Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание подростков на традициях донского казачества конца XIX — начала XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На месте распавшегося идеологического управления общественными науками, воспитанием подрастающего поколения образовалась пустота. Не имея четких педагогических концепций обновления содержания образования, особенно в воспитательной его части, эта пустота заполняется слепым дублированием западных образцов, расширением содержания учебного материала, увеличивает интеллектуальную нагрузку ученика… Читать ещё >

Содержание

  • Глава X. Воспитание подростков на традициях донского казачества — как актуальная педагогическая проблема
    • I. * Феномен казачества, причины и значение его дли судеб России
    • 2. Мифологеиа о трех составных частях и трех источниках образования и функционирования казачьей общности. ««
    • 3. Становление и развитие традиций в народной педагогике казачества
  • Глава. ! Педагогические основа использования традиций донского казачества в воспитании подростков
    • I. Определение подходов к психолого-педагогиче скому механизму влияния традиции донского казачества на воспитание школьняка-подростха
    • 2. * Методика организации учебного процесса с учетом традиций донского казачества
    • 3. Использование морально-этических традиций казачества в организации жизнедеятельности подросткон «

Воспитание подростков на традициях донского казачества конца XIX — начала XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В кризисный период жизни' страны, когда вымещается как старый тип материального производства, так и тип производства духовного, в тяжелом положении оказалось народное образование. Существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающих поколений. Реформирование вызвало социальное расслоение общества. Снижение жизненного уровня большинства населения, отрицательно сказалось на российской семье. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, черезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обуславливают отчужденность детей, рост социального сиротства. Все это ведет к появлению резких форм асоциального поведения подростков. В условиях обострившейся ситуации в области образования отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи становится существенным сдерживающим фактором, не позволяющим современной педагогике выйти из состояния кризиса.

На месте распавшегося идеологического управления общественными науками, воспитанием подрастающего поколения образовалась пустота. Не имея четких педагогических концепций обновления содержания образования, особенно в воспитательной его части, эта пустота заполняется слепым дублированием западных образцов, расширением содержания учебного материала, увеличивает интеллектуальную нагрузку ученика. «Эта школа, с одной стороны, перегружает его память прагматическими знаниями, учит его суровой дисциплине труда и накопления, с другой стороны, она подавляет его сознание, отделяет его от органического слоя высокой культуры, задерживает развитие чувств на самом примитивном уровне. Возможно, именно школа является самым опасным местом, самой большой зоной современной цивилизации, представляя собой своего рода капкан, выставленный человечеством на своем собственном историческом пути» *".

Образование личности — главная цель современной школы, провозглашенная в Законе об образовании. Школа и учитель получают целевой заказ общества в достаточно общем виде" Цели, особенно воспитательные, заложенные в различные программы, порой расплывчаты и неглубокие. Б области воспитательной политики мотивацион— но-целевая функция управления потеряла свое направление.

Многие педагогические коллективы, отдельные педагоги предприняли попытку найти выход из кризисной ситуации в воспитании подрастающего поколения: определить пути к полному раскрытию потенциала детей с учетом их личностных особенностей, склонностей и способностей, воспитанию на образцах отечественной и мировой культуры.

Особую актуальность для теории и практики современной педагогики приобретает возвращение к народным истокам, морально-этическим традициям, к народной педагогике, родникам народной мудрости позволяет познать традиционные формы культуры, глубоко проникнуть в духовные ее начала, учиться бережно относиться к национальной традиционной культуре. Грамотному развитию личности школьника способствует целенаправленное и систематическое приобщение детей к истокам народной культуры. Разработка специальных этнопедагогических концепций помогает воспитателям привить ученикам уважение к памяти своих предков, памяти других народов, воспитанию их в лоне национальной культуры, языка, традиций.

Наметившаяся этнопедагогизавдя учебно-воспитательного про Пахомов В. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем. СП. Сб. Философия образования для XXI века. М., с24−25, 28. цесса, реализация национально-региональных концепций в образовании формируют социальный заказ на разработку научно-методической базы включения исторического опыта воспитания подростков в школьную практику. Но не всегда этнопедагогические и этнопсихологические концепции учитывают серьезные затруднения педагогов, вызванные необходимостью изменения целей, содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания учащихся в период, который условно называют «постсоветским». Не всегда они учитывают тенденцию сохранения отдельными субэтническими образованиями ярких особенностей системы воспитания, хозяйствования, навыков, фолък-лера.

Самобытным явлением в пределах единого этноса, большим пластом русской культуры является казачество. Территориальная разбросанность, преданность традициям, твердые устои жизни позволили казакам сохранить особенности самобытной культуры. Территориально казачество формировалось не в одно время. Так, в конце ХУШ века появились черкесские, запорожские, кубанские казакиазовские и донские — сформировались в конце Ж векав 73.7 векегребенские и терскиеяицкие и уральские — в Л7 — Л вв.

Дух сплоченности, преданности старине и традициям позволили казачеству сохранить морально-этические традиции, их своеобразие. Это подтверждают исследования историков, диалектологов, этнографов (СЛрыхин, А. А. Градницин, А. И. Скорик, В. Д^Сухоруков, А. А. Гордеев, И. П. Хлыстов, А.И.Козлов).

Однако, до настоящего времени остаются слабо исследовайны-ми самобытные традиции общественного и семейного воспитания донских казаков, отсутствует педагогически обоснованная научно-методическая база включения этнопедагогического материала в целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения иятегрированностя его важнейших составляющих — воспитания и обучения), не выявлена специфика воздействия на личность и на поливозрастную общность традиционно специфических форм воспитания.

Вопроси особенностей воспитания детей этносов интересовали я просветителей, педагогов во все времена. Так, «отец педагогической» науки" Я. А. Коиенский, работая над «Чешской дидактикой», изучал жизнь своего народа, исследовал историю, географию, запися-вая чешские пословицы^.

Социальными благами образования Дж. Локк называет счастье, свободу, справедливость и гражданское Равенство! «Чтобн человек счастливо и разумно жил в условиях свободы, не ущемляя свободу других, его нужно готовить к этому с раннего детства» ^.

Ж. Ж «Рус со в романах «Исповедь», «Эмиль* провозглашает самоценность детства, игр, шалостей, наивности, значимость внутрен— 3 него мира движений душ отдельного человека •.

