Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система корпоративного представительства интересов в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наконец, отечественные консультативные структуры обладают характеристиками, обозначившимися в ходе политических и административных реформ и действий основных политических акторов, которые не характерны для классической корпоративной модели, в частности: функции представительства интересов всего делового сообщества осуществляются предпринимателями, представляющими отдельные компанииотсутствие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВИЗМ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНТЕРЕСОВ
    • 1. Система функционального представительства интересов
    • 2. Корпоративизм и его институты
    • 3. Типы корпоративного представительства интересов
    • 4. Этапы развития системы функционального представительства интересов в современной России
  • ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РОССИИ
    • 1. Политический и управленческий уровни корпоративных согласований
    • 2. Практика консультирования и дисфункции институтов корпоративного представительства
    • 3. Корпоративно-клиентельный тип представительства интересов
    • 4. Тенденции развития системы корпоративного представительства интересов в России

Система корпоративного представительства интересов в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена потребностями научного анализа отношений государственных органов и крупных корпоративных экономических структур в современной России, на которые оказали значительное влияние происходившие в России реформы в социально-экономической и политико-правовой сферах, для определения характера и тенденций их дальнейшего развития.

С утверждением различных форм собственности, прежде всего частной, важную роль начинают играть крупные (общероссийские и региональные) корпоративные группы, прежде всего финансово-промышленные. Благодаря наличию разнообразных ресурсов, современным политическим технологиям, они оказывают влияние на политические и экономические процессы в современной России даже в большей степени, нежели традиционные политические институты — партии, общественно-политические движения. Реализация корпоративными группами собственных экономических интересов тесно связана с влиянием на процесс принятия государственных решении, что проявляется, в частности, во взаимопроникновении отечественной политической, деловой и административной элит. Участие крупных корпоративных групп в государственной жизни, усиление их политизации ведет к изменению качества государственной политики и методов ее реализации.

С другой стороны, переход от централизованно-плановой к рыночной экономике и к участию в процессах глобализации мировой экономики обусловил необходимость в определении нового подхода к государственной экономической политике и, соответственно, изменения в механизме, методах и формах взаимодействия государства и бизнеса. В результате этих изменений государственные институты предстают хотя и важнейшими, но уже не единственными участниками процесса принятия решений, а оказываются тесно связанными с различными социальными и экономическими группами интересов в рамках циклов корпоративных согласований, политико-деловых сетей.

В России система институционального, узаконенного взаимодействия представителей государства и предпринимательства и разрешения социально-экономических конфликтов находится в стадии становления. Подобная система не всегда адекватно реагирует на постоянно меняющиеся потребности политики и экономики, динамику групп интересов, политические риски. По этой причине заявленная тема имеет большое как теоретическое, так и практическое значение.

Степень научной разработанности проблемы.

В настоящее время разработка темы взаимодействия бизнеса и государства в современной России в отечественной политологии находится на этапе становления теоретического анализа и концептуализации.

Литературу, в которой дается теоретическое осмысление проблемы современного корпоративизма, можно условно разделить на несколько направлений.

Первая группа работ посвящена комплексному описанию и анализу различных аспектов взаимодействия государства и групп интересов1.

Основы концепции корпоративизма изложены в работах зарубежных политологов Ф. Шмиттера и А.Косона. Теме корпоративного представительства интересов в современной России уделяют значительное внимание отечественные политологии3. Анализу иных форм и технологий.

1 Лапина Н. Ю. Бизнес и политика в современной России. М. 1998.

Паппэ Я. Ш. Отраслевые лобби в Правительстве России (1992;1996) // Pro et Contra. 1996. т.1. Нго же! «Олигархи»: экономическая хроника 1992;2000 годы. М ВШЭ. 2000.

Перегудов С.П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. М. 1999. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. ЦПТ. 1998. Шабров О. Ф. Политическое управление: проблемы стабильности и развития. М «Интеллект». 1997. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М. «Экономика». 2002.

2 Шмитгер Ф. Неокорпоративизм // Политические исследования. 1997. № 2. Schmitter P. Still the Century of Corporatism? // «The Review of Politics». 1974. № 36. Cawson A. Corporatism and Political Theory. Oxford. 1986.

3 Зудин А. Ю. Россия: бизнес и политика // Мировая экономика и международные отношения. 1996. №№ 3, 4, 5. Его же: Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность отношений и возможности их институциализации // Политические исследования. 1998. № 4. Его же: Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма// Общественные науки и современность. 1999. № 1. взаимодействия государства и групп интересов: лоббизма, клиентелизма, сетевому подходу, контрактным отношениям — посвящены работы В. Радаева, Л. Сморгунова и других авторов1.

Большой интерес представляют диссертационные исследования взаимоотношений бизнеса и государства в современной России, в которых представлен как фактический материал, так и важные теоретико-методологические подходы к изучению корпоративного представительства интересов2.

