Гигиеническая оценка различных вариантов организации учебного процесса в старшей школе
Диссертация
Оценка различных вариантов профильного обучения показала, что здоровьесберегающим потенциалом обладает организация обучения в мультипрофильных классах, в которых созданы условия для формирования индивидуальных образовательных траекторий и обучения в малокомплектных группах. Для учащихся мультипрофильных классов характерен как более высокий уровень умственной работоспособности (величина… Читать ещё >
Список литературы
- Агарков В.И. Гигиенические основы нормирования умственной нагрузки младших школьников: Автореф. дисс. докт. мед. наук. Ростов-на-Дону, 1987.-40с.-
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам/ Под ред. А. Г. Хринковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240с.-
- Адгамов Р., Наумова Т. Опыт организации профильного обучения в инновационном учебном заведении// Директор школы. № 6. — 2003
- Айзенк X. Психологические теории тревожности// Тревога и тревожность. -С.-Петербург: Питер, 2001-
- Аксенова ЭА. Зарубежный опыт профильного обучения в старшей школе. В сб.: Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. -М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 104-
- Александрова Г. А. Медицинские аспекты состояния здоровья детей и подростков// Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», 12−14 мая, 2004 г. М., 2004. -С.53−55-
- Александрова Г. А. Научное обоснование региональной системы управления здоровьем детского населения: Автореф. дисс. докт. мед. наук.-М., 2005.-48с.-
- Александрова И.Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса гимназии: Автореф. дисс. канд. мед. наук.- Н. Новгород, 1998. -23с.-
- Александрова Н.Э., Степанова М. И. Новая шкала трудности учебных предметов как инструмент гигиенической регламентации школьных нагрузок// Здоровье населения и среда обитания. -2003. № 3. — С.21−25-
- Антонова JT.К., Кушнир С. М., Светличная Р. С. и др. Роль статических нагрузок в формировании здоровья детей подросткового возрастаУ/ Материалы всероссийского конгресса «Детская кардиология 2002» М., 2002. — С.190−191-
- Антонова Л.К. Динамика вегетативного статуса детей подросткового возраста: Автореф. дисс. докт. мед. наук. -М., 2004. 48с.-
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М. — 1968. — 251с.-
- Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М. — 1974. — 136с.-
- Антропова М.В., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. Изменения психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференциального обучения// Физиология человека. 1991. -Т. 15. — № 5. — С. 116−124-
- Аптропова М.В., Манке Г. Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков// Педагогика. 1993. — № 6. — С. 9−13-
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся// Здравоохранение Российской Федерации. 1997.-№ 3.-С. 29- 33-
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М. и др. Возрастная динамика работоспособности. В кн.: Физиология развития ребенка./ Под ред. Безруких М. М., Фарбер Д. А. — М. — 2000 — С.259−273-
- Арсеиьев A.M. Факультативные занятия в школе// Советская педагогика. -1968. -№ 3-
- Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути развития// Школьные технологии. 2003. — № 4. — С.22−31-
- Артемова Л.К. Модель выпускника-гимназиста профильного класса// Педагогика. 2004. — № 9. — С.53−57-
- Бабенкова Е.А. Здоровьесберегающие технологии в образовании// Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы», октябрь, 2002. М., 2002 — С.39−40-
- Бабенкова Е.А., Бацева З. И., Лазаренко и др. Критерии комплексной оценки здоровьесберегающих технологий в разных видах образовательных учреждений// Альманах «Новые исследования». 2004. -№ 1−2 (6−7) — С.69−70-
- Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты// Российский педиатрический журнал. 1999. — № 4. — С.5−7-
- Баранов А.А., Кучма В. Р., Рапопорт И. К. Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков. М.: Издательский Дом «Династия», 2004. -200с.-