К.Д.Ушинский поддерживал идею создания национальной школы ж развитие родного языка. Он первым сделал попытку сблизить домашнее и школьное воспитание, опираясь на опыт народа, его творчество и этнографический материал.

Проблемы этнического воспитания имели продолжение и «в советский период. А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В.А.Су-хомлинсяий на практике доказали действенность и необходимость идет народности, опорн на специфические особенности личности.

1 Кйменский Я. А. Великая дидактика. Соч. в 2-х т., т-1. М., Педагогика, 1982, с.242−470;

2 .>

Локк Дк. Мысли о воспитании. Соч., в 3-х т., т. З^ М.', Мысль,.

1988, с.407−602. Руссо ж—ж. Эмиль или о воспитании. Пед. сочинения в 2-х т-, т.1, Педагогика, 1981, с.119−392.

В 50−60-е года педагогическая мысль вновь обращается к данной проблеме. Информационный поиск по изучаемой проблеме показал, что педагогической и психологической науками накоплен достаточно большой теоретический и практический материал по различным аспектам этносвоеобразия и традиционно сложившихся содержания, форм и методов воспитания подростков на традициях народа;

Впервые понятие «этнопедагогика» в 1972 году использовал Г. Н. Волков. Он раскрыл содержание и сущность этнопедагогики как науки. Значение исследований Г. Н. Волкова особенно ценно, так как он определил переход от исследовательской практики народного воспитания к изучению идей народной педагогики.

Традиции народной культуры как психолого-психологический фенонем рассматриваются в книгах М. Громыко, Т. А. Пигиловой, В. Я. Семенова.

В настоящее время появилось большое количество исследований, посвященных раскрытию взглядов на влияние семейного воспитания, традиций, опыта народа в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании.

Интерес представляют работы ученых и практиков, исследующих исторический, философский, педагогический, социологический, социально-психологичеокий и другие аспекты проблемы. В целях наиболее глубокого изучения проблемы сочетания в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, использование традиций народной педагогики в воспитании подрастающего поколения, нами были изучены научные исследования по указанной проблеме в Бурятии, Республике Мари, Дагестане, Забайкалье, школах Крайнего Севера и т. д.

Ряд исследователей (Е.Л.Христова, А. П. Орлова, М. Г. Харитонов, А.М.Леонов) сделали попытку классифицировать исследования по этнопедагогике за последние десятилетия. Ими предложена следующая классификация:

— работы исторического характера, рассматривающие отношения к народной педагогике великих педагогов прошлого, а также раскрывающие сущность и содержание идей неродного воспитания в отдельные исторические периоды (Г.Н.Волков, А. Й. Ханбиков, Т.С.Бутори-на, Т. Н. Петров, Н. С. Седоров, Д.Е.Егоров);

— исследования предмета народной педагогики на материале педагогического опыта народов России (Афанавьев В.Ф., Ш. А.Мирзо-ев, Шоров H.A., Хатаев Е. Е., Волков Г. Н. и др.);

— исследования семейной этнопедагогики (Пашаева P.M., Буланова H.H., Йсоев С., М^нзук Т., Бойчорова Р.И.) — исследования прогрессивных идей и опыта народа в нравственном &bdquo-трудовом, эстетическом, экологическом воспитании (Лоров И., бугаев А.Л., Хавротович Б. М., Кутлугильдина Ю. З., Васильев Е. В., Нигматов З. Г., Замбалова Т., Фомина С.И.);

— исследования воспитательных воздействий различных средств народной педагогики (фольклора — Валеева 0., Каснмов Н.Л.- народного творчества — Петров A.M., Данилов A.A., Лосгок Н., Соло-духина TiB., Абсалямова А. Г. и др.);

— исследования народных традиций как фактора воспитания личности (Магомедова Д., Тимошина Т., и др.).

В последние годы наметились новые пути исследования этнопедагогики, среди них: исследование деятельности этнопедагогиче-ских классов (М.Г.Харитонов) и, исследования национально-региональных аспектов обновления содержания образования (Лебедева О. В. Жирков ЕЛ., Садовский H.A.).

В данных работах просматривается стремление рассмотреть проблему связи прошлого, настоящего и будущего, то есть преемственноети в развитии народной культуры, народной педагогики. Выделяется два типа преемственности: конструктивно-созидательный, связанный с рождением материальных и духовных ценностей, и позитивно-консервативный, обеспечивающий бережное сохранение исторически оправдавших себя культурных достижений народа.

В педагогической науке проблеме изучения этнопедагогики русского народа ученые начинают уделять определенное внимание. В научном исследовании А. М. Леонова, обращенном рассмотрению нравственного воспитания старшеклассников на морально-этических традициях русских (семейских) Забайкалья, дается теоретическое обоснование сущности, содержания, становления морально-этических традиций в народной педагогике данного су бъэтничес кого образования русского народа. А. С. Метелягин, анализируя духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры, делает вывод о необходимости использования национального компонента в современной практике обучения.

Буторина Т.О. рассматривает поморскую народную педагогику как одну из составных частей культурных ценностей русского Севера. На примере культуры «вятичей» Лебедева О. В. показала использование национального компонента в современной практике обучения.

Философские работы Анисимова С. Ф., Дробницкого О. Г., Туга-ринова В.П., Блюмкина В. А., Крутова H.H., Власкина А. Г. позволили составить философское обоснование нашей работы.

Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных работ, аналитических и информационных материалов по теме^ис-следования подтверждает наш вывод о том, что сегодня во многом остается не решенным вопрос о формировании региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей.

Недостаточно исследованы вопросы этнопедагогики русского народа, особенно на ее субъэтническом уровне. Б частности, советской этнологической наукой незаслуженно мало уделялось внимания изучению самобытного явления в пределах единого этноса — казачеству, своеобразию и самобытности системы воспитания молодежи и подростков.

В теоретических трудах по педагогике недостаточно обобщается, анализируется опыт работы учителей, классных руководителей, общественности и родителей по нравственному воспитанию детей и подростков на традициях русского народа и его локальных образований (в частности — казачества), не вскрываются типичные ошибки, а это, в свою очередь, тормозит разработку методики, которая раскрыла бы наиболее эффективные пути нравственного воспитания с использованием традиций. Подобная методика полагала бы учителям и родителям использовать в воспитании детей и подростков наиболее рациональные формы и методы воспитания.

