Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-правовая теория Б.А. Кистяковского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особого внимания заслуживает подход Б. А. Кистяковского к феномену права в качестве социального явления, который лег в основу отечественной социологической юриспруденции. Он считает, что право следует изучать, прежде всего, в его социальных проявлениях, т. е. надо исследовать социально-научно. Однако сам термин «социальное явление» слишком многозначен. Из того, что все согласны в признании права… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эволюция философских и социолого-правовых взглядов
  • Б.А. Кистяковского
    • 1. 1. Теоретико-правовые основы формирования научных концепций Б. А. Кистяковского
    • 1. 2. Либеральное движение в России и его влияние на развитие отечественной естественноправовой школы в начале XX века
    • 1. 3. Политико-правовые взгляды Б. А. Кистяковского в период с 1917 по 1920 гг
  • Глава 2. Теория права Б.А. Кистяковского
    • 2. 1. Понятие и признаки права в учении Б.А. Кистяковского
    • 2. 2. Категории законность — правопорядок в научных воззрениях Б.А. Кистяковского
    • 2. 3. Правовая культура и правосознание как категории правоведения в учении Б.А. Кистяковского
  • Глава 3. Государственно-правовые концепции Б.А. Кистяковского
    • 3. 1. Теоретические представления Б. А. Кистяковского о государстве
    • 3. 2. Соотношение понятий государство — общество — личность в политико-правовой теории Б.А. Кистяковского

Политико-правовая теория Б.А. Кистяковского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью политико-правовых и государственно-правовых воззрений Б. А. Кистяковского в качестве одного из важнейших нравственно-правовых, социально-экономических ориентиров для современного российского общества, находящегося в процессе становления и сложного эволюционирования.

На протяжении нескольких столетий лучшие умы мировой науки занимались изучением проблемы построения правового государства, пытались разрешить противоречия во взаимоотношениях государства и личности1.

Б. А. Кистяковский считал одним из важнейших условий функционирования демократического правового государства — утверждение верховенства закона, строгое его соблюдение как должностными лицами, так и рядовыми гражданами, обязательное всестороннее укрепление гарантий прав граждан, их защиту. Анализируя проблему правового государства, ученый не ограничивался признанием принципа разделения властей и необходимостью сосредоточения власти в руках народа. Он считал, что даже в условиях, когда власть всецело сосредоточена в руках народа, но имеет возможность по своему желанию отменять свободу слова, печати, собраний и т. д., такое государство, считал он, не только не имеет ничего общего с правовым, а, напротив, обладает антиправовым характером. Государства, построенные на принципе народовластия, также могут быть несвободными и.

1 См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990; Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936; Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994; Кант И. Метафизика нравов. Часть первая. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Соч. в 8 т. М., 1996. Т. 6- Котляревский С. А. Власть и право. СПб., 2001; Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960; Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999; Нерсесянц B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983; Новгородцев П. И.

Введение

в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000; Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. деспотичными, причем их диктат может привести к более трагичным последствиям, чем деспотизм одного лица. Гарантию свободы личности профессор Б. А. Кистяковский видел в такой организации власти, при которой исключается возможность подавления личности и обеспечивается признание за ней и народом в целом прерогатив как объекта, так и субъекта власти, т. е. признается ее суверенитет. Самое главное учреждение правового государства — народное представительство должно являться непосредственным участником государственной власти. Только тогда власть найдет опору и поддержку в своем народе, что придаст ей прочность и устойчивость2.

Российское правововедение в настоящее время развивается, используя опыт и идеи отечественной естественно научной школы, ярким представителем которой был Б. А. Кистяковский. Его отличал плюрализм и системный подход к изучению самого широкого спектра вопросов в сфере государства и права. Являясь активным сторонником неокантианства, ученый рассматривал этические нормы в качестве фундамента и основного критерия оценки права и государства.

Обращение к творчеству видного ученого обусловлено также и тем, что важной функцией любой общественной науки (в том числе и юриспруденции) является воссоздание собственной истории. Таким образом, актуальность диссертационного исследования предопределяется следующим:

— анализом политико-правовых и государственно-правовых концепций Б. А. Кистяковского (сделанные им выводы могут обогатить теорию и историю государства и права);

— разработанными Б. А. Кистяковским принципами построения правового государства, которые представляют научно-практический интерес при решении вопросов гармонизации и демократизации государственной власти в современных условиях развития российского общества;

2 Кистяковский Б. Л. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. 1906. ноябрь-декабрь. С. 473−490.

— взглядами Б. А. Кистяковского на соотношение категорий право — закон — нравственность, на проблемы соотношения государства и личности, разработанными им концепциями правосознания, правовой культуры, правопорядка, которые могут лечь в основу антикризисных политико-правовых программ выхода общества из кризиса правовой грамотности и нравственности, а также в процессе правотворчества и реализации прав граждан.

Учение Б. А. Кистяковского сформировалось в начале XX века, в период первой мировой войны, падения Российской империи, а затем гражданской войны. В настоящее время общество стремится преодолеть негативные последствия тоталитарного режима, либеральных реформ 90-х годов XX века. Все это также свидетельствует об актуальности и современности идей Б. А. Кистяковского. Они дают возможность адекватно осветить происходящие в России изменения объективно, без идеологической предвзятости и конъюнктуры, а также рассмотреть особенности развития российского общества в настоящее время, процесса правотворчества, реализации прав граждан. Особую значимость приобретают взгляды Б. А. Кистяковского на соотношение категорий право — закон — нравственность, на проблемы соотношения государства и личности, правосознания, правовой культуры, правопорядка.

