Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование исследовательской компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: На материале учебно-исследовательской работы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Моделирование личностно-развивающих исследовательских ситуаций включало в себя: анализ проблемной ситуации в жизни школы и формулирование проблемы, выбор приоритетных задач исследования и обоснование их актуальности, получение эмпирического описания и конструирование теоретической модели, апробацию и конкретизацию модели и проекта будущей деятельности. В рамках этих ситуаций происходил постоянный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развивающие возможности исследовательской работы в процессе повышения квалификации руководителей школ
    • 1. 1. Профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения и возможности ее развития средствами исследовательской работы
    • 1. 2. Научно-теоретические основы исследовательской работы слушателей на факультете повышения квалификации
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная апробация и результаты исследовательской работы слушателей факультета повышения квалификации как средство развития исследовательской компетентности
    • 2. 1. Диагностика исследовательской компетентности слушателей ос факультета повышения квалификации
    • 2. 2. Развитие исследовательской компетентности руководителей образовательных учреждений на основе моделирования исследовательских ситуаций в процессе обучения на факультете повышения квалификации. ^
  • Выводы по главе 2

Формирование исследовательской компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: На материале учебно-исследовательской работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях осмысления новых подходов к управлению школой, диктуемых изменившимися условиями ее функционирования и развития, весьма важной представляется проблема повышения профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений. От профессионализма руководителей школ и качества развития их личности в значительной мере зависит судьба тех перемен, которые определены Концепцией модернизации школьного образования. Трудности, в настоящее время испытываемые российской школой, во многом связаны со все возрастающим уровнем запросов, которые предъявляют системе образования общество и обучаемые, с усложнением и расширением социального опыта, с возникновением все новых многообразных форм предъявления информации. Все более актуальным становится требование повышения субъектности участников образовательного процесса: готовности к выбору, принятию ответственности, самостоятельным действиям, способности к сотрудничеству, готовности к изменениям в характере профессиональной деятельности, умения мобилизовы-вать свой личностный потенциал для решения различного рода задач (Сериков В.В.). Таким образом, очевидно, что на современном этапе развития общества востребован такой специалист, который не ждет инструкций, а имеет уже сложившийся опыт творческого, проектно-конструктивного ведения профессиональной деятельности.

Обращение к сложившейся практике управления школой показывает, что основным его содержанием является последовательность привычных управленческих действий руководителей, непроизводительная трата усилий на решение второстепенных задач, отсутствие системности управленческих мер и стратегического видения перспектив школы. В таких условиях не обеспечивается достоверность управленческой информации, не выявляются подлинные причины явлений школьной жизни.

Формированию иных подходов к управлению образовательным учреждением не способствует традиционная система подготовки и переподготовки руководителей на факультетах повышения квалификации. Сегодня эта форма непрерывного образования управленцев преследует, главным образом, цели функциональной образованности и ориентирована, прежде всего, на объем знаний. В практике же управленческой деятельности руководители школ постоянно сталкиваются с необходимостью разрешать ситуации и проблемы, на которые нет готовых рецептов. Максимальная задача, на решение которой претендует сегодня система повышения квалификации, — это подтягивание специалиста до нормативного представления сущности управленческой деятельности (С.Г. Вершловский., Б. С. Гершунский., Д. М. Зембицкий, Ю. Н. Кулюткин, Л.Ф. Савинова). Признаками неадекватности такой модели системы профессиональной подготовки современным условиям является и нацеленность на обеспечение функционирования в условиях неизменной внешней среды, информационно-инструктивный, личностно отчужденный характер взаимодействия со слушателями, низкий уровень их субъектной активности. Наряду с этим в системе факультетов повышения квалификации недостаточно учитывается особая сложность и специфические (типичные и предсказуемые) особенности взрослых обучающихся: их профессиональный опыт, принятые ценности, характер образовательных запросов, сложившиеся стереотипы (С.Г. Вершловский, Т.Г. Браже).

Альтернативой традиционному управлению образовательным учреждением может явиться исследовательский подход, суть которого — в переводе практической проблемы в научно-исследовательскую задачу, требующую приложения исследовательских процедур (Шамова Т.И.). Исследовательский подход обеспечивает объективность управленческой информации, создает предпосылки для выявления подлинных причин явлений и процессов школьной жизни, обеспечивает системность управленческих мер. Сформировать исследовательскую компетентность руководителей школ возможно в рамках учебно-исследовательской работы слушателей на факультете повышения квалификации (В.И. Андреев, Е. Григорьева, Г. С. Сухобская и Л. Л. Горбунова, Е.П. Тонконогая). Поэтому процесс обучения руководителей школ на факультете должен все больше опираться на самостоятельную исследовательскую деятельность слушателя.

Категорию «исследовательская компетентность» мы рассматриваем как составляющую профессиональной компетентности руководителя и определяем как способность специалиста, необходимую для качественного решения проблем образования средствами научно-исследовательской работы. Исследовательская компетентность создает предпосылки проявления исследовательского компонента профессиональной компетентности руководителя, выводящего его на новую ступень осмысления усложнившейся функции школы и видения цели. Исследовательский компонент становится в этом случае системообразующим, а его проявление выступает важным условием развития профессиональной компетентности руководителей образовательного учреждения.

Важность процесса повышения профессионализма работников образования акцентирована в трудах известных ученых (В.И. Андреева, Ю.К. Бабан-ского, В. П. Беспалько, С. Г. Вершловского, Б. С. Гершунского, А. К. Марковой, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой и др.).

Вместе с тем нет специальных научных исследований в области формирования исследовательской компетентности слушателей-управленцев в условиях их подготовки на факультете повышения квалификации. Не исследованы трудности формирования этого качества, их причины, сущность и содержание, хотя и имеются работы, которые касаются отдельных аспектов проблемы: вопросы методологической компетентности и методологической культуры рассмотрены в трудах Т. Б. Алексеева, С. В. Кульневича, О. Е. Лебедеваконцептуальные основы содержания непрерывного профессионального образования представлены в работах С. Г. Вершловского, В. А. Сластенина, А.П. Тря-пицынойпроблемы готовности руководителя к инновационным преобразованиям исследованы в трудах М. М. Поташника и B.C. Лазарева, Т. И. Шамовой, Р. С. Кричевского, B.C. Безруковой, Ю. К. Бабанского.

На основе анализа философских, социологических, психологических и педагогических исследований, мы пришли к выводу, что актуальность проФ блемы формирования исследовательской компетентности руководителей школ средствами учебно-исследовательской работы на факультете повышения квалификации обусловлена комплексом противоречий:

1. Между ориентацией традиционной системы подготовки руководителей образовательных учреждений на «насыщение» обучающихся информацией об образовательных новшествах и необходимостью вооружения их опытом самостоятельного исследования как средства решения управленческих задач.

