Актуальность темы
исследования. Переход к рыночной экономике обусловил смену методов и принципов управления во всех сферах деятельности предприятий. В этих условиях бизнес-планирование выступает одним из значимых факторов функционирования и успешного развития предприятия любой отрасли экономики. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Бизнес-план предприятия является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. Разработка бизнес-плана позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления предприятием. Необходимо точно представлять свои потребности на перспективу не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в финансовых ресурсах, что особенно существенно в рыночной экономике. Важно предусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Отсюда обеспечение его хозяйственной деятельности, осуществляемое на основе плана, является важнейшей задачей для любого менеджера. Обширный опыт зарубежных и отечественных предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, его игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям и в конечном счете к банкротству.
Степень разработанности проблемы. Концептуальные положения по формированию экономических, информационно-аналитических систем и баз данных в бизнес-планировании развиты в работах многих современных учёных как российских, так и стран зарубежья. Но значимость информационно-аналитических систем бизнес-планирования и экономических инструментов их обеспечения не нашли необходимого и достаточного отражения в исследованиях экономистов, что и предопределило актуальность темы иследования.
Методологии бизнес-планирования рассмотрены в трудах таких учёных-экономистов как Уткин Э., Котляр Б., Рапопорт Б., Попов В., Буров В., Ломакин А., Морошкин В., Зелль А., Зигель Эрик С. Трубицын В., Шульц Лорен А., Форд Брайен Р., Карни Дэвид С. Специфика бизнес-планирования на предприятиях изложены в работах Начитова Ф., Дербеневой Г., Габитова Н., Алейникова А., Гальчака Н., Семина А. Проблемы формирования и функционирования баз данных и информационно-аналитических систем рассматриваются в трудах Свириденко С. Хомоненко А., Грабаурова В., Смирновой Г., Тельнова Ю., Сорокина А., Менфреда Грауер, Гарральда Дж., Бертлес Дж., Сэльвы Мобарек, Черкасова Ю., ТиторенкоГ.
Цель данной работы состоит в проведении анализа планировки-бизнеса-планирования предприятия, а также разработка мероприятий по его усовершенствованию.
Объект исследования создаваемое предприятие
Методологическую и теоретическую основу работы представляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области бизнес-планирования, формирования экономических информационных систем. В ходе разработки проблемы были использованы положения экономики и организации сельскохозяйственного производства, антикризисного управления, экономического анализа, бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности, нормативно-правовые акты и документы.
Для достижения поставленной цели в работе применялись методы системного и сравнительного анализа, экономико-статистические и социологические методы.
Информационной базой послужили труды зарубежных и отечественных ученных, занимающихся проблемой разработки бизнес-плана, например Покропивный С. Ф., Соболь С. М., Швиданенко Г. О., Горохов М. Ю., Маркова В. Д., Кравченко И. А. и другие.
Резюме
Целью данного бизнес-плана является нахождение частных инвесторов либо привлечение инвестиционных фондов для создания компьютерного магазина.
В связи с тем, что проект связан с созданием нового предприятия предпочтительным является паевой или акционерный капитал. Кроме того, наличие у инвесторов собственных помещений производственного типа является большим плюсом для реализации этого проекта.
Основными видами продукции нового предприятия, ООО «Компьютерный БУМ», должны стать компьютерная техника и комплектующие устройства, а также предоставление компьютерных услуг.
На сегодняшний день, спрос на данный товар очень высок, поэтому рыночную нишу для такого товара можно считать перспективной.
По мере развития фирма будет расширять предлагаемые услуги в направлении комплексного решения проблем информатизации и офисных технологий и расширять рынок за счет других областей.
Следует отметить, что магазин-клуб будет находиться в центральной части города, на пересечении основных магистралей, т. е. в районе интенсивных покупательных потоков, что свидетельствует о том, что предприятие имеет вполне удобное местоположение.
Конкурентными преимуществами предлагаемого для внутреннего рынка производства можно считать быструю адаптацию к изменению конъюнктуры рынка, использование качественной техники и постоянную наличность в торговой сети.
