Конституционное законодательство Российской Федерации и республик на этапе деволюционного федерализма
Б. Н. Топорнина, Ф. Н. Фаткуллина, М. Х. Фарукшина, В. Е. Чиркина и других авторов. Более конкретные вопросы, связанные с соотношением конституций республик и Конституции РФ анализировались, в частности, в работах Л. Ф. Болтенковой, В. И. Гойман, Б. Л. Железнова, Л. М. Карапетян, А. Е. Козлова, М. А. Кузьмина, В. А. Лебедева, Н. А. Михалевой, И. И. Овчинникова, И. А. Умновой, Н. К. Филиппова, Г. Т… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Понятие и становление конституционного законодательства Российской Федерации и республик
- Глава 2. Конституционное законодательство РФ и республик в сфере конституционного строя
- Глава 3. Конституционное законодательство РФ и республик о правовом положении личности
- Глава 4. Общее и особенное в конституционном законодательстве РФ и республик о национально-государственном устройстве
- Глава 5. Конституционное законодательство РФ и республик в сфере организации и деятельности-органов государственной власти ' 110−178 N ^
- Глава 6. Конституционное законодательство РФ и республик в сфере местного самоуправления
- Заключение
- Список использованной литературы
Темпы и масштабы социально-политических преобразований в России обуславливают возрастание роли конституционного регулирования, требуют обновления конституционного законодательства. Сегодня конституционная реформа охватывает основные сферы общественно-политической жизни страны и суть этой реформы — создание правовой модели постперестроечного общества. Конституции призваны юридически закрепить баланс интересов личности, общества и государства, социальных слоев и этнических групп, отразить основополагающие общецивилизационные принципы — от признания человека высшей ценностью до парламентаризма и разделения властей в государственно-правовой сфере на основе единого конституционно-правового пространства.
Тем не менее, если в СССР конституции бывших союзных и автономных республик копировали союзную конституцию и были как две капли воды похожи одна на другую, то сейчас конституционные преобразования в республиках порождают множество оригинальных моделей и демонстрируют разнообразие конституционных решений. Поэтому конституционное законодательство в нашем федеративном государстве привлекает пристальное внимание ученых-государствоведов.
Российская Федерация и республики в ее составе прошли длительный путь конституционного правотворчества. Сам советский федерализм возник как способ решения национального вопроса. Субъектами СССР стали национальные республики, а советская Россия, будучи одной из них, основывалась на автономии своих субъектов — автономных республик, автономных областей и автономных округов, число которых значительно уступало численности административно-территориальных образований — краев и областей, объединявших почти 4/5 населения России. Фактически же Россия, несла на себе отпечаток «высшей формы федерации» — Союза ССР, который на деле являлся сверхцентрализованным унитарным государством.
Миф о решении национального вопроса в СССР был развеян очень быстро еще во времена горбачевской перестройки. Во всей своей сложности этот вопрос достался в наследство новой России.
Именно поэтому национальный аспект, наряду с проблемой государственности русского народа в краях и областях, стал важнейшим катализатором построения в России современной федерации. Республики России, ставшие участниками разработки нового Союзного договора в 1990—1991 гг. г., вслед за союзными республиками, провозгласили свой суверенитет. Позднее автономные области России (за исключением одной) самопреобразовались в республики и также приняли декларации о государственном суверенитете.
Пересмотр основ общественного и государственного устройства России, который начался именно в этот период, привел к обновлению всего массива конституционного законодательства в Российской Федерации.
Приобретя в 1990 г. реальный статус суверенного государства, Россия получила стартовые условия и уникальный шанс для формирования принципиально иной концепции федеративных отношений. В этом направлении был сделан значительный шаг: 31 марта 1992 г. подавляющим большинством регионов России (за исключением Татарстана и Чечни) был подписан Федеративный договор, который сыграл немаловажную роль в достижении стабильности и построении федеративного государства.
