01 февраля 2003 г. в действие вступил новый гражданский процессу-альный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым полномо-чия прокуратуры в гражанском процессе значительно сократились. В то время, как в соответствии с ранее действовавшим ГПК РСФСР прокурор мог обращаться в суд с заявлением о возбуждении любого гражданского дела, в ГПК РФ эти возможности ограничены узким кругом дел, направленных главным образом на защиту публичных интересов, интересов неопределен-ного круга лиц, а также граждан, которые не могут сами по каким-либо объ-ективным причинам обратиться в суд.
Формы участия прокурора приобрели большую определенность по сравнению с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
В соответствии с ГПК РСФСР прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также вступить в дело на любой стадии процесса (ст. 41). И в том, и в другом случае на основании ст. 187 ГПК РСФСР он давал заключение по делу, вследствие чего при обращении прокурора в суд в защиту прав других лиц после окончания исследования доказательств в судебном заседании прокурор выступал дважды: первый раз с речью в судебных прениях как инициатор процесса, второй после них, давая заключение по делу в целом как проку-рор. Такое положение дел, безусловно, нарушало принцип равноправия сто-рон и право другой стороны на судебную защиту.
Нынешнее участие прокурора в гражданском процессе минимизируется последовательными усилиями законодателя.
Вместе с тем существуют определенные ситуации, когда никто, кроме прокурора, не может исправить сложившееся положение и восстановить на-рушенные права граждан и публичных образований. К сожалению, прихо-дится констатировать, что о прокурорской защите нарушенных прав юриди-ческих лиц речи вообще не идет.
В отличие от ранее действовавшего порядка прокурор теперь не может вступить в процесс на любой стадии и дать заключение по любым категори-ям дел. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заклю-чение лишь по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмеще-нии вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, пре-дусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пленум ВС РФ № 2 2003 г. также подчеркивает факт ограничения роли прокурора в гражданском процессе.
Общие положения об участии прокурора в деле закреплены и в татье 45 ГПК РФ, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц и вступления в процесс для дачи заключения по делам, определенным в ГПК РФ и в других федеральных законах. Актуальность и важность вопро-сов роли и участия прокурора в гражданском процессе определили выбор те-мы реферата. В данной работе отражены проблемы, связанные с участие прокурора в гражданском процессе. Целью работы является анализ дейст-вующего законодательства, судебной практики, а также трудов отечествен-ных ученых-процессуалистов.
1. Роль и место прокурора в гражданском процессе.
Действующий Кодекс разграничил формы участия прокурора. Так, полномочия по участию прокурора в гражданском процессе в судах общей юрисдикции с учетом требований ГПК РФ реализуются в трех формах:
1) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по де-лам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рас-сматриваемым в порядке особого производства;
2) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о высе-лении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жиз-ни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и дру-гими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;
3) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на невступившие в законную силу ре-шения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу су-дебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиу-ма Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопреде-ленного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Россий-ской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспо-собности и другим уважитеьным причинам не может сам обратиться в суд.
Часть 1 ст. 45 ГПК РФ не содержит перечень уважительных причин и критериев состояния и здоровья, по которым гражданин не может самостоя-тельно обратиться в суд.
Поэтому в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином и представлены соответствующие доказательства.
Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит только суду. В случае признания не-уважительной причины, указанной в заявлении, судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ст. 134 ГПК РФ.
В тех случаях, когда другими федеральными законами предусмотрено право обращения прокурора в суд, такие положения законов будут действи-тельны при условии, что заявление подается в защиту прав, свобод и закон-ных интересов лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Другой формой участия прокурора в процессе является вступление в уже начавшийся процесс и дача заключения по делам, прямо предусмотрен-ным федеральным законодательством. Некоторые из дел таких категорий оп-ределены в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. Это — дела о восстановлении на работе, о вы-селении, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Гражданско-процессуальным кодексом РФ предусмотрено участие прокурора в рассмот-рении дел, возникающих из публичных правоотношений (подраздел III), в порядке особого производства (об усыновлении (удочерении) ребенка; о при-знании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении граждани-на умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гра-жданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолет-него в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; заявление об объявле-нии несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной гос-питализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении сро-ка принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством). Семейным кодексом РФ предусмотрено обязательное уча-стие прокурора в рассмотрении дел о лишении родительских прав (ст. 70), о восстановлеии в родительских правах (ст. 72), об ограничении в родитель-ских правах (ст. 73). Федеральным законом «О предупреждении распростра-нения туберкулеза в Российской Федерации» предусмотрена принудительная госпитализация, на основании решений суда с обязательным участием про-курора, больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушав-ших санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно укло-няющихся от обследований в целях выявления туберкулеза или от лечения этого заболевания.
Правом на подачу представлений в вышестоящие суды, в том числе и в суд надзорной инстанции, обладает прокурор, являющийся лицом, участ-вующим в деле, с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, незави-симо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.
При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 387 ГПК РФ ос-нованием для отмены или изменения судебных постановлений вышестоящих судов в порядке надзора, являются существенные нарушения норм матери-ального или процессуального права.
Несмотря на то, что права прокурора в гражданском судопроизводстве ограничены, в 2007 г. например, прокуратурой Ленинградской области в су-ды общей юрисдикции было направлено 2536 исков, из них 1025 исков — в защиту гражданина и неопределенного круга лиц, в том числе, 719 — в защиту трудовых прав граждан. Остальные иски направлены в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
.