Второй крупный блок составляют работы, в которых делается акцент на изучении государственных институтов (механизмов) регулирования рыночного хозяйства как неотъемлемого элемента корпоративного взаимодействия государства и бизнеса3. л Перегудов С. П. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Политические исследования. 1994.

2, 5. Его же: Корпоративный капитал в российской политике // Политические исследования. 2000. № 4. Сюткина А. П. Место и роль корпоративной системы представительства интересов в процессе принятия политических решений в современной России // Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. М. 1999.

1 Анохин М. Г. Политический лоббизм: сущность, формы, методы //Политическое управление. М. 1996. Афанасьев М. Н. Клиентела в России вчера и сегодня // Политические исследования. 1994. № 1.

Кочанов П., Кушнир И. Скрытые «группы интересов» как фактор перераспределения ресурсов // Общество и экономика. 2001. № 1.

Перегудов С.П., Семененко И. С. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9. Радаев В. Сетевой мир// Эксперт. 2000. № 12.

Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению // Политические исследования. 2001. № 3. Якобсон Л., Макашева Н. Распределительные коалиции в постсоциалистической России II Общественные науки и современность. 1996. № 1.

Яковлев А. Добро пожаловать в постпереходную экономику! // Вопросы экономики. 2000. № 1.

2 Баранов С. Д. Группы давления в политическом процессе современной России (теоретико-методологический анализ) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук М. МГУ. fr 1998.

Березин Р. В. Корпоративные образования в современной России: факторы политизации и развития их деятельности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М. РАГС. 2000.

Кораблин Ю. В. Политика и бизнес в современной России: особенности взаимодействия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М. РАГС. 1999.

Усович Ю.В. Политико-административный менеджмент как проблема политической теории и практики в современной России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М. МГУ. 2000.

3 Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. 1998. № 6. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития). М. «Наука». 2001.

Развитие корпоративных форм управления в России (международная научно-практическая конференция) II Российский экономический журнал. 2000. №№ 2, 3.

Савченко В. Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М. «Экономика». 2000. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес). М. «Экономика». 1999.

Также представлена литература, в которой поднимаются проблемы экономических мотивов политической деятельности групп интересов. Вместе с тем некоторые работы носят публицистический характер, в них преобладает описание различных политических ситуаций без предметного анализа структуры и технологий представительства интересов.

Таким образом, при рассмотрении разнообразных аспектов взаимодействия бизнеса и государства обнаруживается дефицит исследовательских работ, в которых бы последовательно проводился системный анализ корпоративного представительства интересов, процесса политической деятельности представителей бизнеса и чиновников, поднимались вопросы институциализации участия экономических субъектов в процессе принятия политических решений на государственном уровне.

Объект исследования: отношения государственных органов и крупных корпоративных экономических структур в современной России.

Предмет исследования: представительство экономических групп интересов во взаимоотношениях с государственными структурами в современной России.

Цель исследования: на основе анализа характера взаимодействия государственной власти и бизнеса в современной России раскрыть специфику и перспективы развития корпоративного представительства интересов крупных отечественных бизнес-структур, экономические основы и политическую структуру представительства.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) установить место корпоративизма в рамках системы функционального представительства интересов;

2) описать внутренние элементы системы корпоративного представительства интересов и различные типы корпоративизма;

3) выделить основные этапы развития российской системы корпоративного представительства интересов;

4) исследовать экономические основы взаимодействия государства и корпоративных групп интересов;

5) сформулировать основные характеристики современной российской системы корпоративного представительства интересов;

6) установить основные тенденции и проблемы в динамике преобразований корпоративизма в России.

Основная рабочая гипотеза: в России сформировался и действует смешанный корпоративно-клиентельный тип взаимоотношений государства и корпоративного сектора экономики.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Современный российский корпоративизм заключает в себе черты трех типов корпоративного представительства — социетального, государственного и патримониального.

2. Процесс развития отечественной системы функционального представительства носит противоречивый характер, что обусловлено высокой экономической и политической неопределенностью и функциональной слабостью государственно-политических институтов и проявляется в распространении неформальных практик и правил как в рамках формальных институтов представительства интересов, так и вне них.

3. Доминантами современной российской системы функционального представительства выступают корпоративизм и клиентелизм, синтез которых образует смешанный низкоэффективный тип функционального представительства, стабильно воспроизводящийся в результате действия ряда институциональных механизмов. 4. Политика новой администрации положила начало изменениям в характере отношений между крупным бизнесом и государственной властью в сторону усиления корпоративных начал, чему способствует формирование норм представительства, обеспечивающих легитимное и регламентированное выражение агрегированных и индивидуализированных интересов. Теоретическая и методологическая база исследования включает как классические, так и современные политические, экономические, социологические концептуальные разработки отечественных и зарубежных авторов по проблемам взаимоотношений политики и экономики, государства и бизнеса, корпоративизма.