- Баранов А.А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах (руководство для врачей). М.: Издательский Дом «Династия», 2004. — 168с.-
- Баранов А.А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медико-психосоциальпый статус подростков-выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактики нарушений адаптации. Пособие для врачей. М.: МЗ РФ, 2004. — 76с.-
- Баранов А.А., Щеплягина Л. А., Ильин А. Г., Кучма В. Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности// Российский педиатрический журнал. 2005. -№ 2. — С.4−8-
- Баранов А.А., Щеплягина Л. А., Ямпольская Ю. А., Звездина И. В., Ильин А. Г. Биологические особенности подросткового возраста. В кн.: Проблемы подросткового возраста (избранные главы)/ Под ред. Баранова А. А., Щеплягиной Л. А. — М., — 2003. — С. 5−53-
- Барсукова Н.К., Храмцов П. И., Бесстрашная Н. А. Состояние здоровья и образ жизни современных подростков// Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», 12−14 мая, 2004 г. М., 2004. -т.1. — С. 116−118-
- Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и паркоманиях СПб.: Невский Диалект. — 1998.- 128с.-
- Бережков Л.Ф. факторы риска. Их значение для состояния здоровья детей и подростков и обоснования профилактических мероприятий// Материалы
- Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», 12−14 мая, 2004 г. М., 2004. — т.1. — С.140−142-
- Бобрищева-Пушкина Н. Д. Гигиенические вопросы полового воспитания в образовательных учреждениях// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001 -М., 2001. С.93−94-
- Бондаренко У.С., Ширеторова Д. С., Фрейдков В. И. Головная боль у детей и подростков. М.: общество детских неврологов, 1997-
- Бородкина Г. В. Физиолого-гигиеническая оценка дифференцированного обучения по физико-математическому и химико-биологическому профилю (cVIII класса): Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1992. -30с.-
- Булгакова А., Чигаков Лучшие школы России в профиль// www. alledu. -2004-
- Вашков В.В. Многопрофильное лицейское образование (принципы, методы, перспективы)// Завуч. № 6. — 2001. — С. 125−135-
- Воронина Г. А., Малых Т. В. К анализу резервов функционального состояния учащихся и преодоления школьных трудностей// Альманах «Новые исследования» 2004. — № 1−2 (6−7) — С.117-
- Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков/ Под ред. J1.T. Антоновой, Г. Н. Сердюковской. М.:Промедэк, 1993. — 394с.-
- Воробьева Е. А., Филькина О. М., Шанина Т. Г. и др. Динамика умственной работоспособности подростков// Материалы IV конгресса педиатров России. М., 1998. -. С.32-
- Воронова И.С. Готовим специалистов, востребованных социумом// Директор школы. 2004. — № 3. — С.81−82-
- Галлямова Ю.А., Яковлева Т. В. Информированность подростков об ИППП// Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», 12−14 мая, 2004 г. М., 2004. -т. I — С.234−236-
- Гончарова Г. А., Даниленко О. В. Психическое здоровье современных подростков и профилактика его нарушений// Материалы Международногоконгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», 12−14 мая, 2004 г. М., 2004. — т.1. — С.259−261-
- Горелова Ж.Ю., Мосов А. В., Синякова Д. В. и др. К вопросу о состоянии питания подростков// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. С.44−52-
- Гран Р.Й. Реформы образования и старшая школа// М., 2003-
- Гребнева O.JI., Лазарева О. Ю., Джафорова О. А. и др. Профилактика хронического стресса у школьников// Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке 12−14 мая, 2004 г. М., 2004. -т.1. — С.277−279-
- Гребняк Н.П., Машинистов В. В. К оценке трудности учебных предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах// Гигиена и санитария. 1993. -№ 6. — с.36−37-
- Гребняк Н. П., Машинистов В. В. и др. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся// Гигиена и санитария. 1999.-№ 1.-С.31−34-
- Гребняк Н.П., Шелех Г. П., Якимова К. А. и др. Современные закономерности в состоянии здоровья подростков мегаполиса// Материалы всероссийской конференции с международным участием. «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С.112−115