2. Между традиционным для многих руководителей отношением к науке как набору оторванных от жизни абстрактных сентенций и необходимостью ориентации руководителей школ на новые смыслы научного, диагностического подхода в управлении, повышения их методологической культуры, готовности к использованию наукоемких технологий управления.

3. Между осознаваемой необходимостью повышения компетентности, исследовательского потенциала руководителей образовательных учреждений и не разработанностью технологий их переподготовки в системе повышения квалификации, обеспечивающих применение на практике фундаментальных научных идей, проектирование и реализацию инновационных экспериментов.

Проблема исследования заключается в выявлении структуры, средств и условий учебно-исследовательской работы руководителей школ на факультете повышения квалификации, обеспечивающих повышение их профессиональной компетентности. Данная проблема обусловила выбор темы исследования «Формирование исследовательской компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации (на материале учебно-исследовательской работы).

Объект исследования: процесс повышения квалификации руководителей д образовательных учреждений.

Предмет исследования: формирование исследовательской компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации (на материале ф учебно-исследовательской работы).

Цель исследования: разработка модели и методики подготовки руководителей школ к применению исследовательских методов в управлении как необходимого условия становления их профессиональной компетентности.

Задачи исследования:

1. Определить место исследовательской работы руководителя в структуре его профессиональной компетентности. Ф 2. Разработать модель учебно-исследовательской работы руководителя образовательного учреждения в процессе обучения на факультете повышения квалификации.

3. Обосновать методику учебно-исследовательской работы слушателей факультета повышения квалификации и проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования заключается в том, что исследовательская работа слушателя факультета повышения квалификации будет выступать более действенным по сравнению с массовым опытом фактором развития исследовательской компетентности руководителя, если:

— исследовательская компетентность руководителей образовательных учреждений будет рассматриваться в качестве системообразующей основы их профессиональной компетентности;

— учебно-исследовательская работа слушателей факультета повышения квалификации будет моделировать ситуации применения исследовательских методов для обеспечения объективности управленческой информации, реализации диагностического подхода в принятии управленческих решений, педагогического анализа и оценки качества образовательной деятельности школы, осуществления инновационных экспериментов с целью апробации новых моj* делей деятельности школы;

— основу предлагаемой методики будут составлять побуждение руководителей к осознанию значимости исследовательского подхода в управлении через создание учебных ситуаций, отличающихся противоречивостью, неполнотой информации, диалогичностью и игровыми формами взаимодействия;

— слушатели будут включаться в исследовательскую среду, предполагающую актуализацию и разрешение проблемных ситуаций, моделирование эффективных управленческих действий, разработку и реализацию управленческих проектов;

— в результате собственного опыта слушатели будут убеждаться в преимуществе исследовательского подхода перед обыденно-интуитивным способом поиска управленческих решений.

Методологической основой исследования явились: основные положения методологии педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский И .Я. Лернер, В. М. Полонский, Я. Скалкова, М.Н. Скаткин), из которых выведены теоретические положения о сущности целостного и системного подходов к рассмотрению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, B.C. Ильин, В. В. Краевский, И.Я. Лернер) — теоретические основы образования взрослых (Б.Г. Ананьев, С.Г. Вер-шловский, М. Т. Громкова, Д. М. Зембицкий, С. И. Змеев, И. А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин), представленные в концепции непрерывного профессионального педагогического образования (Е.П. Белозерцев, С. Г. Вершловский, Е. И. Исаев, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин, А.П. Тряпицына) — современные концепции управления образовательными системами (В.П. Беспалько, В. А. Караковский, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, Е. П. Тонконогая, Л. И. Фишман, П. В. Худоминский, Т.И. Шамова) и теоретические основы концепции личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, М. В. Кларин, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — идеи формирования научного творчества специалистаего исследовательской, творческой активности (М.А. Байдан, В. Д. Дудышев, В. И. Андреев, И.П.

Калошина, С.И. Зиновьев) применительно к управлению образовательным учреждением и подготовке специалистов образования (В.А. Сластенин, М. М. Поташник, Т. И. Шамова.

Методы исследования выбраны в соответствии с задачами и гипотезой: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияинтроспективный метод (осмысление собственного педагогического опыта) — моделирование и проектирование обучения по формированию исследовательской компетентности руководителей образовательных учрежденийизучение и обобщение опыта управления школойметоды психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ) — диагностический, формирующий эксперименты.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позицийобъективностью научных методов, избранных в соответствии с целью и задачами исследованиясочетанием количественного и качественного анализаполучением устойчивых репрезентативных данных в процессе продолжительной опытно-экспериментальной работы на факультете и контрольным сопоставлением этих данных с массовым опытом управления школой.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что существенно дополнено содержание понятия профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения благодаря уточнению места исследовательского компонента в ее структурепредложена модель исследовательской компетентности, содержащая новые характеристики этого качестваразработана новая методика организации исследовательской работы слушателей на факультете повышения квалификациивыявлены дидактические условия моделирования исследовательских ситуаций на каждом из этапов процесса формирования исследовательской компетентностивпервые представлены требования к проектным заданиям для слушателей и логика предъявления исследовательских задач.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в теоретические основы профессионального образования взрослых,к построенного на основе теории и практики личностно ориентированного и компетентностного подходов в образовании. Исследование раскрывает один из путей включения исследовательских компонентов в содержание и процесс непрерывного профессионального образования на примере подготовки руководителей школ и вносит вклад в определение целей, содержания и технологий подготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений на факультетах повышения квалификации. Результаты работы могут слу-^ жить основой для создания стратегии подготовки руководителей школ к реализации управленческой деятельности, ориентированной на разрешение управленческих проблем средствами научного исследования.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что разработанная автором модель учебно-исследовательской работы руководителей образования может быть использована преподавателями факультетов повышения квалификации для достижения высокого уровня качества профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. Последнее обеспечивается разработанными в диссертации конкретными методическими приемами моделирования исследовательских ситуаций, требующих для своего разреше ния применения научных методов. Разработана методика диагностики исследовательской компетентности слушателей в условиях учебной деятельности на факультете повышения квалификации. Эта методика прошла процедуру стандартизации и может быть использована в качестве инструмента для оценки исследовательской компетентности не только руководителей школ, но и педагогов, магистрантов, аспирантов, соискателей.

Апробация результатов исследования осуществлялась автором в ходе опытно-экспериментальной работы на факультете повышения квалификации? и профессиональной подготовки работников образования Волгоградского государственного педагогического университета. Материалы исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции по проблемам управления качеством высшего образования (Воронеж, 2003) — научной конференции «Актуальные проблемы современного воспитания: целостный ft подход» (Волгоград, 2004) — 9-м годичном собрании Южного отделения РАО и.