Однако, одновременно с процессом, направленным на укрепление российского федерализма, в стране получил развитие и процесс дезинтеграции, усиленный тем, что, наряду с Федеративным договором, появилась порядка сорока соглашений органов федерации с органами отдельных субъектов. Кроме того, хотя Конституция РФ принятая в декабре 1993 г., предусматривала принятие субъектами федерации своих основных законов: конституций (для республик) и уставов, тем не менее несколько субъектов федерации успели обзавестись своими конституциями еще до принятия Конституции РФ, в 1992—1993 гг. г. В 1992 г. были приняты конституции республик Татарстан и
Саха (Якутия), а также дудаевского режима Чечни- в 1993 г. к ним присоединились республики Тыва и Башкортостан.
Сегодня представляется очевидным, что первыми, опережая федеральное законотворчество, приняли свои конституции именно те субъекты федерации, которые еще в период принятия деклараций о своем государственном суверенитете стремились реально стать субъектами Союза ССР, а после его распада — обеспечить себе максимальную независимость от России. Не удивительно, что как раз эти конституции имели наибольшие расхождения с федеральным основным законом (чеченский же вариант вообще показал, что устойчивость России как федерации оказалось под угрозой). Не способствовали укреплению федерации также те двухсторонние договоры между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, которые тоже отчасти противоречили Конституции РФ. Выпал из единого правового поля России ряд текущих нормативных актов субъектов. Все это если и не поставило Российскую Федерацию на грань распада, то во всяком случае придало ей выраженный деволюционный характер, обессилило центр.
В целом, период с 1991 по 2000 г. можно, с нашей точки зрения, определить как переходный этап «деволюционного федерализма», характеризующийся чрезмерной самостоятельностью субъектов и слабостью центра, когда произошла передача субъектам таких объемов власти, которые внесли пагубный для федерации дисбаланс в отношения центра с регионами.
Центробежная тенденция в развитии российского федерализма на этом этапе сочеталась с ростом национальной самоиндификации народов, которым умело воспользовались в своих целях националистические силы в ряде субъектов Федерации.
И все же, было бы ошибкой давать этому периоду только негативную оценку, а вместе с тем отбрасывать накопленный опыт, на базе которого сегодня выстраивается подлинная федерация. Этот опыт необходимо изучать.
Список литературы
- Официальные документы и нормативные акты.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. -М.: Юрид. лит., 1993.
- Федеративный договор: документы. Комментарий. М.: Республика, 1992
- Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ»" //Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 9. Ст. 372.
- Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ». Комментарий. -.М.: Юрид. лит., 1996.
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе РФ» //Собрание законодательства РФ. 1997. № 1.
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ» (в ред. 31 декабря 1997 г). Официальное издание. М.: Юрид. лит., 1998. Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712- 1998. № I.Ct.1.
- Федеральный закон от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ. 1995. № 21. Ст. 908.
- Указ Президента от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в РФ» //Российская газета. 1993. 23 сентября.
- Указ Президента РФ от 22 сентября 1993 года «О присвоении Руцким А. В. полномочий Президента РФ» //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3599.
- Указ Президента РФ от 3 октября 1993 года «Об освобождении Руцкого А. В. от должности вице-президента РФ» // Собрание актов Президента и Правительства. 1993.№.40. Ст. 40.
- Указ Президента РФ от 3 октября 1993 года «О введении чрезвычайного положения в городе Москве» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. № 40. Ст. 3748.
- Указ Президента РФ от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» //Российская газета. 1993. 19 ноября
- Декларации о суверенитете союзных и автономных республик. М., 1990.
- Конституции республик в составе Российской Федерации / Под ред. и с вступит. Статьей Н. А. Михалевой. М., Манускрипт, 1995.
- Конституции республик в составе Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы «Известия», 1996. Вып. 1−2.
- Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. М.: Известия, 1995−1997. Вып. 1−3.
- Монографии, тематические сборники, учебные и справочные издания, научные статьи и авторефераты.
- Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, 1997.
- Авакьян С. А. Гражданство РФ. М., 1994.
