Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Направленность общеобразовательной школы на модернизацию, наметившийся переход на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования связаны с существенными изменениями в педагогической теории и практике, внесением корректив в методы и технологии обучения и воспитания, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, способствовать гармоничному вхождению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы развития познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы
    • 1. 1. Познавательный потенциал учащихся старших классов общеобразовательной школы как научное понятие
    • 1. 2. Модель развития познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы
    • 1. 3. Педагогические условия успешной реализации модели развития познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы
    • 2. 1. Цель и задачи организации экспериментальной работы по развитию познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы
    • 2. 2. Методика развития познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы
  • Выводы по второй главе

Развитие познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. В этой системе базовым звеном является общеобразовательная школа, которая готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается приоритетность модернизации и инновационного развития общеобразовательной школы. По сути, перед школой ставится глобальная задачаподготовить учащихся к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Для этого необходимо сформировать у них такие важные качества, как инициативность, самостоятельность и креативность.

Направленность общеобразовательной школы на модернизацию, наметившийся переход на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования связаны с существенными изменениями в педагогической теории и практике, внесением корректив в методы и технологии обучения и воспитания, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, способствовать гармоничному вхождению учащихся в современное общество. В связи с этим проблема активизации процесса обучения получила новый импульс, что предполагает совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся, а также реализацию продуктивных подходов к построению системы обучения, среди которых одним из значимых является совершенствование познавательной деятельности учащихся.

Особую значимость эта проблема получает на этапе старшего школьного образования. Познавательные процессы, способы их организации выступают фундаментом учебной деятельности учащихся старших классов.

Именно они являются слабо используемым резервом, а их учет в образовательном процессе — возможным ответом на сложности, связанные с ускорением прогресса науки. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее актуальным для современной общеобразовательной школы является разработка новых методов, технологий и приемов развития познавательного потенциала учащихся старших классов.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе существуют и активно развиваются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления проблемы развития познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Общетеоретический фундамент проблемы потенциала личности как совокупности задатков, ценностных установок, наклонностей, неактуализи-рованных или нереализованных возможностей в познании себя и своего окружения представлен в исследованиях A.A. Деркача, М. С. Кагана, Д. А. Леонтьева, В. Н. Маркова, В. И. Слободчикова, Л. Д. Столяренко и др. В этих исследованиях обоснованы структура потенциала личности, деятельностный контекст его проявления, взаимосвязь и взаимозависимость различных видов потенциала личности.

Осмыслению сущности познавательной деятельности и особенностей субъект-субъектных отношений в познании способствуют работы И.Т. Каса-вина, В. Е. Кемерова, E.H. Князевой, В. А. Лекторского, Л. А. Микешиной, А. Л. Никифорова, Н. Ф. Овчинникова, В. Н. Розина, М. А. Розова, М. Е. Соболевой, B.C. Степина, В. П. Филатова, B.C. Швырева и др.

Значимыми являются исследования, в которых анализируется мыслительная деятельность человека (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В.П. Зинчен-ко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров и др.), выявлены психологические закономерности ее осуществления (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, A.M. Матюшкин, H.A. Менчинская, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), раскрыты сущность и внутренние механизмы познавательной активности и самостоятельности (Д.Н. Богоявленский, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Л. Б. Ительсон, С. Г. Костюк и др.).

Подходы к пониманию дидактических основ познавательной деятельности обучающихся изложены в трудах Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, В. И. Загвязинского, B.C. Ильина, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, П.И. Пид-касистого, М. Н. Скаткина, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др. Пути активизации познавательной деятельности, закономерности и принципы развития познавательных интересов, способы формирования познавательных потребностей рассмотрены B.C. Ильиным, А. К. Марковой, М. И. Махмутовым, В. Л. Симоновым, A.B. Усовой, Т. И. Шамовой, Ю. В. Шаровым, Г. И. Щукиной и др.

Выполнен ряд исследований, в которых анализируются особенности формирования познавательного потенциала детей дошкольного возраста (М.И. Лукашук, Т. Г. Шах, Л.В. Шпирковская), младших школьников (Л.В. Савельева, А.Ю. Нагорная), студентов (Ю.А. Юртаева). При всей значимости данных исследований без внимания остаются вопросы раскрытия психолого-педагогического механизма развития познавательного потенциала учащихся старших классов. Не исследованными остаются аспекты, касающиеся специфики движущих сил, условий, методов и средств развития познавательного потенциала учащихся на старшей ступени среднего общего образования.