24-х психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов н/Д, 2005 г.) — на областных научно-практических конференциях (Волгоград, 2004 г. и 2005 г.) — теоретических и научно-практических конференциях преподавателей Волгоградского государственного педагогического университета, на заседаниях лаборатории проблем личностно ориентированного образования и кафедры управления педагогическими системами указанного вуза. Материалы иссле-I, дования представлены в девяти публикациях автора.

Внедрение выводов исследования осуществлялось в учебном процессе на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Волгоградского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследовательская компетентность является системообразующей в структуре профессиональной компетентности руководителей школ и рассматривается нами как способность, необходимая для качественной реализации функций управления образовательным учреждением, таких как реализа-* ция исследовательских программ и методов для обеспечения объективности управленческой информацииприменение диагностического подхода в целе-полагании, планировании, принятии управленческих решений, педагогическом анализе и оценке качества образовательной деятельности школыосуществление инновационных экспериментов с целью апробации новых моделей содержания образования, технологии обучения и воспитательной деятельности школы и экспертизы инновационных проектовразработка стратегических планов и программ развития образовательного учреждения. Показателями ис-ф, следовательской компетентности являются: интерес к применению исследовательского подхода в процессе решения управленческих задачумение отбирать и применять исследовательские методы при решении управленческих задачумение интерпретировать результаты педагогических исследований и строить систему работы в соответствии с полученными результатами. Создание условий для проявления исследовательской компетентности в учебном процессе на факультете повышения квалификации выступает условием формирования и повышения профессиональной компетентности руководителя школы, его способности к саморазвитию.

2. В процессе подготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений на факультете повышения квалификации стимулируются мотивы овладения методологической культурой как предпосылки управления школой на основе самостоятельных исследований. Для обеспечения такого рода подготовки должны быть созданы условия для освоения слушателями знаний о методологических основаниях исследовательской работы, методов работы с источниками, технологических основ исследования. Основу исследовательской компетентности составляют умения выявлять проблему, формулировать гипотезу, подбирать соответствующие методы ведения исследования и обработки полученных результатов.

3. Учебно-исследовательская работа, моделирующая ситуации применения научных методов для обоснования управленческих решений, обеспечивает устойчивость исследовательской мотивации слушателей и активизирует рефлексивные процессыакцентирует установку на новизну и преобразованияповышает уровень методологической культуры руководителей образовательного учрежденияспособствует развитию профессиональной самооценки как важнейшего условия его успешной управленческой деятельностипомогает избавиться от стереотипов мышления, боязни «отсутствия указаний сверху», что создает благоприятные условия для проявления мотивов творческой самореализации в деятельности.

4. Основным средством развития исследовательской компетентности руководителя является проектный подход к построению учебного процесса, предполагающий моделирование ситуаций применения исследовательских методов к решению управленческих задач, которое включает в себя: анализ проблемной ситуации в жизни школы и формулирование проблемывыбор приоритетных задач исследования и обоснование их актуальности, получение эмпирического описания и конструирование теоретической модели, апробацию и конкретизацию модели, создание нормативной модели и проекта будущей деятельности.

5. Организационно-дидактическими условиями включения исследовательской работы в учебный процесс на факультете повышения квалификации являются смещение акцентов в освоении нормативной части курса с регламентации деятельности на создание условий для ее осмысленияусиление методологических аспектов профессиональной подготовки путем установки на проблемность, научный поискподбор учебного материала, предусматривающего решение нестандартных, творческих задачразнообразие форм и методов продуктивного познания в ходе учебно-исследовательской работыучет особенностей взрослых обучающихся.

База исследования: факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет».

Этапы исследования.

Первый этап (2001 -2002 г. г.) — поисково-теоретический — был направлен на изучение состояния научного знания по проблеме исследования, анализ педагогической, психологической, методической и специальной литературы, определение цели и задач исследования. На этой основе определены концептуальный замысел и логика работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы, организован констатирующий эксперимент с проведением первичной диагностики.

Второй этап (2002 — 2003 г. г.) — экспериментальный — был посвящен разработке и апробированию на практике методики учебно-исследовательской работы руководителей образовательных учреждений в процессе подготовки на факультете повышения квалификации, определению эффективности организационных форм и условий реализации этой методики. Проводился формирующий эксперимент.

Третий этап (2004 -2005) — завершающий — был направлен на анализ, систематизацию и обобщение результатов, формулирование выводов, разработку методических рекомендаций. Уточнялись основные положения исследования, велось оформление текста диссертации.

Выводы по главе 2.

Экспериментальная разработка вопросов организации учебно-исследовательской работы слушателей факультета повышения квалификации как средства развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений позволила сделать следующие выводы:

1. Опытно-экспериментальная работа имела своей целью посредством системы организационного, методического и психологического обеспечения осуществить программу поэтапной подготовки руководителей, проходящих обучение нафакультете, к осуществлению педагогического исследования как средства решения управленческих проблем. Реализация программы предполагала прохождение слушателями трех этапов: мотивационно-преобразующего, операционально-формирующего и системно-формирующего, представляющих собой целостную систему методического обеспечения освоения руководителями исследовательских навыков в управлении. Процесс разделения обучения на этапы был, в определенной мере, условным, однако, он дал возможность более ясно представить характерные особенности, содержание и формы образовательного взаимодействия со слушателями.

2. В основу апробируемой в ходе эксперимента модели управления работой по развитию исследовательской компетентности слушателей факультета положена система последовательно создаваемых личностно-развивающих ситуаций, предполагающих для своего разрешения применение исследовательских методов. На первом этапе эксперимента главная идея ситуаций состояла в том, чтобы включить слушателей в самостоятельные исследовательские пробы, предполагающие рефлексивный анализ собственных действийна втором предполагалось решение конкретных управленческих задач школьных менеджеров, для чего условиях образовательного процесса происходило исследование причин и условий возникновения проблемына третьем этапе руководители самостоятельно выстраивали логику педагогического исследования и проектировали систему работы в соответствии с полученными результатами.

3. Количественным результатом эксперимента явилось возрастание числа слушателей, отнесенных к среднему и высокому уровням исследовательской компетентности (на 19,88% и 4,82% соответственно) и существенная убыль численности группы руководителей с низким уровнем компетентности (на 25,42%). Такая динамика стала возможной в результате достижения цели эксперимента, главным итогом которого стало признание всеми слушателями преимуществ исследовательского подхода в управлении, обретение исследовательского опыта в моделируемых условиях учебно-исследовательской работы на факультете повышения квалификации. Ф.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Остановимся на основных выводах, полученных нами в ходе исследования.

Первая задача исследования состояла в уточнении понятия профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения и определении места исследовательской работы руководителя в структуре его профессиональной компетентности. Для решения этой задачи использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов: теоретический и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение существующего педагогического опыта.