- Гринене Э. 10. Особенности нервно-психического здоровья в подростковом возрасте// Материалы всероссийской конференции с международным участием. «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001 -М., 2001. С.115−118-
- Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США// Педагогика. 2005. — № 9. — С.65−72-
- Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе// Народное образование. 2002. — № 5. — С.113−122-
- Даяи А.В., Оганнисяи А. О., Геворкян Э. С. и др. Реакция сердечной деятельности старшеклассников школ с дифференцированным обучением на экзаменационный стресс// Физиология человека. 2003. — т.29. — № 2. -С.37−43-
- Еремеев A.M. Гигиеническая оценка построения урока при интенсивной методике обучения// Сб. науч. трудов «Гигиенические проблемы обучения в современной школе» под ред. Сердюковской Г. Н. и Громбаха С. М. -М.:1982. С. 78−85-
- Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения// Народное образование. 2004. — № 2. — С.114−119-
- Ермакова Н.А. Функциональное состояние организма учащихся физико-математических школ// Материалы Всесоюзной конференции по гигиене обучения и воспитания. Москва, 1968-
- Жамлиханов Н.Х., Федоров А. Г. Частота и причины употребления психоактивных веществ подростками// Здоровье населения и среда обитания. 2005. — № 1/142/. — С.5−8-
- Жернакова Г. С., Макарова В. И., Избенко II.J1. и др.// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. С. 138−140-
- Журавлева И.В. Социальные проблемы репродуктивного здоровья подростков// Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке 12−14 мая, 2004 г. М., 2004. — т.1 — С.402−403-
- Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Издательство Института социологии РАН, 2002. — 240 е.-
- Звездина И.В. Артериальное давление в старшем подростковом возрасте// российский педиатрический журнал. 1998. — № 6. — С. 16−19-
- Звездина И.В., Кучма В. Р. Эпидемиологические аспекты поведенческих факторов риска среди подростков// Здоровье населения и среда обитания. -2005.-№ 1/142/.-С.1−5-
- Зорина И.Г. Влияние факторов внутришкольной среды на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся при разных формах обучения. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Екатеринбург, 2002. — 21 е.-
- Зорина И.Г. Состояние здоровья учащихся на современном этапе при разных формах обучения// Материалы всероссийской конференции с международным участием. «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. С.141−143-
- Зубарева Е. Не просто профильная мультипрофильная!// Практический журнал для учителя школы и администрации. — 2003. — № 11.- С.32−35-
- Иванов В.Ю. Медико-социальный портрет работающего подростка// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. С.145−147-
- Иванов В.Ю. Гигиеническая оценка трудовой занятости подростков в современных условиях: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2002. -25с.-
- Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2005. — 54с.-
- Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб.: Питер, 2000-
- Исакова З.Б. Умственная работоспособность и характеристика вегетативного реагирования па умственную нагрузку детей с различной подвижностью нервных процессов: Автореф. дисс. канд. биол. наук. -Казань, 1991.-20 с.
- История педагогики и образования: учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова. 2-е изд. -М.:ТЦ Сфера, 2001.-512с.-
- Катаева-Венгер А. А. Трудный возраст: подростки сегодня. Пособие для учителей и родителей М.: Школьная пресса, 2002. — 112с.-
- Караковский В.А., Матусевич O.JI. Программы по составлению школьного расписания: возможности и опыт применения// Информатика и образование. 2002. — № 1. — С.62−66-
- Керашева А.А., Шехова А. П., Чамокова А. Я. и др. Медико-социальная характеристика сексуального поведения подростков// Материалы Межрегиональной науч.-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» Майкоп, 2005. — С.57−58-