Таким образом, в педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:

— на социально-педагогическом уровне — между возросшими требованиями государства и общества к уровню подготовки учащихся на старшей ступени школьного образования и преобладанием в реальной образовательной практике разрозненных способов организации познавательной деятельности;

— на научно-теоретическом уровне — между необходимостью научного обоснования путей и средств развития познавательного потенциала учащихся старших классов и неразработанностью соответствующих содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств;

— на научно-методическом уровне — между широкими возможностями учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе и недостаточностью научно-методических разработок по развитию познавательного потенциала учащихся старших классов.

Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: как использовать возможности образовательного процесса в современной общеобразовательной школе для развития познавательного потенциала учащихся старших классов?

На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования нами сформулирована тема диссертации: «Развитие познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы».

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить модель развития познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы и педагогические условия ее успешной реализации.

Объект исследования — образовательный процесс на старшей ступени среднего общего образования в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — научно-педагогическое обеспечение процесса развития познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы.

В своем исследовании мы исходили из гипотезы о том, что развитие познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы будет иметь положительную динамику, если:

1) на основе системного, синергетического и личностно-деятельностного подходов разработать и реализовать модель развития познавательного потенциала учащихся старших классов;

2) определить и экспериментально проверить педагогические условия успешной реализации модели: стимулирование познавательного интереса учащихся посредством диверсификации образовательной среды школырасширение арсенала познавательных стратегий учащихся через формирование индивидуального познавательного стиля, обогащение арсенала интеллектуальных операций и повышение поведенческой гибкостиразвитие высших психических функций учащихся на факультативных занятиях, в процессе которых создается «ситуация успеха» и повышается мотивация достижения;

3) создать и внедрить методику развития познавательного потенциала учащихся старших классов.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы для выявления методологических и теоретических основ исследования.

2. Уточнить содержание понятий «познавательный потенциал учащихся старших классов» и «развитие познавательного потенциала».

3. Разработать и реализовать модель развития познавательного потенциала учащихся старших классов.

4. Теоретически обосновать и проверить в ходе экспериментальной работы педагогические условия успешной реализации модели развития познавательного потенциала учащихся старших классов.

5. Сконструировать и внедрить методику развития познавательного потенциала учащихся старших классов.

Методологической основой исследования явились: системный подход, обеспечивающий системную интерпретацию объектов и явлений окружающей действительности (А.Н. Аверьянов, П. К. Анохин, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. П. Кузьмин, В. Н. Сагатовский, В. Н. Садовский, B.C. Тюхтин, Э. Г. Юдин и др.) — синергетический подход, основывающийся на явлении самоорганизации (A.M. Ковалев, Г. Николис, Л. Я. Няпинен, И.Р. При-гожин, Г. И. Рузавин, Г. Хакен и др.) — личностно-деятельностный подход, предполагающий создание благоприятной среды для развития личности в процессе деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Теоретическую базу исследования составляют: диалектическая теория познания (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс и др.) — концепции развития потенциала личности (A.A. Деркач, Д. А. Леонтьев, В. Н. Марков, В. Н. Мясищев, В. К. Сафонов, В. И. Слободчиков, Н. И. Шевандрин и др.) — научные труды ученых, раскрывающие психологические закономерности осуществления процесса познавательной деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, A.M. Матюшкин, H.A. Менчинская, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), дидактические аспекты познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский, В. А. Беликов, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Г. И. Щукина и др.), особенности формирования личности в подростковом и юношеском возрасте (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, A.B. Мудрик, B.C. Мухина, A.B. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.) — концепции формирования познавательного интереса и мотивации учебной деятельности учащихся (Л.И. Божович, М. М. Левина, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы, нормативных документов, моделирование, аналогия и обобщение), эмпирические (анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение, собеседование, интервьюирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент), количественные методы обработки результатов исследования.

Экспериментальная база. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе общеобразовательных учреждений г. Грозного (МОУ гимназия № 23, МОУ СОШ №№ 30, 40, 42, 60 и 67). Внедрение отдельных положений исследования осуществлялось в учебном процессе в ГОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования» и ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Всего в экспериментальной работе приняло участие 56 учителей и 357 учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 20 062 011 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2006;2007 гг.) изучалось состояние проблемы развития познавательного потенциала учащихся старших классоввыявлялись затруднения, испытываемые учащимися в учебной деятельности, а также факторы, оказывающие влияние на развитие их познавательного потенциалаопределялся научный аппарат, формулировалась гипотеза и задачи исследованияконструировались критерии, показатели и уровневые характеристики познавательного потенциалаготовилась программа педагогического эксперимента.