- Авакьян С.А. О статусе субъекта Российской Федерации // Конституционный вестник. 1994. № 1 (17).
- Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений // Право и политика. 2000. № 1.
- Ахвердов А.Г., Умнова И. А. Что думают в регионах о реализации полномочий по предметам ведения субъектов Федерации // Этнопо-литический вестник. М., 1994. № 1.
- Актуальные проблемы гражданства. Материалы международной научно-практической конференции. М., 1995.
- Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М.: Республика. 1994.
- Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: МГУ, 1997.
- Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов и факультетов. М.: Норма-ИНФРА, 1998.
- Болтенкова Л.Ф. Соотношение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Основные противоречия // Федерализм. 1996. № 1.
- Болтенкова Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов // Российская государственность: состояние и перспективы развития. -М., 1995.
- Букин М.С. Развитие конституционного законодательства республик в составе Российской Федерации. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Саранск, 1992.
- Бунин A.M. Система высших органов государственной власти республики Мордовия: Поиск оптимальной модели // Государство и право. 1995. № 4.
- Васильева Л.Н. О несоответствии законодательства о судебной системе некоторых субъектов Российской Федерации федеральному законодательству. //Журнал российского права. 2000. № 10.
- Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М., 1928.
- Гоббс Т. Избр. Соч. М.: Мысль, 1965.
- Губогло М.Н. Опыт и уроки суверенизации: на материалах Башкортостана и Татарстана // Отечественная история. 1995. № 2.
- Гусев Б.О. О соответствии конституций республик субъектов Федерации Конституции Российской Федерации. // Этнополис. 1995. № 1.
- Делмартино Ф., Насырова J1. Федерализм в России и Белигии. Институт европейской политики католического Университета г. Лейве-на. 1996.
- Дудко И.Г. Конституционное законодательство России о разграничении предметов ведения и полномочий федерального центра и субъектов Федерации // Регионология. Саранск, 1995. № 4.
- Железнов Б.Л. Компетенция РСФСР и ее субъектов. Казань, 1974.
- Железнов Б.Л. Правовой статус Республики Татарстан. Казань, 1996.
- Железнов Б.Л. Конституция Республики Татарстан в системе российского федерализма.// Российский юридический журнал. 1994. №. 1
- Захаров А.А. Асимметричность Федерации. М., 1997.
- Зивс С.Л. Конституция СССР в системе советского законодательства // Советское государство и право. 1978. № 6.
- Кириченко М.Г. Конституционное законодательство / Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1977.
- Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура. // Правоведение. 1998. №. 1.
- Колесников Е.В. Конституция и конституционные законы в основе правовой системы.// Правоведение. 1995. № 4−5.
- Конституция Российской Федерации: энциклопедический словарь / Авт. кол. В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1995.
- Конституционное обустройство России: общественная экспертиза. -М., 2000.
- Концепции развития российского законодательства. М., 1998.
- Крылов Б.С. Разграничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации: поиск оптимальных путей // Журнал российского права. 1997. № 1.
- Кузьмин М.А. Правовое регулирование финансово-экономических основ местного самоуправления. Чебоксары, 2000.
- Кутафин О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М.: Юрид. лит., 1986.
- Кутафин О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право РФ. М., 1997.
- Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения «Известия», 1993.
- Лебедев В.А. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. -Челябинск, 1999.
- Левакин И. Суверенитет как одна из проблем федерализма в теории и на практике // Регионология. 1994. № 2−3.
- Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М., 1996.
- Лукьянова Е. А Закон как источник советсткого государственного права. -М., 1988.
- Матузов Н.И. Политико-юридические коллизии и способы их разрешения. / В кн. Становление государственности и местного самоуправления в регионах России. На примере Саратовской области. -Саратов, 1997.
- Мачкув Е. Конституционный процесс и демократия при посттоталитаризме. //Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1998. № 4- 1999. № 1.
- Михалева Н.А. Конституционные реформы в республиках субъектах Российской Федерации. // Государство и право. 1995. № 4.
