии деятельности органов территориального общественного самоуправления предлагается обособить в самостоятельный блок элементов организационно-правового статуса органа территориального общественного самоуправления.

Одним из элементов механизма реализации прав граждан на местное самоуправление является ответственность органов местного самоуправления. Полагаем, что главная особенность ответственности органов территориального общественного самоуправления состоит в том, что она в большей степени ориентирована на позитивные аспекты, исходя их обязанности отвечающих выполнить необходимые действия для достижения определенных результатов, предписанных законом.

К позитивным аспектам следует отнести построение демократического правового государства и совершенствование деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Ответственность рассматриваемых органов перед населением является качественно новым видом ответственности в условиях развития современного общества, поскольку государством она останавливается не в качестве обязательного, а в качестве возможного на уровне общих принципов.

Важность такого элемента правового статуса органа территориального общественного самоуправления как ответственность, обусловлена тем, что основная причина сбоев в деятельности рассматриваемых органов состоит в безответственности за подготавливаемые и принимаемые решения на соответствующем уровне.

Правовые гарантии и ответственность следует обособить в самостоятельный блок элементов правового статуса органа территориального общественного самоуправления.

Исследование и анализ законодательства о территориальном общественном самоуправлении требует комплексного подхода к совершенствованию и развитию рассматриваемого института муниципального права. Именно территориальное общественное самоуправление по своей правовой природе является тем «кирпичиком», с которого начинается развитие местного управления как формы народовластия, поскольку рассматриваемый институт является наиболее приближенным к потребностям населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993.М., 1995 г. — 62с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. 2005 г. № 1 (часть I) Ст. 14.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть 1).
  5. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
  6. Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.
  7. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.
  8. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506- 1997. № 12. Ст. 1378- 2000. № 32. Ст. 3330.
  9. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
  10. Федеральный закон от 15 июня 1996 года № 79-ФЗ «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2965.
  11. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
  12. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3436.
  13. Федеральный закон «О гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.
  14. Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107−1 «О реабилитации репрессированных народов» / Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР. 1991. № 18. Ст. 572.
  15. Закон РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР» / Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010- 1992. № 46. Ст. 2618- 1993. № 21. Ст. 748.
  16. Закон Краснодарского края от 4 июля 1997 года «О территориальном общественном самоуправлении в Краснодарском крае» // Кубанские новости. 1997.-6 июля.
  17. Закон Брянской области от 18 октября 1999 года № 58−3 «О территориальном общественном самоуправлении в Брянской области» // Брянские известия. 1999. 11 ноября.
  18. Закон Владимирской области от 17 апреля 1996 года «О территориальном общественном самоуправлении» // Призыв. Владимир. 1997. № 17.
  19. Закон Воронежской области от 15 июня 2000 года «О территориальном общественном самоуправлении в Воронежской области» // Коммуна. 2000. -27 июня.
  20. Закон Воронежской области от 16 февраля 2000 года «О муниципальной службе в Воронежской области» // Коммуна. 2000. 29 февраля.
  21. Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» // Вестник мэра и правительства Москвы. 2002. № 55.
  22. Закон города Москвы от 10 июля 1996 года № 26−77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» // Ведомости Московской Думы. 1996. № 7.
  23. Закон города Москвы «О контрольно-счетной Палате в городе Москве» от 01.11.1995 г. № 23−73 //duma.mos.ru
  24. Закон Ленинградской области от 12 июля 2000 года № 17−03 «О территориальном общественном самоуправлении в Ленинградской области» // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. Вып. 6 (49). 2000.- 29 августа.
  25. Закон Ненецкого автономного округа от 17 октября 1997 года № 83-ОЗ «О старосте сельского поселения в Ненецком автономном округе» // Наръяна-Вындер. 1997. 4 ноября. № 171.
  26. Закон Республики Башкортостан от 4 июня 1999 года № 3−2 «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1999. № 13. Ст. 850.
  27. Закон Республики Башкортостан от 20 декабря 1994 года № ВС-26/3 «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» // Известия Башкортостана. 9 июня 1998.
  28. Закон Республики Бурятия от 2 апреля 1996 года № 279−1 «Об административно-территориальном устройстве Республики Бурятия // Бурятия. 1996 г. № 77. 24 апреля.
  29. Закон Республики Марий Эл от 31 декабря 2001 года № 10−3 „Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл“ // Совет и его дела. Марий Эл. 2001. № 76.
  30. Закон Республики Мордовия от 18 июля 2000 года № 37−3 „О территориальном общественном самоуправлении в республике Мордовия“ // Известия Мордовии. 2000. 20 июля.
  31. Закон Республики Татарстан от 30 ноября № 2250-ХП 1994 год „О местном самоуправлении“ // Известия Татарстана. 1994. 13 декабря.
