Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гендерное неравенство в системе политической власти

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во многих работах освещается история отечественных тендерных исследований. В статье 3. А. Хоткиной «Гендерным исследованиям в России — десять лет"36 рассматривается следующая периодизация. Автор предлагает выделить четыре условных этапа в развитии российских тендерных исследований. Первый этап — период внедрения новой научной парадигмы. Он этап продолжался с конца 80-х гг. XX в. до 1992 г. В это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа тендерного равенства в системе политических отношений
    • 1. Тендерный подход в исследовании политических явлений и процессов
      • 1. 1. 1. Идеи равенства мужчин и женщин в феминизме
      • 1. 1. 2. Женские исследования как предшественники тендерных исследований
      • 1. 1. 3. Возникновение тендерных исследований
      • 1. 1. 4. Псевдогендерные исследования
      • 1. 1. 5. Краткие
  • выводы
    • 2. Отражение различий между женщинами и мужчинами в терминологии социологической науки
    • 1. 2. 1. Понятие «пол»
    • 1. 2. 2. Понятие «гендер»
    • 1. 2. 3. Различные подходы к определению понятия «гендер»
    • 1. 2. 3. Понятия «гендерное неравенство», «гендерное равенство»
    • 1. 2. 5. Понятия «гендерная асимметрия», «гендерная симметрия
    • 1. 2. 6. Краткие
  • выводы
    • Глава 2. Проблема тендерного равенства и тендерной симметрии
  • 1. Формирования тендерной симметрии в системе политического представительства
    • 2. 1. 1. Факторы обеспечения равенства женщин и мужчин в политической сфере
    • 2. 1. 2. Механизмы обеспечения тендерного равенства
    • 2. 1. 3. Системы квотирования
    • 2. 1. 4. Краткие
  • выводы
    • 2. Зарубежный опыт обеспечения тендерного равенства во властных структурах (на примере стран Северного Совета)
    • 2. 2. 3. Краткие
  • выводы
    • Глава 3. Особенности разработки программы и методики социологического исследования общественного мнения о политическом представительстве женщин в России (С-Петербург, Мурманская и
  • Магаданская области)
    • 1. Общая характеристика эмпирического (пилотажного) исследования
    • 2. 2. 1. Оценка мнения респондентов о представительстве мужчин и женщин на высоких государственных и политических постах
    • 2. 2. 2. Представления респондентов об оптимальной количественной пропорции мужчин и женщин в органах власти
    • 2. 1. 3. Мнение респондентов о тендерном квотировании
    • 2. 1. 4. Информированность респондентов о количестве женщин-депутатов в законодательных органах власти Российской Федерации и других стран мира
    • 2. 1. 5. Представления респондентов о личных качествах женщин и мужчин, способствующих, либо препятствующих их политической карьере
  • Выводы по исследованию
  • Гендерное неравенство в системе политической власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность темы

    данной диссертационной работы обусловлена следующими обстоятельствами.

    Во-первых, необходимостью исследования проблемы политического равенства. В РФ, как и в некоторых других странах мира, находящихся в стадии реформирования политических институтов, включая высшие органы государственной власти, ведется поиск наиболее оптимальных моделей обеспечения политического равенства граждан, учитывающих лучшие демократические образцы. В связи с этим возникает проблема обеспечения интересов основных социальных групп, их представительства в органах законодательной и исполнительной власти. В частности, стоит вопрос о наиболее полном равенстве женщин и мужчин при участии в выборах всех уровней, выдвижении на выборные посты и занятии выборных должностей.

    Во-вторых, необходимостью изучения личности в политике. В настоящее время в различных областях человеческой жизнедеятельности остро стоит проблема качества человеческого потенциала. Особое внимание уделяется личным и профессиональным качествам, способствующим успешному функционированию лиц, занимающих высокие политические посты, государственных служащих, депутатов парламентских учреждений, лидеров политических партий. Во многих странах мира разрабатываются и осуществляются специальные мероприятия по привлечению к данной деятельности наиболее перспективных, обладающих соответствующими знаниями и опытом и пользующихся авторитетом личностей. Одной из устойчивых тенденций формирования высших органов власти в демократических государствах стало стремление обеспечить обязательное представительство женщин, создав, насколько это возможно, так называемые тендерное равенство, ликвидировав тендерное неравенство. Данная тенденция проявляется в разнообразных формах— изменение избирательного законодательства, просветительская деятельность, положительные примеры отдельных политических партий, личный пример политиков.

    В-третьих, необходимостью применения современных методов к изучению политических процессов. В современной социологической науке тендерные исследования различных аспектов человеческого поведения развиваются интенсивными темпами. Особый интерес проявляется к проблемам политики и, в частности, тендерным стереотипам политического поведения, особенностям политического участия мужчин и женщин, тендерных предпочтений в политике, тендерных качеств. Применение этих новых направлений и методов исследований к политическим процессам в нашей стране.

    Степень научной разработанности проблемы.

    Отечественные специалисты в области тендерных исследований создали за последние годы работы по многим достаточно разнородным тематическим направлениям. Среди них заметное место занимает изучение тендерных аспектов политики. Довольно широкое распространение получили исследования политических процессов в понятиях «тендерное равенство», «тендерное неравенство», «гендерная симметрия», «тендерная асимметрия».

    В исследованиях тендерного неравенства и тендерной асимметрии в политике отечественными специалистами намечены два основных направления. Во-первых — исследования электорального поведения (электорального участия), во-вторых — исследования деятельности политиков-мужчин и политиков-женщин, занимающих руководящие выборные должности в органах государственной власти. При этом в ряде работ авторы фиксируют внимание преимущественно на одном из аспектов, тогда как в некоторых других работах оба аспекта представлены вместе. Таким образом, выделяются три основных блока отечественной социологической литературы по тематике тендерного неравенства в политике: исследование электорального поведения, исследование представительства мужчин и женщин в парламентах, исследование политического представительства в связи с политическим поведением.

    Наиболее полно проблема тендерного неравенства на уровне электорального участия представлена в работе С. Г. Айвазовой и Г. Кертмана1. Первая из книг этих двух авторов — «Мужчины и женщины на выборах», содержит тендерный анализ избирательных кампаний по выборам в депутатов Государственной Думы Российской Федерации (1999 г.) и президента (2000 г.). Вторая работа этих авторов «Мы выбираем — нас выбирают"2 отражает результаты парламентских и президентских выборов 2003 и 2004 гг. Данные работы основаны на результатах эмпирических исследований, в ходе которых проанализирован состав общефедеральных списков кандидатов в депутаты от различных объединений, списков кандидатов по одномандатным округам, партийные программы и программы кандидатов в президенты страны, а также политические биографии женщин — кандидатов в депутаты Государственной Думы четвертого созыва. Определена специфика электорального поведения на парламентских и президентских выборах. Работы носят преимущественно описательно-информационный характер и содержат значительный объем материалов, которые могут быть использованы для дальнейшего обобщения и формирования концепций.

    Формирование тендерных различий в электоральном поведении российских избирателей отражено в статьях С. Г. Айвазовой и Г. Л. Кертмана3, Е. И. Шпак4, Р. А. Варданяна5. В статье Н. Г. Жидковой6 анализируются стратегии двух российских партий: КПРФ и «Яблоко»,.

    1 Айвазова С., Кертман Г. Мужчины и женщины на выборах. М., 2000.

    2 Айвазова С., Кертман Г. Мы выбираем — нас выбирают. М., 2004.

    Айвазова С.Г., Кертман ГЛ. Тендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.564−600.

    4 Там же. С. 560−564.

    5 См.: Там же. С. 601−611. сложившиеся внутри этих партий отношения к принципу тендерного равенства.