На втором этапе (2007;2009 гг.) разработана и экспериментально проверена педагогическая модель развития познавательного потенциала учащихся старших классовопределялись педагогические условия успешной реализации моделиреализован формирующий этап эксперимента, в ходе которого проверялись положения гипотезы.

На третьем этапе (2009;2011 гг.) проведен повторный этап педагогического эксперимента, осуществлялось соотнесение результатов эксперимента с его целью и задачамипроводилось обобщение материалов экспериментальной работы, формулировались теоретические выводы и научно-методические рекомендации по развитию познавательного потенциала учащихся старших классовзакончено оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в целостном представлении теоретических и прикладных положений, раскрывающих психолого-педагогический механизм, сущности и особенности развития познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы, и состоит в том, что:

1) определена теоретико-методологическая стратегия исследования процесса развития познавательного потенциала учащихся старших классов, которую образуют системный, синергетический и личностно-деятельностный походы;

2) разработана модель развития познавательного потенциала учащихся старших классов, которая рассматривается как сложная и многоуровневая динамическая система, включающая взаимосвязанные компоненты (целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный) и этапы (мотива-ционный, деятельностный и развивающий);

3) теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие успешной реализации модели развития познавательного потенциала учащихся старших классов: стимулирование познавательного интереса учащихся посредством диверсификации образовательной среды школырасширение арсенала познавательных стратегий учащихся через формирование индивидуального познавательного стиля, обогащение арсенала интеллектуальных операций и повышение поведенческой гибкостиразвитие высших психических функций учащихся на факультативных занятиях, в процессе которых создается «ситуация успеха» и повышается мотивация достижения;

4) сконструирована методика развития познавательного потенциала, раскрывающая содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства, обеспечивающие перевод учащихся старших классов в позицию активных субъектов познавательной деятельности и мобилизацию их операциональных функций на достижение результатов, непосредственно связанных с проектированием планов и перспектив на будущее.

Теоретическая значимость исследования:

1. Выявленные особенности и специфика познавательной деятельности учащихся старших классов, уточненное содержание понятий «познавательный потенциал учащихся старших классов» и «развитие познавательного потенциала» расширяют научные сведения в области активизации познавательной деятельности учащихся на старшей ступени школьного образования.

2. Выбранные методологические подходы (системный, синергетиче-ский, личностно-деятельностный) и предложенные принципы (субъектности, рефлексии, сотрудничества и вариативности) углубляют теоретико-методологические представления о сущности и характере протекания процесса развития познавательного потенциала учащихся старших классов.

3. Разработанная модель развития познавательного потенциала учащихся старших классов и педагогические условия ее успешной реализации обогащают теоретические разработки в сфере совершенствования познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования:

1. Предложенная модель, педагогические условия и методика развития познавательного потенциала учащихся старших классов продуктивны, воспроизводимы и допускают возможность адаптации под конкретные условия учебно-познавательной деятельности на старшей ступени школьного образования.

2. Критериально-уровневые характеристики развития познавательного потенциала и соответствующие диагностические методики могут применяться в ходе мониторинговых исследований для оценки качества образования учащихся старших классов общеобразовательных школ.

3. Материалы диссертационного исследования, выводы и обобщения могут оказаться полезными при составлении учебных и учебно-методических пособий для учителей общеобразовательных школ, проведении учебных занятий со слушателями курсов повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Познавательный потенциал учащихся старших классов представляет собой развивающуюся и самоуправляемую систему внутренних ресурсов, возможностей и резервов личности, которые обеспечивают активизацию продуктивной познавательной деятельности, мобилизацию операциональных функций, направленных на интенсивное познание окружающего мира, формирование личностной идентичности, реализацию планов и стратегий профессионального самоопределения.

2. Модель определяет наиболее общие представления об организации и осуществлении процесса развития познавательного потенциала учащихся старших классов и представляет собой единство целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного компонентов. Смысловое наполнение компонентов модели осуществлено в соответствии с положениями системного, синергетического и личностно-деятельностного подходов, а также принципами субъектности, рефлексии, сотрудничества и вариативности. В модели учтены особенности протекания процесса актуализации познавательных резервов учащихся посредством их включения в активную познавательную деятельность и совершенствования самосознания, познавательной сферы и саморегуляции.