  32. Закон Тамбовской области от 24 июня 1997 года № 121−3 „О территориальном общественном самоуправлении в Тамбовской области“ // Информационный бюллетень. 1997. № 6.
  33. Закон Томской области от 6 июля 2000 года № 32−03 „О территориальном общественном самоуправлении в Томской области“ // Томские новости. 2000. № 18.-4 августа.
  34. г. Москвы .М. Норма., 2004 г. 174с.
  35. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм / М., ИПК: Издательство стандартов, 1999.
  36. Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Костроме, утвержденное Решением от 15 марта 2001 года № 18 Думы города Костромы // Костромские ведомости. Апрель 2001. № 13-С, № 14-С.
  37. Положение „О территориальном общественном самоуправлении в городе Ростове-на-Дону“ // Ростов Официальный. 1997. № 39−40.
  38. Положение „О территориальном общественном самоуправлении в городе Петрозаводске“, утвержденное Решением Петрозаводского городского Совета от 31 октября 2000 года // Петрозаводск. 2000. № 47.-17 ноября.
  39. Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Абакане, утвержденное Решением Абаканского городского совета депутатов от 4 апреля 2001 года № 256 // Абакан. 2001.- 20 апреля.
  40. Положение об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. № 37. Ст. 1308.
  41. Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. 36. Ст. 1269.
  42. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 октября 2002 г. „О Типовом положении о порядке и условиях осуществления компенсационных выплат руководителям органов территориального общественного самоуправления“.
  43. Курской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 50. Ст. 4943.
  44. Примерное положение о земском собрании сельского округа, утвержденное Постановлением № 479 главы администрации Белгородской области от 14 августа 1996 года // Консультант Плюс. Информационная правовая система. Региональное законодательство. 2003.
  45. Примерное положение о Совете территориального общественного самоуправления города Нальчика от 7 февраля 1994 года // Консультант Плюс. Информационная правовая система. Региональное законодательство. 2003.
  46. Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 года № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3359.
  47. Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1954.
  48. С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. М., 1996. 359с.
  49. С.С. Общая теория права. В 2-х томах. М., 1982. Т. I, И. 290с.
  50. Г. В. Теория государственного управления. М., 1997. 584 с.
  51. И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие. М., 2000.-201с.
  52. Г. В., Шеремет К. Ф. Непосредственная демократия в СССР. М., Известия, 1984. -.
  53. Д.Н. Субъекты административного права // Субъекты административного права. Свердловск, СЮИ, 1985. 168с.
  54. К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.-143с.
  55. А.И., Горшков Н. Г., Ивакин ВА.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М., 2003. 304с.
  56. Н.С. Правотворчество как особая форма реализации муниципальной власти / Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность. Сб. статей. Под ред. В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2002. 221с.
  57. В.В. Роль правовой культуры в нормотворческой деятельности местного самоуправления / Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность. Сб. статей. Под ред. В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2002. 221с.
  58. Т.А. Служащие общественных организаций // Субъекты советского административного права. Свердловск, СЮИ, 1985. -265с.
  59. Н.В. Децентрализация и централизация государственной власти: российские реалии и испанский опыт / Государственная и местная власть: правовые проблемы (Россия Испания): Сб. науч. трудов. Под ред. М. В. Карасевой. Воронеж, 2000. — 311с.
  60. Т.М. Законодательство области о местном самоуправлении. Воронеж, ВГУ, 1996. 166с.
  61. Т.М. Обеспечение участия населения муниципального образования в местном нормотворчестве // Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность: Сб. статей / Под ред. В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2004. 221с.
  62. A.A. Правовой статус и осуществление структурных элементов норм // Проблемы правового статуса субъектов права. Калининград, 1976. -243с.
  63. А.И. Основные начала административного права. М., 1914. -295с.
  64. H.A. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Москва-Тула, ТИГИМУС, 1997. 813с.
  65. А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / Под ред. В. Т. Кабышева. Саратов, изд-во Сарат. ун-та, 2003. 277с.
  66. Т.Д. Проблемы реализации Конституции РФ // Государственная и местная власть: правовые проблемы. (Россия-Испания): Сб. научных трудов. Под ред. М. В. Карасевой. Воронеж, ВГУ, 2000. 311с.
  67. И.Н. Представители общественности как субъекты административного права // Субъекты советского административного права. Свердловск, СЮИ, 1985.- 213с.
  68. С.Н., Югов A.A. Территориальный коллектив в системе социалистического самоуправления.// XXVII съезд КПСС и повышение эффективности конституционного регулирования. Свердловск, 1988.
  69. В.Т. Прямое народовластие в советском государстве. Саратов, СГУ, 1974.-149с.
  70. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., издат. Академии наук СССР, 1958. 187с.
  71. Ю.М. Административные правоотношения. М., Юрид. лит., 1976.- 165с.
  72. Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов, СГАП, 1998. 193с.