    Региональные аспекты участия мужчин и женщин в политике анализируются в работах А. А. Темкиной (на примере Санкт-Петербурга, выборы 1994 г.) и Л. Н. Попковой (на примере Самары, выборы 1999 г.), В. Н. Константиновой (на примере Рыбинска). Е. В. Кудряшовой и Н. Н. Кукаренко (на примере Архангельской области). Общая ситуация с женским представительством по всем российским регионам анализируется в работе Г. В. Голосова7. Сравнительный анализ выборов в федеральные и региональные органы власти представлен В. А. Журавлевой, И. В. Манаенковым в работе «Женщина и власть», посвященной участию женщин-кандидатов в выборах в законодательные органы власти РФ и Самарской области. Основной задачей исследования являлось: мониторинг процесса участия в выборах женщин на протяжении ряда лет. Проанализированы особенности становления и развития женских организаций в Самарской области и избирательного объединения «Женщины России», а также стратегии и тактики избирательных кампаний женщин-кандидатов в депутаты на выборах в законодательные органы власти Самарской области. Опираясь на практическое исследование, авторы делают обобщающие выводы по проблеме «женщины в политике» о и «женщины и выборы» на примере .

    Политическому участию женщин, их влиянию на формирование государства и политики западных стран полностью посвящена первая часть сборника. В нее включены работы Н. А. Шведовой и Е. В. Исраелян9,.

    6 Там же. С. 773−796.

    7 Там же. С. 677−773.

    8 Журавлева В. Л., Маенков И. В. Женщина и власть. М., 1998. С. 6.

    Шведовой Н. Л., Исраелян Е. В. Скандинавская модель общественно-политической интеграции женщин // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алстейя, 2004. С. 204−225.

    Н. Н. Степановой10 и Р. Ф. Матвеевой11, освещающие ситуацию в США, Канаде, Великобритании, Франции и Скандинавских странах.

    Изучению тендерных аспектов представительства и парламентской деятельности мужчин и женщин посвящены работы В. Г. Ушаковой, Н. М. Степановой13 и А. И. Школьникова14. Н. М. Степанова исследует данную проблему на материалах западноевропейских стран, главным образом стран Европейского союза. А. И. Школьникова концентрирует внимание на изучении скандинавской политической модели, признанной, по широко распространенному мнению, одной из наиболее удачных, а плане обеспечения равенства мужчин и женщин среди западных стран. Вопросы женского политического участия и представительства в странах переходного периода изучаются в работах Р. Мозера, А. А. Андреенковой и В. Фесенко15. Значительный материал, представляющий интерес для социологов, содержится в работах социально-юридической направленности. Вопросу политических возможностей и перспектив изменения российского законодательства под влиянием женского движения посвящены статьи Е. В. Кочкиной16.

    Большинство из отечественных исследователей объединяют в своих работах изучение электорального поведения и политического представительства мужчин и женщин. Характерными являются работы В.Г. Ушаковой17, Н. А. Шведовой18 и Е. В. Исраэлян19., выполненные в.

    10 Степанова H.H. Политика тендерного равенства в Скандинавских странах // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. H.M. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.204−225.

    11 Матвеев Р. Ф. Проблемы женского равноправия во Франции // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.255−278.

    12 Ушакова В. Г. Женщина как субъект политического процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000. вып. 2. Серия 6.

    13 Степенова Н. М. Опыт использования тендерных квот в странах Западной Европы // Общественные науки и современность. 1999. № 4. С. 18−21.

    14 Школьников А. И. Скандинавская модель тендерного равенства / Женские миры — 99:7-й Всемирный конгресс и тендерные исследования в России. Иваново, 1999.

    15 Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.797−839.

    16 Кочкина Е. В. вопросу о российском законодательстве, выборах и политических партиях // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004 С.657−676.

    17 Женщины в политическом процессе современной России / Под ред. В. Г. Ушаковой, Т. Бауман. СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета. 2003. русле «синтетического подхода». Основные идеи Н. А. Шведовой изложены в ряде монографий и статей данного автора, в частности:

    Просто о сложном: тендерное просвещение", «Женщины США на 1 пороге третьего тысячелетия», «США накануне XXI века: социально-политическое измерение"22, «О тендерной модернизации власти"23. Комплексное обобщение полученных Н. А. Шведовой результатов научно-аналитическом докладе «Северная Америка в начале XXI века: женщины и политика. Н. А. Шведова изучает вопросы тендерной политической культуры, проблемы интеграции женщин в социально-политические процессы общественного развития. Исследования проводятся главным образом на материалах стран Северной Америки. В них содержится значительные статистические данные о положении женщин в различных областях общественной жизни США и Канады. Анализируется законодательство этих стран о статусе женщин в США и правовые аспекты национальной системы интеграции интересов женщин Канады, а также особенности женских движений в этих странах. Е. В. Исраэлян исследует тендерные проблемы в Канаде. Большинство ее работ написано в соавторстве с Н. А. Шведовой.

    К работам «смешанного содержания» относится научно-аналитический доклад С. Г. Айвазовой «Гендерное равенство как проблема российских реформ: политический аспект», в котором проблема равенства рассматривается в широком контексте роли женщины в развитии человечества, культуры и истории, с учетом динамики политических.

    18 Шведова H.A. Северная Америка в начале XXI века: женщины и политика. Тендерная политическая культура. М., 2003.

    19 Исраэлян Е. В. Проблемы тендерного равенства в Канаде: внутриполитические и международные аспекты // США. Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 3. С. 23−25.

    20 Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просевщение. М.: Антиква, 2002.

    Шведова H.A. Женщины США на пороге третьего тысячелетия // Метаморфозы истории: Вып. 2. Псков.: Изд-во ПГПИ, 2002.

    22 Шведова H.A. США накануне XXI века: социально-политическое измерение. М.: Наука, 2000.

    Шведова H.A. О тендерной модернизации власти // О некоторых проблемах методологии тендерной экспертизы законодательства / Под. ред. H.A. Шведовой. М., 2002. процессов. В книге также анализируются современные тенденции развития тендерных исследований24.

    Таким образом, в отечественной социологической литературе поставлена и исследуется проблема тендерного равенства в политической сфере. Эта проблематика поднимается также в общих работах, посвященных тендерному равенству. Одной из недавних работ является публикация Г. И. Осадчей и Т. Н. Юдиной «Гендерное равенство России: стратегия и показатели"25. В небольшой по объему работе освещены показатели тендерного равенства, методология изучения тендерного равенства, методика его расчета. Одним из показателей тендерного равенства выступает наличие политических полномочий, в частности, доля женщин, занимающих высокие руководящие должности.

    Проблема тендерного равенства прямо или косвенно рассматривается в других работах по тендерной тематике. Наиболее полно социологический анализ тендерных аспектов представлен в работе Л. С. Егоровой «Жизненные стратегии: тендерный аспект» представлены тендерные аспекты жизненной стратегии личности, сформулированы характеристики жизненных стратегий развития и выживания, предлагаются материалы общероссийского мониторинга, «социального самочувствие и ценностные ориентаций мужчин и женщин», проведенного в период с 1995 по 1999 гг.26.

    Проблема тендерного равенства рассматривается в исследования по истории женского движения, суфражизма. Книга С. Г. Айвазовой «Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической истории» основана на историческом материале. Проблема равноправия как политическая доктрина и как практика политических действий прослеживается с дореволюционных времен и до начала 90-х гг. XX в. Автор рассматривает проблему прав женщин в широком контексте.

    24 Лйвазова С. Тендерное равенство как проблема российских реформ: политический аспект. М., 2002.

    2 Осадчая Т. И., Юдина Т. Н. «Гендерное равенство России: стратегия и показатели». М., 2003.