Методологической основой исследования являются системный и структурно-функциональный подходытакже были использованы институциональный, социологический, исторический методы. Особое место занимает институциональный подход, способствующий выявлению степени влияния политических институтов на характер политического процесса. Применение данного подхода позволило использовать в рамках диссертационного исследования концепцию корпоративизма как теорию среднего уровня, предметом которой являются отношения между официальными управленческими структурами, общественными и бизнес-корпорациями, составляющие часть политического процесса.

Эмпирическая база исследования представлена материалами социологических и политологических исследований, изложенных в публикациях отечественных и зарубежных авторов по проблемам взаимодействия государственных и бизнес-структура также материалами деловых игр, проведенных на факультете государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.

Научные результаты исследования и их научная новизна. Основные научные результаты исследования и их научная новизна заключаются в следующем:

• в рамках системно-исторического подхода представлены этапы развития институтов функционального представительства интересов в России, даны их особенности;

• выявлено, что в современной России продвижение интересов корпоративных групп осуществляется преимущественно через корпоративно-клиентельное согласование, представляющее собой устойчивую институциональную норму;

• представлен механизм формирования и воспроизводства корпоративно-клиентельного типа представительства интересов как доминирующего в современной России;

• раскрыты ключевые тенденции развития взаимоотношений между государственными органами и корпорациями, определены факторы, способствующие усилению корпоративных элементов во взаимодействии государства и групп интересов.

Научно-практическая значимость исследования.

Материалы данного исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем корпоративного представительства интересов в России (на федеральном и региональном уровнях) и в постсоветских государствах. Результаты исследования можно также использовать при анализе текущих процессов в современной России, связанных с деятельностью органов государственной власти при принятии политических решений, в деятельности аналитических центров, аналитических служб коммерческих и некоммерческих организаций.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении курсов и проведении семинарских занятий по общей и прикладной политологии, теории государственного управления, политическому менеджменту.

Апробация диссертации. Основные идеи, выводы апробированы автором в выступлениях на научных конференциях. Содержание и основные выводы диссертации были изложены в научных публикациях по теме исследования. Материалы исследования также были использованы в преподавании курса теории государственного управления на факультете государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Проведенные в работе анализ процессов формирования и развития современной системы отношений между крупными корпоративными заинтересованными группами и государством и оценка перспектив вероятного развития отечественного корпоративизма позволяют сделать следующие выводы.

Современные преобразования сферы государственного управления, включая формирование различных форм собственности, бюджетно-налоговые и административные реформы и др., усложнили систему взаимоотношений корпоративных групп и властных органов и способствовали их многообразию. Характер и направленность трансформаций системы функционального представительства интересов обусловлены действием двух ключевых факторов: институциональной развитости политической системы в целом и в первую очередь государства и уровнем самоорганизации бизнеса.

В рамках системно-исторического подхода были выделены несколько этапов эволюции системы функционального представительства, на каждом из которых доминировали различные типы представительства:

1) советский этап «бюрократического корпоративизма» (до конца 1980;х гг.);

2) активизация клиентельно-патронажных связей (с середины 1980;х гг.);

3) плюралистическое представительство (конец 1980;х — середина 1990;х гг.);

4) рекорпоративизация (около 1993 г. — по настоящее время);

5) бюрократический патронаж (начало 1990;х гг. — по настоящее время). Процесс развития отечественной системы функционального представительства носит противоречивый характер, обусловленный высокой экономической и политической неопределенностью и функциональной слабостью государственно-политических институтов, что проявляется в распространении неформальных практик и правил как вне, так и в рамках организационно-правовых форм представительства интересов. Данные противоречия наблюдаются, главным образом, в рамках двух сменяющих друг друга тенденций: с одной стороны — дезинтеграция корпоративных структур и деинституциализация на волне антиэтатизма, и, с другой стороныинституциализация и консолидация корпоративных экономических субъектов при усилении государственного регулирования экономических процессов.

Совокупная оценка характера взаимоотношений государства и крупных корпораций дает основание заключить, что современный российский корпоративизм заключает в себе черты всех трех типов корпоративного представительства: социетапьного, государственного и патримониального. Подверженность российских государственных институтов воздействию различных групп влияния с высоким политико-экономическим потенциалом делает затруднительным для первых проводить самостоятельную активную государственную политику. Вследствие этого в рамках системы функционального представительства стабильно воспроизводятся корпоративно-клиентельные отношения. Проявлением такого смешанного типа представительства выступает взаимодействие государства и бизнес-структур в рамках формализованных процедур согласования.