Изменившиеся условия функционирования и развития образовательного учреждения привели к необходимости осмысления нового содержания понятия «профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения». Из прямых управленческих функции директора школы перешли в менеджерские, постепенно стали создаваться организационно-педагогические условия, узаконивающие педагогическое творчество и инновации и управляющие ими через связь педагогической науки и практики образования. Все более актуальным становится требование повышения его субъектности: готовности к выбору, принятию ответственности, самостоятельным действиям, готовности к изменениям в характере профессиональной деятельности. Школе предложено множество управленческих технологий, в том числе, ситуационная, основанная на оценке качества, исследовательском подходе.

Суть исследовательского подхода в управлении школой — в переводе практического затруднения в научно-исследовательскую задачу, требующего приложения исследовательских процедур. Исследовательский подход обеспечивает объективность управленческой информации, создает предпосылки для выявления подлинных причин явлений и процессов школьной жизни, обеспечивает системность управленческих мер.

Для построения перечня проявлений профессиональной компетентности руководителя школы, мы исходили из представления личностно ориентированного образования о личности как наборе функций. В качестве оснований при этом мы рассматривали функции управления, выделенные Т. И. Шамовой: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, контрольно-диагностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную. С этих позиций руководитель компетентен, если у него существует набор функций, каждая из которых реализуется в полной мере. Принимая управленческую деятельность как деятельность, имеющую исследовательскую основу, мы в дополнение к указанному перечню проявлений профессиональной компетентности включили исследовательский компонент. Он аккумулирует в себе мобильность и гибкость в управлении и определяет его результат. Развитие этого компонента выступает важнейшим условием формирования и повышения профессиональной компетентности руководителей школ в условиях их подготовки и переподготовки на факультете повышения квалификации.

В структуре исследовательской компетентности в соответствии с выше перечисленными функциями управления мы выделили шесть компонентов: проблемно-исследовательский, мотивационно-исследовательский, проектив-но-исследовательский, организационно-исследовательский, развивающе-исследовательский и рефлексивно-исследовательский. Каждая из функций управления проявляется в одном из компонентов профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения. В представленной модели исследовательская работа пронизывает все сферы управленческой деятельности и является особым видом компетентности. Он не может развиваться в отрыве от исполнения функций управления и аккумулирует в себе исследовательские возможности, реализуемые в ходе этого процесса.

В качестве критериев исследовательской компетентности руководителя образовательного учреждения нами выделены следующие: интерес к применению исследовательского подхода в процессе решения управленческих задачумение отбирать и применять исследовательские методыумение интерпретировать результаты педагогического исследования и строить систему работы в соответствии с ними.

Мотивационный показатель оценивал отношение руководителей образования к исследовательской работе как средству решения управленческих проблем, наличие или отсутствие внутренних побудительных мотивов к осуществлению педагогических исследований.

Операциональный показатель выявлял умение слушателей формулировать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать адекватные методы исследования и обработки полученных результатов, планировать логику исследовательских действий в соответствии со сформулированными задачами.

Интегративный показатель исследовательской компетентности позволял выявить способность слушателей выполнять целостное педагогическое исследование по актуальному, востребованному практикой направлению.

Нами были выявлены три уровневых группы слушателей: руководители низкого, среднего и высокого уровней исследовательской компетентности. Восхождение их от низкого к более высокому уровню компетентности нами рассматривалось как сложный, целенаправенный и управляемый процесс, реализуемый в несколько этапов в рамках курсовой подготовки руководителей школ.

Второй задачей нашего исследования была разработка модели исследовательской работы руководителя образовательного учреждения в процессе обучения на факультете повышения квалификации.

Проведенный нами анализ теоретических источников показал, что в системе подготовки и переподготовки специалистов образования существуют достаточно болезненные противоречия между традиционно принятыми моделями приобщения слушателей к исследовательской работе и современными требованиями к руководителям школ. Одно из таких противоречий состоит в несоответствии моделей учебно-исследовательской работы слушателей факультетов повышения квалификации требованию формирования исследовательской позиции управленца.

В качестве одного из путей снятия указанного противоречия нами предлагается учебно-исследовательская работа слушателей, выстраиваемая благодаря использованию специальных методик. При этом учебно-исследовательская работа рассматривается и как форма научно-исследовательской деятельности (задания, рефераты, выпускные квалификационные работы), и как метод, в том случае, если преподаватель включает элементы исследования в учебный процесс.

В основу апробируемой в ходе эксперимента модели управления работой по развитию исследовательской компетентности положена система последовательно создаваемых личностно-развивающих профессионально значимых ситуаций, предполагающих для своего разрешения применение исследовательских методов. Модель таких ситуаций представляла собой совокупность целевых, содержательных и процессуальных условий формирования исследовательского опыта. Стержнем этих ситуаций являлась управленческая проблема, требующая субъектной позиции руководителя в ее решении, изменения его ценностно-смысловой сферы, осознания недостаточности своего опыта, осознания недостаточности своего опыта, развития его рефлексивных умений и повышения мотивации к овладению исследовательским подходом в управлении. К числу таких ситуаций мы отнесли: ситуации коллективной и индивидуальной рефлексии, сравнительно-аналитические ситуации, «погружение» в исследовательскую среду, проблемные ситуации на различных этапах освоения исследовательского опыта, моделирование.

Моделирование личностно-развивающих исследовательских ситуаций включало в себя: анализ проблемной ситуации в жизни школы и формулирование проблемы, выбор приоритетных задач исследования и обоснование их актуальности, получение эмпирического описания и конструирование теоретической модели, апробацию и конкретизацию модели и проекта будущей деятельности. В рамках этих ситуаций происходил постоянный тренинг управленческих действий руководителя образовательного учреждения, связанный с реализацией личностного подхода. Это: актуализация учебного диалога, выявление ценностных аспектов материала, совместный поиск ценностей и духовных смыслов. При этом преподаватели факультета осознавали необходимость бережного отношения к опыту взрослых обучающихся. Содержанием работы преподавателей на основе методики исследовательских ситуаций являлось выявление профессиональных и личностных затруднений слушателей в ходе учебного исследования и превращение этих затруднений в предмет методической работы. Динамика развертываемых ситуаций представлялась как результат развития исследовательской компетентности: познание себя как управленца, оценка своей компетентности, создание программы своего развития, поиск нового смысла управленческой деятельности. Таким образом, личностно-развивающие исследовательские ситуации вносили в деятельность руководителей новый вид управленческого опыта: опыт самопонимания себя как управленцасамоанализа своей управленческой деятельности через рефлексию результатов исследованияопыт самопроектирования своего профессионального развитияопыт оценки соответствия своей управленческой деятельности позиции руководителя-исследователя.

