Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционное законодательство Российской Федерации и республик на этапе деволюционного федерализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Б. Н. Топорнина, Ф. Н. Фаткуллина, М. Х. Фарукшина, В. Е. Чиркина и других авторов. Более конкретные вопросы, связанные с соотношением конституций республик и Конституции РФ анализировались, в частности, в работах Л. Ф. Болтенковой, В. И. Гойман, Б. Л. Железнова, Л. М. Карапетян, А. Е. Козлова, М. А. Кузьмина, В. А. Лебедева, Н. А. Михалевой, И. И. Овчинникова, И. А. Умновой, Н. К. Филиппова, Г. Т… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и становление конституционного законодательства Российской Федерации и республик
  • Глава 2. Конституционное законодательство РФ и республик в сфере конституционного строя
  • Глава 3. Конституционное законодательство РФ и республик о правовом положении личности
  • Глава 4. Общее и особенное в конституционном законодательстве РФ и республик о национально-государственном устройстве
  • Глава 5. Конституционное законодательство РФ и республик в сфере организации и деятельности-органов государственной власти ' 110−178 N ^
  • Глава 6. Конституционное законодательство РФ и республик в сфере местного самоуправления
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Темпы и масштабы социально-политических преобразований в России обуславливают возрастание роли конституционного регулирования, требуют обновления конституционного законодательства. Сегодня конституционная реформа охватывает основные сферы общественно-политической жизни страны и суть этой реформы — создание правовой модели постперестроечного общества. Конституции призваны юридически закрепить баланс интересов личности, общества и государства, социальных слоев и этнических групп, отразить основополагающие общецивилизационные принципы — от признания человека высшей ценностью до парламентаризма и разделения властей в государственно-правовой сфере на основе единого конституционно-правового пространства.

Тем не менее, если в СССР конституции бывших союзных и автономных республик копировали союзную конституцию и были как две капли воды похожи одна на другую, то сейчас конституционные преобразования в республиках порождают множество оригинальных моделей и демонстрируют разнообразие конституционных решений. Поэтому конституционное законодательство в нашем федеративном государстве привлекает пристальное внимание ученых-государствоведов.

Российская Федерация и республики в ее составе прошли длительный путь конституционного правотворчества. Сам советский федерализм возник как способ решения национального вопроса. Субъектами СССР стали национальные республики, а советская Россия, будучи одной из них, основывалась на автономии своих субъектов — автономных республик, автономных областей и автономных округов, число которых значительно уступало численности административно-территориальных образований — краев и областей, объединявших почти 4/5 населения России. Фактически же Россия, несла на себе отпечаток «высшей формы федерации» — Союза ССР, который на деле являлся сверхцентрализованным унитарным государством.

Миф о решении национального вопроса в СССР был развеян очень быстро еще во времена горбачевской перестройки. Во всей своей сложности этот вопрос достался в наследство новой России.

Именно поэтому национальный аспект, наряду с проблемой государственности русского народа в краях и областях, стал важнейшим катализатором построения в России современной федерации. Республики России, ставшие участниками разработки нового Союзного договора в 1990—1991 гг. г., вслед за союзными республиками, провозгласили свой суверенитет. Позднее автономные области России (за исключением одной) самопреобразовались в республики и также приняли декларации о государственном суверенитете.

Пересмотр основ общественного и государственного устройства России, который начался именно в этот период, привел к обновлению всего массива конституционного законодательства в Российской Федерации.

Приобретя в 1990 г. реальный статус суверенного государства, Россия получила стартовые условия и уникальный шанс для формирования принципиально иной концепции федеративных отношений. В этом направлении был сделан значительный шаг: 31 марта 1992 г. подавляющим большинством регионов России (за исключением Татарстана и Чечни) был подписан Федеративный договор, который сыграл немаловажную роль в достижении стабильности и построении федеративного государства.