Как показано в главе 2, корпоративизм в современной России находит выражение в различных институтах государственной экономической политики. В частности, рассматриваются государственная контрактная система, частно-государственное предпринимательство, «новая экономика». При анализе этих механизмов акцентировалось внимание на чертах, которые свидетельствуют о наличии в их практической реализации элементов корпоративного пре дставител ьства.

Государственное контрактирование выступает одним из важнейших механизмов государственного регулирования в отечественном оборонно-промышленном комплексе в виде государственного заказа и экспортных контрактов. Важными чертами, которые говорят о наличии элементов корпоративного представительства, являются выстраивание иерархии подрядчиков, формализованная система торгов, предоставление участникам широкого спектра косвенных преимуществ и прямых льгот по сравнению с компаниями, не участвующими в данной системе. При этом жесткая конкуренция между крупнейшими фирмами не позволяет однозначно рассматривать сложившуюся в оборонно-промышленном комплексе систему представительства интересов как корпоративную.

Другим распространенным механизмом выступает смешанное государственно-частное предпринимательство, представленное возникшими в результате приватизации акционерными обществами с государственным пакетом акций. Наряду с такими чертами, как принятие сторонами долгосрочных взаимных обязательств, формирование института государственных представителей, российская практика свидетельствует о существенных отклонениях от корпоративной модели, когда механизмы совместного предпринимательства оказались включенными в острый конфликт интересов между различными бюрократическими структурами, бизнесом и высшим менеджментом государственных предприятий. В качестве примера приведена ситуация проведения залогового аукциона по акциям АООТ «Сибирская нефтяная компания».

В рамках «новой экономики», разрабатывающей и использующей современные информационные и коммуникационные технологии, получили развитие горизонтально и вертикально интегрированные корпоративные группы, государственное регулирование которых осуществляется методами соответственно горизонтальной и вертикальной промышленной политики. Вместе с тем, как показано на примере реструктуризации крупного авиамоторостроительного предприятия ОАО «Пермские моторы», формализованные процедуры зачастую прикрывают манипулирование акционерным капиталом в интересах крупнейших инвесторов.

Наконец, отечественные консультативные структуры обладают характеристиками, обозначившимися в ходе политических и административных реформ и действий основных политических акторов, которые не характерны для классической корпоративной модели, в частности: функции представительства интересов всего делового сообщества осуществляются предпринимателями, представляющими отдельные компанииотсутствие единого стандарта во взаимоотношениях с различными бизнес-структурами как потенциал привилегированности и др. Изучение данных характеристик позволило сделать вывод о существовании устойчивых дисфункций консультативных институтов корпоративного представительства, обусловленных широким распространением в политической практике неформальных клиентельных отношений.

Несмотря на то, что процессы принятия решений достаточно четко регламентированы нормативно-правовыми актами, первые позволяют как внутренним, так и внешним группам влиять на конечный результат и характер принимаемого решения. Это обусловлено, с одной стороны, изменениями в системе и структуре государственных органов, в том числе в ходе административных реформ, влияющими на конфигурацию консультативных организаций. С другой стороны, консультативные структуры не всегда выступают в качестве центров принятия решений, часто их деятельность воспринимается как средство легитимации государственной политики или закрепления корпоративных бюрократических и экономических интересов.

Говоря о своеобразии российского корпоративизма, автор видит его в первую очередь в том, что доминантами современной российской системы функционального представительства выступают корпоративизм и патронажно-клиентельный типы представительства. Механизм корпоративно-клиентельного представительства в контексте институциональной теории реформ характеризуется как неэффективный устойчивый политический институт. В частности, показано, что в результате изменения фундаментальных институциональных факторов при увеличивающемся объеме согласований в начале 1990;х годов трансакционные издержки формальных согласительных процедур быстро возросли, облегчая распространение неформальных взаимодействий.

Устойчивость симбиоза корпоративных и клиентельных отношений обусловлена действием нескольких институциональных механизмов: эффектами координации, обучения, сопряжения и культурной инерции.

Показано, что синтез корпоративизма и клиентелизма образует целый спектр смешанных устойчивых норм, в качестве которых выступают различные формализованные процедуры, а также ассоциированное и неформальное представительство крупных корпораций.

Исходя из рекомендаций институциональной теории реформ применительно к корпоративно-клиентельному типу представительства, автор делает заключение о том, что в ближайшее время политические перспективы российской системы корпоративного представительства будут определяться тремя тенденциями: институциализацией, развитием сектора вторичных ассоциаций и сохранением корпоративно-клиентельного типа представительства. Если первая и вторая тенденции связаны с укреплением корпоративно-государственных начал, то вторая закрепляет доминирование отдельных элитных группировок в процессе принятия государственных решений.