- Михалева Н.А. Эволюция и перспективы российского федерализма. Текст выступления на международной конференции «Будущее западной и центральной Европы» (г. Люблин, Польша, 1994) //Право и жизнь. 1994. № 6.
- Михалева Н.А. Государственное право РФ. Курс лекций под ред. О. Е. Кутафина. М., 1993, Т. 1.
- Михалева Н.А. Социалистическая конституция. М.: Юрид. лит., 1981.
- Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. -М., 1967.
- Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.
- Муксинов И.Ш. О правовом положении суверенной республики в составе РФ // Проблемы конституционного развития суверенной республики (материалы республиканской научно-практической конференции. 24−25 марта 1992 г., г. Уфа). Уфа, 1992.
- Мюллерсон Р.А. Выступление на заседании «Круглого стола» по проблеме «Суверенитет в государственном и международном праве». // Советское государство и право. 1991. № 5.
- Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.
- Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.
- Овчинников И.И. Финансово-экономическая основа местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российскийопыт законодательного регулирования / Под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова.
- Основин B.C. Нормы советского государственного права. М., 1967.
- Остром Винсент. Смысл американского федерализма.
- Петров Н. «Малая конституция» большой области. //Юридический вестник. 1996. № 1.
- Поленина С.В. Федеративные договоры и структура законодательства России. // Государство и право. 1993. № 1.
- Поленина С. В Научные основы советского правотворчества. М., 1981.
- Права человека: основные международные документы. М., 1991.
- Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М.: ИЗиСП, 1995.
- Проблемы суверенитета в РФ (Авт. кол. Крылов Б. С., Ильинский И. П., Михалева Н.А.). М.: Республика, 1994.
- Пустогаров В.В. Члены федерации как субъекты международного права // государство и право. 1992. № 1.
- Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993.
- Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: БЕК, 1995.
- Российское гуманитарное право. М.: Приор, 1998.
- Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в конституции. // Государство и право. 1993. № 10.
- Самощенко И.С. Совершенствование законодательства закономерность развития общества // Советское государство и право. 1981. № 3.
- Сафина С.Б. Законодательство субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики. Автореф. дис. на соискание ученой степени к. ю. н. Казань, 2000.
- Сборник международных документов. М., 1990.
- Столяров М.В. Россия в пути. Новая федерация и Западная Европа. -Казань: Фэн, 1998.
- Тихомиров Ю.А. Конституционное законодательства России. М.: Городец — Формула права, 1999.
- Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998.
- Умнова И.А. Устав области (края): первый опыт. -М., 1995.
- Умнова И.А. Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами (Актуальные правовые проблемы). М.: ИНИОН РАН, 1996.
- Умнова И.А. Как обеспечить единство законодательной и исполнительной власти в условиях Федерации? // Журнал Российского права. 1998. № 4/5.
- Федерализм глобальные и российские измерения. — Казань, 1993.
- Федеративный договор. Документы. Комментарии. /Ред. кол. Абду-латипов Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Тихомиров Ю. А. М., 1994.
- Филиппов Н.К. Республики в составе Российской Федерации. Чебоксары.: Чувашское книжное издательство, 1997.
- Чернобель Г. Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Федерации необходимо преодолеть.// Журнал российского права. 1997. № 4.
- Чобан А.А. Государственный суверенитет. Теоретико-правовые аспекты: Автореф. дис. на соискание ученой степени к. ю. н. М., 1993.
- Шингирей Т. Двойное гражданство: ситуация и проблемы. Обозреватель РАУ — Корпорация. 1996. № 5−6.
- Шишкин А.А. Правовые проблемы управления муниципальной собственностью в РФ. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Тюмень, 1999.
- Шуберт Т.Э. Региональные нормативные акты: как обеспечить их соответствие Конституции и законам России.// Журнал российского права. 1997. № 4.
- Эбзеев Б.С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов. // Государство и право. 1995. № 3.
- Юсупов Э.С. Республика субъект Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. — Томск: ТГУ, 1997.