    Егорова Л. С. Жизненные стратегии: тендерный аспект. Иваново: Юнона, 1999. русской культуры, связывая зарождение идеи равноправия и ее развитие с вопросом перераспределения власти. Работа представляет собой серию очерков. Это связано с тем, что новые социальные и политические реалии еще не дали возможности обобщить материал на уровне теоретической монографии, события 90-х гг. XX в. еще не стали историей (книга вышла в 1998 г.). С. Г. Айвазова фиксирует характерную для того времени «гендерную асимметрию» российской повседневности, выступающую в качестве одного из важнейших факторов, оказывающих влияние на.

    97 характер женского движения. Развитие суфражизского движения в западных странах рассматривается в статьях А. А. Темкиной28, В. И. Успенской29 и И. А. Школьникова30. История развития российского суфражизма рассматривается в работе петербургской исследовательницы И. И Юкиной31 и статье западного исследователя российского женского У движения Р. Стайтса, опубликованной на русском языке. Описание советской истории эмансипации и проведения политики равенства полов дается в работах М. Бакли, О. А. Хазбулатовой, JT. Н. Завадской, С. В. Полениной и Е. В. Кочкиной33. Основной вывод авторов этих работ — практика тендерного квотирования советского времени не может рассматриваться аналогом политики позитивной дискриминации, проводимой в Западных странах34.

    Теоретико-методологические аспекты тендерных исследований детально рассматриваются в статье Е. В. Кудряшовой и Н. Н. Кукаренко35, посвященной анализу некоторых категорий тендерных исследований.

    27 Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической истории. М., 1998.

    23 Темкина A.A. Женское движение как общественное движение: история и теория // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. U.M. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.41−76.

    29 Успенская В. И. Суфражизм в истории феминистского движения // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.76−86.

    30 Школьников И. А. Суфражизм и политические партии Великобритании в середине XIX — начале ХХв.: опыт взаимодействия // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.86−104.

    31 Там же. С. 279.

    32 Там же. С. 300.

    33 Там же. С. 355−455.

    34 Там же. С. 21. политических процессов на Западе и возможности их применения в российских условиях.

    Во многих работах освещается история отечественных тендерных исследований. В статье 3. А. Хоткиной «Гендерным исследованиям в России — десять лет"36 рассматривается следующая периодизация. Автор предлагает выделить четыре условных этапа в развитии российских тендерных исследований. Первый этап — период внедрения новой научной парадигмы. Он этап продолжался с конца 80-х гг. XX в. до 1992 г. В это время публикации по гендерным вопросам имели, как полагает автор, скорее организационный и просветительский, чем исследовательский характер. Второй этап охарактеризуется как период институализации российских тендерных исследований, он приходится на 1993;1995 гг. В этот период происходит увеличение официально зарегистрированных тендерных центров, научных коллективов и организаций. На третьем этапе, продолжавшемся с 1996 по 1998 гг. происходила консолидация российских ученых и преподавателей, работающих в области тендерных исследований. Важным итогом процессов, происходивших на этом этапе, который условно обозначен как этап «консолидации», явилось создание информационной сети, которая объединила тендерных ученых и преподавателей России и стран СНГ, позволяя обмениваться информацией, создавать совместные проекты, приглашать преподавателей для чтения лекций в университеты разных городов. Четвертый этап развития российских тендерных исследований начался в последние два года XX столетия. Характерной особенностью этого этапа является активизация работы, направленной на более широкое распространение так называемого тендерного образования в российских университетах.

    35 Там же. С. 963.

    36 ХоткинаЗ.А. Тендерным исследованиям в России современность. 2000. № 4. десять лет // Общественные науки и.

    Помимо социологов, тендерные вопросы интенсивно изучаются с позиций других общественных наук. К этому направлению можно отнести работы, рассматривающие вопрос тендерного неравенства/асимметрии с точки зрения психологического, философского, и исторического аспекта, а.

    37 38 также культурологической составляющей (С. А. Ушакин, И. Н. Ионов, К. X Делокаров39). Кроме того, значительный интерес представляют исследования о положении мужчин и женщин в социально-политической, экономической жизни общества (С. М. Моор40, А. Е. Чирикова41, Е. Р. Ярская-Смирнова42, В. Н. Ярская43, Л. Дегтярь44), имеются и работы политико-правового характера.

    Одной из заметных работ является монография С. М. Моор «Женщины на пороге XXI века: тендерные исследования социально-экономических проблем». Книга представляет собой анализ накопленного автором научно-исследовательского материала по проблеме тендера, теории и практике тендерных исследований, положению российских женщин в различных областях общественной жизни: экономике, политике, семье и культуре45. В монографии О. М. Вовченко «Гендерное равенство как социально-философская проблема» рассмотрен процесс развития теории и практики тендерного равенства в России и странах Запада, способы улучшения положения женщин в российском обществе, соответствующие социально-историческим условиям. Представлена.

    37 Ушакин С. Л. Пол как идеологический продукт //Человек. 1997. № 2. С. 62−75.

    38 Ионов И. Н. Женщины и власть в России: история и перспективы // Общественные науки и современность. 2000. № 4.

    39 Делокаров К. Х. Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 32−41.

    40 Моор С. М. Женщина на пороге 21 века: гендерное иссследованне социхтьно-экономических проблем. Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 1999.

    41 Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы. // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 94−102.

    42 Ярская-Смирнова Е. Р. Понятие «женской работы» и проблемы занятости в социальной сфере. // Тендерные отношения в современной России / Под ред. Л. П. Попковой, И. Н. Тортаковской. Самара: Самарский университет, 2003. С. 181−191.

    43 Ярская В. Н., Ярская-Смирнова Е.В. «Не мужское это дело.» Тендерный анализ занятости в социальной сфере // СОЦИС. 2002. № 6. С. 11−20.

    44 Дегтярь Л. Процесс трансформации и положения женщин (на примере стран Центральной и Восточной Европы) // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 66−71.

    45 См.: Моор С. М. Женщина на пороге 21 века: гендерное иссследованне социально-экономических проблем. Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 1999. С. 6. концепция «гендерного гуманизма», суть которой состоит в преодолении противоречий женского и мужского бытия на основе перестройки системы общественного взаимодействия. Тендерное равенство рассматривается автором как предмет социально-философской науки46. Работа И. А. Жеребкиной «Женское. Политическое. Бессознательное». В первом издании (1996 г.), рассмотрен структурный разрыв между «символическим» и «реальным» в производстве «женского» на уровне власти, понимаемой как один из доминантных дискурсов47. Используя материалы исследования, проведенных в первой половине 90-х гг. на Украине, автор останавливается на специфике проявления в новом независимом государстве таких феноменов как, воображаемое (национальное воображаемое), фантазии, репрезентации, символическое насилие, сексуальность, субъективная агрессия применительно к сфере политики48. Книга, создаваемая в период «зарождения нового женского движения в Украине», анализирует «сумбуры» и парадоксы «новой», как пишет автор, женской субъективности49.

    В политико-правовых исследованиях проблемы гендерного равенства выделяются работы, выполненные коллективом авторов под руководством JI. Н. Завадской и книга С. В. Полениной. Исследование «Гендерная экспертиза российского законодательства"50, проведенное группой экспертов, под руководством JI. Н. Завадской, содержит комплексный анализ действующего законодательства, а также законодательных актов, которые находились на момент исследования в стадии подготовки, в частности, проект Трудового кодекса, с позиции тендерной симметрии и асимметрии. Анализу, прежде всего, подверглась регламентация принципа равных прав и возможностей в тех отраслях законодательства, где гендерная асимметрия представлена наиболее.

    46 Вовчеико О. М. Тендерное равенство как социапыю-фнлософская проблема. М., 2002. С. 5.

    47Жерсбкина И. А. Женское. Политическое. Бессознательное. М., 1996. С. 8.

    48 См.: Жерсбкина И. А. Женское. Политическое. Бессознательное. М., 1996. С. 9.

    49 Там же. С. 9.