Однако, одновременно с процессом, направленным на укрепление российского федерализма, в стране получил развитие и процесс дезинтеграции, усиленный тем, что, наряду с Федеративным договором, появилась порядка сорока соглашений органов федерации с органами отдельных субъектов. Кроме того, хотя Конституция РФ принятая в декабре 1993 г., предусматривала принятие субъектами федерации своих основных законов: конституций (для республик) и уставов, тем не менее несколько субъектов федерации успели обзавестись своими конституциями еще до принятия Конституции РФ, в 1992—1993 гг. г. В 1992 г. были приняты конституции республик Татарстан и

Саха (Якутия), а также дудаевского режима Чечни- в 1993 г. к ним присоединились республики Тыва и Башкортостан.

Сегодня представляется очевидным, что первыми, опережая федеральное законотворчество, приняли свои конституции именно те субъекты федерации, которые еще в период принятия деклараций о своем государственном суверенитете стремились реально стать субъектами Союза ССР, а после его распада — обеспечить себе максимальную независимость от России. Не удивительно, что как раз эти конституции имели наибольшие расхождения с федеральным основным законом (чеченский же вариант вообще показал, что устойчивость России как федерации оказалось под угрозой). Не способствовали укреплению федерации также те двухсторонние договоры между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, которые тоже отчасти противоречили Конституции РФ. Выпал из единого правового поля России ряд текущих нормативных актов субъектов. Все это если и не поставило Российскую Федерацию на грань распада, то во всяком случае придало ей выраженный деволюционный характер, обессилило центр.

В целом, период с 1991 по 2000 г. можно, с нашей точки зрения, определить как переходный этап «деволюционного федерализма», характеризующийся чрезмерной самостоятельностью субъектов и слабостью центра, когда произошла передача субъектам таких объемов власти, которые внесли пагубный для федерации дисбаланс в отношения центра с регионами.

Центробежная тенденция в развитии российского федерализма на этом этапе сочеталась с ростом национальной самоиндификации народов, которым умело воспользовались в своих целях националистические силы в ряде субъектов Федерации.

И все же, было бы ошибкой давать этому периоду только негативную оценку, а вместе с тем отбрасывать накопленный опыт, на базе которого сегодня выстраивается подлинная федерация. Этот опыт необходимо изучать.

Конституционное законодательство Российской Федерации и республик на этапе деволюционного федерализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема конституционного законодательства РФ и республик на этапе деволюционного федерализма (1991;2000 г. г.) представляет собой одно из неразработанных и малоисследованных направлений в науке права и правоприменительной деятельности, в отечественной юридической литературе данный вопрос всеобъемлющему теоретическому анализу пока еще не подвергался. Проблема рассматривалась лишь в отдельных научных статьях, посвященных отдельным противоречиям между республиканскими и федеральной конституциями. Можно указать, в частности, на интересную статью профессора Н. А. Михалевой «Конституционные реформы в российских республиках"1, но в ней содержится сравнительный анализ некоторых конституций республик и обобщен лишь начальный этап деволюционного федерализма (до 1995 г.).

По данной проблеме на пороге третьего тысячелетия была проделана большая работа Институтом общественной экспертизы и фондом «Индем"2, в ходе которой были проанализированы и сопоставлены с Конституцией Российской Федерации конституции и уставы субъектов России, выявлены конкретные несоответствия и пробелы в этих актах, но материалы данного исследования не классифицированы по институтам конституционного права (между тем именно такая классификация проводится в предлагаемом исследовании).

Проблемы конституционного законодательства в целом нашли в работах: С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, М. С. Букина, Б. Н. Габричидзе, Д. Л. Златопольского, А. И. Кима, М. Г. Кириченко, Е. В. Колесникова,.

A.И.Лепешкина, Н. Г. Мишина, А. В. Мицкевича, Л. А. Морозовой,.

B.С.Основина, С. В. Полениной, П. И. Романова, Ю. А. Тихомирова,.