К числу условий, могущих обеспечить развитие профессиональной компетентности руководителей школ в рамках их подготовки и переподготовки на факультетах повышения квалификации, мы отнесли: ориентацию на личность слушателей, принятие личности в качестве ведущей цели образованияподбор учебного материала, предполагающего решение нестандартных, творческих задачусиление методологического аспекта профессиональной подготовкиразнообразие форм и методов продуктивного познания в ходе учебно-исследовательской работыразвитие исследовательских умений слушателей в ходе образовательного взаимодействияучет особенностей взрослых обучающихся.

Третья задача нашего исследования заключалась в разработке методики учебно-исследовательской работы руководителей образования и проверке ее эффективности в условиях эксперимента на факультете повышения квалификации.

Развитие исследовательской компетентности слушателей предполагало последовательное прохождение ими трех этапов: мотивационно-преобразующего, операционально-формирующего и системно-формирующего, представляющих собой целостную систему методического обеспечения освоения руководителями исследовательских навыков в управлении.

Целью мотивационно-преобразующего этапа было изменение профессионального мышления руководителей образовательных учреждений в подходах к управленческой деятельностиоперационально-формирующего — обретение исследовательского опыта в ходе решения отдельных управленческих задачсистемно-формирующего — обретение опыта самостоятельного выстраивания целостного педагогического исследования. На каждом из этапов посредством различных форм включения слушателей в исследовательскую работу (упреждающие методологические семинары, тематические спецсеминары, деловые игры, практикумы по решению управленческих задач, выполнение исследовательских заданий в рамках стажировки, участие в научно-исследовательской работе кафедры) и применения личностноразвивающих исследовательских ситуаций в индивидуальных и групповых формах взаимодействия со слушателями, обеспечивалось продвижение руководителей школ от низкого к более высокому уровню исследовательской компетентности.

Для каждой уровневой группы слушателей были определены цели и задачи, которые обусловили содержание и формы образовательного взаимодействия. При этом во всех уровневых группах личностно-развивающие исследовательские ситуации активизировали рефлексивные процессы, запускали механизмы самоанализа, самопроектирования своей управленческой деятельности и обеспечивали осмысление слушателями преимуществ исследовательского подхода в управлении школой. На первом этапе подготовки главная идея лич-ностно-развивающих ситуации состояла во включении слушателей в самостоятельные исследовательские пробы, предполагающие рефлексивный анализ собственных действий, положительные переживания от осознания возможностей самореализации, самодвижения. На втором этапе — в выявлении возможностей для самореализации субъектов и осознании ими реального смысла своего профессионального развития в ходе решения отдельных управленческих задач школьного менеджера. На третьем этапе — в представлении субъектам максимальных возможностей для проявления инициативы, решения значимых для управленческой практики задач, самореализации в процессе выстраивания целостного педагогического исследования.

Сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов позволили сделать вывод об эффективности предложенной модели исследовательской работы слушателей факультета, а разработанную программу поэтапной подготовки их к осуществлению педагогического исследования считать целесообразной для применения в образовательной практике факультета. По завершении эксперимента численность группы руководителей, отнесенных к среднему и высокому уровням исследовательской компетентности, выросла на 19,88% и 4,82% соответственно (в массовом опыте — на 3,75% и 0,82%). При этом группа низкого уровня претерпела существенную убыль — на 27,70% (в массовом опыте на 4,60%).