Конкурентоспособность фирмы обеспечивается: удобством расположения, высоким качеством предоставляемых услуг, уровнем качества сервиса и обслуживания, которые по сравнению с другими конкурентами дают большие преимущества.
Персонал фирмы комплектуется из высококвалифицированных работников (особенно это касается шеф-повара и помощников повара, а также официантов). Общая численность нанимаемого персонала 9 человек.
Финансирование проекта в сумме 206 000 тыс.рубл. предполагается за счет банковского кредита, с процентной ставкой 20%, а срок погашения кредита 2 года.
Как и любая фирма «Компьютерный БУМ» имеет свои сильные и слабые стороны. Их анализ приведен в таблице 1.
Таблица 1 — Анализ сильных и слабых сторон ООО «Компьютерный БУМ»
Сильные стороны Слабые стороны
Высокопроизводительные компьютеры Много конкурентов по городу
Мало конкурентов в данном районе Негативное отношение общественности
Спозиционированность услуги Неспозиционированность Интернет-магазина
Наличие интернета ;
Для организации товарной политики, общество планирует применить несколько стратегий: 1. Стратегия сегментирования, 2. Стратегия развития и продвижение за счет того продукта, который пользуется наибольшим спросом. 3. Стратегия инноваций.
Планируется рост объема производства на 15−30%. Таким образом, планируется применить стратегию роста.
Итак, финансирование проекта в сумме 206 000 тыс.рубл. предполагается за счет банковского кредита, с процентной ставкой 20%, а срок погашения кредита 2 года.
Ожидаемая прибыль от реализации проекта за два года составит 599 396,4 тыс. рубл
Возврат вложенных средств рассчитан сроком на два года равными частями.
В связи с высокой капитализацией вложенных средств риск потерь сведен к минимуму. При неудаче проекта возможна продажа закупленного оборудования с небольшими потерями, так как машины возрастом 12 года считаются почти новыми. А в случае эксплуатации такого оборудования на условиях лизинга таких потерь вообще можно избежать.
Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия.
Таблица 2 — Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия.
Показатели Ед.изм. 2008 год 2010 год Отклоне-ния, +/;
1 2 3 4 5
1) Годовой объем производства тыс. руб 3 345 601 6 580 484 3 234 883
2) среднесписочная численность работающих чел. 176 185 9
3) производительность труда одного работающего
т/чел 2,05 1,95 -0,1
4) годовой фонд оплаты труда тыс. руб 200 000 350 000 150 000
5) себестоимость 1 единицы продукции тыс. руб 0,45 0,28 -0,17
6)годовая себестоимость т. р./т 1 511 479 1 840 558 329 079
7)цена 1 единицы продукции тыс. руб 1,04 3,44 2,4
8)прибыль на 1 единицу продукции т.р./т 0,59 3,16 2,57
9) годовая прибыль от реализации продукции т.р./т 1 834 122 4 739 926 2 905 804
10) рентабельность продукции тыс. руб 121,35 257,53 136,18
11) среднегодовая стоимость основных фондов % 69 174,5 99 228,1 30 053,6
12) коэффициент фондоотдачи тыс. руб 26,51 47,77 21,25
13) коэффициент дисконтирования % 0,45 0,21 -0,24
Итак, исходя из данных таблицы 2, мы видим, что в будущем году, предприятие увеличит темпы своей прибыльности.
Наблюдается рост дохода т реализации, что связано с увеличением предоставления услуг, в следствие чего также увеличилась и балансовая прибыль. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала на предприятии увеличится на 9 человек, что связано с расширением видов услуг, увеличением объема выпуска продукции. В следствие увеличения численности работников произойдет увеличение и производительности труда .
За счет увеличения дохода от предоставления услуг увеличится и фондоотдача, что свидетельствует об увеличении объемов выпущенной продукции на 1 рубл. среднегодовой стоимости основных фондов, и, тем самым, свидетельствует об эффективном использовании основных фондов.