Степень разработанности темы. В начале XX века современники по достоинству оценили новизну подходов к освещению актуальных вопросов философии и социологии права, содержащихся в работах Б. А. Кистяковского.

В советское время имя видного правоведа, философа, общественного деятеля было практически предано забвению. Лишь с 90-х годов к его.

3 См.: Кузнецов К. А. Очерк по теории права. Одесса, 1915; Милюков П. Н. Интеллигенция и историческая традиция. СПб., 1917; Новгородцев П. И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904; Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование. Русская философия собственности. СПБ., 1993. работам стал проявляться интерес со стороны исследователей русского либерализма4 и ученых-правоведов5.

Важным этапом изучения творчества ученого являлась публикация в 1998 году в сборнике «Философия и социология права» работ Б. А. Кистяковского: «Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права», «Государственное право (общее и русское)», «Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России». Заслуживает внимание научный комментарий составителей сборника Ю. Н. Давыдова и В.В. Сапова6. Новизной и оригинальностью отличаются работы М. Н. Марченко, в которых раскрываются проблемы теории государства и права с учетом концепций Б. А. Кистяковского .

Следует особо отметить диссертационные исследования С. А. Львова «Критика „философия ценностей“ в русской буржуазной политико-правовой мысли» (1995г.), С. И. Глушковой «Проблема правового идеала в русском либерализме» (2002г.) и В. А. Курбенкова «Концептуальные основания политического. учения Б.А. Кистяковского» (2005г.). Авторы этих работ известные ученые — политологи. Используя политологические данные и рассматривая государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и учитывая их место в системе различных политических явлений, социальных процессов и т. д., они обогатили теорию и. историю государства и права. Однако юридические аспекты исследуемой темы рассматриваются ими как второстепенные (дополнительные). В то же время анализ их закономерен, необходим для решения поставленных исследователями задач.

4 См.: Медушевский А. Н. Политическая философия русского конституционализма: Дисс.. д-ра философ, наук. М., 1994; Осипов Д. И. Философия русского либерализма. СПБ., 1996; Секирский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России: Очерки истории / Под ред. С. С. Секирского. M., 1995;

5 См.: Козлихии И. Ю. Идеи правового государства: История и современность. СПб., 1993; Комаров С. А. Личность в политической системе российского общества. Саранск, 1995; Левчук C.B. Становление демократической государственности в России начала XX века до 1917 г. М., 1998; Щербакова Н. В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.

6 См.: Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Авт. сост. Давыдов Ю. Н., Сапов В. В. 1998.

7 См.: Проблемы теории государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2005.

Развернутая историко-философская реконструкция естественно-правовой традиции в отечественной науке приводится в монографии В. Жукова8. Автор уделяет внимание развитию русской правовой школы в рамках православного сознания, справедливо указывая, что в центре социальных идеалов П. Н. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, E.H. Трубецкого и других представителей этой школы стоит человек, устремленный к высшим религиозным ценностям, интересующийся не столько внешней политико-правовой организацией своего существования, сколько условиями внутреннего самосовершенствования и спасения9.

Особо следует выделить диссертационное исследование В. П. Скворцова «Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б.А. Кистяковского» (2003г). В ней используется системный подход в изучении философских и социально-правовых взглядов Б. А. Кистяковского. Автор в двух главах рассматривает концепцию права Б. А. Кистяковского и концепцию государства. Тем не менее, с нашей точки зрения, он недостаточно внимания уделил анализу практического применения естественноправовых концепций Б. А. Кистяковского в современных условиях, поиску взаимодействия общественных институтов, рядовых граждан (народного представительства) и исполнительной власти. Просматривается поверхностная оценка правового нигилизма русской интеллигенции начала XX века, не определены пути для преодоления духовного кризиса, аномии, иных нравственно-негативных явлений, характерных для современной российской действительности. В. П. Скворцов справедливо указывает, что ограниченный характер источниковедческой базы проблемы чаще всего отражается в том, что исследования либо.

8 Жуков В. Русская философия права: естественноправовая школа первой половины XX века. М., 2001.

9 Там же. С. 7−12. содержат отрывочные сведения о концепциях Б. А. Кистяковского, либо рассматривают их в общем контексте либеральных воззрений10.

Несмотря на бесспорную теоретическую и практическую значимость исследований предшественников по литико-правовая теория Б. А. Кистяковского нуждается в дополнительном анализе. Особенно это касается разработки вопросов государственности, народовластия, социологической юриспруденции.

Все вышеизложенное и определило актуальность темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является научная и общественная деятельность, правовые концепции философа-правоведа Б. А. Кистяковского, которые анализируются в контексте истории правовых учений, с учетом современных реалий и проблем отечественной юриспруденции.

Предмет исследования составляет научное наследие Б. А. Кистяковского в области философии и социологии права.

Цели и. задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование теоретико-методологических и аксиологических оснований следующих понятий, изложенных в работах Б. А. Кистяковского: право, правосознание, государство и определить их значение для современной юриспруденции, а также выработать на основе государственно-правовых концепций Б. А. Кистяковского предложения по их практическому использованию в науке и общественно-политической жизни современной России.

Достижение заданной цели планируется путем решения следующих задач:

— проанализировать теоретико-правовые основы формирования научных концепций Б. А. Кистяковского;

10 Скворцов В. П. Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б. А. Кистяковского: Дисс.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С. 9.