- Кирпичев В.И. Структурный анализ ЭЭГ подростков с разным уровнем умственной работоспособности// Альманах «Новые исследования». -2004. № 1−2 (6−7) С.204-
- Кленова II. Как подготовить школу к профильному обучению// Народное образование. 2003. — № 7. — С. 106−114-
- Коба И. Биологический ритм ребенка расписание уроков// Директор школы.-2003. № 2. — С.127−128-
- Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. -СПб.: ДЕАП, 1998.-210с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.- М., 2002 80с.-
- Коробчанский В.А. Саногенетические механизмы адаптации подростков.// Материалы всероссийской конференции с международным участием. «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С.174−176-
- Котова Г. Н., Зайцев В. М., Савельев С. И. Медико-социальные этапы возникновения и распространения различных форм девиантного поведения молодежи// Здоровье населения и среда обитания. 2003. — № 3.- С.37−42-
- Кудинов С.И. Психологические особенности различий в проявлениях любознательности девочек и мальчиков// Молодежь, общество. Реформы. -М.: Ин-т молодежи, 1994.-С.109−114-
- Кузнецов А. Профильное обучение- проблемы, перспективы развития// Народное образование. 2003. — № 4. — С.85−88-
- Кузьменко Н.Е., Лунин В. В., Рыжова О. Н. О модернизации образования в России// Педагогика. 2005. — № 3. — С. 107−116-
- Куинджи Н.П., Лапонова Е. Д., Поленова М. А. Гигиенические преимущества обучения девочек в однородных по полу классных коллективах// Гигиена и санитария. 2003.-
- Куинджи Н.Н., Степанова М. И. Гигиеническая оценка некоторых педагогических технологий и режимов обучения школьников// Материалы конференции «Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития» М., 1999. — С.133-
- Куинджи H.II., Степанова М. И. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье// Гигиена и санитария. 2000. — № 1.- С.44−48-
- Куинджи II. IL, Степанова М. И., Сазашок З. И. и др. Роль нормирования учебной нагрузки в формировании здоровья детей// Материалы конгресса педиатров «Здоровый ребенок» М., 1999. — С.112-
- Куликов A.M. Специфичность заболеваний у подростков// Материалы всероссийской конференции с международным участием. «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С. 196−198-
- Куликов A.M. Успеваемость и здоровье старшеклассников// Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы», октябрь, 2002.- М., 2002. С.168−169-
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во НЦЗД РАМН. — 2001. — 376с.-
- Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М.: Изд-во НЦЗД РАМН. — 2002. — 280с.-
- Кучма В.Р. Как школьнику сохранить здоровье?// Медицинская газета. -2005.-20 июля-
- Кучма В.Р. Реформирование российской школы: гигиенические проблемы и пути решения// Материалы Межрегиональной науч.-практическойконференции «Здоровье и образование в XXI веке». Майкоп, 2005. — С. З-10-
- Куша В.Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. и др. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения подростков// Здоровье населения и среда обитания. 2003. — № 3. — С.3−8-
- Кучма В.Р., Сухарева Л. М., Носкин Л. А. и др. Особенности адаптации детей к школьным нагрузкам в современных условиях// Тез. докладов XVIII съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Казань, 2001. -С.619−620-
- Лавриненко Г. В., Болдина Н. А., Лабодаева Ж. П. и др.// Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы», октябрь, 2002. -М., 2002.-С. 198−200-
- Лапонова Е.Д. Гигиеническое обоснование дифференциального подхода к организации обучения младших школьников разного пола: Автореф. дисс. канд. мед. наук.-М., 2001.-24с.-
- Лихачева Т.Л., Анненкова Н. И., Лихачев А. Ю. Динамика умственной работоспособности учащихся 10-х классов в течение учебного года// Гигиена и санитария. № 12. — 1990. — С.49−50-
- Лоскучерявая Т.Д. Проблемы оптимального питания у подростков// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С.222−224-
- Лукина А.К. Профильное обучение в сельских школах Красноярского края: пособие М.: изд-во ИСПС РАО. — 2005. — 100с.
- Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 992с.-
- Матрос Д.Ш. Опыт конструирования оптимального учебного плана школы// Педагогика. 1999. — № 1. — С.31−35-
- Милушкина О.Ю. Состояние здоровья и санитарно-эпидемиологическая характеристика условий воспитания и обучения детей и подростков в Российской Федерации// Здоровье населения и среда обитания. 2003. -№ 3. — С. 1−2-
- Минасян С.М., Геворкян Э. С., Даян А. В. и др. Влияние умственно-эмоционального напряжения на содержание электролитов в слюне старшеклассников// Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С.46−48-
- Минасян С.М., Геворкян Э. С., Ксажикян Н. Н. Влияние учебной нагрузки на сердечную деятельность учащихся// Альманах «Новые исследования».- 2004. № 1−2 (6−7) — С.270−271-
- Минкина Л.А., Зубкова Н. З. Сравнительная оценка учебной нагрузки и режима учащихся в массовой и специальной школе// Материалы всесоюзной конференции по гигиене обучения и воспитания. — Москва, 1968-
- Можаева Т.М. Гигиеническое обоснование оптимизации обучения старшеклассников в современной общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1993. — 21с.-
- Мошкевич B.C., Тлеутин С. Ж. Связь показателей высшей нервной деятельности по данным ЭЭГ и корректурной пробы в динамике// Журнал высшей нервной деятельности. 1966. -t.XVI. — вып.З. — С.547−549-
- Мустафина Р. Г., Сиддиков Ф. Г., Самигуллип Г. X. Показатели умственной работоспособности подростков в условиях различного режима обучения// Казанский медицинский журнал. 2001. -т.82. — № 6. -С.466−467-
- Новожилова Н., Фирсова М. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения// Народное образование. 2004. — № 2. — С. 120 129-
- Немова Н.В. Профильное обучение старшеклассников новая педагогическая стратегия российской школы// Директор школы. — 2004. -№ 10. — С.49−58-
- Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты"// Директор школы. -2005. № 5. — С.57−63-
- Нетопина С.А. Влияние учебной информации на умственную работоспособность школьника.// Сб. науч. трудов «Гигиенические проблемы обучения в современной школе» под ред. Сердюковской Г. II. и Громбаха С. М. М.:1982. — с.73−784-
- Онищенко Г. Г. Профильное обучения в старшей школе// www. alledu. -2004-
- Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы/М.: 2001. 240с.- (коллектив авторов координатор проекта Каспржак) —
- О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений. Участвующих в эксперименте, но профильному обучению// Справочник руководителя образовательного учреждения. № 7. сентябрь. — 2004. — С. 104−105-
- Панкова Н.Б., Лебедева М. А., Хлебникова H.II. и др. Различия в уровне здоровья и психомоторной координации учащихся старших классов школ с разными педагогическими технологиями// Альманах «Новые исследования». 2004. — № 1−2 (6−7) — С.295-
- Петров А.Ю., Стригин В. В. Педагогические условия и содержание обучения здоровьесберегающим технологиям педагогов, студентов, сотрудников образовательного учреждения// Альманах «Новые исследования». 2004 — № 1−2 (6−7) — С.303-
- Пинский А.А. Профильная школа должна стать массовой и доступной.// Большая перемена. 22.11.2004-
- Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. М.: Альянс Пресс. — 2004. — С. 146-
- Пинский А.А. Беседа о профильном обучении // первое сентября. -06.08.2005-
- Писарева Л. Модернизация школьного образования в ФРГ// Народное образование. 2004. — № 2. — С.33−37-
- Пляскина И.В. Некоторые тенденции изменения состояния здоровья современных подростков// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. С.260−263-
- Пляскина И.В. Состояние здоровья московских старшеклассников// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. С.263−264-
- Пляскина И.В. Динамика состояния здоровья учащихся школ с различной организацией учебно-воспитательного процесса// Материалы
- Всероссийской конференции с международным участием «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы», октябрь, 2002. -М., 2002. С.278−280-
- Подросток: физиолого-гигиенические и психосоциальные основы обучения и воспитания/ Кучма В. Р., Сухарева JI.M., Павлович К. Э. М.: МИОО, 2004.-280с.-
- Поленова М.А. Гигиеническое обоснование организации учебной и внеучебной деятельности девочек 7−10 классов с учетом особенностей формирования их репродуктивной функции: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1995.-23с.-
- Поташнюк И.В. Особенности состояния здоровья учащихся современных гимназий и пути его улучшения// Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке12−14 мая, 2004 г. М&bdquo- 2004. — т.Н. — С. — С.406−409-
- Прасолова О.В. Состояние центральной нервной системы у учащихся инновационных школ// Альманах «Новые исследования». 2004. — № 1−2 (6−7)-С.317−318-
- Преображенская H.II. Некоторые аспекты состояния здоровья учащихся 10-х классов школ с углубленным изучением отдельных предметов// Материалы науно-нрактич. конф. «Актуальные проблемы гигиены обучения и воспитания школьников». Минск, 1974-
- Преображенская П.П. Состояние здоровья школьников профилированных школ// Сб. научн. трудов «Гигиена детей и подростков». М., 1974-
- Профильное обучение в сельской школе России: Методическое пособие/ Под ред. М. П. Гурьяновой. М.: ИСПС РАО, 2005. — 240с.-
- Профильное обучение: первые итоги эксперимента, практика и перспективы// Вестник образования России, сентябрь. 2005. — № 18. -С.70−74-
- Раенгулов Б.М., Чердакова Э. А. Организация учебно-воспитательного режима в образовательных учреждениях ЯНАО// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001.-М., 2001. С.269−272-
- Рапопорт И.К. Здоровье подростков и выбор профессионального пути// Директор школы. 2005. — № 5. — С.101−104-
- Реморенко И.М. Сетевые решения (профильное обучение в старшей школе)// www. alledu. 2004-
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. С. 159-
- Сазанюк З.И. Гигиеническое значение организации внеучебного времени учащихся первых классов в условиях группы продленного дня: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1980. -20 с.