Проведенное диссертационное исследование не исчерпывает рассматриваемую проблему. Представляется перспективной дальнейшая ее разработка в следующих аспектах: исследовательская компетентность руководителя как условие формирования исследовательской культуры субъектов управления образовательным учреждениеминформационно-методическое обеспечение процесса курсовой подготовки слушателей как средство развития исследовательской компетентностиразвитие исследовательской компетентности руководителей при дистантной и очно-заочной формах обучения на факультетах повышения квалификациипреемственность в процессе развития исследовательской компетентности руководителей образования при периодическом прохождении подготовки на факультете.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дис.. д-ра пед. наук / В. А. Адольф. — М., 1998.
  2. , В.М. Управленческая культура личности как социально-педагогический феномен высшего профессионального образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / В.М. Акименко-Липецк, 2001.
  3. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань, 1998. — 238 с.
  4. , В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 2001.
  5. , А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002.
  6. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990.-367с.
  7. В.В. Управленческая проблема как объект педагогических исследований / В. В. Афанасьев, П. И. Пидкасистый // Педагогика. -2001:-№ 5.-С. 24−28.
  8. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.
  9. , B.C. Директору об исследовательской деятельности школы/ B.C. Безрукова. М.: Сентябрь, 2002.
  10. , Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная компетентность руководителей: автореф. дисс.. канд. психол. наук/Л.И. Берестова. М., 1994.
  11. И.Берулава, М. Н. Современные приоритеты организации научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания в педагогическом вузе / М. Н. Берулава // Актуальные проблемы образования. -М, 1993.-С. 3−12.
  12. , И.А. Философия управления / И. А. Богачек. СПб., 1999.
  13. , Д. Основы менеджмента: пер. с англ / Д. Боди, Р. Пэйтон- под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 816 с.
  14. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной технологии /В.А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 5. -С.9−14.
  15. , Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога / Т. Г. Браже // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 18 — 20.
  16. Бык, И. С. Проблемы организации и эффективности научной деятельности в вузах / И. С. Бык. Киев: Вища шк., 1982.
  17. , В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотиваций / В. Васильев // Нар. образование. 2000. — № 9. — С. 177 — 180.
  18. , Ю.В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  19. , Э.А. Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе / Э. А. Васильева // Сб. науч. тр. / под ред. В.Р. Григорьева- Моск. ордена Дружбы народов ин-т им. М. Тореза. М., 1990. — Вып. 348.
  20. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов / под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988.
  21. , В.Н. Моделирование компетентности педагога /В.Н. Введенский // Педагогика. 2004. — № 6. — С. 13 -18.
  22. , С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы / С. Г. Вершловский. М.: Педагогика, 1987.
  23. , С.Г. Становление андрагогики как науки и учебного предмета / С. Г. Вершловский // Методист. 2002. — № 2. — С.76 — 81.
  24. , С.П. Особенности профессионального становления молодого учителя / С. П. Вершловский, Н. П. Литвинова, Т.М. Симакова// Сов. педагогика. 1987. -№ 6. — С. — 56 — 61.
  25. Взаимосвязь теории и практики в процессе повышения квалификации педагогических кадров: сб. науч. ст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Флаха, С. Г. Вершловского. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
  26. Видинеев, С.А. Психолого-педагогические особенности инновационной деятельности директора школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Видинеев. Курск, 2003.
  27. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / под ред. Т.Н. Шамовой-М., 1991.
  28. Вопросы организации и методики научно-исследовательской работы студентов вузов БССР / под общ. ред. А. А. Соломонова, Б. М. Фиха. — Минск: Изд-во БГУ, 1975.
  29. Вопросы подготовки менеджеров образования: управленческая коммуникация и профессиональное развитие специалистов: учебное пособие для системы доп. проф.-пед. образования / сост.: Т. Г. Бадешко,
  30. A.В. Зеленцова, А.Н. Кузибецкий- науч. ред. А. Н. Кузибецкий. Волгоград: Перемена, 1999. — 134 с.
  31. , А.Н. Активные методы обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в условиях перестройки народного образования: метод, реком. / А. Н. Вырщиков, Н. К. Сергеев,
  32. B.В. Сериков. Волгоград, 1986. -27 с.
  33. Гак, В.Г. Франко-русский словарь активного типа / под ред. В. Г. Гака, Ж. Триомфа. М.: Рус. яз., 2000. — С. 205.
  34. , Б.С. Перспективы развития непрерывного образования/ Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1998.
  35. , Е. Подготовка педагогов-исследователей в учительской академии / Е. Григорьева // Нар. образование. 2001. — № 7. — С 70 — 72.
  36. , Е.А. Процесс формирования коммуникативных умений специалиста-менеджера: автореф. дис.. канд. пед. наук /Е.А. Гришина. Волгоград, 1999. — 18 с.
  37. , И.В. Профессиональная компетентность директора школы: теория и практика формирования: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. В. Гришина СПб., 2004.
  38. , М.Т. Педагогические основы образования взрослых/ М. Т. Громкова. -М.: Изд-во МСХА, 1993. 166 с.
  39. , Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Гущина. Ярославль, 2001.
  40. Деятельность: теории, методологии, проблемы: сборник/сост. И. Т. Касавин. -М.: Политиздат, 1990.
  41. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной компетентности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. пед наук / К.М. Дурай-Новакова. М., 1983.
  42. Дышлевый, И.С./ Регуляция творческой деятельности / И.С. Дышле-вый, JI.B. Яценко. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1986 — С. 12.
  43. , А.И. Подготовка и карьера руководителей системы образования / А. И. Жилина // Педагогика. 2001.- № 5. — С. 12−16.
  44. , В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
  45. , В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В. И. Загвязинский. Тюмень, 1995.
  46. , В.И. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. М.: Знание, 1992.
  47. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. -СПб., 1995.
  48. Заир-Бек, С. И. Стратегии рефлексивного обучения студентов в педагогических вузах / С.И. Заир-Бек // Педагогика в вузе как учебный предмет: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГТУ им. А. И. Герцена, 2001.
  49. Зарубежный опыт. Образование взрослых и социальные перемены // Проблемы непрерывного образования взрослых и социальные перемены: информ. бюл. СПб.- Новгород- Псков, 1994. — С. 15−38.
  50. , Д.М. Проблемы повышения квалификации работников образования: сборник / Д. М. Зембицкий. Ростов н/Д.: Рост. кн. изд-во, 1993.-62 с.
  51. , С.И. Андрагогика: становление и пути развития /С.И. Змеев // Педагогика. 1995. -№ 2. — С. 64 — 67.
  52. , С.И. Образование взрослых в России и в мире / С. И. Змеев // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 106 -108.
  53. , Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Иванова. Волгоград, 1990.
  54. Изучение профессиональных запросов и потребностей педагогических кадров народного образования: сб. науч. тр. / под ред. Е. П. Тонконогой. Л.: Науч.-исслед. ин-т общ. образования взрослых: Акад. пед. наук СССР, 1977. — С. 99.
  55. , B.C. Целостный подход как тенденция теории и практики народного образования / B.C. Ильин // Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе: тез. докл. Всесоюз. конф. Волгоград, 1986.
  56. Информационное обеспечение прогнозирования развития системы непрерывного образования: сб. науч. тр. / под ред. Б. С. Гершунского, Л. М. Сидон. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 128 с.
  57. Исследование проблем психологии творчества: сб. ст. М.:Наука, 1983!
  58. Исследование развития познавательной деятельности. / под ред. К. Брунера. М.: Педагогика, 1971.
  59. , М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М., 1974.
  60. , А.П. О методах научной работы студентов: учеб. пособие по науч. работе студентов / А. П. Калашников, В. А. Утышев. -Петрозаводск, 1974.
  61. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1990.
  62. , М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателей образовательного учреждения: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Н. Карпетова. М., 2000.
  63. , А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. -М.: Гардарики, 1999.
  64. , О.А. Научное образование в контексте новой педагогической парадигмы / О. А. Карпов // Педагогика. 2004. — № 2. — С. 20 — 27.
