Избирательная система и избирательный процесс в РФ
Днем голосования является второе воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Исчисление срока начинается со дня ее избрания, а днем избрания является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Если Президент не назначит выборы в срок, то они назначаются и проводятся ЦИК в первое или… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Избирательное право и избирательные системы в российском государстве
- 1. Понятие избирательного права
- 2. Избирательная система в Российской Федерации
- ГЛАВА 2. Основные стадии избирательного процесса
- 1. Назначение выборов
- 2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков
- 3. Избирательные комиссии и порядок их формирования
- 4. Выдвижение и регистрация кандидатов
- 5. Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластии. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, сопровождаемые активным поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские и правительственные структуры.
В России проводится полномасштабная политическая реформа, направленная на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая демокраическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически проводимых выборов. Поэтому первостепенное значение в процессе трансформации институтов публичной власти приобретают исследование действующего избирательного права и законодательства.
Избирательные права граждан — одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т. е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.
Надо сказать, что избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов российского права, входит в составную часть конституционного права Российской Федерации. В связи с активизацией политической жизни страны избираемое право уже во многих высших учебных заведениях выделяют в самостоятельную учебную дисциплину. Несомненно, это решение правильно, поскольку право избирать и быть избранными, что изучает данная дисциплина, нам предоставлено Конституцией Российской Федерации, и от того, как компетентно и с должной глубиной знаний мы будем разбираться в механизме реализации данных прав зависит, каким станет наше государство.
Теоретической основой исследования послужили труды представителей различных отраслей отечественной юридической науки: С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, М. В. Баглая, Н. А. Богдановой, А. А. Вешнякова, В. А. Виноградова, А. В. Иванченко, В. В Игнатенко, Н. М. Колосовой, С. Д. Князева, Е. И. Колюшина, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, Н. И. Матузова, А. В. Малько, Б. А. Страшуна, А. П. Сунцова, Ю. А. Тихомирова и многих других. К настоящему времени проделана значительная работа по исследованию института избирательного права, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.
Целью исследования составляют разработка фундаментальных начал теории современного российского избирательного права, комплексное изучение основных образующих его институтов, а также формирование теоретических положений и конкретных рекомендаций, имеющих прикладное значение для совершенствования избирательного законодательства и практики его применения.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
— провести исторический анализ российского избирательного права;
— раскрыть понятие избирательного права Российской Федерации;
— проанализировать принципы российского избирательного права;
— рассмотреть избирательную систему Российской Федерации;
— теоретически обосновать назначение и структуру избирательного процесса, раскрыть юридическое содержание юридическое содержание различных стадий организации и проведения выборов;
-определить понятие, основания и виды юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства, изучить их роль в правовом обеспечении и охране электоральных отношений.
Объектом настоящей работы является общественные отношения и интересы, связанные с реализацией избирательных прав граждан правом в Российской Федерации.
Предметом настоящей работы являются нормы избирательного законодательства, регулирующие порядок избрания в Российской Федерации.
Кроме этого, следует выделить гипотезы настоящей работы.
Во-первых, что избирательное право имеет два основных значения: первое, под избирательным правом совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления; второе, избирательное право есть субъективная возможность гражданина избирать и быть самому избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, с одной стороны, избирательная система это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти, а с другой стороны, избирательная система это способ определения того, кто из баллотировавшийся кандидатов избран на должность или в качестве депутата.
В-третьих, избирательный процесс включает в себя совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.
В-четвертых, юридическая ответственность на нарушения избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения и реализации прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. И включает четыре основных вида: избирательно-правовую, уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.
ГЛАВА 1. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1 Понятие избирательного права
Сегодня практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы, в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе, могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт представляет собой выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и регионах.
Надо сказать, что институту выборов, как в советский период, так и в современный, всегда придавалось исключительно важное политическое значение. Поэтому, полагаю необходимым вспомнить историю развития избирательного права в России, чтобы понять реалии сегодняшнего дня.
Российское избирательное право имеет свою историю, которая включает в себя дореволюционное, советское и современное избирательное право .
В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX века, когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании представительного высшего органа — Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905−1907г.г.
Избирательное право этого периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав — женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие. Не могли участвовать в выборах и кочевые народы. Значительные ограничения избирательных прав предусматривались для национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная Дума должна быть «русской по духу"1.