- Самсонов П.И. «Острые углы» профильного обучения// Директор школы.-2004. № 6. — С.49−54-
- Сапунова И.О. Гигиеническое обоснование программы профилактики и охраны здоровья школьников в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города» (на примере г. Долгопрудного Московской области): Автореф. дисс. канд. мед. паук. М., 2005-
- Самусенко В. Зачем изобретать велосипед? (или еще раз о профильной школе)// www.Michlycee.ru. 2004 septem-
- Семенищенкова Т. А. Гигиенические аспекты формирования преневротических отклонений у старшеклассников// Гигиена и санитария.- 2000. № 4. — С.34−37-
- Сивков И.Г. Гигиеническая оценка расписания уроков с помощью ранговой шкалы трудности предметов// Гигиена и саниария. 1979. — № 4.- С.77−79-
- Скворцова Е.С. Психоактивные вещества и здоровье подростков в России// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. -С.301−303-
- Смакотина Н.Л. Сравнительные оценки хода проведения эксперимента по введению предпрофильной подготовки учащихся девятых классов. М., 2004.-23с.-
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. — 272с.-
- Соболевская О.В. Роль учебной среды в формировании здоровья подростков// Материалы всероссийской конференции с международнымучастием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. -С.308−309-
- Сонькин В.Д. Здоровье и школа// Альманах «Новые исследования» РАО Институт возрастной физиологии. 2002. — № 1. — С.6−11
- Степанова М.И. Гигиеническая оценка трудности уроков в начальной школе// Гигиена и санитария. 1984. — № 12. — С.67−69-
- Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2003. -48с.-
- Степанова М.И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования// Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.40−44-
- Степанова М.И., Куинджи Н. Н. Гигиенические аспекты реформирования школьного образования// Материалы науч.-практической конференции «Укрепление здоровья в школе». Казань, 2000. — С.83−84-
- Степанова М.И., Сазанюк З. И. Обучение в гимназии и здоровье детей// Материалы I Всероссийской науч.-практической конференции «Здоровье и образование». С.-Петербург, 1995. — С.52−54-
- Суворова А.В. Комплексная оценка состояния здоровья и работоспособности подростков, обучающихся по программе «школа-ВУЗ». Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб, 1998.-24 е.-
- Суворова А.В. Медико-социальная характеристика подростков медицинского лицея// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. С.311−313-
- Сухарев А.Г. О гигиеническом нормировании суточной двигательной активности в подростковом возрасте// Материалы всероссийскойконференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С.52−56-
- Сухарева JI.M. Гигиенические основы профессионального обучения подростков. Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1988. — 44с.-
- Сухарева J1.M., Раппопорт И. К., Павлович К. Э. и др. Врачебно-профессиональное консультирование и медицинское обеспечение профессиональной ориентации детей. Пособие для врачей. М.: МЗ РФ, 2001. — 44с.-
- Сухарева JI.M., Куинджи Н. Н., Степанова М. И. Прессинг школьных инноваций в зеркале здоровья// Школа здоровья. 1998. — т.5. — № 2. -С.37−43-
- Темкин Б.И. Влияние обучения в специальных школах на функциональное состояние учщихся// Материалы Всесоюзн. научн. конф. по гигиене обучения и воспитания. М., 1968-
- Топоркова Н.Б. О режиме дня учащихся специальной школы (с преподаванием ряда предметов на английском языке)// Материалы
- Всесоюзн. науч. практнч. конф. по гигиене обучения и воспитания. М., 1968-
- Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 464с.-
- Туаева И.Ш. гигиеническая оценка режима дня и его влияния на здоровье школьников старших классов в современных условиях: Автореф. дисс. каид. мед. наук. СПб. — 2005. — 24с.-
- Тубельский А. Н., Кукушкин М. Е., Старостенкова М. В. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания// Библиотека журнала «Директор школы». 2001. — № 5. — 143с.-
- Усищева Ц.Л. Гигиенические предпосылки к составлению расписания уроков в общеобразовательной школе// Сб. науч. трудов «Гигиенические проблемы обучения в современной школе» под ред. Сердюковской Г. Н. и Громбаха С. М. М.: 1982. — С. 85−94-