  73. A.B. Правовой статус исполнительных органов местного самоуправления. Саратов, 2004. 218с.
  74. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997. 621с.
  75. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. JI.A. Окунькова. М., 1996. 634с.
  76. С.В. Теория муниципального управления. М., 1999. 143с.
  77. .М. Компетенция органов управления. М., 1972. 280с.
  78. А.И., Лазарев Б. М. Советское государство и общественные организации. М., 1961. 322с.
  79. С.П. Роль самодеятельных организаций трудящихся в работе местных Советов // Советы: История и современность. М. 1987. 167с.
  80. В.М. Правотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации: Вопросы методики. Саратов, СГАП, 2000. 81с.
  81. В.М. Региональное правотворчество: опыт и проблемы // Российская юридическая доктрина в XXI веке: Проблемы и пути их решения.
  82. Научно-практическая конференция (3−4 октября 2001 года). Саратов, СГАП. -218с.
  83. А.И., Власов A.B. Право граждан на участие в местном самоуправлении // Актуальные проблемы административного права Российской Федерации и административной деятельности ОВД. -Волгоградский юридический институт МВД России, 1999.- 154с.
  84. Ю.Н. Конституционное право граждан на местное самоуправление. Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития: Международная научно-практическая конференция. Саратов. 2004. — 176с.
  85. О.О. Субъекты советского государственного права. Саратов, СЮИ, 1975.-70с.
  86. В.Р. О некоторых аспектах понятия «общественная организация» и его определении // Вопросы теории общественных организаций. М., 1977. 214с.
  87. В.И. Некоторые вопросы соотношения правового статуса граждан и статуса членов общественных организаций // Вопросы теории общественных организаций. М., 1997. -231с.
  88. В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов. 1976. 217с.
  89. JI. А. Непосредственная демократия и нормотворчество муниципальных образований // Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность: Сб. статей / Под ред. В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2004.
  90. C.B. Предмет нормотворчества органов местного самоуправления в РФ / Нормотворчество муниципальных образований
  91. . Сб. статей. / Под ред. В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2004. -221с.
  92. Н.В. Муниципальное право России: вопросы и ответы. М., 2001.- 160с.
  93. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы. Под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, ВГУ, 1999. -635с.
  94. К.С. Сельские сходы. М., 1962. 120с.
  95. Ю.Н. Административное право: В 2 ч.: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 1998. 711с.
  96. .А. Социализм и демократия. М., 1976. 207с.
  97. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М., 2000. 590с.
  98. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.-798с.
  99. В.И. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации // Региональное управление и местное самоуправление. М., 1996. 165с.
  100. P.O. Общее учение о правоотношении. М., Юрид. Лит., 1974. -351с.
  101. Д.В. Социологические аспекты членства в общественных организациях // Вопросы теории и истории общественных организаций. Сб. статей под ред. Ц. А. Ямпольской. М., Наука, 1971. 330с.
  102. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., Юрист, 2001.
  103. В.А. Теория административного права. М., 1985. 160с.
  104. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. М., «Проспект», 1999. 200с.
  105. Ц.А. О понятии общественной организации в СССР // Вопросы теории и истории общественных организаций. Сб. статей под ред. Ц. А. Ямпольской. М., Наука, 1971. 210с.
  106. Ц.А. Общественные организации в СССР. М, Наука, 1972. -216с.
  107. Ц.А. Органы общественной самодеятельности среди других форм общественной активности граждан (задачи исследования и подход к их решению) // Общественные организации и органы общественной самодеятельности. М., 1985. 134с.
  108. Учебники, учебные пособия:
  109. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 1996.- 680 с.
  110. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., Норма, 2000. 776 с.
  111. Г. В., Шеремет К. Ф. Советское строительство. Учебник. М., 1988.-558 с.
  112. Д.Н. Административное право. Учебник. М., 1996. 368 с.
  113. Д.Н. Административное право России. М., 2000. 450 с.
  114. Д.Н. Основные понятия теории социального управления: Учебное пособие по спецкурсу. Пермь, Пермский гос. ун-т, 1978. 70 с.
  115. В.И. Местное самоуправление: Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999. 24с.
  116. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник. М., Норма-Инфра, 1999. 359с.
  117. Гражданское право. Часть I. Учебник. Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М., ТЕИС, 1996. 300с.
  118. В.Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. С. Петербург, Сенатская типография, 1911. 499с.
  119. Ю.Д., Писарев А. Н. Муниципальное право России: Учебник. М., Новый юрист, 1998. -258с.
  120. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М, Юристъ, 1997. 428с.
  121. В.М., Адушкин Ю. С. Российское административное право. Учебник. Саратов, ГОУВПО «Сарат. гос. академия права», 2003. 495с.
  122. В.М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: Учебное пособие. Саратов, 2000. -413с.