  65. , Л.Г. Научное творчество студентов / Л. Г. Квиткина. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  66. , И.А. Развитие профессионально-педагогического качества в системе непрерывного образования / И. А. Колесникова // Изв. ВГПУ. Сер.: Педагогические науки. -2003- № 3. С. 82 — 89.
  67. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / И. П. Калошина. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  68. , Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Конар-жевский.-М., 1992.
  69. , Э.Н. Система комплексной оценки качества образования специалиста / Э. Н. Коротков // Высш. образование в России. — 2003. -№ 3.-С. 43−46.
  70. , В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исслед. / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.
  71. , В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования /В.В. Краевский. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 2629.
  72. , В.В. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система / В. В. Краевский // Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981.
  73. , В.В. Теоретико-методологические основы взаимосвязи научной и учебной работы кафедр педагогики как условие повышения качества профессиональной подготовки учителя /В.В. Краевский. — М.: Изд-во АПН СССР, 1988.
  74. , Т.Ю. Система спецкурсов по единой проблеме как средство совершенствования учебно-научно-исследовательской работы студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Ю. Крамарова. — Тольятти, 2002.
  75. , В.Ю. Управление школьным коллективом / В.Ю. Кри-чевский.-JT., 1985.
  76. , O.K. Становление специалиста / O.K. Крокинская, под ред. Е. Э. Смирновой. Д.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1989. — С. 89.
  77. , Е.А. Андрагогическая модель образования / Е. А. Крюкова // Изв. В ГПУ. Сер.: Педагогические науки. 2003. — № 1. — С. 93 — 98.
  78. , Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: учеб. пособие к спецкурсу / Е.А. Крюкова- научн. ред. проф. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1998. — 106 с.
  79. , А.Н. Компетентностный подход в проектировании целей профессиональной подготовки руководителей на основе личностной парадигмы образования / А. Н. Кузибецкий. Волгоград, 2002.
  80. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М., 1990.
  81. , Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин// Вопр. психологии. 1986 — № 2.- С. 21−29.
  82. , Ю.Н. Образование в обществе социальных перемен /
  83. Ю.Н. Кулюткин // Проблемы непрерывного образования взрослых: информ. бюл. С-Пб.: Новгород- Псков, 1994. — С. 3 — 4.
  84. , Е. Управленческая культура директора школы: адекватная самооценка / Е. Кустобаева // Нар. образование. 2002. — № 1.-С.94- 99.
  85. , Г. Г. Компетенции и компетентность / Г. Г. Левитас // Нар. образование. 2004. — № 4. — С. 138 — 144.
  86. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Наука, 1977.-304 с.
  87. , И.Я. О построении логики дидактического исследования / И.Я. Лернер//Сов. педагогика. 1970.-№ 3. — С. 106−118.
  88. , С.В. Инновации в повышении квалификации руководящих кадров образования. Менеджмент, маркетинг и экономика образования:. учеб. пособие / С. В. Линник, под ред. А. П. Егоршина. -Н.Новгород: НИМБ, 2001.
  89. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 56 — 61.
  90. , А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества/ А. С. Майданов. М., 1993.
  91. , Г. И. Повышение профессиональной компетентности педагога через научно-исследовательскую деятельность / Г. И. Макаренко, С. А. Сулина, Т. Л. Тарасова // Дополнительное образование. -2004 № 4. — С. 22 — 28.
  92. , В.И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: теория и практика / В. И. Мареев. Ростов н/Д.: Изд-во РГТУ, 1999.
  93. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Знание, 1996.
  94. , А. Условия творческого труда / А. Матейко- пер. с поль. Д.И. Иорданского- под ред. и с послесл. Я. А. Пономарева. М.: Мир, 1970.
  95. , М.И. Технология творческого мышления / М.И. Мееро-вич Минск: Харвест- М.: ACT, 2000.
  96. Менеджмент в управлении школой / под ред. Т. И. Шамовой. М., 1992.
  97. Методические рекомендации к изучению процессуального аспекта мотивации самообразования студентов / Волгогр. с.-х. ин-т Волгоград, — 1991.
  98. Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности: сб. науч. тр. / под ред. Н. К. Сергеева, А. П. Горячева. Волгоград: Перемена, 1998.
  99. Модернизация управления образовательным учреждением: метод, пособие / под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. М.: АПКиПРО, 2004.- 162 с.
  100. , В.К. Англо-русский словарь / В. К. Мюллер. М.: Рус. яз., 1977.-888 с.
  101. Научно-исследовательская работа слушателей в вузах МВД СССР: учеб.-метод., пособие / JI.M. Колодкин и др. Киев, 1983.
  102. Научно-исследовательская работа студентов как составная часть подготовки специалистов: материалы семинара в г. Суздале 8−9 окт.1980 г./ под ред А. В. Барабанщикова. М., 1981.
  103. , И.Н. Дипломная работа: от выбора темы до защиты: метод. реком / И. Н. Немыкина. М.: АПК и ПРО, 2004.
  104. , Н.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности / Н. Н. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  105. , Г. В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. / Г. В. Никитин, В. Н. Романенко. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1992.
  106. , A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / A.M. Новиков. 2-е изд.- М., 1998.
  107. , A.M. Построение системы непрерывного образования / A.M. Новиков. М.: Изд. центр АПО, 2000.
  108. , Н.Н. Психологическая совместимость и срабатываемость как факторы эффективности труда / Н. Н. Обозов. Л., 1982.
  109. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся / под ред Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. СПб., 2001.
  110. , А. Исследовательская деятельность как способ формирования-мировоззрения / А. Обухов // Народ, образование. 1999. — № 10. -С. 158−161.
  111. , С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд. стер. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  112. Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре университета // Исследование современных педагогических проблем: сб. ст. молодых ученых / под ред. Е.С. Заир-Бек. СПб.: РГТУ им. А. И. Герцена, 2001.
  113. Организация научно-исследовательской работы в вузе и ее влияние на подготовку специалистов: межвуз. сб. / Тирасп. гос. пед. ин-т им. Т. Г. Шевченко. Кишинев: Штиинца, 1982.
  114. Организация управления научным исследованием в вузах / О. И. Алексеева, И. Е. Рисин, В.Н. Эйтингон-Воронеж, 1981.
  115. Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Краевско-го.-М., 1981.
  116. , А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая подготовка кадров / А. Ю. Панасюк. М.: Высш. шк., 1991.
  117. М.П. Менеджмент: Учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, JI.E. Басовский- под общ. ред. М. П. Переверзева. М.: ИНФА, 2002.
  118. , Ю.А. Культура мышления. Методологические пробле мы научно-методической работы / Ю. А. Петров. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990.
  119. Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  120. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, поиски, решения: межвуз. сб. науч. ст. / науч. ред. П. К. Одинцов. Барнаул: Изд-во БГУ, 1996. — С. 158.
  121. Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание) / под ред. Г. А. Бордовского. СПб., 1994. — С. 19.
  122. , Г. Н. Теория и практика проектирования содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: автореф. дис.. д-ра пед. наук /Т.Н. Подчалимова. — Новосибирск, 2001.
  123. , В.М. Структура результата педагогического исследования / В. М. Полонский // Педагогика. 1998. — № 7. — С.26 -31.
  124. , В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский М.: Педагогика, 1987.
  125. , М.М. Оптимизация управления школой / М. М. Поташник.-М., 1991.
  126. Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК». — 72 с.
  127. Проблемы научного творчества в современной психологии/ под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971.
  128. Профессионально-творческая подготовка студентов в ВУЗе: сб.науч. тр. Вып. 348 / под ред. В.Р. Григорьева- Моск. ордена Дружбы народов гос. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. М., 1990.
  129. Психологические исследования творческой деятельности /под ред. О. К. Тихомирова. -М.: Наука, 1975.
  130. Психологические проблемы профессионального обучения: сб. ст. / под ред. B.C. Филатова, В. Д. Шадрикова. — Ярославль, 1972.
  131. , Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. / Д. Равен. М.: Когито-центр, 2001.
  132. , А.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растяников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. -М.: ПЭРСЭ, 2002.