Первая тенденция предполагает изменение баланса сил между различными властными и хозяйственно-корпоративными группировками в направлении консолидации последних на основе постепенного становления и развития организационной структуры взаимодействия, но при более эффективной роли государства. Основанием для актуализации данной тенденции является характер современного политического режима, когда государство стремится не уничтожить корпоративные группы, но выстраивать систему отношений с ними с позиции доминирования. В такой системе группы интересов функционируют не в последнюю очередь как агенты государственной политики, под жестким государственным контролем.

Иной способ политической институциализации состоит в развитии сектора вторичных ассоциаций — независимых агентств, специализирующихся на установлении связей между общественно-политической средой и аналитическими структурами внутри корпораций и государственных структур. Предпосылкой для реализации этой тенденции является наличие разветвленной сети организаций-посредников, которая начала формироваться в России с 1994 года.

Третья тенденция основана на продолжении и углублении монополизации в политической и экономической областях со стороны корпоративных групп интересов, сохранении «статус-кво» — смешанной корпоративно-клиентельного системы представительства.

В целом политика новой администрации положила начало изменениям в характере отношений между крупным бизнесом и государственной властью в сторону усиления корпоративных начал, чему способствует формирование норм представительства, обеспечивающих легитимное и регламентированное выражение агрегированных и индивидуальных интересов, в то время как тесная взаимосвязь корпораций и государственной элиты, политическая и функциональная слабость государства предопределяет устойчивость и прогрессирование корпоративно-клиентельной системы представительства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы
  2. Федеральный закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 года № 5340−1, в ред. Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.
  3. Устав Торгово-промышленной палаты Российской Федерации // Торгово-промышленные ведомости. 1998. 4 мая.
  4. О вопросах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 года.1. Книги, монографии
  5. Аг А. Организованные группы интересов и формирование государственной политики // Государственная служба. Группы интересов. Лоббирование. (Взгляд из-за рубежа). Вып. 4. М. 1995.
  6. М. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). РАГС при Президенте РФ. М. 1996.
  7. М. Политическая система: переходные процессы. М. 1996.
  8. М. Клиентелизм и российская государственность. М. МОНФ. 1997.
  9. М. Правящие элиты и государственность в посттоталитарной России. М.-Воронеж. 1996.
  10. Г. Политология. Учебное пособие. М. «ЧеРо». 1999.
  11. Бизнес: пути повышения деловой активности // по материалам годового доклада Торгово-промышленной палаты РФ. М. 1997.
  12. ВеберМ. Избранные произведения / Пер. с немецкого. М. 1990. Ю. Восленский М. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза.1. М. 1991.
  13. Власть и общество в постсоветской России. Новые практики и институты. М. 1999.
  14. Государственное регулирование рыночной экономики. М. «Дело». 2001.
  15. Государственное управление: основы теории и организации // Под ред. В. А. Козбаненко. М. «Статут». 2000.
  16. Дж. Экономическая теория и цели общества. М. 1979.
  17. В. Управление и организованные интересы // Государственная служба. Группы интересов. Лоббирование. (Взгляд из-за рубежа). Вып. 4. М. 1995.
  18. В. Власть и отношения собственности. Социально-философский анализ. М. РАГС. 1996.
  19. Как лобби правит государством // Государственная служба. Группы интересов. Лоббирование. (Взгляд из-за рубежа). Вып. 4. М. 1995.
  20. Д. Современное предпринимательство и его отражение в реальной политике. М. 1996.
  21. Д., Кочеткова А. Современное предпринимательство: социально-политические и информационные аспекты и проблемы. М. 1997.
  22. КоузР. Фирма, рынок и право. М. «Дело». 1993.
  23. Г., Соловьев А. Государственное управление. М. «Университетский гуманитарный лицей». 1996.
  24. Н. Бизнес и политика в современной России. М. ИНИОН. 1998.
  25. В. Лоббизм. М. 1995.
  26. В. Государственная политика: разработка и реализация. М. ГУУ. 2000.
  27. А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М. 1993.
  28. Е. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М. «Росспэн». 1999.
  29. May В. Экономика и власть: политическая история экономической реформы в России 1985−1994 годов. М. 1995.
  30. Ш. Социальное партнерство основа деятельности Московской федерации профсоюзов. М. 1996.
  31. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) // руководители авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М. «Наука». 2001.
  32. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. «Начала». 1997.
  33. Основы политической науки // под ред. В. П. Пугачева. В 2 ч. М. 1993.
  34. Я. Крупный бизнес в российской экономике: 2000−2001 годы // www.politcom.ru.
  35. Я. «Олигархи»: экономическая хроника 1992−2000. М. ГУ-ВШЭ. 2000.
  36. С. Корпорации, общество, государство. М. «Наука». 2003.
  37. С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М. «Эдиториал УРСС». 1999.