  123. В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. Учебное пособие. Саратов, 1996. — 472с.
  124. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник под ред. Ю. А. Дмитриева. М., 2000.- 800с.133.0всянко Д. М. Административное право: Учебное пособие. М., 2000. -468с.
  125. Основы политической социологии: Учебник. Под ред. Ж. Т. Тощенко. М.-Н. Новгород, 1998. 235с.
  126. Российское административное право. Общая часть: Учебник. Под ред. В. А. Юсупова, В. Д. Симухина. Волгоград: ВА МВД России, 2002. 380с.
  127. В.И. Муниципальное право России: Учебник. М., 1994. 168с.
  128. Е.С. Муниципальное право. Учебник. М., 1999. 496с.
  129. В. А., Волков H.A. Научные основы государственного управления в СССР: Учебное пособие. Казань, издат. Казанского гос. университета, 1972. 97с.
  130. Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. Учебное пособие. М., 1998.- 221с.1. Статьи:
  131. П. Управятся сами. Москва разделится на 116 частей // Российская газета. 2001. 31 марта. — 5с.
  132. Г. В. Типичное и уникальное в организации государственного управления (Теоретические вопросы) // Советское государство и право. 1985. -30−34с.
  133. Д.Н. Коллективные субъекты административного права // Правоведение. 1991. № 3. -с.63−71
  134. И.В. Коллектив как субъект муниципального права // Правоведение. 1992. № 4. с.85−90 145.3амотаев А. Местное самоуправление в городском районе // Российская юстиция. 1996. № 8. с.7−10
  135. М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное // Советское государство и право. 1990. № 10.
  136. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления («круглый стол») // Государство и право. 2004. № 3. 36−40с.
  137. В.Т., Кашо B.C. Органы TOC в системе местного самоуправления // Государство и право. 1992. № 7. с. 45−48.
  138. О. Что же такое «ТОС»?//Муниципальная власть. № 1. 2002. -с.53−57
  139. В.Д. О структуре предмета правового регулирования // Правоведение. 1972. № 6. -с.75−78
  140. Ю.Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. 2000. № 5. с. 12−21
  141. Ю.Н. Правовые акты муниципального управления // Вестник СГАП. 2002. № 1 (30). с.80−86
  142. Территориальное общественное самоуправление. Материалы «Круглого стола» Межрегиональной научно-практической конференции 9−11 декабря в г. Омске // Городское управление. 1998. № 3. с.29−40
  143. Г. А. Организация как функция государственного управления // Советское государство и право. 1986. № 1. — с.38−43
  144. И. Самоуправление: современность и истоки // Советская юстиция. 1991. № 5. -с. 8−12
  145. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих («круглый стол») // Государство и право. 2000. № 4. с. 15−30
  146. В.Ф. Сущность и основные черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений // Правоведение. 1972. № 6. с. 84−86.
  147. Авторефераты кандидатских и докторских диссертаций:
  148. И.В. Территориальный коллектив как субъект местного самоуправления (государственно-правовые аспекты). Автореф. дис.канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1991. 15с.
  149. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). Автореф. дис.докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1998. -42с.
  150. H.H. Административно-правовой статус предприятий. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 20с.
  151. H.H. Административно-правовой статус предприятий. Дис.канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 199с.
  152. Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии. Автореф. дис. .докт. юрид. наук. Саратов, 2000.- 40с.
  153. А.И. Государственное управление охраной окружающей природной среды субъекта Российской Федерации. Дис.канд. юрид. наук. Красноярск, 2001. 231 с.
  154. М.М. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Саратов. 2003. 29с.
  155. Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (проблемы теории и практики). Автореф. дис. докт. юрид. наук. Москва, 2001. 39с.
  156. М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Автореф. дис.канд. юрид. наук. Саратов, 1998. 17с.
  157. О.С. Особенности административно-процессуального статуса адвоката в производстве по делу о налоговом правонарушении. Дис. .канд. юрид. наук. Воронеж, 2001. 190с.
  158. Я.В. Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветский период. Автореф. дис.канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.- 26с.
  159. С.С. Правовой статус общественных объединений. Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1995. 26с.
  160. Ц.А. Субъекты советского административного права. Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1958. 32с.1. Словари и энциклопедии
  161. Большой юридический словарь. Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1998. 790с.
  162. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1998. Т. 1 699с., Т. 2 — 779с., Т. 3 — 555с., Т. 4- 683с.
  163. Ожегов С. И Словарь русского языка. М., 1987. 795с.
  164. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г. В. Осипова. М., Норма, 1998.-672с.
  165. Толковый словарь иноязычных слов. Под ред. Л. П. Крысина. М, Русский язык, 1998. 846с.
  166. Юридическая энциклопедия/отв.ред.Б. Н. Топорнин.М., 2001. 1272с.
Заполнить форму текущей работой