В своем исследовании мы исходим из следующих положений:

— при разработке образовательно-воспитательных концепций в педагогике и психологии одним из основных условий должен быть учет историко-культурных традиций народа, народной педагогики;

— эффективным средством воспитания подростков являются традиции воспитания в семьях донских казаков;

— обращение к традициям воспитания донского казачества, наряду с формированием воспитательной системы во многом может способствовать развитию мотивационно-потребностной сферы, эмоциональной направленности, системе отношений, системе ценностей и установок, самооценке подростков.

Выбор традиций в качестве воспитательного средства обуславливается возрастными предпосылками развития подростков и необходимость®закрепления знаний и переход их в стереотип поведения:

— при организации воспитания подростков на традициях донских казаков необходимо выходить на уровень развития воспитательной системы, способствующей объединению школы, семьи, общественности;

— раскрывая общие и специфические функции, выполняемые традициями, научить подростков правильно понять процессы социоги-неза, социализации человека, обеспечить практическое освоение подростками умений использовать традиции казачества в любых жизненных ситуациях.

Формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, направленность воспитательной системы на учет общечеловеческих, национально-культурных и этнсюпецифических ценностей делает проблему воспитания подростков с учетом народных традиций актуальной для педагогической науки и практики.

Все вышеназванное и обусловило проблему и тему диссертационного исследования: «Воспитание подростков на традициях донского казачества конца XII — начала XX веков».

Актуальность темы

и степень ее научной разработки позволяют определить объект и цель диссертационного исследования.

Объектом исследования является историко-этнический и педагогический опыт воспитания подростков на традициях донского казачества, а предметом — определение педагогических условий использования традиций донского казачества в воспитании подростков.

Дель исследования состояла в том, чтобы расхить педагогические основы использования традиций донокого казачества в воспитании подростков, определить воспитательные возможности и педагогические условия активизации этого процесса.

Реализация поставленной цели и проверка рабочей гипотезы потребовали решения следующих задач:

— раскрыть существенные признаки традиций казачества как психолого-педагогического феномена;

— выявить особенности парадигмы воспитания на традициях казачества, выявить их воспитательный потенциал;

— определить психолого-педагогические подходы к воспитанию в остропротекащем периоде перехода растущего человека из детства во взрослое состояние;

— выявить и экспериментально обосновать условия эффективности процесса воспитания подростков с использованием традиций казачества в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

— подготовить научно-методические рекомендации по использованию традиций казачества в нравственном воспитании подростков.

В ходе исследования была выдвинута рабочая гипотезаобновление процесса воспитания может протекать успешно, если будут:

— учитываться отечественные традиции и национально-региональные особенности (в данном случае — традиции донского казачества) ,.

— разработана методика использования традиций донского казачества в учебном и воспитательном процессах,.

— использованы возможности урочной и внеурочной деятельности, направленной на изучение и использование традиций донского казачества.

Методологической основой исследования являются диалектика как всеобщий метод научного познания, принципы объективности, историзма, целостности и взаимосвязи изучаемых явлений в их развитии, концептуальные теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам духовной культуры, сопряженные с темой данного диссертационного исследования.

При решении обозначенных задач нами были использованы методы: теоретический, социопедагогический, экспериментальный.

Одним из основных инструментов исследования явился системный анализ как метод познания и преобразования всего входящего в среду человеческой деятельности.

Для более глубокого изучения проблемы автор обращался к использованию ряда социально-исторических, общенаучных и междисциплинарных методов (проблемно-хронологического, сравнительно-исторического, статистического, метода конкретно-социологических исследований.

Выбор метода диктовался задачами каждого этапа научного поиска. Обработка результатов исследования проводилась при помощи статистических справок, классификаций, схем, диаграмм. В ходе работы использовались теоретический анализ, контент-анализ, анкетные опросы, беседы, интервью, оочинения, экспертные оценки, опытно—педагогическая работа.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в школах, Межшкольном учебном комбинате В 10 «Лефортово», в Центре досуга «Лефортово» Юго-Восточного административного округа г ¿-Москвы.

Этапы исследования. В разработке проблемы можно условно выделить три этапа.

На нервом этаже (1994;1996) проводилось изучение и анализ философской, психолого-недагогической, социологической литературы ио проблеме исследования, что позволило методологически осмыслить проблему, наметить методические подходы к ее реализации.

Второй этап (1996;1998) — этап разработки, апробации и реализации методик и техники исследования. Проводилась опнтно-экс-нериментальная работа, уточнялись психолого-педагогические основы процесса. Формировался индивидуальный стиль профессиональной деятельности учителя, воспитателя, работника дополнительного образования.

Третий этап (1998;2000) бал посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, разработке практических рекомендаций и их внедрению в учебно-воспитательный процесс. Автором осуществлялся контроль за ходом опытно-экспериментальной работы.

Теоретической основой исследования стали работы:

— раскрывающие психолого-педагогические исследования в области нравственной деятельности личности, национальную обусловленность процесса ее формирования: философов (Анисимова С.Ф., Дробницкого О. Г., Ильина И. А., Лосева А. Ф., Лосского И. О., Сорокина H.A., Хомякова А.й. и других) — педагогов и психологов (Арутюняна Ю, В., Бограслова Э. А., Волкова F.H., Дергача A.A., Измайлова А. Э., Крысько В. Г., Резникова E.H.) — культурологов (Ерасова B.C., Жихаревича M.E., Журавлева В. В., Кефели Й. Ф., Пигиловой Т. А., Аознанского В. В., Шедрика А.й. и других);

— обусловливающие специфику нравственного воспитания (Азарова Ю.Н., Богдановой O.G., Болдырева H.H., Бондареве кой B.C.,.