— рассмотреть либеральное движение в России и его влияние на развитие отечественной естественноправовой школы в начале XX века;

— исследовать политико-правовые взгляды Б. А. Кистяковского в период с 1917 по 1920 гг.;

— осуществить теоретический анализ понятия и признаков права в учениях Б. А. Кистяковского;

— провести анализ категорий законность — правопорядок в научных воззрениях Б. А. Кистяковского;

— рассмотреть и охарактеризовать понятия правовая культура и правосознание, как категории правоведения в соответствии с учениями Б. А. Кистяковского;

— раскрыть теоретические представления Б. А. Кистяковского о государстве;

— исследовать соотношение понятий государство — общество — личность в политико-правовой теории Б. А. Кистяковского;

— обосновать возможности практического использования научного вклада Б. А. Кистяковского в процессе реформирования российского общества и построении демократического правового государства в современных условиях.

Методологическая основа исследования. В основу исследования автором были положены принципы познания социальных явлений, в том числе политико-правовых идей, теорий, концепций в их историческом развитии и, вместе с тем, во взаимосвязи, взаимообусловленности, с точки зрения теории и практики, истории и современности.

Кроме того, методологическую основу исследования составили современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и практикой: метод обобщения, исторический и логический методы, методы индукции и дедукции, аналитический и синтетический методы, метод абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному, метод аналогии и др. Из специальных методов в ходе исследования применялись метод сравнительно-исторического анализа, а также социологический и психологический методы.

Теоретической основой диссертации послужили исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых по теории и истории государства и права, философии и социологии права, истории правовых учений. Особое внимание было уделено реконструкции и интерпретации юридических концепций Б. А. Кистяковского, анализу работ его современников, дореволюционных отечественных правоведов — A.C. Алексеева, И. А. Ильина, Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. Н. Милюкова, С. А. Муромцева, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, Ф. В. Тарановского, E.H. Трубецкого, Б. Н. Чичерина. Были использованы результаты фундаментальных исследований советских и российских ученых — Н. Г. Александрова, С. А. Львова, В. Н. Кудрявцева, Э. В. Кузнецова, Н. И. Матузова, М. Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, Г. В. Осипова, М. Н. Покровского, .P.A. Ромашова, Л. И. Спиридонова. Более глубокому освещению проблем диссертационного исследования способствовали труды зарубежных авторов — А. Бергсона, Л. Депенчука, С. Хеймана, Л. Энгелынтейна.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что представляет собой одно из первых комплексных, логически завершенных монографических исследований, посвященных политико-правовым концепциям отечественного ученого Б. А. Кистяковского с учетом современных проблем теории и истории государства и права, их связью с другими науками и созданием действенных практических рекомендаций в сфере государственного управления, защиты прав и свобод личности, изучения общественного правосознания. Научный анализ концепций Б. А. Кистяковского позволил впервые вскрыть целостность его взглядов в вопросах правопонимания и правореализации. Творческое наследие ученого представляет значительный научно-практический интерес при решении вопросов, связанных с процессом совершенствования и реорганизации правоохранительных органов, судебной системы, что также было учтено автором диссертационного исследования.

О научной новизне работы свидетельствуют полученные в ходе исследования результаты.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Политико-правовая теория Б. А. Кистяковского базируется на нравственных ориентирах неокантианства, консервативно-либеральных концепциях отечественной естественноправовой школы и социально-правовых подходах к пониманию права и государства. Ученый приходит к выводу, что правоведение может и должно развиваться в тесной взаимосвязи с социологией, психологией, политической экономией, другими общественными науками. Он также считал, что преобразование общества должно осуществляться лишь естественным (ненасильственным) способом, путем поиска компромиссов и дальнейшего совершенствования демократических институтов. Данные воззрения Б. А. Кистяковского легли в основу впервые разработанной для российского правоведения концепции социологического понимания права и позволили автору сформулировать принципы методологического и гносеологического плюрализма.

2. На основе проведенного исследования, автор доказывает, что именно плюралистический подход к изучению права и государства, широкого круга социальных явлений, общественных отношений позволил Б. А. Кистяковскому выделить три основных принципа правового государства: принцип ограничения государственной властипринцип подзаконности государственной властипринцип народного представительства. Указанные принципы могут эволюционировать лишь в условиях конституционализма. В свою очередь конституционализм не является синонимом правового государства, поскольку при нем формируются различные уровни правового государства.

3. Оптимизация социально-экономической, политической и духовной жизни общества возможна лишь при соблюдении органами государственной власти приоритета естественных и неотчуждаемых прав человека с закреплением их в объективном праве (объективное право в учении Б. А. Кистяковского представляет собой совокупность рациональных продуктов духовной деятельности человека). Автор доказывает, что Б. А. Кистяковский первый из отечественных ученых-правоведов обратил внимание на необходимость признания наличия известной сферы самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не имеет права вмешиваться.

4. Б. А. Кистяковский один из первых сформулировал принцип государственности, в соответствии с которым в правовом социалистическом государстве действия власти ограничены жесткими рамками, в связи с чем, она является подзаконной. Государственная власть в правовом государстве перестает безраздельно доминировать над своими гражданами и становится сферой господства социально-ориентированных, демократических и правовых норм. Универсальным признаком правового государства является народное представительство, которое должно выполнять законодательную функцию.

5. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что идея свободы личности является для Б. А. Кистяковского целью исторического развития человеческого общества. Идеалом свободы человека может быть политическая свобода, правовая по своей сутинравственная свобода человека не подлежит регулированию ни со стороны общества, ни со стороны государства, чем гарантируется ее неприкосновенность.