1 Михалева Н. А. Конституционные реформы в российских республиках // Конституции республик в составе Российской Федерации. — М., 1995.

2 Конституционное обустройство России: общественная экспертиза. — М., 2000.

Б.Н.Топорнина, Ф. Н. Фаткуллина, М. Х. Фарукшина, В. Е. Чиркина и других авторов. Более конкретные вопросы, связанные с соотношением конституций республик и Конституции РФ анализировались, в частности, в работах Л. Ф. Болтенковой, В. И. Гойман, Б. Л. Железнова, Л. М. Карапетян, А. Е. Козлова, М. А. Кузьмина, В. А. Лебедева, Н. А. Михалевой, И. И. Овчинникова, И. А. Умновой, Н. К. Филиппова, Г. Т. Чернобель, Б. С. Эбзеева и др. Однако, многие аспекты проблемы все еще не раскрыты и вызывают дискуссии, требуя комплексного исследования. В диссертации, наряду с монографической литературой, использован широкий круг правовых источников — в частности, конституционное законодательство Российской Федерации и ее субъектов, текущие нормативные акты, определения и постановления Конституционного Суда РФ.

Предметом диссертационного исследования являются процесс становления конституционного законодательства РФ и республик на этапе деволю-ционного федерализма, основные противоречия между конституциями республик и Конституцией РФ в таких сферах жизнедеятельности общества и государства, как основы конституционного строя, основы правового положения личности, федеративного устройства, организация и деятельность органов государственной власти и местного самоуправленияпути их преодоления и формирования единого правового поля Российской Федерации.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертации является разработка конкретных рекомендаций по выявлению и устранению пробелов и противоречий между республиканскими конституциями и Конституцией РФ, а тем самым — по укреплению Российской Федерации и формированию единого правового пространства России.

В связи с этим поставлены следующие задачи исследования: ¦ определить понятия «конституционное законодательство Российской Федерации» и «конституционное законодательство в Российской Федерации" — изучить процесс становления конституционного законодательства РФ и республик на этапе деволюционного федерализма (1991 по 2000 г.) — определить пути и средства дальнейшей оптимизации статуса республик в составе РФклассифицировать институциональные противоречия между Конституцией РФ и конституциями республик, равно как и пробелы в конституционном законодательстве республик и Федерации. сформулировать рекомендации по дальнейшему формированию единого правового пространства Российской Федерации.

Научная новизна диссертации обусловлена, главным образом, тем, что она представляет собой первую в отечественной литературе попытку определить переходный период с 1991 по 2000 г. г. как этап деволюционного федерализма, охарактеризовать этот этап на основе развернутого сравнительно-правового анализа конституций РФ и республик, принятых в указанный период, классифицировать противоречия между российским законодательством и законодательством республик в разрезе институтов конституционного права, исследовать и сгруппировать причинно-следственные связи данных противоречий. Это позволило систематизировать проблемы приведения в единство всего конституционного законодательства на территории Российской Федерации и выработать практические рекомендации по формированию единого правового поля России без ущерба для национальных интересов республик.

На защиту выносятся следующие основные положения:

Деволюционный федерализм — понятие, характеризующее федерацию, в которой ослаблены связи между центром и регионами (субъектами) — в ней преобладают центробежные силы, вследствие чего она стремится к распаду. Альтернативой деволюционного федерализма является интеграционный федерализм. Автор приходит к выводу о том, что в период с 1991 по 2000 г. г. Россия была деволюци-онной федерацией, а исследование ее особенностей в этот период должно способствовать построению обновленной федерации, в основе которой лежит принцип «сильный центр — сильные регионы». Такая федерация должна быть свободна от крайностей как деволю-ционного, так и интеграционного федерализма.