    50 Завадская Л. Н. Гендерная экспертиза российского законодательства. М., 1999. значительно (например, в семейном и трудовом) либо в тех, где реализация принципа декларативна (законодательство о выборах). Экспертизе были также подвергнуты отрасли законодательства, которые ранее с тендерных позиций не исследовались (уголовное, уголовно-исполнительное). В ' работе дана историческая ретроспектива конституционного законодательства под углом зрения реализации принципа равенства двух полов. В ходе экспертизы было использовано понятие тендера как сложного социо-культурного процесса продуцирования обществом различий в мужских и женских ролях. Тендер — это ролевые характеристики двух полов, это социальные и культурные роли. Эти характеристики воспроизводят представления, которые сложились в обществе, в первую очередь, об обязанности пола. И помимо этого, и что самое главное, ответственности его51. Право понимается сегодня как равная мера свободы всех и каждого — мужчин и женщин. Оно учитывает биологические особенности пола. И это отражено в законодательстве. Вместе с тем право, по мнению авторов, все еще является носителем старого представления о роли женщины в обществе, хотя это и не ярко выражено52. Авторы данного исследования пришли к следующим выводам: на уровне нормативных стандартов двух полов законодательство не везде сбалансировано, т. е присутствует асимметрия в законодательстве и проблема дискриминации по признаку пола, и это сопряжено с традициями, которые живы в обществе. Особенно это чувствуется в сфере % реализации законодательства. Представления общества о равенстве двух полов мешают реализации стандарта, который закреплен российской Конституцией53.

    Исследование С. В. Полениной «Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект"54 посвящено рассмотрению всего комплекса индивидуальных и коллективных прав.

    51 Там же. С. 6.

    52 См.: Там же. С. 6. «Там же. С. 7. женщин с точки зрения международно-правовых стандартов о правах человека.

    Изучению тендера в философии и политологии посвящен ряд диссертационных работ55.

    Все документы по каждому из вышеперечисленных тематических направлений так же можно разделить по критерию исследования авторами отечественной либо зарубежной системы тендерных отношений. Ряд специалистов концентрирует внимание на российской специфике тендерных процессов в политике. Например, С. Г. Айвазова, Г. Кертман, О. А. Воронина, Е. В. Кочкина. Разнообразным аспектам тендерной политической культуры зарубежных стран посвящены работы Н. Шведовой и Е. В. Исраэлян: США, Канада.

    Появление в последние годы ряда сборников по тендерной проблематике позволяет сделать предположение о том, что начался своего рода период подведения промежуточных итогов исследований тендерных проблем. Об этом свидетельствует, например, выход в свет сборника «Гендерная реконструкция политических систем», включающем основные статьи отечественных и зарубежных специалистов. Показательна рубрикация данного сборника. На наш взгляд, она полно и объективно отражает основные направления тендерных исследований, выявившиеся в нашей стране и за рубежом. В сборнике «Гендерная реконструкция политических систем» представлены работы отечественных и зарубежных авторов, связанные с темой «Женщины и политика». Это свидетельствует о тесном взаимодействии отечественных и зарубежных тендерных исследований.

    54 Полеимна C.B. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. M., 1999.

    55 Анисимова С. А. Эволюция роли женщипн в политическом процессе России. Диссертация на соискание ученной степени кандидата политических наук. М., 2001. Ковалева Т. А. Социальные потребности женщин и мотивация их политического поведения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 1994. Мельникова Т. А. Женское движение в политическом процессе современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 2002. Листикова С. А. Тендерный фактор в современной политике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб., 2002.

    Авторы сборника поднимают следующие вопросы: история ценза пола и роль суфражизма в получении женщинами России избирательных прав, значение феминизма в политической истории, тенденции политического участия женщин в государственной системе власти России в сравнении с другими странами мира, сходство и различие тендерной политики в России и странах Запада, особенности электорального поведения мужчин и женщин, представительство женщин в разных ветвях власти на разном уровне, типичные исследовательские ошибки при использовании понятия «пол» и его соотнесения с политическими категориями56. Ответы на эти вопросы представлены в разных по стилю, жанру и предмету анализа работах, вошедших в сборник. Сборник носит междисциплинарный характер, но в нем четко выделяется социологическая направленность, свойственная значительной части работ. В него вошли как работы, посвященные истории политико-правового статуса женщины, истории женского движения, так и социологические работы, предметом исследования которых является политическое участие и политическое лидерство женщин. Несколько статей носят философский и теоретико-методологический характер57. Сборник включает в себя два раздела: зарубежный и российский. Издание сборника связано с идеей создания на основе общей суммы работ разных авторов «метатекста», цель которого — преодоление «информационного дефицита» по тендерной проблематике58.

    Основные выводы, к которым приходят специалисты, изучающие вопросы тендерного равенства и тендерной асимметрии, дополненные исследованиям из других областей, сводятся к следующему. В разных странах мира, в разных формах существует проблема тендерного неравенства. Она проявляется, в частности, в том, что женщины меньше, по сравнению с мужчинами, в количественном соотношении представлены.

    56 Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алстсйя, 2004. С. 24.

    57 См.: Там же. С.20−21. в органах власти, несмотря на то, что являются, как правило, преобладающей по численности группой граждан избирателей. Необходимость преодоления неравенства осознается обществом, политическим партиями. Тендерное неравенство носит негативный по своим последствиям для общества характер.

    Систематического обобщающего исследования, выполненного в рамках социологической науки и отражающего состояние неравенства применительно к парламентским учреждениям, пока не создано. В связи с этим затруднено понимание реального содержания неравенства представительства мужчин и женщин в парламентах, причин его возникновения, последствий и способов его устранения.

    Главная цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы изучить механизмы, обеспечивающие возможность сбалансированного представительства социополовых групп в высших законодательных органах власти. Дополнительными целями выступают: выявление основных направлений и тенденций развития идей и практик создания тендерной симметрии в парламентах различных стран мира, а также отношения граждан нашей страны к тендерному квотированию (на примере студентов вузов горных и горно-технических специальностей).

    Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

    — уточнение понятий «тендерное равенство», «тендерное 4 неравенство», «гендерная симметрия» и «тендерная асимметрия»;

    — краткое рассмотрение основных этапов эволюции практики обеспечения тендерной симметрии в парламентах;

    — рассмотрение парламентов различных стран мира с точки зрения тендерной симметрии и тендерной асимметрии;

    58 См. Там же. С. 29.

    — исследование характерных тенденций обеспечения тендерного равенства в парламентах современного мира;

    — организация и проведение практического (пилотажного) социологического исследования представлений граждан о необходимости регулирования тендерного соотношения в высших органах власти РФ.

    Объектом диссертационного исследования являются социополовые группы, представленные в парламентах.

    Предметом диссертационного исследования является соотношение социополовых групп в парламентах, проявляющееся в виде тендерной асимметрии или тендерной симметрии.

    Методологической основой исследования является тендерный подход. Понимание тендерного подхода основано на работах отечественных специалистов, изучающих методологические аспекты тендерных исследований, а именно: Н. И. Абубикировой59, О. А. Ворониной60, Е. А. Здравомысловой и А. А. Темкиной61, И. А. Жеребкиной62, Г. Г. Силласте63. Рассмотрение тендерного аспекта парламентаризма как комплексной проблемы обусловило необходимость применения системного подхода. Задача определения типологии и классификации послужила основанием для использования универсального научного метода— сравнительного анализа. При исследовании эволюции тендерного /полового равенства использовался исторический метод.

    4 Для проведения практического (пилотажного) исследования применены собственно социологические методы.

    59 Абубикирова Н. И. Что такое «гсндер»?// СОЦИС. 1996. № 6. С. 123−125.

    60 Воронина О. Л. Основы тендерной теории и методологии //Общественные науки и современность. 2000. № 4.

    61 Здравомыслова Е., Темкнна А. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6.

    62 Введение в тендерные исследования /Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков.:ХЦТИ, 2001.

    63 Силласте Т. Т. Тендерная социология как мастная социологическая теория //СОЦИС. 2000. № 11.

    Основным защищаемым положением является следующий тезис: особенности тендерной симметрии/асимметрии в парламентах определяются двумя группами факторов. Факторы первой группы связаны с общими характеристиками доминирующего типа политической системы и особенностями механизмов регулирования политических процессов. Вторая группа включает факторы, обусловленные степенью развитости таких элементов гражданского общества, как уровень политической культуры, активность электорального поведения, распространенность общественных инициатив.

    Дополнительными защищаемыми положениями выступают следующие тезисы:

    — существующая в парламенте РФ тендерная асимметрия воспринимается скорее как закономерное явление, обусловленное особыми социальными качествами мужчин и женщин;

    — желательность или нежелательность изменения количественного соотношения мужчин и женщин связана с приближенностью или отдаленностью политической власти от человека.

    — представления о тендерном равенстве или неравенстве формируются в результате социализации такими ее агентами, как семья и школа;

    — создание количественной тендерной симметрии не приводит автоматически к достижению тендерного равенства;

    — в настоящее время, мнение, сформированное на уровне общественного сознания в Российской Федерации, не содержит однозначной установки на необходимость достижения тендерной симметрии в представительных органах власти.

    Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

    — проведен социологический анализ проблемы тендерной симметрии/асимметрии применительно к парламентским учреждениям.

    — установлена типология парламентов по критерию обеспечения/необеспечения тендерной симметрии;

    — уточнены понятия «тендерное равенство», «тендерная симметрия» применительно к парламентским учреждениям;

    — рассмотрен феномен парламентских квот как механизм обеспечения тендерной симметрии.

    — разработана программа и методика социологического исследования по рассматриваемой проблематике, проведено самостоятельное пилотажное исследование представлений граждан о необходимости тендерной симметрии и их отношения к идее тендерного квотирования (на примере студентов технических вузов трех регионов РФ).

    Научная и практическая значимость исследования. Проведённое диссертационное исследование расширяет основу для дальнейшей теоретической разработки проблем, касающихся организации и функционирования парламентских институтов.

    Материалы исследования могут использоваться в преподавательской деятельности для чтения общих и специальных курсов по социологии в высших учебных заведениях и в системе переподготовки кадров и повышения квалификации в России по общественно-политическим дисциплинам.

    Выводы диссертации могут быть использованы в практической работе государственных органов Российской Федерации, политических партий и общественных организаций.

    Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации обсуждались и были одобрены на кафедре социологии политических и социальных процессов СПбГУ. Материалы, вошедшие в диссертацию, излагались на ряде научно-практических конференций, в частности: «Российское общество и власть» (СПбГУ, 2004), «Психология власти» (СПбГУ, 2005).

    Ряд выводов диссертации был использован автором в профессиональной деятельности, в частности, в преподавании курсов социологии в Санкт-Петербургском горном университете. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях64.

    Выводы по исследованию:

    В результате проведенного исследования были выполнены следующие задачи: выявлено отношение респондентов к «реальному» количественному соотношению мужчин и женщин в высших эшелонах власти;

    — определены представления респондентов о «желаемом» количественном представительстве мужчин и женщин в органах государственной власти РФ;

    — измерена степень значимости для респондентов половой принадлежности лиц, занимающих высокие политические и государственные посты;

    — проанализированы мнения респондентов о степени участия женщин в принятии политических решений;

    — выявлены представления опрашиваемых о возможностях российских женщин реализовать себя в политической деятельности в последние десять лет;

    — определены возможные причины, препятствующие участию женщин в процессе принятия политических решений в восприятии респондентов;

    — изучены представления опрашиваемых о личных качествах женщин и мужчин, способствующих, либо препятствующих их политической карьере;

    — исследована информированность респондентов о количестве женщин-депутатов в законодательных органах власти Российской Федерации и других стран мира;

    — проанализировано отношение объекта исследования к вопросу тендерного квотирования;

    — изучены представления респондентов о результатах и последствиях формирования тендерной асимметрии в РФ.

    На основании анализа полученных данных доказано, что:

    — различие в представлениях о реальном количественном представительстве женщин на высоких политических и государственных постах нашей страны связано с особенностями политической ситуации в регионах;

    — во всех исследуемых регионах большинство респондентов (в большинстве случаев респондентов-женщин) не считают необходимым увеличивать женское представительство;

    — большинство респондентов, как мужчин так и женщин всех регионов считают, что увеличение количества женщин в высших эшелонах власти приведет скорее к отрицательным последствиям;

    — необходимость изменения тендерного соотношения или же, наоборот, отсутствие этой необходимости связано с представлениями об особых тендерных качествах мужчин и женщинполовая принадлежность лица, занимающего высокий государственный или политический пост, для большинства опрошенных имеет особое значения;

    — в представлениях респондентов, возможности российских женщин реализовать себя в политической деятельности в последние десять лет значительно увеличились;

    — возможные причины, препятствующие участию женщин в процессе принятия политических решений в восприятии респондентов: «занятость семьей, детьми, домашним хозяйством» и «нежелание избирателей-женщин голосовать за кандидатов-женщин», «общественное мнение»;

    — большинство респондентов-женщин всех регионов, выступают против тендерного квотирования, респонденты-мужчины, наоборот, склонны считать квотирование возможным временным средством для создания тендерного равенства;

    — большинство респондентов всех регионов не имеют точных представлений о количестве женщин-депутатов в законодательных органах власти Российской Федерации и других стран мира.

    Результаты, полученные по данному исследованию, позволяют сделать следующие выводы:

    Больше половины опрошенных респондентов (58,9%) однозначно считают, что сложившееся в высших эшелонах государственной власти соотношение мужчин и женщин не следует изменять в сторону увеличения женского представительства. Из них 31,3%— респонденты-мужчины, 27,6% — респонденты-женщины. При условии, что общее количество опрошенных женщин меньше, чем мужчин можно сказать, что вышеуказанный процент по женщинам отражает мнения большинства женщин всей выборочной совокупности.

    Большинство респондентов (42,7%) считают, что увеличение количества женщин в высших эшелонах власти приведет «к отрицательным последствиям». Данный вариант ответа был выбран преимущественно респондентами-женщинами — 27%, респонденты-мужчины составили 15,7%. Вариант «к несущественным изменениям» был выбран 31,3% опрошенных, из них 5,7% — респонденты женского пола, 25,6% — респонденты-мужчины. Общее количество затруднившихся ответить на данный вопрос составило 14% от всей выборочной совокупности, что свидетельствует об отсутствии у этой части опрошенных четких представлений о последствиях создания тендерного равенства и симметрии. Вариант «к положительным последствиям» составил только 12%.

    Отношение респондентов к женским кандидатурам на пост Губернатора имеет общую негативную направленность. Значительная часть респондентов от всей выборочной совокупности (65,3%) в случае выборов опреленно не стала бы голосовать за кандидата-женщину. Из них 41,0% — респонденты женского пола, 24,3% — респонденты-мужчины.

    Полученные ответы на вопросы тематического блока «гендерное квотирование» свидетельствуют о противоречивом характере представлений респондентов о тендерном квотировании и результатах его применения. Большинство респондентов (67%) выступают против вообще какого-либо способа регулирования соотношения мужчин и женщин в органах власти. Из них 34,3% — респонденты-женщины, 32,7 респонденты-мужчины. В отношении метода квотирования значительная часть респондентов (72%) считают, что использование квот— это недемократично. Из них 41,0— респонденты-мужчины, 31,0% — респонденты-женщины. Использование метода тендерных квот, по примеру ряда европейских стран, так же у большинства респондентов вызывает негативное отношение. Вариант «определенно, нет» был выбран 42,6% респондентов, из них 25,6% —респонденты — мужчины и 17,0% — женщины. Вариант «скорее нет, чем да» отметили 36,6% опрошенных от всей выборочной совокупности, из них 12,0% — респонденты-мужчины и значительно больший процент составили респонденты-женщины — 24,6%.