  38. Политическая наука. Новые направления. // под ред. Р. Гудина и X.-Д.Клингеманна. М. «Вече». 1999.
  39. Политическое управление. М.1996.
  40. Политология. Курс лекций // под ред. М. Н. Марченко. М. «Зерцало». 1999.
  41. В. Институциональные ловушки и экономические реформы. М. Российская экономическая школа. 1998.
  42. Ю. Российская контрактная система: принципы формирования // Смешанная экономика: формирование и управления. М. 1994.
  43. В., Соловьев А. Введение в политологию. М. 1995.
  44. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М. ЦПТ. 1998.
  45. А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М. ИЭПП. 1999.
  46. Рациональный выбор в политике и управлении. СПб. 1998.
  47. В. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М. «Экономика». 2000.
  48. А. Политология: политическая теория, политические технологии. М. «Аспект Пресс». 2000.
  49. Союзы и группы интересов // Государственная служба. Группы интересов. Лоббирование. (Взгляд из-за рубежа). Вып. 4. М. 1995.
  50. Управление государственной собственностью. М. 1997.
  51. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М. Центр политических технологий. 1997.
  52. А. Управление социально-политическими процессами: технология избирательных кампаний, лоббирования, общественной деятельности. М. «Палея». 1995.
  53. О. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М. РАУ. 1993.
  54. О. Политическое управление: проблемы стабильности и развития. М. «Интеллект». 1997.
  55. Ф. Государство и экономика (власть и бизнес). М. «Экономика». 1999.
  56. Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия. М. «Экономика». 2000.
  57. Ф. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития. М. 1996.
  58. Ф. Теория государственного управления. М. «Экономика». 2002. 57. Эффективность государственного управления // под ред. С. А. Батчикова и
  59. С.Ю.Глазьева. М. Издательство АО «Консалтбанкир». 1998. 58. Якобсон Л. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М. 2000.165 Статьи
  60. Аналитические центры на постсоветском пространстве. Годовой отчет Фонда «Институт экономики города». 2000. // www.urbaneconomics.ru.
  61. А. Правящие элиты России // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 3.
  62. М. Государев двор или гражданская служба (Российское чиновничество на распутье)// Политические исследования. 1995. № 6.
  63. М. Государство и номенклатура: попытка необходимых уточнений // Политические исследования. 1996. № 2.
  64. М. Клиентела в России вчера и сегодня // Политические исследования. 1994. № 1.
  65. С. Экономико-политические проблемы хозяйственных преобразований // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 12.
  66. В., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12.
  67. М. Стратегические альянсы в глобальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 11.
  68. Будущее авиапрома пока не определено // Независимая газета от 22 мая 2001 г.
  69. Ю.Бунин И. Бизнес-элита и российское общество // Власть. 1996. № 9.
  70. П.Бычкова О. Постсоветское рыночное реформирование: политэкономические концепции // Политические исследования. 2002. № 6.
  71. В. Концерны вместо агентств // Независимая газета. 24.11.2000.
  72. Власть и бизнес: новое осмысление старого // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.
  73. В. Институциональный подход к проблемам кризиса российской экономики // Экономика и математические методы. 1999. Т.35. № 1.
  74. Время комиссаров // Коммерсант № 135 от 01.08.2003.
  75. А. Корпоративизм как форма отношений между государством и обществом: пределы и опасности // Политические исследования. 2000. № 6.
  76. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Политические исследования. 1996. № 3.
  77. М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики. 2001. № 5.
  78. М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля // Вопросы экономики. 2001. № 10.
  79. М. Роль частного капитала в реформировании российского ОПК // Вопросы экономики. 2002. № 4.
  80. Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 1.
  81. Г. Политическая институциализация в России: социокультурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №№ 7,8.
  82. И., Авраамова Е. Адаптация населения и элит (институциональные предпосылки) // Общественные науки и современность. 1997. № 1.24."Другие «долги в обмен на акции» // Эксперт. 2001. № 8.
  83. В. Конкретный пример использования возможностей индикативного планирования// Российский экономический журнал. 1997. № 11−12.
  84. В., Петров Ю. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. 1998. № 6.27."Заглохшие моторы" // Независимая газета. 22.03.2002.
  85. С., Нефедова Т. Лоббизм в России: исторический опыт и современные проблемы // Право и политика. 2000. № 2.29.3аостровцев А. Рентоориентированное поведение: потери для общества // Вопросы экономики. 2000. № 5.
  86. ЗО.Зудин А. Бизнес и политика в президентской кампании 1996 г. // // Pro et contra. T.l. 1996. № 1.
  87. А. Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность отношений и возможности их институциализации // Политические исследования. 1998. № 4.
  88. А. Государство и бизнес: поворот во взаимоотношениях? // Полития. Вестник фонда «Российский общественно-политический центр». 1997. №№ 3,5.
  89. А. Россия: бизнес и политика // Мировая экономика и международные отношения. 1996. №№ 3,4,5.