Конституционное законодательство Российской Федерации следует понимать как совокупность Конституции РФ и законов о поправках к Конституции, принимаемых в соответствии со статьей 136 Конституции РФ, то есть как систему основных нормативных актов, закрепляющих и регулирующих важнейшие общественные отношения в сферах конституционного строя, правового положения личности, государственного и административно-территориального устройства, а равно организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. Конституционное же законодательство в Российской Федерации — это совокупность Конституции РФ, конституций республик и уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также законов о поправках к конституциям и уставам. Наконец, конституционное законодательство республики включает только конституцию республики и законы о поправках к ней.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации и договоры не могут входить в понятие «конституционное законодательство РФ» вследствие того, что они лишь развивают и опосредуют конституционные нормы, но сами таковыми не являются.

Формирование единого правового пространства должно сочетаться с четким разграничением полномочий и ответственности федеральной и региональной структур власти, для чего необходимо разработать концептуальные основы дальнейшего развития федерального и регионального законодательства, а также программу совместной законотворческой деятельности с учетом федеральных и местных приоритетов.

Федеральным законодательством должны быть более четко определены уровни правового регулирования: федеральный, устанавливающий принципы разграничения полномочий и, вместе с тем, включающий акты прямого действия по предметам ведения Россииуровень субъектов — устанавливающий пределы их полномочий по предметам регионального ведения. Все это должно быть закреплено федеральным конституционным законом, притом, не рамочным, а содержащим конкретные нормы, включая гарантии как от федеральной интервенции, так и от превышения субъектами своих полномочий.

Часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации следует сформулировать таким образом, чтобы Федерация во всех необходимых случаях обеспечивала правовое регулирование в сфере совместного ведения путем издания Основ законодательства, определяющих пределы действия актов субъектов федерации.

Необходимо всесторонне совершенствовать существующий правовой механизм для преодоления разногласий между Федерацией и ее субъектами, особенно часто возникающих в сфере совместного ведения и связанных с опережающим правотворчеством субъектов.

Анализ правового статуса республик в составе Российской Федерации свидетельствует о том, что они не обладают государственным суверенитетом.

Источники и методология исследования.

В основу диссертационного исследования положены Конституция РФ, конституции республик Алтай, Адыгеи, Башкортостана, Бурятии, Дагестана,.

Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Кгшмыкии, Карелии, Коми, Карачаево-Черкессии, Марий Эл, Мордовии, Саха (Якутии), Северной Осетии — Алании, Татарстана, Тыва, Удмуртии, Хакасии, Чечни, Чувашии в их прежней и последующей редакцииизучались труды отечественных и зарубежных исследователей-правоведов, библиографические и справочные материалы, практика государственных органов Российской Федерации и республик.

Методологическую основу диссертационного исследования составили апробированные методы познания. В частности использованы методы исторического, структурно-функционального, сравнительно-правового и логического анализа, статистический, социологический, формально-юридический методы, что позволило обеспечить всестороннее и комплексное изучение проблемы.

Практическая значимость исследования. В диссертации содержатся положения, направленные на более полное понимание закономерностей развития и совершенствования конституционного законодательства РФ и республик на этапе деволюционного федерализма. Предложения и выводы, сформулированные по результатам проведенного диссертационного исследования, а также сам материал настоящей работы могут быть использованы:

— при осуществлении и совершенствовании законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, а именно: а) при приведении в соответствие конституций республик нормам федеральной Конституцииб) в процессе принятия новых конституций республик и законов о внесении изменений и дополнений в нихв) при решении вопроса о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации двусторонних договоров между ее органами и органами республик.

— в учебном процессе при преподавании конституционного права Российской Федерации, соответствующих разделов теории государства и права, а также при чтении специальных курсов по проблемам федерализма.

Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе ученых, аспирантов и студентов, а также в деятельности депутатов и государственных служащих.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в трех публикациях:

1. Конституционное законодательство Российской Федерации и республик: понятие и перспективы развития./ Проблемы формирования современной системы Российского права. Сборник докладов и тезисов. — Казань, Издательство Таглимат, 2000.

2. Обладают ли республики в составе Российской Федерации государственным суверенитетом? Татарстан. 2001.