6. Автор доказывает, что Б. А. Кистяковский в первые в юридической науке формулирует понятие «правовая личность». Правовая личность — это суверенная личность, понимающая и почитающая закон, обладающая необходимым минимумом юридической культуры. Свобода и неприкосновенность личности составляют основу правопорядка.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы, обладая элементами научной новизны, развивают и дополняют разделы истории и теории государства и права, истории правовых учений, философии и социологии права. Результаты исследования могут быть использованы: 1) в законотворческом процессе- 2) в практической деятельности органов государственной власти- 3) при проведении дальнейших научных исследований- 4) в процессе профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях при изучении курсов: «История политических и правовых учений», «Философия и социология права», «История социологической школы права», «История политологии».

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры государственного и административного права ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет». Выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались автором на общероссийской научно-практической конференции «Юридическая наука и практика России: итоги и перспективы развития» (СПб Университет МВД России, 19−20 декабря 2002 г.), на III Международном Форуме «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность» (СЗАГС, 10−15 марта 2005г), межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории государства и права» (СПбГУГА, 20−30 мая 2005г), на IV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Н. С. Таганцева «Актуальные проблемы судебно-правовой политики» (г. Пенза, 23−24 мая 2007 г.), также нашли отражение в публикациях диссертанта по теме проведенного исследования в федеральных юридических журналах. Выводы и научно-практические рекомендации диссертационного исследования используются автором в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсу «История правовых учений» в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации.

Структура диссертации обусловлена спецификой объекта, предмета и цели, а также постановкой задач и логикой проведения исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование убедительно доказывает высокую значимость творческого наследия Б. А. Кистяковского для правовой науки.

С именем Б. А. Кистяковского связано создание оригинальной и цельной философско-правовой системы европейского уровня. Востребованность теоретических и научно-практических концепций, сформулированных крупнейшим русским ученым-правоведом не вызывает сомнений, особенно они актуальны для современной России, вступившей в эпоху кардинальных социально-политических, экономических и т. д. преобразований. Построение правового государства требует переосмысления сложившейся системы ценностей, нравственно-правовых идеалов, повышения уровня правовой культуры граждан Российской Федерации. Возрождение идей Б. А. Кистяковского и творческое их применение должно стать важной предпосылкой целенаправленного воспитания правовой личности, создания демократического общества. В этом также видится возможность преодоления юридического позитивизма, догматизма и правового нигилизма.

Б.А. Кистяковский является одним из наиболее ярких представителей естественноправовой школы первой половины XX века, обратившихся к проблеме социалистического государства под влиянием теории научного социализма К. Маркса. Сопоставляя правовое и социалистическое государство, Б. А. Кистяковский подчеркивает, что социалистическое государство будущего по своей правовой природе является более высокой формой государственности с максимально расширенной системой публичных прав и свобод граждан.

В работах ученого были сформулированы фундаментальные положения о соотношении права и государственной власти в правовом государстве, которые выражаются в том, что преобладающую роль должно играть право по отношению к государству. Право закрепляет права и свободы граждан, регулирует взаимную ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством, максимально поднимает и оберегает авторитет закона, гарантирует строгое его соблюдение Социальной основой правового государства является саморегулируемое гражданское общество, которое объединяет свободных граждан, создаваемые ими общественные, политические и иные организации, способствующие обеспечению общественного порядка и прогресса. Культурной основой выступает высокий уровень образования населения, знание им законодательства, строгое выполнение требований закона. Нравственную основу образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы личности, уважения ее прав. Правовой основой выступает совершенное законодательство, соответствующее интересам большинства населения, полностью регулирующее подлежащие правовой регламентации общественные отношения, поведение и деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан.

Б.А. Кистяковский справедливо отмечает, что русская философия права антропоцентрична, истриософична и привержена социальной проблематике. Христианская религия в ее православной форме является важнейшим фактором, определившим самобытность русской философии и отечественной философии права (особенно естественноправовой школы). Также как и западная философия права, восходящая к античной традиции, правовая мысль России, по наблюдениям Б. А. Кистяковского, вращалась вокруг четырех основных тем: темы анализа сущности права, темы личности, темы свободы и темы социальной справедливости. В работах русского ученого приводятся многочисленные свидетельства влияния Платона, Аристотеля, Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Р. Иеринга, Р. Паунда, Г. Риккерта и других западноевропейских ученых на русскую правовую мысль. Причем речь идет не просто об одностороннем влиянии, а о творческом их переосмыслении с точки зрения собственных задач и проблем. Однако своим творчеством Б. А. Кистяковский убедительно доказывает, что факт широкого влияния Запада на русскую мысль сам по себе вовсе не выводит ее на некую периферию европейской науки.

О стиле и особенностях научного мышления Б. А. Кистяковского написано значительное количество философской, политической, юридической литературы. Достаточно сказать, что оно в значительной мере отличается от дискурсивного академического изложения. В нем имеет место афористичность, а в ряде случаев и нестрогость суждений. Однако Б. А. Кистяковского ни в коей мере нельзя обвинить в догматизме. Он мыслит раскованно, свободно, авторитетно. Из ткани русской философии права он вычленяет, прежде всего, интересующие его темы о праве и правовых явлениях, о правовом и социалистическом государстве, о свободе и правах человека, о перспективах развития правовой науки.