  90. А. «Олигархия» как политическая проблема российского посткоммунизма// Общественные науки и современность. 1999. № 1.
  91. А. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при В. Путине) // Pro et contra. 2001. Т.6. № 4.
  92. А. Режим В.Путина: контуры новой политической системы // Общественные науки и современность. 2003. № 2.
  93. Инструменты и технологии «фабрик мысли» // http:// xyz.org.ua.
  94. Как будут уничтожаться «Пермские моторы» // Новый Компаньон. № 211 от 30.04.2002.
  95. Н. Политическая активность предпринимательства в постсоветской России // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 2.
  96. А. К вопросу о власти кланово-корпоративных групп в России // Вопросы экономики. 2000. № 6.
  97. В. Система социального партнерства в России // Общественные науки и современность. 1998. № 2.
  98. П., Кушнир И. Скрытые «группы интересов» как фактор перераспределения ресурсов // Общество и экономика. 2001. № 1.
  99. И. Рациональное и иррациональное в политике // Вопросы философии. 1996. № 3.
  100. О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  101. Е. Пробудиться, догнать и устремиться вперед: механизмы запуска инновационного роста в России // www.neveco.ru
  102. П., Муравьев А. Государственные холдинги как механизм управления предприятиями государственного сектора // Вопросы экономики. 2000. № 9.
  103. Н. Группы интересов и их представительства в структурах власти // Полития. Вестник фонда «Российский общественно-политический центр». 1997. № 2.
  104. В. Административные реформы: вызов и решения // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
  105. В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1.
  106. Лобби третьего созыва // Эксперт. № 15 от 17 апреля 2000.
  107. Лоббизм в России: этапы большого пути. Постперестройка // Социологические исследования. 1996. № 4.
  108. Лоббизм сегодня // Власть. 1995. № 3.
  109. Лоббизм и отношения с властными структурами // Бизнес и политика. 1997. № 1.
  110. В. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социологические исследования. 1996. № 11. 1997. № 7.
  111. В. Правительство и бюрократия // Социологические исследования. 1999. № 2.
  112. А. Ученые и политическая власть // Политические исследования. 1997. № 3.
  113. Г. Участие государства в управлении корпоративными структурами в России // Вопросы экономики. 2000. № 9.
  114. JI. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
  115. May В. Экономическая политика России в начале новой фазы // Вопросы экономики. 2001. № 3.
  116. В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Политические исследования. 2002. №№ 1,2.
  117. . Исполнительная власть: принципы организации и управления // Вопросы экономики. 2002. № 7.
  118. ., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5.
  119. А. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
  120. Д. О группах влияния и некоторых «влияющих» в российской политике // Бизнес и политика. 1995. № 11.бЗ.Оффердал О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном самоуправлении // Политические исследования. 1998. № 1.
  121. С. Элемент демократии или закулисные сделки // Pro et contra. 1999. Т.4. № 1.
  122. Я. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития // Вопросы прогнозирования. 2002. № 1.
  123. Я. Российский крупный бизнес как экономический феномен: специфические черты, модели его организации // Вопросы прогнозирования. 2002. № 2.
  124. Я. Олигархи без олигархии // Эксперт. 2000. № 13.
  125. Я. Отраслевые лобби в Правительстве России // Pro et contra. 1996. T.l.
  126. В. От номенклатуры к буржуазии: новые русские // Политические исследования. 1993. № 2.
  127. С. Корпоративный капитал в российской политике // Политические исследования. 2000. № 4.
  128. С. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин? // Политические исследования. 2002. № 5.
  129. С. Крупная российская корпорация в системе власти // Политические исследования. 2001. № 3.
  130. С. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Политические исследования. 1998. № 1.
  131. С. Новый российский корпоративизм // НГ-Политэкономия.1998. № 8.
  132. С. Новый российский корпоративизм: от бюрократического к олигархическому// Политические исследования. 1998. № 4.
  133. С. Организованные интересы и российское государство: смена парадигм // Политические исследования. 1994. №№ 2,5.
  134. С. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Политические исследования. 1993. № 4.
  135. С. Российские группы интересов особый случай или подтверждение правил? // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 1.
  136. С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9.79."Пермские моторы" станут государственными? // Новый Компаньон. № 152 от 23.01.2001.
  137. В. У порога реорганизации // Независимая газета. 02.03.2001.
  138. . Политические институты: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления // под ред. Р. Гудина и Х.-Д.Клингеманна. М. «Вече».1999.
  139. Ю. Организации предпринимателей России: становление и борьба за влияние // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 3.
  140. А. «Новая экономика» активизирует роль общества и государства в общенациональном развитии // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 4.
  141. В. Сетевой мир // Эксперт. 2000. № 12.