3. Противоречия в конституционном законодательстве республик в сфере прав человека./ Перспективы развития юридических наук в России в 21 веке. Сборник научных статей. — Нижнекамск, 2001.

Структура работы. Структура диссертационного исследования обусловлена целью и задачами настоящей работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Соответствие конституций республик нормам Конституции РФ — условие упрочения российской государственности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, правомерного развития федеративных отношений, сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации. Поэтому необходим эффективный механизм обеспечения соответствия конституций и уставов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

В этой связи:

1. Необходимо разграничивать такие понятия как «конституционное законодательство Российской Федерации» и «конституционное законодательство в Российской Федерации». Конституционное законодательство Российской Федерации — это совокупность конституции РФ и законов о поправках к Конституции РФ, принимаемых в соответствии со статьей 136 Конституции РФ, то есть это система основных нормативных актов, закрепляющих и регулирующих важнейшие общественные отношения в сферах конституционного строя, правового положения личности, государственного и административно-территориального устройства, а равно организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. А конституционное законодательство в Российской Федерации — это совокупность Конституции РФ, конституций республик и уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также законов о поправках к конституциям и уставам.

2. Не может быть внутри суверенного государственного образования других суверенных (то есть политически независимых) государств. Суверенитет над суверенитетом — это «квадратура круга» (К. Маркс), которая на практике, как отмечали еще американские федералисты, «подрывает порядок и разрушает государство», подменяет закон на.

1 to силием. Следовательно, и Федеративный договор, а точнее — то, что от него осталось, и действующая российская Конституция нуждаются в определенных коррективах. За основу должно быть взято конституционное регулирование федеративных отношений. Если государство по природе своей является федеративным, оно должно обладать единым конституционным пространством, которое, разумеется, не всегда может быть одномерным. В Конституции РФ было бы целесообразно продефинировать понятие суверенитета (народного, национального, государственного), определить основополагающие принципы российского федерализма. Следовало бы при этом акцентировать внимание не только на прерогативах федерального центра, но и на автономных прерогативах субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, с учетом общенациональных интересов России, а также интеграционных процессов как объективной мировой тенденции. После соответствующих уточнений, поправок затем необходимо привести в полное соответствие с федеральной Конституцией все республиканские законы. Основные принципы, заложенные в ней, должны пронизывать республиканские конституции, составлять их несущую конструкцию.

3. В целях гармонизации законодательства субъектов РФ и федерального законодательства нужно обеспечить: а) четкое регулирование объема законодательного регулирования по линии субъектов РФ с учетом динамики общественных отношенийб) активное и целенаправленное использование законодательными органами субъектов РФ права законодательной инициативы на федеральном уровне (в том числе и совместно) — в) согласование программ законодательной деятельностиг) одобрение Советом Федерации модельных законодательных актов для субъектов РФ — как «вслед» за федеральными.

118 См.: Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. — M.: Прогресс. 1993. С. 145−146. законами, так и для их нормативной ориентации по предметам исключительной законодательной компетенции.

4. Следует решительно усовершенствовать механизм, препятствующий субъектам федерации принимать законы, противоречащие федеральному законодательству, а, с другой стороны — защищающий субъекты от федеральной интервенции.

5. Необходимо существенно улучшить координацию законотворчества РФ и ее субъектов, осуществлять согласование планов и программ законодательной деятельности, и взаимный обмен правовой информацией, полнее использовать механизм согласования, предусмотренный ст. 85 Конституции РФ.

6. По-прежнему актуальна задача совершенствования системы органов исполнительной власти. Их беспрерывные перестройки на федеральном уровне и в субъектах РФ порождаются не только лично-конъюнктурными соображениями, но и отсутствием типологии и критериев их построения. Мешает порочная традиция «обрастания» базовых органов «квазиорганами» — межведомственными советами, чрезвычайными и временными комиссиями, которые дробят управление. Без решения этих и других проблем невозможно создать четкую систему и структуру органов исполнительной власти в субъектах РФ.