Вулыгина И. Л., Гаврилова Б. А, Иваменко A.B." Марьенко И. С., Мудрика A.B., Солдатенкова А. Д., Черниковой G.B. и других);

— рассматривающие общие проблемы развития личности (Агапова B.C., Андреева АЛ., Выгодского A.C., 1^ровой Р.Г., Круино-ва А.И., Лебединского В. В., Леонтьева А. Н., Нарыгина В. Д., Хо-доровской З.А., Фомичевой Л. К. и других);

— посвященные вопросам нравственного воспитания на прогрессивных традициях казачества истории казачества (Бабичева Д.С., Благовой Г. Ф., Гордеева A.A., З^гмшгева Л.Н., Козлова А. И., Костомарова Н. И., Мининкова H.A., Ригельман А. И., Соловьева С. М., Скорика А. П., Сухорукова В. Д., Татищева В. Н., Хяыстова И. И. и других);

— раскрывающие особенности системного подхода к организации воспитательного процесса (Вульфова Б.З., Караковского В. А., Новиковой Л. И., Степанова E.H., Щербаковой Л. Н. и других);

— разрабатывающих основы 1фитериев, показателей, определяющих уровень воспитанности личности (Божович Л.И., Васильевой З. Й. Ефременко Н.В., Журавлева В. Й., Зосимовского A.B., Мерлина B.C., Монахова Н. И. и других).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами:

— раскрывается сущность воспитательных традиций казачества, особенности духовно-психологического склада казаков, образа их жизни, быта, народного искусства и ремесел;

— выявлен воспитательный потенциал содержания традиций в народной педагогикепоказаны этапы становления данных традиций;

— определены подходы к психолого-педагогическому механизму влияния традиций русской (казачьей) культуры на духовно-нравственное развитие подростков, учитывающие индивидуальные и личностные свойства;

— обоснованы педагогические условия использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в воспитании подростков;

— разработаны основные направления активизации воспитания подростков с опорой на воспитательные идеи и опыт казачьей народной педагогики;

— обоснована методика и содержание процесса воспитания на народных традициях казачества в практике учебно-воспитательной деятельности школ и учреждений дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит прежде всего в том, что разработаны научно-обоснованные практические рекомендации по совершенствованию воспитательной работы с подростками с учетом их возрастных особенностей.

Диссертация вооружает педагогов, воспитателей, родителей конкретными методиками использования прогрессивных идей народной педагогики в воспитании.

Результаты исследования могут быть использованы в укреплении и развитии воспитательных функций образовательных учрежденийв профессиональной подготовке учителей, воспитателей, в проведении семинарских занятий, содержании лекций, в процессе конкретной педагогической практики.

Адробадия результатов исследования осуществлялась в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования Управы «Лефортово» Юго-Восточного административного округа г. Москвы.

Основные положения и выводы по результатам исследования сообщались: на конференциях работников народного образования в.

Санкт-Петербурге в 1996 г., в Пскове в 1997 г., в Краснодаре в 1998 г., на совещании учителей района «Лефортово» .

Достоверность исследования обеспечивается научной методологией, опорой на принципы точности научных знаний, современные достижения педагогической науки, использованием комплекса методов, адекватным целям и задачам исследования, природе изучаемого явления, сочетанием количественного и качественного анализа материалов, оперированием репрезентативными данными, практической апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Народная педагогика донского казачества содержит в себе ценный воспитательно-образовательный потенциал, который может быть успешно использован в воспитании подростков.

2. Идеи и традиции донских казаков, бытующие в фольклоре, народных обычаях, праздниках, песнях и др. имеют важное значение в усилении различных аспектов как школьного, внешкольного, так и семейного воспитания подростков при создании соответствующих методических условий.

3. Важнейшими условиями ^ эффективного использования народных традиций донского казачества можно назвать обновление содержания учебно-воспитательного процесса этно-педагогическими знаниями, органическое включение их в содержание учебно-воспитательный процесс, определение педагогических механизмов, разработки неординарных методик, подготовка педагогических кадров.

4. Предположение о необходимости изменений в традиционной форме семинарских занятий с педагогами и воспитателями. Основная целевая нагрузка обучающего и просвещенческого характера должна достраиваться параллельно важными задачами: проектирование и выстраивание по стратегически значимым направлениямавансирование результатов деятельности творчески работающих педагогов, воспитателей, выявление востребованности их массовой практикой,.

5. Необходимость при разработке программ обучения подростков учитывать:

— интеллектуальные развития подростков по трем найравлени-ям: понятийный строй мышления, речевой интеллект, выработка у подростка умения составить внутренний план действий;

— совершенствование практического мышления (предприимчивость, экономичность, расчетливость, умение бистро и оперативно решать задачи);

— профессионализацию трудовых умений и навыков;

— анализ фольклорного, этнографического, социологического материала убеждает, в семье воспитание должно учитывать веками сложившийся опыт этнопедагогики. Осуществлению этого может способствовать пропаганда семейных традиций среди родителей, общественности, в учреждениях;

— концептуальные основы формирования духовной культуры подростков позволяют рассматривать особенности духовного становления личности через осознание им своих родственных связей и корней с социумом в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Министерство образования, учителя-практики, учителя-ноЕа-торы включились в активную работу по выработке новой концепции содержания общего среднего образования. Предполагается решение тех болевых проблем, которые сегодня очевидны: перегрузка и здоровье учеников, недостаток гуманитарных знаний, которые помогли бы молодым ориентироваться в обществе, низкая практическая направленность знаний. Одной из осноеных нерешенных образовательных целей является формирование, развитие личности школьника: духовно-нравственной, внутренне свободной, физически развитой личности с высоким уровнем интеллектуальной, социальной и творческой активности, способной к социально-культурному творчеству и продуктивно-преобразующей деятельности.

Одним из важнейшим направлением решения этих задач является необходимость обоснования новой парадигмы духовно-нравственного воспитания учащихся, построенной на основе методологического использования ценностей народной философии, на основе привлечения методического богатства народной педагогики, духовных ресурсов традиционной культуры.

Создание национальной школы на территории бывшего СССР, начавшаяся этнопедаголизация учебного воспитательного процесса, возрастание культурообразующей роли образования как важнейшего социокультурного института сформировали социальный заказ на разработку научно-методической базы включения народного педагогического опыта в школьную практику.

Разработка национально-региональных систем воспитания, в том числе, программы «Столичное образование» потребовали особой формы организации совместной деятельности науки и практики по реализации социально-педагогических инициатив в области проектирования и разработки важных направлений образовательной политики. Одной из целей развития содержания образования в столице явилась цель — изменение системы образовательного процесса на основе внедрения различных видов интегрированной детской деятельностиразработка интегрированных программ художественно-эстетического циклапривитие основ русской культуры. Исследование влияния традиций донского казачества на воспитание школьников-подростков является одним из реальных шагов по возрождению духовности, национальных святынь, осмыслении истории народов, населяющих Российскую Федерацию.