    Надо отметить, что хотя понятие «квота» употребляется достаточно часто, но смысл его в контексте предложенных вопросов оказался недостаточно ясен для респондентов.

    Анализ полученных результатов по тематическому блоку «информированность респондентов о количестве женщин-депутатов в законодательных органах власти Российской Федерации и других стран мира» говорит о стихийном характере знаний по этому вопросу, а в ряде случаев, о полном отсутствии каких-либо представлений связанных с участием женщин в парламентской деятельности разных стран. Процентное распределение данных по странам свидетельствует, что основной принцип, использовавшийся респондентами всех регионов при выборе варианта ответа следующий: чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем, по мнению опрошенных, больше количество женщин в ее парламенте.

    Заключение

    .

    Теоретико-методологическим основанием проведенного диссертационного исследования выступает тендерный подход. Специалисты, являющиеся приверженцами данного подхода, начав с критики теорий о «естественной субординации» и подчиненном месте женщин, придали понятию «гендер» одно из основных место в анализе структур власти, организации политических институтов, моделей политического контроля в современных обществах.

    Анализ политических отношений с позиций тендерного подхода в социологии концентрирует внимание на установлении социальных различий и сходств в социальных статусах и ролях мужчин и женщин, утверждая за полами в качестве основной социальную функцию. В соответствии с тендерным подходом, понимаемым в том аспекте, в котором он сложился в отечественной социологии, любой сфере человеческой активности, включая политику, всегда существует два взгляда, два типа отношений — мужские и женские. Предметом тендерных исследований является изучение комплексов социальных отношений и институтов, детерминирующих половые качества людей.

    Мужчины и женщины по-разному воспринимают и усваивают информацию, по-разному решают проблемы и видят действительность, по-разному служат обществу. Разделение на мужской и женский род (гендер) проистекает со времени возникновения социальной идентичности мужчины и женщины, иными словами, социального отображения биологического пола, обусловленного распределением характерных для каждого пола задач, функций и ролей в обществе, в общественной и частной жизни. Принадлежность к тому или иному тендеру связана не с биологическими особенностями, а с социальными в широком смысле слова отношениями в обществе, в которых ведущая роль принадлежит политическим отношениям и, в частности, политической социализации. Политика и общественно-политические институты играют первостепенную роль в моделировании условий жизни и, в этой связи, зачастую закрепляют или воспроизводят статус того или иного пола, установленный в условиях данного общества. Структура и воспроизведение тендера имеет, таким образом, политическое измерение. В своей жизнедеятельности люди в индивидуальном и коллективном порядке формируют тендерные статусы, роли и нормы, придаваемые одному и другому полу, и воспроизводят их, сообразуясь с господствующими в политической области связями, институтами, программами и проектами.

    Одним из критериев демократии, справедливого политического устройства современных политических систем выступает политическое равенство. Существуют различные формы равенства. Одной из них выступает равенство мужчин и женщин, или в терминах тендерного подхода, тендерное равенство. Смысл тендерного равенства между мужчинами и женщинами можно определяется как равное положение, независимость, ответственность и участие обоих полов во всех сферах общественной и частной жизни, но, главным образом, в политике.

    Принцип политического равенства полов провозглашен во многих современных государствах. Он включает в себя и право на различия, что предполагает необходимость учитывать отличительные черты, характерные для женщин и мужчин. Данный принцип стимулирует в обществе поиск решений, направленных на поддержание и сохранение сбалансированных взаимоотношений между женщинами и мужчинами в сфере политической, на достижение равновесия между политическими интересами и чаяниями, присущими всем людям, и необходимостью политических ограничителей общественной жизни. Реализация этого принципа сталкивается со множеством препятствий. В современных обществах, провозгласивших равенство мужчин и женщин, фактически имеет место неравенства. Исследование данного неравенства с помощью тендерного подхода и связанных с ним терминов «тендерная идентичность», «тендерная дифференциация», «тендерные роли», «тендерная стратификация» и др. Все они используются для тендерного анализа, или тендерных исследований, социокультурных взаимоотношений полов в обществе. Тендерные исследования приводит к пониманию того, что проблема неравенства лежит в области политической культуры, политического поведения, политических представлений о женском и мужском.

    Внешним проявлением тендерного неравенства в представительных органах власти, в частности, в парламентах выступает тендерная асимметрия. Тендерная асимметрия является количественным показателем, отражающим тендерное неравенство. Она поддается количественному измерению и в этом отношении становится удобным объектом для исследований.

    Развитие парламентских учреждений в XX веке и в настоящее время выявляет тенденцию уменьшения асимметрии. Более высокая доля политического представительства женщин обусловлена двумя группами факторов. К первой группе относятся доминирующий тип политической системы и особенности механизмов регулирования политических процессов. Вторая группа включает факторы, обусловленные степенью развитости политической и гражданской культуры. Конкретными факторами первой группы, способствующими снижению асимметрии, являются большие размеры округов, многомандатные округа, пропорциональная система выборов. Ко второй группе факторов, способствующих более равному представительству, относятся государственная политика, направленная на более полное представительство женщин, инициативы политических партий по созданию тендерных квот при выдвижении кандидатов, общественное мнение, сознательный выбор избирателями кандидатов-женщин. Опыт стран Северной Европы, в которых на протяжении довольно длительного периода времени женщины имеют высокую долю представительства в парламенте, свидетельствует о том, что обеспечение тендерного равенства представляет собой систему разнообразных мероприятий, включающую не только политические, но также экономические и социальные мероприятия. Только в комплексном подходе к решению проблемы может быть реализована идея равенства.

    Одним из способов, способствующих достижению тендерной симметрии в представительных органах власти современных государств является введение тендерных квот. Выделяются следующие основные виды квотирования. Во-первых, установленные в законодательном порядке нормы, регулирующие тендерное соотношение кандидатов или, реже, депутатов. Во-вторых, предусмотренные в правилах о выборах, о выдвижении способы, содействующие голосованию избирателей в пользу депутатов-женщин. В-третьих, квоты на выдвижение, вводимые по инициативе политических партий.

    Теоретическое рассмотрение вопросов тендерного равенства и неравенства в диссертационном исследовании дополнено практическим социологическим исследованием: опросом в форме анкетирования студентов вузов горных и горнотехнических специальностей, проведенном на гнездовой выборке в 300 человек в трех северных регионах Российской Федерации: Санкт-Петербурге, Магаданской области (г. Магадан) и Мурманской области (г. Апатиты).

    Исследование выявило, что существующая тендерная асимметрия воспринимается респондентами как закономерное явление, обусловленное представлениями о социальных качествах мужчин и женщин. Различия в представлениях связаны, главным образом, с особенностями ситуации в регионах. Половая принадлежность лица, занимающего высокий пост, имеет значение, в особенности для женщин.

    Результаты, полученные по данному исследованию, позволяют сделать следующие выводы: Больше половины опрошенных респондентов однозначно считают, что сложившееся в высших эшелонах государственной власти соотношение мужчин и женщин не следует изменять в сторону увеличения женского представительства, поскольку это приведет к отрицательным последствиям. Значительная часть респондентов от всей выборочной совокупности в случае выборов опреленно не стала бы голосовать за кандидата-женщину. Большинство респондентов высказываются вообще против какого-либо способа регулирования соотношения мужчин и женщин в органах власти. Значительная часть респондентов считает, что использование квот является недемократичным механизмом.