7. В условиях нестабильности российской правовой системы нужно усилить предварительный конституционный контроль, что в равной степени относится как к федеральному правотворчеству, так и к правотворчеству субъектов РФ. В этом смысле следует укрепить деятельность органов конституционного контроля РФ и ее субъектов.

8. Представляется чрезвычайно важным закрепление в федеральной Конституции основных принципов, упорядочивающих границы, формы и характер конституционного и текущего законодательного по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также норм, восполняющих пробелы, очевидность которых ясно обозначилась в практике правотворчества.

9. Сохранение и укрепление политического, экономического и правового единства Российского государства во многом зависит от организации практического взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов. В Российском государстве необходима координация деятельности органов государственной власти всех уровней в решении задач, выходящих за рамки регионов, согласованность усилий органов государственной власти РФ и ее субъектов в решении общенациональных задач. Это соответствует интересам многонационального Российского государства, реально обеспечивает высшую юридическую силу федеральной Конституции, ее прямое действие на всей территории России, гарантирует права и интересы граждан Федерации.

10. При установлении системы органов государственной власти, республики должны руководствоваться исходными положениями федеральной конституции, такими, как положения ч. 3 ст. 5, закрепляющей единство системы государственной властич. 3 с. 118, согласно которой судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным закономч. 2 ст. 77 — о единстве исполнительной власти в пределах ведения РФ и по предметам совместного ведения.

11. Особенности правового регулирования законодательной и исполнительной власти в республиках во многом определяются эффективным разграничением предметов ведения между РФ и ее субъектами. Но оптимальное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в современных условиях требует прежде всего определить соответствующие конституционные приоритеты, в частности — приоритет федеральной Конституции и федеральных законов над договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