- Усищева Ц. Л., Сазанюк 3. И. Гигиеническая характеристика учебной нагрузки учащихся профилированных классов.// В кн. Гигиена детей и подростков/ Под ред. Сердюковской Г. Н. и Громбаха С. М. М.:1977. -с.48−59-
- Устюгова Н.В., Сайкинова H.II., Михалева И. А. К вопросу обучения в классах для девочек// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. -М.,-2001.-С.331−333-
- Физиология развития ребенка/ Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. -М.: Образование от, А до Я, 2000. 319с.
- Филькина О.М. Здоровье подростков 15−17 лет и успешность обучения.// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С. 336−338-
- Филькина О.М. Оптимизация состояния здоровья школьников// Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы», октябрь, 2002. М., 2002. — С.372−374-
- Фурсенко А. О важности профилизации образования// www. alledu. -2004-
- Фуфаева О.А. Гигиеническая оптимизация учебного процесса общеобразовательных учреждений инновационного типа. Автореф. дисс. канд. мед. наук. -М., 2000. 23 е.-
- Фуфаева О.А., Чубирко М. И. Изменения в состоянии здоровья подростков под влиянием повышенных учебных нагрузок// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С.338−340-
- Хананашвили М.Н. Информационные неврозы. Л., 1978. — 143с.-
- Хасан Б.И., Бреслав Г. М. Пол и образование: анализ конфликтов половозрастной идентификации. Красноярск, 1996. — 174с.-
- Храмцов П.И. Гигиеническая оценка образовательных программ и педагогических технологий: методические подходы и технологическиесредства// Практика заболеваний и укрепление здоровья. 2000. — № 4. -С.27−29-
- Хризман Т.П. Нейронедагогика наука будущего: В кн: Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. Митрошиной Н. П. — С. — Петербург. — 2001. — С. 26−30-
- Чайкин С.В. Гигиеническая оценка альтернативного варианта структуры учебного года в школе: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2002. — 24с.-
- Чистякова С.Н., Лернер П. С., Родичев и др. Профильное обучение и новые условия подготовки// Школьные технологии. 2002. — № 1. — С. 101−108-
- Чистякова С.Н. Родичев Н.Ф. Результаты разработки и проверки в эксперименте по введению иредпрофилыюй подготовки средств профильной ориентации учащихся девятых классов-
- Чичерин Л.П. Современные технологии организации медико-социальной помощи подросткам// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. С.346−349-
- Шафигуллииа Г. Ш. Профессии, которые предпочитают школьники// Директор школы. 2005. — № 5. — С.89−92-
- Шестернинов Е., Арцев М. Профильная школа это индивидуализация обучения и свобода выбора// Директор школы. — 2003. — № 2. — С.14−17-
- Шинаев Н.Н., Петина Т. В. Нервно-психическое здоровье детей и подростков, проблемы, пути их решения// Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», 12−14 мая, 2004 г.-М., 2004.-т.Ш.- С.354−357-
- Школа и психическое здоровье учащихся/ Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, — 1988. -272с.-
- Шустова И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников// Педагогика. 2005. — № 5. — С.45−48-
- Я.А. Комеиский о воспитании: золотой фонд иедагогики/ Под ред. П. М. Матвеева. М.: Школьная Пресса, 2003. — 192с.-
- Ямпольская Ю.А. О «возрасте развития» современного подростка// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., — 2001. — С.366−367-
- Ямпольская Ю.А. Особенности роста и развития одновозрастной группы школьников в подростковом возрасте// Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С.70−72-
- Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников г. Москвы к началу XXI века// Альманах «Новые исследования». 2004. — № 1−2 (6−7) — С.441−442-
- Alexander F. Psychosomatic medicine: Its principles and applications. N. Y.: Konald, 2002-
- Bach M., Bach D. Alexithymia in somatoform disorder and somatic disease. Psychother Psychosom 1996. № 3. — p.150−152-
- Castillo D.N., Davis L., Wegman D.H. Young workers// Occupational Medicine-State of the Art Reviews. 1999. — 14 (3). — pp. 519−536-
- Clark A., Millard E. Gender in secondary curriculum. Balancing the books. L. And N.Y., «Routledge», 1998 — 259 p.