    Анализ полученных результатов по вопросам, касающимся информированности респондентов о количестве женщин-депутатов в законодательных органах власти Российской Федерации и других стран мира" говорит о стихийном характере знаний по этому вопросу, а в ряде случаев, о полном отсутствии каких-либо представлений связанных с участием женщин в парламентской деятельности разных стран. Таким образом, доказаны основные защищаемые положения. Особенности тендерной симметрии/асимметрии парламентов определяются двумя группами факторами. Первая группа объединяет те, которые связаны с общими характеристиками доминирующего типа политической системы и особенностями механизмов регулирования политических процессов. Данная группа соотносится с механизмами государственного строительства и представляет первый (верхний) уровень координации политического представительства. Вторая группа включает факторы, обусловленные степенью развитости гражданского общества, которые характеризуются уровнем политической культуры, электорального поведения и общественных инициатив. Существующая в парламенте РФ тендерная асимметрия воспринимается как закономерное явление, обуславливаемое особыми социальными качествами мужчин и женщин. Желательность или нежелательность изменения соотношения мужчин и женщин связана с приближенностью или отдаленностью политической власти от человека. Представления о тендерном равенстве или тендерном неравенстве формируются в результате политической социализации. Полученные в результате исследования выводы имеют определенное практическое значение. На их основе могут быть сформулированы следующие рекомендации, обращенные к высшим органам Российской Федерации, политическим партиям и средствам массовой информации. Они заключаются в следующем. Определенная часть российского электората, студенты горных и горно-технических специальностей, скорее всего на выборах отдадут предпочтение кандидату-мужчине, нежели кандидату-женщине.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Англо-русский словарь / Под ред. В. А. Коплан, В. К. Мюллер. 7-е изд. М., 2000.
    2. С. Г. Тендерное равенство как проблема российских реформ: политический аспект. М. 2002.
    3. А. В. Представительство женщин в Парламентах России и Украины: опыт социологического анализа //СОЦИС. 2000. № 11. С. 18.
    4. Н.И. Что такое «гендер»?// СОЦИС. 1996. № 6. С. 23−25.
    5. С. Г, Кертман Г. JI. Мужчины и женщины на выборах. М., 2000,
    6. С. Г, Кертман Г. J1. Мы выбираем — нас выбирают. М., 2004.
    7. С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической истории. М., 1998.
    8. Г. П., Попова О. В., Чазов A.B. Электорат политических объединений России: опыт проведения exit-poll в СПб. // Политические исследования. 2000. № 2. С. 23.
    9. Н. На пути к обретению силы // WE/МЫ: Диалог женщин. Специальный выпуск. М., 2000. С. 16.
    10. Н. Спорный вопрос о правах человека. (http://vvv.life.ng.nl/printed/editor/ 2000 femina.html. 25.06.00.)
    11. С.А. Эволюция роли женщин в политическом процессе России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2001.
    12. С.Г., Кертман ГЛ. Тендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб., 2004. С.564−600.
    13. С. Второй пол. 2 т. СПб., 1997.
    14. А. В. Женщина в бизнесе // СОЦИС. 1996. № 3.
    15. Л.Ю. Ролевые сходства и различия между американскими и российскими женщинами /ЮНС. 1997. № 3.
    16. JI.H. Влияние тендерного фактора на политическое самопозиционирование // Политический анализ. Доклады центра эмпирических исследований СПбГУ / Под ред. Артемова Г. П. 2000.
    17. С. Препятствия на пути женщин к парламенту. Материалы международной конференции «Женщина парламент: ее путь». — 27 февраля 1999 г., Бишкек. С. И.
    18. Е., Савчук Г. Феминизм как феномен западноевропейской цивилизации. (littp://stusvork.narod.ni/files/gendsp/cliapter2helsav.htm.)
    19. Е.А., Савчук Г. А. Феминизм как феномен западноевропейской цивил11зации.(//1и1р://в51и50суогк.1шгой.п1/Г11е5/епй5Ьууу/сЬар1ег2/Ье lsav. htm)
    20. O.A. Основы тендерной теории и методологии //Общественные науки и современность. 2000. № 4.
    21. О. Общественное равенство женщин (взгляд сквозь время и пространство). М., 1995.
    22. О. Пол и характер. М., 1992.
    23. O.A. Женщина в «мужском обществе» // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 21.
    24. О. А. философия пола // Философия / Под ред. В. Д. Губина. М., 1998.
    25. Введение в тендерные исследования / Под ред. И. Л. Жеребкиной. Харьков.:ХЦГИ, 2001.
    26. О. М. Тендерное равенство как социально-философская проблема. М., 2002.
    27. О. Л. Категории пол/гендер в философии феминизма // Философские исследования. 1995. № 4. С. 25.
    28. Г. В. Пределы электоральной инженерии: «смешанные несвязанные» избирательные системы в новых демократиях //ПОЛИС. 1997. № 3. С. 18.
    29. Ю. Женщина и политическая система советского государства// «Женщина плюс». 2000. № 3. С. 23−30.
    30. Госкомстат России. Женщины и мужчины России. Краткий статистический сборник. М., 2000. ь 32. Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. ILM.
    31. , Е.В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004.
    32. М. Хиллари Клинтон и власть женщин. М., 1995.
    33. М. Женщины, изменившие историю. М., 1994.
    34. К. X. Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 32−41.
    35. Доклад о развитии человека за 2001 год. ПРООН. 2001. (Iittp://vwv.undr.org/hdr2001)
    36. Л. Процесс трансформации и положения женщин (на примере стран Центральной и Восточной Европы) // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 66−71.
    37. Л.С. Жизненные стратегии: тендерный аспект. Иваново: Юнона, 1999.
    38. Е., Темкина Л. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 20−31.
    39. Женщины в политическом процессе современной России / Под ред. В. Г. Ушаковой, Г. Бауман. СПб.: Изд-во С, — Петербургского университета. 2003.
    40. Женщина. Тендер. Культура: Сб. ст. М., 2002.
    41. И. Л. Женское. Политическое. Бессознательное. М., 1996.
    42. Жеребкина И А. Предпосылки и история возникновения философской методологии феминизма // Теория и история феминизма. Харьков, 1996. С. 14−23.
    43. Женщина, тендер, культура: Сб. ст. М., 1999.
    44. Леди-лидер / Под ред. Громовой С. М., 1997.
    45. Л. Н. Тендерная экспертиза российского законодательства. М., 1999.
    46. Е. В. Проблемы тендерного равенства в Канаде: внутриполитические и международные аспекты // США. Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 3. С. 23−25.
    47. И. Н. Женщины и власть в России: история и перспективы // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 19.
    48. JI. А. Некоторые теоретико-методологические основы тендерного изучения социальных процессов //Вестник ТИСБИ. 2002. № 3 .С.18.
    49. Е. Представленность женщин в российских органах власти. //Общественные науки и современность. 1999. № 1. С. 13.
    50. Е.В. К вопросу о российском законодательстве, выборах и политических партиях // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.657−676.
    51. А.И. Избирательные технологии российский и зарубежный опыт. М.: ИГПРАН, 1995.
    52. Т.А. Социальные потребности женщин и мотивация их политического поведения: Дис.. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1994.
    53. С.А. Тендерный фактор в современной политике. Дис.. канд. полит, наук. СПб., 2002.
    54. Е. Женское движение в период реформы: проблемы и перспективы. М., 1998.
    55. Е. Мой путь в политику. М., 1995.
    56. Е. Перспективы паритетной демократии в России. Задачи женского движения. М., 1997.
    57. Э. И, Ламберт Дж. Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М., 1958.
    58. В.В. Избирательное право стран — членов Европейских Сообществ. М., 1992.