Передаваемые из поколения в поколения традиции донского казачества по воспитанию подрастающего поколения указывают на наличие самобытной системы воспитания. На формирование системы воспитания оказывали влияние не только культурные, но и географические, социальные, социобиологические и хозяйственные факторы1.

Исследуя содержание традиций Донского казачества в народной ' педагогике и взяв за основу философскую теорию ценностей, в сво-! ем исследовании мы выделили основное направление в традициях, -забота о воспитании подрастающего поколения как основа семейных обычаев и традиций. Основными направлениями такой заботы было воспитание мужчины-защитника, бойца, добытчика, женщины-создательницы семейного уюта, защитницы своего дома от любых посягательств, воспитательницы детей. В семьях казаков сложилась традиция разделения труда под общим руководством матери. Характерны были взаимная поддержка и помощь. Из поколения в поколения передавались любовь казаков к Родине, Тихому Дону, традиции службы Отечеству, чести и достоинства, традиции трудолюбиятрадиции землячества (как отношение к Отчизне и Родине), традиции общности (отношение к семье, роду). Устойчивые, общепризнанные, ставшие содержанием нравственных отношений, традиции казачества являлись стержнем для развития личности ребенка, включение его в пласты духовной жизни общества через освоение им ценностей культуры и производства духовных ценностей. Все это становится возможным в результате использования потенциала воспитательных возможностей традиций в учебно-воспитательном процессе, ибо изучение и соблюдение традиций дают целевую установку поведения личности в обществе.

Ученые выстроили цепочку структуры формирования духовной культуры: духовные потребности — духовные интересы — духовные ценности личности, а так же цель формирования духовных ценностей подростков: развитие духовного самосознания, опираясь на общечеловеческие ценности формирование духовной культуры подростка идет через осуществление его цели — стать личностью, быть всесторонне развитым человеком, потребность знать и уметь.

Педагогам, воспитателям, родителям предлагается выбрать различные пути организации деятельности подростков на основе традиций культуры по усилению, обогащению, совершенствованию духовного потенциала личности, исходя из его составляющих:

— гносеологический потенциал. Он определяется отоором и качеством информации о внешнем мире;

— аксиологический потенциал определяется направлениями в развитии у подростков чувства взрослости и формирование жизненных ценностей;

— творческий потенциал личности. Культура духовных потребностей и социально ценных мотивов интенсивно формируется в процессе увлекающей подростка творческой деятельности;

— коммуникативный потенциал. Связь подростка с обществом становится внутренне регулярной, постоянной константной.

— художественный потенциал. Немаловажное значение для под* ростка имеет факт удовлетворения художественных потребностей.

Подходы исследователей к психолого-педагогическому механик му елияния традиций русской народной культуры на воспитание под| ростков во многом определяется учетом основных сфер этнопсихолс, гических явлений, отраженных в русском образе жизни, в особен-, ностях Я-концепции личности.

Эффективность процесса использования традиций донского казачества в воспитании подростков обеспечивается специальной под готовкой педагогов, занимающихся данной проблемой. Определены формы и методы подготовки и проведения эксперимента с педагоги-, ческими кадрами. В диссертации представлена новая форма работы экспериментальных площадок, определены их задачи: проектирование и выстраивание экспериментального пространства по стратегически важным направлениям, анонсирование результатов деятельности экспериментальных площадок.

Целостность процесса воспитания подростков на традициях донского казачества достигалась за счет разумного включения по£ ростка в процессе воспитания с помощью следующих методических средств:

— разработка и практическое применение целесообразных форм и методов просвещения подростков, знакомство их с традициями донского казачества. На этой базе — усложнение понятий о народ-* ных традициях, о их влиянии на поведение человека в современных условиях;

— использование форм деятельности, направленных на создан" жизненных ситуаций, в которых необходимо знание традиций наро да, и как части его — казачества. Важным фактором являлось вк, чение подростков в эти ситуации и помощи учителя, воспитателя в их успешном разрешении.

Нам удалось выявить несколько этапов использования механ ма влияния традиций донского казачества в воспитании подростк!

— первоначальная установка перед учащимися понимания мод* ли личности, способной вписаться и реализовать себя в сложном модернизирующемся социальном, экономическом и политическом пр< странстве;

— этап освоения реальной действительности и влияния трад] ций на жизнь общества;

— выработка умения эти знания применять, вести себя адекватно, быстро изменяющейся ситуации.

Исследование показало, что для решения проблемы учета национальных традиций в воспитании подростков, необходимо использование этнокомпонента, предусмотренного учебным планом, не только при преподавании учебных предметов гуманитарного щи ла. Не гуманитарные предметы также имеют хорошую возможность приобщения учащихся к народным традицией. На решение задачи рг вития интереса к народной культуре, традициям казачества были использованы спецкурсы и факультативы.

Используя возможности учебного предмета «Технологии» мы организовали дифференцированное обучение мальчиков и девочек I программе «Дом — семья» и «Хозяин дома». Анализ эксперимента*! ной работы показал, что успешное применение различных методов преподавания, профессионализации обучения с одновременной его дифференциацией по способностям способствовали развитию активности обучаемого, удовлетворения его потребности изучения нра! ственного наследия наших предков. Б цепочке управления и формирования познавательной деятельности выделились ступеньки: формирование потребности, осознание потребности в форме проблемы, актуализация потребности и активизация познавательной деятельности, мотивизация как создание условий, удовлетворяющих познавательную потребность. Используемая в преподавании «Технологии» методика частично легла в содержание факультативных курсов.

Анализ экспериментальной работы показал, что процесс накопления знаний о культуре донских казаков находится в прямой зависимости с выбором мотива интереса и деятельности. Чем Еыше уровень знаний о культуре, традициях, искусстве, религии, тем определеннее мотив, тем осознаннее выбор, готовность и социальной активности.

Эффективности процесса использования морально-этических традиций донского казачества в организации жизнедеятельности подростков невозможно добиться, используя только систему урочных занятий. Сочетание принципов и методов обучения и воспитания в учебной и внеучебной работе позволяют подростку еыявить и осознать свои личноетно-творческие потенциальные возможности, наиболее полно их раскрыть. Для реализации этого положения были избраны два пути:

— е школах организовали объединения школьников по интересам: политические клубы, клубы технического творчества, кружки, научные общества учащихся;

— создание студий, ансамблей, театров, лектории, музеев народных художественных промыслов, свободных творческих мастерских на базе Межшкольного учебного комбината № 10 «Лефортово» и Дома творчества «Лефортово» .