Для современного ученого-правоведа несомненный интерес представляет то, что методология Б. А. Кистяковского основана на применении междисциплинарных и полидисциплинарных приемов, широко используемых в общественных науках, юриспруденции. Можно сказать, что его методология успешно функционирует на стыке юридической, философской, историко-культурной, социологической проблематики, а также предполагает обращение к актуальным проблемам юридического бытия, к общественной мысли, публицистике. Б. А. Кистяковский рассматривает не только собственно философско-юридические источники, но и широчайшее поле культуры, злободневные вопросы социальной религиозной и национальной психологии, социополитические и социоисторические проблемы. В любом случае он высказывается за гибкую и широкую трактовку понятия права, позволяющую, на сколько это необходимо, подключать самые разнообразные методы, источники, достижения юридической мысли.

В результате проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Разработка принципов методологического плюрализма, с точки зрения Б. А. Кистяковского, предполагает обязательное обращение к категориям, необходимости, справедливости и долженствования. Методологический плюрализм предполагает использование всего широкого спектра методологических оснований для расширения объема знаний, а также отказ от универсальных концепций, в связи с тем, что применение их к изучению одних социальных явлений, некорректно к применению в отношении других.

2. Б. А. Кистяковским была предпринята попытка создания науки о праве, как «чисто научном знании о праве». В результате проведенных исследований он пришел к заключению, что для обеспечения чистоты науки не следует растворять в философии «научное познание права», поскольку все системы философии неустойчивы, и это неизбежно приводит к неустойчивости самой науки о праве. Право оформляется в концепциях ученого в качестве совокупности действующих в обществе, переживаемых людьми и нашедших свое выражение в объективных социальных формах норм, устанавливающих равновесие между интересами внешней свободы лица и интересами общественного блага.

3. Мораль и право имеют много общего. Их объединяет нормативность. Социальные отношения отражаются и выражаются в определенных моральных и правовых нормах. И, несмотря на то, что некоторые нормы морали и права носят оценочный характер, лишь фиксируют субъективное отношение к какому-либо событию, исходя из единых критериев, все же в любом случае норма — это требование, повеление. Функциональное единство морали и права обусловлено выполнением ими одинаковой функциирегулятивной. Моральные и правовые нормы возникают как отражение практических материальных отношений в обществе, затем эти нормы объективируются в деятельности людей, воспринимаются нравственным и правовым сознанием и вновь объективируются как в материальных, так и идеологических отношениях людей. Тем самым в результате многократной детерминации моральные и правовые нормы регулируют, координируют, управляют общественными отношениями.

Вместе с тем право и мораль имеют и принципиальные различия (по происхождению, по форме выражения, по структурной организации, по уровню требований и т. д.). Для Б. А. Кистяковского естественное право функционировало на «одном поле» с моралью (мораль всегда была естественно-правовой, а естественное право — всегда моральным и нравственным).

4. Рассматривая право в качестве эмпирического явления, Б. А. Кистяковский приходит к выводу, что право является сложным, многогранным, неоднозначным понятием и имеет несколько научных определений: государственно-повелительноесоциологическоепсихологическоенормативное. Все указанные определения чрезвычайно информативны и обладают необходимыми характеристиками о той или другой сущностной стороне права, вырабатываются по законам логики (содержат родовой признак и видовые отличия).

5. Анализ четырех понятий права позволил Б. А. Кистяковскому заключить: 1) все четыре научных понятия «несводимы друг к другу" — 2) право представляет собой единое явление- 3) наука о праве отличается от наук о явлениях природы тем, что в ней доминируют тенденции к формированию синтетической теории права.

6. Особого внимания заслуживает подход Б. А. Кистяковского к феномену права в качестве социального явления, который лег в основу отечественной социологической юриспруденции. Он считает, что право следует изучать, прежде всего, в его социальных проявлениях, т. е. надо исследовать социально-научно. Однако сам термин «социальное явление» слишком многозначен. Из того, что все согласны в признании права социальным явлением, еще не следует, что все подразумевают одно и тоже, когда говорят, что право — социальное явление. Чаще всего социальную природу права видят в том, что оно может существовать только в обществе и что общественная жизнь обуславливает все правовые явления. Другая формулировка по существу того же взгляда на социальную природу права заключается в том, что право составляет часть общественного целого. Кто хочет изучать право как социальное явление, считает Богдан Александрович, тот должен брать право в его осуществлении или в его воплощении в жизнь в виде социального факта. Он утверждает, что «надо смотреть на то право, которое живет в народе и выражается в его поведении, в его поступках, а не на то право, которое установлено в параграфах кодексов"346.

7. Б. А. Кистяковский указывает на бесперспективность антагонизма между социологическим и нормативным подходом к праву. «Юрист в первую очередь должен изучать действующее право как систему норм. Иными словами юрист, прежде всего, должен знать законы и уметь обращаться в ними. Но для того, чтобы стоять на высоте совершенного знания, юрист не только не должен забывать жизни, как говорили в старину, а и научно изучать «правовую жизнь» в вышеуказанном направлении. Юристу-практику это необходимо и для наиболее справедливого применения действующего права"347. «Социологический метод в правоведении в том и заключается, чтобы судить о праве и принимать правовые решения не только на основании права, выраженного в нормах, но и права, осуществляющегося лдо в жизни». Продуманное сочетание социально-научного и догматического подхода к изучению права также необходимо, поскольку в правовых нормах.

346 Кистяковский Б. А. Социальные науки и право (Очерки по методологии социальных наук и общественной теории права). М., 1916. С. 347.

347 Кистяковский Б. А. Право как социальное явление. М., 1911. С. 17. должна получить свое выражение справедливость — категория, которая играет огромную роль в эволюции человеческого общества и государства.