12. Наконец, в ближайшее время необходимо разработать и принять федеральные законы «О нормативных актах Российской Федерации», «Об ответственности высших должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ», «О механизме реализации решений Конституционного Суда РФ».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и нормативные акты.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. -М.: Юрид. лит., 1993.
  3. Федеративный договор: документы. Комментарий. М.: Республика, 1992
  4. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
  5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ»" //Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 9. Ст. 372.
  6. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ». Комментарий. -.М.: Юрид. лит., 1996.
  7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе РФ» //Собрание законодательства РФ. 1997. № 1.
  8. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ» (в ред. 31 декабря 1997 г). Официальное издание. М.: Юрид. лит., 1998. Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712- 1998. № I.Ct.1.
  9. Федеральный закон от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1995. № 21. Ст. 908.
  10. Указ Президента от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в РФ» //Российская газета. 1993. 23 сентября.
  11. Указ Президента РФ от 22 сентября 1993 года «О присвоении Руцким А. В. полномочий Президента РФ» //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3599.
  12. Указ Президента РФ от 3 октября 1993 года «Об освобождении Руцкого А. В. от должности вице-президента РФ» // Собрание актов Президента и Правительства. 1993.№.40. Ст. 40.
  13. Указ Президента РФ от 3 октября 1993 года «О введении чрезвычайного положения в городе Москве» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. № 40. Ст. 3748.
  14. Указ Президента РФ от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» //Российская газета. 1993. 19 ноября
  15. Декларации о суверенитете союзных и автономных республик. М., 1990.
  16. Конституции республик в составе Российской Федерации / Под ред. и с вступит. Статьей Н. А. Михалевой. М., Манускрипт, 1995.
  17. Конституции республик в составе Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы «Известия», 1996. Вып. 1−2.
  18. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. М.: Известия, 1995−1997. Вып. 1−3.
  19. Монографии, тематические сборники, учебные и справочные издания, научные статьи и авторефераты.
  20. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, 1997.
  21. С. А. Гражданство РФ. М., 1994.
  22. С.А. О статусе субъекта Российской Федерации // Конституционный вестник. 1994. № 1 (17).
  23. К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений // Право и политика. 2000. № 1.
  24. А.Г., Умнова И. А. Что думают в регионах о реализации полномочий по предметам ведения субъектов Федерации // Этнопо-литический вестник. М., 1994. № 1.
  25. Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции. М., 1995.
  26. Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М.: Республика. 1994.
  27. С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: МГУ, 1997.
  28. Д.Н. Административное право. М., 1993.
  29. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов и факультетов. М.: Норма-ИНФРА, 1998.
  30. Л.Ф. Соотношение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Основные противоречия // Федерализм. 1996. № 1.
  31. Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов // Российская государственность: состояние и перспективы развития. -М., 1995.
  32. М.С. Развитие конституционного законодательства республик в составе Российской Федерации. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Саранск, 1992.
  33. A.M. Система высших органов государственной власти республики Мордовия: Поиск оптимальной модели // Государство и право. 1995. № 4.
  34. Л.Н. О несоответствии законодательства о судебной системе некоторых субъектов Российской Федерации федеральному законодательству. //Журнал российского права. 2000. № 10.
  35. Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М., 1928.
  36. Т. Избр. Соч. М.: Мысль, 1965.
  37. М.Н. Опыт и уроки суверенизации: на материалах Башкортостана и Татарстана // Отечественная история. 1995. № 2.
  38. .О. О соответствии конституций республик субъектов Федерации Конституции Российской Федерации. // Этнополис. 1995. № 1.
  39. Ф., Насырова J1. Федерализм в России и Белигии. Институт европейской политики католического Университета г. Лейве-на. 1996.
  40. И.Г. Конституционное законодательство России о разграничении предметов ведения и полномочий федерального центра и субъектов Федерации // Регионология. Саранск, 1995. № 4.
  41. .Л. Компетенция РСФСР и ее субъектов. Казань, 1974.
  42. .Л. Правовой статус Республики Татарстан. Казань, 1996.
  43. .Л. Конституция Республики Татарстан в системе российского федерализма.// Российский юридический журнал. 1994. №. 1
  44. А.А. Асимметричность Федерации. М., 1997.
  45. С.Л. Конституция СССР в системе советского законодательства // Советское государство и право. 1978. № 6.
  46. М.Г. Конституционное законодательство / Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1977.
  47. А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура. // Правоведение. 1998. №. 1.
  48. Е.В. Конституция и конституционные законы в основе правовой системы.// Правоведение. 1995. № 4−5.
  49. Конституция Российской Федерации: энциклопедический словарь / Авт. кол. В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1995.
  50. Конституционное обустройство России: общественная экспертиза. -М., 2000.