    59. С.М. Женщина на пороге 21 века: тендерное исследование социально-экономических проблем. Тюмень: Изд-во Тюменского унта, 1999. С. 6.
    60. Р.Ф. Проблемы женского равноправия во Франции // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.255−278.
    61. Г. Особенности электорального поведения женщин (http://vvv.vomen/iikraine-vombehavoiiir.litm.)
    62. Т. Л. Женское движение в политическом процессе современной России: Дне. докт. полит, наук. М., 2002.
    63. Г. А. Особенности электорального поведения граждан: зарубежный опыт и Казахстан: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2000.
    64. Г. И., Юдина Т. Н. «Гендерное равенство России: стратегия и показатели». М., 2003.
    65. Официальный сайт ООН. (http://vvv.un/org/nissiaii/documeiit).
    66. Официальный сайт Межпарламентского союза, (//vvw.ipu.org).
    67. С. А. Скрытая и прямая дискриминация вхождения женщин в представительные органы власти. //Парламентаризм в Центральной Азии. Бишкек, 1999.
    68. C.B. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.
    69. C.B. Использование международного права в продвижении женщин в ходе выборов // Права женщин в России. 2000. № 1. С. 11.
    70. О.В. Тендерные аспекты политической идентификации жителей Санкт-Петербурга / Политический анализ. Доклады центра эмпирических политических исследований СПбГУ / Под ред. Артемова Г. П. СПб., 2001.
    71. О.В. Русская философия женственности (XI XX века). Иваново, 1999.
    72. В., Халман JI., Эстэр П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998.
    73. Т.А. Философия феминизма и культура. М., 1998.
    74. H.H. Политика тендерного равенства в Скандинавских странах // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004.
    75. Н. Социология. М., 1995.
    76. А. М. Информационно-аналитический бюллетень «Тендерный аспект». Агентство социальной информации. 1999. № 12.
    77. Г. Г. Тендерные исследования: мировоззрение и методология (философско-психологические основания). Алматы: Акыл китабы. 1999.
    78. Н. М. Опыт использования тендерных квот в странах Западной Европы // Общественные науки и современность. 1999. № 4. С. 18−21.
    79. Статистический сборник «Россия и страны мира 2002». М., 2003.
    80. И. Основные стратегии политического продвижения женщин. (littp://vwv. cacedu. unibel. by/ widm/ Bulletins/ htm.).
    81. Сборник избирательных законов стран Центральной и Восточной Европы. М., 1995.
    82. Справочник ИТ АР ТАСС «Страны мира сегодня 2003». М., 2003.
    83. Т.Т. Тендерная социология как частная социологическая теория //СОЦИС. 2000. № 11.
    84. A.A. Женское движение как общественное движение: история и теория // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.41−76.
    85. Д.Л., Пристли Д. Социология. М., 1998.
    86. Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова. 4-е изд. 1999.
    87. Теория и история феминизма. Учебное пособие/ Под ред. И. Жеребкиной Харьков, 2000 .
    88. Теория и методология тендерных исследований. М.: МЦГИ, 2000.
    89. В.И. Суфражизм в истории феминистского движения // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.76−86.
    90. С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии 1999. № 5. С. 50.
    91. С.А. Пол как идеологический продукт //Человек. 1997. № 2. С. 62−75.
    92. В.Г. Женщина как субъект политического процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000. вып. 2. Серия 6. С. 31.
    93. Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.
    94. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. А. Здравомысловой, A.A. Темкиной. СПб., 1999.
    95. З.А. Тендерным исследованиям в России — десять лет // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 16.
    96. А.Е. Женщина во главе фирмы // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 94−102.
    97. И. Р. Тендер в системе общественных отношений. (//vvw.mi.minsk.by/vid/97/rus/.).
    98. И. Р. Партии и власть в США и Великобритании: тендерная политика в 1970—1990-е годы. Минск, 2000.
    99. Г. Тендерная политика как фактор устойчивого развития // Иной взгляд. Март 2000. С. 49.
    100. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1993.
    101. И. Вторая волна феминизма: политические требования и достижения. // Иной взгляд. Март 2000. С. 18.
    102. Цели и индикаторы: выдержки из отчета «Прогресс женщин мира». ЮНИФЕМ, 2000.
    103. Н. А. Широкое участие женщин в политике путь к зрелой демократии // США и Канада: экономика, политика и культура. 1999. № 3. С. 15.
    104. Н. А., Исраелян Е. В. Скандинавская модель общественно-политической интеграции женщин // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С. 204−225.
    105. И.А. Суфражизм и политические партии Великобритании в середине XIX — начале ХХв.: опыт взаимодействия // Тендерная реконструкция политических систем / Под ред. Н. М. Степановой, Е. В. Кочкиной. СПб.: Алетейя, 2004. С.86−104.
    106. А.И. Скандинавская модель тендерного равенства / Женские миры 99:7-й Всемирный конгресс и тендерные исследования в России. Иваново, 1999.
    107. Н. А. Северная Америка в начале XXI века: женщины и политика. Тендерная политическая культура. М., 2003.
    108. Н. А. Просто о сложном: тендерное просвещение. М.: Антиква, 2002.
    109. Ш. Шведова H.A. Женщины США на пороге третьего тысячелетия // Метаморфозы истории: Вып. 2. Псков, 2002.
    110. H.A. США накануне XXI века: социально-политическое измерение. М.: Наука, 2000.
    111. Н. «Женщины в российском обществе» // Российский научный журнал. 1998. № 2 С. 4.
    112. Н. А. Интеграция женщин в социально-политический процесс общества. Опыт США. Опыт Канады. // Интеграция женщин в процесс общественного развития. Mainstreaming Ч. 1, 11. М., 1994.
    113. Н. А. Широкое участие женщин в политике путь к зрелой демократии //США — экономика, политика, идеология. 1999. № 4. С. 18−30.
    114. Н.А. О тендерной модернизации власти // О некоторых проблемах методологии тендерной экспертизы законодательства / Под ред. Н. А. Шведовой. М., 2002.
    115. Н. Женщина и власть // Права женщин в России. 1999. № 4−5. С. 24.
    116. Л. Т. Женщина и политика //Общая и прикладная политология. М. 1997.
    117. Л. Интеграция женщин в политику. 70−90 гг. Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 1997.
    118. Г. Тендерная политика как фактор устойчивого развития // Иной взгляд. Март 2000. Минский центр тендерных исследований. С. 29−31.
    119. Энциклопедический справочник «Выборы во всем мире» М.2001.
    120. Ярская-Смирнова Е. Р. Понятие «женской работы» и проблемы занятости в социальной сфере. // Тендерные отношения в современной России / Под ред. Л. П. Попковой, И. Н. Тортаковской. Самара: Самарский университет, 2003. С.181−191.
    121. В.Н., Ярская-Смирнова Е.В. «Не мужское это дело.» Тендерный анализ занятости в социальной сфере // СОЦИС. 2002. № 6. С. 11−20.
    122. Conway М. Women and Political Participation: Cultural Change in the Political Arena. Washigton, 2000.
    123. Jaggar A. Feminist Politics and Human Nature. Brighton, 1983.
    124. Klein E. Gender Politics: From Consciousness to Mass Politics. Cambridge, 1984.
    125. Lauretis T. De. Technologies of Gender. Bloomington, 1987.
    126. Miles A. Integrative feminisms: building global visions: 1960s-1990s. London, 1996.
    127. Randall V. Women and Politics. Baingstoke, 1987.
    128. The World’s Women: trends and statistics 2003. (http://www.un.org/womenwatch/).
    129. Women in Parliament: Beyond Numbers. Stockholm, 1998.
    130. Women and Empowerment: Participation and Decision-Making. Stockholm, 1995.
    131. Weedon C. Feminist Practice and Poststnicturalist Theory. Oxford, 1987.
    132. Women in Parliament: Beyond Numbers. Stockholm, 1999.
    133. Ungerson C. Women and the Welfare State. London, 1977.
    Заполнить форму текущей работой