8. Право состоит из норм, постоянно и регулярно осуществляющихся в жизни и потому осуществление есть основной признак права. Б. А. Кистяковский объясняет, как правовые нормы воплощаются в жизнь: «Все душевные переживания, вызываемые правовыми нормами, концентрируются и заостряются в убеждении, что они должны осуществляться. К тому же это убеждение, будучи всеобщим, не остается просто убеждениемоно вместе с тем приводит к тому, что нормы осуществляются. Само осуществление не есть лишь одно единичное происшествие, но и постоянно повторяется. Таким образом, правовые нормы живут не только в сознании всех членов общества, но и в массе единичных случаев"349. Писаное право, по мнению Б. А. Кистяковского, состоит из общих, абстрактных, безличных и схематических построений, напротив, в жизни все единично, конкретно, индивидуально.

9. Б. А. Кистяковский выдвинул тезис о тесной связи между уровнем развития правосознания интеллигенции и правопорядком в обществе. Правовое сознание является важнейшим элементом правовой реальности. Основным содержанием правового сознания выступает знание о требованиях установленных норм. По своей природе правосознание идеально, являясь отражением правовой реальности, материальных и духовных отношений. В тоже время, будучи отраженным и осознанным оно материализуется в практических поступках граждан.

Правосознание субъективно и зависит от уровня развития общества, в тоже время его субъективность «не полная», так как она «объективируется» в правовых идеологических отношениях. Следует учитывать, что у каждого конкретного индивида, у каждой социальной группы могут существовать элементы автономного правосознания.

Показателем уровня правосознания в стране является отношение к правам личности, правовым идеям, правовым формам, правовым институтам.

10. Государство ни от кого не заимствует свою власть, оно обладает своей собственной верховной и суверенной властью, которая не только возникает в «недрах» самого государства, но и поддерживается, направляется и, в случае необходимости, ограничивается его собственными средствами. Лишь весь народ, организованный как одно целое, то есть составляющий государство, обладает подлинно государственной, то есть политической властью. Из этого он выводил определение государства, которое «есть правовая организация народа, обладающая своей собственностью, самостоятельностью и не.

350 от кого не заимствованной властью" .

11. Б. А. Кистяковский не делает различий между конституционализмом и правовым государством. Важнейший принцип правового государства, с точки зрения Б. А. Кистяковского, состоит в том, что государственная власть в нем ограничена признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав. Лишь с осуществлением этого типа государства, признает Б. А. Кистяковский, появляется известная сфера самоопределения и самодеятельности личности, в которую государство не имеет права вмешиваться. Неотъемлемые права человеческой личности не столько создаются, сколько признаются государством (они по самому существу своему присвоены личности как таковой). Личность является основным элементом всякого общественного и государственного единения.

Однако права человека и гражданина составляют только основную предпосылку правового государства. Как и всякое государство, оно нуждается также в организованной власти, то есть в учреждениях, исполняющих различные функции власти. «Только государство обладает всей полнотой власти и располагает всеми ее формами. Все остальные социальные организации обладают лишь частичною властью или какой.

350 Кистяковский Б. А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913. С. 147. нибудь одной из ее форм. Притом власть всех остальных социальных организаций нуждается для своего осуществления в санкции со стороны государственной власти"351.

12. В правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность, и чтобы как отдельные личности, так и совокупность личностей, то есть народ, были бы не только объектом власти, но и субъектом ее. Это возможно только при том условии, если руководящая функция в государстве — законодательство — соответствует народному правосознанию. Для осуществления такого соответствия в правовом государстве законодательным органом должно быть народное представительство.

13. Заметную роль в правовом государстве играет деятельность государственных органов (посредством народных представителей) по созданию законов и других нормативных актов, а также их организаторская деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка в стране. Особую роль в этом плане играет работа суда. Важнейшее значение в правовом государстве имеет качество законодательства (законов, подзаконных нормативных актов): их соответствие реальным условиям жизниправильность определения потребности в правовом регулированиизаконность нормативных актов, их соответствие нормам общественной моралиясность, четкость, доступность правовых норм, их систематизированность. Для достижения указанных требований необходима надлежащая организация нормотворческого процесса.

Правовое государство в силу самой своей природы постепенно полностью проникается правом и превращается в чисто правовое явление. Не смотря на то, что в условиях существования правового государства не исключена возможность вторжения внеправовых явлений (в общественную.

351 Кистяковский Б. А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913. С. 3. жизнь и государственную организацию), в его деятельности господство права остается доминирующим.