  51. Концепции развития российского законодательства. М., 1998.
  52. .С. Разграничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации: поиск оптимальных путей // Журнал российского права. 1997. № 1.
  53. М.А. Правовое регулирование финансово-экономических основ местного самоуправления. Чебоксары, 2000.
  54. О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М.: Юрид. лит., 1986.
  55. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право РФ. М., 1997.
  56. В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения «Известия», 1993.
  57. В.А. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. -Челябинск, 1999.
  58. И. Суверенитет как одна из проблем федерализма в теории и на практике // Регионология. 1994. № 2−3.
  59. Е.А. Общая теория прав человека. М., 1996.
  60. Лукьянова Е. А Закон как источник советсткого государственного права. -М., 1988.
  61. Н.И. Политико-юридические коллизии и способы их разрешения. / В кн. Становление государственности и местного самоуправления в регионах России. На примере Саратовской области. -Саратов, 1997.
  62. Е. Конституционный процесс и демократия при посттоталитаризме. //Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1998. № 4- 1999. № 1.
  63. Н.А. Конституционные реформы в республиках субъектах Российской Федерации. // Государство и право. 1995. № 4.
  64. Н.А. Эволюция и перспективы российского федерализма. Текст выступления на международной конференции «Будущее западной и центральной Европы» (г. Люблин, Польша, 1994) //Право и жизнь. 1994. № 6.
  65. Н.А. Государственное право РФ. Курс лекций под ред. О. Е. Кутафина. М., 1993, Т. 1.
  66. Н.А. Социалистическая конституция. М.: Юрид. лит., 1981.
  67. А.В. Акты высших органов Советского государства. -М., 1967.
  68. Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.
  69. И.Ш. О правовом положении суверенной республики в составе РФ // Проблемы конституционного развития суверенной республики (материалы республиканской научно-практической конференции. 24−25 марта 1992 г., г. Уфа). Уфа, 1992.
  70. Р.А. Выступление на заседании «Круглого стола» по проблеме «Суверенитет в государственном и международном праве». // Советское государство и право. 1991. № 5.
  71. B.C. Философия права. М., 1997.
  72. И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.
  73. И.И. Финансово-экономическая основа местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российскийопыт законодательного регулирования / Под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова.
  74. B.C. Нормы советского государственного права. М., 1967.
  75. Остром Винсент. Смысл американского федерализма.
  76. Н. «Малая конституция» большой области. //Юридический вестник. 1996. № 1.
  77. С.В. Федеративные договоры и структура законодательства России. // Государство и право. 1993. № 1.
  78. Поленина С. В Научные основы советского правотворчества. М., 1981.
  79. Права человека: основные международные документы. М., 1991.
  80. Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М.: ИЗиСП, 1995.
  81. Проблемы суверенитета в РФ (Авт. кол. Крылов Б. С., Ильинский И. П., Михалева Н.А.). М.: Республика, 1994.
  82. В.В. Члены федерации как субъекты международного права // государство и право. 1992. № 1.
  83. Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993.
  84. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: БЕК, 1995.
  85. Российское гуманитарное право. М.: Приор, 1998.
  86. О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в конституции. // Государство и право. 1993. № 10.
  87. И.С. Совершенствование законодательства закономерность развития общества // Советское государство и право. 1981. № 3.
  88. С.Б. Законодательство субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики. Автореф. дис. на соискание ученой степени к. ю. н. Казань, 2000.
  89. Сборник международных документов. М., 1990.
  90. М.В. Россия в пути. Новая федерация и Западная Европа. -Казань: Фэн, 1998.
  91. Ю.А. Конституционное законодательства России. М.: Городец — Формула права, 1999.
  92. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998.
  93. И.А. Устав области (края): первый опыт. -М., 1995.
  94. И.А. Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами (Актуальные правовые проблемы). М.: ИНИОН РАН, 1996.
  95. И.А. Как обеспечить единство законодательной и исполнительной власти в условиях Федерации? // Журнал Российского права. 1998. № 4/5.
  96. Федерализм глобальные и российские измерения. — Казань, 1993.
  97. Федеративный договор. Документы. Комментарии. /Ред. кол. Абду-латипов Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Тихомиров Ю. А. М., 1994.
  98. Н.К. Республики в составе Российской Федерации. Чебоксары.: Чувашское книжное издательство, 1997.
  99. Г. Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Федерации необходимо преодолеть.// Журнал российского права. 1997. № 4.
  100. А.А. Государственный суверенитет. Теоретико-правовые аспекты: Автореф. дис. на соискание ученой степени к. ю. н. М., 1993.
  101. Т. Двойное гражданство: ситуация и проблемы. Обозреватель РАУ — Корпорация. 1996. № 5−6.
  102. А.А. Правовые проблемы управления муниципальной собственностью в РФ. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Тюмень, 1999.
  103. Т.Э. Региональные нормативные акты: как обеспечить их соответствие Конституции и законам России.// Журнал российского права. 1997. № 4.
  104. .С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов. // Государство и право. 1995. № 3.
  105. Э.С. Республика субъект Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. — Томск: ТГУ, 1997.
Заполнить форму текущей работой