По оценке Н. И. Лазаревского и других ученых — государствоведов, современников избирательной системы Российской империи, «законодательство о выборах необыкновенно сложно. Это, быть может, самая запутанная и несовершенная система выборов, которая когда-либо существовала». По мнению Н. И. Лазаревского, это существенный ее недостаток, поскольку чем сложнее избирательная система, тем больше возможностей для всякого рода ошибок и подлогов2.
Конституция РСФСР 1918 года, принятая после Октябрьской революции 1917 г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим возможность производительного труда. Следует отметить, что по Конституции 1918 года избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству.
Конституция СССР 1936 года существенно изменила избирательную систему. Впервые в истории советских конституций, содержала отдельную главу «Избирательная система». Выборы производились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На основании Конституции Президиум ЦИК СССР принял постановление о прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан СССР по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности1. С вступлением в силу Конституции СССР (1936г.) произошли изменения в процедуре проведения выборов: многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми.
В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: Конституцией были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены1.
Новый этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов (согласно Указу Президента от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ"2), когда события 3−4 октября 1993 года выявили необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в новый законодательный орган страны — Федеральное Собрание. Правовое регулирование порядка проведения этих выборов имело много новых особенностей для нашего законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т. д.).
Таким образом, после принятия в 1993 году Конституции РФ избирательное законодательство динамично развивается3, что свидетельствует о растущем значении выборов как для государства, так и для общества. Развитие избирательного законодательства происходит в нескольких направлениях: увеличивается общее количество законодательных актов о выборах, существенно расширяется объем правового регулирования различных аспектов проведения выборов.
В настоящее время принято и действует ряд законов, например Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"1 (далее об основных гарантиях); Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (далее о выборах Президента); Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (далее О выборах депутатов Государственной Думы), Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и некоторые другие законы о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые защищают избирательные права граждан.
Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория — это «институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права, которые регулируют общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления».
В юридической литературе избирательное право традиционно определяется как «подотраслью конституционного права"2. Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его подотраслей и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления1.
Для раскрытия содержания избирательного права и механизма его применения необходимо, прежде всего, отметить, что выборы представляют собой растянутую во времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Содержание избирательного права — это облеченные государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения гражданами, политическими партиями, избирательными комиссиями, другими органами, наделенными полномочиями по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на различных этапах избирательной кампании.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993.
- Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.
- Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Рос. газ. 2003. 16 янв.
- Федеральный закон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ. 2002. — № 51. Ст. 4982.
- Федеральный закон РФ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. — 1996. — № 49. — Ст.5497.
- Алахичева Л. Г. Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства // Журнал российского права. 1999. № 9. С.9−14.
- Алексеев С.С. Теория права. М., 2004.
- Баглай М.В. Конституционное право РФ. — М., 2002.- 752 с.
- Богданова М.С. О понимании юридической ответственности в современных условиях // Юрист. 1997. — № 7.
- Веденеев Ю.А., Смирнов В. В. Роль выборов и референдумов в трансформации политической системы // Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997. С.20−21.
- Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. М., 2000.- 296 с.
- Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 1957.
- Груздева А.П. Понятие и некоторые формы проявления преступлений, совершаемых в условиях избирательного процесса (криминологический анализ) // Следователь. 1999. № 12. С.40−50.
- Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ: история, теория, практика. М., 1996.
- Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Отв. ред. А. В. Иванченко. — М., 2006.- 856 с.
- Коваленко А.И. Конституционное право России. — М., 2007, — 208с.
- Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М., 1999.-520с.
- Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ. М., 2000
- Колюшин Е.И. Конституционное право России. Курс лекций. М., 1999.-460с.
- Князев. С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в РФ: перспективы развития // Журнал российского права. 2006. № 10. С.36−45.
- Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. 2006. № 2. С.28−29.
- Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе (Проблемы теории и практики). Автореф. дисс. на соискание уч. ст. док. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2004.
- Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000.- № 1.
- Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в РФ // Государство и право. 2001.- № 10.
- Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. М., 2002. 512с.
- Научно-практический комментарий к Конституции РФ. Отв. ред. В. В. Лазарев. 3-е изд., доп. и перераб. — М., 2002.-670с.
- Окуньков Л.А., Крылов Б. С., Постников А. Е. Рассмотрение избирательных споров судами в субъектах РФ. // Журнал российского права. 1999. № 9. С.114−123.
- Пастухов В. Рецензия на кн.: Иванченко А. В. Избирательные комиссии в РФ: история, теория, практика. М., 1996.
- Постников А.В. Избирательное право России. М., 2006.
- Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. М., 2000.