14. В политико-правовых концепциях Б. А. Кистяковского прослеживается выраженное стремление ученого к отстаиванию демократических принципов, общечеловеческих идеалов, к обеспечению однозначного господства права, к созданию общества социальной справедливости. Однако воззрения либерального русского ученого нередко являются объединяющим началом для сущего и должного в правовой науке. Право, по убеждению Б. А. Кистяковского, не содержится исключительно в законодательных нормах, так как его истинная природа сверхюридична, в тоже время, наравне с законом существует право в виде — обычая, доктрины, судебной практики. Таким образом, возможно не соответствие какой-либо формы и самой сущности права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб.: Тип. 2. Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1830. Т. XLIV-LIV (1870−1880 гг.).
  2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. СПб.: Гос. тип., 1885. Т. 1-XXVI (1881−1906).
  3. Свод законов уголовных. Ч. 1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб.: Гос. тип., 1885.
  4. Дело о выборгском воззвании в Правительствующем Сенате. Приговор Палаты, кассационные жалобы, стенографический отчет и определение Сената / Предисл. О. Пергамента. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1908. XVIII.
  5. Журналы заседаний Временного правительства: март-октябрь 1917 года. (Название серии: Архив новейшей истории России). В 4-х т. / Отв. ред. Б. Ф. До донов. М.: Росспэн, 2004. Т. 3: Июль август 1917 года / Сост. Е.Д. Гринько- Отв. ред. Б. Ф. Додонов.
  6. Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864−1914 гг.) / Под ред. П. С. Уваровой и И. Н. Бороздина. М.: Т-во скоропеч. A.A. Левенсон, 1915. Т.2. XXII.
  7. Либеральное движение в России, 1902−1905 гг. Сб. документов / Ассоц. «Российская политическая энциклопедия» и др. / Сост. Д. Б. Павлов / Авт. примеч. О. Н. Лежнева, Д. П. Павлов. М.: Росспэн, 2001.
  8. Личный состав учреждений Всероссийского союза городов. на 1 февраля 1916 года. М.: 1916. Вып. 1. Главный комитет.
  9. .А. В защиту научно-философского идеализма // Вопросы философии и психологии. 1907. Кн.86 (1). С.96- 113.
  10. .А. В защиту права. Вехи. Из глубины. М.: Правда. 1991.
  11. .А. Вступительная статья к книге Г. Зиммеля «Социальная дифференциация». М., 1909.
  12. .А. Вступительная статья к книге Радбуха Г. «Введение в науку права». М., 1915.
  13. .А. Государственное право (общее и русское). М., 1908.
  14. .А. Государство и личность // Русская философия собственности. XVIII- XX. СПб.: Слово. 1993. С.250−265.
  15. .А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. № 6. С.141−159.
  16. .А. Идея равенства с социологической точки зрения // Мир Божий. 1900. № 4. С. 163−164.
  17. .А. Кризис в юриспруденции и дилетантизм в философии // Юридический вестник. 1914. Кн. IV. С.29−43.
  18. Идеологических Тенденций, 1857−1933. Нью-Йорк. 1922Л^о1. 3. Р.
  19. .А. Наше политическое образование (По поводу «Политической энциклопедии», вып. 1.) // Свобода и культура. 1906. № 6. С. 415−420.
  20. .А. Наши задачи. М., 1913.
  21. .А. Общество и индивид (методологическое исследование) // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 103−109.
  22. .А. Права человека и гражданина // Вопросы жизни. 1905. № 1.-январь. С. 112−146.
  23. .А. Права человека и гражданина // Вопросы жизни. 1905. № 1.
  24. .А. Право как социальное явление. Проблемы и задачи социально-научного познания // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 112. С.60−77.
  25. .А. Путь к господству права. М., 1913.
  26. .А. Рациональное и иррациональное в праве // Вопросы права. 1911. Кн. 5. С.42−50.
  27. .А. Реальность объективного права // Логос. М., 1910. Кн.2. С. 94−108.
  28. .А. Российская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем // Проблемы идеализма. М., 1903. С. 17.
  29. .А. Социальные науки и право (Очерки по методологии социальных наук и общественной теории права). М., 1916.
  30. .А. Социальные науки и право (Очерки по методологии социальных наук и общественной теории права). СПб., 1998.
  31. .А. Страницы прошлого: К истории конституционного движения в России. М., 1912.
  32. .А. Сущность государственной власти // Юридические записки Демидовского лицея. 1913. № 3. С.73- 95.
  33. .А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913.
  34. .А. Философия и социология права. М.: Издательство Русского христианского гуманитарного университета. 1998.
  35. I. Монографии, учебники, учебные пособия
  36. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993
  37. М.Н. Эстетика Канта. М., 1975.
  38. В.А. Социология. Академический курс. СПб., 2004.
  39. М. Избранные произведения. М., 1990.
  40. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  41. Гегель Г. В. Ф. Учение о понятии. Соч. Т. 6.
  42. В.М. О правовом государстве. СПб., 1906.
  43. Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936-
  44. Т. Соч.: В 2 т. М., 1988.
  45. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. проф. Ф. М. Рудинского. М., 2006.
  46. Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994.
  47. Г. Д. Философия и социология права. СПб., 2004.
  48. С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Красноярск. 1995. С. 8.
  49. Г. Общие учения о государстве. СПб., 2004.
  50. В. Русская философия права: естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001.
  51. В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.
  52. ИконниковаГ.И., Ляшенко В. П. Философия права. М., 2007.
  53. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.
  54. И.А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России. М., 1995.
  55. История философии права / Отв. ред. А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников. СПб., 1998.
  56. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
  57. И. Метафизика нравов. Часть первая. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Соч. в 8 т. М., 1996. Т. 6.
  58. И. Сочинения. Т. 1. Трактаты и статьи. М., 1994.
  59. С.А. Личность в политической системе российского общества. Саранск, 1995.
  60. С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915.
  61. С.А. Власть и право. СПб., 2001.
  62. С.А. Что может дать антропогеография для истории? М., 1900.
  63. С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора. СПб., 1907.
  64. С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских основных законов. М., 2004.
  65. С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909.
  66. С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1993.
