Актуальность научного исследования. Современная российская электроэнергетика переживает один из важнейших этапов за весь относительно небольшой период своего существования — этап дерегулирования и построения на базе монополии конкурентного рынка. Происходящие в настоящее время процессы, обусловленные реформированием отрасли, нельзя назвать уникальными. Подобные преобразования имели место во многих развитых странах уже в 90-х годах прошлого столетия и даже закреплены на уровне международного акта — директивы Европарламента 1998 г., провозгласившей создание рынка электроэнергии1.
Настоятельную необходимость реформирования российской энергетики выявили ответы на вопросы: «Кто, сколько, кому и за что платит?»" Существовавшая в электроэнергетике СССР хозяйственная система не устраивала ни одного из ее участников. Рядовые потребители были недовольны тем, что с каждым годом они платили за электричество все больше, тогда как аварии в электроэнергетике случались все чаще.
Состояние энергетики не устраивало и государство. Приоритетными задачами для России являются развитие рыночной экономики и стабильный экономический рост. Энергетика же до конца 90-х годов XX века оставалась одной из отраслей, где сохранялись рудименты советской экономической модели. Практически все ныне работающие электростанции, за редким исключением, достались нам в наследство от советских времен. Используемый потенциал энергетики не вечен. В 2003 г. во многих о энергосистемах России общий уровень износа оборудования превысил 50% .
1 Тукенов А. А. Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. М., 2007. С. 127.
2 Реформирование российской энергетики. URL: hUp://stud.ibi.spb.ru/deilmar/html/ reforma. html 3.
Русинова А. Реформирование экономических отношений и их правового регулирования в электроэнергетической отрасли: Мировой опыт и российские проблемы // Кодекс info. 2003. № 5−6. С. 89−98.
Практика тарифного регулирования была такова, что производители электроэнергии не были заинтересованы в сокращении издержек. Все расходы компенсировались за счет роста тарифов, а их снижение просто привело бы к снижению тарифов и не принесло бы ожидаемой прибыли. В подобных обстоятельствах электроэнергетика могла стать тормозом развивающейся экономики России1.
Для решения обозначенных и многих других проблем нужны десятки миллиардов рублей, которые не может дать российский бюджет. Между тем в стране есть свободный частный капитал, существуют финансовые институты и компании, занимающиеся инвестированием в энергетику.
Таким образом, на пороге третьего тысячелетия Россия столкнулась с новой общегосударственной проблемой — необходимостью коренного реформирования всей отрасли производства электрической энергии, а именно либерализации энергетического рынка. Экономические и политические условия для реформирования в разных странах различны, что обусловлено историческими особенностями формирования систем управления в электроэнергетике. Однако существует общая для всех государств стратегия реформирования электроэнергетического рынка — переход от закрытого монопольного к открытому конкурентному рынку энергии и мощности.
В процессе либерализации электроэнергетики должны быть решены следующие первоочередные задачи:
1) создание конкурентных рынков электроэнергии;
2) уменьшение доли государственного регулирования в управлении электроэнергетикой;
3) разграничение монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности в электроэнергетике;
4) ликвидация перекрестного субсидирования.
1 Зуевский В. В. Совершенствование управления как условие стимулирования финансового оздоровления северокавказских энергосистем.
URL:http://pn.pglu.ru/index.php?module=subjects&func-printpage&pageid=810&scope=page 4.
Важным звеном всей реформы стала реорганизация Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России» (далее — РАО «ЕЭС России») — вертикально-интегрированной компании, в уставном капитале которой были аккумулированы имущество тепловых и гидравлических электростанций, магистральные линии электропередачи с подстанциями и другие энергетические объекты, а также пакеты акций энергетических компаний, отраслевых научно-проектных и строительных организаций.
Базовым механизмом реорганизации явилось выделение из состава РАО «ЕЭС России» самостоятельно функционирующих профильных компаний путем дифференциации по видам деятельности. В результате на основе РАО «ЕЭС России» были созданы следующие субъекты и группы субъектов: генерирующие компании, в которых объединены (производственные) генерирующие активыэнергосбытовые компании, занимающиеся продажей электроэнергии потребителямсетевые компании, объединяющие магистральные и региональные распределительные электрические сетисубъекты оперативно-диспетчерского управления.
Возникшие в ходе реформы РАО «ЕЭС России» компании представляют собой организации, специализирующиеся на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и др.) и контролирующие соответствующие профильные активы1.
Важным направлением реформирования стало отделение потенциально конкурентных видов деятельности (таких, как генерация электрической энергии, ее сбыт) от естественно-монопольных видов, к которым отнесены передача электрической энергии по сетям и оперативно-диспетчерское.
1 Цели и задачи реформы. URL: http://wwvv.rao-ees.ru/ru/refomiing/reason/show.cgi7content. htm управление. Например, магистральные сети переходят под контроль федеральной сетевой компаниираспределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) — функции региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому системному оператору. Кроме того, созданы организации коммерческой инфраструктуры, отвечающие за организацию торговли электрической энергией и мощностью на рынке.
Иными словами, в ходе реформы упраздняется прежняя монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний прекратило свое существование, вместо них появились новые компании целевой структуры отрасли1.
В свете структурных преобразований в электроэнергетике был принят целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих поэтапное реформирование всей отрасли. Основополагающим документом является Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике"2. Следует также назвать Федеральный закон от 26.03.2003 № Зб-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике"3, где отражена специфика переходного периода реформирования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)"4 с 1 сентября 2006 г. вступили в силу.
1 URL: hUp://vvv.rao-ces.ru/ru/reforming/reason/show.cgi?conteiit.hlm.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003. № 12. Ст. 1177- 2004. № 35. Ст. 3607- 2005. № 1(ч. 1). Ст. 37- 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5498- 2007. № 45. Ст. 5427.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 13. Ст. 1178- 2005. № 1 (часть 1). Ст. 4- 2006. № 17 (ч. 1). Ст. 1783- 2007. № 7. Ст. 834- № 41. Ст. 4848- № 45.
Ст. 5427.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 36. Ст. 3835. новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. Так, на оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения новых правил был осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и производителямиликвидирован сектор свободной торговли, вместо него запущен «рынок на сутки вперед».
К 2011 г. согласно постановлению Правительства РФ от 07.04.2007 № 205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам"1 предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры.
Постановление Правительства РФ от 28.06.2008 № 476 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации конкурентной торговли генерирующей мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности)"2 закрепило основные положения, касающиеся реализации мощности.
1 июля 2008 г. завершилась реорганизация крупнейшего участника энергетической отрасли, существовавшего в период плановой экономики, РАО «ЕЭС России». Эта структура совмещала в себе все виды деятельности в энергетике (от передачи электрической энергии до оперативно-диспетчерского управления) и была призвана обеспечить функционирование и развитие Единой энергетической системы в целом.
Согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике» (в ред. Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России"3) вследствие окончания переходного периода реформирования электроэнергетики с 1 июля 2008 г. все функции ОАО «РАО «ЕЭС России» перераспределены и частично закреплены за ОАО «Системный оператор Единой энергетической.
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 6. Ст. 1909. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 27. Ст. 3285.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 45. Ст. 5427. 7 системы России", ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы России» и советом рынка.
Естественно, что в результате столь масштабных преобразований в отрасли возникает множество проблем, связанных с применением новых правовых актов, регулирующих отношения субъектов на рынке. Ситуация осложняется тем, что в настоящее время отсутствуют какие-либо серьезные научные разработки, характеризующие состояние дел в данной сфере. Это объясняется, помимо прочего, постоянно изменяющейся нормативной базой функционирования рынка.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы правового регулирования энергетического сектора и оборота электрической энергии были предметом научных разработок российских и зарубежных авторов. Среди них следует отметить А. А. Блинкову, А. Н. Варламову,.
B.В. Варнавского, В. В. Витрянского, О. А. Городова, Л. Д. Гительмана, Н. В. Елизарову, Ю. Ю. Захарова, С. М. Корнеева, В. В. Кузьмина, JI.A. Куликову, JI.B. Лапач, П. Г. Лахно, Е. Л. Осипчук, Н. В. Плешакова, Б. Е. Ратникова, И. В. Редышна, Е. В. Репину, А. Русинкову, Р. Саватье,.
C.А. Свиркова, Б. Н. Сейнароева, А. А. Тукенова, A.M. Шафира, М. В. Ясуса и других.
Однако проблема заключается в том, что на сегодняшний день в связи с поэтапным переходом от тотального государственного регулирования к рыночным отношениям на рынке электрической энергии, а также ввиду постоянно меняющегося законодательства в сфере электроэнергетики практически отсутствуют научные работы, в которых содержался бы анализ современного уровня развития энергетического рынка, исследовался его субъектный состав в условиях переходного периода.
Исключение составляют лишь некоторые публикации, вышедшие в последнее время. Среди них можно выделить статьи Е.О. Крассова1 и.
Крассов Е. О. Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии // Журнал российского права. 2008. № 1. 8.
Н.В. Елизаровой1. Особо хочется отметить уникальные в своем роде статьи.
Л т.
А.А. Репиной и J1.B. Лапач, посвященные в том числе категории мощности и определению ее места в системе объектов гражданских прав.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие: в связи с организацией функционирования оптового рынка электрической энергии, включая его технологическую и коммерческую инфраструктурумежду субъектами оптового рынка, а также при получении статуса субъекта оптового рынкамежду субъектами на конкурентном рынке мощностипри заключении регулируемых и свободных договоров на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся между субъектами оптового рынка на виртуальной площадке — оптовом рынке электрической энергии и мощности, проекты актов, правоприменительная практика и научные разработки.
Цель и задачи исследования
Цель настоящей диссертационной работы — комплексный анализ ситуации, сложившейся на оптовом рынке электрической энергии и мощности, исследование имеющихся проблем, выработка законодательных и правоприменительных путей их решения.
Достижение указанной цели обусловило решение следующих задач:
1) раскрыть понятие оптового рынка электроэнергии и отразить особенности правового регулирования обращения электроэнергии на современном этапе реформирования электроэнергетики;
2) рассмотреть мощность как товар, исследовать рынок мощности, выявить основные тенденции его дальнейшего развития;
1 Елизарова Н. В. Закон регулирования энергии // ЭЖ-Юрист. 2007. № 45. Репина А. А. Правовая природа генерирующей мощности // Законодательство. 2008. № 4.
3 Лапач J1.B. Энергия и мощность как объекты гражданских прав // Закон. 2008. № 5. 9.
3) охарактеризовать субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности;
4) проанализировать существующую систему договоров, заключаемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Методологическая основа исследования. При проведении исследования автор использовал общенаучные (дедуктивный и индуктивный методы, синтез, метод системного подхода и моделирования) и специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой и грамматического толкования правовых норм) методы исследования.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды таких специалистов, как М. М. Агарков, JI.B. Андреева, Е. Е. Богданова,.
A.А. Блинкова, М. И. Брагинский, В. В. Варнавский, В. В. Витрянский, Л. Д. Гительман, О. А. Городов, А. И. Грищенко, И. В. Гудков, Н. В. Елизарова, Ю. Ю. Захаров, С. М. Корнеев, В. В. Кудрявый, В. В. Кузьмин, JI.A. Куликова, П. Г. Лахно, Л. В. Лапач, И. А. Лукьянцева, Е. Л. Осипчук, Н. В. Плешаков,.
B.Ф. Попондуполо, И. В. Редькин, Е. В. Репина, А. Русинкова, Р. Саватье,.
C.А. Свирков, Б. Н. Сейнароев, А. А. Тукеиов, A.M. Шафир, М. В. Ясус и другие.
Эмпирическую основу диссертации составили федеральные законы и подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти РФ, а также судебная практика по спорам в сфере электроэнергетики, в том числе с участием Федеральной службы по тарифам. По отдельным вопросам исследования дополнительно использованы проекты нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и представленных в Правительство РФ. Диссертационное исследование проводилось на основе собственной практической деятельности диссертанта в Юридическом управлении Федеральной службы по тарифам.
Научная новизна. Настоящая диссертация является одной из первых работ1, где дана комплексная правовая характеристика института оптового рынка* в процессе его становления. Проведенный анализ позволяет охарактеризовать состояние оптового рынка электрической энергии и мощности с учетом последних изменений в законодательстве с позиций предпринимательского права.
Особо нужно отметить исследование рынка мощности, аналоги которого в настоящее время фактически отсутствуют. Это объясняется, во-первых, спецификой создания конкурентного рынка мощности в Россииво-вторых, новаторскими взглядами автора на, возможность дальнейшего его функционирования.
Положения, выносимые на защиту. Диссертационное исследование позволило сформулировать, обосновать и вынести на защиту следующие основные положения, которые являются новыми или содержат существенные элементы новизны.
1. Автором обосновывается, что генерирующая мощность как объект гражданских прав представляет собой услугу по содержанию генерирующего оборудования* в состоянии готовности выработать электрическую энергию в необходимом количестве и необходимого качества за определенный промежуток времени.
В связи с этим предлагается сформулировать предмет договора оказания услуг по поддержанию генерирующей мощности следующим образом: по договору оказания услуг по поддержанию генерирующей мощности одна сторона (исполнитель) обязуется поддерживать принадлежащее ей па праве собственности или ином законном основании генерирующее оборудование в. состоянии готовности выработать электрическую энергию необходимых другой стороне (заказчику) качества и количества в определенный промежуток времени, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
1 Из более ранних работ можно назвать монографию Ю. Ю. Захарова «Правовые аспекты реформирования электроэнергетики». М., 2005.
В процессе дальнейшего построения конкурентного рынка мощности в разделе IV Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 6431 следует предусмотреть договор оказания услуг по поддержанию генерирующей мощности, заключаемый отдельно от договоров по реализации электрической энергии.
2. Признание рынка мощности функционирующим на основе свободных цен не соответствует действительности, поскольку при реализации мощности используются механизмы ценового регулирования путем установления регулирующим органом предельных уровней цен. Механизм отбора мощности происходит не на конкурентной основе, а, по сути, представляет собой процедуру сертификации объемов мощности. Таким образом, рыночные механизмы подменяются техническим регулированием.
В целях развития конкурентного рынка мощности необходимо внести изменения в раздел IV Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643, предусмотрев механизмы свободного ценообразования в отношении генерирующей мощности, базирующиеся в том числе на равновесии между спросом и предложением, как по цене, так и по реализуемым объемам.
3. Вопросы, связанные с проведением конкурентного отбора и заключением договоров на рынке мощности, в настоящее время регулируются исключительно договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Это представляется неверным, так как ключевые моменты функционирования рынка должны быть отражены в нормативных правовых актах в целях защиты конечных потребителей (включая.
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 44. Ст. 4312- 2005. № 7. Ст. 560- № 8. Ст. 658- № 17. Ст. 1554- № 43. Ст. 4401- № 46. Ст. 4677- № 47. Ст. 4930- 2006. № 36. Ст. 3835- 2007, № 1 (ч. 2). Ст. 282- № 16. Ст. 1909; 2008. № 2. Ст. 84- № 3. Ст. 182. № 27. Ст. 3285. население), не являющихся сторонами договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Принципы проведения конкурентного отбора и заключения договоров на рынке мощности следует закрепить в разделе IV Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, а процедурные вопросы (например, подача ценовых заявок и коммерческий учет) регламентировать в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.
4. Диссертантом предлагается временный механизм, позволяющий, в отсутствие утвержденных правил проведения очередных (внеочередных) конкурсов по выбору гарантирующего поставщика, в случае наступления обстоятельств, связанных с объективной невозможностью гарантирующего поставщика исполнять далее надлежащим образом принятые на себя обязательства, присваивать статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации, на электрических сетях которой располагались точки поставки ранее действовавшего гарантирующего поставщика.
Данный механизм целесообразно использовать и в отношении технологически изолированных энергосистем, присваивая статус гарантирующего поставщика соответствующей сетевой организации.
5. Договоры, заключаемые на оптовом рынке электрической энергии и мощности, в зависимости от предмета договора можно подразделить на три группы: инфраструктурные договоры (договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, договоры оказания услуг по передаче электрической энергии и по оперативно-диспетчерскому управлению) — договоры по реализации электрической энергии (договоры купли-продажи электрической энергии и договоры комиссии) — договоры по реализации мощности.
6. Договор присоединения к торговой системе оптового рынка является организационным многосторонним договором, согласно которому его стороны — инфраструктурные организации обязуются оказать другой стороне — участнику оптового рынка услуги, предусмотренные данным договором, а участник оптового рынка обязуется оплатить эти услуги и соблюдать условия взаимодействия с другими участниками оптового рынка и инфраструктурными организациями.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе рассмотрения правовых аспектов функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности были комплексно исследованы имеющиеся правовые проблемы, предложены возможные пути их решения. Сформулировано доктринальное определение такого специфического объекта, как мощность. Охарактеризован субъектный состав участников оптового рынка электроэнергии и мощности. Дана классификация заключаемых на оптовом рынке договоров.
Выводы, сформулированные диссертантом, могут быть использованы в ходе дальнейших исследований проблематики становления конкурентного рынка электроэнергии и мощности, а также при совершенствовании действующего законодательства Российской Федерации в данной области.
Диссертационная работа может служить основой преподавания спецкурса «Правовое регулирование рынка электроэнергии и мощности переходного периода в Российской Федерации».
Апробация результатов исследования. Автор, работая в Федеральной службе по тарифам, принимал активное участие в разработке следующих постановлений Правительства РФ: от 24.10.2003 № 643 «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" — от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» от 29.12.2007 № 951 «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Российской Федерации в связи с определением особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны"2- от 29.12.2007 № 996 «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии"3- от 28.06.2008 № 476 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации конкурентной торговли генерирующей мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности)"4 и другие.
В процессе своей профессиональной деятельности диссертант непосредственно применял на практике нормы законодательства об электроэнергетике и сталкивался с имеющимися пробелами и коллизиями.
Положения, сформулированные автором и выносимые на защиту, используются для подготовки предложений по совершенствованию действующего законодательства, а также в целях выработки дальнейшего направления реформирования рынка электрической энергии и мощности.
В Московской государственной юридической академии были проведены семинары на тему «Правовое регулирование электроэнергетики».
Основные положения и выводы исследования нашли отражение в публикациях автора.
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 37. Ст. 3876- 2007. № 30.
Ст. 3940- 2008. № 3. Ст. 182- 2008. № 27. Ст. 3285. «Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 2. Ст. 84.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 3. Ст. 182.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 27. Ст. 3285.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, библиографического списка нормативных правовых актов и литературы.
Выводы.
1. На оптовом рынке выделяются три основные группы договоров: инфраструктурные договоры, куда включаются договоры на передачу электроэнергии, оказание услуг оперативно-диспетчерского управления и договор о присоединении к торговой системе оптового рынкадоговоры, направленные на продажу и покупку электроэнергии, куда входят регулируемые договоры, договоры, заключаемые на рынке на сутки вперед и договоры балансирующего рынка (с учетом подразделения на договоры купли-продажи электрической энергии и договоры комиссии) — договоры, заключаемые участниками оптового рынка в целях реализации электрической мощности.
2. Договор присоединения к торговой системе оптового рынка является организационным многосторонним договором, согласно которому его стороны — инфраструктурные организации обязуются оказать другой стороне — участнику оптового рынка услуги, предусмотренные данным договором, а участник оптового рынка обязуется оплатить эти услуги и соблюдать условия взаимодействия с другими участниками оптового рынка и инфраструк1ур№ь1^щшранжтшздущгбора.
Поставщики.
Мощность по цене в ЗАЯВКЕ (не выше тарифа на.
МППГППГТ!-. ппи.
Электроэнергия.
ПоСДД.
Мощность по свободным, через рыночныЛТйсиам j двусторонн (СДД/РСВ/БР) I не.
L-Электроэнергин по свободным, рыночным ценам.
3. Регулируемые договоры заключаются непосредственно между производителем и покупателем электрической энергии на объемы, определенные плановым прогнозным балансом, и по цене, подлежащей государственному регулированию (путем применения формулы индексации цены). Постепенное снижение объемов, на которые заключаются регулируемые договоры, осуществляется параллельно с увеличением объемов, реализуемых по свободным договорам, что соответствует этапам либерализации в энергетике. Продажа по регулируемым договорам завершится к 1 января 2011 г. с окончанием переходного периода.
4. Договоры на рынке на сутки вперед и свободные договоры заключаются на объемы электроэнергии, определенные в плановом прогнозном балансе и не покрытые регулируемыми договорами.
Заключение
данных договоров характеризуют переход рынка к конкурентной торговле с использование рыночных механизмов определения цены.
5. Договоры на балансирующем рынке заключаются на продажу (покупку) электроэнергии в случае, если происходит отклонение от запланированных на сутки вперед объемов поставки (потребления), что гарантирует поставку (потребление) электроэнергии в полном объеме.
6. Реализация мощности в существующей модели рынка происходит совместно с электрической энергией. В этой связи при дальнейшем реформировании и создании самостоятельного рынка мощности следует предусмотреть отдельные виды договоров оказания услуг по поддержанию генерирующей мощности.