Анализ экспериментальной работы показал, что использование принципов лично-ориентированного, индивидуального, личностного, разноуровнего подходов обеспечивает актуализацию наиболее благоприятных условий развития личности, отоор конкретного материала (на уровне норм, ценностей, образцов, понятий, положений, принципов и т. д.), на базе которого строится развитие и воспитание личности.

Результаты приведенной опытьи-эксиериментальной работы доказывают, что в процессе систематической работы по воспитанию подростков на традициях донского казачества, вовлечению их в различные ввды деятельности с использованием богатств народных традиций значительно повысился интерес учащихся к традиционной народной культуре (в том числе и культуре донского казачества), усилилось стремление овледеть нравственными нормами, обычаями, исккусством, народным творчеством.

Динамика воспитанности подростков до и после завершения экспериментальной работы показала, что выросло число учащихся, обладающие высоким уровнем воспитанностиизменилась мотивация при выборе соответствующего интереса к традиционной культуренравственные нормативы большинством подростков принимались в качестве отобранных личностных отношений.

Таким образом, теоретическое обоснование сущности, содержания, влияние использования традиций донского казачества в воспитании подростков, а также рассмотренные в процессе исследования воспитательные возможности и педагогические условия воспитания подростков на данных традициях реализовали цель и подтвердили гипотезу.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

— использование потенциальных воспитательных возможностей традиций донского казачества в учебно-воспитательном процессе оказывает существенное влияние на формирование духовной культуры подростков, овладение ими духовных ценностей;

— без учета традиционной культуры невозможно создание концепции современной национальной школы;

— исследуя традиции донского казачества как психолого-педагогическое явление, мы отмечаем, что с точки зрения этнопедагоги-ки и с позиции этнопсихологии существуют традиции позитивные и негативные. Мы исходили из позиции, что актуализировать в воспитании нужно позитивные традиции, а негативные необходимо учитывать, опираясь на целостный мир народной культуры, отраженный в народной философии;

— важнейшими условиями эффективного использования народных традиций донского казачества можно назвать обновление содержания учебно-воспитательного процесса этно-педагогическими знаниями, органическое включение их в содержание учебно-воспитательный процесс, определение педагогических механизмов, разработки неординарных методик, подготовка педагогических кадров;

— исследование подтвердило предположение о необходимости изменений в традиционной форме семинарских занятий с педагогами и воспитателями. Основная целевая нагрузка обучающего и просвещенческого характера должна достраиваться параллельно важными задачами: проектирование и вчтраивание по стратегически значимым направлениям, анансирование результатов деятельности творчески работающих педагогов, воспитателей, выявление востребованности их массовой практикой;

— исследование показало необходимость при разработке программ обучения подростков учитывать: интеллектуальные развития подростков по трем направлениям: понятийный строй мышления, речевой интеллект, выработка у подростка умения составить внутренний план действийсовершенствование практического мышления (предприимчивость, экономичность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать задачи) — профессионализацию трудовых умений и навыков;

— анализ фольклорного, этнографического, социологического материала убеждает, в семье воспитание должно учитывать веками сложившийся опыт этнопедагогшси. Осуществлению этого может способствовать пропаганда семейных традиций среди родителей, общественности, в учреждениях;