  133. , Н.В. Самодиагностика качества управления как средство развития профессиональной деятельности руководителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Рогожкина. Самара, 2003.
  134. , C.JT. Очередные задачи психологического исследования мышления / C.JI. Рубинштейн // Исследование мышления в современной психологии / под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966.
  135. , C.JI. Психологическая наука в России двадцатого столетия: проблемы, теории и истории / C. JI Рубинштейн- под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997.
  136. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / под ред. B.C. Лазарева. М., 1995.
  137. , Л.Ф. Теория и практика проектирования и функционирования современной системы профессиональной переподготовки педагога: монография / Л. Ф. Савинова. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001.
  138. , С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика / С. М. Сантурова. — М.: Просвещение, 1993.
  139. , Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Нар", образование. № 4. — 2004. — С. 138 — 144.
  140. , Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепции и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): монография / Н. К. Сергеев. СПб.- - Волгоград: Перемена, 1997.-166 с.
  141. , В.В. К проблеме формирования мышления у будущих учителей и руководителей школ / В. В. Сериков. Волгоград, 1991. —1. С. 35.
  142. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994.
  143. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.
  144. , В.В. Общая педагогика: избр. лекции / В. В. Сериков. — Волгоград: Перемена, 2004.
  145. , В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
  146. , А.П. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии / А. П. Ситникова, А. А. Деркач, И. В. Епишина. М.: Луч, 1994.
  147. , Я. Методология и методы педагогического исследования / Я. Скалкова. М., 1989.
  148. Нб.Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.
  149. , В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом / В. П. Симонов. М., 1987.
  150. , М.Н. Теоретико-методологические предпосылки нормативного педагогического прогнозирования /М.Н. Скаткин, Б.С. Гершун-ский // Прогнозирование развития общеобразовательной школы М., 1998.
  151. , Г. Г. Компетенции и компетентность / Г. Г. Скоробо-гатова // Нар. образование. -2004. № 4. — С. 138- 144.
  152. , О.Ю. К духовному диалогу через образование / О.Ю.Скуднова// Акмеология. 2004. -№ 1. — С. 30 — 34.
  153. , В.А. Формирование профессиональной культуры учителя / В. А. Сластенин. М., 1993.
  154. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Сов. педагогика. 1991.-№ 10. — С. 79−84.
  155. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995.
  156. , В.М. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. М. Слободчиков. -М., 1995.
  157. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1988. — С. 241.
  158. , С.В. Формирование педагогической компетентности будущего преподавателя (на примере подготовки преподавателя специальных дисциплин): дис.. канд. пед. наук / С. В. Соколова. — Волгоград, 2004.
  159. , Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Н. Н. Соколова. М.: АПК и ПРО, 2003.
  160. , Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Соляников. СПб., 2002.
  161. , Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах: учеб. пособие для пед. ин-тов / Н. А. Сорокин. М., 1986.
  162. Социальная психология: учебное пособие для вузов / под ред. проф. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001.
  163. , Г. С. Развитие исследовательских компонентов деятельности учителя как условие совершенствования профессиональной подготовки: сб. науч. тр. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, С.Г. Вершлов-ского. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
  164. Технология обучения научно-исследовательской деятельности как фактор качественной подготовки научных кадров в педагогических университетах: коллективная монография / под ред. акад. РАО
  165. В.В. Лаптева. СПб.: РГТУ им. А. И. Герцена, 2000.
  166. Толковый словарь русского языка: в 4 т. т.1 / под ред. Д. И. Ушакова. -М.: ОГИЗ, 1935.
  167. , Е.П. Об одном из подходов к составлению профессио-граммы педагогических кадров / Е. П. Тонконогая, А. Ю. Кричевский // Сов. педагогика. 1991 — № 3. — С. 72 — 75.
  168. , К.А. Современные исследования проблем креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопр. психологии. — 1998. — № 4.- С. 123−132.
  169. , П.И. Практика управления современной школой. Опыт педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. — М., 1995.
  170. Управление развитием школы: пособие для рук. образо-ват.учреждений / под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. — М.: Новая шк., 1995.-464 с.
  171. Управление развитием инновационных процессов в школе / под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М., 1995.
  172. Управление современной школой / под ред. М. М. Поташника. — М., 1992.
  173. Управление школой: теоретические основы и методы: учеб. пособие / под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр соц. и экон. исслед., 1997.
  174. Учебно-исследовательская работа студентов в педвузе: сб. науч. тр. / Рост. гос. пед. ин-т- под ред. Э. П. Козлова. Ростов н/Д.: РГТИ, 1981.
  175. , К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы / К. М. Ушаков. М., 1995.
  176. , Л.И. Теоретические основы управления образовательным учреждением: пособие для рук. общеобразоват. шк. / Л. И. Фишман. -Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 1994. 112 с.
  177. Формирование аналитических умений в процессе подготовки резерва руководителей общеобразовательных школ: экспериментальные материалы. -М.: Акад. пед. наук СССР, 1985.
  178. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: межвуз. сб. /под ред. В. Н. Васильева. Петрозаводск: ПТУ, 1983.
  179. , П.Т. Школа молодого директора / П. Т. Фролов. М., 1988.
  180. , С.Ф. Научно-педагогические основы содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / С. Ф. Хлебунова. Ростов, 1999.
  181. , П.В. Основы внутришкольного управления / П.В. Ху-доминский.-М.: Педагогика, 1987.
  182. , А. Деятельность как содержание образования / А. Хуторской//Нар. образование.-2003. № 8. — С. 108−112.
  183. , Т.В. Как управлять педагогическим коллективом развивающейся школы (практическое пособие для директора школы) / Т. В. Черникова. М.: Сентябрь, 2004. — 208 с.
  184. , Т.В. Психологическая поддержка в образовании: монография / Т. В. Черникова. М.: Изд. дом «МПА-Пресс», 2003. — 408 с.
  185. , Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие / Т. В. Черникова. М.: ТЦ «Сфера», 2005. -304 с.
  186. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982.
  187. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1996.
  188. , Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. М., 1990.
  189. , Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т. И. Шамова. М.: АПП ЦИТП, 1992.
  190. ,. Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова. П. И. Третьяков, Н.К. Капустин- под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.-320 с.
  191. , О.Н. Аутопедагогическая компетентность учителя / О.Н. Ши-ян // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 63 — 68.
  192. Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сб. науч.-метод. работ / под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. — М.: Меж-дунар. пед. акад., 2003.
  193. , П.Г. Система педагогического исследования/ Г. П. Щедровицкий. М.: Изд-во «Педагогика и логика», 1970.
  194. , П.Г. Очерки, концепции системы повышения квалификации / П. Г. Щедровицкий // Очерки по философии образования. — М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993.
  195. , А.Э. Исследовательские методы в традиционных занятиях / А. Э. Штейнмец // Научно-исследовательская работа студентов как составная часть подготовки молодых специалистов. / под ред А. В. Барабанщикова. М., 1980.
  196. Эксперимент в школе: организация и управление / под ред. М. М. Поташника. -М: Изд-во МГПУ, 1991.
  197. , Б.Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. — М., 1994.
  198. , Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения. Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию / Б. Д. Эльконин. Красноярск, 2002.
  199. , А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов /А.Ф. Эсаулов. М.: Высш. шк., 1982.
  200. , Б.Б. Менеджерский подход к руководству образовательным учреждением / Б. Б. Ярмахов // Администратор в системе образования: сб. учеб.-метод. материалов. Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 1999.-С. 32−44.
  201. , JT.B. Регуляция творческой деятельности / JI.B. Яценко, П. С. Дышлевой. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1986. — С. 12.
  202. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М., 2001.
Заполнить форму текущей работой