  67. С.А. Сущность парламентаризма. М., 1913.
  68. И.Ю. Идеи правового государства: История и современность. СПб., 1993.
  69. A.A. Русская духовная философия. СПб., 1998.
  70. В .В. Народовластие и личность. Киев, 1991.
  71. К.А. Очерк по теории права. Одесса, 1915.
  72. В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник. М., 2003.
  73. В.В. Теория государства и права. М., 1992. С. 9−38-
  74. Д.С. Раздумья. М., 1991.
  75. C.B. Становление демократической государственности в России начала XX века до 1917г. М., 1998.
  76. В.И. Полн. собр. соч. Т. 33.
  77. Д. Избранные философские произведения. М., 1960.
  78. Е.А. Права человека и культура. М., 1979. С. 3−23-
  79. Ю. Общественные и умственные течения в России (1870−1906). М.-Л., 1924.
  80. М.Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: Учебник. М., 2005.
  81. П.Н. Интеллигенция и историческая традиция. СПб., 1917.
  82. П.Н. Воспоминания. М., 1991.
  83. И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914.
  84. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999.
  85. С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879.
  86. B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983.
  87. B.C. Философия права. М., 1997.
  88. П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904.
  89. П.И. Право на достойное человеческое существование. Русская философия собственности. СПБ., 1993.
  90. П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000.
  91. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996.
  92. Д.И. Философия русского либерализма. СПБ., 1996.
  93. Оль П.А., Ромашов P.A., Тищенко А. Г., Шукшина Е. Г. Государство, общество, личность: проблемы современности / Под общ. ред. P.A. Ромашова, Н. С. Нижник. М., 2005. С. 51.
  94. Проблемы теории государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2005.
  95. .Ж. Об общественном договоре и принципы политического права. Трактаты. М., 1969.
  96. Русская философия права: философия веры и нравственности / Под ред. акад. В. П. Сальникова. СПб., 1997.
  97. Русская философия и социология права / Авторы-составители: Агафонов Ю. А., Шаталин В. В., Зимонина H.A. М., 2005.
  98. С.С., Шелохаев В. В. Либерализм в России: Очерки истории /Под ред. С. С. Секирского. М., 1995.
  99. Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995.
  100. . Избранные произведения. М., 1957.
  101. Ю.В. Основы философии права. М., 1997.
  102. С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную психологию. М., 1992.
  103. .Н. История политических учений. Т. 1. М., 1869.
  104. .Н. Положительная философия и единство пауки. М., 1892. '
  105. Юб.Чукин С. Г., Сальников В. П., Балахонский В. В. Философия права. М., 2002.
  106. Ю7.Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб., 1907.
  107. Ю8.Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1910.
  108. Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.1. Сборники, научные статьи
  109. И.А. Правовое регулирование нравственных начал уголовно-процессуальной деятельности // История государства и права. 2004. № 2
  110. Ш. Бороноев А. О. М. М. Ковалевский первый русский социолог // Ковалевский М. М. Социология. М., 1997.
  111. Н.М. Понятие «государство Гегеля» // История государства и права. 2007. № 20.
  112. ИЗ. Василенко Н. П. Академик Богдан Александрович Кистяковский // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 139−154.
  113. Вехи. Интеллигенция в России // Сб. статей. 1909−1910. М., 1991.
  114. Жукова-Василевская Д. В. Эволюция взглядов на сущность и назначение источников права // История государства и права. 2007. № 17.
  115. И. А. Общее учение о праве и государстве // Правоведение. 1992. №.3.
  116. И.Ю. Политико-правового учения Т. Гоббса // Правоведение. 1998. № 4. С. 181.
  117. И 8. Кузнецов Э. В., Савельев В. Ф. Правовое государство (из истории русской правовой мысли) // Правоведение. 1991. № 1. С. 49−53.
  118. Д.И. Личность и право в истории правовой мысли // История государства и права. 2007. № 11.
  119. Д.И. Философия и политика: взаимосвязь теории и практики (Древняя Греция) // Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984. С. 14−22.
  120. Н.И. Право и личность // Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М., 1997.
  121. Е.Ф. И. Кант и правовая политика современной России // Жизнь и безопасность. 2002. № 3.
  122. П.И. Об общественном идеале // Об общественном идеале. М., 1991.
  123. А.Л. Сила власти в зеркале социальной психологи // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000.
  124. Е.А. К разработке истории советского правоведения // Государство и право. 1992. № 12.
  125. B.C. Мнимая критика // Собр. соч.: В 8 т. Т. VII. СПб., б/г.
  126. З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.
  127. .Н. Психологическая тория права // Вопросы философии и психологии. М., 1900. Кн. 55. С. 380−381.
  128. .Б. Соотношение государства и права в общей теории права и государства // Правовое и социальное государство: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 21. Ч. 2. / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2005. С. 348−349.
  129. V. Авторефераты, диссертации
  130. Е.Г. Концепции становления правового государства: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  131. Т.Н. Принципы правового государства и механизм их реализации (теоретико-правовой аспект): Дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 2005.
  132. С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме: Дисс.. д-ра полит, наук. М., 2002.
  133. А.Н. Политическая философия русского конституционализма: Автореф. дисс.. д-ра философ, наук. М., 1994.
  134. В.П. Либерально-демократические идеи о государстве и праве в учении Б А. Кистяковского: Дисс.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.
  135. С.А. Критика «философия ценностей» в русской буржуазной политико-правовой мысли: Дисс.. канд. полит наук. М., 1995.
  136. С.А. Критика «философии ценностей» в русской буржуазной политико-правовой мысли: Автореф. дисс.. канд. полит.наук. М., 1995.
  137. В.А. Концептуальные основания политического учения Б.А. Кистяковского: Дисс.. канд. полит, наук. Владивосток, 2004.
  138. K.B. Методология социальных наук Б.А. Кистяковского (историко-философский анализ): Автореф. дисс.. философ, наук. М., 2002. Румянцева В. Г. Социологическая юриспруденция в творчестве Р. Иеринга,
  139. С.А. Муромцева, Е. Эрлиха, Р. Паунда: Дисс.канд. юрид. наук. СПб., 2003.
Заполнить форму текущей работой