— концептуальные основы формирования духовной культуры подростков позволяют рассматривать особенности духовного становления личности через осознание им своих родственных связей и корней с социумом в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы нравственного воспитания. Новосибирск., «Наука», 1987.
  2. М.А. Казаки. /Арабески истории. М", Танаис, 1996.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
  4. Андреева ВоВ., Гаврилин A.B. Личность классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. M., 1992.
  5. Г. М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.
  6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. М., Педагогика, 1990.
  7. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности. Проблемы психологии личности. M., 1982.
  8. Ареальные исследования в языкознании и этнографии. М., Наука, 1983.
  9. Н.С. 0 духовной и культурной традиции русской семьи, ж-л «Север», Je 3, 1993.
  10. Асмолов А. Го, Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993.
  11. А.Г. Психология личности. Учебник. М., МГУ, 1990.
  12. В.Г. мотивация поведения и формирования личности, м., «Мысль», 1976.
  13. МЛ. Донское Казачество 1550 1920. Ростов-на-Дону, «Логос», 1992о
  14. Бабанский Ю. Ко Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989.
  15. Д.И. Материалы для истории и быта степной окраины Московского государства. Харьков, 1889.
  16. В.Ф. Диалоги с Базарным.
  17. A.B. Проблемное обучение: итоги подведены проблемы остаются /Вестник высшей школы, # II, 1985.
  18. Г. И., Кузин Г"Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. M. t 1995″
  19. Батыгин ГоС* Стереотипы поведения- распознавание и интерпри-тация. М., 1990.
  20. БеловВ.И. Крестьянская основа национального идеала. Русская идея и современность. М." 1992.
  21. Бердяев, Но Судьба России* М., Советский писатель, 1990.
  22. Берне P" Развитие Я-концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986″
  23. Бериштам Т®А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX века. М., Наука, 1983″
  24. О.С., Черенкова С.Во Нравственное воспитание старшеклассников: книга учителя* М., Просвещение, 1988.
  25. М.В., Корнетов ГоБ. Педагогические парадигмы: история и прогноз. Магистр, 1992,? 9.
  26. A.A. 0 психологических основах воспитания личности. «Вопросы психологии», # I, 1986.
  27. Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания. Психологическая наука в СССР. М., i960.
  28. Л.И. Проблемы формирования личности./Под ред.ДоИ.Фельд-штейна). М., 1995о
  29. Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его поспитание. М., Знание, 1979.
  30. Большой Энциклопедический словарь. Языкознание. Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия». М., 1988.
  31. Братусь Б. С* К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. «Вопросы психологии», & II, 1993*
  32. В.Б. Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей. СПБ., ч. З, 1834.
  33. Бюлер Шо Что такое пубертатный период. Педагогия юности.
  34. Сб. статей под ред. И. А. Абрямова М., Л., 1931.
  35. Басильцова ЗоН. Мудрые заповеди народной педагогики. М., «Педагогика», 1988.
  36. Г. В. Русская история. М., 1997.
  37. А.Г. Мораль и традиции. Л., «Знание», 1981*
  38. В.Б. Традиции как социально-философская категория. «Философские науки? U 4, 1980.
  39. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского, М., 1979.
  40. Г. Н. Современное функционирование народной педагогикикак феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993.
  41. Л.С. Педагогия подростка. М., 1929.
  42. Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  43. л.С. Психология воспитания. Ы., „Мысль“, 1993.
  44. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.
  45. Головань и Б.Лощинин. Народный театр на Дону. Ростиздат, 1947.
  46. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М., „Педагогика“, 1989.
  47. A.A. История казаков. М., Страстной бульвар, 1992.
  48. В.М. Народные игры и праздники России. Методическое пособие. М., ВНМЦНТ и КПР, I99I*
  49. Громыко М. Мо Мир русской деревни. М., „Молодая гвардия“, 1991.
  50. Гумилев ЛоН. Открытие Хазарии. М., 1966.
  51. B.B. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  52. H.H. Традиции и формирование личности. Минск, 1979″
  53. Донская церковная старина. Новочеркасск, 1906.
  54. Т.В. 0 некоторых психологических особенностях подростка. В сб. „Вопросы психологии личности школьника“, М. 1961.
  55. О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции. Автореф.дисс.канд.псих.наук. jI., 1972.
  56. М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению./Новые исследования в психологии, № I, 1989.
  57. E.G. Социальная культорология. Аспект-^ресс., ?997
  58. Н.У. обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности. Автреф. канд.пед.наук. М., 1993.
  59. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., Политиздат 1986.
  60. В.В. На пороге зрелости: беседы с юношеством о вопросах пола. СПб, 199I.
  61. В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. М., 199I.
  62. В.А. Тайны русского закала. М., „Молодая гвардия“, 1986.
  63. A.B., Савкина Г. П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. Учебно-метод.побобие. М., 1993
  64. И.М. Куда идти России. М., Голос, 1995.
  65. История Дона с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Ростов-на-Дону, 1965.
  66. Казаки Урала и Сибири. В ХУП XX вв. Екатеринбург, 1993.
  67. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем, будущем казачества. Ростов-на-Дону, 1992.
  68. Э.Ш. Деятельностная сущность воспитания молодежи. Дисс. д-ра филол.наук. М., 1990.
  69. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа цельного учебно-воспитательного процесса. М., Новая школа, 1993.
  70. Караул! Россия тупеет. „Комсомольская правда“, 16.04.99.
  71. Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М., „Просвещение, 1980.
  72. Коринфский. Народная Русь. „Московский рабочий“, 1995.
  73. Г. Б. Становление воспитания как общественного явления. М., 1992.
  74. Н.И. Бунт Стеньки Разина. Исторические монографии и исследования. Кн.1, СПб, 1903.
  75. Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа^ М., „Экономика“, 1993.
  76. В.А. Личность прежде всего воспитывается личностью.
  77. Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиск. М., 1994.
  78. А.П. О подростках. М., 1970.
  79. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
  80. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М., „Просвещение“, 1983.
  81. Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти томах. Т.4, М., 1959.
  82. В.Г., Деркач A.A. Этнопсихология. Теория и методология. М., 1992.
  83. В.А. Возрастные особенности подростка. Ж-л „Советская педагогика“, 1970, a I.
  84. Л.Е. О программе столичного образования. Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиск. М., 1994.
  85. В.В. Славяно-русское наследие Нижнего Дона и Северного Кавказа в Х-ХУ1 вв. Ученые записки Ленинградского педагогического ин-та им. А. И. Гещена. Фак-т истор.наук. Л., 1937, т.XI.
  86. A.C. Педагогические сочинения в 8-ти томах. М., 1980.
  87. A.B., Степанов Е. П. Потребности человека: методологиче ские проблемы комплексного исследования. „Вопросы философии“, ?4.
  88. О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспита ния младших подростков. Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1992.
  89. Леви-Стросс К. Мысли, о культуре. Алма-Ата, Жулдуз, 1992.
  90. A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на мораль-ноэтических традициях русских(семейских) Забайкалья. Автореф.дисс.канд.пед.наук, М., 1994.
  91. .Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. M“, „Просвещение“, 1991.
  92. Лихачев Д"Со Письма о добром и прекрасном. М., Русико, 1993.
  93. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьника. Учебное пособие по спец. курсу для студентов пед. ин-тов. M. t „Педагогика“, 1985.
  94. Д.С. Экология культуры. Памятники отечества.? 2, 1980.
  95. Лжж&чев Д. С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самообразование и культура России./' „Новый мир“, # 6, 1994.
  96. Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков, 1995.
  97. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. Советская этнография, u 2, 1981.