3. Педагогические условия обеспечивают успешную реализацию модели в практике учебно-познавательной деятельности учащихся старших классов в общеобразовательной школе. Совместное действие педагогических условий направлено на качественное преобразование внутренних ресурсов, возможностей и резервов учащихся, сопровождающееся приобретением новых положительных качеств и свойств и обеспечивающее эффективную организацию и осуществление продуктивной познавательной деятельности.

4. Методика развития познавательного потенциала учащихся старших классов интерпретирует использование на различных этапах ее реализации (мотивационном, деятельностном и развивающем) методов, приемов и правил практической работы, обеспечивающих включение учащихся в активную познавательную деятельность и способствующих расширению их познавательных возможностей и способностей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены четкостью исходных теоретико-методологических позицийлогикой научного исследованияприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованиярациональным сочетанием его теоретической и экспериментальной частейрепрезентативностью объекта выборкидлительным характером исследования, позволившим провести тщательный количественный и качественный анализ его результатов.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения о развитии познавательного потенциала учащихся на старшей ступени школьного образования соответствуют п. 4. «Теории и концепции обучения. Закономерности и принципы обучения ребенка на разных этапах его взросления» паспорта специальности 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования и на конференциях различного уровня: международных: «81га1е?ю1те ру1аша з?1а1:о?е] паикЬ> (Рггету^, 2011 г.), «Новини на прогрес — 2011» (София, 2011 г.) — российских: «Психолого-педагогические технологии развития потенциала личности» (Челябинск, 2010 г.), «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы» (Южно-Сахалинск, 2010 г.), «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Москва — Челябинск, 2009;2011 гг.), «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Москва — Челябинск, 2007;2009 гг.).

Публикации. Всего по теме диссертации опубликовано 18 работ, среди которых три в журнале, рекомендованном ВАК.

Структура диссертации. Диссертационное исследование составляет 206 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, 23 таблиц, 3 рисунка, списка цитируемой и использованной литературы, включающего 280 источников.

Выводы по второй главе.

1. Педагогический эксперимент проводился в соответствии с темой исследования с целью проверки достоверности выдвинутых нами теоретических положений, наполнения конкретным содержанием каждого педагогического условия и подтверждения необходимости их реализации в целях повышения эффективности реализации модели развития познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательных школ.

2. На основе структурных компонентов познавательного потенциала, для определения их состояния были разработаны соответствующие критерии и показатели. Методом педагогической экспертизы отобраны диагностические средства, позволяющие производить оценку состояния каждого компонента познавательного потенциала.

3. Констатирующий этап экспериментальной работы показал, что познавательный потенциал у учащихся старших классов и у студентов младших курсов вуза невысокого уровня, что вызывает определенную озабоченность как у педагогической общественности, так и у работодателей. Целенаправленная работа по развитию познавательного потенциала учащихся в старших классах не ведется, мало того, большая часть педагогических работников не ставила перед собой цели по его развитию, полагая, что развитию познавательных возможностей учеников должно уделяться повышенное внимание в начальной школе, а в старших классах только в ситуации появившихся затруднений у учащихся в освоении образовательной программы.

4. Методика развития познавательного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы представлена тремя этапами: мотива-ционный, деятельностный и развивающий.

5. К традиционным компонентам содержания образования было предложено добавить ряд мероприятий разработанных в соответствии с совокупностью разработанных педагогических условий, которая реализовывалась на каждом этапе методики развития познавательного потенциала учащихся старших классов.

6. Результаты педагогического эксперимента позволили констатировать произошедшие качественные изменения в развитии познавательного потенциала учащихся экспериментальных 10−11-х классов.

7. С помощью методов математической статистики (использованных при обработке данных по изменению познавательного потенциал учащихся старших классов) была зафиксирована разница между состоянием познавательного потенциала учащихся экспериментальных и контрольных классов по завершении экспериментальной работы. Значимые отличия были отмечены по всем компонентам познавательного потенциала, но особая разница была отмечена по таким характеристикам как «высшие психические функции», «познавательные стратегии» и «познавательный интерес и познавательные мотивы», что соответствует скрытому потенциалу. Следовательно, наша идея — развитие явного потенциала через скрытый, полностью реализовалась с помощью разработанной методики.

Доказана тесная взаимосвязь между структурными компонентами познавательного потенциала учащихся старших классов, что свидетельствует о правильном выборе критериев и показателей исследуемого потенциала. Повторный формирующий эксперимент подтвердил первые выводы. Следовательно, мы доказали экспериментально, что существует реальные возможности совершенствования образовательного процесса в общеобразовательных школах в области развития познавательного потенциала учащихся старших классов, повышая тем самым их конкурентоспособность в дальнейшей жизнедеятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой