Формирование исследовательской компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: На материале учебно-исследовательской работы
![Диссертация: Формирование исследовательской компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: На материале учебно-исследовательской работы](https://westud.ru/work/3011851/cover.png)
Диссертация
Моделирование личностно-развивающих исследовательских ситуаций включало в себя: анализ проблемной ситуации в жизни школы и формулирование проблемы, выбор приоритетных задач исследования и обоснование их актуальности, получение эмпирического описания и конструирование теоретической модели, апробацию и конкретизацию модели и проекта будущей деятельности. В рамках этих ситуаций происходил постоянный… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Развивающие возможности исследовательской работы в процессе повышения квалификации руководителей школ
- 1. 1. Профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения и возможности ее развития средствами исследовательской работы
- 1. 2. Научно-теоретические основы исследовательской работы слушателей на факультете повышения квалификации
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Опытно-экспериментальная апробация и результаты исследовательской работы слушателей факультета повышения квалификации как средство развития исследовательской компетентности
- 2. 1. Диагностика исследовательской компетентности слушателей ос факультета повышения квалификации
- 2. 2. Развитие исследовательской компетентности руководителей образовательных учреждений на основе моделирования исследовательских ситуаций в процессе обучения на факультете повышения квалификации. ^
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дис.. д-ра пед. наук / В. А. Адольф. — М., 1998.
- Акименко, В.М. Управленческая культура личности как социально-педагогический феномен высшего профессионального образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / В.М. Акименко-Липецк, 2001.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань, 1998. — 238 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 2001.
- Ануфриев, А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002.
- Асмолов, А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990.-367с.
- Афанасьев В.В. Управленческая проблема как объект педагогических исследований / В. В. Афанасьев, П. И. Пидкасистый // Педагогика. -2001:-№ 5.-С. 24−28.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.
- Безрукова, B.C. Директору об исследовательской деятельности школы/ B.C. Безрукова. М.: Сентябрь, 2002.
- Берестова, Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная компетентность руководителей: автореф. дисс.. канд. психол. наук/Л.И. Берестова. М., 1994.
- И.Берулава, М. Н. Современные приоритеты организации научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания в педагогическом вузе / М. Н. Берулава // Актуальные проблемы образования. -М, 1993.-С. 3−12.
- Богачек, И.А. Философия управления / И. А. Богачек. СПб., 1999.
- Боди, Д. Основы менеджмента: пер. с англ / Д. Боди, Р. Пэйтон- под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 816 с.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной технологии /В.А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 5. -С.9−14.
- Браже, Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога / Т. Г. Браже // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 18 — 20.
- Бык, И. С. Проблемы организации и эффективности научной деятельности в вузах / И. С. Бык. Киев: Вища шк., 1982.
- Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотиваций / В. Васильев // Нар. образование. 2000. — № 9. — С. 177 — 180.
- Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Васильева, Э.А. Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе / Э. А. Васильева // Сб. науч. тр. / под ред. В.Р. Григорьева- Моск. ордена Дружбы народов ин-т им. М. Тореза. М., 1990. — Вып. 348.
- Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов / под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988.
- Введенский, В.Н. Моделирование компетентности педагога /В.Н. Введенский // Педагогика. 2004. — № 6. — С. 13 -18.
- Вершловский, С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы / С. Г. Вершловский. М.: Педагогика, 1987.
- Вершловский, С.Г. Становление андрагогики как науки и учебного предмета / С. Г. Вершловский // Методист. 2002. — № 2. — С.76 — 81.
- Вершловский, С.П. Особенности профессионального становления молодого учителя / С. П. Вершловский, Н. П. Литвинова, Т.М. Симакова// Сов. педагогика. 1987. -№ 6. — С. — 56 — 61.
- Взаимосвязь теории и практики в процессе повышения квалификации педагогических кадров: сб. науч. ст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Флаха, С. Г. Вершловского. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
- Видинеев, С.А. Психолого-педагогические особенности инновационной деятельности директора школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Видинеев. Курск, 2003.
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / под ред. Т.Н. Шамовой-М., 1991.
- Вопросы организации и методики научно-исследовательской работы студентов вузов БССР / под общ. ред. А. А. Соломонова, Б. М. Фиха. — Минск: Изд-во БГУ, 1975.
- Вопросы подготовки менеджеров образования: управленческая коммуникация и профессиональное развитие специалистов: учебное пособие для системы доп. проф.-пед. образования / сост.: Т. Г. Бадешко,
- A.В. Зеленцова, А.Н. Кузибецкий- науч. ред. А. Н. Кузибецкий. Волгоград: Перемена, 1999. — 134 с.
- Вырщиков, А.Н. Активные методы обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в условиях перестройки народного образования: метод, реком. / А. Н. Вырщиков, Н. К. Сергеев,
- B.В. Сериков. Волгоград, 1986. -27 с.
- Гак, В.Г. Франко-русский словарь активного типа / под ред. В. Г. Гака, Ж. Триомфа. М.: Рус. яз., 2000. — С. 205.
- Гершунский, Б.С. Перспективы развития непрерывного образования/ Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1998.
- Григорьева, Е. Подготовка педагогов-исследователей в учительской академии / Е. Григорьева // Нар. образование. 2001. — № 7. — С 70 — 72.
- Гришина, Е.А. Процесс формирования коммуникативных умений специалиста-менеджера: автореф. дис.. канд. пед. наук /Е.А. Гришина. Волгоград, 1999. — 18 с.
- Гришина, И.В. Профессиональная компетентность директора школы: теория и практика формирования: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. В. Гришина СПб., 2004.
- Громкова, М.Т. Педагогические основы образования взрослых/ М. Т. Громкова. -М.: Изд-во МСХА, 1993. 166 с.
- Гущина, Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Гущина. Ярославль, 2001.
- Деятельность: теории, методологии, проблемы: сборник/сост. И. Т. Касавин. -М.: Политиздат, 1990.
- Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной компетентности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. пед наук / К.М. Дурай-Новакова. М., 1983.
- Дышлевый, И.С./ Регуляция творческой деятельности / И.С. Дышле-вый, JI.B. Яценко. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1986 — С. 12.
- Жилина, А.И. Подготовка и карьера руководителей системы образования / А. И. Жилина // Педагогика. 2001.- № 5. — С. 12−16.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В. И. Загвязинский. Тюмень, 1995.
- Загвязинский, В.И. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. М.: Знание, 1992.
- Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. -СПб., 1995.
- Заир-Бек, С. И. Стратегии рефлексивного обучения студентов в педагогических вузах / С.И. Заир-Бек // Педагогика в вузе как учебный предмет: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГТУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Зарубежный опыт. Образование взрослых и социальные перемены // Проблемы непрерывного образования взрослых и социальные перемены: информ. бюл. СПб.- Новгород- Псков, 1994. — С. 15−38.
- Зембицкий, Д.М. Проблемы повышения квалификации работников образования: сборник / Д. М. Зембицкий. Ростов н/Д.: Рост. кн. изд-во, 1993.-62 с.
- Змеев, С.И. Андрагогика: становление и пути развития /С.И. Змеев // Педагогика. 1995. -№ 2. — С. 64 — 67.
- Змеев, С.И. Образование взрослых в России и в мире / С. И. Змеев // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 106 -108.
- Иванова, Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Иванова. Волгоград, 1990.
- Изучение профессиональных запросов и потребностей педагогических кадров народного образования: сб. науч. тр. / под ред. Е. П. Тонконогой. Л.: Науч.-исслед. ин-т общ. образования взрослых: Акад. пед. наук СССР, 1977. — С. 99.
- Ильин, B.C. Целостный подход как тенденция теории и практики народного образования / B.C. Ильин // Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе: тез. докл. Всесоюз. конф. Волгоград, 1986.
- Информационное обеспечение прогнозирования развития системы непрерывного образования: сб. науч. тр. / под ред. Б. С. Гершунского, Л. М. Сидон. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 128 с.
- Исследование проблем психологии творчества: сб. ст. М.:Наука, 1983!
- Исследование развития познавательной деятельности. / под ред. К. Брунера. М.: Педагогика, 1971.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М., 1974.
- Калашников, А.П. О методах научной работы студентов: учеб. пособие по науч. работе студентов / А. П. Калашников, В. А. Утышев. -Петрозаводск, 1974.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1990.
- Карпетова, М.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателей образовательного учреждения: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Н. Карпетова. М., 2000.
- Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. -М.: Гардарики, 1999.
- Карпов, О.А. Научное образование в контексте новой педагогической парадигмы / О. А. Карпов // Педагогика. 2004. — № 2. — С. 20 — 27.
- Квиткина, Л.Г. Научное творчество студентов / Л. Г. Квиткина. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Колесникова, И.А. Развитие профессионально-педагогического качества в системе непрерывного образования / И. А. Колесникова // Изв. ВГПУ. Сер.: Педагогические науки. -2003- № 3. С. 82 — 89.
- Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / И. П. Калошина. М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Конар-жевский.-М., 1992.
- Коротков, Э.Н. Система комплексной оценки качества образования специалиста / Э. Н. Коротков // Высш. образование в России. — 2003. -№ 3.-С. 43−46.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исслед. / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.
- Краевский, В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования /В.В. Краевский. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 2629.
- Краевский, В.В. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система / В. В. Краевский // Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981.
- Краевский, В.В. Теоретико-методологические основы взаимосвязи научной и учебной работы кафедр педагогики как условие повышения качества профессиональной подготовки учителя /В.В. Краевский. — М.: Изд-во АПН СССР, 1988.
- Крамарова, Т.Ю. Система спецкурсов по единой проблеме как средство совершенствования учебно-научно-исследовательской работы студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Ю. Крамарова. — Тольятти, 2002.
- Кричевский, В.Ю. Управление школьным коллективом / В.Ю. Кри-чевский.-JT., 1985.
- Крокинская, O.K. Становление специалиста / O.K. Крокинская, под ред. Е. Э. Смирновой. Д.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1989. — С. 89.
- Крюкова, Е.А. Андрагогическая модель образования / Е. А. Крюкова // Изв. В ГПУ. Сер.: Педагогические науки. 2003. — № 1. — С. 93 — 98.
- Крюкова, Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: учеб. пособие к спецкурсу / Е.А. Крюкова- научн. ред. проф. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1998. — 106 с.
- Кузибецкий, А.Н. Компетентностный подход в проектировании целей профессиональной подготовки руководителей на основе личностной парадигмы образования / А. Н. Кузибецкий. Волгоград, 2002.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М., 1990.
- Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин// Вопр. психологии. 1986 — № 2.- С. 21−29.
- Кулюткин, Ю.Н. Образование в обществе социальных перемен /
- Ю.Н. Кулюткин // Проблемы непрерывного образования взрослых: информ. бюл. С-Пб.: Новгород- Псков, 1994. — С. 3 — 4.
- Кустобаева, Е. Управленческая культура директора школы: адекватная самооценка / Е. Кустобаева // Нар. образование. 2002. — № 1.-С.94- 99.
- Левитас, Г. Г. Компетенции и компетентность / Г. Г. Левитас // Нар. образование. 2004. — № 4. — С. 138 — 144.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Наука, 1977.-304 с.
- Лернер, И.Я. О построении логики дидактического исследования / И.Я. Лернер//Сов. педагогика. 1970.-№ 3. — С. 106−118.
- Линник, С.В. Инновации в повышении квалификации руководящих кадров образования. Менеджмент, маркетинг и экономика образования:. учеб. пособие / С. В. Линник, под ред. А. П. Егоршина. -Н.Новгород: НИМБ, 2001.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 56 — 61.
- Майданов, А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества/ А. С. Майданов. М., 1993.
- Макаренко, Г. И. Повышение профессиональной компетентности педагога через научно-исследовательскую деятельность / Г. И. Макаренко, С. А. Сулина, Т. Л. Тарасова // Дополнительное образование. -2004 № 4. — С. 22 — 28.
- Мареев, В.И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: теория и практика / В. И. Мареев. Ростов н/Д.: Изд-во РГТУ, 1999.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Знание, 1996.
- Матейко, А. Условия творческого труда / А. Матейко- пер. с поль. Д.И. Иорданского- под ред. и с послесл. Я. А. Пономарева. М.: Мир, 1970.
- Меерович, М.И. Технология творческого мышления / М.И. Мееро-вич Минск: Харвест- М.: ACT, 2000.
- Менеджмент в управлении школой / под ред. Т. И. Шамовой. М., 1992.
- Методические рекомендации к изучению процессуального аспекта мотивации самообразования студентов / Волгогр. с.-х. ин-т Волгоград, — 1991.
- Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности: сб. науч. тр. / под ред. Н. К. Сергеева, А. П. Горячева. Волгоград: Перемена, 1998.
- Модернизация управления образовательным учреждением: метод, пособие / под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. М.: АПКиПРО, 2004.- 162 с.
- Мюллер, В.К. Англо-русский словарь / В. К. Мюллер. М.: Рус. яз., 1977.-888 с.
- Научно-исследовательская работа слушателей в вузах МВД СССР: учеб.-метод., пособие / JI.M. Колодкин и др. Киев, 1983.
- Научно-исследовательская работа студентов как составная часть подготовки специалистов: материалы семинара в г. Суздале 8−9 окт.1980 г./ под ред А. В. Барабанщикова. М., 1981.
- Немыкина, И.Н. Дипломная работа: от выбора темы до защиты: метод. реком / И. Н. Немыкина. М.: АПК и ПРО, 2004.
- Нечаев, Н.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности / Н. Н. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Никитина, Г. В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. / Г. В. Никитин, В. Н. Романенко. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1992.
- Новиков, A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / A.M. Новиков. 2-е изд.- М., 1998.
- Новиков, A.M. Построение системы непрерывного образования / A.M. Новиков. М.: Изд. центр АПО, 2000.
- Обозов, Н.Н. Психологическая совместимость и срабатываемость как факторы эффективности труда / Н. Н. Обозов. Л., 1982.
- Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся / под ред Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. СПб., 2001.
- Обухов, А. Исследовательская деятельность как способ формирования-мировоззрения / А. Обухов // Народ, образование. 1999. — № 10. -С. 158−161.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд. стер. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
- Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре университета // Исследование современных педагогических проблем: сб. ст. молодых ученых / под ред. Е.С. Заир-Бек. СПб.: РГТУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Организация научно-исследовательской работы в вузе и ее влияние на подготовку специалистов: межвуз. сб. / Тирасп. гос. пед. ин-т им. Т. Г. Шевченко. Кишинев: Штиинца, 1982.
- Организация управления научным исследованием в вузах / О. И. Алексеева, И. Е. Рисин, В.Н. Эйтингон-Воронеж, 1981.
- Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Краевско-го.-М., 1981.
- Панасюк, А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая подготовка кадров / А. Ю. Панасюк. М.: Высш. шк., 1991.
- Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, JI.E. Басовский- под общ. ред. М. П. Переверзева. М.: ИНФА, 2002.
- Петров, Ю.А. Культура мышления. Методологические пробле мы научно-методической работы / Ю. А. Петров. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, поиски, решения: межвуз. сб. науч. ст. / науч. ред. П. К. Одинцов. Барнаул: Изд-во БГУ, 1996. — С. 158.
- Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание) / под ред. Г. А. Бордовского. СПб., 1994. — С. 19.
- Подчалимова, Г. Н. Теория и практика проектирования содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: автореф. дис.. д-ра пед. наук /Т.Н. Подчалимова. — Новосибирск, 2001.
- Полонский, В.М. Структура результата педагогического исследования / В. М. Полонский // Педагогика. 1998. — № 7. — С.26 -31.
- Полонский, В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский М.: Педагогика, 1987.
- Поташник, М.М. Оптимизация управления школой / М. М. Поташник.-М., 1991.
- Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК». — 72 с.
- Проблемы научного творчества в современной психологии/ под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971.
- Профессионально-творческая подготовка студентов в ВУЗе: сб.науч. тр. Вып. 348 / под ред. В.Р. Григорьева- Моск. ордена Дружбы народов гос. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. М., 1990.
- Психологические исследования творческой деятельности /под ред. О. К. Тихомирова. -М.: Наука, 1975.
- Психологические проблемы профессионального обучения: сб. ст. / под ред. B.C. Филатова, В. Д. Шадрикова. — Ярославль, 1972.
- Равен, Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. / Д. Равен. М.: Когито-центр, 2001.
- Растяников, А.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растяников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. -М.: ПЭРСЭ, 2002.
- Рогожкина, Н.В. Самодиагностика качества управления как средство развития профессиональной деятельности руководителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Рогожкина. Самара, 2003.
- Рубинштейн, C.JT. Очередные задачи психологического исследования мышления / C.JI. Рубинштейн // Исследование мышления в современной психологии / под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966.
- Рубинштейн, C.JI. Психологическая наука в России двадцатого столетия: проблемы, теории и истории / C. JI Рубинштейн- под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997.
- Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / под ред. B.C. Лазарева. М., 1995.
- Савинова, Л.Ф. Теория и практика проектирования и функционирования современной системы профессиональной переподготовки педагога: монография / Л. Ф. Савинова. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001.
- Сантурова, С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика / С. М. Сантурова. — М.: Просвещение, 1993.
- Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Нар", образование. № 4. — 2004. — С. 138 — 144.
- Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепции и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): монография / Н. К. Сергеев. СПб.- - Волгоград: Перемена, 1997.-166 с.
- Сериков, В.В. К проблеме формирования мышления у будущих учителей и руководителей школ / В. В. Сериков. Волгоград, 1991. —1. С. 35.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.
- Сериков, В.В. Общая педагогика: избр. лекции / В. В. Сериков. — Волгоград: Перемена, 2004.
- Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
- Ситникова, А.П. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии / А. П. Ситникова, А. А. Деркач, И. В. Епишина. М.: Луч, 1994.
- Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования / Я. Скалкова. М., 1989.
- Нб.Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.
- Симонов, В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом / В. П. Симонов. М., 1987.
- Скаткин, М.Н. Теоретико-методологические предпосылки нормативного педагогического прогнозирования /М.Н. Скаткин, Б.С. Гершун-ский // Прогнозирование развития общеобразовательной школы М., 1998.
- Скоробогатова, Г. Г. Компетенции и компетентность / Г. Г. Скоробо-гатова // Нар. образование. -2004. № 4. — С. 138- 144.
- Скуднова, О.Ю. К духовному диалогу через образование / О.Ю.Скуднова// Акмеология. 2004. -№ 1. — С. 30 — 34.
- Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя / В. А. Сластенин. М., 1993.
- Сластенин, В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Сов. педагогика. 1991.-№ 10. — С. 79−84.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995.
- Слободчиков, В.М. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. М. Слободчиков. -М., 1995.
- Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1988. — С. 241.
- Соколова, С.В. Формирование педагогической компетентности будущего преподавателя (на примере подготовки преподавателя специальных дисциплин): дис.. канд. пед. наук / С. В. Соколова. — Волгоград, 2004.
- Соловьева, Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / Н. Н. Соколова. М.: АПК и ПРО, 2003.
- Соляников, Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Соляников. СПб., 2002.
- Сорокин, Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах: учеб. пособие для пед. ин-тов / Н. А. Сорокин. М., 1986.
- Социальная психология: учебное пособие для вузов / под ред. проф. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001.
- Сухобская, Г. С. Развитие исследовательских компонентов деятельности учителя как условие совершенствования профессиональной подготовки: сб. науч. тр. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, С.Г. Вершлов-ского. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
- Технология обучения научно-исследовательской деятельности как фактор качественной подготовки научных кадров в педагогических университетах: коллективная монография / под ред. акад. РАО
- В.В. Лаптева. СПб.: РГТУ им. А. И. Герцена, 2000.
- Толковый словарь русского языка: в 4 т. т.1 / под ред. Д. И. Ушакова. -М.: ОГИЗ, 1935.
- Тонконогая, Е.П. Об одном из подходов к составлению профессио-граммы педагогических кадров / Е. П. Тонконогая, А. Ю. Кричевский // Сов. педагогика. 1991 — № 3. — С. 72 — 75.