  98. И.С. Нравственное становление личности школьника. М., Педагогика, 1985.
  99. A.C. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры. Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1996.
  100. Методика воспитательной работы. Учебное пособие для студентов и пед.училищ. /Иод ред. Кротова В.М./. М., „Просвещение, 1990.
  101. Методические рекомендации, но использованию прогрессивных идей и опыта народной педагогики в нравственном воспитан, школьников. М., 1986.
  102. Митрополит Филарет. Письма. М., Радонеж, 1990.
  103. A.B. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий. Автореф. дш кавд. дед.наук. М., 1990.
  104. Мостовая И*В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности. Политические исследования,.№ 4, 1995.
  105. A.B. Возрастной подход к воспитанию. / Магистр, сентяб. 1991.
  106. Мудрик А. Во Самые трудные годы. М., „Знание? 1992,
  107. A.B. Социализация и Смутное время“. Научно-подписная с&euro- рия изд. „Знание“, „Педагогика и психология“, 1991, A 3.
  108. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее. /Психологичес кий журнал. Т. 15, № 3, 19 $ 4.
  109. Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций. /Под ред. Некрасовой М. А., Макарова К.А.). М., НИИ ТиИИ СССР, 1991.
  110. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материа лы Всесоюзной научно-практической конференции. 4.1-Чебоксары, 1991. /
  111. P.C. Психология образования. М., „Просвещение“, „Владос“ ~ 1994.
  112. Н.Д. Воспитание ценностей и подготовка учителей. Материалы научно-практической конференции „Педагогичес кое образование для XXI века“. М., 1994.
  113. Л.А., Фрадкина Н. Г. Как у нас было на Тихом Дону. Истори ко-этнографический очерк. Ростов-на-Дону, 1985.
  114. Новак Л .А“, Фрадкина Н. Г. Обряды и праздники донских казаков. Ростов-на-Дону, 1979.
  115. Новое педагогическое мышление, /Под.ред.А.В.Петровского/. М., 1989.
  116. С.Ф. Статистическое описание области Войска Донского. Новочеркасск, 1884.
  117. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
  118. Отечественная история. Энциклопедия. Т.2., М., БРЭ, 1996.
  119. Памятная книжка Области Войска Донского на 1900 год. Под ред. Ф. С. Савченкова. Новочеркасск, 1990.
  120. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982. У
  121. Пигилова Т"А. Русский дом. М., 1993.
  122. Плахов В. До Традиции и общество: опыт философско-социологическо-го исследования. М., „Мысль“, 1982.
  123. В.Д. Традиции и общество. М., 1987.
  124. С.А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. М., 1989
  125. С.Д. Проблема инноваций в обществе коллективного творческого воспитания. Воспитательная система учебного заведения. М., 1992о
  126. Г. С. Разрушительные традиции в русской культуре. „Новый мир“, # 8, 1995.
  127. А.И., Кипчаки и Русь. Ученые записки ЛГУ. Л., 1949, Jfc 112, Серия исторических нвдк, вып.14.
  128. Потанин МоЫ. Как оптимизировать процесс воспитания. М., „Знание“ 1984.
  129. Права и привилегии Войска Донского Российскими Государями дарованные. /Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822—1832 гг. Новочеркасск, 1891.
  130. А.П. История Дона. Изд-во Ростовского университета, 1973.
  131. .Н. История духовной культуры донского края. Региональ ные программы донской средней образовательной школы.1. Ростов-на-Дону, 1993.
  132. н.С. Право на нравственность: этические проблемыпрактической психологии. Психологическая наука и образование, J* I, 1999.
  133. Развитие познавательной активности школьников во внеурочной работе. Методические рекомендации. Ростов, 1992″
  134. C.B. Казачество, религия, терпимость. Международная жизнь, J* 7, 1992.
  135. В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения. /Философия образования для XXI века». M., 1992.
  136. Дк. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
  137. М.М. Юность. По дневникам и автобиографическим запискам. M., 1928.
  138. В.А. Древо жизни: об истоках народных и религиозных обрядов. Л, Лениздат, 1989.
  139. Русские /историко-этнографический атлас/. M., 1970.
  140. Русские. Этно-социологические очерки. М., «Наука», 1992.
  141. Е.П. Войсковой круг на Дону. Исторический очерк.
  142. Р.Г. Донское казачество: история и современность/. Учебно-методич.пособие. Шахты, 1992.
  143. Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М., 1970.
  144. М. Мы славяне! Популярная энциклопедия. СПб, изд-во «Азбука», 1997.
  145. А.П. Процесс развития воспитательной системы школы.
  146. Советская педагогика",? II, 1991.
  147. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей., «Просвещение», 1980.
  148. А.П. Казачий Дон. Очерки истории. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского ОблИУУ, 1995.
  149. Словарь русских донских говоров. В 3-х томах. Ростов-на-Дону, 1975−1976. Словарь русских донских говоров. Ростов-на-Дону, № т.1, 1991.
  150. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1984″
  151. А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток. /"Педагогика", * I, 1993.
  152. А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М.,
  153. В.М. Социология нравственного развития личности. М., Политиздат, 1986.
  154. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. ¿-у!., Прометей, 1993.
  155. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М." «Педагогика», 1986.
  156. С.М. История России с древнейших времен. Кн.7, М." 1962.
  157. Социология молодежи. /Под ред. В. Т. Лисовского. СПб, изд-во С.-Петербургского университета, 1996.
  158. Л.П. Проблемы Целостности личности: гносеологический опыт. М., «Высшая школа», 1987о
  159. Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания исаморазвития личности. /Психологический журнал, т.13, * 4, 1992.
  160. Столяренко ЛоД. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1995.
  161. И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений* М., Политиздат, 1976.
  162. В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах, М., «Педагогика», 1979.
  163. В.А. О воспитании. М., 1975,
  164. В.Д. Историческое описание земли Войска Донского. Дон, * 4, 1988.
  165. В.Д. Частная жизнь донцов в конце ХУЛ в. в 1-й половине ХУШ века. Донские казаки в походе и дома0
  166. В.В. Лексикон российский, исторический, географический и политический. Избранные произведения. Л., 1979с
  167. Тихомандрицкая 0. Школьный психолог, В 13 от 13.04.99
  168. В.Ю. Пути русской школы. М., Свет отечества, 1994.
  169. Усиенко 0о Терпи, казак. Родина,)& 10, 1993.
  170. Д.И. Особенности личностного развития подростка вусловиях социально-экономического кризиса. Мир психологии и психология в мире. М., 1994.
  171. Д.И. Психология воспитания. М., 1978,
  172. Д.И. Психология развивающейся личности. М., Воронеж, 1996.
  173. Г. Н. Воспитание личности школьншса. М., «Педагогика», 1985.
  174. Философский словарь. /Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. перерабо и доп. Мо, Политиздат, 1991. фром Э. Психоанализ и этика. М., Республика, 1993. фром Э. Человек для себя. Шнек, 1992. v
  175. М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этноаедагогических классов. М. «Народная педагогика, 1994.
  176. Ю.Л., Кожина О. А. Развитие творческих способностей учащихся. Технология. М., 1999.
  177. Т.П. Мужчины всегда на передовой. «Учительская газета» «23−24.
  178. Е.Л. Народная педагогика: исторические и теоретико-методологические проблемыр Автореф. канд"пед.наук. М., 1988.
  179. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  180. Т.И. Проблема активизации учения школьников. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1977.
  181. С.Т. Педагогические сочинения в 3-х т. М., Просвещение, 1984.
  182. К.П. Колмыки в составе российского казачества. /Вторая половина ХУП-Х1Х вв./. Элиста, 1992.
  183. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. /Под ред. Давыдова В. Во/. М., Педагогика, 1979.
  184. З.И. Преступления против Войска по древнему казачьему праву. /СОВДСК. Вып.8. Новочеркасск, 1908.
  185. Шуркова Н. Ео» Питшов В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.
  186. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1896.
  187. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
Заполнить форму текущей работой