  142. Развитие корпоративных форм управления в России. Материалы международной научно-практической конференции. // Российский экономический журнал. 2000. №№ 2,3.
  143. В. Крупный бизнес вне сферы видимости // Pro et contra. 1999. Т.4. № 1.
  144. В. Крупный бизнес и общество в современной России // Полития. Вестник фонда «Российский общественно-политический центр». 2001. № 4.
  145. Россия и социальное партнерство // Человек и труд. 1993. № 7.
  146. К. Государственное регулирование в либерально-демократической системе // Политические исследования. 1996. № 6.
  147. А. Значение «новой экономики» в постсоциалистических странах: структурный и региональный аспекты // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 4.
  148. И. Перспективы социального партнерства в России и опыт Запада// Политические исследования. 1998. № 4.
  149. Сибириада Бориса Березовского // Эксперт № 20 от 09.01.1996.
  150. Системы представительства в российском бизнесе: формы коллективного действия // Власть. 1997. № 2.
  151. JI. Сетевой подход к политике и управлению // Политические исследования. 2001. № 3.
  152. А. Организации-посредники в структуре гражданского общества. Некоторые проблемы политической модернизации России // Политические исследования. 1999. № 6.
  153. Сюткина А. Место и роль корпоративной системы представительства интересов в процессе принятия политических решений в современной
  154. России // Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. М. 1999.
  155. Р. Губернаторы и олигархи: история отношений // Полития. Вестник фонда «Российский общественно-политический центр». 2001. № 5.
  156. П. Кристаллизация индустрии // Эксперт. 2000. № 12.
  157. С. Правит ли Россией олигархия? // Политические исследования. 2002. № 5.
  158. В. Акционерный капитал и группы, заинтересованные в успехе предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.
  159. М. «Вечно живая» номенклатура // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.
  160. Ш. Шальтеггер Формирование и реализация претензий групп интересов, связанных с предприятием // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6.
  161. JT. Дилеммы посткоммунистического общества // Политические исследования. 1996. № 5.
  162. Н. Становление российского патроната и бюрократический капитал // Социологические исследования. 1995. № 6.
  163. Ф. Неокорпоративизм // Политические исследования. 1997. № 2.
  164. Якобсон JL, Макашева Н. Распределительные коалиции в постсоциалистической России // Общественные науки и современность. 1996. № 1.
  165. А. «Добро пожаловать в постпереходную экономику! (О книге В. Радаева «Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика») // Вопросы экономики. 2000. № 2.
  166. О. Экологическая политика как сетевой процесс// Политические исследования. 2002. № 2.
  167. Диссертации, авторефераты диссертаций
  168. Н.Ю. Группы давления в трансформации политической власти в России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М. 2000.
  169. С.Д. Группы давления в политическом процессе современной России (теоретико-методологический анализ) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М. МГУ. 1998.
  170. Р.В. Корпоративные образования в современной России: факторы политизации и развития их деятельности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М. РАГС. 2000.
  171. Ю.В. Политика и бизнес в современной России: особенности взаимодействия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М. РАГС. 1999.
  172. Т.А. Государственная бюрократия в системе политико-административного управления современной России. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М. МГУ. 1999.
  173. Ю.В. Политико-административный менеджмент как проблема политической теории и практики в современной России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М. МГУ. 2000.
  174. Almond G. Corporatism, pluralism and professional memory // World Politics. 1983. № 35.
  175. Atkinson M., Coleman W. Policy networks, policy communities and the problem of governance // Governance: an international journal of policy and administration. 1992. Vol.5. № 2.
  176. Cawson A. Big firms as political actors // Participation and policy-making in the European Union. Oxford. 1997.
  177. Cawson A. Corporatism and Political Theory. Oxford. 1986.
  178. H. (ed.) Business-government relations: concepts and issues. London-New York. 1997.
  179. Fortesque St. Industrial administration and the shape of the Russian economy. University of New South Wales. 1994.
  180. Fortesque St. Is Russia ruled by oligarchy? // Paper presented at the Center for economic and financial research. M. 2002. V
  181. W. (ed.) The political economy of corporatism. London: Macmillan. 1985.
  182. Greenwood J. Representing interests in the European Union. London: Macmillan. 1996.
  183. O.Harrison R. Pluralism and Corporatism. The political evolution of moderndemocracies. London. 1980.1. .Lembruch G., Schmitter Ph. (eds.) Patterns of corporatist policy making. London. 1982.
  184. Badia Fiesolana, San Domenico (FI). 1997. 15. Schmitter Ph., Lembruch J. (eds.) Trends towards corporatist intermediation. London: Sage. 1979.
  185. Williamson P. Varieties of corporatism. A conceptual discussion. Cambridge: University Press. 1985.
  186. Winkler Y. Corporatism // The European journal of sociology. 1976. № 17.
Заполнить форму текущей работой