- Торшина, К.А. Современные исследования проблем креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопр. психологии. — 1998. — № 4.- С. 123−132.
- Третьяков, П.И. Практика управления современной школой. Опыт педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. — М., 1995.
- Управление развитием школы: пособие для рук. образо-ват.учреждений / под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. — М.: Новая шк., 1995.-464 с.
- Управление развитием инновационных процессов в школе / под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М., 1995.
- Управление современной школой / под ред. М. М. Поташника. — М., 1992.
- Управление школой: теоретические основы и методы: учеб. пособие / под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр соц. и экон. исслед., 1997.
- Учебно-исследовательская работа студентов в педвузе: сб. науч. тр. / Рост. гос. пед. ин-т- под ред. Э. П. Козлова. Ростов н/Д.: РГТИ, 1981.
- Ушаков, К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы / К. М. Ушаков. М., 1995.
- Фишман, Л.И. Теоретические основы управления образовательным учреждением: пособие для рук. общеобразоват. шк. / Л. И. Фишман. -Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 1994. 112 с.
- Формирование аналитических умений в процессе подготовки резерва руководителей общеобразовательных школ: экспериментальные материалы. -М.: Акад. пед. наук СССР, 1985.
- Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: межвуз. сб. /под ред. В. Н. Васильева. Петрозаводск: ПТУ, 1983.
- Фролов, П.Т. Школа молодого директора / П. Т. Фролов. М., 1988.
- Хлебунова, С.Ф. Научно-педагогические основы содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / С. Ф. Хлебунова. Ростов, 1999.
- Худоминский, П.В. Основы внутришкольного управления / П.В. Ху-доминский.-М.: Педагогика, 1987.
- Хуторской, А. Деятельность как содержание образования / А. Хуторской//Нар. образование.-2003. № 8. — С. 108−112.
- Черникова, Т.В. Как управлять педагогическим коллективом развивающейся школы (практическое пособие для директора школы) / Т. В. Черникова. М.: Сентябрь, 2004. — 208 с.
- Черникова, Т.В. Психологическая поддержка в образовании: монография / Т. В. Черникова. М.: Изд. дом «МПА-Пресс», 2003. — 408 с.
- Черникова, Т.В. Управление развитием образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие / Т. В. Черникова. М.: ТЦ «Сфера», 2005. -304 с.
- Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1996.
- Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. М., 1990.
- Шамова, Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т. И. Шамова. М.: АПП ЦИТП, 1992.
- Шамова,. Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова. П. И. Третьяков, Н.К. Капустин- под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.-320 с.
- Шиян, О.Н. Аутопедагогическая компетентность учителя / О.Н. Ши-ян // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 63 — 68.
- Школа и учитель в зеркале модернизации образования: сб. науч.-метод. работ / под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. — М.: Меж-дунар. пед. акад., 2003.
- Щедровицкий, П.Г. Система педагогического исследования/ Г. П. Щедровицкий. М.: Изд-во «Педагогика и логика», 1970.
- Щедровицкий, П.Г. Очерки, концепции системы повышения квалификации / П. Г. Щедровицкий // Очерки по философии образования. — М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993.
- Штейнмец, А.Э. Исследовательские методы в традиционных занятиях / А. Э. Штейнмец // Научно-исследовательская работа студентов как составная часть подготовки молодых специалистов. / под ред А. В. Барабанщикова. М., 1980.
- Эксперимент в школе: организация и управление / под ред. М. М. Поташника. -М: Изд-во МГПУ, 1991.
- Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. — М., 1994.
- Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения. Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию / Б. Д. Эльконин. Красноярск, 2002.
- Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов /А.Ф. Эсаулов. М.: Высш. шк., 1982.
- Ярмахов, Б.Б. Менеджерский подход к руководству образовательным учреждением / Б. Б. Ярмахов // Администратор в системе образования: сб. учеб.-метод. материалов. Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 1999.-С. 32−44.
- Яценко, JT.B. Регуляция творческой деятельности / JI.B. Яценко, П. С. Дышлевой. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1986. — С. 12.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М., 2001.