- Cohen S., Williamson G. Stress and infectious disease in humans. Psychol Bull 109:5−24, 1991-
- Conley D.T. Preparing students for life after high school// Education leadership. 2002. — № 7-
- Diller A. et. At Gender (the) Question in Education. Theory, Pedagogy, and Politics. / U.S. Weslview Press, 1996, 249 p.
- Education in Britain. / Foreign a. commonwealth of office. London: Central office of inform., 1991.-40 p.-
- Grossman H., Grossman S.H. Gender Issues in Education. UNESCO, 1981-
- Fiske E.B. Smart Schools, Smart Kids: Why do some schools work. N.Y., 1991-
- Higher Education in Sweden// www. Sweden, se-
- Hughes K.L., Bailey Th. R., Karp M.M. School-to-work: making a difference in education// Phi Delta Kappan. 2002. — № 4-
- Kann L., Charles Ph.D., Warren W. and all Youth risk behavior surveillance -United States, 1995// htpp: www.cdc. Gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00.6855.htm-
- Lipkova V. Deti a skola. Zdrawie. — 1984. — № 9. — C.3−8-
- Maccoby E., Jacklin C. The Psychology of sex differences. Stanford, 1974.
- Matthews C.E., Binkley W., Grisp A. Challenging gender bias in fifth grade// Educational leadership. 1997. — vol/ 55/ - № 4. -p.54−57-&
- Marti В., Vartiainen E. Relation between leisure time exercise and cardiovascular risk factors among 15-year-olds in eastern Finland// J. Epidemiol, and Community Health. 1989. — V. 43. — № 3. — p. 228−233-
- Neuner G. Methodik und Methoden: Oberblick// Handbuch Fremdsprachenunterricht (hrsg. Bausch u.a.). Tubingen, 1991-
- Ney York State Education Department, ASQC Long Island Section Meeting, Long Island. N.Y. September 1992-
- Novello A.C., DeGraw C., Kleinman D.V. Healthy Children Ready to Learn: An Essential Collaboration Between Health and Education. // Public Health Reports. 1992. — Vol. 107, № 11. — p. 3−10-
- Powell K.E., Caspersen C.J., Koplan J.P. et al. Physical activity and chronic diseases// Amer. J. Clin. Nutr. 1989. -V. 49, № 5. — p. 999−1006-
- Rancurel M. Guide to secondary education in France. Strasbourg: Council of Europe press, 1995. — 64 p.-
- Sarback S. National Report 2003// www. utbildning. regeringen. se-
- Siegel J.M., Phd and C.J. Leitch Assessment of Type A Behavior Pattern in Adolescents//Psychosomatic Medicine. 1981. — Vol. 43, № 1 — p. 45−54-
- U.S. Department OF Health AND Human services Recommendations from the NIOSH Child Labor working Team/ August, 1997. — 24p.-
- Vanickova E. Rezimove otazky stredoskolske mladeze. // Ces. Hyg. 1988. -R. 33, C. l.-S. 27−33-
- Wegman D.H., Davis L.K. Protecting youth at work // American Journal of Industrial Medicine. 1999. — 36 (5). — pp. 579−583-
- Zimmermann R. Pragmalinguistir und kommunikativer Fremdsprachenunterricht am Beispiel d. Engl. Anfangsunterrichts. Heidelberg, ¦ 1984-